Царицынская пожарная каланча

Волгоградская область
Места России

Царицынская пожарная каланча

Пожарная каланча, как бы парящая над землей, выглядит настоящим осколком старого купеческого Царицына. Стремящееся ввысь здание оригинальной конструкции из красного кирпича с богато декорированным фасадом неизменно притягивает к себе внимание путешественников, приближающихся к Центральному железнодорожному вокзалу Волгограда поездами с южных направлений. На фоне массивных сталинских домов пожарная каланча кажется невесомой и воздушной. А в своё время была даже своеобразным небоскрёбом.
Каковы причины постройки этого аванпоста царицынских пожарных? Как известно, бурное развитие города Царицына началось с середины XIX века, когда пароходы стали теснить бурлаков, а через город прошла железная дорога. Тем не менее, жизнь в городе оставалась полной контрастов. Вот,  что сообщал о Царицыне конца XIX века энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: «Много новых домов хорошей архитектуры, масса роскошных магазинов, гостиницы, рестораны, несколько клубов, телефон – и наряду с этим полнейшее неблагоустройство: улицы плохо или совершенно немощёные, пыль в сухое и грязь в дождливое время». К тому времени окончательно обветшала старая деревянная пожарная каланча, и в 1891 году городские власти приняли решение возвести новую, соответствующую самым современным требованиям к столь значимым сооружениям. 
И вот строительство было завершено в 1897 году. Помимо 45-метровой каланчи комплекс зданий царицынской пожарной команды включал в себя семь пожарных депо, конюшни, казарму-общежитие, библиотеку и ломбард. Из общежития на втором этаже были проёмы в депо, оборудованные отполированными шестами — чтобы команда могла выехать незамедлительно по сигналу тревоги. На инженерные коммуникации власти не поскупились. Каланча стала одним из первых городских объектов, где ввели центральное отопление от угольных калориферов, было внедрено автономное водоснабжение и канализация. Впрочем, условия быта и зарплату пожарных правильно будет назвать символическими. Спали вповалку, на нарах и где придется, получали так, что едва хватало сводить концы с концами. И это при такой-то ответственности! Ибо в Царицыне, во многом остававшемся деревянным, пожары случались с завидным постоянством. 
Позже, в 1930-х годах необходимость в каланче отпала. По городу – уже Сталинграду - раскинулась широкая сеть телефонных проводов. Здания «сталинской архитектуры» потянулись ввысь, затрудняя обзор с вышки, да и возводились в кирпиче, который исключал распространение пламени на соседние постройки. Неподалёку вырос областной исполком, а после начавшихся репрессий и покушений на жизни видных лиц государства бдительность стала превыше всего. В связи с этим пожарную вышку посчитали позицией, удобной для снайперов и наскоро демонтировали.
После Сталинградской битвы в городе не осталось практически ни одного уцелевшего дома. Серьёзно пострадала и пожарная часть, от которой, по сути, остался лишь выгоревший остов. Но добротный кирпичный дом в конце 1940-х годов восстановили. Вместо пожарных сюда вселили спортклуб «Строитель», а потом добровольное спортивное общество «Труд». Правда для того, чтобы в бывшем депо и конюшнях оборудовать спортзал, строителям потребовалось снести часть конструкций. Это был уже третий капитальный ремонт и перестройка здания за время его существования.
Очередная смена владельцев строения произошла после распада Советского Союза, в лихие 90-е. Его выкупили молодые горячие банкиры. Доподлинно неизвестно, возникли у ребят проблемы с конкурентами или представителями налоговой инспекции, а может, окончилась неудачей какая-либо афера… Так или иначе, в 1995 году бывшая пожарная часть выгорела изнутри до основанья. Несколько лет руины пустовали, демонстрируя неколебимую мощь кирпичной кладки. А к столетию с момента постройки то, что от неё осталось, было передано Управлению автомобильных дорог.
Предстояло четвертое «архитектурно-хирургическое вмешательство» в структуру здания. И – редкий для новейшей российской истории случай – к вопросу реставрации заказчики подошли серьёзно. Дорожные строители организовали профессиональное исследование здания, архивов, музейных документов. Руководствовались, в том числе, и желанием возродить памятник в изначальном внешнем виде, приспособив его под свои нужды. Здание действительно восстанавливали тщательно. Даже саму пожарную каланчу воспроизводили классической царицынской тычковой кладкой — способом, когда лицевой кирпич выходит наружу исключительно торцом. Досконально повторили все элементы декора из отёсанного кирпича... И сегодня она играет свежими красками и радует глаз своими воздушными архитектурными формами. А теперь давайте поднимемся на верхнюю обзорную площадку и почувствуем себя на месте дозорных первой царицынской пожарной части…
Здесь, на смотровой площадке здания царицынской пожарной команды, находящейся на тридцатиметровой высоте, открывается прекрасный обзор центральной части города – вокзала, площади Павших борцов, поймы реки Царица, зданий, выстроенных в 1950-е годы. В хорошую погоду с каланчи просматриваются даже миражи-очертания города Волжского. А когда-то, когда еще не был распространен телефон, пожарные Царицына зорким взглядом обводили окрестности города – не горит ли чего и не пора ли с места в карьер на лошадях к месту происшествия? Только обзор по сравнению с теперешним был еще лучше. Нам стоило бы поднять площадку еще на 15 метров – мы поняли бы, насколько раздвинулся горизонт. 
На этом мы заканчиваем историю здания царицынской пожарной команды, людей, благодаря которым Царицын благополучно сменил деревянное облачение на кирпичное.
Официальный туристический портал Волгоградской области http://welcomevolgograd.com