Что такое лобное место
Перейти к содержимому

Что такое лобное место

  • автор:

Что значит лобное место?

Термин "Лобное место" может обозначать несколько вариантов, самое первое, это один из памятников архитектуры, который расположен на Красной площади в столице России. Ограждено оно каменной оградой.

А вот о происхождении его до сих пор ведутся споры, так как есть несколько версий возникновения этого сочетания. Одно из них, звучит так, что якобы название пошло из-за того, что в то время там:

То есть казнили, судили. Но многие историке опровергают это и утверждают, что на самом деле на этом месте больше были более положительные события, например оглашались будущие торжественные события.

Но все сходится к тому, что такое место было местом сбора и оглашения тех или иных событий.

Лобное место — это определённое, заранее выбранное место, на котором устраивались казни и различные объявления приказов большому числу людей.

Чтобы толпе вокруг лобного места было лучше слышно то, что будут оглашать на лобном месте, в качестве него обычно выбирали некую возвышенность на поляне, либо сооружали помост на площади. Помост — это сбитая из досок платформа.

Точное происхождение названия "лобное место" неизвестно, так как есть разные версии. По одной потому, что тут рубили лбы (отрубали голову), а по другой — то, что возвышенность иногда была земляная, полукруглая, и от этого напоминала лоб.

Лоб в древности означал не "лоб" в современном понимании, а верхушку головы, и расшифровывался: Л(направленность)-О(определенность,фор­ ма)-Б(превосходящее над остальным), т.е.возвышение или верхняя часть. Таким образом слово лоб означал именно череп, в значении черепной коробки.

Википедия: Изначально термин «Лобное место» появился в русском переводе Евангелия от Иоанна: «И, неся крест свой, Иисус Христос вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски „Голгофа“». Т.е. голгофа означало череп и в переводе на русский звучало как "лобное". ! не акцинтирую то, что данный термин появился лишь тогда, скорее всего просто зафиксирован первый письменный источник.

Кстати слово лоботамия — хирургическая операция по рассечению черепа и удалению части лобных долей головного мозга, — происходит именно от слова лоб в значении черепной коробки. Ну а наши "фигологи"как всегда разводят и руками и отписываются: "происходит от ??".

ИТОГ: Название "Лобное место" произошло от слова Лоб, означающее возвышенность, исходя из основного своего назначения, а именно возвышаться над площадью для оглашения приказов или привлечения внимания.

а значение эшафотов лобное место приобрело лишь потому что казнь должна было совершаться на возвышенности. чтоб было видно всем.

Ло́бное ме́сто — памятник древнерусской архитектуры, находящийся в Москве, на Красной площади. Представляет собой возвышение, окружённое каменной оградой. По поводу этимологии названия существуют самые различные версии. По одной из них, например, утверждается, что название Лобного места возникло от того, что на этом месте «рубили лбы» или «складывали лбы». В других источниках утверждается, что «Лобное место» является славянским переводом с греческого — «Краниево место» или с еврейского — «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп). Третья версия: слово «лобное» означает всего лишь расположение: Васильевский Спуск, в начале которого находится Лобное место, в Средние века назывался «лбом» (распространённое название крутых спусков к реке в средневековой России).[источник не указан 1223 дня]

Также распространено ошибочное мнение, что Лобное место являлось местом публичной казни в XIV—XIX веках. Однако казни на самом Лобном месте производились очень редко, ибо оно почиталось святым. Это было место для оглашения царских указов и других торжественных публичных мероприятий. Вопреки легендам, Лобное место не являлось обычным местом казни (казнили обычно на Болоте). 11 июля 1682 г. на нём отсекли голову раскольнику Никите Пустосвяту, указом от 5 февраля 1685 г. на Лобном месте было повелено и впредь совершать казни, но свидетелем казней оно стало только в 1698 г. при подавлении стрелецкого бунта. Для казней воздвигался специальный деревянный эшафот рядом с каменным помостом. Тем не менее, в переносном значении словосочетание «лобное место» (с маленькой буквы, так как имеется в виду не имя собственное) всё-таки иногда употребляется как синоним места казни, без географической привязки к какому-либо городу.

Лобное место на Красной площади

С Лобного места Иван IV торжественно клялся, что будет блюсти интересы народа. Сюда возлагали мощи святых на всеобщее обозрение. Лжедмитрий I здесь просил перед людьми прощения. Именно на этом возвышении Василия Шуйского провозгласили царем. А при Петре I Лобное место «украсили» головы казненных стрельцов.

Лобное место на Красной Площади, фото 2019 года

Напротив Мавзолея на Красной площади располагается таинственная достопримечательность — Лобное место или Царево место.

Это возвышение с каменной оградой. По одной версии, название Лобного места возникло из-за того, что там «рубили лбы» или «складывали лбы». По другой, «Лобное место» — славянский перевод еврейского «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп). На самом деле слово «лобное» означает всего лишь расположение: Васильевский спуск, в начале которого находится достопримечательность, в Средние века называли «лбом».

Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар 1521 года. А в летописи Лобное место впервые упомянуто в 1549 году, когда двадцатилетний царь Иван IV оттуда призывал враждующих б Яр к примирению.

Изначально это был помост из кирпича с деревянной решеткой и шатром на столбах. А в 1786 году Лобное место сместили восточнее и перестроили из дикого белого камня по проекту Матвея Казакова.

Лобное место на Красной площади, фото 2015 года

Вопреки распространенному мнению на Лобном месте никого не казнили, так как оно считалось святым.

Здесь оглашали царские указы и проводили торжественные публичные мероприятия. В 1671 году польские послы сообщали, что на Лобном месте государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу. Здесь же объявляли об избрании патриарха, о войне, о заключении мира.

За все время на Лобном месте казнили только старообрядца Никиту Пустосвята. Ну а последняя «казнь» произошла здесь при Екатерине II, когда над головой дворянина Истомина палач сломал шпагу и ударил барина по щеке. Также в 1768 году у Лобного места стояла привязанная к позорному столбу «убивица, кровопийца и душегубица» Салтычиха (помещица Дарья Салтыкова), насмерть замучившая 139 крепостных.

А казнили в Москве обычно на Болоте (современной Болотной площади). Но все же словосочетание «лобное место» иногда употребляют как синоним места казни: некоторые мифы чрезвычайно живучи.

Есть еще версия, что на Лобном месте казнили Степана Разина. После подавления восстания его с братом Фролом привезли в Москву. Окруженная стрельцами телега проследовала по Тверской дороге в Китай-город, а затем по Варварке к Земскому двору на Красную площадь. Здесь смутьянам устроили допрос с пытками.
Степан Разин без единого стона выдержал около 100 ударов на дыбе и даже упрекнул брата, что тот не сдержал крика. После этого Разина подвергли одной из самых мучительных пыток водой: на обритую макушку стали по капле лить холодную воду. Разин перенес и эти муки.

После трехдневного допроса 6 июня бунтовщиков вывезли из Земского двора на Красную площадь к Лобному месту. Поднявшись на помост, Степан Разин окинул глазами площадь, перекрестился на собор Василия Блаженного и лег на плаху. Палач отрубил ему правую руку, затем левую ногу. В это время Фрол в ужасе крикнул, чтобы отсрочить свою казнь: Я знаю слово государево! Не проронивший ни единого звука до этого Степан крикнул: Молчи, собака! , и палач отрубил ему голову.

Лобное место на Красной площади

1 мая 1919 года, следуя плану монументальной пропаганды, на Лобном месте установили деревянный памятник Степану Разину «с ватагой» и ближайшими сподвижниками. Автор — Сергей Коненков. Правда, простоял монумент лишь несколько дней.

В пролетарском Музее скульптура тоже надолго не задержалась: памятник кочевал из музея в музей, пока окончательно не пропал. И теперь о скульптуре на Лобном месте напоминают только старые фотографии.

Лобное место на Красной площади в Москве

Лобное место на Красной площади в Москве

Чуден был град Москва в XVI веке с его Кремлем и ближним посадом. Российское государство развивало экономику и концентрировало власть в столице. На Васильевском спуске, примыкающем к Красной площади, шумели торговища Лобного рынка, велось судопроизводство и оглашались государевы указы.

Не удивительно, что именно здесь для публичных целей возвели каменный помост, чем-то напоминающий колодец. Наслоение в течение столетий исторических событий и легенд овеяло сегодняшнюю достопримечательность столицы мрачной славой точного места казни на Красной площади. Это далеко не так, и сейчас мы разберемся в достоверности фактов.

Происхождение названия и назначение

Ретро-фото Лобного места в Москве

Лбом когда-то московский люд называл начало крутого Васильевского спуска, который тянулся от Кремля к Москва-реке. Поэтому считается, что Лобное место в Москве на Красной площади получило название по расположению. Первоначально кирпичная подвысь с шатром на столбах стояла именно там.

Устные предания относили появление сооружения в память избавления Москвы от нашествия татар к 1521 году. Однако в летописях оно впервые упоминается при царе Иване IV. В 1549 году молодой Иван Васильевич созвал на примирение друг с другом враждующих бояр и провозгласил манифест с политической программой.

С этого времени возвышение служило и религиозной кафедрою, и царевым троном, и судейским трибуналом. Каждое из назначений также отсылало к слову «лоб» (голова): Голгофа в Иерусалиме, непокрытые головы жителей при явлении царя и богослужителей, лбы преступников.

Лобное место на рисунке из альбома 1661-1662 Августина Мейерберга «Празднование Вербного воскресенья на Красной площади, в 1654

Лобное место на рисунке из альбома 1661-1662 Августина Мейерберга «Празднование Вербного воскресенья на Красной площади, в 1654

На этот амвон поднимался Святитель, чтобы вознести молитву и благодарение Богу, а также благословить народ и воинство. Вплоть до 1917 года Лобное место использовали при совершении крестных ходов в значимые православные даты.

Особенным зрелищем являлся православный обряд «Шествие на осляти» в Вербное воскресенье. Царь вел под уздцы коня, на котором восседал митрополит. В этот день путь от Спасских ворот до Лобного места в украшался красным сукном, а само возвышение – бархатом.

История Лобного места на Красной площади

Лобное место на картине Алексеев Ф.Я. «Красная площадь в Москве», 1800 год

Лобное место на картине Алексеев Ф.Я. «Красная площадь в Москве», 1800 год

И все же история Лобного места на Красной площади не случайно хранит в памяти народа кровавые страницы. Находясь среди городского торга, московская Голгофа в народном сознании была сосредоточением административной, политической и юридической жизни и множество раз становилась свидетельницей человеческих драм. К Лобному месту доставляли для оглашения участи. Сами казни происходили в стороне либо на других площадях, чаще всего на Болотной.

Мы кратко остановимся на самых заметных, а зачастую поворотных, эпизодах, подчеркивающих сакральную для народа роль Лобного места.

Смутное время

Голод в Москве в 1601 году (Лобное место), гравюра XIX века

Голод в Москве в 1601 году (Лобное место), гравюра XIX века

Несмотря на первое летописное упоминание Лобного места в 1549 году, эта версия считается не доказанной. Официальное сообщение датируется 1599 годом в «Петровом чертеже».

И если до этого постамент служил большей частью религиозным отправлениям, то к XVII веку он стал политической трибуной: начался период Смутного времени, итогом которого стала смена династии Рюриковичей на династию Романовых.

Страну сотрясали восстания, самозванство, иностранная интервенция, интриги, семибоярщина. На Лобном месте всем миром в 1604 году с почестями встречали Лжедмитрия I, сюда же через год к ступеням толпа демонстративно сбросила его растерзанное тело.

Следует упомянуть еще одно знаковое событие. 27 ноября 1612 года два крестных хода народных ополченцев во главе с Мининым и Пожарским объединились у каменного возвышения, получили благословение и изгнали польских захватчиков с русской земли. Памятник Минину и Пожарскому сегодня стоит недалеко от Лобного места.

А через три месяца Смутное время завершилось здесь же: народ одобрил нового царя, Михаила Романова.

Стрелецкие бунты

Картина Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни», 1881 год

Картина Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни», 1881 год

Очередная борьба за власть между двумя боярскими кланами вновь привела к кровавым событиям 1682 года, получившим название Стрелецкого бунта. Московские слобожане в этом не участвовали. Для достижения своих целей обе стороны использовали стрелецкие войска. Их суд и расправа были скорыми.

И вновь растерзанные в Кремле тела знати демонстративно бросили рядом с Лобным местом. По требованию мятежников у средневековой трибуны установили столб со списком преступлений убитых.

Очевидцем насилия над родными стал юный царевич, будущий Петр Первый. Потрясение было настолько сильным, что, когда через 15 лет бунт стрельцов повторился, окрепший царь нещадно казнил более 1000 участников, расформировал стрелецкие войска и занялся построением регулярной армии.

Русский художник Суриков написал полотно «Утро стрелецкой казни», где на фоне Храма Василия Блаженного и Лобного места разворачивается финал подавления восстания. За рамками сюжета картины остались отрубленные головы тех, кого казнили на Красной площади в Москве. Головы были показательно нанизаны на колья вблизи московской Голгофы.

После этого количество смертных приговоров пошло на спад, большинство из них было по длившемуся делу стрельцов. Петр I считал, что наказание должно быть в исправительных целях. Но орудия экзекуций еще много лет находились в южной части Красной площади.

Период Российской империи

Лобное место во время благодарственного молебствия по случаю победы, русских войскам над австро-венгерской армией в Галиции, 5 сентября 1914 года

Лобное место во время благодарственного молебствия по случаю победы, русских войскам над австро-венгерской армией в Галиции, 5 сентября 1914 года

В 1712 году столица была перенесена в Санкт-Петербург, и Москва утратила свое политическое влияние. Лобное место вновь приобрело религиозную знаковость. С него архиерей совершал молебны и благословлял прихожан после крестных ходов, начинавшихся от Спасских ворот.

А в 1727 году уже император Петр II приказал демонтировать на Красной площади орудия истязаний. Место считанные разы использовалось для публичного позора. Так, к позорному столбу в 1768 году здесь была привязана помещица Салтычиха, которая замучила до смерти 139 крепостных.

В правление Екатерины II в знак бесчестия над головой дворянина Истомина палачом была сломана шпага. А от унизительного удара по щеке аристократ вскочил и дал палачу оплеуху, отчего тот улетел через перила эшафота. Так анекдотично завершилась эпоха экзекуций на Красной площади.

Советское время и современность

Ленин выступает на Лобном месте по случаю открытия памятника Степану Разину 1 мая 1919 года

Ленин выступает на Лобном месте по случаю открытия памятника Степану Разину 1 мая 1919 года

С 1918 года Москва вернула себе статус столицы, правительство обосновалось в Кремле, и Красная площадь стала использоваться для проведения парадов, шествий и митингов. Лобное место утратило культовую роль и приобрело утилитарное значение. С этого возвышения произносил речи пролетарский вождь Владимир Ильич Ленин. Оно становилось удобным постаментом для скульптур революционной тематики и было таковым вплоть до 1940 года.

6 ноября 1942 года из-за каменного ограждения Лобного места ефрейтор Савелий Дмитриев обстрелял из винтовки наркома Микояна. Несмотря на установленное психическое заболевание нападавший получил высшую меру. А в 1945-м для Парада Победы в круглом колодце соорудили фонтан со скульптурой рабочего и колхозницы.

Фонтан на Лобном месте в Москве, 1945 год

Фонтан на Лобном месте, 1945 год

Лобное место вошло в перечень культурного наследия и исторических достопримечательностей архитектурного ансамбля Красной площади, но для многих оно по-прежнему остается символом общественной трибуны, рядом с которой они проводят мирные протесты и акции.

Казни на Красной площади, мифы и легенды

Казнь Степана Разина на картине С. А. Кириллов. (1985-1988)

Казнь Степана Разина на картине С. А. Кириллов, (1985-1988)

Стойкому существованию мифов и легенд вокруг Лобного места способствовали талантливые художественные домыслы в литературных произведениях Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого и Алексея Толстого, Пыляева и многих других.

Описание казни Карамзиным на Лобном месте в «Истории государства Российского» тоже не получило подтверждения. Ученые не могут достоверно подтвердить множество фактов. Поэтому этот средневековый памятник до сих пор остается одним из самых таинственных и противоречивых.

Склонный по природе своей к хоррору, народ охотно впитал и перемешал были и небылицы. Так, легенды гласят о том, что под каменным помостом есть желоб, по которому кровь казненных стекала в глубокую пещеру.

Лобное место ночью

Вид сверху Лобного места в Москве

Лобное место на Красной площади вид сбоку

Лобное место днем

Лобное место на Красной площади, вечером

Лобное место в Москве на Красной площади

Единственным казненным на Лобном месте за всю историю считается раскольный поп Никита Пустосвят, однако издания прошлых веков напрямую указывают только на Красную площадь. Других свидетельств о совершении казней непосредственно в кругу подмостья нет.

Историки тоже склоняются к версии, что на Лобном месте казней никогда не было: служившее амвоном, оно не могло быть ареной для палача и преступника. Поэтому казнили недалеко от него.

Туристы и вовсе придумали современный обряд. Дождавшись боя курантов, они бросают монетки на счастье, стараясь попасть в центр трехступенчатой приступки. Если монета упала на самый пятачок, загаданное желание непременно сбудется.

Описание и где находится Лобное место

Лобное место в Москве

Со стороны Лобное место выглядит как круглый колодец на Красной площади. Его диаметр 13 метров, высота над брусчаткой всего 1 метр. Табличка у входного проема на парапете гласит, что перед вами охраняемый государством памятник средневековой архитектуры.

В центре площадки находится трехступенчатая приступка. Туристы ошибочно принимают ее за плаху. На самом деле это и есть возвышение для царя либо патриарха. Это был своеобразный конклав, куда входили только облеченные высочайшим статусом.

Предполагают, что в этой точке ранее находился нулевой километр. Позже Иван Грозный повелел рядом возвести Покровский собор в честь покорения Казанского ханства, более известный как Храм Василия Блаженного.

Этот всемирно узнаваемый собор является символом Небесного Иерусалима. По примеру еврейской Голгофы, которая находится напротив ворот святого града Иерусалима, Лобное место в Москве расположено напротив Спасских ворот Кремля, именовавшихся прежде Иерусалимскими.

В 1786 году помост дополнили третьим смыслом, сместив сооружение к приделу во имя Входа Господня в Иерусалим Покровского собора. Здесь он в сохраненном виде находится и поныне.

Что означает выражение «ЛОБНОЕ МЕСТО»? Откуда оно в нашем лексиконе?


Впервые Лобное место упоминается в нашей истории в том случае, когда царь Иван Васильевич просил прощения у земли Русской и обещал быть судьей и обороной своих подданных, и с этих пор оно делается священным местом для народа. Почему оно названо Лобным?

В этом памятнике и названии представляется нам подобие иерусалимского Лобного, или Краниева, места. Голгофы (Кстати, само слово Голгофа на иврите обозначает «череп» — gulgoleth — kdkud. Отсюда же происходит и русское выражение «Лобное место».
Согласно повествованию всех четырех Евангелистов, Господа привели на место, называемое Голгофа, что значит: «лобное место» и там распяли .), и значение еврейской Гаввафы, или Лифостротона, т. е. возвышения, вымощенного камнем.


Там объявляли и исполняли приговор обвиненному. В московском Лобном месте соединено значение иерусалимского Краниева места и Лифостротона, так как оно, как подобие крестного жертвенника, освящалось молебствиями и благословениями святителей и вместе было судейским трибуналом, царским троном и кафедрой1. В святом граде оно заимствовало свое имя, как полагают, или от сходства холма со лбом, кранием (черепом человеческим) , или от поверженных там черепов, или, по преданию всего Востока, от Адамовой головы, там погребенной. В Москве оно сооружено на взлобье горы, у позорища казней, где также валялись лбы (головы) преступников. Как в Иерусалиме Лобное место возвышалось перед одними из шести городских ворот, за которыми по исконному обычаю на Востоке исполнялись приговоры суда, так и в Москве оно сооружено перед одними из шести главных ворот Кремля. Тут очевидно подражание святым местам Иерусалима, так как московские великие князья и цари, получая сведения о святых местах святого города, хотели и в своей столице видеть подобие и название таких памятников.
Лобное место именуется иногда в старинных актах царевым. Это, без сомнения, потому, что с него возвещался царев суд, который почитали выражением Божьей воли2. Таким образом, Лобное место бывало свидетелем сближения царя с народом: на него восходил государь, чтобы говорить со своими подданными. Это была царская кафедра, царский трибунал.


На чертеже Москвы времен Федора Борисовича Годунова этот городской амвон объясняется так: «Налобное место, или возвышенный помост, конклав, построенный из кирпича; там во дни молебствий патриарх возглашает некоторыя молитвы, также объявляются царские указы».

Лобное место — памятник древнерусской архитектуры, находящийся в Москве, на Красной площади. Представляет собой трибуну, окружённую каменной оградой.

По поводу этимологии названия существуют самые различные версии. Под одним из них, например, утверждается, что название Лобного места возникло оттого, что на этом месте «рубили лбы» или «складывали лбы» . В других источниках утверждается, что «Лобное место» является славянским переводом с греческого — «Краниево место» или с еврейского — «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп) . На самом деле слово «лобное» означает всего лишь расположение: Васильевский спуск, в начале которого находится Лобное место, в средние века назывался «лбом» (распространённое название крутых спусков к реке в средневековой России) .

Также распространено ошибочное мнение, что Лобное место являлось местом публичной казни в XIV—XIX веках. Однако казни на самом Лобном месте никогда не производились, ибо оно почиталось святым. Это было место для оглашения царских указов и других торжественных публичных мероприятий. Вопреки легендам, Лобное место не являлось обычным местом казни (казнили обычно на Болоте) . 11 июля 1682 г. на нем отсекли голову раскольнику Никите Пустосвяту, указом от 5 февраля 1685 г. на Лобном месте было повелено и впредь совершать казни, но свидетелем казней оно стало только в 1698 г. при подавлении стрелецкого бунта. Для казней воздвигался специальный деревянный эшафот рядом с каменным помостом. Тем не менее, в переносном значении словосочетание «лобное место» (с маленькой буквы, так как имеется ввиду не имя собственное) всё-таки иногда употребляется как синоним места казни, без географической привязки к какому-либо городу.

Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году. В летописи оно впервые упоминается в 1549 году, когда двадцатилетний царь Иван Грозный держал с Лобного места речь перед народом, призывая к примирению враждующих бояр.

Из Годуновского чертежа Москвы видно, что это был помост из кирпича; по описям XVII в. он имел деревянную решетку, а также навес или шатер на столбах. В 1786 году Лобное место было несколько смещено в восточном направлении и перестроено по проекту Матвея Казакова по прежнему плану из дикого тесаного камня. Теперь возвышенный круглый помост его окружен каменными перилами: в западной части — вход с железной решеткой и дверью; 11 ступеней ведут на верхнюю площадку. Наибольшее значение для московского населения Л. место имело в допетровское время. Издревле и вплоть до революции крестные ходы останавливались около него, и с его вершины архиерей осенял народ крестным знамением. Во время «Входа в Иерусалим» патриарх с духовенством восходил на Лобное место, раздавал освященные вербы царю, духовенству и боярам и оттуда ехал на осле, ведомом царем. Поныне около Л. места продаются вербы и устраиваются гулянья. С 1550 году Лобное место нередко называлось в актах «Царевым» как царский трибунал, царская кафедра. До Петра на нём объявлялись народу важнейшие указы государей. Олеарий называет его Theatrum proclamationum. Польские послы 1671 году сообщают, что здесь государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу. С Лобного места объявлялось народу об избрании патриарха, войне, о заключении мира; около него были казнены «крамольники» Иоанном IV и стрельцы Петром I; у его ступеней в 1606 году лежал обезображенный труп Лжедимитрия I; с него требовали собора и потом объявили свою победу в 1682 году Никита Пустосвят «с товарищи» ; с него же успокоивал возмутившийся народ Алексей Михайлович.

Лобное место — памятник древнерусской архитектуры, находящийся в Москве, на Красной площади. Представляет собой трибуну, окружённую каменной оградой.

По поводу этимологии названия существуют самые различные версии. Под одним из них, например, утверждается, что название Лобного места возникло оттого, что на этом месте «рубили лбы» или «складывали лбы» . В других источниках утверждается, что «Лобное место» является славянским переводом с греческого — «Краниево место» или с еврейского — «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп) . На самом деле слово «лобное» означает всего лишь расположение: Васильевский спуск, в начале которого находится Лобное место, в средние века назывался «лбом» (распространённое название крутых спусков к реке в средневековой России) .

Также распространено ошибочное мнение, что Лобное место являлось местом публичной казни в XIV—XIX веках. Однако казни на самом Лобном месте никогда не производились, ибо оно почиталось святым. Это было место для оглашения царских указов и других торжественных публичных мероприятий. Вопреки легендам, Лобное место не являлось обычным местом казни (казнили обычно на Болоте) . 11 июля 1682 г. на нем отсекли голову раскольнику Никите Пустосвяту, указом от 5 февраля 1685 г. на Лобном месте было повелено и впредь совершать казни, но свидетелем казней оно стало только в 1698 г. при подавлении стрелецкого бунта. Для казней воздвигался специальный деревянный эшафот рядом с каменным помостом. Тем не менее, в переносном значении словосочетание «лобное место» (с маленькой буквы, так как имеется ввиду не имя собственное) всё-таки иногда употребляется как синоним места казни, без географической привязки к какому-либо городу.

Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году. В летописи оно впервые упоминается в 1549 году, когда двадцатилетний царь Иван Грозный держал с Лобного места речь перед народом, призывая к примирению враждующих бояр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *