Национальные праздники

Республика Башкортостан
Места России

Национальные праздники

Некоторые жители Башкортостана утверждают, что солнце в республике светит ярче, чем в других областях России, и люди живут веселее. Научно это доказать достаточно сложно, но то, что праздников в Башкортостане больше, чем в большинстве других регионов России, – факт.
В дополнение к общероссийским государственным и религиозным праздникам жители Башкортостана отмечают еще четыре: два мусульманских – Курбан - байрам (Праздник жертвоприношения, окончания Хаджа) и Ураза-байрам (праздник разговения,который знаменует завершение поста в священном месяце Рамадан) - отмечаются по мусульманскому календарю, даты меняются каждый год, и два государственных – День Республики – день принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан (11 октября) и День Конституции Башкортостана (24 декабря).
Важное место в жизни башкир,как и других народов,имели праздники,связанные с их хозяйственной деятельностью.Одним из таких праздников, проводившихся в период возрождения природы, у башкир был Каргатуй.Традиционно его устраивали весной после прилёта грачей, олицетворяющих, по народным воззрениям,пробуждение природы и вместе  с ней, на какое-то время оживление умерших предков.Участвовали в нём в основном женщины и подростки,могли присутствовать и мужчины.
Участницы празднества украшали деревья лоскутками разноцветных тканей,бусами,монетами,платками.В целях умилостивления природы и очищения устраивались соревнования, игры, хороводы. Варили ритуальную кашу (карга буткахы). После общей трапезы её остатки оставляли на пнях,деревьях, камнях с благопожеланиями: "Пусть поедят и грачи,пусть год будет плодоносным,жизнь благополучной".
Древнейшим праздником тюркских народов,в том числе башкир и татар,также отмечающимся в честь пробуждения природы,был и Сабантуй (Хабантуй, южных и юго-восточных башкир-бэйге).Прежде он праздновался перед весенним севом,в конце апреля.В далёком прошлом древние тюрки отмечали его в дни весеннего равноденствия,в марте.Позже он был отодвинут Наурузом на более поздние сроки.
Торжества начинались с общественных молений.Затем проходили традиционные игры и состязания:борьба на поясах(Куреш),конные скачки и стрельба из лука.Борьбу начинали мальчики.Вслед за ними состязались взрослые.Обычно награждали каждого участника,выигравшего одну-две схватки.Оставшийся непобеждённым объявлялся батыром и получал приз из рук самой молодой замужней женщины,что подчёркивало взаимосвязь женской природы с плодородием.
Одним из самых популярных видов состязаний на сабантуе были и остаются скачки.В скачках участвовали в основном мальчики  лет 10-15.Победители получали ценные подарки.Награждали обычно всех наездников и скакунов,считая,что никто с праздника не должен уйти без даров,призванных помочь исполнению желания как дарующего,так и получателя даров.
Скачки организовывались не только на сабантуях,но и на свадьбах и даже поминках.Во второй половине прошлого столетия сабантуй претерпел существенную трансформацию и модернизацию. Значение его обрядовых действий,естественно, утрачено. Он проводится после весеннего сева, на нём подводятся итоги полевых работ,награждаются передовики производства.Устраиваются нетрадиционные состязания: разбивание горшков с завязанными глазами,бой мешками,доставание монеты ртом со дна чаши с молоком.Сабантуи проводятся и в городах,а также в ряде областей с компактным башкирским и татарским населением, в Москве и Санкт-Петербурге.