Филимоновская игрушка

Тульская область, Филимоново
Места России

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка – один  из старейших промыслов России - является олицетворением бесхитростного и мудрого народного творчества.  По приданиям, первым мастером был беглый каторжник Филимон, именно он научил людей делать игрушки из глины. В честь него и назвали деревню, расположенную в Тульской области, недалеко от города Одоева.
По мнению археологов, Филимоновской игрушке уже более 700 лет, но возраст ее достаточно условен.  В деревне Филимоново мужчины  издревле занимались изготовлением посуды, а пожилые люди и дети, которым трудно было совладать с гончарным кругом, лепили игрушки и свистульки. Рядом с деревней располагается карьер, где залегает синевато-черная местная глина – синика. Именно эта глина обладает идеальными качествами для лепки игрушки: пластичная, но нежирная, синика при обжиге становится фарфорово-белой, и замечательно подходит для росписи.
Основные черты, по которым можно узнать Филимоновскую игрушку,- это плавная монолитная форма, скупость на детали и трехцветный яркий орнамент. Самые частные мотивы, встречающиеся в промысле: барыня, всадник, конек, олень, различные стилизованные звери и птицы. Те животные, которые стоят на двух ногах, держат в передних лапах предмет, например, гармонь или крендель. Все игрушки обязательно добрые, ни у одной  из них вы не найдете оскала или сурового выражения лица.  Даже медведь, наверное, самая необычная игрушка филимоновского промысла, смотрит с задумчивой улыбкой в зеркало.
Для опытного мастера процесс лепки фигурки не составляет большого труда. Сначала глину мнут руками, делая ее податливой и пластичной. Затем формируется камера свистка и вытягивается сама игрушка. Для фигурок характерен продолговатый силуэт, длинные шеи, колоколообразные юбки, - всё это обусловлено особенностями  изготовления игрушки, которую лепят из единого куска глины.
После обжига игрушка белеет и становится готовой к росписи. Раньше филимоновские мастера использовали для украшения изделий натуральные красители, а вместо кистей перья. Но когда в XIX веке появились сочные и невыцветающие анилиновые краски, перешли на них, ведь яркая игрушка и глаз радует, и продается лучше. Сегодня мастера работают кистями и красками на основе акрила, но количество используемых цветов не изменилось, их всего три: малиновый, зеленый и желтый.
Первый этап росписи – нанесение толстой кистью основных цветов. За ним следует просушка и второй (завершающий) этап более тонкой и детальной  прорисовки. Именно в этот момент на фигурке появляются узнаваемые «ёлочки», «звёздочки» и «солнышки» Филимоновской росписи.
Чтобы понять всю мудрость Филимоновского промысла, необходимо погрузиться в смысл его орнаментики. Игрушка сквозь века пронесла свою функцию – функцию оберега и наставника. В мотивах ее росписи не просто палочки и точки, а древние языческие символы, которые можно прочесть. Круг – это солнце, зигзаг – вода, ромбы и точки – засеянная земля, ёлочки – плодородие и взошедший урожай. Свистульки, которые спрятаны в игрушках, по древнему поверью отпугивали от дома нечистые силы, а сказание, которое можно было прочитать в игрушке, наставляло человека на правильный жизненный путь.
 
Узнать больше о Филимоновской игрушке и научиться правильно трактовать ее значение можно в одноименном музее в городе Одоеве. Там же у гостей есть шанс попробовать свои силы на мастер-классе. А еще Филимоновские мастера проводят ежегодный фестиваль «Поляна», где научиться работать с гончарным кругом может любой желающий.