Величие и трагедия Афанасия Никитина

Тверская область
Места России

Величие и трагедия Афанасия Никитина

Тверской купец Афанасий Никитин был великим путешественником, одаренным писателем и… величайшим авантюристом. Как и большинство его современников и соотечественников, Афанасий Никитин был человеком глубоко верующим, и, в первую очередь, именно его вера была испытана его же путешествием. По Индии Афанасий Никитин путешествовал, по одним данным, с 1469 по 1472 годы, по другим данным, с 1468 по 1474 годы,
Для такого рискованного мероприятия требовалось благословение. И оно было получено: «И пришел в Калязин монастырь к Святой живоначальной Троице, к Святым мученикам Борису и Глебу. И у игумена Макария и святой братии получил благословение».
Изначально путешествие готовилось основательно, политические и торговые интересы взаимно дополняли друг друга. Дело в том, что Афанасий Никитин ехал вместе с московским послом Василием Паниным, который направлялся к правителю туркменских племен, воевавших в то время с Османской Турцией. Но судьба, как это часто бывает, внесла свои коррективы, превратив хорошо продуманное предприятие в путешествие авантюриста-одиночки.
Потеря практически всего имущества уже в начале пути была, к сожалению, лишь началом его злоключений. Самым страшным испытанием для него было испытание верой, которое началось практически сразу. Ему обещают вернуть его единственную ценность – коня, предлагают деньги, но при условии, что он перейдет в ислам.
В первый раз трагедии удалось избежать. Но уже тогда, наверное, у Никитина появилось осознание неизбежности повторения подобной ситуации. По большому счету, у него не было выбора, если он хотел остаться в живых и довести свое рискованное предприятие до конца. Ведь он был совершенно один и, чтобы выжить, должен был пойти на самый тяжелый для верующего человека компромисс – на компромисс со своей совестью.
Не просто крик, а надрыв слышится в его словах: «Братья русские христиане, кто хочет пойти в Индийскую землю – оставь веру свою на Руси…». Нет сомнения, что Афанасий Никитин сколько мог старался хотя бы в душе оставаться православным христианином. Но жестокая действительность диктовала свои условия: «Горе мне, окаянному, с пути истинного сбился и не знаю уже, по какому пути пойду».
Вопрос вероисповедания для нас важен и в том смысле, что это вполне могло повлиять на дальнейшую судьбу Никитина. А вернее, привести к столь близкой развязке, которая наступила где-то под Смоленском. Сюда он попадает через Феодосию и Киев. Хотя, вполне возможно, роковым мог оказаться и тот товар, который привез из Индии Афанасий Никитин, или его зашифрованные записи.
В любом случае, трагическая смерть Афанасия Никитина должна иметь логическое объяснение. Маловероятно, что внезапно и своей смертью умер человек, который смог выжить в столь экстремальных условиях в течение нескольких лет. Тем более, что в своих путевых заметках он если и жалуется, то на муки духовные.
Никитин умер под Смоленском – это всего в нескольких днях пути от конечной цели. По существу, за свое путешествие, сделавшее его бессмертным, наш земляк заплатил своей жизнью.
Сегодня об этом удивительном человеке напоминают три памятника: в Твери, в индийском городе Ревданда и в Феодосии. Но самый главный – литературный памятник «Хожение за три моря», которое сразу после его смерти русские купцы Гридя Жук и Степан Дмитриев доставили в Москву дьяку великого московского князя Василия Мамыреву, и где оно было включено в московские летописные своды (вторая Софийская летопись) под 1475 годом. И только в 1820 году его текст был напечатан П.М. Строевым в «Софийском Временнике».
Имя его навсегда останется в ряду самих выдающихся путешественников не только России, но и всего мира.
Туристический портал Тверской области: www.welcometver.ru