Собор Святого Марка – тысячелетний символ Венеции
Собор Святого Марка (Basilika San Marko) является прекрасным образцом византийской архитектуры. Фото и краткое описание истории храма можно увидеть во всех путеводителях по Италии. Собор входит в перечень достопримечательностей Венеции, рекомендуемых для обязательного посещения.
Собор Святого Марка – уникальный исторический и архитектурный объект, его возраст почти тысяча лет. В храме хранятся христианские и исторические реликвии, художественные ценности, которые привлекают, как верующих, так и любителей живописи, скульптуры и истории.
Где находится собор Святого Марка
Адрес: San Marko, 328, Venezia, Италия.
Как добраться:
На вапоретто маршруты 1, 2, 4.1, 5.1 до площади Сан Марко.
История создания собора святого Марка
Начало истории собора – 828 года. В этом году Венеция обрела мощи святого Марка. Эта история достойна экранизации. Два купца из Венеции, находясь в Александрии, узнали, что храм, в котором хранились мощи евангелиста, будут сносить и строить на этом месте мечеть. Ревностные христиане решили спасти реликвию и выкрали мощи, пронесли на свое судно и закидали шкурами свиней. При проверке груза мусульмане не стали прикасаться к шкурам. Мощи были благополучно доставлены в Венецию. Эту историю увековечили на одной из мозаик собора. Апостол Марк более 1000 лет является покровителем Венеции.
Базилика Сан Марко
Довольно быстро, всего за три года построили базилику Сан Марко, где хранились святые мощи. В 976 году в Венеции произошел переворот, вспыхнул пожар, который перекинулся на храм. Зданию был нанесен серьезный ущерб. Базилику восстановили.
Новый собор
Строительство нового собора начали в 1063 году, через тридцать лет храм был построен и освящен. На протяжении нескольких веков собор достраивали, перестраивали, декорировали.
- XII век – начало облицовки мрамором, выложена мозаика на куполах и сводах.
- XIV век – строительство баптистерия и капеллы св. Исидора.
- XV век – строительство капеллы Дзен.
Венецианцы разных поколений вносили свой вклад – купцы и мореплаватели, на протяжении нескольких веков, привозили из разных стран святыни и ценности: ценный мрамор и античные колонны, уникальные барельефы и золотые изделия. В 1204 году во время крестового похода, венецианские воины активно участвовали в разграблении Константинополя, в собор попало множество трофеев, которые были использованы для украшения.
Судьба дама капризная, и через 500 лет сокровища Венеции, в том числе и собора святого Марка, были разграблены армией Наполеона и вывезены во Францию.
Собор святого Марка был капеллой дожей. Здесь проходили коронации, благословение воинов и мореплавателей, проходили торжественные мессы.
В 1807 году храм получил новый статус кафедрального собора города. Сегодня – это действующий христианский храм, в котором регулярно проводятся богослужения. Основная реликвия храма – мощи святого Марка, также здесь хранятся мощи других апостолов и святых. Чтобы поклониться этим реликвиям, христиане со всех уголков планеты приезжают в Венецию.
Архитектура
Растянутое на несколько столетий переоборудование собора не могло не сказаться на архитектуре сооружения. Созданный изначально, как классический византийский храм, за несколько столетий перестроек и реконструкций сооружение соединило в себе разные стили нескольких эпох. Мрамор с Востока, барельефы из Греции, византийские и итальянские скульптуры – все это удачно объединили в архитектонике храма.
Фасад
Изначально фасад был оформлен довольно сдержанно. Мрамором фасад был облицован через два столетия. В качестве трофеев из Константинополя были привезены капители и колонны, тогда же возникла идея оформить фасад более роскошно.
Главный фасад выложен мрамором. Пять входов украшены колоннами и композициями, изображающими в виде аллегорий ремесла и искусства. Арки над входами выложены мозаикой. Все двери изготовлены из бронзы. Возраст центральной двери датируется VI столетием.
Южный фасад выложен мрамором, украшен мозаичными изображениями и скульптурами.
Северный фасад отделан инкрустацией из мрамора. С этой стороны в собор ведет только один вход, выполненный как портал. Вход украшает скульптура Рождества Христова XIII века и декор в виде цветочного орнамента. Из-за цветочного орнамента эти ворота называют «врата цветов».
Квадрига
Квадрига – это античная скульптура, состоящая из фигур 4 лощадей, изготовленных из бронзы с позолотой. Квадрига установлена на лоджии храма. Дата создания этой скульптурной композиции IV век до нашей эры. Квадрига входила в трофеи из Константинополя, где служила украшением ипподрома. Сегодня оригинал хранится в музее, на лоджии размещены копии.
Купола
Собор венчают 5 куполов XIII столетия. В форме куполов чувствуется влияние восточной архитектуры, с которых венецианцы, известные путешественники, были знакомы. Венчает купола маковка с крестом. Википедия сообщает, что диаметр главного купола – 13 м.
Внутреннее оформление
Основной элемент внутреннего убранства – полотна из мозаики. Площадь мозаичного покрытия – 4 000 квадратных метров. Над созданием мозаики работали византийские, а позже венецианские мастера.
Материалом для мозаичных полотен служило муранское стекло. Разноцветные стеклянные кусочки выкладывались на золотую фольгу, что давало эффект сияния, даже при плохом освещении. На мозаичных полотнах изображены сюжеты из Библии.
Баптистерий
Баптистерий был возведен в IV веке. Стены помещения снаружи выложены мрамором, внутри оформлены мозаикой. В гробницах, выполненных в готическом стиле, захоронены дожи Венеции. В центре помещения для крещения установлена купель из камня. Прямо над ней расположен купол, внутренняя поверхность которого покрыта мозаичным изображением 12 апостолов, проводящих обряд крещения. Центральное место в композиции занимает фигура Христа.
Золотой алтарь
Настоящее сокровище собора – это золотой алтарь, отделанный драгоценными камнями и резным орнаментом. На создание алтаря ушло почти пять столетий. В X веке мастерами из Византии были созданы медальоны украшающие алтарь.
В XII столетии появились изображения из эмали. В XIV веке были созданы панно с изображением Христа и апостолов, в этом же веке алтарь приобрел завершенную форму.
Музей и сокровищница
Коллекция музея хранится на нескольких этажах. Среди экспонатов – части воссозданных мозаик, церемониальные предметы, оригинал квадриги, древние книги, иконы, предметы средневекового быта.
Экспонаты сокровищницы находятся в 2 комнатах, в одном зале хранятся предметы, имеющие историческое значение – оклады на иконы, драгоценности, эмали, кубки и многое другое. Есть экспонаты из Византии, Месопотамии, Египта. Во втором зале хранятся религиозные реликвии – часть черепа Иоанна-Крестителя, палец Марии Магдалины, молоко Богоматери, нож с Тайной вечери.
Часы работы
Собор открыт с 09.45 – 17.00, в воскресенье и праздничные дни с 14.00 – 16.00.
Цены на билеты
Вход в собор бесплатный.
- Входной билет в музей – 5 евро.
- Сокровищница – 3 евро.
- Золотой алтарь – 2 евро.
Что посмотреть рядом
-
был государственной резиденцией правителей Венеции более 5 веков. Здесь размещались все государственные службы и жили дожи. Также в этом здании была городская тюрьма. В этих стенах проходили государственные и судебные заседания, оглашались приговоры, здесь решались вопросы войны и мира и именно в этом дворце выбирали правителя республики. Дворец Дожей интересен своей историей, архитектурой и произведениями искусства. Отзывы туристов, побывавших в Венеции однозначны, путешествие обязательно должно включать посещение этого объекта. является душой и сердцем Венеции. На площади расположены основные достопримечательности города Дворец Дожей и собор св. Марка, кроме этого Прокурация, крыло Наполеона, библиотека. Гиды всегда обращают внимание туристов на мостовую, выложенную камнем определенным рисунком, похожим на «елочку». Камень был уложен в XIII столетии, «елочка» показывала, куда необходимо двигаться церемониальным процессиям. И конечно, знаменитые венецианские голуби.
- Музей Коррер тоже расположен на площади Сан Марко. Его основал Теодоро Коррера – коллекционер. Всю свою коллекцию, на которую было потрачено много времени, сил и средств, он завещал городу. Коллекция музея занимает 33 зала и включает в себя живопись, исторические документы, монеты, оружие, одежду и предметы, имеющие историческую ценность.
Собор Святого Марка выдающийся памятник средневековой архитектуры. Его основная особенность – византийский стиль, который очень редко встречается в европейском зодчестве. На протяжении тысячи лет культурная, политическая, религиозная жизнь венецианцев была связана с этим собором. Здесь короновали и отпевали правителей, путешественники и участники крестовых походов получали благословение перед трудной дорогой.
Сегодня собор святого Марка привлекает миллионы туристов, которые хотят увидеть архитектурный шедевр, полюбоваться роскошным внутреннем оформлением, узнать историю собора и поклониться христианским святыням.
Собор Святого Марка
Если вы приехали в Венецию ненадолго, на один день или всего на несколько часов, я рекомендую вам не ломать голову над маршрутом прогулки по городу. За столь короткое время даже бывалый путешественник успеет осмотреть только самое основное, то, чем на весь мир славится Венеция. Чаще всего в таких случаях туристы плывут по Гранд-Каналу к площади Сан-Марко и уже там решают, что делать дальше. И, конечно, большинство людей, оказавшись на площади в первый раз, стремятся посетить самую главную достопримечательность Венеции: легендарный собор Святого Марка.
На тщательный осмотр собора внутри и снаружи, его музея и сокровищницы уйдет практически целый день. Давайте же хотя бы в общих чертах исследуем этот потрясающий исторический памятник.
От истоков Венецианской республики до наших дней
Обретение мощей святого Марка
Нельзя сказать, что история Венецианской республики отсчитывается с момента возведения собора Святого Марка. И до 829 года, когда началось его строительство, своеобразная венецианская государственность развивалась уже несколько столетий. Однако невозможно отрицать, что именно со времен обретения венецианцами мощей святого Марка и создания собора республика начала постепенно подниматься на вершину своего могущества. Впоследствии она оказалась в числе ведущих мировых держав Средневековья. Мы-то с вами знаем, что никакой мистики во всем этом не было, так уж сложились политические, географические и прочие обстоятельства, которые порой столь причудливо влияют на ход мировой истории. Но для венецианцев тогда все выглядело несколько по-другому.
В те далекие времена христианство играло главную роль в быте людей, причем религия пронизывала буквально все аспекты жизни средневековой Европы, оказывая влияние на политику, экономику и т. д. Поэтому приобретение тем или иным городом мощей какого-нибудь святого рассматривалось не просто как акт религиозного благочестия, а как укрепление могущества и престижа соответствующего поселения или государства.
История вывоза мощей святого Марка из Александрии венецианскими купцами обросла легендами. До конца неясно: пошли венецианцы на обыкновенную кражу (это было вполне в духе времени и венецианцев) или действовали по согласию с местными священниками, спасая реликвию от мусульман, но, так или иначе, 31 января 829 года останки святого Марка были доставлены в Венецию. Сарацины якобы подозревали неладное и подвергли корабль досмотру, но хитрые купцы спрятали мощи среди свиных шкур, увидев которые правоверные пришли в ужас и убежали.
Между прочим, до Марка у Венеции уже был свой святой покровитель Теодор. Однако автор одного из Евангелий Марк, видимо, выглядел для венецианцев посолиднее, да и кстати пришлась легенда о том, что он когда-то проповедовал христианство на островах местной лагуны. С этого момента святой Марк становится покровителем Венецианской республики, а его библейский образ — крылатый лев — главным государственным символом. Старого покровителя, впрочем, тоже не забыли: одну из колонн перед площадью Сан-Марко венчает статуя святого Теодора, попирающего дракона (на фото выше).
Возведение собора Святого Марка
Отсюда берет отсчет и история собора Святого Марка: для хранения реликвии нужно было соорудить нечто особенное. Его начали строить тогда же, в 829 году, а закончили работы в 832 году, но то здание до нас не дошло: пожар 976 года очень сильно его повредил. Более того, из-за стихии были утрачены мощи святого Марка, и нашлись они только спустя почти 100 лет, в 1094 году при строительных работах уже в новом здании собора. Сообщают, что отыскать мощи удалось благодаря чуду: рука евангелиста высунулась из-под колонны и показала, где копать.
Новый собор построили к 1071 году , позже его расширяли и достраивали — таким он дошел до наших дней. Архитектура собора весьма необычна для Европы: он построен в византийском стиле по образцу храма Апостолов в Константинополе. Учитывая тот факт, что от церквей Византийской империи мало что осталось после турецкого завоевания, этот «византийский след» был для меня особенно интересен в Венеции. Республика на заре своей государственности вообще была тесно связана с Византией, и собор Святого Марка — яркое тому подтверждение.
Впрочем, рассматривая собор, трудно сказать, что он выполнен как-то однородно: строительство и украшение отдельных его элементов продолжалось в течение всего времени существования Венецианской республики, и это не могло не привести к некоторому смешению стилей. Собор часто сравнивали даже с мечетью (его купола действительно наводят на такие ассоциации). Один путешественник как-то выразился в духе, что он не знает другого храма, в оформлении которого нагорожено столько стилей и вкусов, куда впихнули бы над центральным входом четырех бронзовых коней, и при всем этом внешний вид постройки только выигрывал бы. Да, собор Святого Марка действительно сооружение уникальной архитектуры.
От расцвета до падения Венецианской республики
Собор украшали на протяжении почти 800 лет: самая поздняя мозаика была создана в 1838 году, спустя 41 год после падения республики. А в первые века после строительства собора и в годы расцвета Венеции украшение и возвеличивание храма рассматривалось как важнейший долг каждого гражданина республики. На эти цели щедро жертвовали средства дожи и многочисленные богачи, стремившиеся попасть во власть, а для венецианских купцов, говорят, действовал специальный налог, обязующий их привозить из поездок что-то для собора. Поэтому неудивительно, что мало найдется в мире храмов, сравнимых с собором Святого Марка не только по богатству внутреннего и внешнего убранства, но и по количеству сокровищ и реликвий, собранных в нём.
Львиной долей своих богатств собор обязан захвату и разграблению Константинополя в 1204 году во время IV крестового похода. Венецианцы приняли в нём активное участие и вволю полакомились византийским добром. Этическая сторона вопроса: как же так, христово войско громит и грабит христианский город — никого тогда не интересовала. Венеция вознеслась на вершину своего могущества, а собор Святого Марка сиял в блеске невиданного великолепия.
Без малого через 600 лет история забрала должок у венецианцев: Наполеон не только покончил с республикой, но и увёз в Париж огромное количество драгоценностей и произведений искусства, в том числе и из собора Святого Марка. Часть из них впоследствии вернули в Венецию, но многое исчезло навсегда.
До 1807 года собор Святого Марка являлся придворной капеллой при Дворце дожей, и простых людей в него не впускали. Правда, здесь порой проводились торжественные церемонии, включая презентацию нового дожа или демонстрацию захваченных вражеских знамён, но и тогда, несомненно, доступ в собор имели только знатные венецианцы. Видимо, существовали серьезные опасения, что рабочий люд, увидев вблизи все великолепие храма, не удержится от желания немножко пограбить.
В 1807 году он получил статус кафедрального собора Венеции (сюда перенесли кафедру местного епископа). С тех пор собор Святого Марка как бы замер во времени и служит главным экспонатом города-музея. Периодически его подтапливает, время от времени ведутся реставрационные работы. Не утихают разговоры, что все это великолепие может со временем уйти под воду, как и сама Венеция. Но и такой риск, если он существует, вполне в венецианском духе: город всегда жил в состоянии некоей неопределенности.
Сейчас в собор бесплатно пускают всех желающих, правда, в сокровищницу и музей доступ осуществляется уже за деньги. Но и снаружи святыню можно рассматривать долго и с разных сторон. Предлагаю начать нашу небольшую экскурсию.
Вокруг собора Святого Марка
Со стороны набережной и Дворца дожей
Если мы подходим к площади Сан-Марко со стороны набережной (так сюда добирается большинство туристов), то справа от нас будут Бумажные ворота, позади — Дворец дожей, а впереди — южный фасад собора Святого Марка. Надеюсь, вам повезёт с погодой, а то в один из моих приездов это место выглядело вот так.
Подтапливает площадь Сан-Марко часто, и в такие моменты, чтобы осмотреть собор вблизи со всех сторон, вам понадобятся высокие резиновые сапоги, благо они продаются здесь в изобилии. Уровень воды почти по колено, похоже, не считается критическим: на площади моментально выстраивают дорожки из высоких лавок, по которым бегает народ, а в собор продолжают спокойно пускать посетителей. Будьте готовы к подобным нюансам и не переживайте: погода в Венеции меняется часто, а воду с площади периодически откачивают.
Итак, мы стоим с южной стороны собора. Обратите внимание на выступ справа, примыкающий вплотную к Бумажным воротам.
Эта пристройка соединяет храм с Дворцом дожей, а в ее внутренних помещениях сейчас располагается сокровищница собора. Вы, наверное, заметили четыре фигурки на углу? Рассмотрим их поближе.
Как и большинство других декоративных элементов собора, эта скульптурная группа из темно-красного порфира была вывезена из Константинополя после разграбления города в 1204 году. Считается, что на композиции IV века изображены наследники римского императора Константина, так называемые императоры-тетрархи. Однако существует гораздо более захватывающая легенда: некие сарацины пытались украсть что-то из собора и в наказание были обращены в камень.
Элементы колонн, которые мы видим у стены собора, тоже из Византии. Рядом с ними порфировый постамент Пьетра-дель-Бандо, на нем когда-то выставлялись головы казненных преступников.
Также обратите внимание на изображение святого Христофора.
Существовало поверье, что если на него посмотреть, в этот день с тобой не случится ничего плохого, поэтому моряки, отплывающие в путь, бросали последний взгляд на собор со стороны залива.
Главный фасад собора Святого Марка
Начинаем двигаться к главному фасаду храма. Слева от нас высится кампанила собора, служившая когда-то и сторожевой башней, и маяком, и, собственно, колокольней. Свой нынешний вид башня приобрела в 1514 году, но в 1902 году она внезапно обрушилась. Я так и не смогла понять, каким чудом эта громада не повредила тогда окружающие здания. Восстановили её в прежнем виде к 1912 году.
Ну а мы сейчас смотрим на главный фасад собора Святого Марка. Роскошная мраморная отделка появилась не сразу: облицовочные работы велись с XIII по XV век. И мрамор, и многочисленные колонны и капители — это тоже трофеи четвертого крестового похода. Трудно поверить, что больше 1 000 лет назад все это украшало дворцы и церкви Константинополя.
Обязательно рассмотрите мозаики над пятью арками фасада. Справа мы видим сначала иллюстрацию легенды о том, как венецианцам удалось отогнать мусульман от корабля с мощами святого Марка при помощи свиных шкур.
Следующая картина иллюстрирует прибытие мощей святого в Венецию. Как и предыдущая, эта мозаика выполнена в 1660 году.
Над центральным пролетом расположена самая «молодая» мозаика собора, изображающая явление Христа Судии. Ее закончили, как я уже упоминала, только в 1838 году.
Рядом работа XVIII века: дож и венецианская знать встречают мощи святого Марка.
И, наконец, над крайней левой аркой самая старая из мозаик фасада, созданная в XIII веке: перенесение мощей святого Марка в собор.
Выше больших арочных проёмов можно увидеть и другие мозаики, иллюстрирующие сцены из Евангелий.
Квадрига святого Марка. К северному фасаду собора
Разглядывая фасад, вы наверняка уже заметили скульптурную группу из четырех бронзовых коней в самом верху над центральной аркой.
Это знаменитая квадрига святого Марка, и история ее поистине необычна. Судя по всему, композиция была создана в IV веке до нашей эры и, как дружно сообщают все путеводители, она является единственным дошедшим до нас примером многофигурной конной скульптуры античных времен. Венецианцам она досталась (вы, наверное, уже догадались) в 1204 году: до той поры кони украшали константинопольский ипподром. Уже в середине XIII века их водрузили на лоджию собора Святого Марка, но на этом их странствия не закончились. Наполеон, покорив Венецианскую республику в 1797 году, не смог пройти мимо такого памятника и отправил его в Париж. Полтора десятилетия античные кони простояли на арке Каррузель возле Лувра, но в 1815 году их все-таки вернули в Венецию. Сейчас на лоджии установлена копия, а оригинал скульптурной группы находится в музее собора.
Рассмотрев базилику со стороны главного фасада, не спешите заходить внутрь. Обогните собор с северной стороны, здесь можно полюбоваться на так называемые Ворота цветов, получившие своё название из-за витиеватого растительного орнамента.
А еще мне очень понравились порфировые львы, сидящие рядом на постаментах. В отличие от суровых крылатых львов, которые часто встречаются в Венеции, эти выглядят очень мило и как-то по-домашнему. И ведь тоже наверняка константинопольские трофеи…
Ну а теперь, когда мы увидели все интересно снаружи, самое время отправиться в святая святых Венеции, внутрь собора Святого Марка.
Что ждет на входе в собор
Посетителей запускают в собор через центральную дверь со стороны главного фасада. Очередь есть всегда: для таких объектов понятия сезон / не сезон просто не существует. Не пугайтесь: поток движется достаточно быстро. Вход в собор бесплатный, но заставляют открывать рюкзаки и сумки для проверки. Впускают народ группами: партия людей прошла, 5–10 минут постояли, следующая партия прошла и т. д. Это обычная практика для особо популярных туристических объектов, иначе может возникнуть столпотворение.
С крупными сумками внутрь не пускают, а под «крупные» зачастую попадают и рюкзаки, например. Но особых проблем это не создаёт: в соборе работает собственная камера хранения, в случае чего придется ей воспользоваться. Нельзя входить в храм в неподобающей одежде, внутри не следует громко разговаривать, и (самое неприятное) запрещена видео- и фотосъемка. Последний запрет периодически нарушается многими посетителями, и я не замечала, чтобы здесь рьяно следили за фотоаппаратами, но правила таковы.
Внутри собора Святого Марка
Интерьеры и на что обратить внимание
Когда я оказалась здесь в первый раз, меня неприятно удивила темнота, царившая вокруг. Передвигаться по выделенным дорожкам было еще терпимо, но вот разглядеть что-то на стенах было совершенно невозможно. Очаги нормального света виднелись только со стороны сокровищницы и алтаря, где выставляется Золотой образ (он же Золотой алтарь — переводы разнятся).
Впоследствии я узнала, что нормальное освещение в соборе включают по часам: каждый день с 11:30 до 12:45, а по воскресеньям и праздникам интерьеры подсвечивают целый день. Не знаю, чем объясняется подобная практика: экономией, доведенной до абсолюта, или опасением, что свет повредит старинные шедевры (не зря и фотографировать запрещают). Так или иначе, но повторюсь: без подсветки рассмотреть что-либо в соборе практически невозможно. А рассмотреть здесь хотелось бы многое.
Ни в одном соборе мира я не видела такой цельной картины мозаик. Они создавались в течение нескольких столетий, начиная с XI века. Ранние мозаики делались неизвестными мастерами-византийцами по иконописным канонам. Более поздние работы выполнялись в основном венецианцами по эскизам знаменитых художников: Тициана, Тинторетто и др. Чаще всего материалом для мозаик служило знаменитое муранское стекло.
На мозаиках — различные библейские сюжеты из Ветхого завета и Евангелий, сцены из жизни святых. Вот, например, изображение XI века — похищение венецианцами мощей святого Марка.
Вот популярный у художников всех времен религиозный сюжет Тайная вечеря.
А эта мозаика изображает искушение Христа.
В северном поперечном нефе собора хранится знаменитая икона Божией Матери «Никопея».
Считается, что первым этот образ воплотил в жизнь сам апостол Лука. Икона — еще один трофей, добытый венецианцами в Константинополе. Ее почитали своей хранительницей византийские императоры, у нее просили заступничества воины перед битвой, отсюда и ее название, которое переводится как «победоносная».
В небольшом внутреннем дворе собора у стен стоят различные колонны, ничем на первый взгляд не примечательные. Но стоит узнать, что некоторые из них якобы вывезены когда-то из храма Соломона в Иерусалиме, и начинаешь смотреть на них другими глазами.
Золотой образ
Мощи святого Марка хранятся в главном алтаре храма.
Над алтарем возвышается одна из самых главных драгоценностей собора Святого Марка Pala d’Oro (Золотой образ). Внешне он напоминает огромный золотой куб с большим количеством вделанных в него маленьких образов, изображающих различных святых. Этот шедевр был заказан в 978 году у византийских мастеров дожем Пьетро Орсеоло, но свой нынешний вид Золотой образ приобрел только в XIII–XIV веках. Его украшают рубины, изумруды и другие драгоценные камни, золото и эмаль византийского происхождения.
В годы Венецианской республики и позднее, вплоть до середины XX столетия, немногие люди могли увидеть Золотой образ: его выставляли в соборе только во время самых торжественных служб. А в наши дни, чтобы рассмотреть Pala d’Oro вблизи, необходимо приобрести билет (касса находится рядом с алтарем).
После осмотра всего этого великолепия у меня возник вопрос: каким же образом французы, тащившие из Венеции все без разбора, не польстились на Золотой образ? Оказывается (по крайней мере, такова самая распространённая версия), солдаты Наполеона попросту не поверили, что найденный ими здоровенный алтарь украшен настоящим золотом и настоящими драгоценными камнями. Ну не укладывалось это в солдатских головах. Так вот роскошный вид Pala d’Oro послужил отличной маскировкой.
Сокровищница собора
Вход в сокровищницу находится в дальнем от входа углу собора, правее алтаря. Здесь тоже работает отдельная касса. Помещение включает в себя две небольшие комнаты: зал, где выставлены собственно сокровища, и зал с религиозными реликвиями. Пространства здесь мало, а людей всегда много, даже если в самом соборе не слишком людно, в сокровищнице придется потолкаться. Особенно мало места в реликварии, здесь движется непрерывная очередь: люди заходят в узкую дверь, обходят комнатку по периметру, ненадолго задерживаясь у некоторых витрин, и выходят через ту же дверь.
Собрание экспонатов состоит в основном из многочисленных ларцов и других предметов, в которых лежат мощи святых. В путеводителях, описывающих самые ценные реликвии, хранящиеся здесь, отмечаются такие, как кусок черепа Иоанна-Крестителя, палец Марии Магдалины, образец почерка святого Марка, молоко Богородицы, шип с тернового венца Иисуса, нож, использовавшийся во время Тайной вечери и др. Однако разглядеть что-нибудь конкретное в витринах реликвария очень трудно: чтобы разобрать маленькие надписи на итальянском языке, нужно останавливаться надолго, а это неудобно делать в нескончаемом потоке людей. Кстати, если вы пришли с детьми, подумайте, стоит ли заходить в реликварий: сухие руки и пальцы, черепа, зубы, кости — впечатлительным людям здесь может стать не по себе.
В зале сокровищницы мы можем увидеть впечатляющую коллекцию предметов искусства и быта Античности, раннего Средневековья. Наиболее широко представлено византийское искусство: иконные оклады и прочая религиозная атрибутика, ювелирные изделия, эмали, богато украшенные кубки, изделия из стекла и т. д. Есть сосуды из Месопотамии и Древнего Египта, присутствуют и предметы исламского искусства.
Вот, например, образец резьбы по горному хрусталю IV века: лампа в византийской оправе.
А вот византийское стеклянное ведёрко IV века с изображениями на тему охоты.
Стеклянный сосуд с позолотой, украшенный серебром и полудрагоценными камнями, появившийся на свет в Константинополе в X веке. Ещё один венецианский трофей 1204 года.
Здесь мы видим образчики уже исламского искусства. Игральная фишка, резная хрустальная тарелочка и стеклянный стакан с изображениями львов.
Предположительно эти предметы были созданы на территории современных Ирана или Ирака в IX–X веке.Рассматривать древние сокровища можно долго, но у нас впереди ещё музей собора. Поэтому выходим из сокровищницы и двигаемся в сторону главного входа. Здесь в вестибюле находим кассу, покупаем билет и поднимаемся наверх, в музей.
Музей собора
Музей обладает достаточно большой экспозицией которая располагается на нескольких этажах. Здесь представлено большое количество воссозданных мозаик храма и их отдельных элементов, которые можно рассмотреть вблизи.
Мы видим различную государственную символику Венецианской республики в виде скульптур, флагов, гобеленов.
Есть тут и церемониальные предметы, которыми пользовались венецианские дожи.
В одном из коридоров я нашла оригинальные скульптуры коней из квадриги святого Марка.
А рядом с ними виднеются уже знакомые нам порфировые тетрархи, тоже в оригинале.
Проходя из одного помещения музея в другое, в какой-то момент мы оказываемся на балконе, откуда открывается вид на интерьер собора. Отсюда можно рассмотреть мозаики, которые не видно снизу.
Неспешно бродя по залам музея, вы увидите еще много интересного: старинные книги, иконы и предметы декоративного искусства.
Наконец, оказавшись на верхнем уровне, не пройдите мимо небольшой двери, ведущей на лоджию Кавалли. Свое название («лошадиная») она получила потому, что именно здесь установлена квадрига святого Марка. Сюда стоит подняться, даже музей вас не особо заинтересовал: с лоджии открываются отличные виды на площадь Сан-Марко.
Она вся как на ладони: здания прокураций, кампанила и Часовая башня.
С противоположной стороны лоджии прекрасно видно Дворец дожей и две колонны со статуями на Пьяцетте — парадные ворота Венеции.
Сфотографировав все, что вызывает восторг, возвращаемся в музей.
При желании можно еще побродить по его залам, но, думаю, что на сегодня мы увидели достаточно. Поэтому можем с чистой совестью спуститься вниз и выйти из собора.
Время работы и стоимость входа
Собор Святого Марка
- с ноября по июнь (день праздника Тела Господня*):
- с понедельника по субботу — 9:30–17:00,
- в воскресенье и праздники — 14:00–16:30;
- с понедельника по субботу — 9:45–17:00,
- в воскресенье и праздники — 14:00–17:00.
* Праздник Тела Господня отмечается в первый четверг после дня Святой Троицы. Соответственно, конкретная дата разнится от года к году, примерный диапазон — с 25 мая по 25 июня.
Музей собора
Открыт ежедневно с 9:45 до 16:45.
Вход стоит 5 EUR.
Золотой образ
- с ноября по июнь (день праздника Тела Господня):
- с понедельника по субботу — 9:45–16:00,
- в воскресенье и праздники — 14:00–16:00;
- с понедельника по субботу — 9:45–17:00,
- в воскресенье и праздники — 14:00–17:00.
Сокровищница
Время работы такое же, как и у Золотого образа.
Как добраться до собора Святого Марка
Собор (1) находится на одноименной площади, куда можно добраться пешком с северо-западной стороны Венеции (следуйте указателям, которых в городе много). Либо можно приплыть на вапоретто (№ 1, № 2 и др.) к остановке San Zaccaria (2), обогнуть Дворец дожей (3) и выйти к собору Святого Марка.
После знакомства с собором прогуляйтесь по площади. Не рекомендую вам в этот же день идти во Дворец дожей: сил на его осмотр вам уже не хватит. Можно подняться на кампанилу (4) и оценить панораму Венеции с самой верхней её точки. Или просто направиться в сторону моста Риальто (5), наслаждаясь прогулкой по одному из красивейших городов мира.
Собор Святого Марка
Собор Святого Марка (Basilica di San Marco) относится к самым известным храмам Венеции – уникального города в Италии, расположенного на 118 островах. Если вы хотите увидеть частичку древней Византии в современной Европе, то лучшего объекта не найти. Базилика Сан-Марко представляет собой классический образец византийской архитектуры не только на Старом континенте, но и во всём мире. Культовое сооружение, впечатляющее своим блеском и роскошью, находится на одноименной площади и примыкает к готическому Дворцу дожей (Palazzo Ducale) – резиденции правителей Венецианской республики в эпоху Средневековья. Изначально базилика являлась ее часовней, обретя «самостоятельность» только с получением статуса резиденции Патриарха Венецианского. Здесь хранятся предметы искусства старины, которым нет цены. В 1987 году ЮНЕСКО включила собор Сан-Марко в перечень охраняемых объектов.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Собор Святого Марка
Новая базилика – специально для хранения мощей
В этом храме уже много веков бережно сохраняются останки евангелиста Марка. Для их размещения он, собственно, и был возведен. Датой основания считается 829 год, когда мощи апостола были доставлены в Венецию. Прежде тело ученика Христа пребывало в одном из соборов Александрии, но в 828 году его выкрали венецианские торговцы Буоно и Рустико. Они были движимы благими намерениями: спасти останки Марка от вандализма мусульман, разрушавших в то время христианские храмы с целью возведения мечетей. Провоз реликвии был сопряжен с определенным риском, и, чтобы не быть пойманными, они пошли на хитрость. Останки Марка поместили в большую корзину, а сверху накидали свиных туш. Они были уверены, что сарацины (население Арабского халифата в V-XIII веках) при досмотре путников к такой «нечистоте» и не прикоснутся вовсе. Но для пущей надежности запрятали корзину в парусных складках.
Предшественником базилики был скромный по своим масштабам храм Святого Теодора, носивший имя изначального покровителя города. Когда в 829 году доставили тело апостола, дож (глава республики) Партечипацио и распорядился построить другой храм – величественный и роскошный. Он должен был соответствовать высокому предназначению хранилища мощей покойного евангелиста, ставшего новым покровителем Венеции.
Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини, 1496 год
Весть о появлении святыни быстро разнеслась по Европе, и собор Сан-Марко стал в ряд особо почитаемых христианами святых мест. Однако в 976 году случилось несчастье – пожар. После этого храм неоднократно перестраивали. Завершающую реконструкцию освятили в 1094 году. В том виде, практически без изменений, здание собора Святого Марка дошло до наших дней, возвышаясь поблизости от Большого канала (Canal Grande), главной «улицы» современной Венеции, протянувшегося на 3800 метров.
Вид на собор через площадь Сан-Марко Внутри базилики Квадрига святого Марка
Архитектура собора Сан-Марко
Прообразами собора Сан-Марко стали два православных храма: церковь Святых Апостолов, существовавшая в Константинополе с 330 по 1461 год, и ныне функционирующий стамбульский Софийский собор. Венецианская базилика имеет вид греческого креста и на пересечении увенчана большим куполом. Всего куполов пять: остальные высятся над «ветвями» креста. Порталы центрального фасада, их пять, украшают мозаичные тимпаны XVIII века, установленные вместо устаревших аналогов XVI столетия. В результате многих реконструкций в облике собора Сан-Марко соединились различные стили. Его удивительно гармоничная архитектоника совмещает восточный мрамор и барельефы в романском и греческом стиле, колонны самых разных ордеров и капители в стиле готики, не говоря уже о византийских и итальянских скульптурах. Вместе с тем он остается классической византийской крестовокупольной базиликой.
Купола собора Сан-Марко с видом на Венецию
Что посмотреть в базилике Святого Марка
Здание собора потрясает воображение своими масштабами. В высоту оно простирается на 43 метра, в длину – на 76,5 м, в ширину – на 62,5 метра. Общая площадь – 4000 кв. метров. Главный фасад (он же западный) являет собой произведение искусства: здесь представлены шедевры разных эпох начиная от античных и заканчивая Средними веками. В южной стороне – той, что ближе к резиденции бывших глав республики – находятся две колонны, доставленные из Сирии. Их украшает византийская резьба V века. Привезенные из Турции изваяния четырех тетрархов (IV в.) стоят на внешнем углу казначейства. Верхнюю часть главного фасада украшают тонкие башенки, их добавили шесть веков назад.
Алтарная часть и центральный неф отделены друг от друга. Между ними находится иконостас конца XIV века. Большим крестом увенчана изготовленная из цветного мрамора алтарная преграда. По сторонам от него, помимо изваяний евангелиста Марка и Девы Марии, находятся статуи всех двенадцати учеников Христа. Главный соборный алтарь, где, собственно, и покоятся мощи апостола, находится под киворием. Они были перенесены туда из крипты в 1835 году. Наборный пол храма (XII век) тоже мраморный, отлично сочетается с его внешним и внутренним убранством. Главный алтарь, более известный как Пала д’Оро («Золотой алтарь»), бесценен. Он создавался на протяжении почти пятисот лет византийскими ювелирами. В высоту простирается на 2,51 метра, в длину – на 3,34 м. Его, состоящего из 80 икон-миниатюр, называют в числе главных сокровищ города. Иконы изготовлены в технике перегородчатой эмали, инкрустированы драгоценными камнями и украшены золотом. Некоторые сокровища в 1797 году были украдены Наполеоном. Большинство же сохранилось, их можно видеть и сегодня. Вообще, сокровищница собора богата: бесценные реликвии привезены еще крестоносцами, разграбившими Константинополь.
Встреча Авраама и Мелхиседека Искушение Христа Тайная вечеря Центральный фасад собора Святого Марка
Старейшие мозаики, датированные XIII веком, сберегаются в атрии, это сразу за входом. На них воспроизведены сюжеты Торы (ветхозаветного Пятикнижия), в то время как мозаики внутри храма Сан-Марко показывают нам библейские сюжеты из Евангелия. Купол, который ближе всех к основному входу, одновременно и самый старый. Украшающая его мозаика иллюстрирует, как в Пятидесятницу сошел Святой дух в виде голубя. Могила правителя Венеции Орделафа Фольера и еще двух правителей республики тоже находится неподалеку от главного входа. А сразу за ним видим памятный знак в честь исторического примирения в 1177 году римского понтифика Александра III и императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы.
В музее при храме Святого Марка хранится квадрига из позолоченной бронзы. Это единственный дошедший до нас образец античной конской скульптуры, изготовленный греческим мастером Лисиппом. Когда-то, примерно в IV веке до н. э., она венчала арки Траяна. Бронзовые копии коней можно видеть на лоджии главного фасада. В музее также хранятся образцы ранних мозаик. Над центральным входом имеется балкончик, с которого можно полюбоваться панорамой площади Сан-Марко. Но планируя посетить храм, не забывайте, что он является действующим, поэтому есть определенные требования к одежде. Нельзя входить с большими сумками, громко разговаривать, фотографировать и снимать на видео.
Старейшая из мозаик фасада (XIII век) «Процессия переноса мощей святого Марка в собор» Мозайка «Прибытие мощей апостола Марка в Венецию» 1660 год
Время работы
В будние дни базилика открыта с 9:45 до 17:00. По воскресеньям и в праздники работает с 14:00 до 17:00, в зимнее время до 16:00. Вход бесплатный. Музей собора Святого Марка принимает посетителей с 9:45 до 16:45. На колокольню можно попасть летом с 9:00 до 21:00, зимой – до 15:45.
Как добраться
До Венеции есть рейс «Аэрофлота» из Москвы. В Санкт-Петербурге можно сесть на борт итальянского авиаперевозчика AirOne.
Другой вариант: добираться поездом Москва – Ницца. Он идет через Верону, от которой до Венеции, если пересесть на поезд-экспресс, всего час пути.
От местного железнодорожного вокзала Santa Lucia до собора Сан-Марко ходит водный автобус (маршруты №№ 1, 2 и 51). Время в пути примерно 25 минут. Можно пройтись пешком, но это дольше – 30-45 мин.
Базилика Сан-Марко в Венеции
Базилика Сан-Марко (Basilica di San Marco) — кафедральный собор Римско-католического Патриархата Венеции (Patriarcato di Venezia) с достоинством малой базилики. Главный храм города включён в список Национальных памятников Италии и охраняемых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Во всём мире Базилика Святого Марка известна как уникальный архитектурный шедевр, который наряду с прилегающей площадью Сан-Марко (Piazza di San Marco) и Колокольней (Campanile di San Marco) является символом Венеции.
Построенная по образу одного из храмов Константинополя, итальянская базилика стала своеобразной витриной византийских трофеев – бесценных свидетелей древней христианской культуры.
Время работы и билеты
Базилика Святого Марка открыта с понедельника по субботу с 9:30 до 17:00. С 16 апреля по 28 октября, по воскресеньям и в праздничные дни, собор открыт до 16:30. Время работы продлено до 17:00 с 29 октября по 15 апреля.
Во всех случаях время последнего входа составляет 15 минут с момента закрытия.
В религиозные праздники, особенно во время Пасхи и Рождества, время работы может быть изменено.
Чтобы попасть в базилику без очереди, советую заранее приобрести билеты онлайн. Полный билет стоит 25 евро и дает гарантирует в быстрый вход в базилику Святого Марка, музей, Пала Д’Оро, а также на смотровую площадку с видом на на площадь. Бонусом идёт загружаемое приложение аудиогида для телефона.
Святой Марк
Кафедральный собор Венеции носит имя святого Марка – ученика апостолов Петра и Павла, первого епископа Александрии (основателя христианства в Африке) и автора второго из четырёх евангелий Нового Завета.
Начало истории базилики связано со Львом Святого Марка — знаковым символом евангелиста. Согласно легенде, ангел в образе крылатого льва явился к святому, потерпевшему кораблекрушение в водах венецианской лагуны, и произнёс: «Мир тебе, Марк, мой евангелист. Здесь твоё тело найдёт покой».
Этими вещими словами руководствовались два венецианских купца, Буоно да Маламокко и Рустико да Торчелло, которые в 828 году похитили тело святого из Александрии и доставили в родной город для вечного упокоения.
История «спасения» мощей весьма увлекательна. Слухи о том, что халиф Аль-Мамун для возведения новой мечети в Александрии приказал разрушить христианскую церковь с останками святого Марка, побудили венецианцев к дерзкой краже. Тайно ночью они проникли в египетский храм и вынесли тело евангелиста, заменив его мощами святой Клавдии. Чтобы доставить ценный груз на корабль его спрятали в корзине вместе со свиными тушами и овощами. Таможенники-мусульмане ничего не заподозрили и не провели обыск, так как их религия не позволяла прикасаться к мясу «нечистых» животных.
Строительство
31 января 828 года толпа горожан в порту Венеции встретила мощи святого Марка с ликованием и выбрала его новым покровителем города взамен византийского святого Фёдора. Останки евангелиста не стали переносить в старую церковь, а временно поместили в охраняемый каструм Дворца Дожей (Palazzo Ducale). Венецианцы решили возвести отдельный храм для своего главного святого.
Первая церковь, ок. 829–976 гг.
Строительство первой церкви, посвящённой евангелисту Марку, было начато в 829 г. дожем Джустиниано Партисипацио и завершено в 832 г. его братом дожем Джованни Партисипацио .
Как подтвердили раскопки, древняя постройка располагалась на месте нынешней крипты собора и походила, скорее всего, на раннехристианскую Базилику Сан-Витале (Basilica di San Vitale) в Равенне (Ravenna). Сохранившийся фундамент даёт некоторые представления о структуре первой церкви. Центральный купол над местом захоронения мощей и план здания в форме греческого креста относят её к Мартириуму – особому виду культового сооружения христиан, архитектура которого была позаимствована у римских мавзолеев имперской эпохи.
Вторая церковь, 976- ок. 1063 г.
Пожар 976 года, устроенный повстанцами во Дворце Дожей, уничтожил рядом стоящую церковь Сан-Марко и ещё около 200 домов Венеции. Новый дож Пьетро I Орсеоло, избранный вместо свергнутого народным восстанием дожа Пьетро IV Кандиано, за два года отремонтировал храм за собственные деньги.
Внешний вид второй церкви так и не удалось установить, но она не могла значительно отличаться от первой, учитывая короткий срок восстановительных работ. Известно, что именно в это время над гробницей святого Марка, находящейся в апсиде, был построен кирпичный свод, который более надёжно защищал мощи. Это полузакрытое святилище позже будет включено в склеп третьей церкви.
Третья церковь, 1063 г.
В 1063 году при доже Доменико I Контарини началось строительство нынешней Базилики Святого Марка. Она была возведена над старой церковью, остатки которой использовались для обустройства склепа.
Новая базилика существенно отличалась размерами и формами от предыдущей: появились кирпичные купола, мощные цилиндрические своды, аркады, притвор перед западным фасадом, новый алтарь.Освящение церкви состоялось 8 октября 1094 года. В этот же день мощи святого были помещены в новый склеп. Это событие обросло легендой. По некоторым источникам в то время место хранения останков евангелиста были утеряно, настолько надёжно их спрятали из-за боязни хищения. Они нашлись благодаря чуду. По окончании торжественной мессы вдруг одна из колонн правого предела раскололась и из неё выпал ящик, в котором находились благоухающие мощи святого.
- Советую почитать: кто такие венецианские Дожи?
Последующие вмешательства
Последующие реконструкции не внесли значительных преобразований в структуру третьей Базилики Сан-Марко, но изменили её внешний вид и сделали одной из самых оригинальных и узнаваемых церквей мира.
Заметные изменения коснулись отделки и внутреннего убранства, которые придали венецианскому собору черты романского и готического стилей, а также восточной исламской архитектуры.
Внешний облик базилики заметно обогатился в XIII в. за счёт более высоких куполов, облицовки дорогим мрамором и использования декоративных элементов, таких как колонны, рельефы и скульптуры. Часть из них строители сняли с дворцов и церквей Венеции, тогда как другие были привезены из Константинополя, в разграблении которого венецианцы участвовали во время Четвёртого крестового похода 1204 года.
Новая церковь Венеции резко отличалась по структуре и стилю от более привычных прямоугольных базилик Италии и являлась отсылкой к византийской традиции возведения храмов. Таким образом, частная церковь при Дворце Доже (которая оставалась таковой до 1807 г.), стала символом тесной политической и экономической связи Венеции и Византии.
Структура
Архитектурной моделью для Базилики Святого Марка стала Церковь Святых Апостолов в Константинополе — вторая по размеру и важности после знаменитого собора Святой Софии. О внешнем виде византийского храма можно судить только по описанию и сохранившимся изображениям, так как в 1461 году он был разрушен турками.
Структура Базилики Святого Марка разделена на три уровня:
- Основной нижний этаж;
- Верхняя проходная терраса;
- Купола.
Широкое основание (75,5 х 62,7 м) и относительно небольшая высота (43 м) объясняется обычной строительной практикой в Венеции – придать устойчивость зданию, возведённому на песчаном грунте.
Сложная архитектурная композиция сочетает в себе планы центрического греческого креста по византийскому типу и слегка вытянутой оси, присущей итальянским базиликам. Церковь имеет три нефа вдоль длинной оси креста, которые разделены четырьмя мощными основаниями и колоннами, и три более коротких нефа трансепта.
Пять куполов опираются на четыре цилиндрических свода, причём центральный и западный по размеру больше других, так как они обозначают направление на восток к алтарю — главного нефа для проведения религиозных церемоний.Относительно центрального купола базилика окружена тремя двухэтажными галереями, из которых западная и северная образует нартекс (пристройка перед входом в храм), а южная — баптистерий.
В план базилики включены также Ризница, Часовня Святого Исидора Хиосского и Часовня кардинала Джованни Баттисты Зенона, известная как Дзен-Часовня.
Фасады
Три фасада Базилики Сан-Марко, которые первоначально соответствовали строгому романскому стилю, приобрели свой нынешний роскошный вид в XIII–XV вв.
Северный фасад, эдикулы и люнеты которого украшены статуями Учителей Церкви и аллегорическими фигурами, уступает по разнообразию и богатству отделки двум другим.
Западный фасад
Из трёх фасадов главным является западный с пятью величественными порталами, обрамлёнными ярусами византийских колонн.
Арки входов и расположенные над ними люнеты с готическим венцом оформлены мозаикой, выполненной в XVII-XVIII вв. с сохранением средневековой иконографии и стилистики. Дверь центрального портала, украшенная бронзовыми пластинами, относится к VI в. Она была привезена из Константинополя и послужила образцом для остальных, выполненных местными мастерами в XII–XIV вв.
Центральная арка террасы увенчана статуей святого Марка, а чуть ниже находится крылатый лев, державший книгу с приветствием ангелов: «Мир тебе, Марк, мой евангелист».
В верхнем ряду террасы в эдикулах размещены фигуры евангелистов, а по краям — статуи Богородицы и Архангела Михаила, как напоминание о дате основания Венеции – 24 марта 421 года, в праздник Благовещения.
Южный фасад
Южный фасад, обращённый в сторону Дворца Дожей и моря, впечатляет богатым декором. В оформлении присутствуют редкий мрамор, колонны , статуи святых Антония Аббата и Павла Отшельника, а также аллегорических фигур Стойкости и Справедливости.
Из скульптур южного фасада привлекает внимание композиция из красного порфира «Четыре тетрарха» (Monumento ai Tetrarchi). Ранее она украшала одно из зданий Филадельфиона — важной площади Константинополя. Группа из попарно обнявшихся мужчин относится к первой половине IV века и изображает императоров-соправителей периода тетрархии (система совместного управления Римской империи) или трёх сыновей и племянника Константина Великого.
Квадрига святого Марка
Самым оригинальным декором западного фасада базилики являются позолоченные медные Лошади Святого Марка (Cavalli di San Marco), установленные на террасе над главным входом в 1254 году.
Лошади Сан-Марко вошли в число первых трофеев, доставленных в 1204 году из Константинополя, и стали своеобразным символом триумфальной победы Серениссимы над Византией.
Скульптурная композиция является уникальной по своей художественной ценности и единственной сохранившейся квадригой со времён классической античности. Авторство работы остаётся спорным, её приписывают как греческому скульптору Лисиппу (IV в. до н. э.), так и римским мастерам II-III в. н. э.
Достоверно известно, что позолоченные лошади, до того, как их украли венецианцы, длительное время украшали ипподром в Константинополе.
Квадрига Святого Марка не всегда находилась на фасаде базилики. Наполеон не устоял перед искушением и в 1797 г. вывез её в Париж, где использовал для оформления своей Карусельной Триумфальной арки. В 1815 году лошадей удалось вернуть на террасу венецианской базилики, после чего их ещё несколько раз снимали, чтобы уберечь от повреждений во время войн.
После реставрации 1970 года было принято решение поместить оригинальную Квадригу Сан-Марко в музей базилики, а её копию установить на террасу, где она и находится с 1984 года.
Мозаики
Внутреннее убранство Базилики Сан-Марко в первую очередь поражает обилием и великолепием мозаик, которые размещены повсюду — на сводах всех куполов, арках, в люнетах и нишах, верхней части стен и на полу. Они занимают около 4 тыс. кв. метров и представляют один из самых больших мозаичных комплексов в мире.
Первые изображения из кусочков смальты (особого цветного стекла) были выполнены в апсиде в 1071–1084 гг., тогда как их большая часть создавалась в XIII веке. В XVI–XVIII вв. в базилике появились более «современные» мозаики, восстановленные по эскизам таких знаменитых художников, как Тициан (Tiziano Vecellio), Тинторетто (Tintoretto), Паоло Веронезе (Paolo Veronese), Джузеппе Сальвиати (Giuseppe Salviati), Джованни Баттиста Пьяццетты (Giovanni Battista Piazzetta) и Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci).
Золотой фон мозаичных изображений принёс венецианской церкви славу «Золотой базилики». Секрет мягкого внутреннего свечения мозаики кроется в особой технике её выкладывания, когда на подложку из золотой фольги сверху наносился слой смальты, изготовленной по специальной технологии на острове Мурано.
Мозаичные сюжеты базилики охватывают почти все страницы истории христианства и представляют её последовательно и очень увлекательно.
В нартексе базилики шесть малых куполов покрыты мозаиками XIII века. На них представлены сюжеты из Ветхого Завета и эпизоды из жизни Ноя, Авраама, Иосифа и Моисея. Особую ценность и интерес представляет Купол Сотворения Мира, который показывает 26 сцен, в том числе и очень редких для церквей – создание Евы из ребра Адама, искушение змеем, изгнание из рая, благословение седьмого дня.
По направлению к алтарю раскрываются золотые мозаики западного Купола Пятидесятницы и центрального Купола Вознесения, выполненные в XII веке в традиционно византийском стиле.
Над главным алтарём возвышается усеянный звёздами Купол Эммануила, на котором изображён молодой Иисус, а также фигуры Богородицы и ветхозаветных пророков.
Богатое украшение мозаиками имеет баптистерий и часовни базилики.
Пала д’Оро
Главный алтарь Базилики Сан-Марко украшен одним из самых изысканных сокровищ византийской культуры, известным как Пала д’Оро (Pala d’oro) – «Золотой Алтарь».
Грандиозное по своей ценности панно размерами 212×334 см выполнено из золота, серебра, эмалей (187 пластин) и драгоценных камней (около 2 тыс. шт.). Золотой алтарь был заказана в Константинополе дожем Орделаффо Фалье специально для Церкви Сан-Марко в 1102 году и до XIV века обогащался новыми украшениями. Особую ценность представляют эмали Пала д’Оро. Верхний ряд содержит изображение Архангела Михаила и эпизоды из жизни Христа. Нижние панели первого горизонтального и бокового порядка рассказывают истории о святом Марке. В центре находится запрестольный образ Христа, окружённый четырьмя евангелистами, пишушими свои книги.
Золотой Алтарь открыт постоянно только с середины XX века, а до этого он был доступен для обозрения только по религиозным праздникам.
Склеп
Крипта – самая старая часть базилики, сохранившая остатки церкви IX века. Она расположена под пресбитерием и боковыми часовнями апостола Петра и святого Климента. В центре находится капелла, украшенная ажурной мраморной плитой византийской работы. Под ней до 1835 г. хранились мощи святого Марка, пока их не перенесли в главный алтарь.
Баптистерий
Баптистерий, состоящий из трёх помещений, находится в южной галерее базилики и относится к XIV веку. Он был построен по воле Андреа Дандоло (Andrea Dandolo) – дожа Венеции (1343-1354), известного гуманиста и друга Франческо Петрарки (Francesco Petrarca).
Главным предметом интерьера является крестильная купель с бронзовой крышкой, украшенной рельефами Якопо Сановино (Jacopo Sansovino). Мозаичные сюжеты посвящены в основном Иоану Крестителю и сценам крещения. При выходе из баптистерия стоит обратить внимание на интересное изображение в люнете «Танец Саломеи и мученичество Иоанна Крестителя».
Баптистерий стал усыпальницей для двух дожей – Джованни Соранцо и Андреа Дандоло, который стал последним правителем Венеции, похороненным в Базилике Сан-Марко.
Музей
Музей Сан-Марко был основан в XIX веке и заново открыт в 2003 году. Он находится на втором этаже западной и северной части нартекса, куда можно попасть по лестнице сразу при входе через главный портал. Экспозиция музея, посвящённая истории Собора Сан-Марко, разместилась на площади в 1 тыс. кв. м.
Коллекция включает разнообразные предметы – фрагменты мозаик, образцы мрамора, терракотовые и бронзовые статуэтки, картины и рисунки, гобелены, старинные ткани и многое другое. Гордостью коллекции являются Лошади Святого Марка, которыми с 1984 года можно полюбоваться вблизи и рассмотреть все детали.
Сокровищница
Небольшая коллекция ценных предметов Базилики Сан-Марко помещена в отдельную Сокровищницу (Tesoro di San Marco), вход в которую расположен в южной части здания. Она насчитывает 283 предмета, большинство из которых – это военная добыча дожа Энрико Дандоло, привезённая им в 1204 году из Константинополя: релизиозные святыни, предметы литургии, иконы, рукописи, ювелирные украшения, изделия из металла и камня.
Значительная часть предметов Сокровищницы была уничтожена пожаром 1231 года, а также в XVIII в., когда Наполеон приказал переплавить 535 кг изделий из золота и серебра для пополнения своей казны. Из самых ценных священных реликвий уцелели фрагменты Животворящего Креста и ампула с Честной Кровью Христа.
Кампанила
Кампанила Сан-Марко, стоящая рядом с кафедральным собором, возвышается над землёй на 98,6 метров и является одной из самых высоких в Италии. Венецианцы с любовью называют её «Хозяин дома» (El paron de casa).
- Советую почитать про самые высокие башни Италии
Первое сооружение на этом месте, построенное в IX в., являлось смотровой площадкой и маяком. Начиная с XII в. и по XVI в. череда реконструкций изменила облик колокольни до нынешнего. Неоднократные землетрясения, молнии, наводнения, пожары не уничтожили достопримечательность Венеции, каждый раз Кампанила Сан-Марко возрождалась.
Последнее ужасное обрушение произошло в 1902 году после попытки внести изменения в конструкцию башни для постройки лифта. Виновных, конечно, не казнили, как это было во времена Средневековья, и, к счастью, случайных человеческих жертв также не было (если не считать смерть кошки смотрителя колокольни). Городские власти Венеции приняли решение построить новую башню, соблюдая при этом ставший уже известный принцип «где была и как была» (dov’era e com’era). Восстановленная Кампанила Сан-Марко с усиленной конструкцией была торжественно открыта 25 апреля 1912 года по случаю праздника покровителя города.
Билеты и время работы колокольни
Колокольня открыта каждый день с 9:30 до 21:15 (последний вход: в 20:45; билет: 10 евро; бесплатно для детей до 6 лет). В случае неблагоприятных погодных условий (туман, сильный ветер, сильный мороз) колокольня закрывается для посещений.
Важно учитывать, что время ожидания в очереди в кассу может составлять от 1 до 3 часов. Чтобы сэкономить время, советую заранее зарезервировать билеты онлайн.
Образ прекрасной Венеции был бы неполным без Базилики Святого Марка — удивительной итальянской церкви с великолепным наследием культуры Византии.
Только великая торговая и военно-морская держава, которой была Светлейшая Республика Венеция, могла создать в течение нескольких столетий такой зримый памятник своей мощи, власти и богатства.