Scream school геймдизайн как поступить
Школа игровой разработки, одна из школ университета креативных индустрий Universal University.
Центр дизайна Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 4
About
Platform
Дайджест Скоро увидимся
Разыгрываем место на интенсив “Нарративный дизайн”
Правила просты: вам нужно выбрать одно из трёх сочетаний “нарративных кубиков” и написать небольшой игровой концепт (не больше страницы А4), где каждый из этих кубиков будет участвовать в игровом процессе.
Совершенно не страшно, если концепт получится простым. Сейчас важно другое – умение работать в заведомо невыгодных условиях.
Искать нарративные и оставлять ответы можно и нужно в этой форме.
Да прибудет с вами сила!
День открытых дверей Universal University пройдет 1 июля
Главная тема дня — программы бакалавриата.
Нас ждет:
Презентация университета
✨Презентация программ бакалавриата: содержание, процесс поступления в этом году
Общение с преподавателями и студентами
Ярмарка факультетов и экскурсии по кампусу
Будем вас ждать, как всегда, в Центре дизайна ARTPLAY.
Регистрация на сайте — тык
Чтобы все были на одной странице
Денис Ручкин — выпускник программы «Геймдизайн» 2019 года. Он устроился на работу раньше, чем защитил свой диплом, а сейчас уже как senior гейм-дизайнер руководит своей командой. Побеседовали с ним о том, каких кандидатов работодатели готовы брать, а каких нет; зачем нужны геймджемы и где можно черпать вдохновение для проектов.
Бакалавриат глазами студентов
Все экзамены сданы, а значит можно уже присматриваться к университетам более пристально.
24 июня встречаемся со студентами и кураторами программ бакалавриата Scream School и Московской школы кино. Звучит серьезно?
На этой встрече студенты будут главными спикерами, потому что только они могут рассказать все от первого лица. А именно:
— Как проходят вступительные испытания,
— Как подготовить портфолио для поступления,
— О своем опыте обучения и работе над проектами,
— О прикладных навыках, полученных в стенах университета,
— Почему для работы в индустрии развлечений важны знания о смежных направлениях.
Кураторы тоже будут участвовать в дискуссии и освещать эти вопросы со своей стороны.
24 июня, 15:00
Центр дизайна Artplay
Регистрация
Весенний GAME DAY в Скриме: как это было?
✔ 11 лекций в 3 треках Industry, Art, Education. Как нанимают за границей? Что выбрать: инхаус или аутсорс? Инди-маркетинг, стажировки, работа по контракту и еще много всего полезного.
✔ Неформальное общение с экспертами из индустрии (Black Caviar Games, WN Talents in Games, 1C Games Studios и др.).
✔ И, конечно, плейтесты! Возможность поиграть в проекты наших студентов и выпускников.
Смотрите записи лекций и ищите себя на фото тут
Во что играть, чтобы разобраться в настолках?
Три совета от Юрия Некрасова, куратора интенсива «Игровое мышление».
1️⃣ Выбирайте максимально разные игры.
2️⃣ Начните с «немецкой школы» — это даст вам базу «еврогеймов».
3️⃣ Если ищите что-то более адреналиновое, стильное, угарное — ныряйте в «америтреш».
Настолки — действенное средство развития игрового мышления. И приятное!
21 июня – старт приема документов на бакалавриат
это уже завтра
Когда? Куда? Зачем и почему? – Все самое важное о поступлении положили на эту страницу
Scream school геймдизайн как поступить
Этот этап пройден успешно. Теперь вы в числе абитуриентов Scream School!
До собеседования мы просим абитуриентов прислать:
1. Мотивационное письмо
2. Резюме
3. Портфолио с вашими проектами, связанными с играми
Мотивационное письмо и портфолио предоставляются в онлайн-формате не позднее, чем за два дня до проведения собеседования.
Собеседования будут проходить:
13 июля
27 июля
10 августа
Online
с 19:00
- прототипы, уровни или игры, собранные в игровых движках или настольные игры;
- дизайн- и концепт-документы для придуманных вами игр;
- модификации для уже существующих игр или собранные для них уровни.
- 3D-модели, созданные в любых редакторах;
- любые другие проекты, связанные с играми (например, обзоры или аналитические статьи).
- немного рассказать о себе и своем бэкграунде, своем опыте в качестве игрока (можно указать, какие игры нравятся и в создании каких игр хотелось бы принять участие);
- указать, какими навыками и софтом, которые могут быть полезны геймдизайнеру, вы владеете;
- рассказать, почему заинтересовались игровой разработкой;
- поделиться своими ожиданиями от программы «Современный геймдизайн», целях и задачах, которые хотите реализовать во время обучения.
- предыдущее образование;
- опыт работы (при наличии);
- каким софтом вы владеете (включая платформы для организации командной работы и прочие приложения);
- владение языками программирования;
- прочие навыки и компетенции.
Чтобы принять участие в собеседовании 27 июля, до 25 июля (включительно) вам нужно прислать ваше резюме, портфолио и мотивационное письмо, загрузив по ссылке: https://forms.gle/6p1kfqrh9PPa4zNp6
Собеседование — встреча с куратором программы и другими представителями Scream School и МФТИ для просмотра ваших работ и открытого диалога по возможным перспективам в профессии. На собеседовании обращается особенное внимание на мотивацию к поступлению и соответствие программы обучения ожиданиям абитуриента.
Собеседование длится около 20 минут.
1. Какие вы знаете жанры игр? Что различает их?
2. Какие вы знаете платформы игр? Какие особенности свойственны играм, сделанным на разных платформах?
3. Какие специальности у людей в команде, разрабатывающей игры? Опишите сферы ответственности, роли, и навыки, необходимые в разработке игр.
4. Что такое монетизация? Какие вы знаете модели монетизации?
5. Что такое концепт (концепт-документ)? Что в нём описывается и как?
6. Что такое дизайн-документ? Что в нём описывается и как?
7. Что такое игровой баланс? В чем его задачи? Приведите пример из игр, в которые вы играли.
8. Что такое сеттинг? Как он описывается? приведите примеры известных вам сеттингов и опишите один из них.
9. Что такое игровая механика? Опишите пример из хорошо знакомой вам игры.
10. Какими разными задачами занимается гейм-дизайнер? Приведите примеры с описанием необходимых навыков и обязанностей.
В течение 2-5 рабочих дней мы направим вам результаты вступительных испытаний: оценку и информацию о том, рекомендованы ли вы к зачислению на программу «Современный геймдизайн».
Оценка, полученная вами по итогам собеседования, будет выставлена вам автоматически как оценка за экзамен по дисциплине «Геймдизайн» в МФТИ.
Собеседования будут проходить:
13 июля
27 июля
10 августа
Online
с 19:00
! Обратите внимание: мы можете подавать документы в МФТИ, не дожидаясь собеседования и результатов. Главное — подать заявление в МФТИ ДО 19 августа . Это последний день приема заявлений на платные места.
В Приемной комиссии МФТИ вам необходимо:
1. Подать заявление на участие в конкурсе (это можно сделать онлайн, главное — выбрать нашу конкурсную группу «Современный геймдизайн» на ФПМИ);
2. Убедиться, что вам выставлена оценка за экзамен по геймдизайну в Личном кабинете абитуриента магистратуры, также можно будет проверить в списке на сайте ПК магистратуры МФТИ;
3. Заключить договор на обучение с МФТИ;
4. Оплатить обучение.
5. Увидеть себя в приказах о зачислении и приступить к учебе в сентябре.
Оплата обучения:
Стоимость обучения — 490 000 рублей в год.
Бюджетные/грантовые места на программе не предусмотрены.
Оплата осуществляется в МФТИ, поэтому более детальную информацию лучше всего уточнять в Приемной комиссии МФТИ.
Доступен образовательный кредит с господдержкой от Сбера.
Общежитие предоставляется от МФТИ всем студентам, которые при подаче заявления делают отметку о том, что нуждаются в общежитии.
У Физтеха есть несколько общежитий, большинство из них — в Долгопрудном, но есть и те, что располагаются в Москве.
Студентам предоставляется отсрочка от армии и другие льготы, полагающиеся студентам очных программ из Москвы и Московской области.
Занятия проходят как на кампусе Scream School в Москве (Центр дизайна Artplay, ст. метро Курская), так и на территории Физтеха в Долгопрудном. Часть занятий проходит online.
Форма обучения — очная, но занятия в Scream School проходят с 19:00 до 22:00 по будням и в выходные дни, занятия в МФТИ могут в том числе проводиться и в дневное время. Пожалуйста, учитывайте это, если планируете совмещать обучение в магистратуре с работой.
Программа бакалавриата
Мы знаем, как заниматься творчеством профессионально. В Universal University входят десять школ креативных индустрий, в каждой — десятки специализаций.
Мы берем все лучшее, что есть в креативных индустриях Великобритании, США, Европы и Азии, и привносим это в свои программы с учетом российской специфики.
Прямо сейчас самые успешные и востребованные проекты — те, которые лежат на пересечении нескольких направлений. Архитектура объединяется с музыкой, кино.
Наша сила — наша ресурсная база. Мы вкладываем много усилий в то, чтобы студенты работали на самом современном и актуальном оборудовании.
Мы прикладной университет. Это значит, что мы делаем из студентов компетентных профессионалов.
Universal University — независимый университет, который ставит интересы студента на первое место. Мы пропагандируем студентоцентричный подход.
Мы знаем, как заниматься творчеством профессионально. В Universal University входят десять школ креативных индустрий, в каждой — десятки специализаций.
Наши образовательные программы учат не только тому, как работать с идеями и сделать свои проекты известными, но и как к этим идеям прийти и с чего начать.
На программах высшего образования мы берем лучшее из британской системы образования и российского фундаментального подхода, обучая студентов в уникальном гибридном формате.
Universal University раскрывает творческий потенциал студента до максимума — и учит двигаться дальше самостоятельно.
Мы берем все лучшее, что есть в креативных индустриях Великобритании, США, Европы и Азии, и привносим это в свои программы с учетом российской специфики.
Например, мы использовали опыт таких университетов, как UCLA, UC Berkeley, University of Southern California. Все знания — из философии, литературы, искусства, музыки, — которые получает студент, он применяет в проектах и формирует свой уникальный голос.
Мы не только даем студенту новые смыслы — мы учим с ними работать профессионально. Благодаря этому подходу выпускник может сделать быстрый карьерный взлет в России и становится востребованным на зарубежном рынке с сильным международным портфолио.
Прямо сейчас самые успешные и востребованные проекты — те, которые лежат на пересечении нескольких направлений. Архитектура объединяется с музыкой, кино с видеоиграми, высокая кухня с дизайном.
Мы создаем стимулирующую среду для студенческого сотрудничества и учим правильно объединяться. Лучшие специалисты больше не живут только внутри своей индустрии.
Наша сила — наша ресурсная база. Мы вкладываем много усилий в то, чтобы студенты работали на самом современном и актуальном оборудовании. На таком же, на каком они будут работать в лучших мировых компаниях.
Мы взращиваем конкурентоспособных специалистов, которые владеют не только знаниями, но и актуальными навыками. У каждого студента есть доступ к регулярно обновляемому софту, которым можно пользоваться не только на занятиях, но и при самостоятельной работе.
Мы прикладной университет. Это значит, что мы делаем из студентов компетентных профессионалов.
Каждый год Universal University выясняет, как изменился рынок в каждой креативной индустрии, и создает коллаборации с известными компаниями, чтобы выявить их потребности.
В 2021 и 2022 году университет сотрудничал с Hugo, Levi’s Music Project, Adam Audio, AliExpress, Cartier, My.Games (VK), Segezha Group, VELUX, Aledo, а также с Музеем Москвы, Библиотекой им. Некрасова и Фондом Фридриха Эберта.
Описание курсов и модулей
Для выбора индустрии студенты Scream School и Московской школы кино обучаются совместно на программе Foundation Animation, Film and Games, где получают знания о создании эмоционального опыта через визуальные образы, звук, сюжет и игровые механики, а также через ряд творческих проб выбирают наиболее интересную для них креативную индустрию.
Курс построен так, чтобы вы смогли познакомиться с пайплайнами (процессами разработки проекта) в каждой индустрии, узнали основные специальности внутри, а также попробовали себя в разных ролях, изучили разный софт и смогли принять осознанное решение о дальнейшем образовательном и карьерном треке.
Программа реализуется академическим составом двух школ, входящих в состав Universal University: школа игровой разработки Scream School и Московская школа кино.
После окончания 1 курса студенты могут выбрать наиболее интересное для себя направление развития.
Scream School, отзыв, или Как потерять 129 977 рублей за 2 месяца и не научиться моделированию
Хочу рассказать тебе удивительную историю о том, как я начал свой путь освоения компьютерной графики. Вообще я сторонник идеи самообразования, поскольку в наши дни только ленивый не в состоянии научиться всему сам — ведь все необходимые для этого знания спокойно ждут любопытных пользователей в сети. Я убедился в этом еще сильнее, когда с помощью такого подхода нашел себе работу UX/UI дизайнером, кем и работаю в настоящий момент. Но интерфейсы вдохновляют меня отнюдь не так сильно, как удивительной красоты вещи, которые день за днем создают художники компьютерной графики по всему миру — и я твердо для себя решил, что должен стать одним из них, вопреки всем былым предрассудкам, которые раньше отделяли меня от мира CG.
Осознавая важность нового начала в контексте своего жизненного пути, я подверг сомнению былую позицию самообразования и решил, что в этот раз должен подойти к делу со всей серьезностью: не в одиночку, а в команде авторитетных учителей с большим опытом. И я принялся искать себе школу, обнаружив весьма яркого претендента — школу компьютерных технологий Scream School в Москве.
Я подробно изучил их сайт. Школа предоставляет очень плотный график учебы, до трех дней в будни и один полный выходной, а среди преподавателей были люди, которые действительно работают в киноиндустрии, что очень меня воодушевило, потому что именно это я и искал. Плюс ко всему, недавно мы с женой перебрались в Подмосковье, так что представилась возможность ездить на оффлайн-занятия, и я подумал: да, это оно.
Школа компьютерной графики Scream School является самой дорогостоящей на российском рынке подобных услуг, что тоже подсознательно внушило мне некую уверенность, однако не без некоторых опасений: деньги на учебу я собирал всеми возможными средствами, вплоть до продажи своего мотоцикла. Четыре месяца здесь обойдутся искателю знаний в 165 000 ₽, а весь курс стоит 660 000 ₽. Казалось бы, в учреждении такого уровня должен быть соответствующий контроль качества, некий уникальный авторский подход в подготовке специалистов — так я думал три месяца назад, когда подписывал договор. Как бы ни было печально это осознавать, но авторитет школы практически сразу начал рушиться у меня на глазах. Как выразилась моя одногруппница: «Это самый настоящий паноптикум», — и сейчас я постараюсь подробно вам объяснить, почему она права.
Перед вами правдивый отзыв об учебе в школе компьютерных технологий Scream School в Москве, по специальности 3D Дженералист, в 2019 году.
Рассказ будет весьма долгим и увлекательным, поэтому, прежде чем продолжать, рекомендую вам заварить чайку, включить музыку и устроиться поудобнее — расскажу много пикантных подробностей, о которых большинство почему-то предпочитает молчать.
Я посещал занятия в течение двух месяцев и сделал ряд наблюдений, которые однозначно привели меня к выводу, что организация учебного процесса в Scream School, — ровно, как и его эффективность, — не способны выдержать никакой критики.
Итак, поехали, и обо всем по порядку.
Первые предпосылки считать, что стоимость учебы не соответствует ее качеству были еще в самом начале, когда обнаружилось отличие реального расписания от заявленного ранее на сайте и в рекламных буклетах. Там указано, что студентам предстояло:
Но за два месяца учебы ни разу у моей группы не было занятий в выходной день с 11:00 до 18:20, а весь первый месяц занятий по выходным не было вообще.
Только на второй месяц появилось одно-единственное занятие по воскресеньям — это был короткий курс «Концепт-арт окружения». На данном этапе студенты еще не освоили навыки рисования, однако базовый рисунок был предусмотрен программой, так что им лишь предстояло всему научиться. Тем не менее школа решила вместо базового рисунка сперва преподать сложный по структуре, концептуальный, чему все без исключения — и студенты, и даже сам преподаватель — были весьма удивлены. Ведь совершенно очевидно, что подобный материал без фундаментальных навыков будет усвоен неправильно.
Могу лишь предположить, что на фоне целого месяца пропуска занятий по выходным это недоразумение выглядит так, словно таким образом школа пытается организовать хотя бы что-нибудь. То же самое касается и «UV-развертки» занятие по которой было сразу на второй неделе учебы, когда студенты посетили всего два занятия по моделированию и не успели освоить даже начальные этапы драфта и сетки, которые по общепринятым в широкой практике этапам пайплайна предшествуют развертке. Таким образом «UV-развертку» кое-как подали в самом начале, но до ее применения на практике студентов отделяют еще несколько месяцев, ведь текстурирование, по словам самих преподавателей, было частью второго семестра.
Затем, в конце первого месяца, появляется предмет «Основы CG», и мне было очень интересно, о каких основах пойдет речь, потому что именно с основ я хотел начать грамотное и последовательное изучение компьютерной графики, опираясь на тот или иной материал. От простого к сложному, возможно, немного о природе компьютерной графики, что из чего происходит, почему и так далее.
На деле же мы получаем «Основы CG», где преподаватель — он же куратор всего курса — буквально вываливает на молодых студентов огромное содержимое шейдера Майи без каких-либо вступлений, без ясного плана занятия и без каких-либо обучающих материалов. В один момент он даже признался студентам, что растерян и не понимает, о чем дальше вести рассказ, чему я совершенно не удивился, поскольку в ситуации без четко подготовленной структуры занятия подобный казус является весьма предсказуемым.
Чтобы наглядно проиллюстрировать смятение среди студентов, вызванное таким подходом к организации учебного процесса, я хочу показать пару отрывков из общей беседы одногруппников в Телеграме спустя два месяца учебы, когда у меня и нескольких других терпение уже кончилось, а те, кто в силу каких-то причин уходить не хотел, готовили множество вопросов к администрации школы перед собранием, которое они сами же ей и назначили, так как продолжать учебу в таком беспорядке было довольно проблематично и надо было что-то срочно предпринимать.
Фактически, в этой ситуации студенты сами же пытаются разобраться, что им нужно для того, чтобы учиться, и надо сказать у них это неплохо получается — судя по всему, они понимают правильную последовательность освоения навыков даже лучше самой школы. А когда ученики понимают процесс лучше своего учителя, то для чего такие учителя вообще нужны? Лично мне это кажется тотальным недоразумением, тем более если принимать во внимание имидж школы и огромную стоимость ее услуг.
Как стало понятно по итогам того собрания — я на нем тоже присутствовал, — школа, деликатно выражаясь, таким образом «собирает фидбек» у студентов и идет им навстречу, хотя в действительности лишь пытается этим фидбеком залатать огромные дыры в организации своих процессов.
Идем дальше. На своем официальном сайте школа заявляет, что студенты учатся вовсе не на абстрактных заданиях, а на реальных практических задачах от студий:
А ниже, в разделе «Обучение», уверяет, что это касается всего курса, а не отдельного этапа:
Как и расписание, эта информация не соответствует действительности, поскольку в течение целых двух месяцев на занятиях не было ничего, кроме абстрактных заданий.
Я бы даже сказал, что формулировка «абстрактные задания», напротив, лучше всего характеризует учебный процесс, потому что, как вам уже известно, зачастую у студентов перед глазами нет ни общего плана программы, ни плана конкретного занятия, ни даже минимальных учебных материалов. К примеру, на моделировании все занятия были обособлены друг от друга, и единственная последовательность в освоении навыков от начала семестра к его завершению определялась самостоятельной подготовкой нескольких моделей, референсы для которых студенты выбирали из того, что есть в интернете. Никакие реальные практические задачи не упоминались даже отдаленно.
Раскроем же теперь подробнее тему главного предмета — «Моделирование».
Во-первых, занятия не имели между собой никакой внятной последовательности от начальных этапов к более сложным. Сформировалось ощущение, что предметы для моделирования были выбраны преподавателем случайно, а иногда мы сами выбирали объект моделирования в начале занятия. Никто не показывал начальный этап драфта, о котором я узнал впоследствии сам. То есть начальный этап работы с формой вообще был пропущен. Из-за чего у многих студентов, как и у меня, была масса проблем с нарушением пропорций в работе над первым домашним заданием.
И тогда я не придал этому значения, просто стараясь повторять за преподавателем на занятиях, а дома — пытаясь самостоятельно разобраться с домашним заданием.
Но буквально недавно, уже после ухода из школы, когда я начал сам активно искать информацию для дальнейшего обучения, я узнал, что существуют такие понятия как драфт, блокинг, детальный блокинг, работа с силуэтом и тому подобное. Качественная работа на этом этапе исключает проблемы нарушения пропорций. И, судя по всему, это настолько фундаментальный подход, что, осознав сейчас эту информацию и понимая, что в такой дорогостоящей школе на протяжении двух месяцев не сделали на этом никакой акцент, я просто не знаю что думать.
Во-вторых, в качестве вспомогательного теоретического материала за все два месяца мой преподаватель скинул в чат статью 2012 года, не имеющую никакого отношения ни к его преподавательской практике, ни к методике школы в целом. Он сослался на нее, как на достоверный источник информации, и открыто признался студентам, что самому давно пора бы написать нечто подобное, но ему лень.
Когда же я спросил у него какой-то и без того редкий вопрос по сетке просто потому, что мне важно знать, что и для чего я делаю, — он ответил, что в начале вообще не думал о теории, что все делается «по ощущениям».
Вероятно вы обратили внимание и на то, что он упоминает присланную мной ранее ссылку на один англоязычный сайт по топологии. Не стоит удивляться, что студент сам пытается найти материалы где-то на стороне. Что он сам присылает преподу ссылки на различные источники с комментарием вроде «Я тут нашел. Как думаешь, могу взять к изучению?» — это норма. Потому что своих материалов у школы нет ВООБЩЕ. Никаких. Абсолютно. Подробнее об этом чуть ниже.
Как следствие, разобраться в своих ощущениях в течении этих двух месяцев я не сумел, поскольку данный метод не содержит в себе никакой твердой теоретической базы, на основе которой я, как студент, мог бы построить тот или иной фундамент знаний.
В силу такого подхода мой преподаватель явно демонстрировал отсутствие глубокого понимания преподаваемого им предмета и полное отсутствие структурированного подхода к передаче знаний и, более того, невыполнение данных им обещаний, поскольку за те два месяца ни одна модель из тех, что он обещал закончить, так и не была загружена на сервер. Стоит ли говорить, насколько это непрофессионально для учителя или для эксперта в своей области?
Трудно представить, что учеба под началом такого преподавателя оценивается в 165 000 ₽ за 4 месяца, но это реальность — 165 000 ₽ за моделирование «по ощущениям».
Я уже давно нашел в сети статьи неленивых ребят, которые так подробно разобрали моделинг на последовательную структуру, как в школе при мне никто даже не попытался. Вдобавок они публикуют все в свободном доступе совершенно бесплатно. Контраст в подходе к обучению и реальной оценке своих услуг просто колоссальный. Я бы привел внушительный пример, но читатель непременно обвинит меня в рекламе, поэтому опустим.
Давайте же теперь более подробно раскроем тему учебных материалов — ведь это неотъемлемая и очень важная часть любого обучающего процесса.
Так вот, за два месяца учебы в школе Scream School по программе 3D Дженералист я не увидел НИ ОДНОГО учебно-методического пособия ни по одному предмету. Единственный материал, к которому у нас был доступ — презентации по «Концепт-арту Окружения», неуместную подачу которого я уже описал в начале статьи. На других дисциплинах, в том числе и на главном «Моделировании», не было ни статей в электронном формате, ни полиграфии — никакого осязаемого представления о том, чему намерен научить преподаватель в день того или иного занятия. Или где начинается путь студента, через что он проходит, и на каком этапе мы находимся в данный момент. Ни одного распечатанного листа или хотя бы ссылки на файл с кратким содержанием важной информации, целый океан которой надо освоить. Не говоря уже о банальной методичке, которая по сути является обязательной, ведь должен быть какой-то базовый теоретический стержень?
И тут мы плавно подходим к тому, что да, должен. И не только по соображениям здравого смысла, но и согласно пункту 2.1.8 нашего «Договора об оказании образовательных услуг», в котором школа обязуется: «Обеспечить Обучающегося (за плату и бесплатно) учебно-методическими пособиями и иными средствами обучения на период проведения обучения.»
При полном отсутствии учебно-методических пособий предусмотренных договором, прошу взглянуть на пример рекламной полиграфии, которая всегда в избытке лежит на стойке администрации и представляет собой материалы весьма высокого качества:
И работают эти красивые книжки на абитуриентов примерно так же, как фраза «Все обучение проходит на реальных практических задачах от студий», но по факту школа не тратит ни копейки на полиграфию, которая по-настоящему нужна.
Кстати, еще по поводу материалов. На третьем месяце у студентов на курсе начались занятия по ZBrush, и можно было бы в надежде на лучшее предположить, что там все изменится. Но буквально вчера я увидел, как в общем чате студентов появляется инфа о вышедшем недавно бесплатном курсе по основам ZBrush от другой школы:
А потом еще, но уже от других:
Что заставляет студентов Scream School делиться друг с другом ссылками на бесплатные курсы других школ? Отвечаю: полное отсутствие учебных материалов внутри своей. Лично мне как-то очень неловко — деньги-то люди платят огромные, но пользуются при этом чужими бесплатными курсами. Ситуация смешна до абсурда.
Идем дальше. Учебных пособий нет, статей и мини-курсов в интернете тоже нет, и кроме самих занятий остается еще один вид материалов, на основе которого студенты могут продолжить попытки учиться — это, конечно же, видеозаписи лекций. Как ни странно, тут на поверхность тоже всплывает каноничный пример безответственности, потому что абсолютно все видеозаписи у моей группы были с низким уровнем звука, требующим дополнительной обработки со стороны студентов. А после обработки звук был все равно едва различим, что превращало работу с трехчасовой записью в сущий кошмар. Более того, иногда звука на записи не было вообще. Сломался микрофон (было и такое), например, или забыли включить.
Попробуйте представить, как ощущает себя студент, который заплатив 165 000 ₽ за семестр, на протяжении двух месяцев:
— Уходит с занятий всегда с пустыми руками;
— Не имеет возможности регулярно получать нормальный видеоматериал;
— Пропускает порядка 34% обещанных занятий;
— И самостоятельно пытается отрывками от одного занятия к другому сложить общий пазл происходящего, так как никто и нигде не показывает последовательную структуру освоения материалов, которых в общем-то ни у кого и нет?
Добавьте к этому вынужденную меру самостоятельно искать учебные материалы в интернете, а потом еще препода, который рекомендует не заморачиваться теорией на начальных этапах и моделить по ощущениям. И вы получите, как уже говорила моя одногруппница, самый настоящий паноптикум — Scream School.
Подводя итог своих наблюдений об учебном процессе хочу сказать, что Scream School нарушает пункт 4 статьи 54 «Закона об образовании», согласно которому:
Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора.
Также школа нарушает статью 4 «Закона о защите прав потребителей», согласно которой услуги должны быть выполнены качественно в соответствии с договором, условия которого она не соблюдает.
И статью 12 того же закона о «Защите прав потребителей» об ответственности за ненадлежащую информацию об услуге.
В результате я написал отказ от образовательных услуг, потому что продолжать закрывать глаза на это безобразие просто немыслимо. И здесь нас ждет кульминация. То, как школа оценивает свои услуги по истечении половины первого семестра, которая прошла… ну, вы уже поняли, как — никак. Они рассчитывают стоимость предоставленных услуг по специальному «Коэффициенту использования ресурсов» (КИР) школы.
Окей, справедливо. Следуя этой логике, с учетом неорганизованных занятий, использование ресурсов школы за эти два месяца было снижено примерно на треть. Следовательно, при уходе в такой ситуации студент может рассчитывать вернуть даже больше стоимости половины семестра — ведь за этот период ресурсы школы использовались только на 2/3.
Но нет. КИР школы за первый месяц учебы согласно договору равняется 0,27, а за второй уже в два с лишним раза меньше — всего 0,12. Дальше в течении года он практически не меняется, за исключением последних двух месяцев.
Выходит, согласно этому коэффициенту и вопреки всякому здравому смыслу, несмотря на треть неорганизованных занятий и настоящий бардак в тех, что состоялись, школа оценивает использование своих ресурсов в течении этих двух месяцев в 129 977 ₽, так как мне вернули только 35 023 ₽.
Я разделил на 25 организованных занятий и получил 5 199 ₽ за каждое. То есть одно такое занятие обошлось мне на 199 ₽ дороже, чем билет на недавний двухдневный CG Event — главное событие в области компьютерной графики.
Правда же, что-то с этим ценообразованием не так.
А теперь финальная часть: как доказать школе несправедливость их расчетов и вернуть потраченные деньги?
После своего первого отзыва в общей группе с преподавателями в Телеграме, где я описал примерно то же самое, но тогда еще не проанализировав ситуацию целиком, я получил сообщение от координатора курса, что они готовы идти навстречу и оказать мне поддержку.
Затем я узнал, что буквально на день раньше школа назначила встречу моим одногруппникам по их же инициативе, и решил к ним присоединиться:
И я начал тщательно готовиться к этой встрече, открывая для себя все больше нового уже с юридической точки зрения и осознавая несправедливость всей ситуации заново. Поэтому я подготовил письменную претензию к школе, в которой требую вернуть мне деньги в полном объеме, потому что фактически был обманут и потерял массу своего времени.
Коротко о том, как прошла эта встреча.
Сперва, в присутствии других студентов был разговор с куратором программы. Разумеется, его позиция была достаточно крепкой, он уже годы преподает в этой школе и думаю считает свой авторитет непоколебимым.
На вопрос о том, почему был преподан концепт-арт, с которым никто толком не справился, он ответил, что и на раннем этапе концепт-арт нужен, полезен, и проблемы в этом не видит.
Когда я спросил, почему его коллега — мой препод по «Моделированию» — использует чужую статью 2012 года в качестве теоретического материала для своих студентов, он ответил, что статья отнюдь не устаревшая и с использованием материалов в свободном доступе нет никаких проблем.
На вопрос о ложной информации на тему «Всё обучение проходит на реальных практических задачах от студий» он отреагировал вопросом в ответ: “Там так написано?!”
Когда же я спросил о полном отсутствии учебно-методических пособий, предусмотренных договором, он очень удивился и сказал что-то вроде: «Каких еще пособий?!» Видимо, в его преподавательской практике подобные вещи считаются излишними.
Так же вопросу об учебно-методических пособиях удивились и сами студенты. Никто даже близко не подозревал, что школа обязуется их предоставлять, хотя сами готовы были просить предоставить хотя бы минимум наглядных материалов. Но в договор никто не смотрит и не осознает, насколько сильно их водят за нос. А делают это, как вы уже поняли, ювелирно.
Тем не менее студенты высказали администрации свои пожелания и похоже ушли весьма удовлетворенные результатом, а всю массу неорганизованных занятий попросили по итогу общего голосования преподать во время летних каникул — в июле. То есть школа, в силу своей неорганизованности, отнимет у студентов еще один месяц летом. И это никого не смущает.
Что же касается моих личных интересов на этой встрече, после общего собрания диалог со мной вела женщина, которая занимается маркетингом. Какое отношение она имеет к моей ситуации я не представляю, но судя по всему координатор, назначивший встречу, не нашел никого лучше. Что ж, диалог с маркетологом был совершенно бесполезным, а об упомянутом ранее изменении суммы возврата не было и речи. Таким образом, ко всему прочему добавилась еще и недобросовестность самой администрации школы.
В итоге я вручил маркетологу письменную претензию, подписывать факт получения которой она отказалась, хотя, насколько мне известно, должна. Так или иначе, они вместе с координатором пообещали передать претензию юристу и директору школы.
Вот вам настоящая инсайдерская информация о реальных процессах внутри школы Scream School, бренд которой представляется большинству, как и мне 3 месяца назад, довольно успешным. И его имидж работает безотказно. Я лично знаю человека, который признает все её недостатки и, наверно, готов терпеть еще больше просто потому, что всегда мечтал в этой школе учиться. Судя по всему, таких людей целая масса. Но я два месяца наблюдал за происходящим и могу сделать однозначный вывод: Scream School — это пустышка с якобы крепким и звонким именем, которая выезжает на слабой воле студентов, тщательно закрывающих глаза на её недостатки ради своих иллюзий, мнимых гарантий трудоустройства, и боязни признать свою ошибку.
Надеюсь этот пост будет долгие годы висеть на Пикабу, как пятно позора для всей команды Scream School, потому что это не «серьезное образовательное учреждение», как выразился на собрании при мне ее представитель, а натуральный цирк. Я даже школой это место назвать не могу, и доказательств тому у меня столько накопилось, что я от них уже просто устал.
На основании своего опыта я не рекомендую кому бы то ни было поступать в школу компьютерных технологий Scream School, как минимум на программу 3D Дженералист, поскольку, как я уже упомянул в начале поста, — учеба здесь не способна выдержать никакой критики. Она даже близко не соответствует ее стоимости, а в администрации, как оказалось, работают люди, чьим словам верить нельзя.
В настоящее время жду ответа от юриста и директора школы, которым должны были передать мою письменную претензию. В ней я, на основании всех наблюдений, требую вернуть мне деньги за некачественно оказанные услуги. После публикации на Пикабу планирую писать в Роспотребнадзор. Буду рад услышать от читателей мнения и рекомендации на тему разрешения споров в подобных ситуациях. Сам таким опытом не обладаю и с такой халатностью сталкиваюсь впервые. В моем кругу друзей даже локальный мем теперь появился: хотел стать художником, а стал как будто юристом, потому что никогда прежде я не уделял так много внимания своей юридической грамотности. Полезно, оказывается.
По итогу этой истории я составил небольшую заметку для каждого, кто несмотря ни на что все-таки намерен поступать в Scream School или в любую другую школу:
1) Узнайте своего будущего преподавателя настолько, насколько это возможно.
— В первую очередь критически оцените его портфолио. В Scream School я не увидел ни одного крутого портфолио у преподавателей на курсе, на что благополучно закрыл глаза под влиянием своих иллюзий. Не повторяйте моей ошибки. Если оно хотя бы в чем-то вызывает у вас сомнения, а человек при этом еще и неизвестный миру фрилансер, то у меня для вас плохие новости.
— Свяжитесь с ним любым способом и попросите его показать вам программу, по которой он собирается вас обучать в рамках курса. В ней должно быть все подробно и поэтапно расписано. Сопоставьте последовательность содержимого этой программы со своими ожиданиями. Если её нет, то будьте уверены — во многом вам предстоит разбираться самим, а значит эффективность такой учебы встает под большой вопрос. Возможно речь идет о простых консультациях по ходу вашего самообучения, а это стоит намного меньше.
— Если это офлайн-школа, не поленитесь приехать на одно из занятий. Вы собираетесь потратить уйму денег и времени, а потому имеете полное право знать, что вас ждет впереди. Если ученикам приходится просить препода показывать помедленнее, то скорее всего перед вами самозванец, у которого не налажен контакт с аудиторией, а значит и нет правильной вовлеченности в обучающий процесс, со всеми вытекающими из этого последствиями.
— Если это онлайн-школа, попросите преподавателя показать вам фрагмент видеозаписи одного из занятий. Оцените его манеру подачи материала и качество самой записи. Если препод долго мычит в микрофон, а его курс стоит больших денег, скорее всего, он переоценивает свой уровень и вам нужно продолжать поиски. Как правило, буквально за 20 минут занятия можно понять грамотный рассказчик перед вами или дилетант.
— Поинтересуйтесь наличием авторских материалов, над которыми он работал в ходе своей преподавательской деятельности. Это именно то, что отличает настоящего преподавателя от самозванца, который лениво передвигает мышкой перед студентами пытаясь показать все на пальцах — так было в Scream School на занятиях по моделированию. Если подобных материалов нет, то, скорее всего, перед вами человек с низкой квалификацией и я рекомендую еще тщательней проанализировать его методику обучения на основе этой заметки.
2) Никогда не подписывайте договор, руководствуясь только своими представлениями о школе.
— Внимательно изучите что и в каком объеме школа обязуется предоставлять по ходу учебы. Если указано наличие учебно-методических пособий — требуйте предоставить примеры таких пособий с предыдущих курсов для большей уверенности, что похожие окажутся и у вас. По такому же принципу рекомендую поступать с любыми другими упомянутыми в договоре материалами.
3) Ни в коем случае не оценивайте эффективность методики преподавания школы по работам других студентов и их отзывам.
Почему? Очень просто. История каждого студента уникальна, и, как показал опыт, студенты с хорошими результатами часто уже имеют тот или иной бэкграунд, которого у вас может не быть. Следовательно, их успешная работа над макетами в большей степени является их собственной заслугой и имеет к школе лишь косвенное отношение. Поэтому чужие работы ни при каких обстоятельствах не являются доказательством того, что школа обучает хорошо.
По той же причине я не рекомендую доверять и их отзывам. Некоторые люди мечтали учиться в этой школе и в ходе учебы закрывали глаза на многие косяки, о которых молчат, потому что у мечты нет недостатков, но это может быть не ваша мечта. Один из моих однокурсников вообще назвал происходящее в скриме «Не совсем сбалансированным курсом», но как вы уже поняли из моего рассказа, курс является совсем не сбалансированным. Доверяйте отзывам только проверенных людей.
На этом я готов закончить свой рассказ. Спасибо большущее всем, кто дочитал до конца. Длиннопост получился действительно длинным.
Я также хочу публично поблагодарить всех, кто безвозмездно помогал мне в работе над этим материалом — огромное вам спасибо, друзья!
Мне очень хочется верить, что этот пост послужит отличным примером тому, насколько внимательно нужно подбирать себе учителей, если вы все-таки решили доверить кому-то свои время и деньги. Не повторяйте моей ошибки. Желаю всем добра и больших успехов в освоении новых горизонтов. Мир!
Ну пиздец ты не ленивый!
Эту энергию да в мирных бы целях! (с) Райкин!
Буквально сегодня отчислилась оттуда и это просто не поддаётся цензурой лексике. Программа Концепт-Арт.
1. При заявленных 3 днях в будние и 1 выходном, у нас постоянно раз в неделю что то да отменяли. На дне открытых дверей нас уверяли, что все отмены будут восполнены, но об этом чуть позже.
2. Качество обучения просто отвратное. За 330к в год вы полностью находитесь на самообучении. Вам дают задание на паре, бегло показывают как его делать (в лучшем случае. В худшем могут показать туториал из интернета, или как должен выглядеть результат) и вы сидите и делаете его. Сами. Если что то непонятно, преподаватель может сказать найти референсы в интернете и пользоваться ими. Если не знаете как использовать референсы, то это ваша проблема.
3. Как уже упомянуто в посте, абсолютный пиздец с программой. Сначала мы начинаем с рисунка, набросков и введения в концепт-арт (окей, хотя введение в КА у нас свелось к рисованию «тамбнейлов», а точнее копий пейзажей. Про механику поисков, про сам концепт, про навыки дизайна персонажей и вариации не говорят. Рисуем тамбнейлы и дома тоже рисуем тамбнейлы), это ладно. Но так же вплетаются функциональный дизайн и стилизация. Где от вас могу потребовать сдавать зарендеренную работу. А занятия по рендеру у нас начинались только в следующем семестре с 11 января.
4. Набор в группу. На дне открытых дверей уверяли, что группы собирают опираясь на навыки, и что могут не взять совсем начинашек. В реальности в нашей группе были и люди которые едва взяли в руки планшет, и те, кто уже умел рисовать на весьма впечатляющем профессиональном уровне. От этого на занятиях становится просто не по себе и непонятно какой итог будут выпускать.
5. Фидбек по домашке обратно пропорционален количеству людей ее сделавших. Если домашку сделала вся группа, то преподаватель может уделить минут 10 одному человеку а потом бегло пролистать другие. А могут потратить на фидбек половину занятия. Зависит от преподавателя. Кстати фидбеку нужно следовать и поправлять домашку. С обучением в скриме вам стоит просто забыть об отдыхе и личной жизни, потому что домашки будет не «много» как обещают, а дохренища. Она будет накладываться ,наслаиваться. Ты должен исправить домашку по фидбеку с прошлого занятия, сделать домашку на следующее, и если будет надо сделать домашку еще и по нему. Умножить это на минимум 4 разных предмета за неделю. Если по какой то причине ты пропустил занятие, то снежный ком будет только расти. И да, домашку просят делать на уровне не концепт неброска, а мало мальски рендера. Часть моих одногруппников банально скидывалась на энергетики на группу и приезжала в школу часов в 10 утра, чтобы поделать домашку. Опять же, если у вас есть работа/подработка/планы, вы все отменяет чтобы делать тонны домашки и самообучаться.
6. Отмены. Их много, потому что школа делает упор на то, что все преподаватели работают в передовых студиях. У всех есть дедлайны и кранчи, все мы люди, но вы платите деньги за то, что преподаватель может несколько недель подряд просто отсутствовать. Куратор нашего курса уезжал на фестиваль на месяц, занятий не было, все обещали восполнить, однако по его приезду, через неделю у нас стоял зачёт. Все занятия по именам обещали восполнить после зачета. Зачем? Неизвестно. Кстати помните что восполнения будут ставить в свободные дни а значит смотрите пункт с домашкой и добавляйте к нему восстановленные занятия.
7. Аппаратура в школе явно не передовых уровней. На занятии может не работать проектор. Может не работать компьютер. Вы можете потратить минут 20 занятия на включения и перезагрузку компьютеров и разбирательства с драйверами. Для престижной школы компьютерных технологий за 660к за курс я считаю это просто свинством.
8. У нас были переведены деньги в зачёт БУДУЩЕГО года. Фактически около 35000 лежали на январь нетронутыми. При отчислении они коэффициентами насчитали что должны нам 1500 рублей за месяц которого просто не было. За что сняли все остальные деньги это тайна.
В конечном итоге сложилось ощущение, что для обучения в школу ищут детей очень богатых родителей, которые уже все умеют, но очень хотят получить «диплом» данного заведения. Так что да, за сто с лишним тысяч за полгода, я вынесла для себя урок о том, что дурить людей можно и настолько бесстыдным образом. И конечно осознание того, что сама рисуя картинки для себя я куда большему обучаясь, чем пытаясь нарисовать порно по Зверополису по заданию из Скрим Скула. Да, подобное задание у нас было и преподаватель на уровке просто показывал нам фурри эротику в качестве примеров. Высший класс.
у меня вопрос немного не по теме — что заставило тс идти в школу при таком количестве доступной инфы в сети? я тут не знаю, как хотя бы просто посмотреть всё, что скачал))) написать чёль пост с «программой обучения», интересно кому? как там говорят долбанные ютуберы — если этот коммент наберёт 50 лайков, то я запилю пост)))
Вот ни разу не удивил меня автор. Таких школ сейчас открывают кучу даже в регионах. И чем дороже ценник, тем более очевидно должно быть, что это развод на деньги. Мне самому предлагали преподавать в подобном месте, все их требования к преподавателю заканчивались на «ну ты же работаешь по этой специальности, значит значит и научить сможешь». Когда я по поводу учебной программы спросил, то мне скинули набор тем и сказали, мол, если что то можешь тут смело менять то что захочешь. На мое возражение, что темы это хорошо, но где собственно сами планы занятий, учебные пособия и т.д.(т.к. предполагалось, что я буду совмещать преподавание с основной работой и курс должен был начаться через месяц, очевидно, что времени на составление подробной программы самостоятельно у меня не было) мне сказали, что это все не нужно, можно отталкиваясь от названия темы импровизировать в процессе самих занятий, а на крайняк нагуглить готовых планов в интернете. На этом наши переговоры закончились.
Ответ на пост «Буллинг»
Пост всколыхнул воспоминания. Я жертва школьного буллинга и семейного насилия. Всегда, возвращаясь к анализу прошлого, задаюсь вопросом, что могло бы мне помочь в то время?
Мы с мамой (папа должен был остаться в стране ещё на 1,5 года для выработки льготного стажа, а потом у него был обнаружен рак и он уже не мог переезжать из-за лечения) приехали в Россию беженцами, когда мне было 6,5 лет и в первый класс я пошла в одну школу, ближайшую к месту куда мы переехали, а во второй уже в другую. В начальной школе дружила в основном с одноклассниками-мальчиками — мы жили по соседству, играли во дворе и ходили в компьютерный клуб и к другу в гости играть в приставки. После перехода из 3 в 5 класс мальчики начали понемногу чураться общения с девочками, приближался переходный возраст, а я была нескладной, плохо и бедно одетой, глотала книги залпом, слишком хорошо училась и, честно говоря, сама не тянулась к общению с одноклассницами. А дома вечерами меня ждала мама, которая срывалась на мне за все тяготы — от нашего нищенского существования до конфликтов с отцом. Сначала я пыталась рассказывать о проблемах в школе маме, но она ругала меня что я мямля и «просто так никого не обзывают». Классный руководитель взяла наш класс первым после института, при обращении к ней я услышала те же самые слова — никого просто так не обижают, ты себя неправильно ведёшь. Однажды меня заперли в туалете, а я, сопротивляясь, ударила дверью по руке обидчику, после чего его мама приходила в школу и они вместе с классруком отчитали меня и заставили извиняться перед тем мальчиком перед классом. После этого случая от простого игнорирования и обзывательств одноклассники перешли к избиениям и порче вещей, а дома мама наказывала меня за сломанные ручки и помятые тетради. Помню, увидев у меня промокший учебник, так как мою сумку бросили в унитаз, она заставила меня собирать вещи и выставила в одном белье в подъезд со словами чтобы я ехала обратно в деревню к папе. Проторчав в подъезде какое-то время я позвонила в дверь соседке, а мама тут же выскочила в подъезд, что-то ответила вышедшей соседке, загнала меня домой и избила за то, что я позорю её перед людьми. Когда мама приходила с собрания, она била меня из-за того, что в школе собирают деньги на ремонт окон или на шторы, а у нас нет денег. Школа была не очень благополучной, во время учёбы в 6 классе около 2 месяцев занятий не было из-за проблем то с туалетами, то со столовой, и в 7 класс я пошла в новую школу.
Это была одна из лучших общеобразовательных школ в городе, я попала в переукомплектованный класс 31-м учеником. Тут было вообще без вариантов — абсолютно сложенный коллектив и заучка со сломанной психикой. Это был уже возраст, когда остро необходимо быть «в стае», а даже сидеть со мной за одной партой считалось позорным. Я была неприкасаемой, это было хорошо тем, что физического насилия уже не было и к вещам особо не лезли. В то время я думала о самоубийстве как одном из путей выхода из сложившейся ситуации, но известные и доступные способы были слишком болезненными и не слишком гарантированными, поэтому пришла к выводу что лучше быть изгоем и потом жить дальше, чем корёжиться на асфальте переломанной и остаться инвалидом. Нашла иной выход — перестала ходить в школу. Со второй по четвертую четверть я пропустила, наверное, процентов 80 учебных дней — просто садилась на автобусы и каталась по городу, проездной был бесплатным как у малообеспеченной. У нас не было городского телефона, но, конечно, к концу учебного года школе удалось выйти с мамой на связь — позвонили в отдел кадров на завод, на котором она работала. В принципе ничего страшнее избиений, которые и так были регулярными, мне уже не угрожало, папа к тому времени умер и угрозы высылкой в другую страну уже были нереализуемы, поэтому я пережила вызов мамы в школу штатно, как и оставшиеся два года учёбы.
Из семи девятых классов набирали три профильных десятых, сдала нужные экзамены и поступила в 10-й физмат. Это была сборная солянка со всей параллели и из других школ и тут, наконец, мы сдружились с одноклассниками. Не было каких-то группок, в школе всё общались со всеми, а за её пределами мы образовали 2 крупных компании примерно по половине класса. В эту пору появились и прогулки, и поездки в лес с палатками, и внутришкольные активности, а если несколько человек из всего класса получали хорошую оценку — это становилось поводом для похвалы или незлобных шуток о том, как так удалось списать, а не для гнобления. В 11 классе во время очередной ссоры мама замахнулась на меня, а я схватила её за руку и сообщила что если она ещё раз меня ударит — я ударю в ответ. С того дня избиения не повторялись.
Всё что я знала об учёбе в ВУЗе — это будет ВУЗ другого города. Хорошо сдала ЕГЭ, поэтому имела выбор университетов и выбрала тот, что подальше и покрупнее, и в 17 лет уехала в общагу. При этом, что сейчас меня саму удивляет, не пошла вразнос, не спилась и не залетела (ну в этом, конечно, заслуга не только моя, но и контрацептивной внешности). ВУЗ, правда, бросила на 3 курсе, так как поняла что педагогическая деятельность не для меня, и так и не получила высшее образование. Лет в 19 пережила отношения с абьюзером намного старше, но повезло вылезти из этого всего за год. В конечном итоге, в аналоге аськи познакомилась и сдружилась с человеком, с которым мы в браке девятый год. Переехала в Москву, занимаюсь любимым делом (вошла в IT до того как это стало мейнстримом), на хорошем счету у коллег, сохраняю приятельские отношения с одноклассниками из старшей школы. Сейчас из прошлого остались только единичные отголоски — не терплю объятий и прикосновений, боюсь толпу, впадаю в ступор когда повышают голос, имею тревожность относительно мнения окружающих. И до сих пор не могу решиться на детей.
Вот и думаю, что могло бы помочь мне не сломаться в своё время? Хотя, жизнь-то у меня, в конечном итоге, складывается вполне неплохо, несмотря на обстоятельства взросления. До сих пор не могу однозначно определиться, везение ли это или какие-то зависящие от меня самой факторы.