Пушкинский музей
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Пушкинский музей – так коротко называют Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, расположившийся в самом центре столицы, на улице Волхонка. Его называют самым академичным музеем Москвы, ведь он располагает уникальной коллекцией скульптурных слепков, копий и подлинников, по которым можно изучать всю историю мировой культуры. Великолепно исполненные музейные экспонаты-копии, от портика Парфенона и статуи Венеры Милосской до портала готического собора и конных монументов, выполнены в натуральную величину, что дает возможность детально ознакомиться с шедевральными работами великих ваятелей.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Пушкинский музей
Основные моменты
В Пушкинском музее разместилась одна из лучших в России коллекций зарубежной живописи. Наиболее ранние ее экспонаты представлены византийской мозаикой и иконами. Начальный этап развития западноевропейского изобразительного искусства отражен в работах итальянских примитивистов, а его расцвет демонстрируют полотна гениев эпох Возрождения и Просвещения. Музей знаменит и своей коллекцией работ импрессионистов и постимпрессионистов. Музейная коллекция включает в себя также египетские древности, памятники культуры Востока, графические картины западноевропейских и русских мастеров, предметы декоративно-прикладного искусства, нумизматики и археологические экспонаты. В Пушкинском музее периодически «гостят» уникальные экспонаты из собраний других музеев, в том числе всемирно известных.
Постоянно действующая экспозиция музея разместилась в нескольких зданиях, три из которых находятся на Волхонке: Главное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки, Отдел личных коллекций. В структуру музейного комплекса входят Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева на улице Чаянова, Центр эстетического воспитания, разместившийся в Колымажном переулке, мемориальная квартира Святослава Рихтера на Большой Бронной улице.
История Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Свою историю Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ведет с 17 (29) августа 1898 года, когда в Москве, неподалеку от храма Христа Спасителя, на Волхонке, был заложен Музей изящных искусств им. императора Александра III. Идея создания в Москве художественно-образовательного общественного музея витала в просвещенных аристократических кругах еще с середины XIX столетия. Но воплотить ее в жизнь удалось лишь в конце века, благодаря подвижничеству государственного деятеля, ученого-историка, искусствоведа, Ивана Владимировича Цветаева. Его дочь, поэтесса Марина Цветаева, в своих автобиографических эссе живо описала, какое значение имело создание музея в жизни всей семьи Цветаевых.
Возведение здания Музея изящных наук было поручено молодому московскому архитектору Роману Ивановичу Клейну, выигравшему конкурс, условия для которого разработал Цветаев. На период сооружения музейного здания при Московском университете был учрежден Комитет по его будущему обустройству. Председателем Комитета стал великий князь Сергей Александрович, стараниями которого на возведение музея из казны государства выделили 200 тысяч рублей. Заместителем председателя выбрали Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, промышленника, миллионера и мецената, потратившего на строительные работы и создание музейных фондов около 2 млн рублей. Работу секретаря комитета и фактически организатора всех работ выполнял Иван Цветаев.
Коллекционный фонд будущего Пушкинского музея формировался на базе Кабинета изящных наук и древностей, находящегося в ведении Московского университета и располагавшего небольшим собранием гипсовых оттисков с античных скульптур. С 1889 года, когда Кабинет возглавил Цветаев, его фонды начали прирастать новыми поступлениями – копиями греческих, римских, египетских изваяний, которые создавались в крупнейших мастерских Европы по снятым с оригинальных творений слепкам. Для будущего музея искусные специалисты создавали копии и целых скульптурных композиций виртуозных творцов Средних веков, эпохи Ренессанса, отображавшие оригиналы в их истинном масштабе.
Собрание скульптур пополняли и подлинные шедевры, которые жертвовали царственные особы, аристократы, промышленники и представители интеллигенции. К своему открытию музей располагал коллекцией древнеегипетских памятников, работами итальянских живописцев XII-XIV веков, подлинными итальянскими скульптурами XVI-XVII веков.
В мае 1912 года, спустя 14 лет с момента закладки, состоялось церемониальное открытие Музея изящных искусств. Это событие сопровождало выступление оркестра, исполнившего помпезную кантату, написанную специально для этого действа. Должность директора музея занял Иван Цветаев. В 1923 году, после реорганизации музейной сети страны, музей приобрел статус Государственного. В его стенах разместилось собрание живописи западных мастеров, ранее принадлежавшее ликвидированному Румянцевскому музею. Вскоре оно пополнилось картинами из коллекций С. М. Третьякова, Г. А. Брокара, Д. И. Щукина, князей Юсуповых. Бесценные произведения живописи поступили из Государственного Эрмитажа.
В 1932 году Музей изящных искусств переименовали в Музей изобразительных искусств, а спустя пять лет ему присвоили имя А. С. Пушкина. Крупными поступлениями ознаменовался 1948 год: картинная галерея Пушкинского музея пополнилась почти тремя сотнями работ известнейших художников-импрессионистов.
В 1985 г. рядом с Главным музейным зданием в специально отреставрированном особняке открылся Музей частных коллекций. В 2005 году он был перенесен в близлежащее здание, а на его месте разместилась Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
Главное здание
Главное здание Пушкинского музея, напоминающее античный храм, украшает колоннада, являющаяся увеличенной копией ионического портика храма Эрехтейон, одного из главных святилищ Афин, расположенного на Акрополе. Фасад украшен белым морозоустойчивым мрамором, доставленным с Урала, а при оформлении парадного входа использовался редкий цветной мрамор.
Первый этаж
В залах нижнего этажа Главного здания демонстрируются коллекции произведений искусства Древнего Египта, античной эпохи, Средневековья и Ренессанса.
Более восьми сотен экспонатов, разместившихся в зале искусства Древнего Египта, оформленного в стилистике древнеегипетского храма, представляют все периоды истории развития этой цивилизации, начиная с IV тысячелетия до н. э. до IV столетия до н. э. Богатая экспозиция представлена каменными саркофагами, статуями, предметами быта и погребального культа египтян, мумиями людей и животных, папирусами, сосудами и украшениями, амулетами. Эта коллекция – одно из первых приобретений музея. Она была выкуплена в 1909 году у петербургского востоковеда В. С. Голенищева, располагавшего богатой коллекцией подлинников египетских древностей.
В зале, где демонстрируются образчики искусства Древнего Ближнего Востока, можно увидеть копии барельефов, украшавших дворцы ассирийских царей. По мотивам росписи царских чертогов оформлен и сам зал, при входе в который расположились гигантские изваяния крылатых быков и львов с человеческими головами. Скульптуры являются копиями, оригиналы находятся в Лувре и Британском музее. Предметом гордости коллекции этого зала являются клинописные таблички, на которых запечатлена трехтысячелетняя история Древней Месопотамии. Искусство Древней Парфии представлено ритуальными сосудами, выточенными из слоновьего бивня, искусство Ирана – рельефом с изображением головы персидского лучника и халцедоновыми печатками – великолепными образчиками глиптики (искусства резьбы на цветных и драгоценных камнях).
На первом этаже Главного здания Пушкинского музея расположен и зал, где демонстрируется знаменитая коллекция, которую часто называют «Золото Трои» либо «Сокровище Приама». Она включает 259 артефактов, найденных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в конце XIX века. Среди экспонатов коллекции – золотые и серебряные сосуды, великолепные золотые диадемы, серьги, кольца, бусы, браслеты. Интерес представляют и ритуальные топоры-молоты, один из которых создан из лазурита, а три – из нефрита и жадеита.
В отдельном зале находится коллекция античных артефактов. Первый раздел посвящен искусству древнего Кипра, второй – Древней Греции, третий – Древней Италии, четвертый – Риму. Среди экспонатов – образцы декоративно-прикладного искусства: сосуды из стекла и керамики, мозаики и фрагменты фресковых росписей, предметы быта, выполненные из бронзы.
В зале, где представлено искусство Северного Причерноморья, можно увидеть экспонаты, найденные при раскопках Пантикапея, столицы Киммерийского Боспора. Среди артефактов, датируемых VI-V веками до н. э., – аттические сосуды, шкатулки для хранения драгоценностей, уникальная пантикапейская ванна, декорированная фризами из пальметт, цветов лотоса. Здесь же вырезан сюжетный фриз, изображающий состязание на колесницах. Из находок, датируемых IV веком, интерес представляют чаши, покрытые черным лаком, канфар с великолепным орнаментом, оригинальные светильники. Украшением экспозиции является беломраморное изваяние головы женского божества и статуя правителя античного города Георгиппия – Неокла.
В отдельном зале, также расположенном на первом этаже Пушкинского музея, собраны экспонаты, относящиеся к Греко-римскому периоду истории Египта (IV в. до н. э. – IV в. н. э.). Здесь вы увидите расписанные гипсовые погребальные маски, точность и реалистичность исполнения которых сравнимы с классическим древнеримским скульптурным портретом, и так называемые фаюмские портреты, искусно выписанные на тончайших пластинах из кипарисовой коры темперой либо восковыми красками. В эллинистическом Египте они заменяли традиционные погребальные маски. Коптское искусство представлено эффектными ткаными изделиями – предметами одежды, светской и церковной, туниками, шалями, покрывалами, скатертями.
Один из наиболее красивых залов Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина – Греческий дворик. Здесь можно полюбоваться натуральной величины копиями статуй и рельефов Парфенона, портиками Эрехтейона и храма Гефеста в Афинах, искусно созданным макетом Акрополя.
Не менее эффектен Итальянский дворик. Оформление зала, где он расположен, повторяет стилистику внутреннего дворика роскошного флорентийского дворца Барджелло. Центральное место здесь занимают копии двух конных монументов, созданных величайшими мастерами Раннего Возрождения – Донателло и Вероккьо. В копии представлен шедевр эпохи Ренессанса – статуя Давида работы Микеланджело.
Далее на первом этаже осмотрите коллекцию живописи, включающую в себя подлинные византийские иконы и работы итальянских мастеров XIII-XVI веков. Наиболее известные из представленных здесь византийских икон – «Двенадцать апостолов» и «Христос Пантократор». Среди шедевров итальянских мастеров – «Благовещение» Боттичелли, «Оплакивание Христа с монахом-кармелитом» Джованни Батиста Чима да Конельяно, «Пейзаж со сценами из жизни святых» Доссо Досси, «Дама за туалетом» Джулио Пиппи.
В соседнем зале демонстрируются оригинальные полотна немецких и нидерландских живописцев XV-XVI столетий. Гордость коллекции – картины «Бичевание Христа» немецкого художника Иоганна Кербеке, «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, также являющегося представителем немецкой школы. Полюбуйтесь работами голландских художников: «Мужской портрет» Яна Госсарта, «Несение креста» Михеля Зиттов, «На рынке» Иоахима Бекелара, «Христос и самарянка» Питера Артсена.
Эпоха барокко и рококо представлена творениями итальянских живописцев XVII-XVIII веков. Эта тематическая композиция включает в себя полотна Пьетро да Кортона, Луки Джордано, Бернардо Каваллино, Панини, Каналетто, Франческо Гварди.
Отдельные залы посвящены работам живописцев Испании и Франции, выполненным в XVII столетии. Полотна французских художников XVIII – начала XIX веков помещены в собственную экспозицию.
Второй этаж
На втором этаже Пушкинского музея расположился зал, получивший название Олимпийского. Здесь демонстрируются гипсовые слепки с наиболее известных скульптур эпохи греческой классики. Среди этих выразительных экспонатов – фронтоны храма Афины Афайи, скульптурная группа, изображающая реальных героев Гармодия и Аристогитона, рельефы алтаря, известного как «трон Людовизи», в центре которого изображено сакральное рождение Афродиты из пены морской. Украшением зала являются гипсовые копии произведений великого греческого скульптора Мирона – «Дискобол» и скульптурная группа «Афина и Марсий».
В отдельном зале можно познакомиться с культурой Эгейского мира. Здесь представлены копии предметов, датируемых периодом с III тысячелетия до н. э. до VI века н. э. Тут экспонируются сосуды, найденные при раскопках древней Трои, ритуальные статуэтки жриц с острова Крит, погребальные маски из царских гробниц Микен, скульптуры Артемиды Делосской, Аполлона с острова Мелос, статуя Геры.
Отдельная экспозиция посвящена искусству греческой поздней классики и эллинизма. Тут вы увидите слепки с оригиналов работ величайших скульпторов IV-II веков до н. э. – Скопаса, Праксителя, Лиссипа, Леохара. Среди них – «Неистовая менада», «Отдыхающий сатир», «Аполлон Саврактон», статуи Афродиты Книдской, Аполлона Бельведерского.
В разделе, посвященном искусству Древней Италии и Древнего Рима, демонстрируются слепки, бронзовые отливки со скульптур, созданных в эпоху существования Римской империи. Среди экспонатов, также представленных в этом зале, – воспроизведенные в гальванопластике предметы быта римлян, а также элементы амуниции гладиаторов. Оформление самого зала создает представление о характерных для римского зодчества традициях. В интерьере сочетаются мотивы декора «Золотого дома» Нерона (I в. до н. э.) и терм Диоклетиана (рубеж III-IV веков н. э.): арки, колонны, украшенные роскошными коринфскими капителями, богато расписанный потолок.
Отдельный зал посвящен истории итальянской скульптуры XV века. Его своды украшают эффектные панно с панорамами Флоренции, Венеции, Сиены. Среди наиболее выразительных работ – копия фрагмента флорентийского Баптистерия «Райские врата», слепки с рельефов портала церкви Сан-Петронио в Болонье, копия статуи Донателло «Святой Георгий».
В особом зале, разместившемся на втором этаже Пушкинского музея, можно увидеть гипсовые копии работ величайшего мастера эпохи Возрождения – Микеланджело Буонарроти. Среди них – «Вакх», «Пьета», «Моисей», «Умирающий раб».
Зал, где представлено искусство Фландрии XVII века, – один из наиболее посещаемых в Пушкинском музее. Здесь можно полюбоваться работами Рубенса, ван Дейка, Брейгеля, Снейдерса – ярчайших представителей фламандской школы живописи.
В зале, посвященном гениальному нидерландскому художнику Рембрандту, представлены рисунки, офорты и шесть полотен мастера. Произведениям других голландских живописцев XVII века посвящена отдельная экспозиция.
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков
Галерея, расположившаяся по соседству с Главным зданием Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, занимает левый флигель усадьбы, с XVII по XIX века принадлежавшей князьям Голицыным. Еще в 60-е годы позапрошлого столетия во флигеле располагалась доступная для граждан картинная галерея, здесь же демонстрировались артефакты античной эпохи из личной коллекции хозяев. Можно сказать, что разместившаяся здесь Галерея приняла эстафету традиций московских аристократов собирать лучшие произведения мирового искусства.
В 26 залах Галереи представлены произведения мастеров европейской живописи и скульптуры XIX-XX веков. Экспозиция этой части Пушкинского музея представляет различные течения в искусстве того периода.
В одном из залов демонстрируются полотна немецких мастеров начала позапрошлого столетия: Каспара Давида Фридриха и художников-«назарейцев», возрождавших в своем творчестве манеру живописи времен Средневековья и Раннего Ренессанса.
Испанская школа живописи представлена работами Франсиско Гойи. В отдельном зале можно увидеть произведения французских художников – участников парижского Салона: Жана Жерома, Поля Делароша, Эжена Луи Изабе. Особая экспозиция посвящена французским мастерам реалистического направления в живописи.
Гордостью Пушкинского музея является коллекция работ французских художников, творивших в стиле импрессионизма и постимпрессионизма. Среди авторов полотен – Моне, Ренуар, Дега, Камиль, Писсарро, Сезанн, ван Гог, Гоген, Матисс, Пикассо.
Недавно в музее открылась новая экспозиция, где демонстрируются работы представителей других европейских школ, а также произведения американских мастеров. Здесь представлены картины Василия Кандинского, Марка Шагала, Акилле Фуни, Фолькера Берингера, Рокуэлла Кента.
В специальном зале можно полюбоваться скульптурами крупнейших европейских ваятелей – Огюста Родена, Антуана Бари, Аристида Майоля, Эмиля Бурделя.
Отдел личных коллекций
В экспозиции этого подразделения Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина представлено около тридцати коллекций произведений искусства, подаренных музею частными лицами. В фондах отдела находится более 7000 работ русских и западноевропейских мастеров XV-XX веков, чье творчество представлено в графике, живописи, скульптуре, прикладном искусстве, фотографии.
На сегодняшний день основная экспозиция Отдела личных коллекций недоступна для осмотра. Возобновить работу Отдел планирует в 2019 году.
Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева
В семи залах этого отдела Пушкинского музея находится экспозиция, знакомящая посетителей с основными этапами развития мирового искусства, начиная с древнейших времен до XVI века.
Здесь демонстрируются 750 слепков и копий с наиболее значимых объектов, представляющих искусство Древнего Египта, Передней Азии, Древней Греции, Рима, отображены также период Средневековья и эпоха Ренессанса.
Мемориальная квартира Святослава Рихтера
В квартире, расположенной на 16 этаже дома на Большой Бронной, которую великий пианист, проживавший здесь с супругой Ниной Дорлиак, завещал Пушкинскому музею, царит особая атмосфера, хранящая музыкальные и семейные традиции ее хозяев.
В зальной гостиной, где репетировал Рихтер, можно увидеть два раритетных рояля фирмы «Steinway & Sons», антикварные торшеры (их подарил пианисту мэр Флоренции), несколько картин. В кабинете находится библиотека и хранятся пластинки, кассеты с записями концертов музыканта, а также ноты с его пометками. В небольшой комнате выставлены пастели, принадлежащие кисти Рихтера, имевшего также художественный талант.
Практическая информация
Главное здание Пушкинского музея и Галерея искусства стран Европы и Америки, расположенные на Волхонке, соответственно в домах № 12 и 14, открыты для посетителей во все дни недели, кроме понедельника. По вторникам, средам, и в выходные они работают с 11:00 до 20:00, по четвергам и пятницам – с 11:00 до 21:00.
Добираться сюда удобно на метро, доехав до одной из трех станций: «Кропоткинской», «Боровицкой» или «Библиотеки им. Ленина».
Комплексная стоимость посещения Главного здания и Галереи – 550 рублей. Для детей до 16 лет вход бесплатный. Посещение одного из двух подразделений Пушкинского музея по отдельности обойдется в 300 рублей. Экскурсии оплачиваются отдельно, их стоимость – от 400 рублей с персоны.
У Главного здания Пушкинского музея и Галереи часто выстраиваются очереди, особенно в дни работы передвижных выставок, поэтому многие предпочитают приобретать билеты онлайн на сайте музея. Оплаченный билет выдают в кассе, расположенной в Галерее. После этого через вход № 5 можно войти в Главное здание. Вы окажетесь на цокольном этаже, где находятся гардероб, уборные, кафе, в котором можно вкусно, сытно и недорого поесть. Рядом со входом в кафе располагается стойка, где вы можете взять аудиогид. Его стоимость – 350 рублей + залог (2000 рублей или паспорт). Бесплатно можно воспользоваться аудиогидом, установив приложение izi.TRAVEL на мобильный телефон.
На цокольном этаже также продается сувенирная продукция, иллюстрированные издания, представляющие все коллекции Пушкинского музея.
Входной билет в Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева стоит 100 рублей.
Посетить Мемориальную квартиру С. Рихтера можно по предварительной записи. Стоимость – 200 рублей. Экскурсия с гидом (350 рублей) включает просмотр фильма в сопровождении музыки. Здесь нередко проводятся камерные концерты, цена билетов на них оговаривается отдельно.
Пушкинский музей: что посмотреть в первую очередь
Пушкинский музей включает в себя несколько филиалов. Гости столицы, как правило, начинают знакомство с ГМИИ им. А.С. Пушкина с осмотра постоянной экспозиции Главного здания, где представлено зарубежное искусство разных стран и эпох, с древнейших времен до начала XIX века. Затем устремляются в расположенную неподалеку Галерею искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, чтобы своими глазами увидеть общепризнанные шедевры импрессионистов, постимпрессионистов и представителей авангардных течений.
В статье мы рассказали, что посмотреть в Пушкинском музее, чтобы совершить путешествие вглубь времен и получить порцию вдохновения.
Что посмотреть в Главном здании Пушкинского музея?
- Слепки с сохранившихся статуй и рельефов Парфенона
- Портик Кариатид храма Эрехтейон
- Портик храма Гефеста на Афинской горе
- Макет Афинского Акрополя
- Крылатые быки из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине
- Крылатый лев из дворца Ашшурнацирапала II
- Стела со сводами законов Хаммурапи
Сложно представить более таинственную культуру, чем Древний Египет. Экспозиция, посвященная этой мистической цивилизации, переносит посетителей во времена фараонов. В экспозиции представлены древние саркофаги, статуи, рельефы, папирусы и украшения. Особый интерес представляют предметы погребального культа, а также древние мумии людей и животных. Особая атмосфера зала, которую усиливают детали интерьера, мгновенно настраивает посетителей на общение с экспонатами египетской коллекции.
Оказавшись в Итальянском дворике, зритель вступает в диалог с европейской культурой. В зале, который в свободной манере воспроизводит внутренний дворик флорентийского палаццо Барджелло, экспонируются слепки скульптурных работ немецких, французских и итальянских ваятелей. Центральное место занимают два конных монумента. Однако нет сомнений, что самым значимым экспонатом является статуя Давида Микеланджело.
- Микеланджело Буонарроти. Давид
- Донателло. Кондотьер Гаттамелата
- Верроккьо Андреа. Кондотьер Коллеони
- Верроккьо Андреа. Давид
- Портал собора («Златые врата»)
Главные шедевры Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Работы Пабло Пикассо чрезвычайно многогранны. В творчестве испанского художника можно выделить несколько этапов. Одним из них является «розовый» период, который считается переходом от «личного» творчества автора к новаторским экспериментам в искусстве. Героями полотен в это время становятся артисты цирка, с которыми художник знакомится неподалеку от Монмартра.
Одним из лучших творений «розового периода» является картина «Девочка на шаре». Пикассо изображает бродячую труппу акробатов. Они странствуют по миру, будучи изолированными от окружающих, но при этом сплоченными между собой. Так, несмотря на опустевший мир вокруг, узами крепкой дружбы объединены хрупкая девочка-эквилибристка, изящно балансирующая на шаре, с сидящим на кубе могучим атлетом. Несмотря на то, что герои противопоставлены друг другу, их фигуры олицетворяют баланс между движением и статикой, естественной грацией и нарочитой геометрией, гибкостью и силой, женским и мужским.
«Девочка на шаре»
Одной из главных тем в творчестве Эдгара Дега является балет. При этом французского импрессиониста, в отличие от современников, привлекал не красочный праздник сценических выступлений, а закулисная жизнь балерин. Дега создавал зарисовки из жизни танцовщиц без излишней сентиментальности и надуманности, добиваясь впечатления подсмотренной жизни.
На картине «Голубые танцовщицы» художник изобразил четырех пластичных балерин во время репетиции или перед выходом на сцену. Благодаря выбранной композиции автор создает ощущение закольцованного танца, заставляя зрителя очерчивать глазами круг. Вполне может быть, что Дега запечатлел в движении одну и ту же балерину. Так или иначе, автору удалось погрузить зрителя в бесконечный круговорот не только танца, но и человеческой жизни.
«Голубые танцовщицы»
Пьер-Огюст Ренуар питал живой интерес к человеку. Один из самых видных деятелей импрессионизма отдавал предпочтение жанровым композициям и портретам, раскрывающим характеры людей. Особой поэтичностью в его творчестве, без сомнения, обладают женские образы.
Одной из любимых моделей художника была Жанна Самари. В 1870-е годы Ренуар пишет серию портретов молодой актрисы театра «Комеди Франсез». Картина, представленная в музее имени Пушкина в Москве, считается одним из наиболее ярких примеров импрессионистических работ художника. Экспонат очаровывает зрителей жизнерадостной игрой цветов – изумрудного, розового и каштанового, воздушностью, игривостью мазков и лучезарным образом модели. Художник сумел подчеркнуть лучшие черты молодой актрисы: мягкую грацию и необычайную свежесть.
Портрет актрисы Жанны Самари
Нормандская деревушка Живерни с населением чуть больше трехсот человек так и осталась бы неизвестной, если бы не приезд Клода Моне. Получив всеобщее признание, импрессионист начал приглядывать для себя обитель вдали от городской суеты. Выкупив участок с домом с розовой штукатуркой и серыми ставнями, он до конца жизни писал в нем картины, благодаря чему нормандская деревня обрела большую популярность среди поклонников живописи.
Оказавшись наедине с природой, Клод Моне стал внезапно одержим садоводством. Друзья привозили художнику саженцы и семена из разных уголков мира, а он заботливо высаживал растения в собственном саду. Кроме того, Моне осушил соседнее болото, создал на его месте сказочный пруд и устроил над ним японский мостик. Вдохновляясь собственным творением, импрессионист создал цикл «Кувшинки», в состав которого входят порядка 250 полотен. Картины из этой серии хранятся в ведущих музеях мира, будь то Музей д’Орсе в Париже, Метрополитен-музей в Нью-Йорке или Пушкинский музей в Москве. Поразительно, что большую часть полотен художник написал, когда страдал от катаракты глаза и потерял левый хрусталик.
Пушкинский музей что там
Дискуссия с Марией Дрезниной «Восприятие искусства и арт-терапия»
Виктория Маркова, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, специалист по искусству Италии эпохи Возрождения и барокко.
Мария Дрезнина, художник, педагог, арт-терапевт, ведущий методист отдела эстетического воспитания «Мусейон» ГМИИ имени А.С. Пушкина. Член Московского союза художников. Автор книг по развитию детей с помощью искусства.
Прямой эфир на нашем YouTube в 19:00
Телекоммуникационный партнер ГМИИ им. А. С. Пушкина – компания Тele2
Дискуссия с Марией Дрезниной «Восприятие искусства и арт-терапия»
Виктория Маркова, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, специалист по искусству Италии эпохи Возрождения и барокко.
Тем временем в Калининграде. Сегодня в Балтийском филиале Пушкинского музея открылся культурно-просветительский проект «Автоархеология. Онтография. Тактильная сопричастность», который впервые представит в Калининграде творчество знаменитого композитора, философа и художника Владимира Мартынова.
На видео: музыкальный перформанс исполняет Владимир Мартынов
Проект осуществлен в рамках программы филиала Sound Around, посвященной звуковому искусству на современной художественной сцене.
«Тот, кто хочет посвятить себя живописи, должен первым делом вырвать себе язык», — сказал однажды Анри Матисс.
Собираетесь в Пушкинский музей на выставку «После импрессионизма. » и хотите как следует подготовиться?
Пушкинский.Ю сделал подборку книг художников конца XIX–начала XX века, чьи произведения до 24 сентября вы можете увидеть на выставке.
Поль Гоген «Ноа-ноа. Путешествие на Таити»
В 1891 году художник уехал из «грязной Европы» на Таити. Итогом двухлетнего путешествия стали не только великолепные картины, но и книга, описывающая как пейзажи экзотической страны, так и ставшая своеобразной исповедью художника.
Текст для отважных
Илья Репин «Мысли об искусстве»
Сборник из писем и заметок Репина, а также воспоминаний современников. Книга позволит полнее понять и без того многогранный талант художника.
Текст книги
Казимир Малевич «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм»
Первая книга художника, первое издание которой вышло в 1914 году. В ней он отстаивает свои мысли о развитии искусства. красной чертой проходит его мысль: «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных Венер, тогда только увидим чисто-живописное произведение».
Текст книги
Василий Кандинский «О духовном в искусстве»
Эту книга занимает важное место в жизни художника. В ней он изложил свои основные идеи беспредметности. Он написал её, будучи в Германии в 1910 году. Как говорил сам Кандинский: «Я собирался писать книгу большого объема, для которой надо было бы предпринять целый ряд опытов в области чувства. Но мне пришлось ввиду других тоже важных работ отказаться от этого плана но крайней мере в ближайшем будущем».
Текст книги
Анри Матисс «Заметки живописца»
Книга известного художника, в которой он хочет поделиться своими мыслями об искусстве и рассказать, что значит быть художником для него.
Подписывайтесь на Пушкинский.Ю — участники молодежных программ музея делает много интересного!
Пушкинский музей что там
Выставки и события
Музей
Живопись старых мастеров, подлинники Античности и Востока, учебные слепки
Живопись французских импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров начала XX века
Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева (РГГУ)
ул. Большая Бронная, 2/6, 16 этаж, кв. 58
Квартира одного из величайших пианистов XX века
Колымажный пер., 6/2, 3 (вход с Малого Знаменского переулка)
Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон»
Таруса, ул. Паустовского, д. 15
Атмосфера жизни художника в Тарусе, фильмы и документальные материалы
Посетителям
Билеты на посещение ГМИИ им. А.С. Пушкина можно приобрести только на этом сайте или через официальных партнеров. Музей не гарантирует подлинность билетов, купленных в других местах.
Больше информации о билетах