Рай из гора как добраться из лабытнанги
Перейти к содержимому

Рай из гора как добраться из лабытнанги

  • автор:

«Полярная стрела»: 2406 км из московской жары к районам крайнего севера

«Полярная стрела»: 2406 км из московской жары к районам крайнего севера

Большое путешествие началось с Ярославского вокзала. В тот момент наш поезд, который на самом деле не был легендарной «Полярной стрелой», мало отличался от остальных поездов, отправляющихся с московского узла. В летнем графике поезд №21/22 «Полярная стрела» курсирует через день. В дни когда он не ходит, по точно такому же расписанию курсирует поезд №209/210. На наш день попал именно он.

1. Под поезд подали электровоз ЧС7-086.

Правильный контакт с проводницей мы установили прямо во время посадки. С соседями по вагону тоже быстро настроились на одну волну. А вот с соседкой по купе не задалось, студентка была угрюма и молчалива. Но нас было трое и тихая незаметная девочка никого не смущала.

В тот день было очень жарко, и даже начавшийся дождь не смог сбить температуру. Я легко переношу жару, но в стоявшем на солнце вагоне даже мне было тяжело находиться. На вопрос, нормализуется ли температура, проводница улыбнулась сказала: «Вот и посмотрим». К счастью, когда поезд тронулся, заработала вентиляция и климат в вагоне пришёл в норму. Вагон был не новый, но всю дорогу проводники поддерживали чистоту на должном уровне. Ничто не мешало наслаждаться поездкой и пейзажами.

2. Сразу после отправления стемнело. А с рассветом, в четыре часа утра, мы были уже в Вологде. Туда наш поезд прибыл уже под электровозом ЧС4Т-540.

Всё шло по плану. ЧС7 отцепили на станции стыкования родов тока в Данилове, там же прицепили ЧС4Т. Радостно было видеть именно этот электровоз, их с каждым днём всё меньше. Наш старичок был 1982 года постройки.

3. Помимо электровоза нам прицепили ещё два тепловоза. ТЭП70-0389 и ТЭП70-0090 перегоняли в Котлас. Первый раньше работал на Калининградской железной дороге и пару раз мне там попадался.

4. Следующая смена локомотива была произведена на станции Коноша в 7 часов утра. К нашим двум ТЭП70 добавили ещё один — ТЭП70-0510. Это уже Архангельская область.

С этого места началось самое интересное. Мы покинули электрифицированный ход Москва — Вологда —Архангельск и въехали на Печорскую магистраль. Вопреки моим ожиданиям, скорость поезда не упала, он так же резво шёл на северо-восток, в сторону республики Коми.

Наша соседка по купе вышла в Вельске. Нам так и не удалось её разговорить. Про Вельск мы практически ничего не выведали.

В этом месте пейзажи за окном мало отличались от Тверской, Новгородской или Ленинградской области. Сосновый лес перемежался лиственным, вокруг посёлков зарастали заброшенные поля, а почти на всех станциях ничего кроме составов с лесом не было.

5. Ближе к Котласу пейзажи стали интереснее. Первую фотографию через окно я сделал при пересечении реки Реважанки. На фото деревня Медведка. До Котласа отсюда уже нормальная асфальтовая дорога, ехать буквально 20 минут.

6. Протока Северной Двины.

7. А вот и сама Северная Двина и автомобильный мост.

Автомобильный мост через Северную Двину в Котласе был построен в 2001 году. До этого момента город был отрезан от асфальтированных дорог, от Великого Устюга, Архангельска, и вообще от цивилизации. Протяжённость моста 1200 метров, с подходами — 6 километров. Совсем недавно в Котласе построили ещё и объездную дорогу, которая стала логическим продолжением моста.

Про железнодорожный мост в рамках этой публикации не буду ничего рассказывать. Он интересный, у него сложная судьба и он заслуживает отдельной публикации.

Котлас — сложный железнодорожный узел, которому во время Великой отечественной пришлось целиком переориентироваться с направления Двина — Вятка на направление Коноша — Воркута. Из-за этого там до сих пор сложная схема движения и существенные потери времени. Поезда проводят в Котласе по 1.5-2 часа.

8. Схема котласского железнодорожного узла. Красным цветом выделена железная дорога Вятка — Котлас. Она была построена первой и использовалась для перевалки грузов с железнодорожного на речной транспорт.

В наши дни при движении на север через Котлас в основном используются две схемы. Сначала поезд прибывает на станцию Котлас-Узловой, где к составу сзади цепляется тепловоз, поезд меняет направление движения и затаскивается на станцию Котлас-Южный. Дальше возможны варианты. Первый: поезд продолжает движение через Котлас-Северный (синий участок). Второй: поезд снова меняет направление движения, возвращается в Котлас-Узловой, и уже оттуда продолжает движение на север (зеленый участок).

Оба варианта предусматривают длительную стоянку на станции Котлас-Южный, где находится центральный вокзал города. Можно спокойно дойти до Северной Двины и бывшего речного вокзала.

9. После разворота в Котласе-Узловом наши три брата оказались в хвосте состава. В Котласе-Южном их отцепили.

К реке мы не пошли. Вместо этого мы купили местной клубники (конец июля), помидоров и молодых огурчиков, из которых приготовили себе прекрасный обед.

10. «На север» — это через Котлас-Северный.

11. Котласский вокзал. На улице около +30°C.

12. Люблю я это творчество. Когда кто-нибудь уже систематизирует железнодорожные плакаты?

Следующим интересным пунктом должен был стать Сольвычегодск с кладбищем тепловозов 2ТЭ70. Но, как выяснилось, из поезда его видно плохо. Котласский узел мы покинули уже после обеда.

13. Паром через Вычегду. Архангельская область закончилась, началась республика Коми.

14. Вычегда. Именно эта река сподвигла меня на весеннюю поездку в Котлас. Но это тема другой публикации. Северные реки просто великолепны.

Мы двигались на север и внимательно следили за характером растительности. В районе Котласа лес мало чем отличается от северо-западных регионов России — на левом берегу Северной Двины преобладают лиственные леса, а вот на правом, особенно вдоль Вычегды, уже сосновые. Я показывал такой лес в сыктывкарских публикациях.

Печорская магистраль из поезда выглядит гораздо более живой, чем со стороны. На ней достаточно много живых и крупных станций. Ходу между ними по 2-3 часа.

15. Прибыли на следующую станцию — Микунь.

Ребёнок прозвал её Микунька. От станции на юг отходит ветка в Сыктывкар, на север — в Кослан.

16. Вид юг. Там Котлас и Коноша.

17. Здесь пути огибают территорию депо, поэтому может показаться, что железная дорога однопутная. На самом деле до Печоры магистраль целиком двухпутная.

18. Вид на север. Грузовые поезда на Печорской магистрали отличаются особенным разнообразием. После Сосногорска дороги нет, все грузы возят по железной дороге.

Совсем скоро, буквально со дня на день, должны открыть автомобильную дорогу от Сосногорска до Печоры. Она строится по концессии и будет платной. Попробую на следующей неделе всё подробно узнать и рассказать о ней. Правильные контакты я уже нашёл. Так что, подписывайтесь на канал, он в основном про автомобильные дороги и развитие инфраструктуры. Поездки и железные дороги тут факультативно 🙂

19. Наш очередной локомотив — тепловоз ТЭП70-0561. Поезд по очереди тянут пять локомотивов. Этот нас тянул от Котласа до Печоры.

20. Это Вымь на подходе к Емве. Они такие, Коми имена.

Уже после Микуни стало заметно, что хвойный лес стал ниже. А вот по лиственным вдоль рек было почти незаметно. Они и у нас невысокие с обилием кустарника. К Ухте начало темень и сфотографировать знаменитый силуэт не получилось.

21. Вокзал станции Сосногорск. Пока ещё деревянный.

22. А вот то, на что хотят его заменить.

23. Здесь сотрудник железной дороги пообещал, что меня посадят за эту фотографию.

После Сосногорска стало совсем темно и мы легли спать. Я завёл будильник на 2:50 — очень хотелось посмотреть Печору и мост через неё. Но, к сожалению, встать я смог только на одноименной станции.

24. От Печоры начинается суровая часть железной дороги — однопутка в лесотундре и тундре. Эту часть наш поезд прошёл под тепловозом 2ТЭ10МК-3013. На фотографии станция Инта-I.

К сожалению, самая интересная часть, переход от леса к лесотундре, выпала на ночь. Окончательно мы проснулись только где-то в районе моста через Усу.

Деревьев практически не было, в тундре цвела пушица. Мы ехали по территории вечной мерзлоты. Грунт в этих краях не впитывает влагу, поэтому сразу после осадков уровень воды в реках поднимается. А они и без осадков полноводные всё лето.

25. Непассажирский разъезд Пышор.

26. Такое впечатление, что жизнь здесь осталась только в посёлках газовиков. Вдоль железной дороги очень много заброшенных строений.

27. Тундра. Тут мы окончательно приклеились к окнам.

28. Культовая станция Сейда.

29. Похоже, что эти серые павильоны за последние два года поставили по всей стране. Они теперь есть и в тундре, и на главном ходу железной дороги Санкт-Петербург — Москва.

30. Ещё одна культовая станция — Чум. Здесь мы наблюдали шоу «короткая стыковка в тундре».

Прямой поезд Воркута — Лабытнанги идёт от 11 до 13 часов. Поэтому летом, когда позволяет расписание, все стараются сэкономить несколько часов воспользовавшись скорыми поездами Воркута — Москва и Москва — Лабытнанги. В зависимости от расписания пересаживаться приходится либо в Сейде, либо на станции Чум.

33. Сразу после станции Чум мы покидаем основной ход на Воркуту (на фото) и выезжаем на участок Чум — Лабытнанги.

От станции Чум начинается действующий участок Трансполярной магистрали. В годы строительства, с 1947-го по 1953-й год, именно эта дорога официально называлась строительство №501 и №503. На сооружении дороги работало до 80 000 человек, подавляющее большинство из которых были заключенными.

34. Встречный 2ТЭ10УТ-0089 на станции Никита.

На участке Чум — Лабытнанги действует жезловая система. Машинист локомотива получает жезл от дежурного по станции отправления и отдаёт его дежурному по станции прибытия.

Для упрощения и ускорения обмена используют проволочное кольцо диаметром 30-50 сантиметров с пружинным держателем для жезла. Помощник машиниста просто бросает кольцо с жезлом и затем на ходу подхватывает другой такой же жезл у дежурного по станции. Эту процедуру хорошо видно на видео (в конце публикации).

35. Дома на берегу реки Уса недалеко от посёлка Елецкий. На горизонте уже видна главная цель нашей поездки — Полярный Урал.

36. Мост через Усу.

Скорости на железной дороге Чум — Лабытнанги совсем небольшие и колеблются в пределах 40-60 км/ч.

37. Река добавляет разнообразия рельефу.

Великолепные пейзажи сильно подпорчены деятельностью человека. В этих краях дорог нет, а для передвижения используется тяжелая гусеничная техника, которая просто взрывает слабый плодородный слой тундры. Повсюду разбросан мусор — бочки от топлива, элементы строений и всевозможные приспособления.

Много мусора оставляют и железнодорожники. Это старые шпалы, рельсовые скрепления, старые снегозаградительные барьеры и многое другое. Всё это сильно смазывает впечатление от прекрасных пейзажей. Это нельзя назвать отличительной чертой региона, просто в этих краях видимость на много километров.

38. На станции Елецкая у нас была последняя возможность проверить почту и уведомления. Дальше сотовой связи нет до самого Харпа, а мы оставались без интернета на все три дня, которые планировали провести в Соби.

Елецкая — последний населённый пункт на территории Коми. Посёлок живет по московскому времени, и у него такое расхождение с местным средним солнечным временем, что полдень там приходится на 10:20.

На станции к нам подошёл мужчина с ребёнком, который, как и мы, ехал ради пешего туризма в горах Полярного Урала. В отличие от нас, они собирались покорить большой многодневный маршрут. Мы же планировали обустроиться в Соби и оттуда совершать короткие вылазки. Узнав, что мы едем вслепую и наугад, он снабдил нас контактами на все случаи жизни. Всё срослось, и мы отлично устроились в вагоне-турбазе прямо рядом со станцией, откуда и совершали небольшие вылазки.

39. Горы всё ближе. От окна оторваться всё сложнее. Поезд идёт медленно и мы успеваем насладиться каждым поворотом.

Трансполярную магистраль строили в спешке. Предварительные изыскания не были проведены в должном объёме. Качество укладки полотна было крайне низким, не попадающим даже под классификацию лёгких железнодорожных путей, в том числе и по уклонам и радиусам кривых. Во многом эти проблемы перешли по наследству существующей железной дороге.

40. В районах с преобладанием низких температур до сих пор предпочитают использовать деревянные шпалы не только в России, но и, например, в Швейцарии.

41. На станции Хорота нас пропустил встречный рабочий поезд. Тот самый, который в итоге стал «дизельным будильником».

Сначала железную дорогу планировали строить до мыса Каменный на полуострове Ямал, но к концу 1947 года проектировщики пришли к выводу о необходимости строительства в первую очередь железной дороги к устью Оби, в районе посёлка Лабытнанги и расположенного на противоположном берегу Салехарда. Это открывало беспрепятственный транспортный выход в северную часть обширного Обь — Иртышского бассейна.

42. Горы всё ближе и наш поезд постепенно карабкается вверх. Справа река Елец, приток реки Уса. Это ещё бассейн Печоры.

43. Неокрашенные старые снегозаградительные барьеры вписываются в окружающий пейзаж намного лучше того, что строят сейчас.

На некоторых участках Трансполярной магистрали установлены тепловые трубки, которые должны препятствовать таянию вечной мерзлоты под железной дорогой. Большая часть трубок повреждена самими железнодорожниками при уборке снега и других плановых работах. Не уверен, что после этого они работают эффективно.

44. Ну вот мы и покидаем Европу и въезжаем в Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО). Обелиск в форме столба установили в 1955 году.

Памятный знак находится на водоразделе Полярного Урала: на запад здесь начинает свой путь река Елец, которая относится к бассейну Печоры, на восток — река Собь, которая впадает в Обь. С этого места наш поезд начинает спускаться к Оби. Это странно, так как горы ещё впереди.

45. Начинает выглядывать солнце, свет балует глаз человека с фотоаппаратом.

За достаточно короткий путь мы получили полный спектр погодных условий — от низких свинцовых туч и тумана до ясной безоблачной погоды.

46. Время от времени вдоль железной дороги показываются развалины посёлков, колоний и бараков. Какие-то относятся к временам 501 стройки, какие-то более современные.

47. Постепенно горы росли с обеих сторон, и мы въехали в долину Соби, которая насквозь пересекает Полярный Урал.

48. Тогда мы ещё не знали, что эти пейзажи на три дня станут нашим домом. По расписанию оставалось ехать целых 20 минут.

49. Сюда мы ещё вернёмся пешком по шпалам. Это не то место, где могут оштрафовать за хождение по путям.

Местные тепловозы слышно за много километров, но это не делает хождение по путям безопасным занятием. Тут очень много кривых малого радиуса, из-за которых видимость ограничена 100-200 метрами. Машинисты понимают, что тротуаров тут нет, и активно сигналят перед участками с плохой видимостью.

50. Вот это же место, вид со стороны.

51. Вода в реке настолько чистая, что на глаз определить глубину невозможно.

52. Одна из кривых с совсем плохой видимостью. Справа от поезда находятся бараки 501 стройки.

53. Станция Собь нас встретила прекрасной погодой.

54. Спустя три дня мы вернулись на железную дорогу и готовы были продолжить наше путешествие в сторону Лабытнанги и Салехарда.

55. До Лабытнанги мы добирались поездом Воркута — Лабытнанги.

Поезд Воркута — Лабытнанги был очень похож на маршрутку. Кто-то ездил собирать ягоды, кто-то был на даче, кто-то на рыбалке, и лишь малая часть пассажиров нашего вагона ехала от конечной до конечной.

Местные считают этот поезд пригородным, хоть он и идёт весь день. У поезда два пассажирских и от трёх до десяти почтово-багажных вагонов. В нашем случае оба пассажирских вагона были плацкартные, но один использовался в «общем» режиме.

Три дня мы провели в Лабытнаги и Салехарде, после чего самолётом вернулись на большую землю.

56. Горный массив Рай-Из.

Название произошло от русского слова «рай» и коми «из» —гора. Райиз – Райская гора. Топоним возник достаточно недавно. Почему это суровое место с сильными ветрами и отсутствием растительности так назвали — загадка.

57. Коми называли массив Грана-Из – «Пограничный камень».

Все пассажиры вышли не доезжая до Лабытнанг — в посёлке Харп. От посёлка до Лабытнанг есть автомобильная дорога, расстояние по которой всего 30 км. Расстояние по железной дороге не сильно больше, но поезд потратил на этот участок 2.5 часа и прибыл в Лабытнанги уже за полночь.

После трёх дней в Соби и поездки по основной части Трансполярной магистрали у нас просто не осталось эмоций на завершающий участок.

58. Именно так я представляю себе Ямал, хоть ни разу там не был.

59. Вид назад, от станции Обская на горы.

От станции Обская начинается самая северная из действующих железных дорог в мире — «Обская — Бованенково». Её построил «Газпром» для доставки грузов для освоения Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения. В сентябре 2009 года Алексей Миллер высказал готовность продать дорогу РЖД за 130 млрд рублей. Однако в РЖД считают, что Обская — Бованенково, которая строилась как технологическая линия, в принципе не может окупиться, даже если её отдадут даром.

60. Озера на вечной мерзлоте.

Этот вид озёр, в зависимости от диалекта, называют шор или сор. По сути это большие лужи образовавшиеся поверх вечной мерзлоты, но при этом имеющие чёткие границы. С началом зимы они промерзнут насквозь и верхний слой мерзлоты будет восстановлен.

Больше всего они напоминают лужи, которые образуются поверх льда в центральной части России.

61. Вечером все озерца накрывает туман.

62. Всё. Лабытнанги. Но это не наш поезд, это как раз фирменная «Полярная Стрела».

Ниже карта с фотографиям. Из-за неточно установленного на фотоаппарате времени некоторые кадры оказались немного смещены, но это не мешает установить их точное местонахождение.

Лабытнанги город на карте России, Ямало-Ненецкий округ

Лабытнанги город на карте России, Ямало-Ненецкий округ Панорама города На въезде в город

В 20 км от Салехарда, районного центра Ямало-Ненецкого округа, на другом берегу Оби находится город с 27-тысячным населением. Это Лабытнанги, что переводится с языка местного народа, как «семь лиственниц». Такое имя в позапрошлом веке своему стойбищу дали ханты, пришедшие сюда, которые до сих пор верят в сакральное могущество числа «7» и особенные свойства красивого хвойного дерева.

Лабытнанги город на карте России, Ямало-Ненецкий округ

Неудивительно, что и в городе, и на его окраине произрастает огромное количество стройных лиственниц. Есть они на гербе Лабытнанги. Впервые «поселение при протоке Выл-Посл», в низовьях реки Оби было упомянуто в документах в 1868 году. На то время здесь проживали 20 мужчин и 18 женщин. Люди занимались оленеводством и рыболовством. Позднее стойбище разрослось в поселок, еще позже стало городом площадью 22 тыс. км2. Его координаты: 66°39′29″ с. ш. 66°23′02″ в. д.

Новая жизнь началась после прокладки железнодорожных путей, которые в сталинские времена строили заключенные ГУЛАГА. «501-я стройка» – так «железку» иногда называют до сих пор. Благодаря ей стали активно развиваться крупные, известные всей стране газовые месторождения Севера. Проект продления железной дороги до Бованенковского месторождения не был завершен.

Сегодня Лабытнанги – конечная станция на самой северной железной дороге в мире, которую называют «Воротами Арктики». Лабытнанги – город, на карте Уральских гор занимающий положение на 66-й параллели, то есть склоны Полярного Урала. Этим и объясняется холмистый рельеф местности. Современный Лабытнанги – это центр ямальской геологоразведки и сейсморазведки.

Центральная база крупного предприятия «Ямалгеофизика», участвующего в открытии почти всех месторождений нефти и газа в регионе, расположена здесь. Город является опорным пунктом строительной индустрии, давший возможность возвести добывающие предприятия на Ямале.

Национальный, государственный проект «Урал промышленный – Урал Полярный», стартовавший 10 лет назад и рассчитанный на долгие годы, должен многое изменить в российской экономике. Приполярный и Полярный Урал, по мнению специалистов, – это настоящая кладовая полезных ископаемых, добыча которых в суровых условиях – необходимое для страны дело. Лабытнанги стал форпостом в реализации проекта, базовым городом для освоения месторождений Полярного Урала.

Лабытнанги город на карте России, Ямало-Ненецкий округ

Более 70 лет в городе работает филиал-стационар «Института экологии растений и животных УрО РАН», получивший сегодня официальный статус «Арктического научно-исследовательского стационара». Местные жители называют его просто «Зеленая горка» по имени улицы, на которой он расположен. История Арктического филиала связана с именами многих известных ученых. Почти 10 лет назад учреждение Лабытнанги было включено в международный проект «Интеракт» по исследованию Арктики.

Лабытнанги

(Ямало-Ненецкий автономный округ)

Код ОКАТО:
71173
Основан:
нач. 19 в.
Поселок городского типа с:
1952
Город с:
1975 Город окружного подчинения
Телефонный код (справочный телефон)

34992*****

Отклонение от московского времени, часы:
2
Географическая широта:
66°39′
Географическая долгота:
66°24′
Высота над уровнем моря, метров:
20 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Лабытнанги

Климат

Лабытнанги – город на карте в зоне субарктического климата, он постоянно испытывает суровое влияние Ледовитого океана:

  • избыточную влажность;
  • холодные зимы с частыми метелями;
  • наличие вечной мерзлоты до 2м;
  • вторжение холодных волн воздуха в любое время года.

Снежный покров высотой в 75-90 см лежит на земле более 200 дней в году, а морозы нередко достигают 50-градусной отметки. Снег начинает таять лишь в конце апреля. Лето, по меркам жителей центральных районов России, прохладное. Средняя температура воздуха – +150С. Переход через нулевую отметку термометра происходит приблизительно на 21 мая и 5 октября. Осадков в городе выпадает 450-500 мм в год. Основная их часть приходится июль и август.

Теплое время года сопровождается обилием комаров и мошек. В городской черте их меньше, чем за ее пределами, но пропадает гнус на некоторое время только в ветреную погоду, а его количество идет на убыль только с первыми заморозками. В Лабытнанги с 7 июня по 7 июля длится Полярный день, Полярной ночи не бывает.

Дневная температура воздуха (0С), количество осадков (мм), количество солнечных дней:

Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек.
-19 -18 -10 -3 +2 +15 +17 +14 +9 -1 -11 -16
8 10 13 21 22 34 17 19 21 27 15 10
2 1 0 2 8 14 17 14 6 3 2 2

Лабытнанги город на карте России, Ямало-Ненецкий округ

Рейтинг комфортности в городе превышает отметку в 4 балла по 5-бальной системе с мая по октябрь. Максимальное значение (4,8) достигается только в июле.

Погода и климат

Лабытнанги расположен на границе двух климатических зон: умеренной континентальной и субарктической. Для города характерны относительно влажный климат с холодными зимами и непродолжительным прохладным летом. Среднегодовая температура составляет -6,1 °C, самый холодный месяц в году – январь со средней температурой в -23,9 °C, самый теплый месяц – июль, температура в этом месяце в среднем держится на отметке в +14,8 °C.

Увлажнение в течение года равномерное, всего среднегодовое количество осадков составляет 450 мм, самый дождливый месяц – июнь с 62 мм осадков, самый засушливый – февраль с 19 мм осадков.

Из-за расположения практически на полярном круге, в Лабытнанги фиксируется полярный день, когда солнце не заходит полностью за горизонт. Однако полярный день в городе длится всего 1 сутки. Полярной ночи в Лабытнанги нет, так как продолжительность самого короткого дня в году здесь составляет 3 часа 1 минуту, а для фиксации полярной ночи продолжительность светового дня должна быть менее 3 часов.

Школа №3 Здание администрации Деревянный многоквартирный дом

Флора и фауна

В окрестностях города наблюдаются лесистые и равнинные участки. Леса представлены хвойниками и широколистными деревьями, вдоль Оби произрастают карликовые березы, ива. Равнинные участки покрыты низкорослыми кустарниками, ольхой, мхами и лишайниками.

Лабытнанги город на карте России, Ямало-Ненецкий округ

Животный мир окрестностей города представлен 110 видами птиц, 150 видами позвоночных. Из млекопитающих больше всего – хищников, из птиц – воробьиных.

Цены на отдых

Вряд ли в России найдется туристическая фирма, организующая поездки в Лабытнанги. Зато посещение Полярного Урала в окрестностях города пользуется немалой популярностью. Семидневная поездка на Рай-Из с посещением самого массива и походом к Леднику Романтиков обойдется примерно в 16500 RUR с человека. Этот пеший поход не требует специальной подготовки. Также спросом пользуется рыбалка в местных озерах и реках. Восьмидневная рыбалка на местных реках Собь и Хараматалоу обойдется в сумму от 12500 RUR. Сплав по реке Собь на байдарках или катамаранах и вовсе обойдется в сумму около 8000 RUR. При любых маршрутах на полярном Урале Лабытнанги являются конечной точкой маршрута, так что посещения этого города в данном случае не избежать.

Как добраться

Лабытнанги – город на карте территории Крайнего Севера, что является важным транспортным узлом Ямала и страны. Добраться сюда можно на поезде и автотранспорте. Ближайший аэропорт находится в районном центре Салехарде, на 20-километровом расстоянии.

На самолете

Из аэропорта Селехарда выполняются полеты по региону и в города России: Москву, Санкт-Петербург, Пермь, Самару, Симферополь, Омск, Уфу. Список маршрутов воздушных судов постоянно расширяется. Из московского аэропорта Домодедово осуществляет полеты в Салехард продолжительностью 2 часа 50 минут. Стоимость билета – 9800 руб.

Чтобы из аэропорта Салехарда попасть в пункт назначения, нужно перебраться на другой берег Оби. В зависимости от сезона это может быть паром или ледовая дорога – «зимник».

На поезде

На железнодорожный вокзал Лабытнанги, расположенный на Советской улице, 6, ежедневно прибывают поезда дальнего следования из Москвы и Воркуты. Дважды в неделю с Ярославского вокзала столицы отправляется современный, высокотехнический состав «Полярная стрела» (интернет-купе, спутниковая связь, игровые комнаты, душевые кабины).

Лабытнанги город на карте России, Ямало-Ненецкий округ

Время в пути – почти 45 часов, стоимость билета – от 6700 руб. при раннем бронировании. В остальные пять дней рейс совершает фирменный поезд N210 со стоимостью проезда – от 4500 руб.

На автомобиле

Через Лабытнанги проходят автодороги, соединяющие город с районом Харп, недавно вошедшим в его состав, Салехардом, селами Мужи, Азовы, Теги. После становления льда на Оби начинает работать «зимник» через реку. В теплое время года действует паромная переправа.

Любители автопутешествий, предпочитающие самостоятельные передвижения по стране, должны будут преодолеть до пункта назначения из Москвы почти 3000 км. Выезд из города предполагается по Ярославскому шоссе, далее дорога пройдет через Киров, Пермь и Югорск.

На автобусе

Доехать в Лабытнанги на автобусе при благоприятных погодных условиях можно из Салехарда. В будние дни интервал между рейсами равен приблизительно 30 минут, в выходные дни – 1 час. Стоимость проезда – 120 руб.

Основные достопримечательности в Лабытнанги

Достопримечательностей в Лабытнанги немного, но потому они особенно ценятся местными жителями.

Культовые сооружения

В 2007 году именем великомученика Георгия Победоносца был освящен храм, который строился 9 лет. До того дня прихожане посещали временную церковь, которая мало походила на православное культовое сооружение. Перестроенное из бывшего клуба лесобазы, деревянное строение не вмещало всех желающих посетить службу.

Лабытнанги город на карте России, Ямало-Ненецкий округ

Новый храм на Комсомольской улице, 12 представляет собой каменное, пятиглавое сооружение с пристроенной шатровой колокольней. Богослужения проводятся регулярно: в 6-30 и 16-00.

Музеи

В городе работают два музея. Краеведческий музей города открыт с 1995 года.

Сегодня в экспозиции участвуют 7,5 тысяч предметов, повествующих об:

  • истории Лабытнянги;
  • природе Ямала;
  • градообразующих предприятиях;
  • известных горожанах;
  • военных годах.

Есть экспозиции, которые посвящены коренным народам края. В выставке демонстрируются национальная одежда, предметы быта, охоты, орудия труда. Огромное впечатление оставляют украшения и наряды, расшитые кусочками ткани, меха, бисером. Помимо основной экспозиции в здании открыты выставки, организованные музейными работниками. Темы очень разнообразны.

Лабытнанги город на карте России, Ямало-Ненецкий округ

Например:

  • Героический переход 18 марта 1809 года русскими войсками по льду Ботнического залива во время войны со Швецией.
  • Создание и развития Харбейского рудника, его деятельность сегодня.
  • Путь от стойбища нескольких оленеводов к транспортно-логистическому пункту Ямала.
  • Рассказ об экспедициях исследования Арктики.

Музей ведет большую просветительскую и воспитательную работу, здесь действуют клубы по интересам: «Клуб друзей», «Арина Родионовна», «Юный геолог». Учреждение расположено на Первомайской улице, в доме 29. Входной билет стоит 100 руб. Кернохранилище – это окружной Геологический музей на Октябрьской улице, 15. Раньше в здании хранились привезенные геологами образцы горных пород и полезных ископаемых, собранные на территории Ямала.

Сегодня – то же самое, но при этом хранилище стало выполнять еще и функцию музея. В большом и светлом зале развернута постоянная экспозиция, рассказывающая о подземных богатствах края, о разведке месторождений, о добыче. Выставка постоянно пополняется в связи с продолжающимися на Ямале разведывательными работами.

Некоторые артефакты отправляют посетителей на многие века назад, в глубокую древность. Другие экспонаты могут по достоинству высоко оценить лишь специалисты. Музей интересен тем, кто хочет больше узнать о перспективном направлении развития полуострова и города.

Природные достопримечательности

Лабытнанги – город на карте Полярного Урала, что находится в зоне, окрашенной в зеленый цвет. Это долина реки Оби с равнинной растительностью – лесами и полями. Однако жители Лабытнанги продолжают украшать свой город зелеными посадками, создавая парки и скверы. В 2022 году весь город внимательно следил за преображением участка территории на Первомайской улице.

Лабытнанги город на карте России, Ямало-Ненецкий округ

Здесь создавался сквер «Юбилейный: проводились масштабные земляные работы по выравниванию уровня и завозу грунта, устройству водоотвода, монтажу кабелей, инженерных сетей. Были установлены подпорная стенка и каркасные террасовые дорожки, облицованные тротуарной плиткой. Сложную подсветку объектов стали выполнять красивые фонари. Протекавший здесь «дикий», неухоженный ручей преобразился: его русло было очищенно, а берега декорированы бутовым камнем.

Через ручьи и неглубокие овражки возведены ажурные мосты. Преображенную территорию теперь украшают арки, деревянные мини-скульптуры, лавочки, красавица-ротонда, фонтан. Огромные буквы, сложившие название города, открывают входящим эту замечательную зону комфорта.

Памятники

Жители Лабытнанги бережно хранят события и имена людей, повлиявших на историческое развитие города. Сначала площадь в центре города, на пересечении улиц Гагарина и Первомайской, называлась просто Площадью. В 1985 году здесь был установлен монумент памяти участников Отечественной войны 1940-х годов – «Монумент Славы». Через 20 лет появились гранитные доски, стелы с георгиевской лентой и имитацией вечного огня.

Лабытнанги город на карте России, Ямало-Ненецкий округ

Здесь стали проходить городские праздники, демонстрации, митинги, посвященные великим датам. В 2010 году Городская Дума вынесла на обсуждение жителей вопрос о присвоении площади названия. Это не вызвало затруднений у горожан, которые давно именовали ее между собой площадью Победы. Данный факт был узаконен. В 2015 году из Бреста была привезена капсула со священной землей, политой кровью героев. Ее торжественно уложили в основание мемориала.

В.Г. Нак – заслуженный строитель России, инженер-путеец построил за свою трудовую жизнь немало объектов транспорта, промышленности и жилья. Но своим главным делом он называл прокладку железной дороги на Ямале (участок Обнорская-Бованенково). Дорога изменила жизнь не только строителя, но и всего региона, коснулась каждого его жителя. Благодарные ямальцы внесли Нака в список почетных граждан Ямало-Ненецкого округа.

Человек с крепким характером, работавший в суровых условиях, проявлял в руководстве людьми человечность и заботу. Его часто вспоминают добрым словом на этой земле. Памятник на Школьной улице состоит из бронзового бюста В. Г. Нака, установленного на фоне композиции, символизирующей железнодорожное полотно с пролетом моста через Обь, который, к сожалению, не построен до сих пор.

Лабытнанги город на карте России, Ямало-Ненецкий округ

У подножия композиции уложена бронзовая плита с картой Ямала и прошедшей по региону железной дорогой, где пунктиром показаны планировавшиеся, но не выстроенные участки.

В сквере на улице Ю.А. Гагарина, рядом со зданием Управления ГО и ЧС, в 2022 году был открыт Памятник городским пожарным, погибшим при исполнении служебного долга. Инициатива создания памятника исходила от сотрудников местной пожарной части, которые за последние 30 лет потеряли в борьбе с огнем 14 коллег.

Достопримечательности города

Лабытнанги – совсем еще молодой город. Лишь в XIX веке на этом месте появилось стойбище Лабытнанги, что в переводе с хантыйского означает «семь лиственниц». После революции здесь был организован колхоз. Важное значение Лабытнанги получили во время строительства Трансполярной магистрали, так как здесь была открыта железнодорожная станция. В 1952 году колхоз был преобразован в рабочий поселок, а в 70-е годы обзавелся статусом города. Естественно, такая история не могла не сказаться на количестве достопримечательностей в городе. При СССР среди местных жителей даже ходила поговорка «Две помойки, три яранги – это город Лабытнанги». Однако неплохое экономическое положение ЯНАО и города в частности привело к тому, что сейчас Лабытнанги во многом изменил свой облик. С течением времени появились здесь и свои достопримечательности.

  1. Краеведческий музей Лабытнанги был открыт к 20-летию города на основе фондов, собранных Ириной Петровной Горской. В музее представлена одна постоянная экспозиция – «История Семи-Лиственниц», повествующая об истории возникновения города со времен прихода сюда первых местных жителей – хантов и коми-зырян. Также музей принимает гостевые выставки других городов ЯНАО и регионов РФ, проводятся и выездные выставки в различных учреждениях города. Адрес музея: ул. Первомайская, д. 29. График работы: 10:00 – 18:00, 10:00 – 20:00 (четверг). Стоимость билетов: 60 RUR.
  2. Кернохранилище города Лабытнанги – это геологический музей, в котором экспонируются горные породы Уральских гор. Свое название музей получил от склада, в котором ранее хранились образцы извлеченной с помощью особого метода бурения породы. С течением времени и развитием нефтегазодобывающей отрасли необходимость в таких хранилищах отпала. Поэтому местный склад был переоборудован в музей. Кроме образцов извлеченной породы, в музее также рассказывается о способах и процессе добычи полезных ископаемых. Кроме того, здесь выставлены пробы нефти и газа, добытого на территории ЯНАО. Адрес музея: ул. Октябрьская, д. 15.
  3. Горнолыжный комплекс «Октябрьский» расположен в 20 минутах езды от Лабытнанги на левом берегу реки Обь. Он открылся в 2004 году и стал первым горнолыжным центром, открытым за полярным кругом. Перепад высот на трассе комплекса невелик – от 8 м до 118 м над уровнем моря, средний уклон – 16 градусов, протяженность трассы – 630 метров. Стоимость ски-пасса: 35 RUR для взрослых и 30 RUR для детей за один подъем, 500 RUR для взрослых и 200 RUR для детей за безлимитное число подъемов в течение дня. При горнолыжном центре работают бар, баня, бассейн. Гости комплекса могут разместиться в гостинице на 20 номеров.
  4. Старо-Георгиевская церковь Лабытнанги – интересный образчик постсоветской храмовой архитектуры. Дело в том, что в молодом городе не было храма, поэтому церковь здесь была перестроена в 90-е годы из деревянного здания дома культуры лесобазы, выполненного в сталинском стиле. При переоборудовании здания в храм к нему была пристроена звонница с куполом и крестом. Общий итог смешения двух стилей и культур впечатляет некоторой сюрреалистичностью. Сейчас эта церковь закрыта. Адрес храма: ул. Комсомольская, д. 12. Со временем в Лабытнанги все же появился и новый каменный храм с почти идентичным названием – классический образец современной провинциальной храмовой архитектуры. Адрес Ново-Георгиевской церкви: ул. Первомайская, д. 63.

Главной же достопримечательностью Лабытнанги являются не городские постройки или развлекательные комплексы, а природа Полярного Урала. Город расположен в 35 км восточнее Уральского хребта, поэтому является основной базой для забросов альпинистов, туристов и просто искателей приключений, отправляющихся лицезреть суровую, но прекрасную природу Полярного Урала. Кстати, именно здесь находится граница между Европой и Азией, а сам город Лабытнанги лежит уже в Сибири. Добраться к горам можно прямо по железной дороге, связывающей Лабытнанги с внешним миром.

Станция Собь расположена прямо посреди Уральского хребта, ближайшие вершины – горный массив Рай-Из (высота до 1236 м), гора Поур-Кеу (876 м) и Нырд-Вомен-Из (в переводе «Гора поперек отрога», больше известна как гора Динозавр, 1154 м). Несмотря на небольшие высоты, из-за северного расположения Полярный Урал производит впечатление намного большей высоты, чем он есть на самом деле. Туристы, желающие посетить это впечатляющее место могут остановиться на турбазе на станции Собь. Турбаза представляет собой несколько списанных железнодорожных вагонов, стоимость ночлега – 600 RUR за сутки.

Детский двор Остановка ИК-18 «Полярная сова» — одна из пяти колоний для пожизненных заключённых в России. Остановка

Активный отдых

С 2003 года Лабытнанги является горнолыжным курортом Ямала. Комплекс «Октябрьский», расположенный в 7 км от города, работает круглый год. С ноября по май сюда едут отдыхать любители зимних видов спорта, в остальное время он находится в распоряжении рыбаков, грибников, ягодников. Применение метода искусственного оснежения склона позволяет продлить лыжный сезон. Комплекс имеет одну трассу длиной 630 м с перепадом по высоте – 110 м.

Ее сложность определена синим цветом, то есть сложность маршрута невысока. Сюда удобно приезжать семьями, на склонах со средним уклоном 160 градусов комфортно себя чувствуют и опытные, и начинающие горнолыжники, и дети. Малышам выделяется определенный участок для освоения техники, занятия проводят опытные мастера.

Лабытнанги город на карте России, Ямало-Ненецкий округ

В «Октябрьском» работает один бугельный подъемник, для малышей есть бэби-лифт протяженностью 200 м и тюбинговый спуск. Спортивное снаряжение можно взять на прокат.

Трассу готовят специалисты с применением специальной техники:

  • снеговых пушек;
  • уплотняющей машины «Ратрак»;
  • снегоходов.

На территории комплекса работают гостиница, бани, кафе. Стоимость одного подъема на гору – 50 руб., абонемента на сутки – 500 руб.

Интересные места для отдыха с детьми

Лабытнанги – место, где заботятся об интересном проведении досуга детей. На карте города регулярно появляются новые детские спортивные и развивающие учреждения, игровые площадки.

Парк «Островок»

В 2022 году была открыта многофункциональная площадка с зонами отдыха для людей всех возрастов. Она расположена на пересечении улиц Дзержинского и Автострадной.

Лабытнанги город на карте России, Ямало-Ненецкий округ

Игровые конструкции с горками, веревочными парками, полосы препятствий, зоны с уличными тренажерами теперь доступны маленьким жителям города. Особенным их вниманием пользуются каскады холмов с атравматичным покрытием. Для отдыха в парке с круглогодичным режимом работы установлены теплые скамейки и обогревающиеся павильоны.

Многофункциональный Детский Игровой комплекс

Комплекс работает ежедневно, без выходных, расположен на ул. Гагарина, 28. Здесь под одной крышей располагаются спортивно-развлекательный центр, детские игровые залы и площадки.

Маршрут для осмотра города самостоятельно за 1 день

Все достопримечательности города находятся в его центральной части, в шаговой доступности друг от друга. Поэтому, прогуливаясь по улицам от Оби или от современного железнодорожного вокзала, который тоже является достопримечательностью и гордостью местных жителей, можно за один день осмотреть.

Перечень:

  • сквер, где установлен памятник пожарным;
  • малую скульптурную композицию, которая иллюстрирует исторические занятия коренных жителей «Олень и рыбы»;
  • Мемориал Славы, который хорошо видный даже в темное время суток, благодаря торжественной и продуманной подсветке;
  • здание городского Дома культуры, который является центром культурной жизни Лабытнанги; здесь проводятся все главные мероприятия, работают различные студии, секции и кружки;
  • городской Краеведческий музей;
  • памятник В.Г. Наку.

Гостиницы

В городе есть гостиницы, в которых можно остановиться, приехав в Лабытнанги на несколько дней.

Гостиничный комплекс «Семь лиственниц»

Трехзвездочная гостиница находится на улице Гагарина, 34, в полутора километрах от железнодорожного вокзала, что является центром города. Четырехэтажный гостинично-ресторанный комплекс эксплуатируется с 2001 года. На прилегающей территории разбит сквер с лиственницами и елями, ухоженными газонами.

Лабытнанги город на карте России, Ямало-Ненецкий округ

Номера укомплектованы всем необходимым в соответствии с выбранной категорией. Предоставляются услуги по доставке еды в номер, посещение сауны, вызов такси и другие. Стоимость проживания в отдельном номере – от 3800 руб., койко-места в двухместном номере – 1900 руб.

Отель «Приуралье»

Отель расположен на Советской улице, 10, в непосредственной близости от городского вокзала. Номера оформлены в классическом стиле, подключена бытовая техника, укомплектована гигиеническими средствами ванная комната. Рядом есть продовольственные магазины. Стоимость номера – от 2400 руб.

Чем и где питаться

С местами общественного питания в Лабытнанги дело обстоит значительно лучше, чем с гостиницами. Однако ожидать чего-то необычного не стоит. Кафе и рестораны Лабытнанги представлены типичным провинциальным набором заведений: кафе советского типа, суши-барами, парой неплохих ресторанов и несколькими кафе русской, кавказской и европейской кухни. Ничего экзотически северного в городе, к сожалению, нет. При гостинице «Семь лиственниц» (ул. Гагарина, д. 34) работает бар-ресторан с неплохой кухней, однако цены достаточно велики. Среди недорогих заведений можно отметить пиццерию La Cipolla (ул. Автострадная, д. 10а) и кафе «Метелица» (ул. Овражная, д. 1). Из заведений более высокого класса – «Старое кафе» (ул. Автострадная, д. 10а) с неплохим выбором русской, европейской и азиатской кухни.

За экзотической кухней севера придется ехать в соседний Салехард. Ресторан «Охота» (ул. Ленина, д. 11), здание которого выполнено в форме чума, предлагает кроме обычной европейской и русской кухни блюда народов севера: строганину из местной рыбы, оленину, медвежатину, малосольного муксуна, уху и другие яства. Также кухня севера подается в ресторане «Арктика» (ул. Республики, д. 38). Что касается приобретения местных деликатесов, то купить оленину, медвежатину, свежую или слабосоленую рыбу можно и в самом Лабытнанги на городском рынке либо в фирменных магазинах.

Маршрут поезда 209М Лабытнанги — Москва

Что привезти в качестве сувенира

Сувенирная продукция продается во всех магазинах города. Это могут быть фигурки из кости и дерева, кружки и тарелки с символикой Лабытнанги, украшения из меха и кожи. Гости города увозят с собой и вкусные сувениры: сушеные ягоды и грибы, вяленую рыбу и оленину.

Лабытнанги – город, который часто посещают командированные специалисты. Другие гости здесь бывают нечасто, ведь на карте России он находится слишком далеко от туристических троп. Однако бывавшие здесь прежде путешественники утверждают, что за последние десятилетия в городе многое изменилось. Может быть, наступит время, когда «Полярная стрела», будет привозить на станцию Лабытнанги многочисленные экскурсионные группы.

Полярный Урал

• Трехразовое питание (полевая кухня), кроме завтрака в первый день и обеда+ужина в последний
• Групповое снаряжение, костровое снаряжение, газ, палатки*
• Трансфер от места окончания маршрута до г. Лабытнанги
• Рекреационные сборы
• Регистрация группы в МЧС
• Инструктор-проводник
• Групповая аптечка
• Помощь в бронировании ж/д и авиабилетов до Салехарда/Лабытнанги и обратно

*палатки только трехместные. Если вы хотите жить вдвоем, то можете либо взять свою палатку, либо взять двухместную палатку напрокат у нас

Туристическое снаряжение:

• Рюкзак с дождевой накидкой (объем от 55 литров — для девушек и от 85 литров — для парней)
• Рюкзак для радиалок (15−30 л) (чтобы можно было переложить туда аптечку, дождевик, флиску, бутылку воды, спички, нож). Подойдёт сумка-мешок для обуви
• Спальник с температурой комфорта от 0 до -5 градусов
• Пенка либо надувной коврик
• Хоба (сидушка туристическая)
• Треккинговые палки
• Гермомешок или мусорный пакет на 120 л (в качестве вкладыша в рюкзак для защиты вещей от сырости и намокания)
• ‌‌Бахилы ОЗК (лёгкие резиновые сапоги, используются при пересечении рек вброд, продаются в рыбацких магазинах)
• ‌Бутылка пластиковая либо мягкая 0,5−1.5 л. — в качестве фляги для воды
‌‌• Термос 0,5 — 1 литра‌
• Спички в герм.упаковке/зажигалка/огниво
• ‌‌Накомарник
• Кружка, ложка, миска, нож

Одежда:

• Треккинговые ботинки
• Запасная обувь (кроссовки либо треккинговые сандали для стоянок и радиалок)
‌‌• Гамаши-фонарики (по желанию)
• Шлёпки для стоянки (по желанию)
‌‌• Лёгкая ветрозащитная куртка (желательно мембрана)
• ‌‌Тканевый дождевик, закрывающий колени и руки (если куртка без мембраны).
• Тёплая куртка
• Флиска с горлом
• Термобельё (в котором, при необходимости, можно и идти, и спать)
• Штаны ходовые быстросохнущие, ветрозащитные
• 2−3 футболки (синтетика)
• Треккинговые носки (2 пары)
• ‌Шерстяные носки (1 пара, для сна)
• ‌Нижнее бельё и сменное нижнее бельё
• Бафф, шапка/кепка,
‌‌• Перчатки
• Солнцезащитные очки
• Купальник/плавки

Прочее:

• Личная аптечка (2 бинта 7×14 см, спас.одеяло, лейкопластырь в рулоне, бактерицидный лейкопластырь, обезболивающее, жаропонижающее, активированный уголь/полисорб и другие необходимые лично для вас лекарства)
• Паспорт и полис в ОМС в герметичной упаковке
• ‌‌Зубная паста, зубная щётка, мыло, маленькое полотенце
• Шампунь (по желанию)
• Туалетная бумага
• Крем от загара
• Гигиеническая помада
• Репелленты
• Пауэрбанк
• Мусорные пакеты на 30−50 л (пригодятся также для упаковки мокрых и грязных вещей)
• ‌‌Карманный перекус (орехи, сухофрукты, шоколад, конфеты)
• Карта ЯНАО, загруженная в Maps.me/GPS Viewer на телефоне

ВАЖНО! Оставить свободной 1/3 рюкзака под групповое снаряжение и модули с едой

��ТУДА
�� На поезде до жд Лабытнанги.
или
✈️ На самолёте до Салехарда.
‌Из Салехарда вам нужно добраться на Яндекс Такси (15мин) до бесплатного парома через р. Обь до Лабытнанги (идет 20мин) и там на такси до ж/д вокзала (15 мин) г.Лабытнанги

‌‌Встреча группы 14 августа в 11.30 на железнодорожном вокзале г.Лабытнанги.

�� ОБРАТНО
‌✈️ Самолётом: из Салехарда
�� Поездом: из Лабытнанги
❗️ Билеты на обратную дорогу необходимо брать с отправлением не ранее 22 августа. Уезжать 22 августа можно в любое время. Окончание похода – в г.Лабытнанги 21 августа вечером.

o_mihalis

14:50 получасовая остановка в г. Котлас Архангельской обл. Смотрим паровоз, Ленина и Северную Двину.

14:20 Выходим на станции 110 км. Переход 300 метров к берегу реки Собь.

Собираем катамараны и отчаливаем.

Через 8 км встаем на ночевку у устья ручья Западный Нырдвоменшор.

Сплавляемся еще 30 км до ручья Восточный Нырдвоменшор. Ставим базовый лагерь.

Однодневный поход на плато к знаменитым озерам.

Фотки на фоне долины реки Собь.

Отправляемся а поход в горы с ночевкой. Берем вещей на два дня и поднимаемся по ручью Восточный Нырдвоменшор.

Любуемся водопадом, ставим лагерь.

Желающие с утра пораньше лезут на гору Сфинкс. Восхождение некатегорийное, доступно почти каждому.

Те, кто выберет поспать — не получат таких фоток)))

Не увидет такой красоты.

Не покорит полярную гору.

К вечеру возвращаемся в базовый лагерь.

Легкий послеобеденный сплав до предместий поселка Харп.

Утренний сплав до поселка Харп. Сбор катамаранов. Переезд на такси в г. Лабытнанги. Оставляем вещи на вокзале.

На легке отправляемся на пароме через р. Обь в Салехард, газовую столицу заполярья.

Обедаем в ресторане на вершине моста.

Возвращаемся в Лабытнанги. Заселяемсяя в поезд.

07:50 отправляемся в Москву.

31 августа в 4:46 прибываем в Москву.

Стоимость участия 25 000 руб.

В стоимость входит: билеты на поезд, трансфер, место на катамаране, спас-жилет, питание в походе, фильм о поездке.

Не входит в стоимость: питание в поезде, кафе и ресторанах, туристическое снаряжение (что-то можно будет бесплатно взять у меня, достанется первым желающим)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *