Елецкая рояльная гармоника

Липецкая область, Елец
Места России

Елецкая рояльная гармоника

В середине 60-х годов в окрестностях Ельца появилась местная модель гармоники-русянки с более широкой правой клавиатурой и более длинными клавишами (обклеивались костью), чем у тульских гармоник. Работа по ее усовершенствованию продолжалась, и к концу 70 — началу 80 х гг. XIX в., получившая название елецкой рояльной гармоники. Правая сторона этой гармоники не отличалась от русянки, гриф и клавиатура были такой же конфиrypации, но диапазон увеличился, стандарт клавиатуры установился в 11 клавиш, и звуки стали одинаковыми как на сжим, так и на разжим меха.В 60-х годах гармоники делались двухголосыми, а в 70-е годы появляются три ряда голосов (два в унисон и один октавой ниже), на елецкой рояльной — планки медные с латунными голосами.С начала XX в. музыкальные возможности инструмента были расширены. К ряду белых основных клавиш, издающих звуки мажорной гаммы, был добавлен ряд черных клавиш (полутоны). Получилась клавиатура органно-фортепианного типа (эта гармоника получила название елецкой рояльной двухрядной). Возможности двухрядной рояльной елецкой гармоники в музыкальном и техническом отношении были значительными: на правой клавиатуре она имела все звуки полной хроматической гаммы, на левой большой выбор готового аккомпанемента.Мастера строили инструменты не по камертону, а на «слух». У каждого была гармоника, служившая эталоном для настройки, с нее копировался строй для новых образцов. Большие инструменты с фортепианной клавиатурой строили более тщательно, однако нередко можно было встретить гармоники, настроенные на полтона ниже (клавиша ДО соответствует СИ).На правой клавиатypе играли четырьмя пальцами. Рука обхватывала гриф, а большой палец находился в ременном ушке за грифом и в игре не участвовал. На левой стороне четырьмя пальцами играли на клавишах басов, большим пальцем — на аккордах (для удобства один ряд аккордов делался всегда в виде длинных черных клавиш). Существуют и инструменты, где на левой стороне клавиатуры располагаются в ином порядке: наружная клавиатура — аккорды, а внешняя — басы (для удобства игры). Хотя игра четырьмя пальцами и сковывала технические возможности гармонистов, их репертyар был обширен и разнообразен. На елецких гармониках играют сольно и в ансамблях, аккомпанируют хоровому пению.Большая заслуга в совершенствовании елецкой рояльной гармоники принадлежит талантливому елецкому мастеру Н.А. Черных, который в конце 20-х годов XX в. заведовал в Ельце музыкальной артелью. инструменты делались чаще всего на заказ, иногда на продажу и пользовались большим спросом. В 1935 г. артель распалась, а И.А. Черных уехал в Москву, где работал на фабрике музыкальных инструментов.В 2013 году, во дворе музея «Народных ремесел и промыслов» в целях возрождения одного из интереснейших народных промыслов, которыми так богат и знаменит этот древний город Елец, открылась МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕЦКОЙ РОЯЛЬНОЙ ГАРМОНИКИ.