Покажи как выглядит большой театр
Перейти к содержимому

Покажи как выглядит большой театр

  • автор:

Большой театр

Говорят, первое впечатление бывает только одно, однако с Большим театром у меня сложилось как-то иначе. Занимаясь в театральной студии, я всерьез начала интересоваться постановками, и посетить балет в Большом стало настоящей мечтой, которой было суждено осуществиться в один Новый год. Подарком от родителей стали билеты на «Щелкунчика», и магия балета покорила меня. Мы сидели довольно высоко, однако я отчетливо различала всех танцоров, с наслаждением рассматривала декорации: снежный покров из летящей блестящей ткани, гигантские живописные ветви ели, сказочные морозные узоры. Настоящим новогодним сюрпризом стало то, что партию Щелкунчика исполнял Николай Цискаридзе, и мы действительно наслаждались каждым па в его исполнении. Это был первый раз, когда я побывала в Большом и навсегда заполнила его как волшебный мир классического театра.

Только взявшись за этот текст, я вдруг поняла, что это воспоминание – «Щелкунчик», новогодняя сказка – не первое мое впечатление о Большом театре. Дело в том, что я видела его раньше, гуляя по Москве в свои 7 или 8 лет. Правда, мы не заходили внутрь театра и осматривали его просто как архитектурный памятник. Он меня тогда совсем не впечатлил: «ну подумаешь, Большой, только размерами он и отличается от нашего городского театра», – решила тогда я про себя, и осталась к театру совершенно равнодушна. Действительно, до сих пор не могу сказать, что здание Большого театра особенно красиво или уникально, однако это – один из самых узнаваемых архитектурных памятников в Москве. Хотя бы потому, что каждый из нас регулярно видит его на 100-рублевой купюре.

Архитектура Большого театра

Большинство туристов тоже видит Большой только снаружи, так что давайте разберемся, что делает его таким значимым с архитектурной точки зрения. Своим сегодняшним обликом театр обязан двум архитекторам – Осипу Бове, который создал классицистический ансамбль всей Театральной площади в 1820-е годы, и Альберту Кавосу, который руководил восстановлением здания театра после пожара 1853 года.

Фасад театра до сих пор остается одним из ярчайших образцов классицизма в московской архитектуре: идеальная симметрия во всем, многочисленные заимствования из классической античной архитектуры, в том числе восемь колонн, треугольный портик, скульптурная композиция с Аполлоном на колесницей, запряженной четверкой лошадей. Здание подчеркнуто торжественно, и выглядит еще более внушительно благодаря большому открытому пространству площади. Оно напоминает древние храмы, и неслучайно: Бове предполагал, что эта площадь станет композиционным центром столицы, как когда-то главными центрами городов были культовые и религиозные сооружения.

При восстановлении здания после пожара Кавос не вносил сильных изменений в фасад, однако доработал некоторые декоративные элементы, сделал театр выше и украсил боковые фасады чугунными галереями. Это здание было открыто в 1856 году, а с 2005 по 2011 гг. было полностью реконструировано. Внешних изменений не произошло, зато появились новые значительные пространства под землей, переработали интерьеры залов и холлов театра. Полюбоваться зданием Большого особенно любопытно в период городского фестиваля «Круг света», который проводится ежегодно осенью. На лицевой фасад театра проецируются различные свето-визуальные работы художников из разных стран мира, так что фасад действительно оживает, претерпевая метаморфозы. Узнать о датах проведения фестиваля в этом году можно на его официальном сайте, а на видео можно полюбоваться отрывком шоу 2016 года.

Театральные интерьеры

Основной зал Большого театра

Интерьеры Большого театра представляют куда больший интерес. На момент открытия в 1825 году этот театр был одним из самых больших и роскошных в мире, уступая по богатству отделки и вместительности залов только Ла Скалле в Париже. После реконструкции театра в 2000-х годах многие элементы первоначального декора были возвращены, так что сегодня мы можем оценить всю пышность убранства. Наиболее знаменита историческая сцена Большого. Красный бархат и золото – вот главные материалы, использованные в оформлении зала и сцены. Партер, амфитеатр, ложи-бенуар, бель-этаж и 4 яруса позволяют 2500 зрителям свободно разместиться в зале.

Конечно, самыми дорогими являются места в партере и ложе-бенуар, однако мне кажется, сидеть на балконе намного интереснее. Осматривая театр сверху, вы наверняка увидите много других интересных деталей: все перила и колонны, отделяющие ложи и балконы внутри ярусов, украшены изящной резьбой, а над каждой ложей висят ряды светильников-канделябров. Сегодня это лишь имитация свечей, но только представьте, как великолепно выглядел зал в мягком мерцающем свете настоящих свечей.

С верхних этажей открывается отличный вид и на огромную люстру: хрустальные ярусы поражают своими размерами – 6,5 метров (это в три раза больше высота потолка в стандартной квартире!) и буквально сияют благодаря искусственным свечкам. Потолок в основном зале тоже примечателен и подчеркивает схожесть театра с храмом. Как в настоящем храме искусств, он расписан: на небесно-голубом фоне вокруг люстры в хороводе кружатся музы-покровительницы различных искусств.

Особые ложи

Особого внимания заслуживает и царская ложа: расположенная в самом центре зала и занимающая высоту двух этажей, она сразу же приковывала к себе взгляды всех посетителей театра. Величественный балкон с пышными шторами «держат» на своих плечах атланты, а венчает эту ложу греб Российской империи – двуглавый орел. Однако сидеть на этих почетных местах доводилось не только и не столько правителям, сколько почетным гостям и иностранным дипломатам и политикам. Такое выгодное место позволяло важным гостям и спектаклем насладиться, и зал рассмотреть, и себя показать, ведь на спектакли раньше собиралось самое блистательное общество, и каждый хотел выделиться своим нарядом, подчеркнуть свое богатство и социальное положение.

Две другие значимые ложи расположились с двух сторон от сцены. Слева находится правительственная ложа, которую занимала императорская семья, а позднее советские лидеры. Любопытно, что в советские годы ложа была немного изменена: Сталин любил посещать театр, однако желал оставаться незамеченным, так что специально для него в ложе была достроена перегородка, позволявшая ему с комфортом разместиться вблизи сцены, оставаясь незамеченным. Ложа справа традиционно отведена для директора театра и преподавателей, которые могут следить за работой актеров (и видимо, делать им замечания после выступлений).

Любопытно, что при царской ложе есть и специальная комната отдыха. Такие небольшие зоны раньше были устроены возле всех лож для знатных гостей театра. Чтобы гости из высшего сословия не находились в одних помещениях с простой публикой, при наиболее выгодно расположенных (а по совместительству и при наиболее дорогих) ложах были обустроены небольшие комнаты отдыха: здесь дамы и кавалеры могли расположиться на диванчиках, чтобы обсудить увиденное или принять посетителей.

В фойе театра

Из партера и верхних ярусов мы попадаем в коридоры, где все выглядит просто и без притязаний: однотонные стены, аккуратные канделябры, небольшая лепнина вдоль потолка. Во время антракта можно прогуляться до Белого фойе, после реконструкции был восстановлен его исторический облик: стены приобрели персиково-розовый оттенок, вернулись росписи и порталов, и потолка.

Отсюда лестница ведет в Бетховеновский зал, также созданный во время последней реконструкции театра. Подземное помещение, созданное по новейшим технологиям, оснащено сценой-трансформером, что позволяет менять ее форму в зависимости от типа мероприятия и увеличивать число посадочных мест до 330. Важная технологическая особенность этого зала – специальная система звукоизоляции, позволяющая проводить здесь концерты одновременно с представлениями на исторической сцене. Когда площадка не используется для представлений, она служит еще одним фойе для гостей, но во время наших последних визитов вход сюда всегда был закрыт, так что осмотреть это новое пространство нам удалось лишь с порога.

Отличный виртуальный тур по исторической сцене и фойе Большого театра создали журналисты Московских новостей. Посмотреть 3d-модель помещений Большого можно здесь.

Цена вопроса: билеты, экскурсии, буфет

Покупаем билеты

Вопреки популярному мифу о дороговизне Большого театра, его посещение доступнее, чем многим кажется. Цены на билеты в верхние ярусы исторической сцены начинаются от 1200 рублей, при этом на сайте театра можно проверить, насколько ограниченный обзор открывается с того или иного места (схема с обозначением ограниченя обзора доступна по ссылке). Но следует поспешить: недорогие билеты раскупают почти моментально, так что даже за два-два с половиной месяца самых дешевых билетов в продаже может уже не быть. И учтите, что балеты почти всегда оказываются значительнее популярнее опер, так что на них дешевые билеты раскупают очень быстро.

Как сэкономить

Попробовать сэкономить на билетах можно несколькими способами:

  1. Во-первых, Большой театр стремиться привлекать молодых зрителей, так что ими запущена программа «Большой – молодым», в рамках которой на ряд спектаклей выделяются билеты по специальным ценам – от 100 рублей для людей в возрасте от 18 до 25 лет. С условиями программы можно ознакомиться здесь.
  2. Второй вариант – студенческие билеты на стоячие места по 100 рублей. Приобрести их можно день в день при предъявлении студенческого билета лично в кассах театра. При этом учитывайте, что продажа билетов на утренние спектакли открывается в 10:00, дневные – в 12:00, а вечрние – в 15:00. Уже за час-полтора у касс начинает формироваться очередь, ведь на каждый спектакль на исторической сцене выделяется не более 84 билетов. Сразу отмечу, что если вы решите воспользоваться этим вариантом, не поленитесь прийти раньше и занять очередь так, чтобы получить билеты в первый-второй стоячие ряды, иначе видимость упадет почти до нулевой. Хотя стоячие ряды и организованы ярусно, для людей небольшого роста возвышение третьего-четвертого ряда недостаточно велико, так что головы впередистоящих закрывают весь обзор.
  3. Третий вариант – для тех, кому везет: периодически за пару дней до спектакля в кассу театра попадают нереализованные распространителями, а также возвратные билеты. Их продают по сниженной цене, так что кто знает, может именно вам повезет оказаться на премьере в Большом в партере за смешные 500 рублей?

Прогулка по театру с гидом

Кстати, помимо билетов на спектакли, в Большом продаются билеты на экскурсии по театру, так что если вы не любитель оперы или балета, но мечтаете побывать в главном театре страны, не упустите шанс заглянуть во все залы, за кулисы и в гримерки.

Билеты на экскурсии продаются день в день:

  • русскоязычный тур стоит 500 рублей – 250 рублей для студентов и школьников от 14 лет и старше,
  • экскурс на английском языке будет стоить 1300 рублей.

Прогулки по театру проводятся три раза в неделю – по понедельникам, средам и пятницам, начало в 11:10 утра. Почитать об экскурсии и правилах покупки билетов можно здесь.

Антракт – время буфета

Последний финансовый аспект в посещении Большого – цены в буфете. Часто шутят, что здесь можно оставить всю зарплату, однако на поверку местный буфет оказывается далеко не самым дорогим в Москве. Чай здесь обойдется всего в 80 рублей, кофе – от 100, пирожные от 120, примерно в ту же цену и бутерброды. Самый дорогой пункт в меню театрального буфета – тарталетки с черной икрой – 850 рублей. Может, и недешево, зато солидно.

Как добраться до Большого театра

Большой театр расположился в самом центре Москвы, в нескольких минутах хотьбы от Красной площади, здания Правительства, ЦУМа. Добраться сюда проще всего на метро – станция «Театральная» (цифра 1 на карте) выходит прямо на театральную площадь. Она соединяется со станциями «Охотный ряд» и «Площадь революции», так что к вашим услугам сразу три ветки метрополитена. Из наземного транспорта можете воспользоваться автобусами 144, 101 или 904, маршрутками м2 или м10 до остановки Театральная площадь (цифра 2 на карте). Для тех, кто добирается в театр на собственном автомобиле, приложу карту парковок в этом районе Москвы, цена – от 100 рублей в час, но найти место может быть проблематично как в будни, так и в выходные дни.

Большой театр – главный театр нашей страны, так что не зависимо от того, являетесь ли вы поклонником балета или оперы, побывать здесь хотя бы однажды непременно стоит. Если не хотите смотреть представление, загляните сюда на экскурсию, и может быть, магия театра покорит вас, когда вы прогуляетесь по этим прекрасным залам, загляните в закулисье и познакомитесь с некоторыми театральными секретами!

Большой гид по Большому театру

Большой театр… Звучит как что-то недостижимое, не так ли? Все мы без труда узнаем фасад исторического здания на Театральной площади. Это огромное сооружение в имперском стиле выглядит одновременно и как античный храм, и как неприступная крепость. Говорят, нужно заплатить 100 тысяч или простоять в очереди за билетом всю ночь, чтобы попасть внутрь. Но скажем по секрету, это неправда.

©Юлия Федорова / Журналист Online

Историческая сцена

Адрес: Театральная площадь, дом 1.

Цена билета: 100 – 15 000 рублей (в некоторых случаях может быть выше).

Пожалуй, каждый житель России видел фотографию исторического здания Большого театра. Или, как минимум, его изображение на сторублевой купюре. Тем не менее, этот интерьер ошеломит любого, кто войдёт в здание впервые.

©Юлия Федорова / Журналист Online

Ещё до спектакля капельдинеры (те самые женщины в красных костюмах, которые помогают заблудшим театралам отыскать своё место) порекомендуют вам осмотреть третий этаж здания. Не пренебрегайте их советами, ведь там вы увидите роскошное фойе. Как только вы в него войдёте, сразу почувствуете себя аристократом на приёме у императора. Вас окружат белые вазы с растениями, золотые люстры и бра, огромные окна с алыми драпировками. А если посмотреть наверх, то можно обнаружить потолок, расписанный в имитирующей рельеф технике гризайль. Завершает композицию элегантный белый рояль.

Как только вы насладитесь грандиозным Белым фойе, осмотрите и другие залы. Вы без труда найдёте два Императорских фойе, стены которых затянуты уникальным алым шёлком. Этот материал был изготовлен вручную специально для театра в ткацких мастерских московского Новоспасского монастыря.

А ещё у малого Императорского фойе есть секрет: если вы встанете по центру небольшого зала, ваш голос станет громче в несколько раз. По легенде такая акустика была разработана специально для Николая II, который не любил публичные выступления из-за слабого и тихого голоса.

©Юлия Федорова / Журналист Online

Последние два холла на третьем этаже исторического здания – Экспозиционный и Хоровой. Здесь вы увидите экспонаты музея Большого театра, например, костюмы мировых звёзд балета и оперы или старые афиши спектаклей. Экспозиция в этих залах меняется несколько раз в год.

©Юлия Федорова / Журналист Online

На входе в зрительный зал вас встретит капельдинер, он же поможет найти ваше место и предложит сувенирный буклет и программку. Ослепительный блеск люстры, огромного количества бра и сотен золотых рельефов может дезориентировать. Но, как только глаза привыкнут к этому великолепию, обязательно обратите внимание на потолок. На нём располагается картина «Аполлон и музы», выполненная художником Алексеем Титовым в позапрошлом веке.

В зрительном зале внимание привлекают три ложи: Императорская, Директорская и Романовская. Ни в одну из них купить билеты невозможно. В Директорской ложе часто можно увидеть Махара Вазиева – руководителя балетной труппы Большого театра. Императорская ложа пустует гораздо чаще, в неё запрещено входить даже большинству работников театра. А ложа дома Романовых, расположенная слева от сцены, и вовсе обречена на одиночество. Когда-то она была предназначена для родственников российских императоров. В последний раз её посещал Иосиф Сталин. По рассказам современников, по залу растекалась особая мрачная атмосфера страха, когда генсек появлялся в ложе. С тех пор ложа дома Романовых стала считаться почти что проклятым местом.

На Исторической сцене проходят показы самых зрелищных спектаклей, таких как «Лебединое озеро», «Жизель», «Травиата», «Борис Годунов». Иногда сцена принимает гастролирующие труппы со всего мира и становится площадкой для проведения концертов.

Во время антракта буфеты на первом и седьмом этажах наполняются зрителями. Но если захотите перекусить или просто попить, будьте готовы: бутылка воды обойдётся вам в 150 рублей.

На -1 этаже с 11 утра до 5 вечера семь дней в неделю работает сувенирный магазин. В него также можно войти с левого фасада здания или заказать любой интересующий товар в онлайн-магазине на официальном сайте театра.

____

Зал Исторической сцены вмещает более двух тысяч зрителей. При виде его схемы с партером, амфитеатром, бельэтажем и ещё четырьмя ярусами балконов разбегаются глаза.

Если вы спросите у капельдинера, какие места здесь самые лучшие, она улыбнётся и покажет на Императорскую ложу. К сожалению, если вы не министр или высокопоставленный дипломат, вам вряд ли удастся в неё попасть. Но не расстраивайтесь: из центральных лож бельэтажа видно не хуже, особенно с первого ряда. А вот второй и третий ряды могут оказаться не лучшим выбором, особенно, если место перед вами займёт театрал высокого роста.

©Юлия Федорова / Журналист Online

Прекрасно будет видно также из партера и амфитеатра. Лучшие места там находятся у центрального прохода. Правда, некоторые любители оперы и балета жалуются на то, что с этих точек не видно многослойных декораций и замысловатых рисунков танца.

Если же вы ищете билеты подешевле, то приготовьтесь к некоторым неудобствам. При выборе места на третьем ряду балкона 2 яруса, вы, вероятно, будете стоять весь спектакль. То же касается и второго ряда в ложах 1 яруса. Главное, при выборе мест помните: чем ближе кресло к центру зала и к первому ряду – тем лучше будет видно.

Новая сцена

Адрес: Большая Дмитровка, дом 4/2.

Цена билета: 300 – 7 000 рублей (в некоторых случаях может быть выше).

Новая сцена Большого театра находится через дорогу от исторической. Это пастельно-жёлтое здание в классическом стиле примерно в два раза меньше своего соседа, но всё же выглядит впечатляюще. Оно было построено в 2002 году на месте старых домов с коммунальными квартирами.

Интерьер нового здания не отличается помпезностью: здесь вы не увидите стен, покрытых красным шёлком и золочёных барельефов. Интерьер выдержан в спокойных тонах: бежевом, зелёном, белом, выделяются только редкие золотые акценты. Пол в главном холле покрыт паркетом, а высокие панорамные окна задрапированы лёгким полупрозрачным тюлем. Спиральные лестницы, множество люстр и мраморные ступеньки создают атмосферу лёгкости и аристократичности.

Главная достопримечательность зала Новой сцены – роспись на потолке, которая была создана по знаменитым эскизам Леона Бакста в редакции Зураба Церетели. Это яркая картина, изображающая тринадцать танцующих фигур среди разноцветных пятен. Если вы достаточно внимательны, то даже сумеете разглядеть изображение исторического здания театра на плафоне.

На Новой сцене поставлены многие всемирно-известные балеты и оперы «Кармен-сюита», «Иоланта», «Сильфида», «Ромео и Джульетта» и современные постановки, например, «Укрощение строптивой» Жана-Кристофа Майо. Кроме постоянного репертуара, Новая сцена также принимает гостей из различных театров со всего мира и становится площадкой для проведения концертов.

Как и в историческом здании, здесь каждый гость без труда найдёт буфет и сувенирный магазин. Они работают только для зрителей.

____

Зал Новой сцены гораздо меньше и комфортнее, чем зал исторической. Уклон достаточно крутой, чтобы соседи спереди не закрывали вам вид на сцену. Но и здесь я не рекомендую вам выбирать места по бокам балкона. Лучшие места, как и в историческом здании, – по центру партера, амфитеатра и бельэтажа. Но даже с самых высоких центральных мест вам будет отлично видно сцену, хотя, конечно, театральный бинокль на балконе 1 яруса не помешает.

Бетховенский зал

Адрес: Театральная площадь, дом 1.

Цена билета: 500 – 750 рублей.

Современный Бетховенский зал начинает свою историю с 2011 года. Эта небольшая сцена была построена на -1 этаже во время реставрации здания театра в 2005-2011 годах. До этого Бетховенским залом называлось Большое Императорское фойе.

©Юлия Федорова / Журналист Online

Бетховенский зал напоминает уменьшенный в размерах античный театр. Полукруглые ряды кресел огибают совсем крохотную сцену и упираются в заднюю стену, которая имитирует фасад Петровского театра, предшественника Большого.

Бетховенский зал используется для камерных концертов и репетиций. У него есть свой собственный буфет, который зрители любят за отсутствие длинных очередей.

___

Бетховенский зал очень небольшой, поэтому с любого места вам будет хорошо видно и слышно исполнителей. Цена на билет не будет отличаться в зависимости от места.

Камерная сцена имени Бориса Покровского

Адрес: Никольская улица, дом 17.

Цена за билет: 500 – 3000 рублей.

Изначально, эта сцена принадлежала Московскому Камерному Музыкальному театру, который был основан Борисом Покровским в 1972 году. В здание на Никольской труппа небольшого театра переехала в 1997 году, а в 2018 Камерный театр был объединён с Большим.

На Камерной сцене вы можете увидеть оперы в постановках Бориса Покровского, Геннадия Рождественского и других менее именитых режиссёров, например, «Нос», «Один день Ивана Денисовича», «Москва, Черёмушки».

Интерьер этого здания выдержан в тёмно-синем, черном и белых цветах. Здесь вы найдёте небольшой буфет с милыми диванчиками, большие зеркала, чтобы подправить причёску и сувенирный магазин, который работает семь дней в неделю с 11:00 до 20:00.

Сцена здесь небольшая, но вы удивитесь, когда увидите, как много артистов и декораций могут уместиться на ней. Спектакли на Камерной сцене домашние, но зрелищные и необычные.

Пожалуй, самый заметный недостаток Камерной сцены – маленькое пространство, в котором очень быстро становится душно, так что не забудьте взять на спектакль веер.

___

В зале всего 17 рядов, по 12 мест в каждом, и цена не варьируется в зависимости от места, поэтому можно смело выбирать билет, руководствуюсь только личными предпочтениями. Мы посоветуем вам выбирать места ближе к сцене и к центральному проходу.

Как купить билет и избежать перекупщиков?

Перекупщики – злейшие враги театралов. Если вы видите, что билеты в Большой продаются за 50, 100 тысяч рублей и выше, будьте уверены: вы наткнулись на них. Но избежать перекупщиков нетрудно. Достаточно покупать билеты в кассах театра или на официальном сайте.

Не секрет, что билеты в Большой разбирают очень быстро. Так что приобретать их нужно в первый день продаж. График начала продаж вы найдёте на официальном сайте в разделе «Визит в театр». Там же указан диапазон цен на билеты.

Экскурсии

Посещение экскурсии по историческому зданию – отличный способ увидеть Большой театр изнутри, узнать его историю, осмотреть интерьеры, обратить внимание на необычные детали и, если повезёт, понаблюдать за репетицией на Исторической сцене.

Экскурсии проводятся по четвергам, начинаются в 11:00 и 11:30. Билет обойдётся вам в 1500 или 500 рублей по льготной цене для пенсионеров, студентов и учащихся 8-11 классов. Продажи открываются на сайте за неделю до экскурсии.

Большой театр – удивительное место с богатой историей, буквально пропитанное искусством. Так что, несмотря на все трудности, Большой, определённо, стоит посетить. Хотя бы раз в жизни.

Покажи как выглядит большой театр

Введите имя пользователя, чьи записи вы хотите найти

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Большой театр изнутри

А вы знали, что в Большом театре над сценой есть собственная звонница из 20 колоколов?
А вы знали, что в Большом театре после капитального ремонта стало 12 этажей — 7 надземных и 5 подземных?
А вы знали, что сцена Большого театра не плоская, у неё есть уклон в 7 градусов?
А вы знали, что оркестровая яма Большого — самая большая в Европе?
А вы знали, что во время реконструкции Большого театра, которая шла 6 лет, убрали исторические гримерные Улановой и Плисецкой, заново создали «световую партитуру», провели современные отопление и вентиляцию, расширили оркестровую яму, увеличили этажность подсобных помещений и сделали поворотный механизм сцены?

Диаметр трехъярусной люстры зрительного зала составляет 6,5 метра, высота — 8,5 метра. Вес стального каркаса с латунными элементами превышает 1860 кг.

Большой театр в Москве открылся 18 января 1825 года.
За время его существования реконструкций было немало, Большой спасали и в царские времена, и во время Великой Отечественной, когда в вестибюль попала бомба. Театр — одна из визитных карточек страны.

28 сентября 1995 года началась масштабная реконструкция и реставрация ГАБТ. Построена Новая сцена (открылась в ноябре 2002 года), возведен административный корпус с репетиционными залами и костюмерными.

2 июля 2005 года историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию. Долгих 6 лет велась сложная работа по перестройке, улучшению технических возможностей сцены, реставрации исторических деталей здания Большого театра. Открылся Большой театр 28 октября 2011 года.

На сцене — декорация к премьерному спектаклю «Бал-маскарад». Опера Джузеппе Верди поставлена иностранцами — сценографом Давиде Леверморе и дирижером-постановщиком Джакомо Сагрпанти. В этом спектакле используется возможность обновленной сцены — поворотный механизм.
2

Сцена поворачивается, на ней появляется здание. Мы слышим итальянский язык и переводчика — оперу ставят итальянцы.
3

4

5

6

За время реконструкции Большого театра изменений было очень много. Обновили позолоту по дереву, советские символы заменили исторической геральдикой, покрыли сусальным золотом знаменитую люстру, которая прежде была бронзовой. Кстати, во время реконструкции пропала почти половина из 24 тысяч французских хрустальных деталей, более 13 с половиной тысяч деталей пришлось изготовить новые на Дядьковском заводе. Постоянные зрители Большого театра люстру не узнали, ведь она посветлела за счет позолоты — реставраторы покрыли бронзовую основу сусальным золотом, чтобы люстра была под стать золоченому окружению лож.
7

8

9

В антракте зрители тоже могут погулять по историческим помещениям Большого театра на уровне бельэтажа.
10. Роскошное Белое фойе с историческим роялем.

Белый рояль, очевидно, был специально заказан для Большого театра.
11

12

13

14

15

Из белого фойе вы сможете в антракте попасть в Красный круглый акустический зал, в которой удивительная акустика: стоя в самом центре под люстрой и разговаривая, можно услышать свой голос, отраженный от стен. Император становился в центральный круг, произносил речь, которую слышно было во всех уголках зала.
16

17

18

19

20

21

Большое императорское фойе (бывший Бетховенский зал) с двумя золочеными зеркалами и пурпурными штофными обоями использовалось для коронации Николая II.
22

23

24

25

26

Стоячие места по 100 рублей для студентов на 4 ярусе. Практически не видно сцены оттуда. Для опер нормально, а для балеты — не знаю.
27

Правда, на стенах 4 яруса висят телевизоры, так что трансляцию можно смотреть на экране.
28

29

30

Оркестровую яму расширили за счет снятия первых рядов: мест в зале стало меньше, зато оркестрантам стало свободнее.
31

32. В Бетховенском зале, который находится под площадью перед Большим театром, проходят симфонические концерты, а так же используют как банкетный зал. Для банкета все кресла убирают, поднимают пол до уровня верхних окон, получается помещение большой площади. Когда его построили, выяснилось, что в зал проникает шум от проходящих рядом поездов метро, после чего зеленую ветку перекрывали на выходные, чтобы подложить гасящие звук материалы под рельсы. После чего Бетховенский зал стало возможным использовать даже как студию звукозаписи, для чего сделали дополнительные шумозащитные экраны.

Вид из окон:
34

35

Репетиционный зал. Репетировали солисты балета, но нас попросили их не снимать.
36

Пошивочные мастерские.
37

38

39

40

41. Буфет на 4 этаже, большой, просторный. Подняться сюда зрители могут на лифтах особой формы либо по винтовым лестницам.

Туалеты находятся в подземных этажах.

Кстати, в Большом театре работает магазинчик, в который можно зайти с улицы.

Экскурсию для нас провела научный сотрудник Музея Большого театра Чернова Оксана.

Информацию о том, как попасть на экскурсию можно прочитать тут.
Мы же попали на такую экскурсию без очереди и браслетов от охраны благодаря сообществу
МосКультУра и лично Ане atlanta_s , блогеру и балерине Большого театра, которая дополняла рассказы Оксаны живыми деталями. В частности, рассказала, что пуанты для балерин заказывают в Америке по 9 тысяч рублей, в то время как мастера Большого театра, которые делали прекрасные пуанты по 2,5 тысячи, остались без работы.
Афиша Большого театра

ilovemoscow


История здания Большого театра – это фактически история сплошных реконструкций и реставраций практически с самого его появления и до наших дней. В 2005г. здание Большого театра было закрыто на реконструкцию. И только в октябре 2011 театр вновь распахнул свои двери.

Реставраторы поработали над интерьерами 19-го века: восстановили закрашенные ранее росписи Главного фойе (бывший Белый зал), вернули изображение короны на дверь в Императорскую ложу.

Экскурсия по Большому театру начинается с Главного фойе (бывший Белый Зал).

Первоначально фойе освещалось одной люстрой и бронзовыми канделябрами со стеклянными матовыми шарами. С введением газового освещения канделябры были заменены на бра. Вместо одной были повешены три хрустальные люстры, которые сегодня заменены на электрические.

Несущие кирпичные стены в этом помещении были сооружены в 1825г., в них использовали уцелевшие фрагменты кирпичной кладки Петровского театра 1780г. Наружная стена фрагментарно воссоздавалась после попадания бомбы в 1941г.

Зеркала в фойе позволили зрительно расширить пространство. Восстановили также вазоны на баллюстраде, они сделаны из алебастра (искусственный камень).

В Хоровом Зале проводится выставка костюмов. Живопись на стенах и потолке Хорового Зала выполнена в стиле «Гризайль». Именно такой стиль существовал изначально до 1956г, но впоследствии был утрачен.

Самое большое впечатление на всех конечно производит зрительный зал.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем.

Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала — большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров — все это заслужило всеобщее одобрение», — Альберт Кавос.

Декор лож выполнен из папье-маше для улучшения акустики зала.

Зрительный зал вновь обрел свою первоначальную красоту. И теперь любой может ощутить себя театралом XIX века и поразиться его пышному и одновременно «легкому» убранству. Усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки внутренних помещений лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески — все это придает зрительному залу вид сказочного дворца.
Было позолочено 893 кв.м. пространства Зала. У каждого яруса свой рисунок: чем выше ярус тем меньше насыщен его рельефный узор.

Зрительный зал украшает лепнина и сусальное золото – его наносили по старинному методу – на полимент, или «на водку». В зале золота — 4 кг.
Мест стало меньше – зато в оркестровой яме вместо 100 музыкантов – 130. Но, главное, — в Большой вернулась акустика.

В Императорской ложе — 16 кресел. В соседних ложах сделаны аванложи — маленькие гостиные, обставленные для приема визитеров из партера или лож, расположенных по соседству (видите диванчики на фото?).

Рисунок ткани на стульях восстановлен по итогам историко-архивных работ, сейчас он именно такой каким был изначально, когда в ложе сидел сам император.

Парадная царская ложа, немного выступающая в Зрительный зал, стала его центром, противоположным сцене.
Барьер Царской ложи поддерживали консоли в виде согнутых атлантов. Малиново-золотое великолепие поражало всех, кто входил в этот зал, — как в первые годы существования Большого театра, так и десятилетия спустя.

Как я любила говорить: с 4-го яруса сидя хорошо видно только люстру, остальное только стоя, перегнувшись через перила.

Диаметр люстры — 6,5м, высота — 8,5м. Люстру украшают более 24 тыс. хрустальных подвесок общм весом более 260кг.
Люстра зрительного зала первоначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь масляные светильники, ее поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение.
Вокруг этого отверстия была построена круговая композиция плафона, на котором академиком А. Титовым была выполнена роспись «Аполлон и музы».

Эта роспись «с секретом», открывающимся только очень внимательному глазу, который, вдобавок ко всему, должен принадлежать знатоку древнегреческой мифологии: вместо одной из канонических муз — музы священных гимнов Полигимнии Титов изобразил выдуманную им музу живописи — с палитрой и кистью в руках.

PS: хорошо, что и у нас начали проводить экскурсии в театрах, всегда ведь интересно посмотреть все изнутри и узнать интересное и о самом здании.
За рубежом для туристов давно организовывают дневные экскурсии в здании опер, я была в Париже и Вене (не все по деньгам могут позволить посещение вечерных представлений, да и времени на все может не хватить).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *