Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Разработчик конструктивных и фасадных решений: Bollinger+Grohmann
Разработчик инженерной концепции и консультант по устойчивому развитию: Transsolar KlimaEngineering
Локальные архитекторы: Buromoscow
Генеральный проектировщик: проектное бюро АПЕКС
Предварительные конструктивные расчеты: Sasaki and Partners
Световой дизайн: PJC Light Studio Limited
Локальные ландшафтные архитекторы: ландшафтно-архитектурное бюро МОХ
Консультант по акустике: Nagata Acoustics
Проекты:
Музей современного искусства «Гараж» в Парке Горького («Времена года»)
BuroMoscow
FORM
OMA
Рем Колхас
Ольга Алексакова
Юлия Бурдова
2015
Москва
Другие тексты:
Гибкая шестеренка, 08.12.2021
Проект SANAA – один из ключевых и «звездных» в коллекции – в ряду Шигеру Бан / Рем Колхас / Кадзуё Сэдзима, прослеживается некоторая закономерность выбора знаменитостей, скажем так, с принципами. Кроме того, он самый крупный: общая площадь 9500 м 2 , тогда как общая площадь «Времен года», актуального здания музея, – 5500 м 2 .
От SANAA проект представляла партнер бюро и ГАП проекта Шестигранника павильона Юмико Ямада: она призналась, что, увидев состояние здания в конце 2016 года, перед началом работы над проектом, архитекторы были шокированы.
Впрочем если мы посмотрим на портфолио SANAA, то увидим, что такого рода прозрачность и каркасность, какую нам демонстрирует скелет Шестигранника, скорее даже сродни их работам. По словам Юмико Ямады, архитекторов SANAA очаровали тонкие колонны, легкость и проницаемость конструкции. Так что проект получился открытым и прозрачным.
В нижнем ярусе под павильоном согласно проекту появляется новый подземный ярус – круглый в плане, его внешний контур проходит по вершинам углов Шестигранника. Сопоставить нижнее пространство с верхним можно на макете, который теперь выставлен в «Гараже» – он, собственно и стал главным героем презентации (макеты других проектов из портфолио SANAA сейчас выставлены в «Гараже» на выставке «Зеркало без памяти», совместной с Томасом Демандом).
Под центральной площадью Шестигранника в подземном пространстве – круглый зал, идеальное по своей нейтральности выставочное пространство площадью 1500 м 2 – это три четверти всех предусмотренных выставочных пространств (напомню, что экспозиционных площадей 2000 м 2 , а общая площадь больше почти в 5 раз – 9500 м 2 ).
Зал может освещаться естественным светом через круглое зенитное окно – своего рода оккулюс – в центре двора и, соответственно, кровли зала. Окно, тем не менее, можно будет закрыть, полностью сосредоточившись на искусственном освещении экспозиции.
Небольшие зенитные окна для освещения других частей подземного пространства живописно разбросаны между крыльями Шестигранника.
Центральный зал окружен круговым обходом, который позволяет попасть во все шесть крыльев, два из которых, нанизанные на ось север-юг, отданы коммуникационным узлам, связывающим верхний и нижний ярусы между собой.
В проекте стеклянный контур со стороны двора образует, собственно, гексагон – в галереях малой высоты он проходит по линии бетонного каркаса, а портикам позволяет выступить вперед перед стеклянной стеной.
Впрочем, для музейных нужд предусмотрена возможность закрывать витражи как полупрозрачными шторами, так и светонепроницаемыми жалюзи – если это категорически понадобится для реализации кураторского замысла. Но в целом чувствуется, что согласно авторскому подходу верхние пространства должны чаще быть открыты для взгляда и света. Для искусственного света есть нижний зал, главный экспозиционный.
Лестница поднимается из подземного яруса в сторону двора, но входа в северный, как и в расположенный напротив него южный павильон, снаружи нет.
Зато предусмотрены отдельные входы из парка в четыре других крыла – таким образом авторы предлагают облегчить доступ в будущее музейное пространство: его не придется обходить по кругу, чтобы попасть внутрь. Напротив, Шестигранник трактуется как связующее звено между другими пространствами «Гаража»: площадью Искусств перед «Временами года» и игровой площадкой «Салют» – проницаемость визуальная и физическая крайне важна для проекта, он должен «раствориться» пространстве парка.
Здание Жолтовского в промежутках между опорами железобетонного каркаса было зашито досками; SANAA восстанавливают первоначальные контуры кровель и тимпаны фронтонов, облицовывая их натуральным анодированным алюминием с мягким естественным блеском и столь же деликатным отражающим эффектом. Крылья, стены которых в первоначальном здании были зашиты деревом, теперь получат алюминиевые стены (там, где стен у Жолтовского не было, будет стекло).
Авторы и руководство музея всячески подчеркивают важность восстановления исторического абриса и пропорций здания Жолтовского.
Шесть принципов проекта SANAA для Шестигранника
1. Геометрия + пропорции
Сохранение пропорций павильонов первоначального проекта Ивана Жолтовского.
2. Соединенные пространства
Шесть открытых внутрь павильонов образуют пространство общего двора. Между павильонами сохраняется не только визуальная, но и буквальная (проходы) связь, что обеспечивает цельность всего архитектурного плана.
3. Дневной свет
Сохранение естественного освещения в каждом павильоне с возможностью управления освещением в соответствии с нуждами Музея.
4. Пространственная организация
Сохранение пропорций и высотности павильонов (две высоты), что обеспечит программам Музея большую пространственную вариативность.
5. Элементы декора/интерьеров
Очищение фасадов от позднейших декоративных элементов и восстановление неоклассического абриса здания. Более поздние добавления и детали считать самостоятельными или вторичными по отношению к проекту Жолтовского.
6. Ландшафт
Новый ландшафт должен подчеркнуть геометрию и пропорции павильонов и визуально соединить «Шестигранник» с павильоном «Времена года».
Справка
Здание Шестигранника было построено по проекту Ивана Жолтовского, Михаила Парусникова, Николая Колли (?) и Виктора Кокорина для Первой сельскохозяйственной и кустарной выставки, которая прошла на территории нынешнего Парка Горького в 1923 году, как павильон «Машины и орудия» раздела «Механизация». Здание с бетонным каркасом и деревянным заполнением стало единственной постройкой, сохранившейся от выставки – остальные павильоны были полностью деревянными и были сразу разобраны.
Несущие конструкции одноэтажных объемов составляют тонкие вертикальные опоры наружных стен, накрытые горизонтальной балкой, которая служит внешней обвязкой системы наклонных железобетонных стропильных балок с диагональными гуртами.
После 1928 года здание было переоборудовано в Главную столовую Парка культуры и отдыха, тогда в двух крыльях обустроили кухню, обустроили туалеты. В конце 1930-х годов столовую перестроили, приспособив для функционирования зимой с 1935 года ее стали называть Шестигранником. В начале 1960-х в здании разместился цех по производству лимонада. Затем оно было заброшено и несколько раз горело. В 1999 году Шестигранник поставлен на охрану как вновь выявленный объект.
Информация о музее «Гараж»
Музей современного искусства «Гараж» — место где встречаются люди, идеи и искусства, чтобы создавать историю.
Чем примечателен
Музей современного искусства «Гараж» — это крупный выставочный комплекс российской столицы. Его главная особенность заключается в том, что наряду с проведением выставок, здесь организована научная деятельность по изучению современного отечественного и мирового искусства. Рядом с главным музейным комплексом работает образовательный центр. Сотрудники занимаются исследовательской работой, проводят семинары и тренинги для взрослых и детей. В стенах образовательного центра проходят также перфомансы представителей современного искусства.
Музей «Гараж» не просто совмещает выставочную и образовательную деятельность. На территории комплекса работает первая публичная библиотека. Ее фонды — это более 20000 книг, посвященных современному искусству. Среди них — ведущие российские и международные художественные и архитектурные периодические издания. В библиотечном центре «Гаража» есть также собрание редких книг об искусстве.
Еще одно отличие музейного комплекса от традиционного выставочного зала — богатый архив. Он является отправной точкой для международных научных проектов, объектом исследования которых является искусство. В архиве хранятся материалы о процессе становления российского андеграунда с середины прошлого века.
Коллекция включает исследовательские печатные работы, подборку фотографий, видеоархив. В фондах музейного комплекса можно найти неопубликованные работы современных художников, критические эссе, каталоги выставок и пресс-релизы прошедших крупных культурных событий за период, охватывающий более 70 лет.
Кому будет интересно
Создатели музея утверждают, что посещение выставочного комплекса будет интересно для молодых художников и архитекторов. Мероприятия вызывают интерес у всех, кому небезразлично современное искусство во всех его проявлениях, от поп-арта до неореализма и инсталляции. Экспозиция и образовательные программы комплекса рассчитаны на людей различных возрастов. Специалисты «Гаража» проводят детские семинары и тренинги, а также разработали экскурсионные программы для школьников.
Музей современного искусства «Гараж» был основан в 2008 году как Центр современной культуры.
В центре нет ограничений для посетителей с физическими или ментальными нарушениями. Директор музея современного искусства «Гараж» поддерживает развитие инклюзии. С 2015 г. в комплексе проводятся бесплатные мероприятия для глухих, слабослышащих и незрячих посетителей.
Программы таких экскурсий и выставок разработаны при участии дефектологов и сурдопереводчиков. В музей могут прийти гости с расстройствами аутического спектра, для них предлагаются специальные брошюры для предварительного ознакомления с программой мероприятия.
Основная экспозиция
В центре современного искусства «Гараж» нет постоянной экспозиции. В комплексе постоянно меняется программа мероприятий. Чаще всего в стенах музея можно увидеть выставки художников, которые ранее не привозили свои работы в Россию.
Среди востребованных временных экспозиций, представленных в «Гараже» в разные годы:
- «Яей Кусама: теория бесконечности»;
- «Древо современного русского искусства»;
- «1960-е годы: точки касания»;
- «Да нет почему позже» (автор Катарина Гроссе).
Сотрудники музейного комплекса тоже создают свои экспозиции, которые являются результатом исследовательской и научной работы. За все время существования центра было проведено более 100 мероприятий по популяризации современного искусства.
Какие мероприятия проводятся
На территории музея создано специальное творческое пространство для молодых авторов, которые представляют свои произведения на площади 9,5×10 м. Инсталляции и художественные полотна пополняют фонд Атриума Музея. Экспозиция обновляется весной и осенью. В рамках интерактивной работы с гостями регулярно проводится «Арт-эксперимент». Результатом становится совместное произведение гостя и художника. Ежегодно тема и концепция меняется.
Проект «Полевые исследования» изучает различные явления русской культуры. Объектом становятся забытые философские понятия и герои.
Длительность проекта по теме не ограничена строгими рамками. Результат всегда непредсказуем. В ходе «Полевых исследований» проводится комплекс мероприятий, в т. ч. лекции, семинары и встречи с учеными из разных областей.
Как добраться
Творческая площадка находится в павильоне «Времена года» в парке Горького, между станциями метро «Октябрьская» (кольцевая) и «Парк культуры». Адрес главного офиса музея в Москве: ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32.
Для тех, кто пользуется общественным транспортом, быстрее будет добраться от кольцевой станции «Октябрьская». После прохода через турникеты следует повернуть направо и выйти на поверхность. Затем снова идти направо, по Ленинскому проспекту по ходу движения транспорта. Расстояние от выхода со станции метрополитена до входа в парк составляет не более 400 м. Далее необходимо дойти до павильона «Времена года».
Дополнительная информация
На территории музейного комплекса построена хорошая инфраструктура. В центре стремятся создать особую творческую среду, где посетители станут не просто гостями, но активными участниками процесса. Кафе музея «Гараж» — это место встречи творческой молодежи, исследователей и научных сотрудников. На территории комплекса работает книжный магазин, где можно приобрести различные издания, посвященные искусству и культуре.
В 2018 г. музей создал свой клуб «Garage» — сообщество единомышленников, объединенных интересом к модернистским направлениями в искусстве. Участники клуба под руководством кураторов посещают различные мероприятия и встречаются с действующими представителями поп-арта и других направлений. Для резидентов посещение выставок «Гаража» бесплатно и без очереди, а в кафе и книжном магазине действует система скидок. Однако клубный вступительный взнос — 150 тыс. рублей.
Часы работы с 11:00 до 22:00 ежедневно. Билеты можно приобрести в течение всего дня, но за 30 минут окончания работы комплекса кассы закрываются.
Разработка модели пространства культурного взаимодействия и бизнес-проект Музея современного искусства «Гараж»
Музей как социальный и культурный институт, который реализует практику репрезентации современного искусства наряду с его образовательным потенциалом. Брендинг — один из составляющих элементов маркетинговой стратегии современной музейной организации.
Рубрика | Маркетинг, реклама и торговля |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.08.2017 |
Размер файла | 68,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Размещено на http://www.allbest.ru
Введение
В настоящее время модели и бизнес-проекты музеев современного искусства широко и интенсивно изучаются в том числе по причине их широкого распространения на всех континентах. Среди актуальных тем — рассмотрение степени влияния наиболее значимых институций подобного профиля на сравнительно недавно возникшие, такие, как Музей современного искусства «Гараж», занявший важное место в российском музейном и шире — социокультурном пространстве Москвы и страны в целом. Но влияние тех или иных моделей «музеев современного искусства» на эту институцию, на наш взгляд, исследовано недостаточно. Это обстоятельство стало одной из побудительных причин проведения данного исследования.
Степень изученности проблемы:
В данной исследовательской работе мы опираемся на труды отечественных и зарубежных исследователей.
С точки зрения культурно-исторического подхода, Карстен Шуберт в своей монографии «Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней» исследует историю и специфику развития моделей музеев современного искусства.
Проблему музея как пространства культурного взаимодействия затрагивает М.В. Салтанова в статье «Музей как культурный центр».
Маркетинговая точка зрения базируется на представлении о музее как бизнес-проекте, встроенном в систему музейного маркетинга как части маркетинговых стратегий: эта проблематика освещается Е.С. Соболевой и М.З. Эпштейном в статье «Музейный брендинг: процесс и инструментарий»
Объект исследования: Музей современного искусства «Гараж». Москва. Россия.
Предмет исследования: модель пространства культурного взаимодействия и бизнес-проект Музея современного искусства «Гараж».
Гипотеза.
Музей современного искусства «Гараж», позиционирующий себя как часть глобального культурно-экономического пространства, представляет собой развитую модель полифункционального культурного центра и успешный филантропический бизнес-проект.
Цель исследовательской работы: выявление специфики модели Музея современного искусства «Гараж» как пространства культурного взаимодействия и бизнес-проекта.
· Определить понятие «музей современного искусства»;
· Выявить функции музея современного искусства;
· Изучить истории развития и специфики наиболее значимых моделей музеев современного искусства в США и Западной Европе и России;
· Изучить историю создания Музей современного искусства «Гараж»;
· Определить место и значение Музея современного искусства «Гараж» в социокультурном пространстве Москвы;
· Исследовать направления деятельность и функции Музе современного искусства «Гараж»;
· Изучить специфику музейного брендинга как части маркетинговой стратегии в современных музеях;
· Выявить юридический статус, источники финансирования и партнёров Музея современного искусства «Гараж»;
· Исследовать специфику продажи билетов и программы лояльности музея;
· Описать бренд-логотип музея «Гараж» с точки зрения его структуры и специфики.
Методы, применяемые в исследовании:
1. Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция) — для исследования понятия «музея современного искусства», моделей развития музеев современного искусства США, Западной Европы и России, модели функционирования музея «Гараж» как пространства культурного взаимодействия и бизнес-проекта и подготовки выводов к соответствующим главам;
2. Культурологический метод: структурно-функциональный подход — для изучения структуры деятельности (подразделения и программы) Музея современного искусства «Гараж» и их функциональной специфики.
Научная новизна работы состоит в целостном (междисциплинарном и многоуровневом) исследовании специфики функционирования модели Музея современного искусства «Гараж» — пространства культурного взаимодействия и филантропической бизнес-модели — в историческом и актуальном контексте развития музеев современного искусства США, Западной Европы и России.
Теоретическая значимость работы.
Работа может использоваться в качестве первичного базиса для изучения указанной выше или смежной проблематики.
Работа может использоваться в качестве лекционного и семинарского материала для подготовки к таким дисциплинам как: музееведение, социология, культурология, музейный маркетинг.
1.1 Современный музей как пространство культурной коммуникации
Сегодня современный музей — это одновременно социальный и культурный институт, реализующий практики репрезентации современного искусства наряду с его образовательным потенциалом, накопленным за многие годы, способный к адаптации в современной среде, чтобы стимулировать у посетителя творческое начало для понимания художественного процесса.
Быть креативной площадкой и открывать новые возможности для посетителя — цель многих институций, работающих на ниве актуального искусства. Если размышлять о самом феномeне современного музея, то необходимо помнить о том, что и в XIX и в XX вв. музей любого направления выполнял отбор и сохранение артефактов культуры, воплощающих в себе социокультурные ценности. Более того, музей зачастую рассматривался как полезное дополнение к тем книгам, которые были прочитаны, ибо передача знаний базировалась на непосредственном опыте коммуникации с носителями знания и соприкосновением с памятниками культуры и истории, поэтому можно сказать, что музей исполнял роль дополнительного образования.
Представления о миссии музея с конца прошлого столетия начали стремительно меняться: он начал «рассматриваться как информационный центр культурного достояния, как институт социокультурной адаптации, как средство исследования культурных ценностей прошлых времён и современности, а также интерпретации их смыслов для общественного самоопределения и самопознания». Произошедшие во второй половине двадцатого столетия культурные изменения, предоставили право каждому человеку на собственную картину мира и диалог с нынешней культурой, что создало почву для переосмысления основ просветительской и образовательных функций музея. Обладая высокой силой эмоционального и информационного воздействия, современный музей в восприятии посетителя становится пространством, основной чертой которого является непрерывное развитие.
Советско-российский культуролог М.С. Каган смотрит на современный музей как на «альтернативу возрастающей визуализации культуры и традиционного «вербализма». Обильный поток визуальной информации, обрушивающийся сегодня на человека, сопровождается общей деградацией «визуальной культуры», утратой способности эстетического восприятия, открытости к художественным впечатлениям, «чувства среды», пассивно- потребительским отношением к миру. Полагаясь на его мнение, именно музей имеет возможность и способность противопоставить этим тенденциям ту форму «визуальной культуры», необходимую для адекватной вербализации на основе созерцания.
Пространственно-временное общение одновременно с коммуникацией на межличностном уровне в музее рассматриваются современными исследованиями в области культурной коммуникации. Ведь известно, что диалог состоит из взаимного обмена мыслями и идеями, переживаниями и чувствами, жизненными коллизиями и нравственным опытом. Наиболее активно проходит постижение нравственных перипетий, аккумулированных в произведениях искусства, когда оно происходит в диалогической форме.
Под влиянием художественной среды в контексте современного музея личность испытывает по отношению к самой себе акт самоопределения. Так или иначе, музей способствует тому, чтобы помочь человеку понять окружающий мир, себя и, тем самым, адаптироваться к окружающей культурной реальности. Будучи институтом, который гарантирует посетителю сохранение «вечных ценностей» и истории культуры, он дает ему возможность обрести своё место в неразборчивом визуальном и информационном процессе, очень часто меняющейся политической и общественной обстановке. Одновременно с этим, современный музей представляет собой культурный центр как место встреч, включающий и досуговые функции. С середины XX столетия теоретиками и практиками музейного дела осознавалось стремление музея «обратиться» к зрителю, чтобы достичь того самого диалога, о котором говорилось выше: в статье О.С. Сапанжи «Современный художественный музей: на службе человечеству или человеку?» автор цитирует Теодора Лоу, где последний говорит о том, что «увлечённые разработкой коллекций, загипнотизированные изучением и собиранием, музеи забывают об ответственности перед зрителем», ссылаясь, при этом, на его монографию «Музей как социальный инструмент», изданную в 1942 году. Перенимая функции других социокультурных институтов, музей во второй половине двадцатого столетия имел тесные связи с современной образовательной идеологией в более широко концептуализированном виде. О.С. Сапанжи в связи с этим пишет: «В России в последние десятилетия появились музеи, которые ориентируются на уже существующие западноевропейские и американские образцы, приобретая новый опыт, в основе которого лежат новые формы функционирования музея в качестве образовательного, общекультурного и развлекательного центра».
В нынешнее время мы можем говорить о том, что миссия музея современного искусства стала намного значительнее, нежели просто хранилище и музейная площадка. Наблюдается движение к тому, чтобы расширить поле деятельности музеев современного искусства — его показательными примерами могут служить такие институции как: Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA), Центр Жоржа Помпиду, Музей Гуггенхайма с его филиалами и многие другие учреждения подобного рода, ставшими образовательными, общекультурными и досуговыми центрами.
Ханс Ульрих Обрист — знаменитый куратор и теоретик музейного дела, беря интервью у первого директора Центра Жоржа Помпиду и директора шведского «Модерн Мусеет», вспоминает о словах Александра Дорнера, директора ганноверского Ландсмузеума, о том, что «музеи должны представлять собой Kraftwerk — своего рода электростанции, способные молниеносно реагировать на постоянно меняющиеся запросы». Отвечая на этот пассаж, Понтюс Хюльтен говорит, что высокий уровень активности музеев вполне естественен и соответствует спросу публики. В 1960-е годы «у нас почти каждый вечер что-то происходило («Модерн мусеет». — М, С.). У нас было много друзей из театральной, танцевальной и музыкальной сферы, для которых музей стал чуть ли не единственным местом, где они могли проводить свои выступления. Таким образом, междисциплинарность появилась сама собой. Для целого поколения наш музей стал местом встречи». Позже, в 1967 году, Хюльтеном был разработан проект Дома культуры (Kulturhauset), который поначалу задумывался как что-то среднее между художественной мастерской, дискуссионным клубом и лабораторией, музеем и театром и в той или иной степени именно из этого початка вырос Центр Жоржа Помпиду».
Важно сказать, что для нынешней России развитие музеев современного искусства также актуально. В нашей стране в последние несколько лет открылось изрядное количество центров и музеев современного искусства, такие как: Государственный музей современного искусства в Москве, галерея «ART4», Мультимедиа-арт музей, Пермский музей современного искусства «ПЕРММ» и другие, часть из которых (включая зарубежные) описывается в данной работе ниже.
«Ныне, когда смена парадигм в искусстве совершается гораздо чаще, чем биологическая смена поколений, мы получили феномен «сожительства» представителей разных культурных эпох в одних музеях, галереях, журналах — в одном культурном пространстве». Если опираться на мнение широко известного деятеля современного искусства Марата Гельмана, то первостепенной задачей современного музея является «сшивание» всех языков, знаковых систем разных социокультурных систем, формируя для них общее пространство для культурной коммуникации. Если миссия музея современного искусства определяется такими образом, то можно вполне допустить, что такая формулировка весьма утопична и не имеет под собой прочных оснований. Несмотря на это, музей современного искусства открыт для широкой аудитории с различным уровнем общего и профессионального образования, выставляя современное искусство всякой степени сложности с возможной потерей значимости как объекта для дискурса в будущем.
В конце девятнадцатого столетия музей как институт претерпел кое-какое изменения. «Ориентация на историзм и научное мышление» требовала изменения музея в сторону научной организации, современной выставочной техники и формирования новой научной методологии для экспозиций. Идея «научности» музея с дальнейшей демократизацией социума породила представление о приоритете музея как образовательного учреждения, а позже к этой функции добавилась — досуговая, трансформируя музей в образовательно-развлекательный центр.
Развиваясь, общество ставит перед музеем новые задачи, а он, в свою очередь, старается оперативно на них отвечать. Теперь, когда посетитель из наблюдателя превратился в участника арт-события, архитектура музея приобретает новые формы, адаптируясь под новую — легкую и игровую атмосферу: ведь ещё в 60-е годы двадцатого столетия музеи подвергались критике за отрыв от реальности и отстранённость от интересов публики.
Одним из первых передовых музеев современного искусства стал Нью-йоркский музей современного искусства (MoMA), ориентирующийся на новые идеи «музея нового типа». По словам американского критика Х. Креймера, этот музей изначально пытался расширить поле своей деятельности, выйдя за рамки основных музейных принципов. «Выйдя за привычные границы живописи, рисунка, скульптуры и гравюры, — пишет критик, — музей вобрал в круг своих интересов художественное конструирование, архитектуру, графическое оформление, кинофильмы и фотографию, — другими словами, всю визуальную сферу современной жизни». Музею необходимо стать цельным и единым пространством, подчиняющимся общему культурному процессу. Помимо этого, современный музей должен принять на себя новые функции: привлечения публики (музейный маркетинг), удержания её интереса и при этом находиться в процессе постоянного развития. «Глубоко пустившее корни представление о бесконечной пропасти между высоким искусством и массовой культурой… следовало отвергнуть и поменять на новое представление об объединенной эклектичной культуре, построенной на творческом альянсе технологии и эстетики». Нужда музеев современного искусства конкурировать на досуговом рынке в борьбе за желание посетителей провести время не в торговом центре или в кино, а именно в музее, определяет более привлекательный вид пространственных решений, призванных, находясь в единых концептуальных и стилистических границах с представленными объектами искусства, заполучать публику, предлагая как можно больший ассортимент реализации рекреационной и образовательной функций музея.
Нужно также отметить, что, во-первых, намерение музея быть образовательным и досуговым центром обуславливает не только существование экспозиционных помещений, но и творческих студий, кафе, магазинов, лекционных и кинозалов.
Во-вторых, также необходимо учитывать то обстоятельство, что широкий ассортимент функциональных возможностей современного музея должен быть компенсирован единым стилистическим замыслом, где сами объекты искусства, архитектура здания музея, дизайн помещений, его интерьеры и направление образовательных и культурных программ будут являться универсальным и комплексным пространством. При этом, акцент делается конкретно на движении от современного искусства к способам его интерпретаций и репрезентаций, соответствующих способам рефлексии художественной и, если говорить шире — общекультурной реальности.
В связи с выше сказанным отметим- одной из наиболее эффективных форм конкурентной борьбы музея на досуговом рынке является событийность.
Привлечение посетителя в музей на отдельные мероприятия, имеющие разнообразную тематику, но часто и интенсивно сменяющие одно другим, — это не столько возможность «завоевать» публику, но и один из базовых инструментов формирования музейного имиджа. К примеру, в проекте «Эрмитаж 20/21», инициированным одноимённой институцией, еще до открытия постоянной выставки велась очень интенсивная деятельность по организации и координации культурных мероприятий. Только за последнее время открыв новое экспозиционное пространство в Арке Главного штаба (что уже само по себе — событие), Эрмитаж в пределах проекта «Эрмитаж 20/21» запустил выставку братьев Д. и Д. Чепменов, проведя при этом несколько конференций и параллельно организовав дни Д.А. Пригова, которые состояли из мероприятий разного профиля, способных заинтересовать вполне разнообразную публику. Наравне с международной научной конференцией была осуществлена выставка произведений Д.А. Пригова, где проводились как поэтические, так и музыкальные концерты, посвященные его творчеству. Так или иначе, являясь художественным музеем, Эрмитаж привлек исследователей и поклонников не только современного искусства, но и современной музыки и литературы, продолжая быть при этом целостным культурно-историческим пространством.
Также необходимо осмыслить тот факт, что существующему современному музею в качестве культурного центра необходимо выработать определённый баланс между способами реализации его функций, ибо перевес в ту какую- либо сторону (досугово-образовательная функция сюда также входит) ведет к проблемному и губительному для современного музея пути.
В итоге деятельность музеев современного искусства везде, где только можно, показывает, что, несмотря на все больший ассортимент дополнительных услуг и мероприятий, которые он нам предлагает: кинозал, лекторий, библиотека, магазин или театральная площадка — все они являются неотъемлемой частью единого культурного коммуникационного пространства с общими художественными и интеллектуальными направлениями. Музей стремится привлекать, информировать, развлекать, быть приятным местом для встреч и в то же время, сохранять высокий культурный статус. Это стимулирует поиск более подходящих и привлекательных решений, размещения новых площадей в пространстве музея, которые должны быть исполнены в единой концептуальной и стилистической манере.
История и специфика моделей развития музея современного искусства Музеи современного искусства США и Западной Европы (Museum of Modern Art, Музей Гуггенхайма, Центр Помпиду, Тейт Модерн) MoMA.
Музей современного искусства как институт выставочных практик современного искусства и форма организации институционального художественного дискурса на этом поле имеет вот уже почти девяностолетнюю историю, начатую американским историком искусства Альфредом Барром, который в 1929 г. стал директором-основателем Музея современного искусства (Museum of Modern Art, сокр. «MoMA») в городе Нью-Йорке. Этот музей стал воплощением идеи создания отдельной институции, посвященной целиком современному искусству. Его главная особенность состояла в том, что у такого рода музея не существовало ни европейских, ни американских образцов, по существу и по виду. Своеобразие нового музея, во-первых, было определено его местонахождением — он разместился не в специально построенном для него здании, а в офисном помещении Хекшер-билдинг на двенадцатом этаже; новое пространство составляло около 4 430 квадратных футов, из которых 3 800 были отведены под музейные залы, а остальная часть была оборудована под библиотеку с читальным залом, включая и иные помещения для различных нужд (по описанию издания The New York Times 6 ноября 1929 года). Во-вторых, концепция, созданная Альфредом Барром для MoMA, была по-настоящему революционной — ведь он говорил, что музей призван был стать «лабораторией, приглашающей публику принять участие в экспериментах»; кроме современной скульптуры и живописи в музейное собрание входили: архитектура, промышленный дизайн, фотография и кино, охватывая, тем самым, очень широкий диапазон современной визуальной культуры, служа материалом для реализации полноты этих экспериментов. И в-третьих, новая институция, не ограничилась простым документированием, а заняла активную позицию в смысле побуждения к критическим дискуссиям по отношению к тем сферам, где осуществлялась основная деятельность музея, курируя их и, тем самым, направляя в нужное русло. Со временем суждения MoMA относительно сферы современного искусства приобрели характер нормы, если не догмы, — ибо даже сегодня включение тех или иных объектов искусства в его коллекцию служит жестом высшего признания. Спустя восемь лет с момента открытия музея в 1937 году Альфред Барр открыл отдел по образованию под руководством историка и теоретика современного искусства Виктора Д`Амико (занимал пост до 1969 года). Барр считал работу в этом направлении не просто второстепенным и побочным аспектом музея, а ключевым и значимым моментом, призванном к изучению и разработке новых подходов и методов в своей области для дальнейших изменений, которые должны были бы произойти в будущей музейной деятельности. К примеру, им была значительно преобразована система этикетажа, став сжатой и вразумительной; сами выставки стали сопровождаться тщательно разработанной лекционной программой и широким спектром экскурсий.
Помимо прочего, надо отметить, что к подавляющему большинству выставок издавались написанные самим Барром подробные каталоги в его витиеватом, но информационном стиле. Настаивая на том, чтобы в каталогах было представлено как можно больше работ, он пристально следил за дизайном и макетированием изданий, которые через некоторое время спустя стали, своего рода, классикой полиграфического дизайна, имея при этом широкое распространение, что сыграло свою роль в трансляции новой музейной доктрины, оказавшей огромное влияние на художников и кураторов со всего земного шара.
В MoMA ещё с самого начала своего существования был организован отдел, который занимался передвижными выставками по всем североамериканским штатам. Весьма влиятельная «Международная выставка современной архитектуры», представленная в Нью-Йорке (1932-1933 гг.) смогла объехать после этого не менее четырнадцати крупных городов. По прошествии десяти лет работы музея были организованы 91 выставка, побывав почти в 1 400 населённых точках на территории США. После Второй мировой войны был учреждён международный выставочный отдел, который помимо частных вложений семьи Рокфеллеров и иных жертвователей, финансировался ЦРУ посредством Информационного агентства США, чему в последние годы придается все большее значение в общественном дискуссионном поле.
После тридцати лет интенсивной работы Альфред Барр оставил пост директора MoMA (в 1967 году), создав образцовое учреждение с собственной «корпоративной идентичностью» и имиджем, служа примером для подражания музеям и кураторам всего западного мира.
Гуггенхайм.
Ещё один заслуживающий пристального внимания образец музея современного искусства, основанный американским горным промышленником и меценатом Соломоном Гуггенхаймом, начинает свою историю в 1937 году. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке — институция, специализирующаяся в области хранения и экспонирования объектов современного искусства, начиная с работ раннего авангарда (Леже, Кандинский, Пикассо, Шагал и т.д.) и заканчивая различными видами contemporary. Нас больше всего интересует тот период развития учреждения, когда директором музея был Томас Кренс. В течение десятилетия, которое предшествовало приходу Кренса на этот пост, музей переживал кризис, выразившийся в шаткой финансовой ситуации и нехватке выставочного пространства для работы с теми произведениями, большая часть которых хранилась в запасниках. Несмотря на то, что предшественник Кренса Томас Мессер пытался решить текущие проблемы, совершив попытку выработки институциональной идентичности, которая отличала бы учреждение от других музеев на этой же территории, также посвящённых современному искусству (MoMa и Музей американского искусства Уитни), — предпринятые меры успеха не принесли. Для того, чтобы достичь указанной цели и изменить тем самым судьбу вверенного ему музея новый директор сформулировал принципиально новую политику, предприняв масштабную реформу кураторской идеологии и выставочного комплекса. Важнейшим пунктом этой политики стала идея глобальной экспансии Гуггенхайма: надо отметить, что данный шаг был продиктован наличием значительного числа крупных музеев в Нью-Йорке. В конце концов Музею Гуггенхайма необходимо было превратиться в крупную международную сеть учреждений- сателлитов на полуавтономном режиме функционирования. Столь смелый план, основанный на концепции глобализации, со временем стал восприниматься общим местом в корпоративной практике культурной организации.
Через несколько лет Кренс в дополнение к этому выдвинул амбициозный план, состоящий в активизации деятельности музея в Венеции, где ему к тому времени принадлежала коллекция Пегги Гуггенхайм в Палаццо Веньер дей Леони, которое размещалось на Большом канале. Также Кренс инициировал проекты для города Зальцбурга (великолепный музей, втиснутый в склон горы на основе проекта австрийского архитектора Ханса Холляйна) и Берлина (общий проект с Дойче-банком, названный впоследствии Дойче-Гуггенхаймом), равно как и отделения Гуггенхайма в Бильбао и Сеуле.
Прологом экспансионистской операции Кренса стали два решения, которые до сих пор являются наиболее спорными за всё время его руководства. В 1989 году Фонд им. Гуггенхайма выпустил облигации на сумму 54 млн долларов под залог музейной коллекции, фактически заложив основное имущество учреждения. Помимо этого, Гуггенхайм продал с аукциона три важные работы Кандинского, Модильяни и Шагала. Этическая составляющая этих манипуляций с самого начала выглядела весьма спорной, а само залоговое обязательство, в конце концов, вызвало бурю протестов, что окончилось отставкой части правления; но всё-таки Кренс добился своего.
Два этих события задали тон на будущее.
Постепенно стала меняться сама внутренняя культура Музея Гуггенхайма: деньги, менеджмент и политика всё больше заслоняли соображения кураторской ответственности и научной значимости. Складывалось впечатление будто Кренс смотрит на музей как на интернациональную корпорацию, которая лишь по чистой случайности ведёт дела в области визуальных искусств. Его язык приобрел черты, свойственные администраторам, сосредоточенным на экспансии и росте собственной компании.
Кренс, будучи на посту директора музея, значительно увеличил штат кураторов, число которых выросло с четырёх до двадцати шести: данная команда готовила выставки не только в «штаб-квартире» на Манхэттене, но и в филиалах Гуггенхайма, включая и другие экспозиционные площадки. С точки зрения кураторского и исследовательского видов деятельности, это, своего рода, изнурительный труд, основная цель которого — поточное производство с целью извлечения большей прибыли на передвижных выставках, понизив, к тому же, порог мобильности, допускаемый хрупкими работами, что вызвало дополнительный конфликт интересов.
После того как расширение здания на 5-й авеню было завершено, Кренс сосредоточил своё внимание на проекте в Сохо. Размещённое на углу Западного Бродвея и Принс-стрит, отделение Гуггенхайма в Сохо, (открывшееся в 1992 году) с самого начала стало причиной бесконечных забот. Посещаемость, если приходилось сравнивать с ожиданиями, оставалась очень низкой, а сценарий относительно кооперации между музеем и сообществом художников был обыгран не очень удачно, а параллельно со всем этим сам район превратился в огромный торговый центр, и основная художественная публика перекочевала в окрестности Челси. В итоге филиал Гуггенхайма стал источником постоянных убытков, которые, согласно отчётам, составили 40 млн долларов. Далее выставки на Бродвее стали организовываться всё более небрежно, и последние несколько лет ходили слухи о том, что филиал всё-таки будет закрыт.
Проекты сателлитов Гуггенхайма в Сеуле и Зальцбурге в настоящее время приостановлены на неопределённый период, а на пути венецианского расширения встали итальянская политика и бюрократический аппарат, а реакция на берлинский фестиваль показалась сдержанной, несмотря на то, что это лишь небольшая экспозиционная площадка для очередной корпоративной коллекции. Стало быть, филиал в Бильбао — главное украшение в короне Кренса, которое приводит в действие всё предприятие Музея Гуггенхайма.
Центр Помпиду. Модель аккумулятора новых культурных веяний.
В контексте послевоенной реконструкции и восстановления европейской экономики, завершившейся к 1970-м годам, и наступления эпохи массового туризма, глубоких перемен в виде культурных преобразований, кульминацией которых стали события 1968 года, возникли новые тенденции в развитии музейного дела в обстановке, не будет преувеличением сказать, культурного перелома. Центром указанных событий стали университеты Северной Америки и Западной Европы, но их отголоски разнеслись по всему остальному миру. Несмотря на то, что эти события были чересчур децентрализованными для того, чтобы вызвать мгновенные политические изменения, масштабные изменения имели место быть и продолжиться в современном общественном и политическом дискурсах.
Власть во всех её аспектах и проявлениях, видимых и невидимых, институциональных и нормативных, оказалась объектом пристального внимания, а её намерения и мотивации изучались с невиданной прежде интенсивностью. Ни одна область от образования до политики, от базовой структуры семьи до общества в целом, не скрылись от пытливого взгляда — и музеи, собственно, не были исключением. Они представляли нормативную власть и культурное влияние, избегая при этом структурного реформирования на протяжении всего послевоенного этапа истории. Ещё долгое время они считались несовременными и утратившими прямую связь с актуальной действительностью: своего рода, анклавы для верхушки среднего класса, давно нуждавшиеся хорошей встряски.
С этого момента раздумья о сущности музея как социального института и его подспудных предпосылках стали неотделимой частью его каждодневного функционирования. В конечном счете музей в той или иной степени лишился своего былого авторитета и репутации непогрешимости, не став при этом более прозрачным, подотчётным и демократичным.
Одним из первых, кто понял возможные последствия и мощный потенциал этих изменений, был последователь де Голля. В 1969 году, когда Жорж Помпиду вступил в свою должность, он вместе с партией, включая всю французскую политическую элиту, находился под сильным впечатлением от происшествий минувшего года, когда государство чуть было не сокрушено студентами. Помпиду охватило стремление использовать ту или иную часть этой анархической энергии, направив её в институциональное русло. Так появилась идея создания нового культурного центра в центральной части Парижа.
Важно отметить, что эта идея была сформулирована самим президентом, а не аппаратом чиновников из министерства культуры. По сути дела, Помпиду избегал институциональных и политических каналов намеренно. впоследствии был создан особый независимый правительственный орган, который исключительно занимался новым проектом, отчитываясь резиденту напрямую.
В июле 1970-го был запущен интернациональный архитектурный конкурс, победителем которого стала ранее не известная никому англо-итальянская команда архитекторов под руководством Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно.
Музей представал в виде лаборатории, «приглашающей публику принять участие в экспериментах». Новый музей стремился быть по-настоящему междисциплинарным, а не просто включать в себя различного рода отделы и направления деятельности, как MoMA в городе Нью-Йорке.
Демократический и экспериментаторских дух нового места особо подчеркивался. Одним из важнейших требований был простой и беспрепятственный доступ: «Публика будет попадать внутрь со всех сторон», «не следует направлять пешеходов с улицы к специальному входу», «нужно предложить публике двигаться в любом направлении». Разделение между посетителями выставочных залов и той частью публики, которая направлялась в библиотеку, предлагалось ликвидировать, ибо если «оставить эти две группы разделёнными, желаемый эффект не будет достигнут». «Всё основано на легкости и свободе, с которыми посетитель будет пользоваться различными предложениями Центра, и способе постоянного привлечения к ним его внимания». Главные принципы — приспособляемость и пластичность»: «изложенные (в инструкции) зоны полагаются достаточными для полного осуществления всех видов деятельности, какие предвидятся в настоящее время. Последующее расширение здания не планируется, так как коллекция будет периодически обновляться (ещё одна идея Барра) <…>; в особенности следует учесть эволюцию потребностей».
До сих пор ощутимо то влияние, которое оказал Центр Помпиду на кураторскую и художественную практику: выразилось оно в том, что расширился спектр возможностей для прочтения собственных коллекций музеями, и к тому же на разных экспозиционных площадках стали сосуществовать различные концепции истории искусства. Вместо того, чтобы клонировать MoMA, что было нормально для 1950-60-х гг., музеи стали экспериментировать с собственными стилями и идентичностями, используя свои собрания, техники экспонирования и стратегии интерпретации.
Несмотря на то, что Центр продекларировал новый подход, на самом же деле он был и остаётся детищем старого порядка. Его архитектура несёт на себе черты позднего модернизма, ядро концепции принадлежит к романтическим воззрениям о сути модернизма, изначально использованным Альфредом Барром в самом конце 1920-х гг. По существу, Центр Помпиду стал смелой попыткой заключить договор с новой культурой, культурой постмодерна, используя при этом инструменты модернизма.
Как и MoMA, в конце концов, Центр Помпиду решил отказаться от ряда самых революционных идей периода своей молодости и сделал ясный акцент на профессиональное обслуживание и расширение собственной публики, став, при этом, редко вдохновлять. Выдвижение постмодернизма на авансцену культуры фундаментально трансформировало природу музея.
Тейт Модерн. Модель реконструктора социально-экономического пространства.
Тейт модерн — галерея современного искусства в Лондоне, открытая в 2000 году в здании, которое раньше служило в качестве электростанции Bankside Power Station.
В то время, когда галерея разработала проект нового музея в Бэнксайде, предложив его на рассмотрение Совету Саутуарка, где говорилось об экономическом восстановлении этого прибывающего в состоянии упадка района города Лондона и тысячах рабочих мест в самом учреждении и его окрестностях.
Оказав столь решительное влияние на реновацию запущенного и бедного лондонского района Саутуарка, галерея Тейт Модерн, в конечном итоге, возвестила о ликвидации прежнего социального и экономического разделения между северным и южным берегами Темзы в контексте того перехода в экономической сфере, где промышленное производство замещала индустрия услуг в большинстве крупных городов мира. Политиками было осознано, что музеи и иные культурные институции могут играть важнейшую роль в этом сложном процессе. Огромные толпы посетителей музеев создают спрос на множество дополнительных услуг, ресторанов и гостиниц, транспортных служб и магазинов; возникновение данных структур, в свой черед, стимулирует людей перебраться в соответствующие районы, от которых раньше они держались на приличном расстоянии. Ещё до того, как в Тейт начались строительные мероприятия, в окрестностях резко возросли цены на недвижимость — жизнь в Саутуарке значительно подорожала.
Важно отметить, что сегодн привлекательность музеев для политиков давно вышла за рамки их традиционной образовательной и просветительской функций, ведь, как уже было отмечено выше: музеи гарантируют постоянный поток туристов, играя при этом крупную роль в городской реконструкции и планировании, при относительно скромных затратах гарантируя гигантский косвенный доход для местных членов городских общин.
Музеи современного искусства России (Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Пермский музей современного искусства, Музей современного искусства «Гараж»).
1.2 Государственный центр современного искусства. Первая попытка институциализации современного искусства в России
Государственный центр современного искусства, ГЦС — федеральное государственное бюджетное учреждение, которое специализируется на экспозиционной, хранительской и научно-исследовательской деятельности на ниве современного искусства, представляя собой первый музей современного искусства в Российской Федерации открытый в 1992 году для проведения проектов и программ, связанными с современным искусством, дизайном и архитектурой в стране и за рубежом.
Центр был учреждён в Москве в тот момент, когда само современное искусство только приобретало возможность нормального беспрепятственного развития и существования. Став важной и необходимой институцией, консолидировавшей производителей contemporary art, Центр послужил тем механизмом и местом, который предоставил им площадку для экспонирования, стимулировав их творческую активность. Работа нового Центра современного искусства стала существенным элементом в тех процессах трансформации художественного поля России, которые активно протекали в 1990-е годы. Также она была важна и необходима как для города Москвы, где тогда располагался Центр, так и для множества регионов нашей страны, где благодаря инициативе и усилиям ГЦСИ разрабатывались художественные программы и проекты в современном искусстве, что привело к активизации процессов его создания и развития на местах.
Ныне, когда усилия предшествующих лет стали приносить свои плоды и результаты, ГЦСИ не прекращает активную работу, нацеленную на развитие и популяризацию российского современного искусства, его интегрирование в общемировой художественный контекст. В настоящее время ГЦСИ является сетевой организацией, отделения которой открыты в больших и малых культурных центрах нашей страны: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Калининграде, Владикавказе, Томске и Самаре.
Если резюмировать сказанное выше, то функционирование Государственного центра современного искусства осуществляется по нескольким главным направлениям:
· Поддержка и популяризация современного отечественного искусства;
· Те или иные стратегии кураторской практики, необходимые для реализации экспозиционной деятельности: аудио и визуальные выставки, перформансы, инсталляции, творческие встречи и кинопросмотры;
· научно-информационная, аналитические разработки в области в сфере современного искусства;
· образовательная и просветительская деятельность — семинары, мастер- классы, лекции;
· создание коллекций современного искусства, как российского, так и зарубежного.
Главным направлениям работы соответствует целый список долгосрочных программ, разработанных сотрудниками Центра. В рамках каждой программы осуществляются отдельные проекты, предпринимаемые как специалистами Центра, так и прочими кураторами, мастерами современного искусства, исследователями при содействии и прямом соучастии творческих и технических подразделений Центра.
Сейчас Государственный центр современного искусства является ведущем в нашей стране государственным учреждением, которое работает с проблемами и историей contemporary art. Деятельность Центра развивается в тесном сотрудничестве с художниками и различными независимыми специалистами в сфере современного искусства и художественной культуры в целом, а также с разного рода учреждениями — исследовательскими институтами, музеями, общественными организациями, как российскими, так и иностранными.
ГЦСИ работает под руководством и непрерывной поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Пермский музей современного искусства (ПЕРММ). Модель децентрализации.
Государственный музей современного искусства PERMM — единственный в своём роде проект, осуществлённый весной 2009 года по инициативе галериста и деятеля современного искусства Марата Гельмана при содействии губернатора пермской области Олега Чиркунова и сенатора Сергея Гордеева. Первые пять лет музей находился в здании Речного вокзала на берегу реки Камы в историческом центре Перми. К лету 2014 года музей перебрался в новое помещение в промышленной зоне Мотовилиха. Музей не только гармонично вписался в пермский и российский художественный контекст, но и исполнил серьёзную роль в превращении культуры в настоящий инструмент для развития социально-экономической сферы региона, как галерея Тейт Модерн в Лондоне.
Сегодня Пермский музей современного искусства представляет собой не только актуальный, социально ориентированный институт, но и арт-площадку для коллективного творчества художников, обывателей и экспертов, взрослых и детей.
ПЕРММ создал более чем семидесяти выставочных проектов, из которых часть — успешно экспонировалась за пределами Перми — в Казахстане, в Италии, в Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Самаре, в поселках и городах Пермской области.
Одним из наиболее успешных и ярких проектов музея и запуском «пермского периода» в современном искусстве стала выставка «Русское Бедное», (куратор Марат Гельман, по проекту Сергея Гордеева). Выставка показывала русское современное искусство как серьезную и кропотливую работу с национальной и социальной идентичностью и в то же время, как актуальное художественное исследование. В первый месяц работы экспозиции «Русское бедное» ее посетили около 35 тыс. горожан и гостей Перми, что для миллионной столицы области стало рекордом. Выставка стала ориентиром для дальнейшего собирания коллекции музея: в его фондах на сегодняшний день хранится более 1300 экспонатов (а сейчас 1264 экспоната). Среди них имеется и знаковая для истории московского концептуализма архивная часть коллекции МАНИ (Московского Архива Нового Искусства).
ПЕРММ — популярный и энергичный центр образовательных и просветительских программ, музейной педагогической работы для посетителей любого возраста. Особый интерес аудитории, если опираться на ряд проведённых социологических исследований, вызывают циклы занятий и разовые мероприятия детского проекта «Чердак», образовательная программа для подростков «За П-Артой», а также курсы арт-медиации, мастер-классы и лекции, воркшопы с известными искусствоведами, кураторами и художниками.
Музей современного искусства ПЕРММ видит свою миссию в том, чтобы преобразовать городское пространство, сделав промзоны местом живой человеческой активности, повысив, тем самым, общую туристическую привлекательность для всего города Перми. Помимо этого, учреждение служит уникальным социокультурным фоном для построения свободной дискуссии между жителями и гостями города, а также пространством самого музея.
Музей современного искусства АРТ4 (Art4). Модель музея-акуциона AРТ4 является первым в нашей стране музеем современного российского искусства, созданным и отрытым в июне 2007 года частным предпринимателем и коллекционером Игорем Маркиным. Институция была образована на базе коллекции современного искусства самого предпринимателя. В 2009 году, когда экономический кризис затронул российский арт-рынок, музею пришлось перейти на однодневный режим работы — по пятницам, а немного позже продолжил он свою работу, установив график посещения для посетителей только по записи в групповом режиме; билет на одну группу стоил тогда 6000 рублей. Ныне — вход бесплатный.
Ещё перед открытием музея ART4 Игорем Маркиным был инициирован конкурс на лучший проект памятника, посвящённому Борису Ельцину. В этом конкурсе приняли участие такие известные художники как Андрей Бартенев, Аладдин Гарунов и Дмитрий Гутов. По завершении голосования, где участвовали шесть тысяч человек, стало известно, что первое место занял Дмитрий Квараги со своей абстрактной фигурой, которая представляла собой «биоморфное черное чудовище, символизирующие распад и деконструкцию, поглощение упорядоченности хаосом». Вторую позицию по зрительскому голосованию получила скульптура Ростана Тавасиева, где маленький игрушечный заяц толкал тумбу, на верхушке которой стояла фарфоровая ваза42. Специально для восьми витрин Музея ART4 восемь художников, принадлежащих к различным направления современного искусства, создали работы. Среди авторов были: Дмитрий Каварга, Алексей Каллима, Дмитрий Гутов, Валерий Кошляков и иные.
В декабре 2015 года Музей ART4 совершил рестарт с обновлённой концепцией и слоганом: «Музей, продающий искусство». Все работы в ART4 с того момента можно купить, причём цена на них устанавливается открыто: она обычно отмечена на этикетке к работе вместе с названием и именем автора. Теперь постоянной экспозиции в музее нет, но зато каждый месяц запускаются персональные экспозиции как известных и маститых художников из коллекции ART4, так и подающих надежды молодых творцов.
В июне 2016 года ART4 сделал новый шаг — открыл первый в нашей стране онлайн-аукцион современного отечественного искусства, соответствующему музейному уровню: на торгах-онлайн отныне можно побороться за произведения художников, уже имеющихся в коллекции Музея ART4. К тому же появилась возможность посмотреть все работы вживую в музее, где непрерывно работает выставка лотов, которые в данный момент находятся на торгах.
Вывод к главе 1.
Изучив обширный теоретический и исторический материал, касающийся музея современного искусства как пространства культурной взаимодействия, удалось определить его основные функции, виды и специфику моделей его развития.
Функции музея современного искусства:
В ходе исследования стало ясно, что данные функции представляют собой единый комплекс, работающий в целостном стилистическом и концептуальном пространстве.
Модели развития и функционирования музея современного искусства:
· Модель «первопроходца» в институционализации современного искусства и культуры, представляющей собой «институцию- лабораторию» для проведения арт-эксперимента (MoMA);
· Экспансионистско-коммерческая модель (Музей Гуггенхайма);
· Модель аккумулятора новых культурных веяний (Центр Жоржа Помпиду);
· Модель реконструктора социально-экономического пространства (Тейт Модерн);
· Модель децентрализации (Пермский музей современного искусства);
· Модель музея-аукциона (Галерея ART4).
2. Музей современного искусства «Гараж»: история и деятельность музея как основные составляющие пространства культурного взаимодействия
Музей современного искусства «Гараж» на данный момент является ведущей институцией, специализирующейся на современном искусстве и культуре, будучи первой филантропической организацией в России, основанной Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем в 2008 году. Музей располагается в московском Парке Горького. Поднятие престижа нашей современной культуры и искусства, знакомство российской публики с современным отечественным и зарубежным искусством и поддержка молодого поколения местных художников — основные задачи данного учреждения.
Музей проводит обширные выставочные программы, занимается научной, образовательной и издательской деятельностью, стараясь отражать актуальные процессы и тенденции в социокультурном пространстве, давать возможности для свободного публичного диалога и создавать новые произведения искусства для их дальнейшего критического осмысления.
Средоточием этой деятельность является коллекция-архив музея — первое в России собрание, посвящённое истории советско-российского современного искусства с 1950-х годов до нашего времени.
Поначалу, институция располагалась в широко известном здании бывшего Бахметьевского автобусного гаража, которое в 1926 году спроектировал вошедший в историю культуры архитектор-конструктивист Константин Мельников. Сейчас оно является объектом культурного наследия города Москвы в качестве памятника раннего советского архитектурного авангарда, построенного по дальнейшему совместному проекту Владимира Шухова и Константина Мельникова. Данное строение предоставляло возможность для открытого планирования экспозиций, что, в свой черед, сделало возможным проведение последовательной просветительской работы наряду с выставками, навсегда изменив взгляд на образование в сфере искусства в стране.
В 2012 году «Гараж» переезжает во Временный павильон в Парке Горького. Павильон был создан известным японским архитектором Шигеру Баном, представляя собой одновременно стильное и функциональное пространство с применением шестиметровых бумажных труб и адаптировано для проведения сложных экспериментальных проектов. Здание соединило в себе два стандартных экспозиционных зала общей площадью на 800 квадратных метров, книжный магазин и кафе.
Параллельно с этим с 2012 по 2014 открывалось два летних павильона, один из которых проектировала команда молодых российских архитекторов (Леонид Слонимский, Артём Стаборовский, Николай Мартынов, Артём Китаев), а другой — архитекторы: Илья Терновенко, Сергей Неботов, Василий Банцекин и Максим Хазанов, победившие в закрытом конкурсе на проектирование сооружений.
1 мая 2014 года Центр современной культуры «Гараж» поменял название на Музей современного искусства «Гараж». Это событие должно было утвердить его статус как значимой институции на международной арт-арене, которая не только презентует, но и творит и производит культуру.
12 июня 2015 года «Гараж» открыл для публики двери своего первого постоянного дома в парке Горького. До этого на его территории располагался возведённый в 1960-е годы ресторан «Времена года» по проекту Игоря Виноградского. Здание в стиле советского модерна, обладающего благородством и строгостью пропорций, монументальностью и открытостью, было заброшено на протяжении двадцати лет.
Над реконструкцией сооружения работал международный лидер в сфере культурного анализа и градостроительства — бюро Рема Колхаса (ОМА).
Учитывая историю здания, команда музея «Гараж» и Рем Колхас стремились к тому, чтобы максимально сохранить специфику постройки. Были восстановлены кирпично-мозаичные стены и лестничные пролёты, включая уникальную мозаику с фигурой рыжеволосой девушки в окружении листвы, которая впоследствии стала одним из символов Музея. В итоге здание бывшего обветшалого ресторана стало тем пространством, которое отвечало критериям современного музея.
1 марта 2013 года был открыт Образовательный центр «Гаража», в котором проходят различные тренинги и образовательные курсы, перформансы и лекции. Через год в нём также расположилась первая в нашей стране бесплатная публичная библиотека, посвящённая современному искусству. На сегодняшний день в её фондах хранится около 20 тысяч единиц, среди них — монографии и альбомы по ключевым направления и стилям современного искусства, ведущие художественные и архитектурные журналы, каталоги выставок и даже редкие библиографические издания на русском языке.
Музей современного искусства «Гараж»
«Гараж» — это музей современного искусства в Москве, открытый в 2008 году и располагающийся в ЦПКиО имени Горького. Основателями этого большого выставочного комплекса являются известный предприниматель Р. Абрамович и его бывшая супруга Д. Жукова. «Гараж» — это первая в стране филантропическая организация, целью деятельности которой являются развитие современной отечественной и глобальной культуры.
16 0 0 10 мин. на чтение
История создания музея современного искусства «Гараж»
Идея основать музей, который стал бы отдельным творческим пространством для выдающихся и начинающих художников современности, возникла у Дарьи Жуковой — бывшей супруги Романа Абрамовича, являющейся также бизнесвумен, дизайнером и модельером. Роман Абрамович поддержал эту идею, и осенью 2008 года в Северо-Восточном административном округе столицы, в Марьиной Роще, появился новый музей.
Изначально Бахметьевский гараж, давший музею актуальное название, предназначался для стоянки и ремонта автобусов Leyland. Он был спроектирован советскими зодчими Мельниковым и Шуховым и стал объектом культурного наследия народов РФ регионального значения. Гараж обладал обширной территорией, позволившей размещать в нём несколько экспозиций и свободно перемещаться между ними многочисленным посетителям.
В парк культуры и отдыха имени Горького, где музей находится сейчас, организация переместилась спустя 3,5 года. Здесь она принимала гостей во временных павильонах до тех пор, пока продолжалась реконструкция здания, в котором ранее был ресторан «Времена года». До размещения здесь музея это сооружение пустовало около 20 лет. Одним же из временных павильонов было здание, возведённое по проекту японца Сигэру Бана.
В 2012 году в музее «Гараж» появился архив, который на данный момент вмещает в себе самую крупную коллекцию источников информации по теме современного искусства в России. Здесь хранится порядка 20 тысяч единиц, созданных начиная с середины прошлого века. Через год основатели музея открыли в другом помещении образовательный центр, где организовали обучение в разных форматах для всех желающих.
Организация продолжает расширяться и сегодня. Среди новых павильонов — кинотеатр Garage Screen, а в ближайшем будущем планируется завершить реконструкцию знаменитого павильона «Шестигранник». Для строительства и восстановительных работ объектов «Гаража» музей сотрудничает с японскими архитектурными бюро, и недавно он получил благодарность МИД Японии за вклад в развитие и продвижение японской культуры в Российской Федерации.
Фото взято с официального сайта музея
Экспозиция музея современного искусства «Гараж»
В музее «Гараж» представлены работы талантливых отечественных художников современности. Здесь в течение года реализуется несколько комплексных и индивидуальных проектов. Параллельно на территории музея может проходить несколько временных выставок. Для посетителей тут предоставляют возможность рассмотреть картины, скульптуры, инсталляции, крупномасштабные композиции и другие экспонаты.
Несмотря на то что музей был создан относительно недавно, около 15 лет, в нём было представлено более сотни выставочных проектов. Здесь, например, проходила всероссийская выставка современного отечественного искусства, которая проводится раз в три года. Её участниками были 70 ведущих художников и целые группы, занимающиеся творчеством. Для многих иностранных мастеров «Гараж» стал первым выставочным пространством в России.
Фото взято с официального сайта музея
Особенности архитектуры музея современного искусства «Гараж»
Несмотря на реконструкцию советского трёхэтажного сооружения ресторана «Времена года» площадью 5400 кв.м., ставшего главным зданием «Гаража», за внутренним обустройством павильона оставили стиль советского конструктивизма. Здесь были обновлены старые стены, отреставрирована мозаика «Осень». Местами уцелела советская напольная плитка. Некоторые металлические конструкции и трубы выполняют сейчас декоративную функцию.
Снаружи здание музея «Гараж» выглядит как огромный параллелепипед, приподнятый над землёй на 2,25 м. Он обшит современным полупрозрачным материалом, обладающим мягким отражающим эффектом, скрывающим техническую инфраструктуру здания и при необходимости служащим поверхностью для видеопроекций. Уникальности обшивки заключается и в том, что снаружи можно увидеть внутреннее обустройство первого этажа музея.
В ближайшее время музейная деятельность будет осуществляться и в павильоне «Шестигранник», который сейчас находится на реконструкции. В этом здании будут размещаться современные выставочные залы, библиотека, книжный магазин и заведение общественного питания. К музею также относятся мастерские, расположенные на территории ВДНХ и представляющие собой около 20 студий с рабочим помещением, залом и покрасочной.
Фото взято с официального сайта музея
Музей современного искусства «Гараж» сейчас
На сегодняшний день музей современного искусства «Гараж» входит в число ведущих российских музеев искусств и принимает до миллиона посетителей в год. Помимо выставок современного русского искусства, здесь время от времени проводятся выставки, темой которых является творчество международных художников, а также книжные ярмарки и мастер-классы, информация о которых заранее размещается на сайте музея.
Помимо выставочной деятельности, в музее осуществляется также образовательная и научно-исследовательская деятельность. Так, в открытом в 2013 году образовательном центре «Гаража» реализуются учебные программы для разной аудитории: здесь проходят курсы, тренинги, воркшопы и лекции. Существуют и семейные программы. На базе центра функционирует и первая в стране публичная библиотека по искусству современности.
Фото взято с официального сайта музея
Режим работы музея современного искусства «Гараж»
Музей современного искусства «Гараж» работает ежедневно с 11 часов утра до 10 часов вечера. Чтобы посетить выставки, кинопоказы или другие мероприятия, нужно приобрести одноразовый билет или абонемент-карту GARAGE на год, которая предоставляет множество привилегий. Купить билет или оформить карту можно в кассах музея, которые закрываются за полчаса до завершения работы «Гаража», или на официальном сайте организации.
Стоимость билетов отличается в зависимости от возраста посетителей. Цена взрослого билета составляет 500 рублей. Дети младше десяти лет могут пройти бесплатно, учащиеся — за 150 рублей, а студенты — за 250 лет. Абонемент-карты GARAGE действуют в течение года с момента покупки и бывают нескольких видов: студенческая, индивидуальная, семейная, а также на двоих и троих взрослых.
Бесплатно пройти в музей могут члены Международного комитета музеев и коллекций современного искусства и Международного совета музеев. Также посетить «Гараж» без билета могут льготники, например, многодетные семьи, инвалиды и лица, которые их сопровождают. Для всех остальных бесплатный вход в музей осуществляется по пятницам с 17:00 до 20:30 при условии, что посетители зарегистрировались на сайте «Гаража».
На сайте музея можно также ознакомиться со списком и описаниями экскурсий. Если же вы хотите узнать о «Гараже» больше, но желаете исследовать его пространство самостоятельно, то можно доплатить 100 рублей за аудиогид. Для посетителей с маленькими детьми есть пеленальный столик, а для собак — лежанки и миски. Вход с собаками возможен при наличии намордника и если высота питомца в холке не превышает 60 сантиметров.
На территории музея запрещается курить и распивать алкогольные напитки. Также нельзя прикасаться или каким-либо другим образом воздействовать на экспонаты. Кроме того, перед началом мероприятия или осмотра экспозиции нужно оставить верхнюю одежду в гардеробе, а крупногабаритный багаж и ненужные на период посещения музея вещи — в камере хранения. Делать фото и снимать видео в личных целях разрешено.
Фото взято с официального сайта музея
Как добраться
Музей «Гараж» располагается по адресу: город Москва, улица Крымский Вал, дом 9, строение 32. Его координаты: 37°36′5″ с.ш. 55°43′39″ в.д. Добраться сюда можно пешком из центра за 40—50 минут или воспользовавшись личным автомобилем, такси или общественным транспортом. Удобнее всего перемещаться по городу на метро. Самая близкая к музею станция метро — «Октябрьская». Она находится в десяти минутах ходьбы от музея.
Из ближайших к музею остановок наземного общественного транспорта — «Городская больница №1» и «Ст.м. Октябрьская». Доехать до них можно на автобусах №111, №196, №297, №е10, №е12 или на ночном автобусе №н11. Также здесь останавливаются маршрутки №м1 и №м16. В пешей доступности от «Гаража» и остановка «Парк Горького», через которую пролегают маршруты автобусов №Б и №т10.
Если вы отправляетесь в музей на автомобиле, стоит учесть, что возле главного здания парковочных мест нет, и идти от ближайшей парковки нужно будет также не менее десяти минут. По обе стороны от улицы Крымский Вал обустроены платные парковки. Вместимость стоянки, расположенной у арки главного входа в парк Горького составляет 180 автомобилей. На парковке через дорогу помещаются в два раза больше машин.