Запасники Третьяковки: неизвестные пейзажи Виктора Васнецова
Этот дом-музей москвичи любят ласково называть «Теремок». Больше тридцати лет, с 1894 по 1926 годы в нем с семьей жил знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов, а сегодня это — один из пяти отделов Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея».
С 18 мая по 17 сентября в музее выставляются ранее неизвестные полотна — пейзажи и этюды художника, которые были написаны в период с 1874 по 1917 годы в окрестностях Москвы, Вятки и Парижа. Примечательно, что пейзаж как самостоятельный жанр творческого наследия Васнецова до сих пор никогда не выделялся, поэтому немалая часть картин экспонируется впервые.
Корреспондент телеканала «МИР 24» побывал в доме-музее В. М. Васнецова и составил гид по главным произведением выставки.
За сказочными героями с картин Васнецова мы почти никогда не видим того фона, на котором они написаны. Царевичи и царевны, богатыри, Снегурочки и князья знакомы так давно, с такого раннего детства, что взрослый зритель едва ли присматривается к ним. Редкий внимательный взгляд отмечает, что герои на картинах разных лет — и знаменитая васнецовская Аленушка, и былинные витязи, и Баба-Яга — изображены будто бы в одном и том же лесу, на одной и той же тропинке. Удивительно, но в жизни почти так оно и случилось — это пейзажи окрестностей Ахтырки и Абрамцева, которые горячо любил художник.
«Иван Царевич на Сером Волке», 1889 г. Авторское повторение и «Ковер-самолет», 1880 г.
Глубокое понимание природы в будущем живописце воспитал его отец, сельский священник М. В. Васнецов. По воспоминаниям Апполинария Васнецова, уже в юные годы его старший брат отличался наблюдательностью, много рисовал «по впечатлению», подолгу изучал окрестности родной Вятской губернии (работы «Хвойный лес» 1874 года и «Вятские места» 1870-е), а затем и другие ландшафты, которые ему приходилось видеть.
Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926 гг.)
Русский художник-живописец, театральный художник, мастер исторической и фольклорной живописи, ученик талантливого портретиста Ивана Крамского, создатель знаменитых полотен на тему русских сказок: «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Царевна-Лягушка».
Будущий художник родился в селе Лопьял (Вятская губерния). В семье православного священника Михаила Васнецова кроме него было еще пятеро детей, в числе которых Апполинарий Васнецов — так же художник, известный живописными реконструкциями Москвы. Начальное образование сыновья получили в Вятской духовной семинарии, однако Виктор Михайлович ее так и не окончил, и на предпоследнем курсе уехал в Петербург, чтобы в 1868 году поступить в Академию художеств на курс Ивана Крамского. После окончания учебы художник много путешествует по Европе, посещает Францию и Италию, а с 1874 года начинает активно участвовать в выставках художников-передвижников.
С 1878 года Васнецов переезжает в Москву, где пишет серию своих самых известных картин на исторические и фольклорные темы русских сказок и былин. В 1880 годах становится одним из организаторов и активных участников Абрамцевского художественного кружка С. И. Мамонтова. В память об этом периоде Виктор Михайлович Васнецов создает декорации для нескольких постановок в театре Мамонтова, а в 1881 году вместе с художником Василием Поленовым строит церковь в Абрамцеве.
Среди проектов и построек художника также: роспись Владимирского собора в Киеве, строительство собственного дома и мастерской в 3-м Троицком переулке в Москве (сейчас переулок Васнецова), а также оформление фасада главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, создание росписей и мозаик для храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Умер в Москве в 1926 году в своей мастерской во время работы над портретом. Изначально был похоронен на Лазаревском кладбище, затем его прах был перенесен на Введенское кладбище.
Например, на берегах Вори было написано «Затишье», на которой изображена почти недвижимая река с вековыми деревьями, а по соседству — знаменитая «Аленушка» (1880, Третьяковская галерея), «Пруд в Ахтырке» (1880, Третьяковская галерея), «В окрестностях Абрамцева» (1890-е, Дом-музей В. М. Васнецова).
«Портрет Марии Ивановны Рязанцевой, тещи художника».
Тема пейзажа была крайне важной в творчестве Васнецова. Так, на последней персональной прижизненной выставке художника в 1912 году, прошедшей в Историческом музее Москвы, в особый раздел вынесли пейзажные работы, тематически объединенные по месту создания.
Наименее известная широкому кругу зрителей часть выставки — это пейзажи Нового Рябова, как назвал художник в память о родине свое имение Ваньково (было приобретено в 1901 году в Дмитровском уезде).
В этот период Виктор Михайлович Васнецов создал множество небольших этюдов, которые писал прямо на кусочках грунтованного холста без подрамника или на фанерных дощечках («Облака», «Ромашки», «Аллея. Стволы лип», «Ели», «Дерево»). Иногда в его сюжетах появляются герои, в основном — близкие художнику люди, в том числе «Т. В. Васнецова на этюдах», «Мария Кускова а террасе дома в Новом Рябове», «М. И. Рязанцева на скамейке в аллее парка. Новое Рябово».
«Портрет А. В. Васнецовой», жены художника, 1878 г.
«Портрет Володи Васнецова», сына художника, 1899 г., «Портрет Л. А. Васнецовой-Воиновой», 1913 г., «Портрет М. В. Нестерова», 1926 г.
Кроме этюдов из запасников Третьяковской галереи, в музее хранятся 24 тысячи других экспонатов, благодаря которым посетители знакомятся с биографией и творчеством В. М. Васнецова. Но главной достопримечательностью этого места остается сам дом, тот самый «Терем», которых сохранился практически нетронутым со времен, когда здесь жила семья Васнецовых (с 1894 по 1926 годы).
Дом номер 13 на переулке Васнецова (Троицком переулке) был построен по эскизам и рисункам самого художника в 1894 году. Деньги на его постройку он заработал после росписи Владимирского собора в Киеве. Строение выполнено из дерева сосны с лепными наличниками-кокошниками, дом украшен изразцами с растительным орнаментом и больше напоминает сказочный терем.
Рассказывает Людмила Федорова, заведующая музеем В. М. Васнецова:
«Дом — это своеобразный автопортрет хозяина. Часть комнат — столовая, гостиная и мастерская художника — полностью сохранили свою обстановку с конца XIX века. Мебель была выполнена по эскизам художницы Елены Дмитриевны Поленовой и самого Васнецова, поэтому прийти сюда обязательно стоит, чтобы подышать атмосферой этого времени, увидеть обстановку, в которой работал художник — такой, какой она была при нем. Другого такого места не только в Москве, но и в России больше нет».
Печь, выложенная по эскизам Васнецова. Изразцы выполнены в мастерской Абрамцево.
Гостиная в доме В. М. Васнецова. Слева — буфет, по эскизам Васнецова выполнен его братом Аркадием.
Интерьеры дома В.М.Васнецова характерны для московских домов второй половины XIX века. На первом этаже располагаются личные комнаты членов семьи, столовая и гостиная, мебель для которых была изготовлена по рисункам художника в абрамцевских и строгановских столярно-резчицких мастерских, а также его братом А. М. Васнецовым в Вятке.
В этой гостиной на знаменитые васнецовские «среды» собиралась вся художественная интеллигенция Москвы: семьи меценатов Третьяковых и Мамонтовых, И.Е.Репин, В.А.Серов, В.Д.Поленов, В.И.Суриков, Ф.И.Шаляпин. «Жемчужиной» дома была и остается мастерская на втором этаже, куда Васнецов пускал очень немногих посетителей и где он работал над самыми значительными своими произведениями.
Мастерская художника на втором этаже была главным «местом силы» дома. Здесь Виталий Михайлович Васнецов заканчивал свои лучшие картины, в том числе «Богатыри» (1881 – 1898 гг), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897 г) и многие другие. С 1890-х годов тут хранятся его знаменитые картины былинной и сказочной тематики.
«Кащей Бессмертный», 1926 г.
«Царевна-лягушка», 1918 г.
«Спящая царевна», 1900 – 1926 гг.
«Царевна-Несмеяна», 1916 – 1926 г. и «Бой Ивана Царевича с двуглавым морским чудовищем», 1912 г.
Дом с мастерской стал для Виктора Михайловича Васнецова духовным пристанищем от шума и суеты будничной жизни. И сегодня, более ста лет спустя, почувствовать эту атмосферу до сих пор может каждый житель и гость Москвы.
Кстати, напомним, что в следующую среду, 31 мая горожане смогут совершенно бесплатно посетить ГМИИ им. А. С. Пушкина. Льготные билеты в главное здание музея, а также Галерею искусства стран Европы и Америки можно будет приобрести в кассах с 11:00 до 19:00 — их число будет не ограничено. Акция приурочена к 105-летию музея — впервые он открылся для посетителей 31 мая 1912 года.
Самые известные картины художника Виктора Михайловича Васнецова с названиями
Уникальные картины Виктора Васнецова на тему русского фольклора принимали отнюдь не все современники и не сразу. Обществу сложно было переключиться с распространенного в те времена реализма на сказочно-былинную тематику. Однако постепенно зрители и коллеги по цеху все более проникались идеей изображения героического наследия русского народа, а сегодня картины художника широко известны и любимы публикой. Мы разберем наиболее популярные работы знаменитого русского художника, которые видел практически каждый, и рассмотрим самые дорогие картины, проданные на международных аукционах.
Самые популярные картины Васнецова
Картина «Богатыри»
Одной из самых известных работ Виктора Васнецова является картина «Богатыри», которая многократно печаталась в школьных учебниках для воспитания патриотического духа детей, ее ткали на коврах, она висела на стенах в самых разных заведениях и многих домах. Секрет ее успеха прост, ведь художник писал ее более двадцати лет и вложил в нее весь свой талант, наблюдательность, всю душу и любовь к родине. Так как Васнецов нередко переезжал с места на место, то и огромный холст размером более четырех метров в длину тоже приходилось возить из одного города в другой. За столько лет семья художника так привыкла к картине, что уже воспринимала ее как нечто неотъемлемое.
Работа над богатырями началась с карандашного рисунка, в котором художник обозначил основные идеи. И хотя в конечном итоге картина «Богатыри» походила на этот рисунок, десятилетия ушли на подбор конкретных образов. Васнецов всматривался в лица сотен людей, изучал былины, быт русского человека, посещал конюшни, много размышлял и рисовал с натуры, чтобы в итоге создать собирательный образ русских богатырей. Для него это была не просто картина, а творческий долг показать героическую мощь русского народа. Несмотря на то, что все персонажи «Богатырей» были героями былин, они жили в разные периоды на Руси на самом деле, и благодаря Васнецову встретились на одной картине.
Такая долгая напряженная работа не прошла бесследно. Когда картину представили публике в 1898 году, зрители были глубоко поражены. Меценат Павел Третьяков долго стоял возле картины, не мог отвести от нее глаз и немедленно попросил Васнецова продать ему шедевральную работу. Именно в Третьяковской галерее сегодня и находится оригинал.
Картина «Витязь на распутье»
Работа над холстом «Витязь на распутье» также велась в русле размышлений над русскими героями. В основу сюжета Васнецов положил традиционный для русских сказок сюжет, когда герой оказывается на распутье трех дорог. Как повествовал камень на развилке, две дороги обещали счастливую жизнь, а третья — трудности или смерть. Конкретно у Васнецова поездка направо обещала женитьбу, налево — богатство, а прямо — «живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». По его словам, такую формулировку он нашел в одной из книг публичной библиотеки. Такое распутье в сказках и былинах часто использовалось для проверки силы духа героя: если он не испугается трудностей, тогда поедет прямо и обретет все сразу: и жену, и богатство. Фактически это означало преодоление своих страхов для расширения картины мира и понимания, что возможно добиться всего, что он захочет.
Первый вариант картины под названием «Воин в шлеме с кольчужкой» Васнецов показал публике в 1877 году, однако в 1882 году он представил на выставке окончательный и уже более драматичный вариант. В нем зритель может меньше размышлять о месте, из которого путник пришел, и больше сосредоточиться на его мрачном будущем, вместо рассматривания лица витязя погрузиться в его выбор. Даже и выбора фактически не остается, так как художник закрывает мхом те варианты, которые обещают герою счастливый исход.
Тематика витязя на распутье была актуальна и для самого художника. Пойти налево или направо для счастливой жизни ему было проще всего, так как к моменту написания картины он уже получал хорошие деньги за свои жанровые картины. Однако душа мастера не лежала к тому, чтобы писать картины на социальные темы, как это делали коллеги по цеху. Его глубоко волновал русский фольклор, но была высока вероятность того, что новое искусство не примут и не будут за него платить. И в самом деле, первые картины Васнецова на сказочную тематику общество встретило сдержано, не находя в них привычных сюжетов. Однако нашлись и те, кто искренне разделил страсть художника и высоко оценил новое направление. Позже Васнецова даже назвали Богатырем русской фольклорной живописи. А на надгробии художника использован образ из картины «Витязь на распутье».
Картина «Аленушка»
Работу «Аленушка» Васнецова называют одной из лучших картин русской живописи, именно она узнаваема не менее, чем «Богатыри» или «Витязь на распутье». Однако по достоинству картину оценили не сразу. Когда художник продемонстрировал холст на выставке, Павел Третьяков вообще обошел его вниманием, а Савва Мамонтов купил за пятьсот рублей. Возможно, меценат сделал это из-за сходства главной героини картины с его дочерью Верой (той самой, что позировала Серову для его шедевра «Девочка с персиками»).
Тем не менее, Васнецову в очередной раз удалось проделать огромную работу и создать собирательный образ осиротевшего ребенка с тяжелой судьбой. Даже первое название картины «Дурочка Аленушка» выдает в ней то, что перед нами сирота, коих называли в те времена именно так. Но мрачный пейзаж и ощущение безысходности смягчает группа ласточек над героиней, олицетворяющая надежду на светлое будущее. Как и образ богатырей, образ такой девочки долго жил в голове художника. Он присматривался ко множеству лиц и выполнил целый ряд этюдов, изображая опечаленную девочку неизменно в одной и той же позе со склоненной на колени головой. Долго шла работа и над изображением пруда, для чего художник делал многочисленные зарисовки на пленэре.
Несмотря на прохладную встречу картины публикой, Васнецов относился к ней, как к одной из самых любимых. И позже она стала такой и для нескольких поколений зрителей. Многие и сегодня любят всматриваться в образ босой девчушки, глубоко сопереживая ее печали.
Картина «Иван-царевич на Сером Волке»
Еще одного бесстрашного героя Васнецов прославляет со своего огромного полотна «Иван-царевич на Сером Волке». Эту картину многие знают еще со школьной скамьи, так как по ней нередко задают писать сочинения. Ее, как и другие упомянутые выше работы, тоже называют шедевром русской живописи. В ней мастер обращается уже не к образу богатыря, а показывает образ смелого царевича Ивана, который бесстрашно мчится через заросли мрачного леса и бережно несет Елену Прекрасную. И в этой работе Васнецов вновь использует контрасты: темный лес демонстрирует трудности, испытания, а яркие образы главных героев и цветущая яблоня говорят о надежде на благополучный исход и прекрасное будущее. Как и другие свои работы, художник писал холст только после того, как тщательно обдумывал каждый образ и пейзаж для него. Картина была представлена на выставке передвижников в 1889 году и в настоящее время находится в Москве в Третьяковской галерее.
Картина «Ковер-самолет»
Эта работа является одной из первых в сказочной серии картин Васнецова. Появилась на свет она благодаря тому, что меценат Савва Мамонтов заказал у художника картину для украшения кабинета. Мамонтов в те времена возглавлял правление строящейся Донецкой железной дороги и хотел украсить кабинет правления тремя картинами. Главной задачей мастера было продемонстрировать безграничные возможности людей по перемещению по земле. Причем именно меценат настоял на том, чтобы художник создал не очередную реалистичную картину, а фантастический сюжет. Так как никаких указаний относительно деталей полотна Васнецов не получил, он взял за основу сюжета такой сказочный предмет, как ковер-самолет. По его мнению, именно эта вещь выражала силу русских традиций и демонстрировала возможности по невероятному передвижению в пространстве.
Другие члены правления кабинета от картины в восторг не пришли и отказались вешать ее на стену, посчитав сказочный сюжет неуместным в такой рабочей обстановке. Поэтому картина оказалась в личной коллекции Саввы Мамонтова, а позже была представлена на выставке. И с этого момента о Васнецове заговорили как о мастере сказочной тематики. Хотя сказочный сюжет был непривычным для русской живописи, зритель не остался равнодушным к тому, что в каждой картине на эту тему художник демонстрировал силу русского духа и надежду на светлое будущее.
Картина «Иван Грозный»
А эта работа посвящена не сказочному герою, но по-прежнему повествует о сильных духом русских людях. В ее центре оказался первый русский царь, образ которого не оставлял Васнецова с тех пор, как он перебрался в Москву в 1878 году. Прогуливаясь по городу, художник с большим интересом изучал архитектурные памятники, представлял старую Москву и ее правителя Ивана Грозного. Фактически картина стала еще одним шедевром, на который ушли десятилетия, так как Васнецов решился показать ее публике только в 1897 году. Долгие годы ушли у него на изучение древнерусской архитектуры и атрибутики того времени, что ярко проявилось в мельчайших деталях картины.
Больше того, художник остался неизменен своим принципам видеть в русском человеке его сильные качества и в царе-тиране он нашел их тоже. Именно при Иване Грозном территория России выросла вдвое так, что страна стала больше всей Европы. Он провел целый ряд реформ, основал Печатный двор, имел большую библиотеку и считался одним из самых образованных людей своей эпохи. Именно таким и изобразил его Васнецов. С полотна на нас смотрит умный, решительный и могущественный монарх, способный на значительные преобразования общества.
Самые дорогие картины Васнецова
Работы Виктора Васнецова периодически попадают на крупные аукционы. Рассмотрим несколько примеров наиболее дорогих уходов.
Рекордной считается работа «Богатырь» из ключевой серии картин Васнецова о русских богатырях. Как и к полотну «Богатыри», художник подошел к этой картине основательно, тщательно проработав образ смелого богатыря и сильного коня под ним. В этой работе выбран необычный ракурс снизу, позволяющий зрителю ощутить всю мощь пары всадник-конь, почувствовать решительность воина в деле защиты родины. Интересно, что общество впервые имело возможность оценить это полотно только на аукционе Christie’s в 2011 году, так как до этого момента работа нигде не выставлялась и находилась только в семье ее первого владельца. За внушительный двухметровый холст запросили 300-500 тысяч фунтов стерлингов, однако на торгах этот рубеж был превышен в несколько раз. С молотка «Богатырь» ушел за 1,1 млн фунтов, став самой дорогой картиной художника. И на начало 2021 года этот рекорд пока не побит.
Другая картина была продана на Sotheby’s в 2006 году за 344 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 300-500 тыс. фунтов. Это картина «Вещий Олег», написанная художником в 1899 году. Васнецов нередко переписывал в большом масштабе свои книжные иллюстрации. Предполагается, что картина «Вещий Олег» как раз была одной из таких работ.
За схожую цену ушла и картина «На страже», изображающая очередного защитника русской державы. Работа была продана с аукциона Christie’s в 2013 году за 338 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 150-200 тысяч фунтов. В 1924 году ее представляли на Выставке русского искусства в Нью-Йорке.
Из других уходов картин Васнецова назовем такие: «Дети разоряют гнезда в лесу» (продана на Sotheby’s в 2012 году за 181 тыс. фунтов стерлингов) и угольный рисунок «Кирибеевич и Алена Дмитриевна из «Песни о купце Калашникове»» (продан на Christie’s в 2011 году за 39,6 тыс. фунтов). Есть и другие работы, ушедшие с аукционов. Интересно, что среди них есть и «Портрет И.Е. Репина» — одна из немногочисленных скульптур Васнецова. Она была продана на Christie’s в 2014 году за 112 тысяч долларов.
Виктора Михайловича Васнецова есть множество других замечательных картин как на сказочно-былинную тематику, так и других направлений. Его глубоко-патриотичные работы и сегодня трогают сердца зрителей разного возраста и заставляют подолгу останавливаться возле его грандиозных по размерам, замыслу, сроку и мастерству исполнения картин.
Виктор
Михайлович Васнецов
Считаете неуверенность в себе проблемой? Классики и в таком деле могут предъявить высокий образец. Неуверенность в себе – это успешно сдать экзамен в Императорскую Академию художеств, но о своем зачислении узнать лишь через год, явившись заново сдавать экзамен. Просто в первый заход Виктор Михайлович Васнецов и помыслить не мог о том, что в святая святых его – всего лишь его! – могут принять. Впрочем, потерянным главный русский художник-сказочник этот год не считал, а в Академии, кстати, в итоге так и не доучился.
Сдав экзамены и даже не попытавшись узнать результат, Виктор Михайлович Васнецов поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Вместе с Ильей Репиным он обучался у Крамского. Крамской тоже считал, что неуверенности Васнецову выдали столько, что на троих хватило бы, но, к счастью, и талантом не обделили: «Вас, голубчик, неуверенность портит. Уж очень вы скромный. А вы смелее будьте, дерзайте. Глаз у вас есть — завидный» .
До Академии. Первые картины Виктора Михайловича Васнецова
Несколько десятков лет спустя сказали бы, что Виктор Михайлович Васнецов «происхождением не вышел». Он из семьи священника. Нет-нет, это не те одутловатые попы, которых так ярко изобразил товарищ Виктора, знаменитый Илья Репин в своем «Крестном ходе». Быт сельского священника Михаила Васнецова ничуть не отличался от быта крестьян, разве что интеллектуальные и художественные интересы были шире. Да и сами крестьяне для маленького Вити с детства были друзьями. Ему не надо было ни спускаться к народу, ни «подтягивать» его к себе, и уж тем более не надо было доказывать ни себе, ни другим, что «низы – тоже люди». Просто среди них прошло его детство, они были его друзьями без подразумеваемой присказки «как будто». Возможно, этим объясняется невероятная достоверность «униженных и оскорбленных», исполненных Васнецовым.
Сыну священника, обремененного большой семьей (шестеро детей), но отнюдь не большими доходами, путь лежал в духовную семинарию – по той простой причине, что туда детей священнослужителей принимали бесплатно. В Вятке Васнецов встретил первого в своей жизни настоящего художника – это был ссыльный поляк Эльвиро Андриолли. Именно он, взглянув на рисунки будущего мастера, категорически заявил, что священников в мире достаточно, а вот люди с таким художественным чутьем встречаются нечасто. Он рассказал об Академии художеств и предложил устроить аукцион и выставить две картины Виктора Михайловича Васнецова – «Жница» и «Молочница», что позволило заработать на поездку в Питер. Отец принял его желание и, сообщив в семинарии, что с обучением покончено, Виктор Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию.
Передвижничество Васнецова и поездка в Европу
Когда Виктор Михайлович посетил первую выставку передвижников, ему показалось, что это и есть его путь. Для передвижных выставок Васнецов написал несколько картин. Особенно хвалили работу «С квартиры на квартиру». Обратил на него внимание и Павел Третьяков, что считалось серьезным достижением. Во-первых, Третьяков обладал отменным вкусом, а во-вторых, его заинтересованность обещала художникам возможность забыть о безденежье. Передвижники же возлагали на Васнецова надежды как на мастера жанровой живописи, который будет и дальше показывать сирых и убогих. Но сам Васнецов чувствовал, что несмотря на близость к передвижникам, свое направление он еще не нашел.
Репин и Крамской звали в Париж, да и все вокруг твердили, что живописец не может состояться, не повидав другие страны. В Париже он поселился у Крамского. Новые направления не впечатлили, выставкам современников Васнецов предпочитал классиков в музеях. Даже Репин капитулировал перед обаянием французского шика, а вот Васнецова Париж оставил равнодушным. Вскоре он перебрался в предместье и снял домик в Медоне. Во Франции Виктор Михайлович прожил год, привез оттуда картину «Балаганы в окрестностях Парижа» и множество эскизов и акварелей.
Одна на всю жизнь
В Москву, в Москву!
Иногда нужно найти своё место географически, и именно там удастся сделать то, для чего ты в мире есть. Таким местом для Васнецова стала Москва. Изысканный парадный Питер был для него слишком европейским и слишком холодным (и речь не только и не столько о погоде). В Москве же всё казалось чудом и одновременно самой что ни на есть реальной жизнью. «Сколько я чудес видел!» , — рассказывал он жене, возвращаясь с обычной прогулки.
Первый шаг в сторону своего настоящего дара Виктор Михайлович Васнецов сделал, написав картину по мотивам «Слова о полку Игореве». Сказать, что встречена она была холодно – это существенно смягчить реальность. Академисты и передвижники в кои-то веки согласились друг с другом в том, что картина никуда не годится. И только поддержка его учителя из Академии Павла Чистякова позволила Васнецову справиться со шквалом критики. Учитель отметил самую суть не только картины, а васнецовского таланта в целом: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня…»
Именно этот самобытный русский дух Васнецов воплотит в своих сказочных сюжетах, в былинах и даже пейзажах. Не получится сказать, чью традицию Васнецов продолжает – он не продолжает, он создает. Что до него представляли собой сказочные сюжеты? Лубочные картинки или книжные иллюстрации. Он их перенес на холст, причем сделал это так мощно, что при стопроцентной узнаваемости иллюстрациями они быть перестали. Это – не сюжеты сказок, это «преданья старины глубокой» в их первозданном виде. Кажется, именно Васнецову в полной мере удалось воплотить пушкинское «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Ошибались передвижники, полагая, что это возможно исключительно в изображениях угнетенного народа. Политические строи могут сменять друг друга, иногда – очень быстро, как показала история, мода на направления художественные – тоже вещь непостоянная, а ковры-самолеты, Серый Волк и Аленушка, Кащей да Баба-Яга, которым Васнецов распахнул дверь в «серьезное искусство», оказались вневременны.
Виктор Васнецов в Киеве: Владимирский собор
Дом художника Виктора Михайловича Васнецова
Вернувшись из Киева, Васнецов смог выстроить себе дом. И внутреннее убранство, и архитектура – все создано по его эскизам. В нем он с семьей и прожил оставшуюся жизнь. К тому времени имя его уже гремело и в России, и в Европе, проходили его персональные выставки. Налаженное течение жизни было нарушено общественными пертурбациями. Революцию Васнецов не принял, но и от эмиграции отказался, выбрав, по всей видимости, внутреннюю эмиграцию – ею стал цикл «Поэма семи сказок». В советские годы он не был предан забвению, правительство даже назначило ему персональную пенсию, однако тот факт, что новые порядки он не приветствовал, а образовавшуюся страну именовал словом «нерусь», старались особо не упоминать.
tushinetc
Художник Виктор Васнецов всегда мечтал иметь свой дом в Москве. Эта мечта осуществилась в 1894 году. За два года до этого был куплен участок земли. Он сделал эскиз дома и предложил его архитекторам. Этот дом сделан из сосны полностью. Внизу находятмся жилые покои, а на втором этаже находится мастерская. Деньги на дом Васнецов заработал росписью Владимирского собора в Киеве, а кроме этого, Павел Третьяков купил у него эскизы. В столовой и гостиной всё сохранилось практически в первозданном виде. И благодаря Государственной Третьяковской галерее мы посетим Дом-музей Виктора Васнецова
У Виктора Михайловича было пятеро детей. Жене, Александре Владимировне, было 27 лет, а Виктору Михайловичу 29 лет, когда они венчались в Санкт-Петербурге. Сами они были уроженцами Вятской губернии, а в Санкт-Петербурге они учились. Они прожили 49 лет вместе.
02. В.Васнецов — портрет А.В.Васнецовой
03. Столовая
04. Печь, выложена по эскизу Васнецова, а изразцы сделаны в мастерской в Абрамцево, которой руководил Михаил Врубель.
05. Художники Репин и Поленов привезли резную доску
Порядки были довольно строгие. Болтать детям за едой не полагалось. Был некий патриархальный оттенок. Но Виктор Михайлович любил детишек и он принимал участие в их воспитании. Дети вспоминали, что папа очень хорошо умел читать книги вслух. причём читал книги взрослые делая некоторые купюры.
06. Портреты тех, кто бывал в этом доме
07. Икона подлинная
08. Гравюра Рафаэля, которую художник привёз из путешествия
09. В.Васнецов — Портрет Марии Ивановны Рязанцевой — тёщи художника
В столовой единственным источником света была керосиновая лампа. Из столовой можно было выйти в сад.
Виктор Васнецов родился 15 мая 1841 года. Всего в семье было шесть сыновей. Двое стали художниками — Виктор и Аполлинарий; трое учителями — Аркадий, Александр и Николай; Пётр — агрономом
В Вятке Виктор учился в духовном училище и духовной семинарии. Переехав в Питер он посещал Рисовальную школу, которую посещал Крамской, устроился на работу в Картографическое заведение Ильина
12. В.Васнецов — Иван Царевич на Сером волке. Авторское повторение
В начале своей творческой карьеры Васнецов писал жанровые и бытовые картины. Критики того времени, в частности Стасов, считали, что художник с большой любовью к людям писал свои картины. Но, как признавался сам Виктор Михайлович, со временем его стали посещать исторические и сказочные грёзы.
14. Виктор Васнецов в мастерской своего дома, 1912
15. В.Васнецов — Портрет Аполлинария Васнецова
16. В.Васнецов — Богоматерь с младенцем
17. В.Васнецов — Выезд царя алексея Михайловича на охоту
18. Мы видим картины В.Васнецова «Витязь на распутье» и «Брынский лес». По легенде в Брынском лесу жил Соловей-Разбойник
Переехав в 30-летнем возрасте из Санкт-Петербурга в Москву художник увлёкся сказочной живописью. В то время в обществе возник интерес к корням, к фольклору и это не обошло Васнецова
19. В.Васнецов — «Богатырский скок»
Репин познакомил художника с предпринимателем Мамонтовым. И он очень много времени проводил у него в Абрамцево, которое стало для него источником вдохновения
В Москве Васнецов получил заказ от исторического музея для росписи фризов «Каменный век» и блестяще выполнил его. И после этого художник получил предложение сделать росписи Владимирского собора в Киеве. При этом расписать собор было предложено Сурикову и Поленову. Но Суриков уехал в Сибирь в это время, а Поленов отказался.
21. Майолика М.Врубеля — «Голова египтянки»
22. Гостиная
23. Входящих встречала «Богородица»
24. Доспехи, по легенде, были получены от друзей из Исторического музея
25. Столешница из морёного дуба. Стол раскладывался.
26. Здесь были знаменитые «четверги», где звучала музыка, стихи, велись светские беседы. Тут бывали Суриков, Поленов, Шаляпин, Чехов и многие другие знаменитые люди
27. Часы до сих пор исправно ходят и звонят
29. Буфет по эскизам Виктора Васнецова сделал его брат Аркадий
30. Портрет Миши Васнецова — сына художника
31. В мастерской художника на втором этаже посетителей встречает «Ангел молчания» написанный Виктором Васнецовым углём прямо на стене. Здесь художник уединялся, размышлял, творил. и он не любил праздных посетителей
Картины в мастерской подлинные и написаны в последние 26 лет жизни Васнецова
32. Бой Ивана-Царевича с двуглавым морским чудовищем
33. Кащей Бессмертный и царевна Несмеяна
34. Баба-Яга
36. Спящая царевна
37. Девочка спит на «Голубиной книге» — сборника восточно-славянских духовных стихов
38. Портрет художника Михаила Нестерова. Васнецов очень радовался, когда он приходил к нему в гости. Но портрет остался незавершённым. Утром 1926 года он ещё работал над портретом, а в одиннадцать часов вечера он внезапно умер.
39. Аквариум
Адрес музея: переулок Васнецова, 13
Время работы: 10.00 — 17.00
Спасибо Татьяне Викторовне Гафар — начальнику службы развития малых музеев Государственной Третьяковской галереи за помощь в организации экскурсии для блогеров
Спасибо самому культурному сообществу Москвы moscultura , где можно записываться на самые интересные мероприятия в Москве