Павловский Посад: цветочный рай Подмосковья

Московская область, Павловский Посад
Места России

Павловский Посад: цветочный рай Подмосковья

«Цветы России на ваших плечах» – так звучит девиз фабрики, где создают один из самых ярких брендов нашей страны – Павлопосадский платок. Мастера Павловского Посада объединили в своем изделии два исконно русских символа: цветы, которые прочно ассоциируются у иностранцев с Россией и традиционный головной убор.
Платок на Руси издревле имел не только утилитарное, но и сакральное значение. Столь нужный в нашем непростом климате аксессуар, он был и подарком, выражающим любовь и уважение, и приятным гостинцем с ярмарки, и обозначением социального статуса женщины, а также выполнял функцию оберега. По мнению наших предков, платок помогал хранить мысли в порядке и укрывал от посторонних взглядов женские волосы, которые всегда считались важной составляющей энергетического начала. Так платок стал обязательным атрибутом православной женщины – показаться на людях простоволосой считалось верхом неприличия. 
История Павлопосадского платка насчитывает более двух веков, но мануфактурное производство было налажено лишь 60-х годах XIX века купцами Грязновым и Лабзиным. За основу взяли цветочный мотив и набивную технику, заимствованную у персидских шалей, материалом же служила кремовая шерсть овец-мериносов. Отчего в условиях жесткой конкуренции именно Павлопосадские платки стали так популярны? Возможно, из-за удивительной яркости и выразительности готового продукта. Символом и любимым сюжетом стала знаменитая Павлопосадская роза. Цветочные гирлянды, медальоны, орнаменты и полосы разбегаются по шерстяному полотну, по краям размещаются крупные элементы, а в центре набиваются мелкие детали. В завершение каждое изделие обрамляется шелковыми кистями, что придает ему законченный, гармоничный вид.    
Первые набивные платки создавались в кустарных условиях, при помощи резных досок – цветок и манеров – которые окунали в краску, а затем делали оттиск на ткани. Манерами размечали контуры рисунка, а многочисленными цветками (каждая отвечающая за свой оттенок краски) заполняли пустое пространство шерстяного полотна. Интересен тот факт, что благодаря симметричности Павлопосадского платка, цветки и манеры изготавливались только на одну сторону из четырех, а три остальных пропечатывались под другим углом теми же инструментами. Работали преимущественно сильные мужчины, так как резные доски были довольно тяжелыми. Полотно растягивалось на столе, и очень аккуратно, чтобы не промахнуться и не испортить рисунок, набивался цвет за цветом. Со временем на смену цветкам и манерам пришли трафареты, работа была поставлена на поток, а качество возросло.
Сегодня на фабрике производство автоматизировано на всех этапах, за исключением двух: этапа разработки эскиза и этапа создания так называемой «клетки» - сеточки, сплетённой из шелковой бахромы, которая обрамляет платок. «Клеткой» украшают только самые большие шали 146 на 146 сантиметров.  Что до художников – они являются ключевым звеном в изготовлении Павлопосадского чуда, ведь первым шагом в создании изделия является прорисовка эскиза. Эскиз платка, точнее, его четверть, рисуют на миллиметровой бумаге, задают цвета (в одном платке, в зависимости от размера, не может быть больше 18-25 цветов), а затем утверждают на художественном совете.   - Для росписи используем гуашь, а основной эскиз делаем на миллиметровке, - разъясняет Елена Литвинова, один из фабричных художников, - технологии технологиями, но так уж повелось.   Каждый платок, выпущенный в мир, прошел этап строгого отбора профессионалами. Если эскиз утвердили – он отправляется на разработку к колористам, которые определяют несколько цветовых решений платка, и лишь после этого запускается производство модели, которая, спустя время, будет украшать чьи-то плечи или покрывать голову. 
Сейчас ассортимент мануфактуры значительно шире общепринятой классики. Разнообразие тканей - и нежный шелк, и скромный батист, и теплая шерсть – дополняется разнообразием мотивов. Помимо цветочного орнамента спросом пользуются современные тенденции – геометрический узор или сочетание декоративных фактур. 
Все желающие узнать полную историю Павлопосадского платка могут посетить музей при фабрике.