Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка.

Владимирская область, Владимир
Места России

Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка.

Музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь. Вышивка. Лаковая миниатюра» в Троицкой церкви на Театральной площади создан в 1974 году. Он всегда был любим владимирцами и гостями города, которые с восхищением разглядывали творения мастеров стекла из города Гусь-Хрустальный и кудесников художественной вышивки и лаковой миниатюры из Мстёры. Но когда здание потребовало ремонта, учёный совет Владимиро-Суздальского музея-заповедника принял решение и об одновременном обновлении экспозиции.
Было задумано принципиально изменить отношение к показываемым произведениям гусевского стекла и мстёрских промыслов, чтобы уйти от традиционного экспонирования в обычных витринах. И с этой задачей с блеском справился давний друг музея московский художник Леонтий Владимирович Озерников. В его художественном решении особую роль играет благодатное пространство храма. Архитектура и декоративно-прикладное искусство выступают в единстве. И их слияние подчёркивает идею художника, выразить которую коротко может образ вечно текущей воды – «хрустальная река времени».
Входя под устремлённые ввысь своды зала, вы сразу попадаете в объятия берегов этой хрустальной «реки». Неслучаен даже цвет оформления пространства: серо-голубые и синие тона погружают нас в глубины не только времени, но и в тайны самого удивительного материала, с которым пришлось работать человеку. Его искристый блеск и внутреннее матовое сияние, игра всех цветов радуги и бесконечное разнообразие форм – заставляют и нас стать возвышеннее, благороднее и светлее.
Стекло зачаровывало человека с самого начала цивилизации. В Древнем Египте и Азии уже были опробованы почти все известные способы изготовления и обработки стекла. На территории средневекового Владимира археологи открыли следы работ со стеклянной поливой для керамики. А современную стекольную промышленность Владимирской области представляют 23 предприятия, в том числе только в колыбели местного стеклоделия – городе со звонким названием Гусь-Хрустальный – их семь.
Обо всём этом даёт возможность вспомнить хрустальная река, в гранях и зеркалах которой отражаются творения гусевских мастеров, начиная с работ стеклодувов XVIII века и заканчивая современными композициями. Стеклянные волны реки выносят на обозрение то штоф – времени основателя гусевского завода Акима Мальцова, то сервиз XIX века – времени славы разнообразной хрустальной грани предприятия Нечаевых-Мальцовых, то вазу начала XX века – изысканный и прихотливый модерн.
Время неостановимо, а потому стеклянный прилив «длиною» в четверть тысячелетия продемонстрирует авторские работы талантливых современных художников по стеклу, продолжающих традиции и классической алмазной грани, и гравировки, и гутной (самой старой) техники, а также поиски – в новой пластике, новой образной роли цвета. Передавать словами цвет и свет, тень и сияние композиций – дело неблагодарное. Красоту можно оценить, только любуясь ею.
Новое решение экспозиции позволяет теперь использовать её и как концертный зал, где в сказочном обрамлении органично зазвучит старинная и классическая музыка, романсы...
Совершенно по-иному представлены теперь и промыслы такого уникального центра декоративно-прикладного искусства как Мстёра. Произошло логичное объединение в отдельном зале показа художественной вышивки и лаковой миниатюры, в соседстве друг с другом они и зазвучали ярче. А камерные размеры этого раздела экспозиции, оформленного так, будто вы находитесь внутри ларца, концентрируют внимание на вышивках и лаковых миниатюрах. Они предстают перед зрителем настоящими жемчужинами в витринах, которые своим дизайном поддерживают тему «шкатулки для драгоценностей». И здесь хочется непременно отметить особенность новой выставки: кроме былинных, сказочных, исторических и других сюжетов лаковой миниатюры посетитель сможет увидеть святые образы, написанные в конце XIX – начале XX века, и современные иконы мстёрских художников.
Возрождается традиция крупнейшего в императорской России центра иконописания. До 1917 г. Мстёра поставляла иконы во все пределы российского государства. Несмотря на то, что с XVIII в. иконопись испытывала влияние реалистической манеры, а с конца XIX в. жёсткую конкуренцию с дешёвыми печатными и тиснёными иконами, Мстёра сохраняла секреты и традиции древнерусской живописи и ещё в начале XX века её называют «единственным питомником русской иконописи». После Октябрьской революции антирелигиозная пропаганда, массовое закрытие церквей и монастырей привели к практическому исчезновению промысла. Только в последние годы мастера лаковой живописи вновь возвращаются к древнему искусству. Художники снова работают по заказам церквей, монастырей, частных лиц. Всё чаще мстёрские иконы появляются на выставках, теперь представлены они и в нашей экспозиции.
 
Официальный туристический портал Владимирской области http://vladimirtravel.ru/