Что такое бкл в москве
Перейти к содержимому

Что такое бкл в москве

  • автор:

История и характеристики Большой кольцевой линии

Валерий Степченков/ ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 1 марта 2023 года в Москве состоялось открытие пассажирского движения по всей Большой кольцевой линии метро. Президент РФ Владимир Путин участвовал в церемонии по видеосвязи, а мэр Москвы Сергей Собянин — очно. ТАСС подготовил материал об этой линии.

Основные сведения

Большая кольцевая линия (рабочее название — Третий пересадочный контур, ТПК) — новая кольцевая линия Московского метрополитена. На схеме метро обозначается бирюзовым цветом и номерами 11 (основная трасса) и 11А (ответвление от станции "Хорошевская" до станции "Деловой центр"). Это самая протяженная линия московского метро и третья по счету внутригородская кольцевая линия рельсового пассажирского транспорта в российской столице — после Кольцевой линии (на схеме метро — №5, поэтапно открыта в 1950-1954 годах), а также интегрированного с метрополитеном железнодорожного Московского центрального кольца (МЦК, на схеме — №14, открыто в 2016 году).

Полностью расположенная под землей БКЛ проходит на расстоянии от 3 до 10 км от Кольцевой линии, объединяет все существующие и проектируемые радиальные направления. Линия имеет протяженность 70 км и насчитывает 31 станцию. Они позволяют сделать пересадку на 20 станций других линий столичного метро, восемь пересадок на Московские центральные диаметры (МЦД), три — на МЦК. Все станции БКЛ подземные, в основном неглубокого заложения.

По словам Собянина, БКЛ сможет перевозить в два раза больше пассажиров, чем МЦК (среднесуточный пассажиропоток в 2019 году — 540 тыс. человек) и позволит сократить время движения в пути по некоторым направлениям в два-три раза.

История проекта

"Большим кольцом" Московского метрополитена во время строительства в 1940-х годах называлась современная Кольцевая линия — тогда проектировалось "Малое кольцо", которое должно было пройти под бульварами. В частности, на станции "Курская" сохранились надписи на путевой стене: "Курская большого кольца 1945-1949". Однако уже в начале 1950-х годов от проекта "Малого кольца" отказались.

Строительство второго кольца метро для разгрузки существующей Кольцевой линии предусматривал Генеральный план развития Москвы 1971 года. Новое метрокольцо должно было включить в себя короткую Каховскую линию и северо-восточный участок Сокольнической линии. Однако в советские годы строительство так и не началось, а после распада СССР экономические трудности долгое время мешали реализации столь крупномасштабного проекта. Специалисты на протяжении 1980-х — 2010-х ггодов обсуждали различные альтернативные проекты и варианты трассировки нового "пересадочного контура" — как в виде кольца, так и в виде хордовых линий. В 2006 году начальник московского метро Дмитрий Гаев ввел в употребление название "Третий пересадочный контур" (ТПК). Под первым пересадочным контуром подразумевались станции пересадок внутри Кольцевой линии, вторым контуром считалась сама Кольцевая, а третий контур предполагалось создать на расстоянии двух-трех перегонов от существующего кольца с учетом советского проекта второй кольцевой линии или пересекающихся хорд.

4 мая 2012 года правительство Москвы своим постановлением утвердило новую программу развития столичного метрополитена на срок до 2020 года. Она предусматривала строительство в 2012-2020 годах более 80 новых станций на существующих и новых линиях, включая ТПК.

Текущая трассировка линии была утверждена правительством Москвы 4 мая 2012 года, в дальнейшем неоднократно уточнялись названия проектируемых станций.

Пусковой участок от "Делового центра" до "Петровского парка" спроектировала компания "Метрогипротранс", оставшуюся часть линии — инженеры "Мосинжпроекта" и испанской компании Bustren. Было принято решение построить около 30 км тоннелей с применением испанского способа метростроения, когда для движения двух поездов в двух разных направлениях сооружается один тоннель большого диаметра, в котором параллельно укладываются пути. Такой стандарт предусматривает возведение станций не с одной островной платформой, а с двумя береговыми и выходами в торцах станции. Первоначально планировалось, что 20 станций будут иметь островную платформу, а десять станций — береговые, при дальнейшем проектировании число станций с береговыми платформами сократилось до семи. На линии построено три станции глубокого заложения — "Рижская" (63,5 м), "Марьина Роща" (70 м) и "Савеловская" (65 м).

На ранних этапах работы линии подвижной состав размещался в электродепо "Измайлово", в 2018-2021 годах поезда БКЛ обслуживались в новом электродепо "Солнцево". С 2021 года для нужд БКЛ используется модернизированное электродепо "Замоскворецкое", 20 февраля 2023 года к нему присоединилось электродепо "Нижегородское "(бывший Московский вагоноремонтный завод им. В. Е. Войтовича). Также поезда БКЛ будет обслуживать электродепо "Аминьевское", открытие которого намечено на 2023 год.

Проектирование и строительство новой кольцевой линии велось с ноября 2011 года силами АО "Мосметрострой", АО "Мосинжпроект" и ООО "СМУ Ингеоком". К строительству отрезка "Аминьевская" — "Проспект Вернадского" привлекалась компания "Си-ар-си-си рус" — российское подразделение китайской China Railway Construction Corporation Limited, CRCC).

28 декабря 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в Twitter о том, что участники интернет-сервиса правительства Москвы "Активный гражданин" выбрали новое название для ТПК — "Большая кольцевая линия". Официально оно было утверждено к открытию первого участка в 2018 году.

Этапы ввода в эксплуатацию

2018 год

26 февраля 2018 года было запущено пассажирское движение на первом участке БКЛ протяженностью 10,51 км, насчитывавшем пять станций:

  • «Деловой центр» (Пресненский район) в центральном ядре делового района «Москва-Сити», с пересадками на одноименную станцию Солнцевской линии метро, станцию «Выставочная» Филевской линии метро и платформу Тестовская железнодорожной линии D1;
  • «Шелепиха» (также в Пресненском районе) близ пересечения Шелепихинского шоссе со Шмитовским проездом. Пересадки на одноименную станцию МЦК и платформу Тестовская;
  • «Хорошевская» (Хорошевский район) на пересечении Хорошевского шоссе с 4-й Магистральной улицей; Пересадка на станцию «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии метро и станцию «Хорошево» МЦК;
  • «ЦСКА» (также в Хорошевском районе) на Ходынском бульваре, близ спортивных объектов ЦСКА;
  • «Петровский парк» (район Аэропорт) на Ленинградском проспекте, с переходом на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии метро.

30 декабря БКЛ получила продление до "Савеловской" (районы Савеловский и Бутырский), построенной рядом с Савеловским вокзалом (D1) с пересадкой на Серпуховско-Тимирязевскую линию метро.

В 2018-2020 годах отрезок БКЛ от "Шелепихи" до "Савеловской" эксплуатировался совместно с Солнцевской линией метро (на схеме обозначена желтым цветом и номером 8А). В дальнейшем участок "Деловой центр" — "Шелепиха" планируется передать в состав будущей Рублево-Архангельской линии.

2020 год

27 марта 2020 года был открыт участок БКЛ протяженностью около 8 км, насчитывавший три станции:

  • «Нижегородская» (район Нижегородский) на Рязанском проспекте, с пересадками на одноименные станции Некрасовской линии, МЦК и Горьковского направления Московской железной дороги (будущая линия D4);
  • «Авиамоторная» (район Соколиная Гора) с выходами к шоссе и проезду Энтузиастов и пересадкой на одноименную станцию Калининской линии метро;
  • «Лефортово» в одноименном районе, с выходами к улицам Солдатская, Наличная и Авиамоторная;

31 декабря 2020 года этот северо-восточный отрезок линии был продлен на север еще на одну станцию — до новой "Электрозаводской" (районы Басманный и Соколиная Гора). Она имеет выходы к Большой Семеновской улице, Семеновской набережной и Гольяновскому проезду, с нее можно пересесть на "Электрозаводскую" Арбатско-Покровской линии метро и одноименную станцию Казанского и Рязанского направлений МЖД.

До 16 февраля 2023 года включительно станции БКЛ от "Нижегородской" до "Электрозаводской" эксплуатировались в составе Некрасовской линии (на схеме обозначена розовым цветом и №15), после чего были переведены в состав большого кольца.

2021-2022 годы

1 апреля 2021 года открылся для пассажиров следующий участок БКЛ протяженностью около 4,5 км, имевший в своем составе две станции:

  • «Народное Ополчение» (район Хорошево-Мневники) с выходами на проспект Маршала Жукова, улицы Демьяна Бедного и Народного Ополчения;
  • «Мневники» (Хорошево-Мневники) с выходами на улицу Нижние Мневники и проезду Главмосстроя.

После открытия на этом западном участке БКЛ было организовано вилочное движение: после "Хорошевской" часть поездов следует до "Мневников", часть — до "Делового центра".

7 декабря 2021 года в пассажирскую эксплуатацию был введен фрагмент большого кольца протяженностью около 20 км, куда вошли сразу три отрезка: западный, юго-западный и южный. Для пассажиров заработали 10 станций:

  • «Терехово» (Хорошево-Мневники) в срединной части Мневниковской поймы, в районе перспективной жилой застройки;
  • «Кунцевская» (граница районов Кунцево и Фили-Давыдково). Построена вдоль Рублевского шоссе, между улицей Молдавская и путями линии D1 (МЦД-1), имеет пересадку на одноименные станции Арбатско-Покровской и Филевской линий и линию D1;
  • «Давыдково» (районы Фили-Давыдково и Можайский) на Аминьевском шоссе в районе примыкания к шоссе улицы Инициативная;
  • «Аминьевская» (район Очаково-Матвеевское) — также на Аминьевском шоссе в районе пересечения с Очаковским шоссе;
  • «Мичуринский проспект» (район Раменки). Построена вдоль улицы Удальцова и ее пересечения с Мичуринским проспектом, имеет пересадку на одноименную станцию Солнцевской линии;
  • «Проспект Вернадского» (район Проспект Вернадского), расположена параллельно улице Удальцова. Пересадка на одноименную станцию Сокольнической линии;
  • «Новаторская» (граница районов Проспект Вернадского и Обручевский) на пересечении Ленинского проспекта и улицы Новаторов;
  • «Воронцовская» (Обручевский район) между Старокалужским шоссе и улицей Профсоюзная. Пересадка на ст. — «Калужская» Калужско-Рижской линии;
  • «Зюзино» (районы Черемушки и Зюзино) на пересечении улицы Каховка и Севастопольского проспекта;
  • реконструированная «Каховская» (район Зюзино), которая раньше входила в состав упраздненной Каховской линии. Расположена на пересечении Чонгарского бульвара, улиц Каховка и Азовская. Пересадка на ст. «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии.

14 декабря 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин провел технический пуск (без пассажиров) движения на участке БКЛ между "Каховской" и "Каширской", а 30 декабря — на замыкающем участке кольца от "Каширской" до "Нижегородской".

2023 год

20 февраля началось движение поездов БКЛ с пассажирами по участку "Нижегородская" — "Электрозаводская", выведенному из состава Некрасовской линии.

1 марта в пассажирскую эксплуатацию переходят оставшиеся девять станций на южном, юго-восточном и северо-восточном участках линии:

  • Реконструированная «Варшавская» (районы Нагорный, Москворечье-Сабурово), до октября 2019 года принадлежавшая упраздненной Каховской линии и расположенная на пересечении Варшавского шоссе с Чонгарским бульваром;
  • реконструированная «Каширская» (районы Москворечье-Сабурово и Нагатино-Садовники; также ранее относилась к Каховской линии) на пересечении Каширского шоссе с улицей Маршала Шестопалова. Имеет пересадку на одноименную станцию Замоскворецкой линии, в н. в. закрытую в связи с реконструкций тоннеля;
  • «Кленовый бульвар» (район Нагатинский Затон) на пересечении Кленового бульвара и Коломенской улицы;
  • «Нагатинский Затон» в одноименном районе, на берегу Москвы-реки, с выходами на Коломенскую улицу;
  • «Печатники» в одноименном районе, с выходами к улице Гурьянова и пересадкой на Люблинско-Дмитровскую линию и железнодорожную линию D2;
  • «Текстильщики» (районы Печатники и Текстильщики), с выходами на Волгоградский проспект, Люблинскую и Шоссейную улицы. Пересадка на Таганско-Краснопресненскую линию метро и линию D2;
  • «Сокольники» в одноименном районе, с выходами на Сокольническую площадь, к улицам Стромынка, Русаковская, Сокольнический вал и др. Пересадка на одноименную станцию Сокольнической линии метро;
  • «Рижская» (районы Мещанский и Марьина Роща) с выходами на проспект Мира и Рижскую площадь, пересадкой на одноименную станцию Калужско-Рижской линии метро и линию D2;
  • «Марьина Роща» в одноименном районе, с выходами на Шереметьевскую улицу, 2-ю улицу и 5-й проезд Марьиной Рощи. Пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию метро и линию D2.

Перспектива

В перспективе к трем станциям БКЛ планируется присоединить строящиеся радиальные линии метро. Со станции "Народное Ополчение" предусмотрена пересадка на Рублево-Архангельскую линию, с "Новаторской" — на Троицкую линию, а с "Кленового бульвара" — на Бирюлевскую линию.

В Москве полностью запустили Большую кольцевую линию метро. Как выглядят новые станции и что БКЛ даст жителям

Напомним, строить Большое кольцо Москвы начали в 2011 году и построили его за рекордно короткий срок — 11 лет. Самый первый участок из 6 станций — от «Делового центра» до «Савеловской» запустили уже в 2018 году. К 2022 году работали уже 22 станции из 31. И вот, наконец, сегодня 1 марта, поехали и последние 9 станций на участке кольца, технический пуск которого был произведен 30 декабря 2022 года. Первые два месяца 2023 года его обкатывали, проверяя надежность и безопасность этой части сложнейшей подземной магистрали.

Названия большинства открывшихся сегодня девяти станций БКЛ москвичам хорошо знакомы. Это «Рижская», «Марьина Роща», «Текстильщики», «Печатники» и другие. Платформы с такими именами в подземке уже были, и новые станции Большого кольца стали пересадочными с ними. То есть у жителей, к примеру, Марьиной Рощи теперь больше вариантов, как доехать в ту или иную точку города. Ведь помимо «салатовой» ветки метро у них появилась и новая «голубая» — большая кольцевая.

А вот, например, станция «Нагатинский Затон» — новое имя на схеме столичной подземки. Метро жители одноименного района ждали еще с советских времен — отсюда рукой подать до Третьего транспортного кольца, однако без машины выбраться очень сложно. Например, от дома №3 на Коломенской улице до ближайшей одноименной станции метро Замоскворецкой линии идти пешком больше 40 минут. Можно, конечно, на автобусе, но дорога все равно займет до получаса.

Теперь же у жильцов этого дома метро появилось чуть ли не во дворе. В столичном департаменте транспорта подсчитали, что после ее открытия больше 21 тысячи местных жителей впервые получили подземку в пешей доступности. Поездки для них станут на 20-25 минут быстрее, а станция «Коломенская» Замоскворецкой линии разгрузится, поскольку часть ее пассажиропотока возьмет на себя БКЛ.

Вообще, главная задача нового кольца и его суть — сократить дорогу не только для москвичей, вблизи домов которых открываются новые станции, а вообще для всех пассажиров подземки.

Ни для кого не секрет, что в метро часто приходится совершать длинные перепробеги — например, ехать с окраины в центр, чтобы там пересесть и поехать по соседней линии обратно. Других вариантов зачастую нет — большинство пересадок сосредоточено в центре.

БКЛ во многом решает эту проблему — неслучайно

на новом кольце есть пересадки на 20 станций 11 других линий метро, три пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК), восемь пересадок на Московские центральные диаметры (МЦД) и 13 пересадок на линии железной дороги.

Благодаря новому кольцу подземки, у москвичей и гостей столицы появился больший выбор маршрутов передвижения по городу. Это приведет к снижению загруженности линий и сокращению времени, необходимого на дорогу», — говорит заммэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

Станции БКЛ

  • Лефортово
  • Авиамоторная
  • Нижегородская
  • Текстильщики
  • Печатники
  • Нагатинский затон
  • Кленовый бульвар
  • Каширская
  • Варшавская
  • Каховская
  • Зюзино
  • Воронцовская
  • Новаторская
  • Проспект Вернадского
  • Мичуринский проспект
  • Аминьевская
  • Давыдково
  • Кунцевская
  • Терехово
  • Мнёвники
  • Народное Ополчение
  • Хорошёвская
  • Шелепиха
  • Деловой центр
  • ЦСКА
  • Петровский парк
  • Савеловская
  • Марьина Роща
  • Рижская
  • Сокольники
  • Электрозаводская

Цифры и факты

  • Чтобы проложить БКЛ, метростроителям пришлось прокопать 150 км тоннелей.
  • 18 марта 2020 года был зафиксирован мировой рекорд, внесенный в Книгу Гиннесса: в Москве одновременно работали на строительстве метро 23 тоннелепроходческих комплекса, 13 из них — на Большой кольцевой линии. Предыдущий мировой рекорд был установлен в Катаре в 2015 году. Там работали одновременно 20 тоннелепроходческих комплексов.
  • С пуском БКЛ москвичи получат 47 пересадок на другие линии подземки, МЦК и МЦД.
  • По оценке мэра Москвы Сергея Собянина, проект БКЛ уже в 2024 году окупит себя за счет привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест и строительства недвижимости в его коридоре.
  • Пассажиропоток в будние дни составит 2,3 млн. человек к 2025 году. Сейчас число поездок по БКЛ превышает 600 тысяч человек в рабочий день. Каждый пятый пассажир БКЛ сегодня тот, кто раньше не пользовался метрополитеном.

Продолжение следует

При строительстве БКЛ были заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней и новые радиальные ветки метро: Рублево-Архангельскую линию — на станции «Карамышевская», Троицкую — на «Новаторской» и Бирюлевскую — на «Кленовом бульваре».

Новая кольцевая интересна еще и тем, что частично ее построили по испанской технологии в двухпутном исполнении. К примеру, на участке от «Мневников» до «Аминьевской» тоннели копали не два тоннелепроходческих щита, а один — диаметром десять метров. В этом большом тоннеле поезда идут рядом, по соседним путям, как электрички за городом.

А станции, соответственно, не островные, с платформой посередине и путями по бокам, а береговые, где в центре пути, а по бокам платформы. В столице прежде таких были единицы: «Александровский сад» и три станции — «Студенческая», «Кутузовская» и «Фили» на открытой Филевской линии. При этом для пассажиров особо ничего не меняется. Единственное, если случайно пропустить свою станцию, то на следующей просто не перейдешь платформу — придется подняться по переходу.

При этом у каждой новой станции БКЛ свой неповторимый облик — оригинальный дизайн, освещение, детали и т.д. Например, концепцию оформления станции «Терехово» выбирали на конкурсе, который выиграла компания Buromoscow. На станции много голого бетона, на который с помощью технологии цифровой печати нанесены рисунки — в основном силуэты людей. За освещение отвечают светильники в форме колец.

А архитектурное решение станции «Давыдково» — своеобразная дань признательности российским спасателям. Стены здесь украшают художественные барельефы из белого архитектурного бетона, изображающие спасателей, выполняющих разные задачи. На белом фоне необычно смотрится стена посередине станции, разделяющая ее надвое, — она ярко-красная.

В общем, прокатиться по новой линии стоит хотя бы из эстетических соображений — здесь действительно красиво и комфортно. Отдельного упоминания заслуживают поезда «Москва 2020» — это самые современные составы в столичной подземке, и БКЛ обслуживают только они.

О станциях Большой кольцевой линии *

Станция открыта 27 марта 2020 года, расположена на территории сквера у кинотеатра «Спутник» вблизи Солдатской и Наличной улиц.

Пассажиропоток: 135 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 13,5 тысячи человек в час.

Оформление: Станцию стилизовали под старинные гравюры ХVII-XVIII века. Монохромные тематические рисунки в кассовом зале и вестибюле напоминают пассажирам о богатом историческом наследии района Лефортово, в честь которого станция получила свое название.

Станцию открыли 27 марта 2020 года вдоль проезда Энтузиастов у пересечения с шоссе Энтузиастов и Казанским направлением Московской железной дороги.

Пассажиропоток: 399 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 39,9 тысячи человек в час.

Оформление: На разработку дизайн-проекта в авиационной тематике архитекторов вдохновило название станции. Форму деталей самолета повторяют колонны и светильники на платформе, а потолки из реечных панелей в вестибюле создают ощущение воздушных потоков.

Станция открылась 27 марта 2020 года между улицей Верхняя Хохловка и шоссе Фрезер возле пересечения с Рязанским проспектом.

Пассажиропоток: 400 тысяч человек в сутки.

Оформление: В дизайне «Нижегородской» отражен образ конструктора «Лего». Станцию поделили на части с помощью цвета, что помогает пассажирам ориентироваться. В отделке использовали современные материалы, в том числе крупноформатный керамогранит серого цвета, металлокерамические и керамогранитные панели желтого, оранжевого, зеленого и голубого цвета.

Станция обеспечивает кросс-платформенную пересадку на Некрасовскую линию.

Станция открылась 1 марта 2023 года между Шоссейной улицей и путями МЦД-2.

Оформление: Основным декоративным элементом станции стал двухуровневый потолок, визуально напоминающий вязальный или ткацкий станок — отсылка к названию станции. В отделке платформенной части и вестибюлей станции использованы натуральные природные материалы. Полы выложены гранитом светло-серого цвета, стены — мрамором светлых оттенков и металлическими панелями. Входные павильоны оформлены в белом, сером и синем цветах.

Станция открылась 1 марта 2023 года на пересечении улиц Гурьянова с Шоссейной.

Оформление: Интерьер станции выдержан в черно-белой цветовой гамме. Колонны, расположенные у эскалаторов и лестниц переходного моста, выполнены в виде композиции из двух букв «П». В торцах станции разместили скамейки в форме перевернутых букв «П».

Станция открылась 1 марта 2023 года вдоль Коломенской улицы, вблизи домов № 3 и № 5.

Благодаря размещению станции на мысе Нагатинской поймы, при выходе из нее пассажирам будет открываться вид на Москву-реку. Единственный вестибюль станции обеспечит выход пассажиров на Коломенскую улицу, к остановкам наземного транспорта и жилой застройке.

Оформление: Дизайн станции был выбран в ходе открытого международного конкурса, победителем которого стало московское архитектурное бюро Za Bor Architects. Основная идея оформления интерьера заключается в попытке использовать объект транспортной инфраструктуры в качестве музея, посвященного обитателям рек Московского региона и Нагатинского затона, в частности.

Станция открылась 1 марта 2023 года. Расположена вдоль Коломенской улицы у примыкания к ней Кленового бульвара, вблизи музея-заповедника «Коломенское».

Оформление: Элементы освещения в вестибюле станции метро «Кленовый бульвар» отсылают к культуре сетчатой керамики. Мастерская Archslon предложила концепцию, в которой она станет органичным продолжением культурного контекста района. Авторы включили в дизайн традиционные орнаменты, отсылки к народным ремеслам. Например, необычные источники света разработаны для зоны подуличного перехода и подземного вестибюля. Прообразом для них стали мотивы сетчатой керамики, которая была развита на территории Дьякова Городища в Коломенском.

Открылась после реконструкции 1 марта 2023 года. Расположена на границе районов Москворечье-Сабурово и Нагатино-Садовники (ЮАО) на пересечении улицы Маршала Шестопалова и Каширского шоссе, по которому и получила свое название.

Оформление: Двухзальная станция, выполненная как единая конструкция. Каждый из залов — колонная трехпролетная станция, сооруженная по типовому проекту из сборного железобетона. Залы разделены путевой стеной и соединены переходным мостиком. Во время реконструкции отделку станции обновили.

Открылась после реконструкции 1 марта 2023 года на границе районов Нагорный и Москворечье-Сабурово, на пересечении Варшавского шоссе с Чонгарским бульваром.

Оформление: Путевые стены отделали белой с голубым отливом керамической плиткой, колонны облицевали серо-желтым мрамором с голубыми вкраплениями, пол покрыли серым гранитом.

Открылась 7 декабря 2021 года после реконструкции. Ранее была частью самой маленькой линии метро Москвы — Каховской. Расположена в районе Зюзино (ЮЗАО), вблизи улицы Каховка.

Оформление: В рамках работ по реконструкции Каховской линии и ее будущему включению в состав Большой кольцевой линии была проведена замена всей отделки. Керамическая плитка на путевой стене заменена на белый мрамор со вставками черного на тех участках, где предусмотрено название станции. Литые вставки, посвященные Гражданской войне, сохранены. Мраморная облицовка колонн центрального зала заменена на более темную, а сами они расширены и дополнены черными пилонами в центральной части, в которых содержатся воздуховоды.

Открылась 7 декабря 2021 года вдоль улицы Каховка, у ее пересечения с Севастопольским проспектом.

Пассажиропоток: 150 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — более 15 тысяч человек в час.

Оформление: В дизайне «Зюзино» использованы серые, черные и желтые цвета. Путевые стены оформили алюминиевыми панелями. Главной особенностью станции стал декоративный подвесной потолок в виде пчелиных сот. При создании 3D-конструкции авторы проекта обращались к опыту архитекторов, работающих в футуристическом стиле. Он предполагает использование в архитектуре и дизайне природных форм.

Открылась 7 декабря 2021 года. Расположена на территории производственной зоны «Воронцово» в районе примыкания Хлебобулочного проезда к Профсоюзной улице.

Пассажиропоток: 300 тысяч человек в сутки с учетом пересадочных пассажиров, в утренние часы пик — 30,4 тысячи человек в час.

Оформление: «Воронцовскую» оформили в космической тематике: потолок украсил Млечный путь. Впервые в истории московского метро в отделке станции использовали кварцевый агломерат. Это искусственный камень, который отличается износоустойчивостью из-за отсутствия пустот. Потолок платформы состоит из 11600 алюминиевых «тарелок». С помощью программ трехмерного моделирования получилось сымитировать Млечный путь.

Открылась 7 декабря 2021 года на пересечении улицы Новаторов и Ленинского проспекта.

Пассажиропоток: 570 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 56,7 тысячи человек в час.

Оформление: При типовой конструкции «Новаторская» имеет ярко выраженный индивидуальный образ с узнаваемым колористическим решением. Главным ее акцентом является подвесной потолок из разноформатных панелей из триплекса с цветной пленкой оранжевого цвета трех оттенков. Кроме того, это первая станция московского метро, на которой применили стекло в качестве отделочного материала потолка. Оно в полной мере реализует свои оптические свойства: отражение, преломление, цвет, прозрачность, люминесценцию. Параметрическая композиция вызывает ассоциации с образом солнца, огня и энергии новаторства.

Открылась 7 декабря 2021 года вдоль улицы Удальцова у пересечения с проспектом Вернадского.

Пассажиропоток: 350 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 23,4 тысячи человек в час.

Оформление: Станция задумана в стиле хай-тек. Она имеет индивидуальный образ, основанный на сочетании геометрических форм теплого монохрома отделки потолка, пола, колонн и графически яркой темы путевой стены, переходящий в зоне пересадки в такую же тему из цветного стеклянного ограждения пересадочных ходов.

Открылась 7 декабря 2021 года вдоль улицы Удальцова у пересечения с Мичуринским проспектом, район Раменки.

Пассажиропоток: 400 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — около 23 тысяч человек в час.

Оформление: Основным выразительным элементом станции служат потолочные конструкции, представляющие собой чередование двух видов панелей со встроенными в нижнее ребро светильниками. Половина панелей выполнена из светопрозрачного материала с тонким листом нержавеющей стали, в котором лазерной резкой вырезаны китайские орнаменты. Белое стекло панелей подсвечивается спрятанными внутри светодиодами.

Открылась 7 декабря 2021 года. Расположена вдоль Аминьевского шоссе у пересечения с Киевским направлением Московской железной дороги (будущий МЦД-4), район Очаково-Матвеевское.

Пассажиропоток: 230 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — около 23 тысяч человек в час.

Оформление: Взгляд на этой станции сразу притягивает потолок. Он напоминает мягкие «волны-барханы», в вершинах которых «облачком» запроектированы группы точечных светильников. Темно-коричневые прямоугольные колонны из гранита выделяются на фоне пола, выполненного из полированного серого гранита.

Открылась 7 декабря 2021 года вдоль Аминьевского шоссе у примыкания к нему Инициативной улицы.

Пассажиропоток: 235 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 23,4 тысячи человек в час.

Оформление: Станция посвящена спасателям. В кассовом зале разместилось панно «Звезда спасения». В центре расположена икона Неопалимой Купины, покровительствующая МЧС, на периферии — пожарная каланча. На панно размещен девиз МЧС: «Предотвращение. Спасение. Помощь». На путевых стенах — барельефы, отражающие задачи МЧС.

Открылась 7 декабря 2021 года вдоль Рублевского шоссе, между Молдавской улицей и МЦД-1.

Пассажиропоток на период пуска: 30,2 тысячи человек в час.

Оформление: Оформили станцию в стилистике античной мозаики. Все поверхности — пола, стен и потолков — имитируют античную мозаичную технологию «тераццо» в светло-сером оттенке. На потолке также использовали глянцевые белые панели, они подобны просветам в скалах. Геометричность и прямые углы станции нивелируются крупными цилиндрическими светильниками.

Открылась 7 декабря 2021 года в срединной части территории Мнёвниковской поймы.

Станция «Терехово» находится в Мнёвниковской пойме. Эту территорию сейчас активно развивают: здесь строится жилье, уникальные спортивные объекты.

Оформление: Станцию украсили силуэты, которые нанесли на колонны с помощью технологии цифровой печати по бетону. Также здесь появились светодиодные светильники-кольца, которые распределяют свет в разные стороны. Пол выложен гранитом.

Открылась 1 апреля 2021 года. Расположена в северной части территории Мнёвниковской поймы. Два подземных вестибюля выходят к будущей жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта.

Оформление: Дизайн станции выбран в ходе открытого конкурса, победителем которого стало архитектурное бюро Тимура Башкаева. Особенностью в решении пассажирских зон является частичное повышение высоты главного вестибюля № 1 с формированием атриума с естественным освещением. Контраст достигается как за счет цветов — красное-серое, так и за счет фактур — глянцевая красная и матовая «бетонная». Основное цветовое решение станции сдержанное и строится на применении в облицовке стен и потолков материалов с имитацией бетонных поверхностей. Пол имеет однородное покрытие из светлого серого гранита.

Открылась 1 апреля 2021 года вдоль проспекта Маршала Жукова у пересечения с улицей Демьяна Бедного. В будущем со станции можно будет сделать пересадку на Рублево-Архангельскую линию.

Пассажиропоток на период пуска: 29 тысяч человек в час.

Оформление: В интерьерах вестибюлей и на путевых стенах платформы станции выделены зоны с тематическими рисунками, выполненными УФ-печатью на алюминиевых панелях. Тема рисунков — народное ополчение 1612, 1812, 1941 годов — взята из хроники событий тех времен.

Станцию открыли 26 февраля 2018 года на Хорошевском шоссе, между улицами Куусинена и 4-й Магистральной.

Пассажиропоток: Около 300 тысяч человек в сутки, в утренние и вечерние часы пик — не менее 27 тысяч человек в час.

Оформление: Колонны и часть путевых стен станции облицованы фиолетовым мрамором, по цвету Таганско-Краснопресненской линии, на которую отсюда можно пересесть. Пол и стены отделаны светло-серыми гранитом и мрамором. Потолок изготовлен из белых светоотражающих материалов. Дизайн станции исполнен в стиле авангард.

Открылась 26 февраля 2018 года.

Расположена на Шелепихинском шоссе, к северу от Шмитовского проезда и к западу от линии Московского центрального кольца.

Станция обслуживает существующие и перспективные жилые и деловые комплексы, расположенные в районе Большого Сити (Шелепихинская набережная, Магистральные улицы), а также находится в пешей доступности от района Москва-Сити. Станция «Шелепиха» вошла в состав одноименного ТПУ (транспортно-пересадочного узла), обеспечивающего пересадку между БКЛ и МЦК (Московским центральным кольцом) в теплом контуре. Кроме того, организована пешеходная связь с платформой Тестовская Смоленского направления МЖД.

Оформление: Основными цветами в отделке станции стали белый, желтый и черный. Шестиметровые белые колонны неправильной формы создают иллюзию высоких потолков, сами потолки отделаны черными и желтыми пластинами. Платформа покрыта гранитом, стены — мрамором.

Открылась 26 февраля 2018 года в центре Московского международного делового центра «Москва-Сити».

Из вестибюля станции пассажиры могут попасть в зону торгово-развлекательного комплекса «Афимолл» в центральной части «Москва-Сити». В центр «Москва-Сити» ежедневно приезжает на работу, за покупками, на деловые встречи не менее 300 тысяч человек. И вместе со строительством новых объектов количество посетителей будет расти.

Станция оснащена лифтами для маломобильных граждан.

Оформление: Внешний вид «Делового центра» перекликается с дизайном «Москва-Сити», частью которого является станция. Колонны и потолок облицованы металлом, ограждения балконов и витражи сделаны из стекла. На потолке установлены панели голубого цвета, символизирующие наличие пересадки на Филевскую линию. К северному балкону станции примыкают поперечные коридоры, ведущие к станции «Деловой центр» Солнцевской линии.

Станцию открыли 26 февраля 2018 года на территории парка «Ходынское поле», на месте Центрального аэродрома им. Фрунзе, между Ходынским бульваром и заброшенной взлетно-посадочной полосой.

Один из выходов со станции выводит к Дворцу спорта «Мегаспорт», одному из крупнейших спортивных объектов Москвы. Здесь проводятся различные спортивные турниры — по хоккею, фигурному катанию, собирающие под сводами стадиона около 15 тысяч зрителей.

Пассажиропоток: Около 120 тысяч человек в сутки, в утренние и вечерние часы пик — 12 тысяч человек в час.

Оформление: Дизайн станции содержит отсылки к Центральному спортивному клубу армии, именем которого она названа. Основными цветами служат красный и синий.

Станцию открыли 26 февраля 2018 года около стадиона «Динамо» и Петровского парка.

Пассажиропоток: Более 245 тысяч человек в сутки, в утренние и вечерние часы пик — 24,5 тысячи человек в час.

Оформление: Станция оформлена в зеленой цветовой гамме, по цвету Замоскворецкой линии, на которую с нее можно пересесть. Платформа станции отделана серым и черным гранитом, путевые стены — белым мрамором, колонны — зеленым мрамором. В дизайн станции вписаны изображения Петровского путевого дворца, находящегося неподалеку и парковой архитектуры.

Станцию открыли 30 декабря 2018 года на площади Бутырской Заставы (она же — площадь Савеловского вокзала).

Пассажиропоток: Более 290 тысяч человек в сутки, в утренние и вечерние часы пик — почти 30 тысяч человек в час.

Оформление: Станция оформлена в серой цветовой гамме, по цвету Серпуховско-Тимирязевской линии, на которую с нее можно пересесть. Отделка станции выполнена с использованием серого и белого мрамора, а также серого и черного гранита. Местная «фишка» — необлицованные тюбинги, которыми служат отделкой путевых стен и части поверхностей пилонов. Такое простое, на первый взгляд, решение сделало станцию запоминающейся.

Станция открылась 1 марта 2023 года вдоль 5-го проезда Марьиной Рощи.

Пассажиропоток: 272 тысячи человек в сутки, в утренние часы пик — более 27 тысяч человек в час.

Оформление: Дизайн станции «Марьина Роща» определил Международный архитектурный конкурс. Победитель — архбюро AI-Architects. Колонны на платформах напоминают пузатые фарфоровые чайники. Мраморные плиты выглядят так, словно на них есть мелкие трещины. Вестибюль украшают шары диаметром 2,5 метра. В качестве основного материала используется полированная нержавеющая сталь.

Станция открылась 1 марта 2023 года на Рижской площади.

Пассажиропоток: 280 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 28 тысяч человек в час.

Оформление: На центральной стене перед выходом со станции расположилось декоративное цифровое табло, которое будет показывать текущее время. Табло решено сделать в форме арки — этот элемент лежит в основе дизайна всей станции и несет в себе идею временного портала. Платформу украшают 12 металлических арок высотой до четырех метров со встроенной подсветкой. Арка — символ приглашения войти в город. Ее элементы есть и внутри Рижского вокзала.

Станция открылась 1 марта 2023 года у главного входа в парк «Сокольники», на Сокольнической площади между улицами Русаковская и Сокольнический Вал.

Станция «Сокольники» выглядит самой символичной. Именно отсюда в 1931 году, более 90 лет назад, начиналось строительство Московского метрополитена. «У самых первых наших предшественников в 1931 году в распоряжении было всего две повозки, одна лошадь, четыре лопаты и три киянки в руках. Тем не менее всего за четыре года они построили 13 прекрасных станций, — напомнил журналистам Сергей Жуков, руководитель «Мосметростроя». — Сегодня у нас другая техника, современные материалы, но главное, что мы продолжаем строить метро и оно остается лучшим в мире. Новые»Сокольники», соединенные переходом со станцией исторической, — свидетельство тому».

Пассажиры, которые впервые спустятся здесь под землю, обнаружат еще и своего рода музей метростроения. Со стен платформы новой станции смотрят портреты реальных метростроителей 30-х годов.

«Мы нашли их фотографии и плакаты той поры в архивах города. Сделали с них компьютерную графику, и теперь лица первых метростроителей навсегда останутся с нами», — рассказал корреспонденту «РГ» руководитель проекта всех трех станций нового участка архитектор Александр Орлов. Чьи-то имена из этих строителей прошедшие годы уже стерли, но есть и те, кто навсегда вошел в историю. Например, улыбчивая девушка с выразительными глазами и отбойным молотком на плечах — это Татьяна Федорова. Проходчица, бригадир бетонщиков. За свой ударный труд на строительстве «Сокольников» она стала Героем Социалистического Труда, а потом уже руководила строительством и других станций, пройдя путь до заместителя руководителя «Метростроя».

Пассажиропоток: 313 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — более 31 тысячи человек в час.

Оформление: Декоративно-художественное оформление станции БКЛ «Сокольники» посвящено строительству первых станций Московского метрополитена: на светоотражающих панелях потолка размещены фрагменты плакатов тех лет. Одну из путевых стен и часть потолка превратили в большое декоративное панно в стилистике выдающихся художников и архитекторов-авангардистов, среди которых такие родоначальники русского конструктивизма и супрематизма, как Казимир Малевич, Владимир Татлин и Эль Лисицкий.

Станция открылась 31 декабря 2020 года вдоль Семеновской набережной у примыкания ее к Казанскому направлению Московской железной дороги.

Пассажиропоток: 337 тысяч пассажиров в сутки, в утренние часы пик — 33,7 тысячи пассажиров в час.

Оформление: Яркой отличительной чертой станции служит размещенное на путевой стене панно длиной 163 метра работы художника Александра Рукавишникова «Битва героев», на котором отображен собирательный образ защитника Древней Руси. Панно выполнено на стекле в технике многоцветной печати. В сочетании с другими декоративными элементами станции — подсветкой и объемными конструкциями — на станции создана целостная пространственная композиция.

«Поехали!» Самое большое метрокольцо в мире и другие удивительные факты про БКЛ

«Поехали!» Самое большое метрокольцо в мире и другие удивительные факты про БКЛ

1 марта в Москве открыли БКЛ, самую большую кольцевую линию в мире – 70 километров. Грандиозный проект, который по сложности сравнивают со строительством Крымского моста. Обозреватель «МИР 24» Анна Бажайкина одной из первых прокатилась по новому кольцу.

Их лодка любви в семейную жизнь отчалила под стук колес. Саша работает в метро, да и первое свидание с Катей полгода назад тоже произошло в московской подземке. Вот и решили, что станет для них обручальным Большое кольцо в день открытия.

«Спасибо огромное метростроителям! Они совершили подвиг, труд можно назвать героическим, работали они в сложнейших условиях», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин.

На платформе лишь малая часть метростроевцев. БКЛ возводили 20 тысяч человек. С таким размахом, как никто в мире. Только кабеля по кольцу – 25 тысяч километров, это больше половины экватора. БКЛ окутало Москву всего за 12 лет.

БКЛ назвали вторым сердцем столицы. Биться в полную силу оно начало в первый день весны. Запустили его на станции «Сокольники». Повсюду панно и плакаты в честь метростроевцев. Тех, кто начал работу под землей еще в начале 30-х прошлого века. «Создадим дворцы для народа» – девиз метростроевцев того времени. Станции с лепниной, панно и мозаикой стали шедеврами архитектурной мысли. Первым пассажирам БКЛ тоже есть на что посмотреть.

До платформы станции «Марьина роща» – три минуты на эскалаторе. Он теперь самый длинный в Москве – почти 130 метров, 724 ступени. Пузатые бочонки с декоративными трещинами. Так дизайнеры изобразили фарфоровую посуду. Отсылка к чаепитиям у графа Шереметьева. Его усадьба как раз неподалеку от Марьиной рощи. А встроенная внизу подсветка будто подвешивает огромные колонны в воздухе.

«Нагатинский затон» – станция-музей. Вдоль платформы – обитатели московских рек из натурального камня. Самое большое изображение: щука 14 на 3,5 метра, а вокруг караси и окуни. А вот на выходе в наземном павильоне нужно смотреть на потолок – здесь 115 квадратных метров золотой чешуи», – отметила журналист.

Свечение на станции ЦСКА беглым взглядом не заметишь. Колонны облицованы лабрадоритом. С виду темные, но под определенным углом появляются синие переливы. Световые линии стали акцентом и на станции «Рижская». 16 арок – как символ въезда в город. Это если смотреть по сторонам. А наверху под потолком – огромная плазма «Ковер-самолет». Изображение для арт-инсталляции создала нейросеть.

Узоры демонстрируют возможности интернета в метро. Он летает. В прошлом году во всех тоннелях почти как дома – 78 мегабит в секунду. На БКЛ будет 120. В каждом вагоне метро по 48 USB-розеток. Это составы новой серии «Москва-2020», просторные, бесшумные. Именно они будут курсировать по новому кольцу.

Полный круг состав делает за 87 минут. БКЛ – это 31 станция, 47 пересадок на другие линии метро, МЦК, МЦД и электрички. Перебираться из одного района в другой можно, не заезжая в центр. Например, путь от «Печатников» до «Рассказовки» стал на полчаса меньше. В полтора раза быстрее можно доехать от «Каховской» до «Университета».

В 50-х в столичной подземке появилась кольцевая – она связала все радиальные линии. На станции «Курская» прямо перед платформой осталась металлическая вставка «Курская Большого кольца». Но где же тогда малое?

«Вот такая маленькая трамвайная линия. Правда, она не совсем круглая была, она уходила по набережным Москвы-реки. Это был трамвай А – «Аннушка». Он открылся в 1911 году. Планировалось, что это будет та самая малая кольцевая линия. Должна была идти под землей. Ее не построили. Город разросся», – пояснил директор Музея московского метрополитена Константин Черкасский.

А в 69-м на юге Москвы построили новый участок от «Каширской» до «Каховской». Это и был первый задел для БКЛ. К проекту вернулись спустя 40 лет, в 2011-м.

Подземная Москва напичкана тоннелями, стоками, фундаментами зданий. От городской застройки, подземных вод и раньше, и сейчас зависела глубина заложения станций.

В 30-х инженер Вениамин Маковский первым предложил: станции нужно закладывать глубоко. Его сын – один из руководителей стройки БКЛ, где почти все станции мелкого заложения.

«Рассмотрев Ходынское поле, мы задали вопрос, а почему в чистом поле, не обремененным никакими строениями, нужно углубляться глубоко со всеми этими проблемами. После этого задумались, а почему остальные станции нельзя сделать открытым способом на мелком заложении», – рассказал первый вице-президент АО «Объединение «ИНГЕОКОМ» Илья Маковский.

Метро – главная опора транспортного каркаса столицы. Ежедневно оно перевозит до 7 млн пассажиров. По прогнозам, Большая кольцевая линия разгрузит МЦК на 20%, на радиальных линиях станет свободнее на 22%.

«Ожидают, что и на автомобильных дорогах снизится загруженность. На МКАД и Третьем транспортном – от 5% до 15%, потому что водители будут выбирать общественный транспорт. Итак, Третье транспортное кольцо, обычный будний день. Час пик. Начинаем отсчет», – начала свой эксперимент Анна Бажайкина. «То ли повезло, то ли БКЛ сделало свое дело. Почти вся дорога свободна. Заторы только на западе Москвы. Путь занял один час 34 минуты», – отчиталась корреспондент.

Протяженность Третьего транспортного – 36 километров. Длина метрокольца в два раза больше – 70 километров. БКЛ стала самой протяженной кольцевой линией метро. Обогнала пекинскую подземку. Там кольцевая растянулась на 57 километров, а всего под землей в китайской столице 428 станций. В Москве пока 258 станций, но во время строительства Большой кольцевой уже заложили станции на перспективу.

Чем отличается подвижной состав БКЛ от других линий московского метро

Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»

1 марта 2023 года состоялся запуск движения по всему ходу Большой кольцевой линии (БКЛ) Московского метрополитена. Имея 31 станцию и протяженность 70 км, она стала самым длинным метрокольцом в мире. Основа парка поездов БКЛ — современные составы «Москва-2020». Всего после полного запуска линию обслуживают 92 самых современных состава, рассказали в департаменте транспорта Москвы.

В новых вагонах уделено огромное внимание комфорту пассажиров в части снижения шума, плавности хода, кондиционирования воздуха и прочих удобств, но не менее важной является технологическая инновационность составов, уверен эксперт МОО «Город и транспорт» Владимир Свириденков. «Новые вагоны построены на самых последних технологических решениях — это и новый кузов с широкими дверными проемами и межвагонными переходами, новый асинхронный тяговый привод с системой рекуперации, позволяющий экономить электроэнергию на тягу, новая система управления, новая экипажная часть, позволяющая существенно снизить воздействие на рельсовый путь», — перечисляет он.

В целом, вагоны «Москва-2020» еще надежнее и удобнее предшественников в эксплуатации, а также требуют меньше времени на техническое обслуживание, отмечает Свириденков. «Современный подвижной состав — это не дань моде, а насущная необходимость для московского метро», — говорит эксперт.

Вагоны «Москва-2020» разработаны и выпускаются заводом «Метровагонмаш» в подмосковных Мытищах. На данный момент они составляют основу парка обеих кольцевых линий столичного метро. Ранее на Кольцевой линии метро в рамках испытаний новой российской автоматики и телемеханики движения поездов установили новый мировой рекорд. Во время испытаний курсировали до 45 поездов «Москва-2020» на обоих путях, благодаря чему они приезжали на станции с минимальным интервалом около 80 секунд — быстрее, чем в метро Парижа, Токио, Гонконга и Пекина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *