Китовая аллея на острове Ыттыгран

Чукотский автономный округ
Места России

Китовая аллея на острове Ыттыгран

В Беринговом проливе, неподалеку от бухты Провидения лежит маленький гористый остров Ыттыгран. Его берега обрываются в море крутыми скалами. Лишь со стороны соседнего острова Аракамчечен склоны горы полого спускаются к бухте с галечным пляжем. Тех, кто подплывает к ней, встречает величественное зрелище. На фоне скал и травы ярко белеет ряд плавно изогнутых столбов. А если подплыть поближе, то у самой кромки травы можно увидеть вкопанные в землю исполинские черепа. Это — знаменитая Китовая аллея, уникальный памятник культуры древних китобоев. Начало ее возникновения предположительно относят к XIV веку. Ничего подобного ей нет не только на Чукотке, но и во всей Арктике.
Китовая аллея была открыта только в 1976 году экспедицией Института этнографии АН СССР. Она состоит из двух параллельных рядов протяженностью 300 метров. Ближний к морю ряд образуют черепа гренландских китов, собранные в 15 групп по 2-4 штуки. Они вкопаны в землю носовой частью и возвышаются над ней на полтора метра. Выше по склону тянется ряд из челюстных костей китов, вкопанных вертикально и возвышающихся на 4-5 метров над землей. И еще на полметра они уходят в грунт. Вес одной такой челюсти — 250-300 килограмм, чтобы установить ее, нужны усилия нескольких взрослых мужчин. Впрочем, первоначальное положение сохраняют лишь 13 из 34 костяных столбов, остальные повалены временем и стихиями.
Аллея тянется почти на полкилометра. В пространстве между черепами и столбами ученые обнаружили выложенные из камня кольца шириной 1-2 метра, а также характерные ямы, служившие для хранения китового мяса и других продуктов промысла. Один из концов аллеи переходит в вымощенную камнем 50-метровую дорогу, поднимающуюся на склон горы. Она ведет к ровной круглой площадке, со всех сторон окруженной валунами. В центре ее лежит большой плоский камень, а рядом — очаг, сложенный из небольших камней.
Но сколько ученые ни искали, им так и не удалось обнаружить в Китовой аллее и вокруг нее ни единого предмета из человеческого обихода. Ни ножа, ни наконечника гарпуна, ни бусины или иного украшения. Ничего из того, что подсказало бы им, кто, когда и зачем создал эту циклопическую костяную постройку.
Согласитесь, в человеческих поселениях так не бывает. Значит, строители Китовой аллеи здесь не жили, а приплывали сюда специально и ненадолго. Зачем? На этот вопрос ответить не мог никто. Местные жители — эскимосы и чукчи — знали о существовании аллеи, но ничего не могли сказать о ее предназначении.
Сегодня ученые представляют прошлое острова Ыттыгран примерно так. Жители здешних побережий тысячелетиями жили охотой на морского зверя. Но до поры до времени их добычу составляли моржи и тюлени. И лишь около полутора тысяч лет назад морские зверобои начали регулярно охотиться на китов. Для людей, плавающих на утлых лодочках и вооруженных только каменными и костяными орудиями, такая охота была невероятно трудна и опасна. Для успеха нужно было много охотников — больше, чем мог выставить один род. Зато удачная охота давала столько мяса и жира, что всем участникам охоты хватало надолго. Отряды зверобоев из отдельных селений все чаще объединяли свои усилия. А для этого нужно было в определенное время собраться в определенном месте. И конечно же призвать на помощь могущественных духов — без их милости удачей не кончится никакая охота, а уж тем более такая опасная!
По мнению ученых, таким местом сбора китобоев и был остров Ыттыгран. Впрочем, они, видимо, собирались на нем не только перед выходом в море, но и после окончания охоты. Сюда буксировали туши убитых китов, здесь их разделывали, здесь делили мясо, жир и кожу. Все это складывали в мясные ямы, и мерзлая земля острова хранила богатые трофеи до следующего сезона. Разумеется, дележ превращался в шумный праздник. Китобои пировали, поминали славных предков, обменивались подарками и опытом, рассказывали охотничьи истории, пели и плясали. Возможно, здесь улаживали споры, заключали союзы, договаривались о будущих браках — ведь невесту обязательно надо брать из другого рода. Возможно, именно здесь юноши, впервые участвовавшие в большой охоте, проходили посвящение в полноправные члены рода. Ученые полагают даже, что здесь проходили и спортивные состязания — молодые охотники соревновались в беге, борьбе, поднятии тяжестей. А в урочный час самые уважаемые люди — шаманы и старейшины — удалялись в сторону и творили там особые обряды, чтобы обеспечить благополучие своих племен.
Археологические и другие данные говорят, что наивысшего расцвета традиционный китобойный промысел у берегов Чукотки достиг к XIV веку. Скорее всего, тогда и была создана Китовая аллея — чукотский Стоунхендж, межродовой ритуальный комплекс. Его сооружение заняло, вероятно, немало времени, но он не прирастал кусочками, а строился по заранее намеченному плану. Об этом говорят геометрически правильные очертания памятника. В течение примерно двух веков это место было центром духовной и хозяйственной жизни удивительной цивилизации морских зверобоев.
Но в XVI веке на берегах Берингова моря началось довольно сильное похолодание. С каждым годом в море становилось все больше ледяных полей и все меньше открытой воды. Киты меняли маршруты своих миграций и все реже приходили на прежние летние пастбища. Зверобоям пришлось вернуться к охоте на добычу помельче — моржей и тюленей. Такая охота не требовала больших охотничьих отрядов. Все реже собирались зверобои на празднества на Китовой аллее, пока вовсе не перестали ее посещать. Со временем даже рассказы о древних обрядах и обычаях изгладилась из памяти потомков китобоев. Для древнего святилища наступили века забвения.
Сегодня мы даже не знаем точно, какой народ воздвиг это удивительное сооружение. Вероятнее всего, это были эскимосы. Но отсутствие на острове предметов материальной культуры не позволяет доказать эту гипотезу. Против нее говорит и то, что у эскимосов Чукотки почти все обряды совершаются внутри жилищ, и лишь некоторые ритуальные действия выносятся на открытый воздух. Специальных культовых сооружений азиатские эскимосы не возводили никогда. А чего-либо подобного Китовой аллее нет ни у одной ветви эскимосского народа — ни на Аляске, ни в арктической Канаде, ни в Гренландии. Впрочем, ни у какого другого народа Севера таких памятников тоже нет.
Ответ на эту загадку знают только костяные столбы на острове Ыттыгран. Но они хранят молчание.
 
Материал подготовлен по заказу Министерства культуры РФ