Как выглядит триумфальная арка в париже сегодня
Перейти к содержимому

Как выглядит триумфальная арка в париже сегодня

  • автор:

Триумфальная Арка на Елисейских полях в Париже

Значение парижского монумента – Триумфальной арки состоит не только в узнаваемом символе столицы Франции. Кроме архитектурного посыла, данное сооружение является памятным знаком в честь победы французской армии против войск союзников – русских и австрийцев. Смысл одержанной виктории заключается в торжестве гения полководцев, преодолевшего численное превосходство противника. А на память потомкам появился ажурный портал.

Знакомство с символом Парижа

Возраст постройки составляет почти 2 сотни лет, при этом она прекрасно сохранилась

Встреча с архитектурным памятником, этим ярким олицетворением эпохи, состоится на площади, носящей имя Шарля де Голля. Возраст постройки составляет почти 2 сотни лет, при этом она прекрасно сохранилась. Лучами от площади с расходятся прямые протяженные проспекты, соединяющие место с разными концами города. Один из них носит название Елисейские поля. Большинство экскурсионных туров, поездок организовано с таким расчетом, что в них включено посещение . Миновать его невозможно.

Размеры

Величественное строение подавляет габаритами: параметр ширины выбран почти равным высоте, соответственно, 44,8 и 49,5 метра, внутренний свод поднимается на уровень 29 метров. Достаточно продуманным выглядит решение связать достопримечательность с веткой метро – неподалеку находится станция Charles de Gaulle Etoile.

А еще сквозь нее проходит своеобразная ось, вдоль которой размещаются скульптуры и строения, символизирующие исторические эпохи Франции. Называют данный ориентир «Триумфальный путь» или «Королевская перспектива». А сама арка расположена так, что поднявшись на ее смотровую площадку, можно полюбоваться видами города, обозрев все – от урбанистических районов до окраин.

История

 Боковые плоскости портала украшают барельефы

Работа над строительством началась в начале 19 столетия, по прямому указанию правящего Наполеона I Бонапарта. Архитектурный стиль – античный.

Боковые плоскости портала украшают барельефы, памятные доски, прославляющие славные вехи в развитии республики и страны, победы армии над врагами.

Это самостоятельные скульптурные композиции, расположенные налево и направо от проема с каждого направления:

  1. Напротив Елисейских полей – «Триумф 1810 года», «Волонтеры на марше» или «Марсельеза».
  2. От Гранд Арме авеню – «Мир 1815 года», «Сопротивление 1814 года»

Повод к созданию арочного портала восходит к победной битве при Аустерлице, когда объединенная императорская французская армия разбила войска союзников. В годовщину триумфа на холме Шайо началась закладка основания монументального комплекса. К 1810 году строительство завершить не смогли. Поэтому, когда супруга Наполеона, Мария-Луиза, торжественного въезжала в столицу, недавно установленный постамент обтянули холстом, а сверху нарисовали декорацию в натуральную величину.

В 1811 году строение не добирало до требуемой отметки 5 метров. К тому времени прежний зодчий умер, а императорскую армию преследовали фатальные ошибки и поражения. Окончательно оформить, завершить постройку удалось к 1836 году, при правлении Луи-Филиппа. А еще через 4 года под сводом проехал поезд с телом возвращающегося во Францию Наполеона. Позднее подобная почесть стала традиционной, ее удостаивались другие полководцы и военачальники, общественные деятели.

Строительство

Изначально постройкой занимался архитектор Жан Шальгрен, назначенный императором Наполеоном. Для возведения сооружения был избран стиль античных времен, величественный и монументальный. Плоскости решено было украсить картинами, сценами из военных баталий, жизни республики. Так появились скульптурные группы «Триумф 1810 года», «Мир 1815 года», «Выступление волонтеров» и другие.

Барельефы изображают встречу императора с плененным Саидом Мустафой-пашой, погребение генерала Марсо, знаменательные битвы при Арколе, Канобе, Жемаппе. Логическим завершением всех викторий стала сцена, символизирующая победу при Аустерлице.

Всего на стены нанесены названия более сотни сражений, имена шестисот с лишним французских военных, полководцев. Строительство длилось 30 лет, с 1806 по 1836 годы. Начинал его один архитектор, а завершил другой – Абель Блуэ. Позднее сооружение связало в один ряд 3 арки: на площади Шарля де Голля (первая), Каррузель, поблизости Лувра (вторая) и модернистская Большая, в квартале Дефанс (третья).

Исторические события

Парад русских войск в Париже в 1814 году

В 1810 году Наполеон устроил торжественный въезд своей будущей супруги, Марии-Луизы, по Елисейским полям. Путь ее пролегал мимо недостроенного арочного портала, который спешно задекорировали и придали вид законченного. А уже через 30 лет под сводами пролегал путь траурного кортежа с останками Наполеона, везущего императора к его последнему приюту.

В 1921 году там же были помещены останки неизвестного солдата, павшего на полях сражений Первой мировой войны. Тогда же зажгли Вечный огонь, к которому ежегодно возносятся венки в память о погибших. 14 июля здесь проходит церемониальный военный парад, который принимает Президент республики.

Как арка стала Триумфальной

Триумфальной она стала по воле Бонапарта, когда он, по образу и подобию римских цезарей, вознамерился воздвигнуть памятник в память о своем величии. По замыслу архитекторов, барельефы и надписи, украшающие плоскости, должны были повествовать о славных днях французской армии, постепенно подводя к логическому завершению – битве при Аустерлице.

Арка сегодня

В современном городе исторический памятник сохранился практически без изменений. Вместе с возведенными позднее аркой Каррузель в Лувре и Большой аркой в Дефансе, он образует визуальную прямую – «Триумфальный путь». Фактически сооружение стало достопримечательностью, местом посещенийгорожан и иностранных туристов.

Скульптурное оформление

Стены Триумфальной арки покрывают надписи, отражающие названия одержанных побед

Снаружи строение украшают скульптурные группы, расположенные симметрично (слева и справа), на фасадах колонн с каждой стороны, от Елисейских полей и авеню Гранд Арме. Это изображения заключения мира в Шенбрунне в 1810 году, выдвижения волонтеров навстречу прусским агрессорам, противостояния захватчикам в 1814 году и перемирия 1815 года.

Дополняются основные сюжетные линии 6 барельефами, повествующими о различных событиях из жизни империи. К ним относятся:

  • финал битвы у Абукира (встреча Бонапарта с пленным турецким военачальником);
  • похороны генерала Марсо;
  • баталии при Арколе и за Каноб, у Жемаппы;
  • Аустерлицкое сражение.

Абукирская битва примечательна тем, что возле одноименного мыса национальные войска, ведомые генералом Бонапартом, нанесли сокрушительный удар по превосходящим силам турков. Годом ранее здесь же британский флот разбил армаду Франции. Таким образом, победа явилась освобождением от позора за поражение, началом величественного восхождения Наполеона. В итоге сражения предводитель турецких войск – Мустафа-паша – сдался на милость победителя, этот момент и был запечатлен в барельефе.

Следующая доска изображает похороны генерала Марсо, прославленного военачальника и патриота. Он пал во время схватки в Германии, при Хехстенбахе. Тело Марсо было похоронено в Кобленце, а позднее перенесено на родину, в Пантеон героев.

Знаменательное сражение при Арколе продолжает повествование о боевых доблестях генерала Бонапарта. Личным примером, со знаменем в руках, он вдохновил армию на бой – взятие Аркольского моста и полный разгром австрийцев.

Внутренняя отделка

Каноб в Египте стал очередной вехой в развитии императора и его армии. Следующий барельеф посвящен сражению поблизости от деревни Жемапп, где национальные войска дрались с австрийцами и опрокинули противника, отбросив его вглубь страны. Завершает повествование о славных победах мемориальное изображение баталии при Аустерлице, ставшей эпохальной в войне с антинаполеоновской коалицией.

Кроме того, стены достопримечательности покрывают надписи, отражающие исторические названия одержанных побед, имена предводителей, отличившихся в боях.

Триумфальная Арка внутри

Архитектурный памятник совмещает функции композиции и оригинального музея открытого типа. На внутренней поверхности портала расположены изображения, связанные с этапами возведения и памятными датами, событиями. Посещение музея доступно круглый год, вместе с основным комплексом и в те же часы.

Виды со смотровой площадки

С высоты, а она достигает почти полсотни метров, открывается живописнейший обзор, возможность лицезреть красоты Парижа сверху. Это Эйфелева башня, 108-метровое сооружение Tour Relais TDF, Елисейские поля, вход в Лувр, деловой квартал столицы – Дефанс.

Отдельного упоминания заслуживают дневное и ночное посещение. Они не похожи друг на друга, неповторимы и своеобразны. Прежнее название площади (Звезда) позволяет понять характер размещения сооружения, планировки примыкающих к ней улиц. Ровные, прямые, как стрела, проспекты, расходящиеся лучами от центра, при небольшом участии воображения действительно напоминают многолучевую звезду. Зрелище, которое открывается с вершины, завораживает: весь Париж как на ладони. Туристы с удовольствием поднимаются на смотровую площадку, делают фото на память об экскурсии.

Интересные факты

Прежде всего, это конструкция. Сооружение покоится на 4 колоннах, соответственно, вход в него возможен с разных направлений. Фактически, это грандиозный портал, поражающий своими размерами. Из числа интересных фактов выделяют следующие:

  1. Сооружение возводилось при нескольких императорах и архитекторах. Завершили его за 3 десятилетия, из них 2 года затрачено на создание надежного основания.
  2. Портал считается самым крупным по масштабам Парижа и мира. Пропорции высоты и ширины сопоставимы – почти 50 метров, внутренний свод поднимается на 29 метров.
  3. При создании монумента не обошлось без курьезов. Архитекторы предложили несколько вариантов для возвеличивания побед наполеоновской армии. Одним из них был гигантский слон.
  4. Прототипом сооружения, созданного в античном стиле, является римская арка императора Тита Веспасиана. Считается, что оба монумента имеют одинаковые пропорции.
  5. Поверхности памятника украшены изображениями сражений и памятных событий. Там размещены названия более сотни битв и пятисот имен прославивших себя полководцев.
  6. Вокруг достопримечательности находятся 100 тумб, соединенных цепями. Их количество не случайно, оно совпадает с числом дней, проведенных императором на троне после возвращения из ссылки.
  7. Визуально портал, вместе с 2 другими арками – Каррузель и в Дефансе, образует воображаемую линию – «Триумфальный путь».
  8. Правитель собственноручно участвовал в закладке фундамента. Дожить до завершения строительства ему не довелось. После смерти прах Бонапарта провезли под арочным сводом. Такой же чести позднее удостоились величайшие французы, в числе которых литератор Гюго, генералы и маршалы.
  9. Каждый год здесь проводятся военные парады, а к Вечному огню возлагаются венки. Во главе процессии движется глава Французской республики.
  10. Название места, на котором воздвигнут памятник, звучит как «Звезда Шарля де Голля» (Charles de Gaulle Etoile). Из центра монументальной композиции разбегаются стройные отрезки городских застроек, сверху действительно напоминающие звездный силуэт.

Могила Неизвестного солдата

Могила Неизвестного солдата

Кроме московского мемориала Неизвестному воину, в мире существует еще несколько захоронений неопознанных павших бойцов. Есть подобный и во Франции. По завершении самой затяжной и масштабной по числу жертв битвы, в 1921 году, у подножия арочного портала, погребли останки неопознанного героя минувшей войны.

Как добраться

Достопримечательность располагается в центральном парижском округе, вблизи от транспортных путей и магистралей. Попасть сюда возможно на метро, выход на станции «Площадь де Голля» (Charles de Gaulle Etoile), а также на городском автобусе. В крайнем случае – на такси.

Режим работы и стоимость билетов

Архитектурная композиция открыта для посетителей с 01.04 по 30.05, с 10 утра до 11 вечера, и с 01.10 по 30.03 – с 10 утра до половины 11 вечера. Ориентировочная стоимость билета составляет 8 евро полная и 5 – льготная. Выходных дней в работе экспозиции не предусмотрено.

Советы по посещению

Прежде всего, следует понимать: то, о чем восторженно отзываются французы, может быть совсем неинтересно россиянам. Монумент строился, как символ побед наполеоновской армии. Он проектировался для прославления полководцев, битв, исторических событий.

Каждую плоскость украшают скульптурные композиции, мемориальные доски, а также надписи, сообщающие о местах сражений и фамилиях участвовавших там военных. Под сводами создан небольшой музей. В его композициях – продолжение батальной темы, связанной с правлением Бонапарта.

Вид со смотровой площадки на Эйфелеву башню

Удачное расположение монумента, живописные ландшафтные виды Парижа, открывающиеся со смотровой площадки, пополнят коллекцию впечатлений туристов, путешествующих по Франции.

Удобный режим работы (с 10 до 23) поможет, никуда не торопясь, прогуляться по столице республики, попить кофе в бистро или позавтракать, чтобы затем посвятить остаток свободного времени ознакомлению.

Стоимость входного билета не обременит кошелек туриста, а взамен гарантировано прикосновение к эпохе тех времен, изучение этапов становления императора, как полководца и лидера. Французы, в отличие от других наций, весьма трепетно относятся к своей истории, не разделяя ее на «светлые» и «темные» периоды, не наделяя правителей ярлыками тиранов или освободителей.

Поэтому следует уважительно воспринимать их памятники, соблюдать сдержанность в высказываниях и суждениях. Триумфальная арка, как бриллиант чистой воды, по праву занимает свое место в обрамлении проспектов и площади-звезды, являясь символом республики, принадлежащему прошлому и настоящему.

В Париже публике представили упакованную Триумфальную арку (фоторепортаж, видео)

Самый посещаемый памятник столицы Франции на две недели превратится в собственную тень — по проекту художников Кристо и Жанны-Клод.

Триумфалную арку упаковали на две недели \ REUTERS

В Париже для посетителей открыли упакованную Триумфальную арку. Ее обернули в 25 тыс. м голубовато-серебристого полипропилена. Материал изготовлен из вторичного сырья и в дальнейшем может быть переработан.

Самый посещаемый памятник столицы Франции на две недели превратится в собственную тень — по проекту художников Кристо и Жанны-Клод. Однако ни один из них не увидит этого проекта. Кристо (Христо Явашев) умер 31 мая 2020 года в Нью-Йорке, а Жанна-Клод умерла еще в 2009 году.

Проект был задуман еще в 1961 году. Первый фотомонтаж с изображением упакованной Триумфальной арки Кристо показал год спустя и несколько раз создавал варианты инсталляции. К одному из них решили вернуться в 2017 году во время обсуждений подготовки ретроспективной выставки художников «Кристо и Жанна-Клод. Париж!» в Центре Помпиду, запланированной на 2020 год. Разрешения Центра национальных памятников и мэрии Парижа были получены, проект должны были воплотить в марте 2020 года, но из-за пандемии коронавируса его отложили, сообщает kommersant.

Работы, стоимость которых оценивается в 14 млн евро, полностью оплачены из личных средств Кристо и Жанны-Клод, а также созданного ими фонда.

4 октября начнется демонтаж инсталляции и 10 ноября Триумфальная арка предстанет перед парижанами и туристами в прежнем виде.

Триумфальная арка в Париже – память о великих победах

Триумфальная арка в Париже

На площади Шарля де Голля возведен монумент, прославляющий французскую военную доблесть и победу Наполеона в Аустерлицкой битве – Триумфальная арка (Arc de triomphe). Подобные сооружения есть в Риме, Милане, Лиссабоне и других городах. Парижский монумент по размерам превосходит все арки в мире. По данным Википедии, ширина – 44 метра 80 сантиметров, высота – 49 метров 50 сантиметров.

От площади, где установлена арка, расходятся двенадцать улиц, в том числе и известные Елисейские поля. Здесь всегда много туристов и парижан. Через площадь проходят многочисленные экскурсионные маршруты. Триумфальная арка – один из узнаваемых символов города, ее фото есть на сувенирной продукции, в туристических проспектах. Краткое описание истории достопримечательности можно прочитать ниже.

Где находится Триумфальная арка

Монумент расположен на площади де Голля.

Как добраться:

Метро – ст. «Шарль де Голль».

История создания Триумфальной арки

Традиция возведения арок для триумфальной встречи победителей появилась в Древнем Риме. Их строили на основной дороге или заменяли этими сооружениями городские ворота.

В 1805 г. французские войска, под командование Наполеона, одержали победу над австро-русской армией под Аустерлицем. Результатом этой виктории стал распад антифранцузской коалиции. Наполеон решил увековечить эту победу, построив в столице Триумфальную арку.

Было подготовлено несколько проектов. Остановились на работе архитектора Шальгрена. Он предлагал построить сооружение, взяв за образец римскую арку Тита. Парижский монумент, как и его римский прообраз, должен был иметь один пролет и мощные опоры. При этом его размеры превышали римскую арку в 3 раза.

Через год приступили к работам, которые растянулись на тридцать лет. Наполеон так и не увидел достроенного монумента, который увековечил его победу.

Этапы строительства

Строительство начали 15.08.1807. В этот день был заложен первый камень в основание. Строительные работы многократно прерывались по разным причинам – смерть архитектора, политическая обстановка.

В 1811 г. Шальгрен умер, к этому времени арку не достроили на 5 м. Это был период, когда великие победы Наполеона сменились поражениями. Строительные работы приостановили.

После отречения Наполеона от престола в 1814 г., восстановилась власть Бурбонов, и никто не торопился достраивать монумент, посвященный победам бывшего императора.

Через 8 лет строительство возобновили. Правда, предполагалось, что монумент будет напоминать о победе французов над Испанией. В 1830 г. вернулись к концепции прославления побед Наполеона.

В 1836 г. арка была достроена и торжественно открыта.

В конце 80-х годов прошлого столетия была проведена реставрация арки, было потрачено 35 миллионов франков. Провели такие работы:

  • укрепление фундамента;
  • реставрация скульптурных изображений;
  • укрепление фасадной части.

Традиции, связанные с аркой

В 1840 г. перезахоронили прах Наполеона, ранее его тело было предано земле на острове Св. Елены. Останки императора торжественно провезли через арку и захоронили в Доме инвалидов.

Это были первые торжественные похороны, когда процессия проходит через арку. С тех пор стало традицией хоронить таким образом выдающихся граждан Франции. Этой чести удостоились известные писатели, политики, военные. Через арку проносили тела Виктора Гюго и Шарля де Голля.

После I мировой войны под Триумфальной аркой похоронили останки воина, погибшего за Францию и оставшегося неизвестным. Так появилась могила Неизвестного солдата, над ней горит Вечный огонь. Это место стало памятником всем французским воинам, отдавшим жизнь за свою страну.

Архитектура

Монумент выглядит торжественно благодаря размерам, скульптурам и барельефам. Арка выполнена в классической, для подобных сооружений, форме. По центру – большой проем. По бокам 2 небольших проема.

Арку венчает фриз, его высота 5 метров. Барельефы изображают батальные сцены. На самом верху сооружения выбит список тридцати сражений армии Наполеона.

Монумент украшен скульптурными группами, всего их 4. Они напоминают о победах наполеоновской армии.
На фасаде монумента есть скульптурные изображения двух битв – Аустерлиц и Абукир.

На арке имеется обзорная площадка, которая пользуется популярностью у гостей города. С нее открывается потрясающая панорама на исторический центр Парижа. Внутри монумента работает музей, посвященный истории достопримечательности.

Интересные факты

  • Немецкая армия в 1940 г. прошла маршем под Триумфальной аркой, так началась оккупация столицы Франции.
  • Рядом с аркой два раза покушались на французских президентов – Шарля де Голля и Жака Ширака.
  • В декабре 2018 г. во время протестов «желтых жилетов», несколько протестующих проникли в музей Триумфальной арки и ограбили его. 13 человек были задержаны полицией и привлечены к ответственности.

Часы работы

Смотровая площадка и музей открыты ежедневно.

  • Зимний сезон с 10.00 до 23.00.
  • Летний сезон с 10.00 до 23.00.

Цены на билеты

  • Полный – 12 евро.
  • Студенческий и групповой – 9 евро.

Что посмотреть рядом

    – настоящий магнит для туристов. Это самое высокое сооружения Парижа, более 100 лет назад было очень неодобрительно воспринято горожанами. В 1909 г. башню планировали разобрать, так как она строилась как временное сооружение для выставки. Но неожиданно башня понравилась туристам, перед ней выстраивались огромные очереди из желающих подняться. С 300 метровой башни открывается удивительная панорама на город. Сегодня это сооружение является одним из узнаваемых символов Парижа. Каждый, кто совершает путешествие в Париж, обязательно посещает Эйфелеву башню.
  • Сад Тюильри занимает 25 га в историческом центре Парижа. Очень красивый и ухоженный парк, один из самых старых во Франции. Сад был разбит в XVI столетии, по распоряжению Екатерины Медичи. Устроен парк был по примеру итальянских садов, в то время это был самый популярный стиль. Красота Тюильри вдохновляла художников и литераторов. Одни изображали его на картинах, вторые описывали в романах. Сегодня это любимое место отдыха горожан и туристов. Это место подходит для семейного отдыха и романтического свидания, одиноких прогулок и групповых медитаций. – самая дорогая и роскошная улица Парижа. Здесь расположены магазины известных брендов, дорогие рестораны и отели, офисы крупных компаний. Именно на этой улице работает и живет в Елисейском дворце президент Франции. В национальные праздники здесь проходит парад. По отзывам туристов, Елисейские поля поражают великолепием.

Триумфальная арка является национальным символом Франции, она напоминает о славных победах и не дает забыть о погибших. Сегодня это место проведения парадов, праздников и других торжественных мероприятий, а также популярная туристическая достопримечательность.

Триумфальное прощание

Вчера на главной площади Елисейских Полей открылась упакованная в голубую ткань Триумфальная арка. Один из главных монументов Франции был доверен болгарину Кристо — Христо Явашеву (1934–2020). Художник не увидел открытия. Да и мы, судя по отношению к проекту, видим нечто подобное последний раз, считает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов .

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ / купить фото

Площадь Шарля де Голля закрыта для машин, потому что люди идут к Арке. Она выглядит так, как будто бы художник взял и врисовал ее в пейзаж. Наклеил сверху на окружающий Париж. «Не думал, что она такая громадина,— говорит мальчик девочке рядом.— Мы каждый день проезжаем мимо, но только сейчас я начал ее замечать. Какая же она красивая».

На столбе табличка: «Площадь Шарля де Голля». Над ней — другая табличка, упакованная в прозрачный пластик. «Площадь Кристо и Жанны-Клод»,— написано на ней.

Кристо и его жена, подруга, постоянный соавтор Жанна-Клод (она умерла в 2009-м) мечтали об этом проекте много лет.

Впервые приехав в Париж, художник оказался с Триумфальной аркой лицом к лицу. Наполеоновская гора занимала все окно комнатки под крышей, в которую друзья пустили его пожить.

Множество людей помогали Кристо воплотить этот проект. Никто не ожидал, что он может оказаться последним. Окончательное разрешение дал президент Макрон. Есть и список тех, кто не помешал, в том числе ветераны, для которых под аркой горит (и сейчас тоже) вечный огонь. Они потребовали сначала, чтобы художник удовлетворился упаковкой одной опоры, а затем заставили его сменить цвет ткани. С золотисто-песчаной, как когда-то на Пон-Нёф, на бело-голубую с красными канатами — в цветах французского флага.

Кристо не спорил, он и так удивлялся, что проект шел быстрее, чем обычно.

Художник привык годами объяснять политикам все особенности своей работы, в частности то, что он не требует ни сантима из государственного или городского бюджета.

Никаких спонсоров, ни за что, никогда. Как и раньше, деньги, необходимые €14 млн, были собраны продажей работ и кредитами под залог коллекции искусства.

Арка должна была открыться еще весной прошлого года — как главный экспонат выставки в Центре Помпиду «Кристо и Жанна-Клод. Париж!». Остановила проект, уверяют авторы Vanity Fair, «соколиная семья», которая собралась выводить птенцов в нишах одной из скульптур. Лига защиты пернатых потребовала отложить работы, а затем события покатились одно за другим — разгромившие арку «желтые жилеты», эпидемия, карантин и, наконец, смерть автора.

31 мая прошлого года 84-летний художник скончался в Нью-Йорке от эмфиземы легких. Говорят, его родственники хотели зафрахтовать санитарный самолет, чтобы дать Кристо напоследок вдохнуть воздух Парижа, попрощаться с молодостью, искусством и городом, в котором они с Жанной-Клод познакомились, поженились и создали самую прославленную свою инсталляцию, упаковав в 1985-м Пон-Нёф. Но это уже было невозможно. Проект довел до конца племянник Кристо, не раз работавший с ним, Владимир Явашев. И вот Арка предстала перед парижанами. То, что вчера она была «открыта для публики»,— акт скорее символический, чем реальный. Такая же смешная церемония, как торжественное открытие вулкана. Инсталляция не появилась ниоткуда. Невозможно спрятать вещицу 50 на 45 метров, замыкающую перспективу Елисейских Полей. Работы велись еще с 16 июля, причем в последние дни перед открытием 95 монтажников-высотников вкалывали днем и ночью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *