Достопримечательности Рима: рейтинг 25 лучших достопримечательностей, которые вы должны увидеть [+маршруты]
В Риме, где невероятно много интересных достопримечательностей, трудно понять, куда идти в первую очередь. В этом городе собралась история нескольких тысячелетий и увидеть всё за 1 или 2 раза просто невозможно.
Поэтому я составил для вас список из 25 главных достопримечательностей Рима с фото и описанием, чтобы вы выбрали, что будет особенно интересно именно вам. Рекомендую заранее составить план по посещению мест или взять один из моих готовых маршрутов, которые вы найдёте в конце статьи.
Совет: старайтесь чередовать достопримечательности, чтобы не посещать слишком много древних мест или церквей подряд. Также рекомендую чередовать серьезные и масштабные достопримечательности (как Колизей) с более простыми и туристическими (как Испанская лестница).
А для тех, кто хочет узнать Рим еще лучше, рекомендуем наши:
1. Колизей
Колизей – это самая известная достопримечательность Рима и всей Италии. Можно считать, что вы не увидели Рим, если вы хотя бы мельком не взглянули на Колизей.
Колизей является одним из 7 Новых Чудес Света и это самый большой амфитеатр в мире: изначально он мог вместить 50 000 человек (вполне небольшой город), но самое интересное, что заполнить Колизей вся публика могла за 15 минут и покинуть за 5.
Также здесь использовалось много архитектурных и инженерных решений впервые в мире (он был построен в 72 году н.э., почти 2000 лет назад), что делает Колизей уникальным.
- Добраться можно на метро по линии В. Ближайшая остановка — Colloseo.
- Режим работы: с 8:30 утра до предзакатного часа.
- Вход: платный. Билеты можно забронировать на онлайн. По билету можно пройти ещё в Палатин и Римский Форум. Проверить наличие билетов ←
Узнать больше о Колизее и почему он разрушен вы можете в отдельной статье:
2. Ватикан
Ватикан – это самое маленькое государство в мире (0,45 км²), которое находится прямо на территории Рима, здесь выдают свои паспорта, есть небольшая армия и почта, откуда можно отправить письмо с необычным адресом отправления.
Но интересен он не только из-за этого. Ватикан является сердцем самой многочисленной религии в мире – католичества. Это святое место для почти 1,5 млрд католиков.
Также Ватикан интересен не только для паломников, но и для простых туристов, потому что здесь находится 3 потрясающие достопримечательности: Собор Святого Петра, музеи Ватикана и Сикстинская капелла. О них мы поговорим ниже.
Среди прочих достопримечательностей города, это место сильно отличается и не похоже на на остальной Рим. Если у вас есть время, то рекомендую запланировать целый день на осмотр Ватикана.
Внимание! На территории Ватикана действует дресс-код, поэтому вас могут не пустить в майке и коротких шортах.
- Добраться можно на метро по линии А. Остановка Ottaviano или Cipro, обе удалены от Ватикана на равном расстоянии.
- Вход в музеи Ватикана: платный. Билеты можно забронировать на онлайн.
3. Собор Святого Петра
Главная достопримечательность Ватикана – собор Святого Петра, названный в честь Апостола Петра, который был казнён именно здесь. Этот храм один из главнейших в католичестве и во всем христианстве. Над его созданием трудились лучшие мастера того времени: Микеланджело, Бернини, Рафаэль, Браманте и многие другие.
Это гигантское сооружение имеет 140 метров в высоту и вмещает до 60 000 человек, что делает её одной из самых больших церквей в мире.
- Добраться можно на метро по линии А. Остановка Ottaviano или Cipro.
- Вход: бесплатный. Но, чтобы подняться на купол собора, нужно будет приобрести билет. Стоимость билета, если идти полностью пешком (550 ступеней) — 8 евро, на лифте и пешком (320 степеней) — 10 евро.
- Режим работы: с 8:00 до 19:00 в летний период и до 18:00 зимой
4. Музеи Ватикана
Музеи Ватикана являются 5-ми музеями в мире по посещаемости и их популярность говорит насколько много интересного здесь находится. Музеи были основаны ещё в 1506 году и на протяжении 5 веков коллекция пополнялась произведениями искусства.
Здесь вы найдёте 7 км залов с самыми разными экспонатами: от древних скульптур и египетских мумий до картин всех эпох.
Вы вряд ли успеете осмотреть всё, даже если вы придёте к самому открытию и уйдёте к закрытию. Поэтому рекомендую акцентировать внимание на самых главных экспонатах, а чтобы узнать где и что находиться — возьмите аудиогид или закажите индивидуальную экскурсию.
- Добраться можно на метро, линия А, остановка Ottaviano или Cipro.
- Режим работы: понедельник-суббота — 09:00-18:00 (кассы до 16:00)
- Вход: платный. Забронировать билеты можно онлайн; дети до 6 лет — бесплатно. Проверить наличие билетов ←
Самостоятельно понять сокровища музеев Ватикана невозможно, поэтому записывайтесь на нашу экскурсию.
5. Сикстинская капелла
Сикстинская капелла – это главная жемчужина музеев Ватикана, которая знаменита на весь мир великолепной фреской Микеланджело «Сотворение Адама»
Многие путешественники посещают музеи только ради этого шедевра, но рекомендую осмотреть и другие фрески. Например, на одной из стен капеллы можно увидеть другую работу Микеланджело «Страшный суд», которая является не менее впечатляющей.
- Добраться можно на метро по линии А. Остановка Ottaviano или Cipro.
- Режим работы: понедельник-суббота — 09:00-18:00 (кассы до 16:00)
- Вход: платный. Сикстинская капелла входит в комплекс музеев Ватикана. Проверить наличие билетов ←
6. Фонтан Треви
Фонтан Треви является, пожалуй, самым известным фонтаном в мире. На самом деле его сложно назвать фонтаном в привычном нам значении, потому что это целый архитектурный комплекс, состоящий из дворца позади и непосредственно самого фонтана со скульптурами.
Треви является также самым большим фонтаном в Риме: его высота достигает 26 метров, а ширина — 50 м. Строили его ровно 30 лет — с 1732 по 1762 год.
С этим фонтаном связана традиция — бросить монетку, чтобы вновь вернуться в Рим. Традиция стала настолько популярной, что ежедневно сюда бросают около 3 000 евро, это больше 1 000 000 евро в год. Поэтому власти города выделили специальных людей, которые каждое утро килограммами собирают монеты со дна.
Но не пытайтесь выловить монетки, потому что за это предусмотрен солидный штраф!
- Добраться можно на метро по линии А, остановка Spagna или Barberini
- Фонтан находится на улице, поэтому посмотреть его можно бесплатно.
7. Пантеон
Пантеон – один из самых древних храмов в мире, сохранившихся почти в первозданном виде и работающих до сих пор. Он был построен почти 2000 лет назад как языческий храм всех римских богов, сейчас же Пантеон является католической церковью и здесь можно даже сыграть свадьбу.
Создавался Пантеон примерно в то же время, что и Колизей, и гениальности здесь ничуть не меньше, зато сохранился Пантеон куда лучше главной достопримечательности Рима. Поэтому особенно рекомендую к посещению.
Главная особенность Пантеона – это огромный неармированный бетонный купол, до 15 века он был самым большим в мире. Высота купола точно равна его длине — 43 метра, что визуально создаёт идеальный шар внутри.
Создать такой огромный идеальный купол в то время было просто гениальным инженерным решением, даже сейчас создать что-то подобное без стержней арматуры внутри задача не из лёгких.
Также в самом центре купола есть отверстие диаметром 9 метров, которое олицетворяет глаз Бога, следящего за посетителями храма. Это отверстие является единственным источником света, но при этом внутри храма очень светло.
- Вход: бесплатно.
- Добраться можно на метро по линии А, остановка Barberini
- Режим работы: понедельник-суббота — 09:30-19:30, воскресенье — 09:00-18:00
8. Испанская лестница
Это самая знаменитая лестница в Риме, которая имеет очень интересную предысторию создания. Дело в том, что 18 веке между Францией и Испанией были довольно натянутые отношения и французский дипломат в качестве доброго жеста решил построить лестницу между Испанской площадью, где находилось посольство Испании, и французской церковью Тринита-дей-Монти (на фото она видна вверху лестницы).
Было потрачено очень много денег на строительство, но в конце получилось действительно красивая лестница, которая стала лучшей в городе. На вершине находится смотровая площадка, где вы можете насладиться отличным видом на весь Рим.
Также Испанская лестница прославилась благодаря кинематографу, например, в фильме «Римские каникулы» с Одри Хепберн, где главные герои кушали мороженое на этих ступеньках.
Здесь всегда много людей, поэтому если вы хотите побыть одному и пофотографироваться, когда безлюдно, тогда нужно приходить рано утром к 6:30.
- Добраться можно на метро по линии А, остановка Spagna.
9. Капитолийские музеи
Капитолийские музеи – это старейшие публичные музеи в мире, в них собраны коллекции из позолоченных бронзовых статуй Античности, картины Рубенса, Тициана, Караваджо и многие другие шедевры искусства.
Площадь перед музеями спроектирована Микеланджело, в центре которой находится римский император Марк Аврелий, считающийся одним из «хороших императоров» и сделавший много полезных дел для Римской империи.
Самый знаменитый экспонат музеев — Капитолийская волчица, вскормившая основателей города Ромула и Рема.
- Добраться можно на метро по линии В, остановка Colloseo
- Прогуляться по площади можно бесплатно, а чтобы зайти в музеи необходимо приобрести билет
- Вход платный: билеты рекомендую бронировать заранее онлайн. Проверить наличие билетов ←
- Режим работы: вторник-воскресенье — 09:30-19:30
10. Римский форум
Римский форум – это огромная площадь с руинами Древнего Рима. В своё время именно здесь находилось политическое сердце империи, тут решали дальнейшую судьбу государства и его граждан.
На территории в 500 м² частично сохранились десятки построек того времени.
Чтобы было более интересно осматривать Римский форум, рекомендую взять аудиогид или экскурсовода. Но даже если не планируете брать, то можете просто прогуляться по этим древним руинам. Тем более если будете в Колизее, потому что Римский форум входит в стоимость билета.
- Добраться можно на метро по линии В. Ближайшая остановка — Colloseo.
- Режим работы: с 8:30 утра до предзакатного часа.
- Билеты: вход платный. Билеты можно забронировать на онлайн. По билету можно пройти ещё в Палатин и Римский Форум. Проверить наличие билетов ←. По нему можно пройти ещё в Колизей и Палатин.
Как увидеть и понять Рим?
Конечно, можно самостоятельно изучать город и строить свой маршрут, но чтобы по-настоящему понять город, лучше заказать индивидуального гида, который сможет погрузить вас в историю и атмосферу, а также открыть интересные факты и места которых вы не найдете в туристических списках. Мы собрали потрясающую команду, поэтому смело выбирайте наши:
Развалины в риме как называются
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Рим-бесценные развалины (часть первая)
Совсем не хочу грузить вас историческими моментами о бытие Рима, все это писано переписано. Расскажу о впечатлениях ну и возможно пара интересных фактов о городе. Рим очень фотогиеничный, почти круглый год солнце светит ярким фонарем, а пространства столько, что любую постройку можно уместить в штатный объектив.
Капитолийский холм.
3.
Впечатление что город слеплен из камня. Скульптуры повсюду, древние обелиски во славу имперских побед, особенно завораживают фонтаны. Площадь Навона с творениями Бернини. В ХVII веке на Пьяйца Навона в фонтанах затыкали сливные отверстия. площадь заливало водой и устраивались водные процедуры и игрища знати.
4.
Фонтан Нептуна
5.
Фонтан четырех рек
6.
Фонтан символизирует главные реки четырех частей мира Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату. В центре высится обелиск изготовленный в Египте в первом столетии н.э.
8.
На площади масса кафешек художников и жуликов. Воришки в Риме во всех массовых местах. Цыгане просто атакуют. При мне русская женщина за руку поймала цыганку, которая шарудила в ее кармане возле Колизея. На что цыганка спокойно на русском языке сказала ничего не докажешь лучше отпусти.
9.
Если от площади немного пройти в глубь кварталов то попадем к Пантеону античному храму всех богов. Пантеон одно из немногих сооружений древнего Рима, которое сохранилось в первозданном виде. Построенный храм во втором веке н.э. удивляет своим рамахом и сегодня. На фронтоне надпись Марк Агриппа воздвиг это.
10.
Изобретенный римлянами бетон бадяжить в те времена еще не научились, поэтому конструкция выглядит монолитно
11.
В куполе храма для вентиляции и освещения предусмотренно отверстие девяти метров в диаметре, такая конструкция купола до сих пор сбивает с толку ученых, для которых и сейчас остается загадкой как римские зодчие расчитывали эту конструкцию.
12.
Великий живописец Рафаэль Санти мечтал быть погребенным под сводом Пантеона. Его мечта осуществилась. Также здесь покоятся некоторые короли Италии.
Неподалеку от Пантеона на Пьяцца Минерва стоит монумент слону руки Бернини.
13.
Поскольку Бернини слона никогда не видел, и творил полагаясь на мнения людей, местные жители нашли в скульптуре сходство с поросенком, так оно и прижилось. На спине слон-порося несет египетский (6 век до н.э.) обелиск — один из трофеев Цезаря после завоевания Египта.
14.
Есть в Риме и относительно новые постройки. Витториано монумент построен в ХХ веке в честь первого короля Италии. Итальянцы любят давать всему построенному прозвища. Витториано в народе называют пишущей машинкой.
15.
Дворец Венеции и балкон с которого множество раз выступал диктатор Бенито Муссолини. Кстати авторство термина "фашизм" приписывают именно Муссолини.
17.
Говорят в Риме большая проблема со строительством, особенно подземным. Как только строители вгоняют первый ковш в почву, натыкаются на руины древнего Рима и начинается долгая эпопея с раскопками, разрешениями и т.д.
Форум императора Августа с останками храма в честь Марса
18.
19.
20.
Рынок Траяна по сути торговый центр нашего времени в первом веке. Пять этажей, огромное количество лавок и харчевен. Не хватает только кинотеатра.
21.
Застекленные окна это квартиры. Вот так совершенно нормально римляне уживаются рядом с туристическим центром
26.
Римский форум-центр древнего Рима
27.
Форум вырос на месте бывших болот. Мощная дренажная система, возведенная на этих местах, позволила отстроить центр политической и религиозной жизни империи.
31.
Впоследствии варварами практически все было разрушено
33.
Первое что мы видим на римских открытках-это колизей или амфитеатр Флавиев. Грандиозный стадиончик конечно. Здесь самая большая концетрация цыган туристов полиции бродяг и все это кишит в едином котле.
34.
Именно тут шуровала цыганка в чужой сумке.
35.
/>
Колизей признан одним из чудес света. Строили его рабы, работы велись и днем и ночью. Строили его на месте преднамеренно осушенного озера. Амфитеатр стоит на 13-ти метровом бетонном фундаменте. До 405 года гладиаторы резали друг друга на этой арене а дикие животные до смерти рвали людей.
36.
Рабы постарались на славу. Арена была построена всего за 9 лет. За годы использования колизея здесь погибло до полумиллиона человек и в два раза больше зверей. Есть интересная традиция, ночью колизей подсвечивают белым светом, но если где то в мире оправдывают человека приговоренного к смерти, то подсветку менят на желтую.
37.
Рядом с колизеем стоит самая древняя сохранившаяся триумфальная арка Константина. Причем арку соорудили в честь победы в гражданской войне.
39.
Если Рим утомил своей жарой можно перекусить апельсином, они здесь растут на каждом углу. Говорят кислее лимонов.
40.
Или отдохнуть на испанской лестнице. Тем более снизу лестницы замечательный фонтан Боркачча. Затопленная лодка, вода в фонтат подается из античного аквидука Аква Вирго. Аквидуку более двух тысяч лет и он до сих пор прекрасно функционирует.
41.
Улочки Рима грязные потертые, но сколько в них атмосферы.
42.
Рим очень насыщенный, колоритный, улицы разные и это притягивает.
46.
Гуляя по Риму обязательно стоит войти даже в самую не приметную с виду церковь. Каждый храм внутри произведение искусства. Всегда думал что католические костелы темные сухие и мрачные за редким исключением. Рим перевернул мои взгляды и об этом я уже расскажу в следующем посте.
47.
Римский Колизей — Гигант из прошлого
Древний театр называют “Гербом Рима” вполне заслужено — несмотря на длительные разрушения и вандализм, которому подвергся исторический памятник, он по-прежнему производит неизгладимое впечатление на тех, кто впервые имеет счастье лицезреть Колизей. Самая известная в мире развалина, фирменный знак античного Рима, Колизей, возможно, никогда бы не был построен, не реши Веспасиан изничтожать следы правления своего предшественника Нерона. В рамках этой программы на месте пруда с лебедями, украшавшего Золотой дворец, возвели грандиозный амфитеатр на 70 000 зрителей — самый большой цирк Империи.
Игры в честь его открытия (в 80 году н.э.) продолжались безостановочно 100 дней; за это время друг друга растерзали и перерезали 2 000 гладиаторов и 5 000 диких зверей. Правда, память об императоре-поджигателе оказалось не так просто вытравить: официально новая арена именовалась амфитеатром Флавиев, однако в истории она осталась как Колизей — название, судя по всему, отсылающее не к ее собственным габаритам, а к колоссальной (35 м в высоту) статуе Нерона в виде бога Солнца.
«…Он стоял, словно древний Бог, озаренный лучами восходящего солнца, его поза выражала готовность к любому исходу битвы: юноша без колебаний мог пронзить врага насквозь или сам пасть от смертельной раны. Напряженное молчание длилось несколько секунд, а потом арена взорвалась улюлюканьем и криками. Зрители жаждали крови — 50000 зевак собрались этим утром, чтобы увидеть гладиаторские бои — жестокие бескомпромиссные сражения. Колизей сегодня снова станет алтарем для варварских жертвоприношений… И так будет всегда…»
Колизей — выдающийся памятник архитектуры Древнего Рима, самый крупный амфитеатр античного мира, символ величия и могущества императорского Рима.
Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения.
Вопреки устоявшемуся мнению, что в Колизее казнили христиан, последние исследования указывают на то, что это был миф, созданный католической церковью в последующие годы. При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера.
В 248 году император Филипп ещё праздновал в Колизее с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.
Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии, Павел III — паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.
Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV. Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.
Нынешний вид амфитеатра — почти торжество минимализма: строгий эллипс, выполненные в трех ордерах три яруса, точно просчитанной формы арки. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя до 87000 зрителей. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров. Но надо понимать, что лаконичность — результат нескольких варварских нашествий, парочки землетрясений и многих веков узаконенного грабежа: до 1750 года, когда папа Бенедикт XIV повелел наконец прекратить безобразие, Колизей замещал римлянам каменоломню; из его мраморных плит и травертиновых блоков построена добрая часть городских шедевров. Изначально же к каждой арке прилагалось по статуе, а гигантский проем между стенами при помощи специального механизма затягивался холстом. Механизм этот был чрезвычайно сложен — для управления им нанимали отдельную команду моряков. Зато ни солнечный зной, ни дождь не становились помехой для увеселений.
Игры начинались рано утром парадом гладиаторов. Император с семейством смотрел на происходящее с первого ряда; рядом устраивались сенаторы, весталки, консулы и жрецы. Чуть подальше сидели аристократы и прочие важные граждане. Следующие ряды занимал средний класс; затем мраморные скамьи сменялись крытыми галереями с деревянными сиденьями. Самая верхняя предназначалась для плебса и женщин, следующая — для рабов и иностранцев.
Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич. Дыры, видимые сегодня в различных местах стен -это гнезда упомянутых связей, исчезнувших в Средние века — эпоху, в которую сталь очень ценилась и повсюду разыскивалось. С внешней стороны здание представляло три яруса арок. Между арками расположены полуколонны, в нижнем ярусе — тосканского, в среднем — ионического и в верхнем — коринфского стиля. Изображения Колизея на сохранившихся древних монетах свидетельствуют о том, что в пролетах арок среднего и верхнего ярусов стояло по статуе. Над верхним аркадным ярусом возвышается четвёртый более высокий этаж, представляющий сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами на компартименты и имевшую по четырёхугольному окну в середине каждого компартимента. На оконечностях большой и малой осей эллипса находились четыре главных входа в виде трёхарочных ворот. Двое из этих ворот были назначены для императора; остальные служили для торжественных шествий перед началом представлений, для впуска зверей и для ввоза необходимых машин.
Первым номером программы значились калеки и клоуны: эти тоже дрались, но не всерьез и без крови. Иногда появлялись и женщины — состязались в стрельбе из лука. И только затем наступал черед гладиаторов и зверей (которых для пущего эффекта катапультировали на арену из подвальных помещений). Бои бывали невероятно жестокие, но вот христиан, по последним данным, на арене Колизея никогда не терзали. Запрещать игры додумались только через 100 лет после официального признания христианства, а битвы диких зверей продолжались до VI века.
Дюжину веков спустя то, что от Колизея осталось, превратилось в любимую тему для меланхоличных раздумий и идиллических пейзажей. Залезть сюда ночью, при свете луны, почитал своим долгом каждый добросовестный путешественник. До недавнего времени можно было повторить опыт — но к 2000 году все дыры в ограде старательно заделали, и теперь внутрь пускают исключительно в установленные часы.
Желающие могут полазить по обломкам галерей и попытаться представить себе, как в коридорах, скрывавшихся под ареной, метались звери и готовились к бою гладиаторы.
За Колизеем располагается еще одно хрестоматийное сооружение арка Константина, последняя (и самая крупная) триумфальная арка в римской истории — через два года после ее возведения Константин окончательно переберется в Византию. Слава, правда, у нее не совсем заслуженная: большая часть барельефов в буквальном смысле содрана у предыдущих триумфаторов.
Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1,5 миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима.
«Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».
Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.
Развалины Вечного города
Я находилась всего второй день в Риме, но именно в этот день меня посетило странное чувство — чувство пресыщения. Но не спешите придавать этому слову негативную окраску. Вовсе нет! Знаете, как бывает, когда в художественной галерее начинает кружиться голова от несметного количества картин всевозможных художников разных эпох и стран? Вот примерно такое произошло со мной на второй день нашего пребывания в Риме. Голова начинала кружиться от обилия достопримечательностей на квадратный метр. Рим весь представляет собой гигантский музей под открытым небом, и экспозиции в этом музее отнюдь не разделены по эпохам, здесь все стоит вперемешку, а поэтому трудно сконцентрироваться на чем-то определенном и не растеряться в бесконечной череде архитектурных шедевров.
В качестве небольшого лирического отступления хочу дать небольшой совет тем, кто еще только собирается посетить Вечный город. Небольшая бутылочка воды в Риме стоит как минимум 1 евро, а в туристических местах и того дороже. Но чтобы вас это не расстраивало, обратите внимание на краны с прекрасной водой, которые разбросаны по всему Риму! Вода в них очень даже вкусная и чистая! А главное — холодная! И эти краны стоят в Риме буквально на каждом шагу. Как оказалось, они есть и в других итальянских городах — в Венеции, например, но в Риме их действительно много!
Ну а теперь расскажу немного об императорских форумах. Их, как я уже писала, мы посетили по общему билету, купленному при посещении Колизея. Билет этот действует двое суток, поэтому осмотр Колизея и осмотр римских форумов мы разделили на два дня, потому что осмотреть две такие глобальные достопримечательности за один день практически невозможно, ну или возможно, но галопом, а это не столь интересно.
Римский форум — своеобразный город в городе, а если быть точнее, то это Древний Рим, расположенный в самом сердце Рима современного. Римский форум расположен среди трех холмов — Палатин, Капитолий и Эсквилин. Прогуливаясь по Римскому форуму, можно изучать историю Древнего Рима наглядно и непринужденно. Здесь столько всего — и всевозможные полуразрушенные храмы и их руины, и невероятной красоты арки, разнообразные базилики и колонны. Прогулка по Римскому форуму займет как минимум полдня или целый день. Однако здесь, в приятной прохладе древних пиний, вы забудете о том, что за полуразрушенными стенами осталась привычная современному мегаполису суета и спешка.
А с холмов открываются чудесные виды не только на развалины Римского форума, но и на ближайшие окрестности Рима. Виден и Колизей, причем виден отлично!
Ну и как я уже говорила, современное искусство здесь тесно соседствует с древним. Как говорится, все смешалось в доме Облонских, так и в Риме все смешалось – стили, эпохи, культуры.
После римских развалил было приятно вернуться к жизни современной и прогуляться по широкой и просторной Виа дель Корсо, неторопливо перебирая ногами в сторону фонтана Треви. Мы наивно полагали, что сможем отдохнуть у этого замечательного фонтана. Помните, я рассказывала про кубок UEFA? Так вот в тот день у фонтана Треви барселонские болельщики сходили с ума и сводили с ума оказавшихся поблизости туристов 🙂
Отдохнуть у фонтана Треви не удалось, поэтому мы решили быстренько оттуда сбежать и отдохнуть на Испанской лестнице – любимом месте отдыха большинства туристов, приезжающих в Рим. Ага, как же! Размечтались наивные! Возможно ли такое, чтобы испанские футбольные болельщики прошли мимо своей любимой Испанской лестницы? Они были и здесь! И здесь их было даже больше, чем у фонтана Треви. Победные возгласы громогласно сыпались со всех сторон.
Город сдался экстазу испанских болельщиков, и тишины в нем в тот день не наблюдалось. А нам так хотелось найти уголок спокойствия, в котором можно было бы отдохнуть после утомительных прогулок под палящим итальянским солнцем по развалинам Древнего Рима! Недолго думая, мы нашли выход и сбежали от шума и суеты к морю, в небольшой городок Лидо ди Остия, что находится всего в получасах езды от Рима, но об этом я расскажу в следующих выпусках! 🙂