Гостиница москва в москве как называется сейчас
Перейти к содержимому

Гостиница москва в москве как называется сейчас

  • автор:

Гостиница "Москва"

Гостиница Москва

Гостиница "Москва" — одна из крупнейших гостиниц столицы, расположенная на улице Охотный ряд. Расположенное в самом центре города здание стало одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы, однако, на самом деле является новоделом, построенным по образу и подобию снесённого советского оригинала.

Оригинальное здание гостиницы "Москва" было построено в 1933-1935 годах по проекту архитекторов Алексея Щусева, Освальда Стапрана и Леонида Савельева. В 2003-2004 годах его снесли по невнятным причинам, затем к 2013 году отстроили заново на том же месте.

Гостиница "Москва" занимает целый квартал между Манежной площадью, площадью Революции и улицей Охотный Ряд и отличается достаточно сложной архитектурной пластикой. Здание построено разновеликим: главный фасад выходит на Манежную площадь и имеет 14 этажей, боковые корпуса — 10-этажные; со стороны Театрального проезда к основному зданию примыкает 6-этажная "пристройка". Центральный вход акцентирован монументальным восьмиколонным портиком высотой в 6 этажей, выше него — ряды лоджий-аркад, оживляющих монотонную сетку окон. Характерная особенность главного фасада — заметная асимметрия ризалитов: если стоять к гостинице лицом, бросается в глаза, что левый имеет более сложную форму и декоративное оформление (пилястры, карнизы, расцветка), правый же располагает минимальным декоративным оформлением и выглядит более сухим и суровым.

Интересно, что центральный фасад на Манежной площади специально был ориентирован в сторону планировавшегося Дворца Советов: предполагалось, что здания будут находиться в архитектурной связке. Таким образом, после восстановления Храма Христа Спасителя фасад оказался обращённым на него.

Асимметричный фасад и легенда о Сталине

Обращённый к Манежной площади центральный фасад гостиницы, бросающийся в глаза грубой асимметрией декоративного оформления, стал поводом к возникновению колоритной городской легенды.

Легенда гласит, что финальный проект гостиницы утверждался лично Иосифом Сталиным, и Щусев, неуверенный, какой проект лучше — с богатым декоративным оформлением или без него — представил на суд вождя оба проекта. Варианты оформления были изображены на одном чертеже и разделялись осью симметрии — слева был изображён более пышный вариант, справа — строгий и простой. Сталин, якобы не разобравшийся в чертеже, поставил свою подпись посередине, и проектировщики не решились уточнить, какого чёрта он имел в виду, поэтому при строительстве гостиницы в одном фасаде были реализованы оба варианта оформления, как было показано на чертеже.

К сожалению, красивая и весёлая легенда не имеет ничего общего с действительностью: Сталин попросту не занимался утверждением архитектурных проектов.

В действительности асимметрия была вызвана самой прозаической причиной: правую часть фасада строили по линии существовавшего до постройки гостиницы "Москва" здания "Гранд-отеля" и возводили не с нуля, а путём надстройки существующих стен. Расчёты показали, что их толщины достаточно для надстройки этажей, но в процессе оказалось, что они только выглядели мощными, а на деле толщина достигнута слоем строительного мусора. Стены стали трескаться, и в конечном итоге окна первых 4 этажей были заложены, чтобы их укрепить, а декоративное оформление правого ризалита полностью убрали для максимального облегчения его веса.

В "новой" версии гостиницы, построенной взамен снесённого в 2003-2004 годах оригинала, асимметрию сохранили, но окна на первых 4 этажах всё-таки сделали.

История строительства гостиницы "Москва"

В 1920-х годах Охотный Ряд стал первым районом в центре Москвы, который подвергся радикальной перестройке: были снесены торговые лавки и ряды, часовня Александра Невского на Манежной площади, церковь Параскевы Пятницы (на её месте позже возвели современное здание Госдумы) и прочие сооружения.

В 1931 году был объявлен открытый конкурс на строительство "гостиницы Моссовета" на месте снесённого на Охотном Ряду квартала. На конкурс подали 6 проектов, но его результаты не удовлетворили комиссию, и после него провели закрытый конкурс между 3 проектами, среди которых была выбрана работа Освальда Стапрана и Леонида Савельева при консультировании Алексея Щусева. Изначально проект был решён в стиле конструктивизма и не гармонировал с ансамблем Кремля и сохранившейся исторической застройкой, поэтому Алексея Щусева позже привлекли в качестве соавтора для "исправления ошибок". Каркас здания к тому времени был уже возведён, и внести принципиальные изменения было невозможно, но Щусев сумел привнести в проект изысканный декор в духе неоклассицизма. Впоследствии участие Щусева стало расцениваться неоднозначно: Стапран и Савельев опубликовали в газете "Правда" критическое письмо, где негативно отзывались о Щусеве и его работах; позже высказывались точки зрения, будто бы Щусев "украл" у них проект гостиницы.

Строительство гостиницы велось очередями: первая очередь была построена в 1933-1935 годах и включала центральный корпус, обращённый к Манежной площади, и боковой со стороны улицы Охотный Ряд. Вторая очередь, включающая корпус со стороны площади Революции и 6-этажный корпус, обращённый к Театральной площади, была построена в 1968-1977 годах.

В 2002 году здание гостиницы "Москва" объявили аварийным, и в 2003-2004 годах оно было полностью снесено, а к 2013 вместо него построили новое. Новое здание в общих чертах повторяет оригинальное, однако, местами очень сильно отличается от него в деталях оформления; кроме того, был перекрыт внутренний двор, благодаря чему площадь комплекса значительно увеличилась при сохранении внешних габаритов. При сносе было заявлено, что планировочное решение гостиницы устарело и не соответствовало современным стандартом, и реконструировать её без сноса было невозможно.

Снос здания гостиницы получил неоднозначную оценку: общественность и эксперты усомнились, что это действительно было необходимо. Кроме того, в ходе "реконструкции" неустановленными лицами было украдено более 87 миллионов долларов — по мнению профессора МАрхИ Вячеслава Глазычева, воровство и было её основной целью.

На сегодняшний день здание занимает отель "Four Seasons Hotel Moscow". Помимо прочего, внутри разместили торговый центр, офисные помещения с конгресс-центром и апартаменты.

Гостиница "Москва" находится на улице Охотный Ряд, дом 2. Добраться до неё можно пешком от станций метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии и "Театральная" Замоскворецкой. Лучшие виды на здание открываются с Манежной площади.

_Для чего снесли гостиницу Москва и сожгли здание Манежа ⁠ ⁠

_Для чего снесли гостиницу Москва и сожгли здание Манежа Voronkov-kirill, Копипаста, Архитектура, Длиннопост

В 2004 году, при Лужкове, гостиница Москва на Манежной площади была снесена по невнятным причинам. Это действо было названо московскими властями «реконструкцией». Официальной версией причин сноса стали якобы морально устаревшее планировочное решение (номера гостиницы были слишком маленькой площади и не соответствовали «современным стандартам») и якобы невозможность осуществления реконструкции без полного сноса здания. Любой, даже начинающий, архитектор сразу скажет вам, что это полный бред. Можно было элементарно решить проблему банальным объединением двух-трёх номеров в один без какого-либо ущерба для строительных конструкций. Вся суть в том, что эта «проблема» не была истинной причиной демонтажа. По мнению профессора МАРХИ Вячеслава Глазычева целью «реконструкции» было воровство, так как не было никаких объективных причин для сноса такого гигантского здания в самом центре Москвы, построенного всего лишь в начале 30-х годов XX века, конструкции которого находились в удовлетворительном состоянии и могли стабильно прослужить ещё добрую сотню лет. И действительно, в процессе «реконструкции» неустановленными личностями было похищено более 87 миллионов долларов, выделенных из городского бюджета. Но, надо сказать, что в масштабах столь гигантской стройки (более 185 000 м2) и, учитывая сложность отделочных работ, сумма похищенных средств не является столь вопиющей. Сам факт хищения — является, а сумма в масштабах стройки — нет. Она не превышает 10% от общих затрат и чисто технически обоснование такого перерасхода средств не составляет большого труда для опытных «строителей».

Гостиница Москва расположена на месте, где ещё в XIX веке протекала река Неглинка. Сейчас она заключена в подземный коллектор. Однако на протяжении всего XIX века подтопления этого участка паводковыми водами случались регулярно и лишь гидротехнические сооружения XX века позволили окончательно стабилизировать уровень грунтовых вод в данном районе в течение всего года. Квартал с «Гранд отелем», на месте которого была построена гостиница Москва в 30-е годы был расположен на месте, где когда-то проходило самое русло Неглинки. В своё время для укрепления болотистого грунта здесь было сделано свайное поле из дубовых свай. Огромные стволы были забиты во влажную землю и, благодаря свойству дуба набирать прочность, будучи погружённым в воду, грунт на этом участке был стабилизирован, что и позволило начать на нём капитальную застройку в XIX веке.

_Для чего снесли гостиницу Москва и сожгли здание Манежа Voronkov-kirill, Копипаста, Архитектура, Длиннопост

(Строительство торгово-развлекательного центра «Охотный ряд». Архивное фото)

В 1995 году Юрий Михайлович Лужков затеял грандиозное строительство на Манежной площади — торговый центр «Охотный ряд», комплекс, на несколько уровней уходящий под землю, с глубиной залегания нижнего яруса более 18 метров от поверхности. Возведение одного из крупнейших подземных торгово-развлекательных центров в Европе, площадью 63 000 м2, было завершено в рекордные сроки: на всё про всё ушло два года. Ещё в период начала изыскательских работ многие специалисты озвучивали опасность рытья такой огромной «ямы» в историческом центре Москвы, однако быстро проведённая по заказу московского правительства экспертиза показала, что историческим зданиям, расположенным рядом со строительной площадкой, ничего не угрожает. Но ещё в 2002-м году из уст одного заслуженного академика архитектурно-строительных наук, я услышал высказанный им в частной беседе прогноз о том, что если в ближайшее время гостиница Москва не будет снесена, то скоро она станет разваливаться сама…

В этот период в непосредственной близости от Манежной площади происходил демонтаж массивного 22-этажного гостиничного комплекса Интурист на Тверской улице, на месте которого впоследствии была возведена гостиница The Ritz-Carlton Moscow вдвое меньшей этажности.

По словам академика, это была лишь первая ласточка, за которой должна будет последовать «уже приговорённая» гостиница Москва…

Я тогда сразу вспомнил недавние (на тот момент) события в Нью-Йорке — террористическую атаку на башни-близнецы. После их обрушения, спустя сутки, в прилегающих деловых кварталах рухнули ещё несколько массивных многоэтажных зданий.

_Для чего снесли гостиницу Москва и сожгли здание Манежа Voronkov-kirill, Копипаста, Архитектура, Длиннопост

(Площадь 50-летия Октября (ныне: Манежная площадь). Архивное фото. Справа видна гостиница Москва, слева — высотное здание гостиницы Интурист)

В результате строительства подземного торгового центра уровень грунтовых вод в районе Манежной площади был искусственно существенно понижен, чтобы не допустить затопления котлована. И дубовое свайное поле под фундаментом гостиницы Москва оказалось осушенным. Деревянные сваи начали гнить. Этот процесс мог занять ещё долгий срок, однако первые его проявления следовало ожидать уже через 10-15 лет — просадка фундаментов, трещины в стенах и т.п. Но тогда результат инженерной ошибки стал бы уже явным. А учитывая высказывавшиеся опасения специалистов, можно было бы говорить не об ошибке, а о сознательно допущенной халатности или даже о целенаправленной диверсии. Поэтому спустя 7 лет после строительства ТЦ «Охотный ряд» гостиница Москва была подвержена демонтажу по смешной и явно надуманной причине. Предсказание академика сбывалось на глазах. Следы «диверсии» в ходе реконструкции были тщательно подчищены — так под новым зданием появилась гигантская многоуровневая автостоянка.

В том же 2004-м году «неожиданно» сгорело здание Манежа. Это были два самые близко расположенные к ТЦ «Охотный ряд» массивные капитальные строения. Оба — памятники архитектуры.

_Для чего снесли гостиницу Москва и сожгли здание Манежа Voronkov-kirill, Копипаста, Архитектура, Длиннопост

_Для чего снесли гостиницу Москва и сожгли здание Манежа Voronkov-kirill, Копипаста, Архитектура, Длиннопост

(Полностью выгоревшее здание Манежа. Архивное фото)

По официальной версии, пожар начался на крыше вследствие короткого замыкания и уже через 15-20 минут охватил площадь в 9 000 м2, в результате чего здание выгорело полностью. Однако председатель комитета по культуре Москвы Сергей Худяков заявил тогда агентству «Интерфакс», что никакой проводки, а также электроприборов на крыше Манежа не было. Уже на следующий день после пожара Лужков выступал на московском телеканале, представляя публике проект реконструкции здания Манежа на новый «современный» лад. Там были чертежи, планы, разрезы и даже макет с благоустройством. И, конечно же, под обновлённым зданием появился новый, «спасительный» подземный уровень. Но неужели эта объёмная проектная работа была сделана всего за одну послепожарную ночь!?

_Для чего снесли гостиницу Москва и сожгли здание Манежа Voronkov-kirill, Копипаста, Архитектура, Длиннопост

(Манежная площадь. Космическая съёмка 2003 года)

В 2005 году я проектировал московскую квартиру для одного галериста. Он содержит в Германии частный музей советской фотографии 20-30-х годов и конструктивистского искусства. Живёт на три страны: Россия – Германия – США. Богатый человек. Тот ещё «жук» — своего ни за что не упустит. Содержимое интерьеров бывшей гостиницы Москва (сталинский ампир) крайне интересовало его, как коллекционера. Он включил все свои связи, чтобы попытаться выйти на тех, у кого можно было бы приобрести эти предметы — люстры, двери, мебель, посуду, живопись (в каждом номере гостиницы и в коридорах висело по нескольку картин в стиле советского реализма); словом, его интересовало абсолютно всё. Помню, как он с нескрываемой досадой и огромным удивлением рассказывал мне, что не смог найти никаких концов, даже намёка на то, в чьих руках в итоге оказались все эти предметы. Всё, что находится сейчас в интерьерах новодела — дешёвые турецкие поделки из говна и пластика. Ни на одном аукционе и ни в одной частной коллекции эти предметы с тех пор не всплыли.

vladimirdar

Гостиница Москва - Four Seasons Hotel
Всего 8 фото

Гостиница «Москва» — одна из крупнейших гостиниц Москвы, построенная в 1932-1935 годах по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана и А. Щусева (вторая очередь завершена в 1968-1977 годах). Разобрана в 2004 году. На её месте к 2013 году завершено строительство нового здания гостиницы, точно воспроизводящего, по заявлениям проектировщиков, внешние формы прежнего — однако оно превосходит его в объёме. В настоящее время здание занимает отель Four Seasons Hotel Moscow, здесь же находятся различные магазины и рестораны.

Гостиница «Москва», занимающая сейчас целый квартал, стала одной из первых гостиниц, построенных в советской Москве. Массивное здание играет доминирующую роль в формировании района, непосредственно прилегающего к Кремлю. «Москва» отличается сложной архитектурной пластикой, призванной согласовать строение с соседствующими Кремлём и зданием Исторического музея.

Охотный ряд, считавшийся в начале XX века одним из самых антисанитарных районов города, стал первым московским районом, подвергшимся коренной реконструкции в 1920-е годы. Ещё в 1922 году здесь планировали возвести Дворец труда. Проведённый представительный конкурс на лучший проект не привёл к воплощённым результатам. В силу финансовых трудностей строительство было отложено. Однако работы по реконструкции застройки начались: в том же году снесли часовню Александра Невского на Манежной площади, в 1924 году начался массовый снос торговых лавок в южной части Охотного Ряда (преимущественно деревянные строения). В 1928 году снесли церковь Параскевы Пятницы, а всю рыночную торговлю перенесли на Цветной бульвар.
02.
Место Гостиницы Москва - Охотный ряд
Вид на Охотный ряд со стороны Националя. Сейчас как раз на месте этих торговых рядов и находится гостиница Москва.

В середине 1931 года объявили открытый конкурс на строительство новой гостиницы Моссовета, на который было подано 6 проектов. По итогам закрытого конкурса лучшим признали проект молодых сотрудников щусевской мастерской Стапрана и Савельева и приняли его к реализации. Проект был решён в духе конструктивизма и входил в очевидное противоречие со сложившимся историческим обликом района. Суровый аскетизм массивного здания не увязывался с ансамблем Кремля, застройкой Охотного Ряда, Тверской и Моховой улиц. К тому же следует иметь в виду, что в начале 1930-х годов в советской архитектуре начался процесс отхода от авангардных направлений, наметился явный поворот в сторону переосмысления классического наследия прошлого, впоследствии приведший к возникновению архитектуры «сталинского ампира».
03.
Снесенный Охотный ряд
Снесенный Охотный ряд по четной стороне. 1932 год. Вид со стороны нынешней Манежной площади.

04.
Манежная площадь - 1935
Манежная площадь. 1930-1931 гг.

Строительство гостиницы начали весной 1932 года. Сначала Моссовет поручил вести работы Металлострою, затем заказ передали Мосстрою, а в августе того же года создали Управление по строительству гостиницы Моссовета — самостоятельную организацию, прямо подчинённую президиуму Моссовета. Строительство такого масштабного здания было сложной задачей для страны и поэтому в проект были включены уже имеющиеся здания Гранд-Отеля и гостиницы «Московская», где были сохранены шикарные интерьеры знаменитого дореволюционного ресторана, в котором некогда пел Ф.И. Шаляпин.
05.
Охотный ряд - строительство гостиницы
Охотный ряд. Строительство гостиницы «Москва». 1935 год.

В качестве соавтора, призванного исправить «ошибки» проекта, пригласили Алексея Щусева. Каркасная коробка здания к тому времени уже достраивалась, и внести значительные изменения не представлялось возможным. Однако Щусев с большой изобретательностью и тактом внёс изменения в проект, добавив лаконичный декор в духе неоклассицизма, не нарушив при этом конструктивистскую основу проекта здания. В результате появился строгий и монументальный восьмиколонный портик высотой в шесть этажей с открытой террасой, просторные лоджии-аркады по центру главного фасада, многочисленные балконы. Углы здания были акцентированы башенками. Само здание приобрело бо́льшую пластичность благодаря более выраженному членению главного фасада.

Гостиница Москва
Гостиница Москва. 1964 год.

Тогда же Щусев выполнил эскизы второй очереди гостиницы, но до строительства новых корпусов дело не дошло. 10-этажный корпус, выходящий на площадь Революции (фасадом на здание Музея Ленина), и 6-этажный, обращённый к Театральной площади, начали строить только в 1968 году. Архитекторы А.Б. Борецкий, А.А. Дзержкович, И.Е. Рожин, Д.С. Солопов и В. А. Щелкановцева в целом учли композиционные идеи, заложенные предшественниками.

Вторая очередь гостиницы была сдана в эксплуатацию в 1977 году, к 60-летию Октябрьской революции; тем самым корпуса гостиницы «Москва» заняли собой целый квартал. Однако декор новых корпусов получился более сухим по рисунку; 6-этажный корпус вообще был решён в духе обыкновенной бетонной коробки, что внесло, по мнению некоторых специалистов, резкий диссонанс в ансамбль Театральной площади.
07.

Новодельный фасад гостиничного комплекса «Four Seasons Hotel Moscow» со стороны Музея Войны 1812 года. 2015 год.

О новоделе. Московские градозащитники делали попытки сохранить историческое здание гостиницы, однако безуспешно. После его сноса в 2004 году открылся красивый вид на Кремль и окружающую его застройку, что вновь заставило специалистов говорить об отмене проекта. Появилось предложение разбить общественный парк на этом месте, мотивированное, в том числе, повышением туристической привлекательности центра города — однако московские власти, будучи соинвесторами строительства, не пошли на это. Проект нового здания на месте разрушенной гостиницы разработан архитектором ГУП «Моспроект-2 имени М.В. Посохина» В.В. Колосницыным. Заказчиком реконструкции является ОАО «Декмос» (51 % которого принадлежит американской компании Decorum Corp., 49 % — правительству Москвы), который должен был построить новое здание отеля к середине 2008 года, вложив более 800 млн. долларов США.
08.

Площадь Революции. Гостиничный комплекс «Four Seasons Hotel Moscow». Справа от основного здания — галерея «Модный сезон». 2015 год.

Общая площадь гостиничного комплекса составляет 183 000 м². Помимо гостиничных номеров и апартаментов, в комплекс вошли офисы, торговые площади и конгресс-центр. Одна из башен получила дополнительные окна, которые отсутствовали у старой «версии» из-за своего положения. В 2013 году здание было введено в эксплуатацию. В ходе реконструкции неустановленные лица украли более 87 млн долларов из выделенных городом на строительство. По мнению профессора МАРХИ Вячеслава Глазычева, целью реконструкции и было воровство, так как никакой особой потребности в сносе гостиницы, построенной в начале 1930-х годов, не было. В 2009 году Сулейман Керимов приобрёл долю 25,5 % в компании «Декмос» В 2015 году гостиница перешла под контроль белорусских предпринимателей («нефтяников») Алексея и Юрия Хотиных освоившихся в Москве с 90-х годов прошлого века.

Бродский Я.Е. Москва от А до Я (Памятники истории, зодчества, скульптуры). — М.: Московский рабочий, 1994.
Москва: Архитектурный путеводитель / И.Л. Бусева-Давыдова, М.В. Нащокина, М.И. Астафьева-Длугач. — М.: Стройиздат, 1997.
Официальный сайт «Four Seasons Hotel Moscow»

Не сразу строилась Ее внешний вид определял лично Сталин: как появилась главная гостиница Москвы

Одной из старейших и крупнейших гостиниц столицы России была «Москва». 20 декабря 2020 года ей бы исполнилось 85 лет. Заведение у самых стен Кремля позиционировалось как образцово-показательное и задавало стандарты для всей страны, а архитектура здания противопоставлялась канонам царской России. «Москва» стала первой гостиницей, которая открылась в городе во времена СССР. Однако в 2004 году ее практически постигла участь храма Христа Спасителя — за ветхостью здание разобрали и возвели на старом месте приближенную копию. Несмотря на то что сейчас «Москва» больше известна под брендом пятизвездочной Four Seasons Hotel Moscow, легендарный флер все же остался. Гостеприимство по-советски — в материале «Ленты.ру».

«Москва» должна была стать антиподом дореволюционному зодчеству: гостиницам «Националь» и «Метрополь». Будучи имперским наследием, они не очень подходили на роль визитной карточки социализма, а «западно-сказочная» стилистика не соответствовала вызовам нового времени. Для этого между гостиницами расчистили весь Охотный Ряд, считавшийся одним из самых грязных районов города, от торговых лавок. Под раздачу попали церковь Параскевы Пятницы (на ее месте теперь находится здание Госдумы) и часовня Александра Невского в честь павших в русско-турецкой войне. Она стала первым культовым сооружением столицы, уничтоженным советской властью.

Создать проект гостиницы поручили архитекторам из разных профильных отделов. Всего на суд Моссовета было представлено шесть работ. Однако ведомству они не понравились, поэтому чиновники обратились к проверенным людям — архитектурной мастерской Алексея Щусева. Он уже заработал доверие, создав проект ленинского мавзолея в кратчайшие сроки. В результате гостиницей занялись коллеги архитектора: Освальд Стапран и Леонид Савельев.

Снос квартала на будущей Манежной площади и строительство гостиницы «Москва», 30-е годы

Фото: Марк Марков-Гринберг / ГНИМА им. А. В. Щусева

Работы начались в 1932 году. Правда, на стройплощадке уже стояло другое здание — роскошная гостиница «Гранд-Отель». «Отопление исключительно голландскими печами. Хороший ресторан. Русская и французская кухни. Бильярды. Зал для чтения с русскими и иностранными газетами и журналами. Телефон. Ванны. Омнибусы на все вокзалы железных дорог. Комиссионеры и переводчики для иностранных языков», — расхваливали ее в рекламе той эпохи.

«Гранд-Отель» решили не сносить, а встроить в «Москву», но в результате получили диссонанс. Конструктивистский проект не только выбивался из архитектурного облика района, да и сам по себе выглядел негармонично и угловато. Спасать ситуацию позвали Щусева. На данном этапе вносить кардинальные изменения было поздно, поэтому архитектор лишь расставил нужные акценты: добавил восьмиколонный портик высотой шесть этажей с открытой террасой, а также многочисленные балконы и лоджии с аркадами. Углы здания украсили небольшими башнями. С помощью такого декора в духе неоклассицизма «Москва» не утратила строгости и в то же время стала менее массивной.

Однако левый и правый фасады все равно получились несимметричными и отличались количеством деталей, что породило множество легенд. Согласно одной из них, таково было решение Сталина. Ему представили два варианта проекта, и то ли он расписался на обоих сразу, то ли в центре листа, но архитекторы постеснялись уточнить, что именно имел в виду вождь народов. В результате одну сторону гостиницы, смотрящую на Кремль, сделали более минималистичной, а другую дополнительно декорировали.

Кафе «Птичий полет» на балконе 15-го этажа гостиницы «Москва», 1947 год

Кафе «Птичий полет» на балконе 15-го этажа гостиницы «Москва», 1947 год

Фото: Эммануил Евзерихин / Главархив Москвы

В настоящее время данную версию отметают и связывают асимметрию «Москвы» со вписанным в нее «Гранд-Отелем». Во время реконструкции его стены пришлось надстраивать, однако они быстро начали трескаться, так как оказались изнутри полыми и набитыми строительным мусором. Архитекторам пришлось перестраиваться на ходу и облегчать конструкцию. В итоге были заложены оконные проемы на первых четырех этажах и убран лишний декор на правом фасаде.

Важно понимать, что между тремя архитекторами (Стапраном, Савельевым и Щусевым) были весьма напряженные отношения, поскольку первых двух обязали подчиняться Щусеву как более опытному специалисту. Стапран и Савельев обвиняли своего начальника в присвоении авторских прав на проект гостиницы. В итоге Щусева отстранили от работы, но позже под давлением общественности автора мавзолея вернули. Тогда уже из документов пропали фамилии Стапрана и Савельева. «Почти готовую башню Щусев попытался переделать в соответствии со своим вкусом, но в полной мере это ему не удалось. (. ) Так и утвердилась легенда о том, что автор «Москвы» — Щусев», — написал в своей книге один из строителей гостиницы Михаил Арутчев.

С советским размахом

Еще одной особенностью «Москвы» стала ее важная роль в индустрии гостеприимства. В столицу приезжало все больше и больше людей, а койко-мест остро не хватало. Существующий гостиничный фонд не соответствовал должному уровню комфорта, а те же «Националь» с «Метрополем» были чересчур дорогими. «Москва» — не единственная новая гостиница того времени, однако, учитывая ее местоположение, она превратилась в «законодателя мод» среди подобных заведений.

Гостиница «Москва». Ресторан. Серия «Архитектура Москвы (1920-1940 годы)»

Фото: книга «Советская архитектура за XXX лет РСФСР»

Гостиница прославилась после выхода фильма «Цирк» 1936 года с Любовью Орловой в главной роли. «Песня о Родине», прозвучавшая в нем, стала мегапопулярной в СССР и регулярно звучала на парадах. В ленте показаны «Огни Москвы» — кафе на 14-м этаже гостиницы. В него, а также в шикарный ресторан «Московский» на третьем этаже можно было попасть только элите. Известно, что бомонд хорошо проводил там время: дежурные по этажам сдавали парам из ресторана номера с почасовой оплатой.

В «Московском» побывали чуть ли не все советские знаменитости: как деятели искусств, так и герои войны. Здесь останавливались летчик Валерий Чкалов, шахтер Алексей Стаханов, поэт Демьян Бедный, писатели Илья Эренбург и Михаил Шолохов, эстонский певец Георг Отс и другие. Во время международных кинофестивалей заглядывали и иностранцы: актеры Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Жан Маре.

Политические деятели страны тоже захаживали в «Москву». Известно, что в гостинице находился тайный кабинет Лаврентия Берии, а местную бильярдную регулярно посещал сын Сталина Василий. Борис Ельцин также имел в «Москве» рабочее место.

Гостиница «Москва». Интерьер номера люкс, 30-е годы

Фото: музей гостиницы «Москва» / pastvu.com

На гостиницу такого высочайшего уровня не жалели ни денег, ни материалов. Для отделки холла и лестницы использовали мрамор, взятый в разрушенном храме Христа Спасителя. Все детали прорабатывали вплоть до дверных ручек и карнизов для штор. Сам Щусев называл это «культурой мелочи».

«Разнообразная отделка номеров и станковая живопись (картины кисти Шишкина, Айвазовского, Поленова) произвели огромное впечатление на иностранную печать. Когда гостиница будет закончена, она представит собой великолепно спланированное сооружение не хуже американских гостиниц, по вкусу отделки значительно их превосходящее», — говорил архитектор. Работы других художников (Грабаря и Коровина) из номеров люкс числились в запасниках Третьяковской галереи.

Для Запада «Москва» вообще превратилась в символ Советского Союза, закрытого из-за железного занавеса и поэтому вызывающего интерес. Дело в том, что в 1938 году в стране зарегистрировали марку водки «Столичная», на этикетке которой была изображена гостиница. С 1971-го продукт вышел на американский рынок под эгидой небезызвестной PepsiCo. Взамен на это компания получила право на строительство завода в Новороссийске по производству газированных напитков. В США водка продавалась под названием Stoli и стала неотъемлемым атрибутом СССР.

«Мы новый мир построим»

Со временем гостиница начала обрастать корпусами и заняла целый квартал. Но вторую очередь, 10- и 6-этажный корпуса, начали строить только в 1968 году, спустя 33 года после сдачи главного здания. Щусев подготовил эскизы, но «Москвой» занимались уже другие архитекторы: Александр Борецкий, Андрей Дзержкович, Игорь Рожин, Дмитрий Солопов и Валентина Щелкановцева. Работы закончили в 1977 году — к 60-летию Октябрьской революции. Однако здания подверглись критике: их посчитали типичными бетонными коробками. Также звучали претензии, что новые корпуса не вписываются в ансамбль Театральной площади и уродуют ее. Так постепенно началось падение легенды.

Утрачено Как советская власть разрушала имперское наследие и при чем здесь США

Ретроград Советский фотограф отдал Москве всю жизнь. Как она выглядела 100 лет назад?

В 2002 году вокруг «Москвы» разгорелся скандал: городские власти собрались снести объект, а потом воссоздать. По мнению чиновников, здание не соответствовало техническим требованиям, нуждалось в подземной парковке и якобы не соответствовало изначальному замыслу Щусева. Лучше всего тогда высказался критик Григорий Ревзин: «Фрески Рублева сейчас в очень плохом состоянии. Может, их тоже собьем и напишем заново?» Архитекторы и общественники пытались отстоять памятник сталинского классицизма, но безуспешно.

«Москву» снесли в 2004 году, намереваясь отстроить на ее месте большой комплекс с номерами, апартаментами, офисами и торговыми площадями. Стоимость проекта на тот момент равнялась 300-400 миллионам долларов.

Девелопером реконструкции стала специально зарегистрированная для этого компания «Декмос», на тот момент принадлежавшая департаменту имущества Москвы и ЗАО «Декорум» (ныне ликвидировано). В ходе работ неизвестные украли более чем 87 миллионов долларов из выделенного бюджета. Есть версия, что реконструкцию из-за ее сложной инвестиционной программы инициировали целенаправленно, чтобы распилить деньги.

Также у горожан возникло много претензий, когда выяснилось, что гостиница не очень-то похожа на оригинал. Это противоречило обещаниям мэрии о восстановлении «именно в таком виде, в каком была». Помимо уничтоженных произведений искусства в интерьерах «Москвы» и другого цветового решения, стали заметны иное расположение окон и изменения в деталях на фасадах. Таким образом застройщик попытался уместить в здании побольше номеров. Обновленную гостиницу ввели в эксплуатацию осенью 2013 года, но великолепный объект с его индивидуальностью и неповторимой образностью все равно был утрачен. Символу эпохи предпочли экономию и коммерциализацию.

В настоящее время под «гостиницей «Москва»» обычно подразумевают пятизвездочный отель Four Seasons Moscow, находящийся на историческом месте. Сообщается, что недвижимость принадлежит бизнесмену Алексею Хотину. Также в здании разместили кинотеатр, рестораны, кафе и торговые площади.

Four Seasons Hotel Moscow

Four Seasons Hotel Moscow

Фото: Ekaterina Kriminskaya / Legion-media.ru

«Глядя на недавние, но теперь уже старые фотографии старой «Москвы», неожиданно понимаешь, насколько качественным и даже благородным было это сооружение, включая простоватый корпус 1970-х. Мы ее в общем-то не любили — сталинизм, дурные ассоциации, тяжелятина. Оказывается, еще и оттого, что сравнивать было не с чем. Теперь — есть. Только это не «Москва», это позор Москвы. Тактикой «сноса и воссоздания» городские власти в очередной раз пытались утвердить примат (главенство — прим. «Ленты.ру») формы над содержанием и в очередной раз доказали обратное», — прокомментировали ситуацию специалисты движения «Архнадзор».

Гостиница была создана духом своего времени как выдающийся оригинал, но, к сожалению, умерла аляповатой копией. Здание функционировало 67 лет и могло служить и дальше с учетом вовремя сделанного ремонта, однако власти столицы решили по-своему навести порядок у Кремля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *