Керамика и глиняная игрушка, Костромская область

Костромская область
Места России

Керамика и глиняная игрушка, Костромская область

Гончарный промысел в Костромской губернии существовал во всех уездах. Благодаря геологическим особенностям данной местности гончарное мастерство здесь процветало во всей красе. Практически вся крестьянская посуда была выполнена из глины. Глиняные сосуды, выполненные на гончарном круге костромскими мастерами, сохранили до наших дней архаичные формы и дали понятие о способах обработки мастерами керамики. Старинные керамические техники полива, чернолощения, росписи ангобами не утратили своей художественной свежести и используются современными гончарами в качестве обработки и декора глиняных изделий.
Особенно славилась своими гончарами Сусанинская земля. Лучшие мастера жили в деревне Петровское. Помимо горшков и посуды они лепили веселые пронзительные свистульки, которые получили большую известность во всем мире.
Петровская глиняная окарина (свистулька) – один из древнейших духовых инструментов. Особенности петровской игрушки заключаются в точности и гармоничности пропорций и утонченном силуэте.
Высохшие и покрытые свинцовым суриком изделия обжигаются в муфельной печи при температуре 850°С. Под слоем глазури, который образует в углублениях темные наплывы, узор становится более живописным и выразительным.
Круг сюжетов сусанинской игрушки невелик. Помимо фигурок куклы, коня и птицы, встречаются мужичок с гармошкой или балалайкой, собака, баран, олень, гусь, петух. Реже можно увидеть животных, которых трудно отнести к какому-либо зоологическому виду. Фантазия народных мастеров уводит их порой довольно далеко от реальности. Фигурки стоят на трех точках опоры – две передние ноги и хвост – свисток.
Изображения людей обычно архаичны, среди них стоит отметить изображения бабы с поднятыми к солнцу руками. Лепной декор и гравированный орнамент дают представление и о местном костюме – высокий кокошник, ожерелье, тонкий пояс, коса, собранная в пучок.
Распространенными мотивами декоративного орнамента являются: «елочки», вертикальные вмятинки, точки. Сам рисунок также несет символический характер (мотивы солнца, дерева и др.).
Вид рельефной декоративной отделки, выполненный вдавливанием (тиснением) археологи называют «ямочным», он существует тысячелетия и вот, в петровской игрушке, сохранился до наших дней. На груди у коней и птиц находят также солярные знаки.
«Петровская игрушка» зарегистрирована в 70-е гг. XX века по названию села, в котором проживал гончар П.А. Иванов, создавший из глины фигурки людей, животных, птиц. У мастера нашлось немало последователей, принявших его образную систему. Костромские мастера часто обращаются к оригинальным произведениям П.А. Иванова, что свидетельствует о том, что «Петровская игрушка» существует как феномен локальных традиций народного искусства.