История Миусского трамвайного депо — фудмолла «ДЕПО. МОСКВА»
Владение бывшего Миусского трамвайного парка занимает квартал, ограниченный Лесной, 1-й и 2-й Миусскими улицами и Миусским переулком, общая площадь составляет 17,4 тыс. м². Планировка депо сохранилась с 1870-х годов практически в неизменном виде. Комплекс зданий включает административно-жилой корпус, жилой дом, большой и малый вагонные ангары, мастерскую, кладовую с проходной и ограду.
Планировка депо сохранилась с 1870-х годов практически в неизменном виде
С 1874 года носил название «Миусский парк», с 1921-го — «Трамвайный парк имени П. М. Щепетильникова», с 1957 по 2014 год — «4-й троллейбусный парк имени Щепетильникова». С 2014-го депо было закрыто. Ремонтные работы завершились в 2019 году.
Конно-железнодорожный парк
Эксперименты со строительством конно-железных дорог в Москве начались с 1870-х годов, уже в 1872-м были пущены первые две линии. Опыт их эксплуатации оказался успешным, поэтому в конце 1873 года столичная управа заключила контракт с графом Алексеем Уваровым на создание полноценной сети. Для обслуживания «конки» требовалось отдельное депо — так было решено открыть Миусский парк, подряд на его строительство получил московский купец Иван Андреевич Бусурлин.
Всего за один год в 1874-м был построен целый комплекс зданий: мастерская, конюшня на 114 голов, вагонный сарай на 100 вагонов, казарма, три склада. Также на территории Миусского парка находились колодец, полицейская будка и магазины для служащих. Периметр депо обнесли забором с двумя широкими въездными воротами. Постройки преимущественно были деревянными. Открытие состоялось в августе 1874 года, 3 сентября в газете «Русские ведомости».
К 1875 году конка в столице насчитывала 7 линий и свыше 70 двухэтажных вагонов, которые перевозили по 8 млн пассажиров в год, а к 1891-му — уже 11 линий, 325 вагонов и 1539 лошадей. Из 6 обслуживающих эту сеть парков Миусский был крупнейшим.
Трамвайный парк
В 1901 году начались работы по постройке первых опытных линий городского трамвая. На Миусской площади была открыта электрическая подстанция, а депо модернизировали под совместную эксплуатации конки и электрического трамвая. В 1907-м Миусский парк полностью перешёл на обслуживание нового трамвая и в 1908—1911 годах активно перестраивался. Все деревянные здания снесли и заменили каменными, в этот период появились двухэтажное здание администрации, вагонный, механический и электрический цеха.
Ансамбль Миусского парка отражает идею своей эпохи — «строить заводы как дворцы». Так называемый «кирпичный стиль» промышленной застройки того времени объединяет традиции русского зодчества с элементами романской и готической архитектуры.
Комплекс зданий спроектировали архитекторы Михаил Николаевич Глейниг и Николай Константинович Жуков. Все фасады выдержаны в едином парадном стиле, кирпич красного цвета контрастирует с белыми элементами декора: аркатурными поясами, аттиками, декоративными фризами, фигурными лопатками, филёнками. Административное здание и вагонный ангар оформлены высокими окнами с полукруглым верхом, отделанными кирпичным рустом и веерными перемычками. Интерьеры решены сдержанно, в них выделялись метлахская плитка пола и филенчатые двери.
Автором конструкции ангара чаще всего называют инженера Владимира Шухова. Мнения экспертов на этот счёт расходятся — известно, что Шухову приписывают массу зданий, архитектурой которых на самом деле он не занимался. Здание отличается высокими пролётами, каркас составляют стальные клёпаные фермы, общий размер — 29 на 70 метров, 8 световых фонарей, расчётная вместимость — 250 вагонов.
Рельсовую сеть и инженерную часть проекта разработал один из ведущих специалистов в области железнодорожного транспорта — Николай Абрамович Сытенко. «Веер» путевых выездов занял значительную часть территории Лесной улицы.
В 1914 году в Миусском трамвайном парке вагоновожатым и кондуктором служил писатель Константин Паустовский. Позднее в парке работал большевик Михаил Калинин, начал свою карьеру Александр Павлович Леонов — его имя впоследствии присвоил Василеостровский трамвайный парк в Санкт-Петербурге.
С ноября 1921 года парку было присвоено имя Петра Щепетильникова, ранее работавшего в нём слесарем.
В Миусский трамвайный парк пригоняли на ремонт трамваи со всего города. В 1924 году на базе его мастерских был построен планёр «Комсомолец» Петра Клементьева. В начале 1930-х прошёл последний этап строительства — тогда к административному и жилому корпусам добавили вторые этажи.
Троллейбусный парк
В 1952 году началась реконструкция комплекса под троллейбусный парк, переходный период длился чуть больше двух лет. К июлю 1955-го парк уже насчитывал 93 троллейбуса марки МТБ-82 для 6 линий. В 1957 году эксплуатация трамваев была прекращена.
В 1950—1960 годах в депо достроили небольшие служебные здания, выдержанные в едином стиле с основным ансамблем. В 1980-х годах провели частичный внутренний ремонт и замену перекрытий. В целом с середины по конец XX века Миусский парк не претерпел значительных изменений.
«Депо. Москва»: открытие номер много
Все, кто принимал участие в проектировании и строительстве гиганта, рады, как дети. Говорят, что это открытие номер один всего 2019 года, но всем остальным по большому счету все равно; ну еще одна торговая площадка, и чего? Homo sapiens так устроен, что удивить его могут только никогда не виданные вещи; например, если бы на Лесной хотя бы половину еды можно было получить бесплатно — тогда да, бежим скорее.
Но бесплатного там нет ничего, а выглядит все вполне нормально: огромный ангар, по центру торговые ряды, вокруг них корнеры и торговые павильоны; распланировано все — ну как распланировано, так распланировано, здесь вам не Версаль. Правда, есть посадочные места на втором этаже; и там же будет бар «Туристы» с непрерывно меняющимися бартендерами (узнаете знакомый почерк? да, это бар Зои Шатиловой, которая бар «15» и новые «Иностранцы»). Но это если заглянуть, как говорится, в недалекое будущее. В настоящем все несколько прохладнее.
Многие просто еще совсем не открылись — застолбили места и, видимо, оттачивают свои… э-э-э… концепции. У других проблемы с оборудованием, газом (да, здесь есть газ! и на нем можно готовить! но иногда его отключают) и электричеством. Так, в первый день в корнере Sebbs, где заправляет Себби Кэньон, не было ни второго, ни третьего, а огромный гриль обещали настроить дня через три (кто знает? настроили?). Правда, Себби все равно кормил народ — тартарами и салатом; он австралиец, знаете ли, как Крокодил Данди, никогда не унывающий.
Впрочем, он был не одинок. В первый день заработало еще несколько заведений — и надо понимать, что именно они и будут пахать без всяких оговорок. «Бэтмен и узбеки» готовили плов (отличный). J’Pan подавали коктейли на основе матча (если любите матча, вам сюда). K-grill переживали, что не могут запустить свои барбекю-установки, но упорно варили и жарили лапшу. «Припек» гордо пек гурме-блины, в том числе с черной икрой за бешеные деньги; на следующий день ими завалили весь инстаграм. Грузины из «Оджахури» угощали хачапури, Джакомо Ломбарди угощал пиццей, у Наташи Березовой смешивали очень хороший апероль-шприц. В общем, все как всегда. Хорошо, но как всегда.
Здесь надо сообщить всего одну, но показательную деталь, — как рядом с выловленной рыбиной кладут коробок спичек, чисто для масштаба; а то по фото непонятно, чему радоваться. Стоимость производства и установки вентиляции в «Депо. Москва» — 50 миллионов рублей; на эти деньги можно построить 5 или даже 6 ресторанов. Нормальному человеку от таких деталей не холодно и не жарко, но масштаб понятен. Короче, не спешите ругать. Дайте открыться по-человечески.
* Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в нашем Instagram и на странице в Facebook. Подписывайтесь!
Гид по «Депо»: что надо знать про самый большой гастроквартал Москвы
Гастрономический квартал на месте Миусского трамвайного депо на Лесной, 20, готов к открытию.
«Депо. Москва» – это самый большой, по уверениям создателей, фуд-молл мира (11 тыс. кв. м, 75 ресторанов-корнеров, 3 бара, 140 лавок и магазинов, пространство для детей и сцена) с соавтором концепции и партнером проекта Алексеем Васильчуком.
Нет сомнений, что будет жарко-жарко – такого больше нет в мире! «Депо» – большое, самое красивое, лучшее по мебели, по свету. Разработана обширная программа продвижения с туризмом (Красная площадь, Кремль, «Депо» – такой должна быть программа-минимум для приезжающего в Москву), с «Яндексом», в социальных сетях, в планах – свой канал в YouTube и Telegram.
Гастромаркет Депо сегодня
Если посмотреть на бывшее Миусское трамвайное депо (о его истории мы подробно расскажем в конце статьи), то — это архитектурный ансамбль из кирпича, хорошо и качественно отреставрированный и приведённый в хорошее состояние без утраты его исторического облика, основа которому закладывалась в начале XX века.
Внутри расположилось множество кафе и ресторанов по типу фудкорта. Помимо этого здесь же располагается небольшой рынок с большим выбором мясных и молочных изделий, а также овощей и фруктов.
Что касается расценок, то учитывая месторасположение депо — в центре Москвы, можно сказать, что не особо дорого. На момент написания данной статьи, Депо на Лесной только открылось, и здесь всё было чистенькое и свежее.
Ассортимент кафе — от бюджета до нормальных дорогих ресторанов, которые находятся не на общем фудкорте, а занимают отдельную часть здания, а то и целый цех.
Кафе находятся на первом этаже, а посидеть можно или на первом, или на втором этаже — кому как больше нравится и в зависимости от дня недели. По выходным здесь собирается довольно много народу.
Из представленных стран, здесь можно попробовать: русскую, китайскую, вьетнамскую, тайскую, японскую, грузинскую, азербайджанскую, испанскую, итальянскую, греческую, а также узбекскую, мексиканскую, бельгийскую и английскую кухни.
Помещение Депо поделено на линии и номера. Удобнее искать кафе по номеру, они крупно размещены на каждом заведении. Указатели написаны на трёх языках: русском, английском и китайском.
Средний чек на двоих: ≈ 1600 — 1800 р. еда с напитками.
Кстати
Гастрономический симбиоз рынков и фуд-кортов в столице не редкость, а уже данность. По этому принципу работает, например, Усачёвский – один из старейших рынков столицы, где кроме покупки продукции подмосковных и региональных фермерских хозяйств можно вкусно поесть в одной из «дочек» лучших московских ресторанов. На Даниловском рынке присутствует 30 ресторанных концепций. Знаменитый Центральный рынок на Рождественском бульваре тоже представляет собой не только торговые ряды с первоклассными продуктами, но и лучшие бутики с готовой едой, которую можно купить навынос, а можно съесть прямо на месте. А недавно в Кузьминках открылась круглогодичная ярмарка, где можно и продегустировать продукты, и вкусно поесть.
Сегодня «Депо» рассчитано на 1800 посадочных мест, скоро откроют второй этаж, а летом – веранду на крыше.
Адрес и часы работы Депо на Лесной
Гастромаркет Депо находится по адресу: улица Лесная, дом 20 со строениями с 1 по 6.
На метро — от метро Белорусская идти минут пять средним шагом. Выход из метро — удобней всего с кольцевой линии по указателю «Лесная улица», чтобы не топать пешком через всю площадь Белорусского вокзала.
На автомобиле — вы также можете приехать, встать на платной стоянке у Депо. Однако, она не очень большая и по выходным здесь аврал.
Стоимость парковки:
- 30 минут — бесплатно,
- 1 час — 100 рублей,
- далее каждый час по 200 р.
Мы были в выходной день, а потом приехали еще в будний день, парковка была полностью забита и в будни, и в выходные.
Терминал для оплаты парковки находится на первом этаже у центрального входа в Депо
Часы работы Депо на Лесной
Работает Депо и вся его инфраструктура с 10 до 23 часов. По праздникам время закрытия может переноситься на более поздние часы, но этот момент нужно предварительно уточнять из официальных источников.
Хоральная синагога, Самара
В 1909 году в Самаре состоялось открытие хоральной синагоги, построенной по проекту архитектора Зельмана Клейнермана. Здание в неомавританском стиле с ярким фасадом из красного и белого кирпича стало заметной религиозной и архитектурной точкой города. Спустя всего 20 лет, в 1929 году, синагога была закрыта и передана в распоряжение Горсовета. Позднее там был открыт дом культуры, а потом разместился хлебозавод № 8.
В 1994 году здание синагоги было возвращено еврейской общине, однако комплексный проект по её реставрации был подготовлен только в 2012 году. Тогда в синагоге успели частично отреставрировать кирпичную кладку фасадов и кровельное покрытие купола западной башни, но из-за нехватки средств работы пришлось заморозить на неопределённый срок.
В октябре 2020 года фасад восточной стены и крышу снесли из-за аварийного состояния. Стену позже выстроили заново, воссоздав оригинальный рисунок кирпичной кладки синагоги, но градозащитники критически отреагировали на подобное решение. По их мнению, кирпич можно было сохранить и использовать при дальнейших работах, а не выкидывать, заменяя новым.
Сейчас реставрация продолжается. Все работы по восстановлению здания синагоги планируют завершить к 2021 году.
Наш отзыв о Депо на Лесной
Сказать, что в Депо в выходные много народа — это ещё мягко сказано, здесь БЕЗУМНО МНОГО народа
Мы решили посетить депо 9 марта во второй половине дня ближе к вечеру. Сказать, что там было много народу — это ничего не сказать. Несмотря на то, что место не получило широкой рекламы, народу сюда съехалось огромное множество!
В общем, пройти с подносом или с тарелкой к своему столику, находящемуся в двух шагах от закусочной — это был целый квест.
Хотя сама атмосфера при этом какая-то достаточно спокойная. Здесь представлено довольно много кафешек, многие из которых совершенно не на слуху. И это, надо сказать, пошло на пользу заведению. В то время, как в целом по Москве качество еды в различных кафе и ресторанах упало ниже плинтуса, здесь чувствуется, что кафешники борются за своих клиентов, и качество еды нас очень приятно удивило.
Опять же повторимся, что открылось заведение совсем недавно, поэтому всё чистенькое, свеженькое и в целом здесь довольно приятно находиться.
Цены на еду рыбного кафе
Единственный момент, часть столов, которая находится на втором… наверное, правильно было бы сказать ярусе, а не этаже, — обычные квадратные на четырёх человек. Первый этаж по типу кабака — длинные столы с высокими стульями. Т.е. вы садитесь рядом с незнакомыми людьми. Хотя, поскольку тут так заведено — это не напрягает.
Очень понравилось, что сюда комфортно можно добраться на метро. Что твориться с парковками в центре Москвы не знает, разве что, только житель спального района, никогда не бывающий в центре. Конечно, тут есть своя парковка. Но она платная и довольно скромных размеров. Так что приезжать сюда на автомобиле может быть не очень комфортно.
Схема расположения заведений в Депо
Список кафе (увеличивается при клике мышкой)
В целом, сложилось впечатление такое, что сюда хочется вернуться ещё. Только на этот раз, наверное, всё таки в будний день, т.к. такие толпы народу всё таки утомляют.
В день посещения мы решили отведать блюда из двух грузинских кафе, заказали хачапури с сыром и зеленью, хинкали, по бокалу красного вина и чай.
Цены: чек на двоих вышел на 1900 р. (еда + напитки).
В следующий раз обязательно попробуем морепродукты (многие посетители выбирали из огромного разнообразия именно устрицы).
Плюсы:
- Качественная, свежая, вкусная еда.
- Можно попробовать одновременно блюда разных стран.
- Приветливый персонал.
Минусы:
- В выходные дни ОЧЕНЬ много народа и сложно найти свободное место.
- Завышенные цены на рынке.
Лучшее время посещения:
- будни (чтобы посидеть в спокойной обстановке) и
- вечером в выходные (если пришли большой компанией).
Совет, если вы пришли в Депо в выходной день (инструкция к действию, чтобы не испортить себе настроение и приятно провести время):
- При входе в Депо ищите карту с планом расположения точек питания.
- Определяетесь с кафе, блюда, которых хотите попробовать.
- Находите нужные пункты и рядом сразу ищете место, где сеть. Если свободных мест нет, поднимайтесь на второй этаж (там всегда можно найти столик).
- Если вы пришли не один (лучше в депо приходить компанией), делитесь, кто-то пока стоит в очередь, другой держит столик.
- Еще, как вариант, сначала покупаете напитки, и уже, прогуливаясь со стаканчиком (бокальчиком) чего-то вкусного, ищете вкусную еду.
P.S. Туалеты находятся только на первом этаже, комната матери и ребёнка есть на втором этаже.
Наша оценка заведению: 4 из 5. Балл снижен только из-за толп народа. Качество еды перекрыло многие минусы.
А теперь ещё немного фото и исторических сведений для любознательных.
Сыры на фермерском рынке Депо
Цены на фрукты и овощи нам показались немного завышены
Устрицы и морепродукты пользуются спросом у посетителей Гастромаркета
История Депо
Настоящий трепет охватывает, когда начинаешь погружаться в историю этого депо. Ведь оно, хоть и неоднократно перестроенное, является ровесником столичного трамвая! Тогда, в тех далёких 1870-х годах начались эксперименты с конно-трамвайным транспортом, а в 1874 году был построен самый первый вариант трамвайного депо. В то время это дело называлось Миусским трамвайным парком.
«Но почему же тогда при входе в депо нас встречает… троллейбус?» – вероятно, спросит внимательный и любознательный читатель.
Тот самый троллейбум при входе в Депо
Забегая вперёд скажем, что этот троллейбус, хоть и являющийся чистой декорацией, имеет непосредственное значение для этого здания. А ещё он тут не единственный — троллейбусы будут вас окружать, но об это позже. Вернёмся к нашим баранам трамваям!
Здание в то время было деревянным и содержало в себе конюшни и цех для вагонов. Открытие трамвайной сети произошло громко и с помпой! Даже, батюшка приходил окропить вагоны.
Особенно интересен такой забавный факт, что проектировали трамвайную сеть через… ну вы поняли, «через куда», из-за чего рельсы заворачивали довольно резко и возле крутых поворотов стояли группы рабочих, подталкивающих трамвайный вагон в правильном направлении.
Но вот невезуха, вагоны всё равно умудрялись сходить с рельсов. Впрочем, позже, конечно эту проблему решили, но это уже совсем другая история.
Шло время, появилась возможность вместо лошадок использовать электрическую тягу. Этим ознаменовалось начало XX столетия, естественно, и Миусское депо пришлось немного переделать, да перестроить. Сперва здесь жили и лошади с вагонами, и электрические трамваи, ну, а в 1907 году полностью отказался от конной тяги. И вот с 1908 года депо стало перестраиваться и приобретать тот вид, в котором мы знаем его сейчас. Этот процесс продолжался довольно долгое время, но основа закладывалась именно тогда — под эгидой строительства «Заводов, как дворцов».
Ещё один старинный экспонат Депо
А ещё интересно, что в этом депо успел поработать кондуктором Константин Паустовский и слесарем Сергей Зуев — тот самый, в честь которого назван ДК, в котором сейчас базируется театр Квартета И.
В 1952 году Миусский трамвайный парк стал преобразовываться в… троллейбусный!
Так вот, почему при входе в депо нас встречает троллейбус!
В 1957 году трамваи перестали использоваться в этом парке.
Опять шло время, парк достраивался и развивался. Но, наступил 2014 год, когда в рамках развития общественного транспорта Мосгортранс закрыл это депо, чтобы продать территорию под коммерческую застройку.
К счастью, общественность тогда смогла отстоять этот объект, признанный тремя годами позже объектом культурного наследия, который охраняется государством.
Его всё равно продали с молотка частным инвесторам, но теперь уже с условием сохранения и проведения реставрационных работ.
Здания депо были успешно восстановлены, в них проведены необходимые модернизации, связанные с санитарными нормами и безопасностью. В результате мы получили такой замечательный гастрономический арт-объект с более, чем полуторавековой историей.
Новая Голландия, Санкт-Петербург
Фото: Катя Никитина
Фото: Петр Тимофеев
Кирпичные склады Новой Голландии были построены на острове в конце XVIII века. Эксперты уверены, что в Европе нет подобных памятников промышленной архитектуры раннего классицизма. Общая площадь фасадов зданий из неоштукатуренного исторического кирпича составляет 26 тысяч квадратных метров.
Долгое время постройки острова находились без должного ухода и разрушались под воздействием петербургского климата. Высокая влажность и соль частично повредили кирпичную кладку, которая требовала немедленного восстановления. В 2010 году тендер выиграла компания Millhouse LLC, которая начала проект реставрации и приспособления острова, а уже в 2011 году он был открыт для посещения.
К 2020 году был благоустроен парк и открылись первые отреставрированные кирпичные здания: «Кузня», «Бутылка» и Дом Коменданта, где разместились рестораны, магазины, офисы и общественные пространства. Сейчас продолжается второй этап реставрации. Недавно на острове открылся корпус № 12, расположенный на пересечении набережных Крюкова и Адмиралтейского каналов. Работы по его реставрации и приспособлению длились три года. Планируется, что резидентами здания станут Музей современного искусства «Гараж», Цифровой дом , а также магазины и рестораны.
Путеводитель по «Депо»: что пробовать в самом масштабном ресторанном проекте страны
Приехать в Москву, даже на пару дней, и не сходить в «Депо» — упущение для твоего путешествия. Мир бредит фудкортами. Central Market в Лос-Анджелесе, Mercato di San Lorenzo во Флоренции, Chomp Chomp в Сингапуре — эти и подобные площадки уже стали полноценными городскими достопримечательностями наряду с музеями, статуями и соборами.
99,8 тыс.
2
8 минут чтения
Москва, похоже, решила обскакать другие мегаполисы. «Депо» — это 11 000 кв. метров, 75 различных концепций, бар с двумя большими залами, 140 продуктовых лавок — и речь пока только об одном, пусть и самом крупном здании, а всего их здесь пять. С момента открытия «Депо» немедленно начало ставить и тут же бить собственные рекорды по посещаемости: 75 000, потом 100 000 человек в сутки и, наконец, 300 000 за выходные. И да, не забываем, что само здание — ещё и памятник дореволюционной промышленной архитектуры.
О том, как не запутаться, не потеряться и попробовать всё самое-самое, рассказывает гастрономический и ресторанный журналист, автор канала «Соль» в Telegram — Иван Глушков.
Немного истории
«Депо» — бывший Миусский трамвайный, а потом троллейбусный парк, первый в своём роде в Москве. Центральный корпус и вовсе был построен в 1870-е годы (для конки), боковые — в начале ХХ века. У Константина Паустовского есть довольно любопытные зарисовки со времён, когда он переехал в Москву и работал в депо кондуктором. А здешний бар «Туристы» квартирует в помещении бывшего общежития, где у Паустовского была койка. Да и вообще краснокирпичная промышленная архитектура — это всегда интересно и красиво. Найди время прогуляться вокруг.
Как всё устроено
«Депо» — это три больших кирпичных ангара и несколько зданий поменьше. Если стоять на Лесной улице лицом к центральному входу, то слева направо будут фудмолл «Депо.Москва», здание в центре, здание справа, здания вдоль стены.
- Фудмолл «Депо.Москва». Для самого большого здания владельцы придумали термин «фудмолл» — это как фудкорт, только гораздо больше. Здесь представлены и зарекомендовавшие себя сетевые проекты (например, японская раменная Ku, вьетнамская лапшичная Bo, закусочная с крылышками и бургерами Buffalo Wings), и авторские, существующие в единственном экземпляре: узбекская харчевня «Бэтмен и узбеки», гастробар Stall by Berezova, мясной проект известного московского австралийца Сэбби Кеньона Sebb’s.
Рынок — тоже довольно интересное место: собственным сыром торгует сыроварня Ko&Co, есть специализированные магазины азербайджанских и сирийских сладостей, мясные, колбасные лавки и, конечно, ряды со свежими овощами и фруктами.