Музей Прадо в Мадриде
Идея создания музея принадлежит королю Карлу III, который поручил в 1775 году архитектору Хуану де Вилльануэва построить Музей естественной истории, для чего отвели место в парке Прадо. Но здание в стиле испанского классицизма не достроили: Карл III умер в 1788 году. Его преемник Карл IV был равнодушен к культуре и проектом не интересовался. Потом началось наполеоновское нашествие. Только в 1814-м здание, сильно пострадавшее от войны, решили достроить. И в 1819 году королева Мария Изабелла, жена испанского властителя Фернандо VII, основала картинную галерею. В постановлении об открытии Музея Прадо сказано: «Целью музея является давать знания, воспитывать художественный вкус у учеников и профессоров художественных академий, а также у иностранцев, чтобы создать Испании славу, которую она заслуживает».
ОБНАЖЕННУЮ НАТУРУ ПРЯТАЛИ
Вначале в музее было всего 311 картин. Произведения отбирали с большой строгостью — например, совершенно не допускались картины с обнаженной натурой. И из дворцовых собраний их передали в закрытые фонды Академии Сан Фернандо.
Постепенно экспозиция расширялась, в коллекцию попадали произведения как испанских, так и иностранных мастеров.
Особенно королевские коллекции пополнились при Филиппе IV. Тогда свою роль сыграл Веласкес — придворный художник и главный советник по приобретению предметов искусства. Фонды музея росли также за счет произведений искусства, конфискованных у монастырей. Большой вклад, конечно, внесли и частные дарители. Так, первую картину в музей в 1829 году передал герцог Сан Фердинандо. Это было «Распятие Христа» Диего Веласкеса.
Интересно, что музее есть множество произведений фламандцев. Дело в том, что более полутора веков провинции современных Бельгии, Нидерландов и Люксембурга принадлежали испанской короне, и многие фламандские художники работали в Испании.
ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО УВИДЕТЬ?
Сейчас в Прадо собрано одно из крупнейших в мире собраний произведений искусства со времен античности до наших дней.
Здесь наиболее полная коллекция испанской живописи, особенно XVII и XVIII веков. В музее хранится половина творческого наследия Диего Веласкеса, среди его картин — «Менины», «Сдача Бреды», «Вилла Медичи», «Пряхи», «Пьяницы». Поклонники Гойи увидят его работы — от ярких и веселых сцен празднеств до угрюмого сумасшествия «черного» периода. Среди известных — две картины «Маха», «Семья Карла IV», «3 мая 1808 года в Мадриде: расстрел повстанцев мамелюками». В собрании также есть картины Эль Греко, Риберы и многих других.
Из итальянцев в первую очередь ищите Андреа Мантенья, Сандро Боттичелли, Рафаэля, Андреа дель Сарто, Тинторетто, Веронезе и Тициана.
Из мастеров фламандской школы здесь Рогир ван дер Вейден, Ганс Мемлинг, Иоахим Патинир, Иеронимус Босх, Питер Брейгель, Рубенс, Антон ван Дейк.
Среди художников германской школы — Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах.
Юлия СМИРНОВА, редактор рубрики «Отдохни!», — о своем любимом музее: В Испании искусство, как коррида, — без компромиссов
— Прадо я люблю за то, что там все по делу. Объясню методом от противного. В итальянских музеях можно сутками ходить вдоль сотен картин, подписанных абсолютно незнакомыми итальянскими фамилиями, и лишь к закрытию музея найти-таки «знакомых» — Рафаэля, Тинторетто. Может, для повышения культурного уровня такой подход и полезен. Но когда на музей отведено несколько часов в плотном отпускном графике, хочется первым делом увидеть главное.
В Прадо так и получается. Захожу в один зал — меня встречает знакомая с детских книжек по истории искусств девочка-куколка в платье с кринолином, окруженная заботливыми фрейлинами. «Менины» Веласкеса. Ну и дальше в том же шедевральном духе. Что ни зал — то «Даная» Тициана (очень похожая на ту, что в Эрмитаже), «Три грации» Рубенса или автопортрет Дюрера. И если уж Босх, так «Сад земных наслаждений». Никаких компромиссов, прямо как на корриде. Не заблудишься, не запутаешься.
Насытившись искусством, гости испанской столицы обычно выходят на бульвар Пасео дель Прадо. Место хорошее. Но слишком уж туристическое — со всеми вытекающими минусами. Мне нравится выходить из Прадо в противоположную сторону — на тихие улицы, ведущие к парку Ретиро, в которых хочется остаться жить. Или на север. Там начинается пижонский квартал Саламанка, где пахнет новой обувью и хамоном. Все-таки больше всего я люблю Прадо за то, что он в Мадриде.
Музей Прадо – одна из лучших художественных галерей мира
Национальный музей Прадо, входящий в двадцатку популярнейших галерей мира, будет интересен не только настоящим ценителям изобразительного искусства, но и простым туристам, желающим познакомиться с работами всемирно известных художников.
Общие сведения
Национальный музей, являющийся одной из самых известных достопримечательностей не только Мадрида, но и всей Испании, не уступает ни Лувру, ни Д’Орсэ, ни Эрмитажу. Ныне в залах комплекса, занимающего около 60 тыс. кв. м., выставлено огромное количество уникальных полотен, принадлежащих выдающимся мастерам Франции, Англии, Нидерландов и других европейских стран.
Главной характерной особенностью Prado является отсутствие какой-либо помпезности и претенциозности. Однако это не мешает ему входить в список самых популярных художественных галерей мира – ежегодно ее картинами приходят полюбоваться миллионы человек.
Краткая история
История Национального музея Прадо в Мадриде началась задолго до того, как его двери впустили в себя первых ценителей искусства. Еще в 1775 году, примерно за 45 лет до этого момента, испанский король Карл III приказал зодчему Хуану де Вильянуэва сконструировать здание, в котором мог бы разместиться Музей естественных наук. Воля монарха была исполнена, и уже спустя несколько лет на одной из мадридских улиц возвышался новый двухэтажный паноптикум.
Правда уже совсем скоро, в 1811 году, строение было захвачено наполеоновской армией и превращено в конюшни. Его прежний внешний облик сумели восстановить только 8 лет спустя. Тогда же галерею открыли для широкой аудитории.
Изначально ее коллекция была совсем небольшой – в ней насчитывалось около трех сотен картин, в основном принадлежавшим итальянским живописцам. Однако к 1843 году эта цифра увеличилась в целых 6 раз, что сделало Prado одним из крупнейших паноптикумов своего времени.
После свержения с трона правящей королевы галерея была национализирована и дополнена несколькими абсолютно новыми залами. Поговаривают, что тогдашней ее реставрацией руководил сам П. Пикассо. В 1979 году здание музея пережило очередную реконструкцию, в процессе которой к нему пристроили Куб Монео, дополнительное крыло, названное именем своего разработчика. В настоящее время между новым и старым корпусом существует подземный переход, декорированный буйными зелеными насаждениями.
Сам Prado National Museum представляет собой величественное сооружение, выполненное в стиле неоклассицизма. Центральный вход в здание, выходящий на одноименную аллею, украшен 6 белоснежными колонами, а перед самим паноптикумом стоит памятник Диего Веласкесу, одному из основоположников изобразительного искусства Испании.
Коллекции
Все экспонаты Национального музея Прадо в Мадриде разделены на несколько отдельных экспозиций, посвященных живописи той или иной страны. Рассмотрим каждую из них.
Создание знаменитого королевского собрания началось с картин признанных мастеров Италии, первым из которых стал Тициан. Этот выбор сыграл огромную роль не только в формировании самой коллекции, но и в развитии всего испанского зодчества. Искусствоведы утверждают, что именно у Тициана испанские художники обучались чувственности и страсти. Вслед за ним тут появились и другие талантливые венецианцы – Рафаэль, Корреджо, Ботичелли, Пармиджано, Тинторетто, Веронезе, Мантеньи и другие мастера, принадлежащие эпохе Возрождения.
Вслед за первыми полотнами итальянских художников экспозицию будущего паноптикума пополнили работы Рубенса, Босха, Брейгеля, Ван Дейка, Ван дер Вейдена. Причиной такой популярности стал тот факт, что в середине 16 ст. Нидерланды принадлежали Испанской империи, а потому культурное наследие этого народа представляло для короля точно такой же интерес, что и собственного. Правда, по поводу авторства некоторых из этих полотен до сих пор ведутся ожесточенные споры, но они не умаляют важность и масштаб работ.
Следующим разделом мадридского музея Прадо является испанская живопись, сформированная под влиянием двух предыдущих течений и возглавленная легендарным живописцем Диего Веласкесом. Являясь одной из самых значимых фигур своего времени, он оставил после себя множество интересных полотен, в том числе и небезызвестные «Менины», написанные с королевской инфанты.
Не меньшего внимания заслуживают и остальные испанские авторы, картины которых занимают целых 3 этажа и охватывают огромный временной период – от живописи 12 столетия до работ Франциско Гойи, датируемых первой половиной 19 века. К сожалению, здесь нет ни намека на Миро, Дали или же Пикассо. Причина этого в том, что в то время Испания утрачивает свое мировое влияние, поэтому многие творческие личности просто вынуждены были уехать в другие страны. Зато их место занимают произведения других, не менее знаменитых испанцев – Хосе де Риберы, Мурильо, Сурбарана и др.
В конце 17 – первой половине 18 ст. между Испанией и Францией зародились теплые дружеские отношения. Спокойная политическая обстановка между двумя странами нашла свое отражение в сфере искусства, пополнив коллекцию короля Фердинанда несколькими десятками полотен, написанных Клодом Лорреном и Никола Пуссеном. Оба обучались в Италии и были подвержены влиянию Вечеллио Тициана.
Несмотря на то, что немецкие произведения в музее Прадо показаны не так широко, как искусство предыдущих 4-х стран, здесь также будет на что посмотреть. Работы А. Менгса, Л. Кранаха и А. Дюрера можно без преувеличения назвать настоящими шедеврами изобразительного искусства Германии. К тому же на некоторые из этих картин (например, автопортрет Дюрера) можно посмотреть только в Мадриде.
Описание разделов Национального музея Прадо в Мадриде заканчивает английская живопись, представленная полотнами трех живописцев – Альма-Тадема Лоуренса, Джошуа Рейнольдса и Томаса Гейнсборо. Столь скромный выбор объясняется двумя причинами. Во-первых, дипломатические связи между Испанией и Великобританией только начали зарождаться, а во-вторых, английская живопись тех времен была намного скромнее, чем французская или фламандская.
Помимо пейзажей, натюрмортов, портретов и акварелей в собрании Прадо присутствует великое множество карандашных эскизов и гравюрных эстампов, большая часть которых принадлежит «перу» Франциско Гойи. Кроме того в подвалах комплекса можно увидеть выставку скульптур и предметов декоративного искусства, созданных руками лучших мировых мастеров.
Самые знаменитые картины музея
Из 20 тыс. экспонатов, собранных в стенах Национального музея Прадо в Мадриде, на всеобщее обозрение выставлено чуть больше одной четверти. Остальные образцы лежат в специальных хранилищах и предлагаются к осмотру только на временных экспозициях. Но даже несмотря на это осмотреть все картины за 1-2 визита у вас все равно не выйдет. Чтобы не упустить самое интересное, ознакомьтесь с топовой 8 самых знаменитых произведений, написанных легендарными мировыми художниками.
Картина, второе название которой звучит как «Семья Филиппа IV», поражает тайным смыслом и сложностью построений. Вниманию зрителя предстает момент написания портретов королевской четы, правящей Испанией в первой половине 17 ст. При этом и правитель, и его супруга остаются за кадром, уступая «пальму первенства» маленькой Маргарите и окружающим ее фрейлинам (от испанского meninas). Присутствует на полотне и сам Диего Веласкес, который на тот момент работал главным придворным живописцем.
К числу того, что обязательно посмотреть в музее Прадо относится и работа известного греческого художника, написанная специально для обители в Толедо. Картина, посвященная излюбленному библейскому сюжету, выглядит просто волшебно. Ее непропорционально удлиненные фигуры, сложная компоновка композиции и мастерская игра света лишний раз подчеркивают божественное предназначение ребенка, появившегося на свет путем непорочного зачатия. «Поклонение пастухов» стало одним из последних произведений Эль Греко. Существует мнение, что образ мужчины, стоящего на коленях перед маленьким Иисусом, мастер списал с самого себя.
При взгляде на это произведение современный человек не может скрыть своего изумления, ведь вместо тонких и стройных созданий его взгляду предстают три полноватые античные богини, движущиеся в плавном танце. Их обнаженные тела раскованные, но не пошлые, эротичные, но не вульгарные. А главное – каждый сантиметр этого полотна пронизан огромной любовью, ведь одной из этих граций является молодая супруга живописца.
В список лучших картин музея Прадо в Мадриде относится и «Триумф смерти», написанный известным нидерландским графиком. Полотно, имеющее явный аллегорический подтекст, как нельзя лучше передает тогдашние представления верующих об аде и тех муках, которые уготованы каждому грешнику. Центральной фигурой данного повествования является умирающий король, на глазах которого расхищаются все накопленные ним богатства, и скелеты, везущие наполненную черепами повозку. Всюду царит смерть и хаос, насилие и убийства, сцены мучений и пыток.
Знаменитый триптих, созданный потомственным нидерландским живописцем, является одной из самых спорных работ, созданных в середине 16 столетия. Левая створка картины демонстрирует Адама и Еву, которые проживают в райском библейском саду. Центральная часть композиции олицетворяет обычную мирскую жизнь со всеми присущими ей элементами. Ну а последняя, правая, створка навевает мысль об аде.
Посетителей Национального музея Прадо в Мадриде эта работа привлекает по 2 причинам. Первая заключается в необычайной роскоши королевских костюмов, регалий и драгоценностей, прорисованных с поразительной точностью и скрупулезностью. Вторая же состоит в возможности рассмотреть психологический профиль каждого члена семьи и их нелюбовь друг к другу. Что интересно, это была первая и единственная картина, нарисованная Гойей для королевской семьи – больше от нее заказов художник не получал.
Величие и монументальность данного полотна прослеживаются не только в преобладании прямых линий, но и в наличии огромного количества драгоценных камней, рассыпанных у ног распятого на кресте Иисуса. Дабы привлечь внимание зрителей к последнему автор произведения окружил его фигурами учеников, а небосвод над Мессией спрятал за огромной тучей.
На заметку! Карта с указанием 15 самых известных шедевров искусства установлена при входе в галерею.
Практическая информация
Часы работы музея Прадо, расположенного по адресу Calle Ruiz de Alarcon 23, 28014 Мадрид, Испания, зависят от дня недели:
- Пн. – сб.: с 10 утра до 8 вечера;
- Вс. и праздники: с 10 утра до 7 вечера;
- 06.01, 24.12, 31.12 – с 10 утра до 2 дня.
Важно! 25.12, 01.01 и 01.05 комплекс не работает!
- Общий – 15€;
- По скидке – 7,50€;
- Бесплатный вход – люди с инвалидностью, студенты до 25 лет при наличии студенческого удостоверения, посетители до 18 лет.
Кроме того бесплатное посещение музея Прадо осуществляется в следующие часы:
- Пн. – сб.: с 6 до 8 вечера;
- Вс. и праздники: с 5 до 7 вечера;
Полезные советы
Собираясь посетить Национальный музей Прадо в Мадриде, прислушайтесь к этим полезным советам:
- Для осмотра экспозиций стоит взять аудиогид (среди языков есть русский), а еще лучше – воспользоваться услугами профессионального экскурсовода. Для этого следует присоединиться к организованной туристической группе.
- Учитывая большое количество экспонатов, прогулка по музейным залам займет не меньше 4-5 часов. Если же вы твердо намерены осмотреть большую часть произведений, приготовьтесь посвятить им не 1, а 2-3 дня.
- Гардеробная, предназначенная для хранения зонтиков, сумок, верхней одежды и других личных вещей, закрывается за полчаса до окончания работы галереи.
- Помимо сувенирных лавок, расположенных на первом этаже, на территории комплекса есть уютное кафе, в котором прекрасно кормят.
- Фото- и видеосъемка в Прадо запрещена, поэтому даже не пытайтесь пронести с собой камеру.
- Решив посмотреть коллекцию в часы бесплатного посещения, приходите на час раньше – народу будет поменьше. К тому же вам все равно придется заглянуть в кассу и взять специальный талон.
- Чтобы избежать длинных очередей, покупайте электронные билеты через интернет.
- Выходить на перекур или просто подышать свежим воздухом не рекомендуется – обратно могут уже не впустить.
- Сориентироваться на огромной музейной территории будет довольно непросто, поэтому не отказывайтесь от подробной схемы, выдаваемой при входе.
- Не берите с собой воду, бутерброды и конфеты – это здесь запрещено.
Интересные факты о полотнах Веласкеса:
Автор: Ольга Шейко
Обновлено: 26 Авг, 2019 Кавелоссим, Гоа – один из самых красивых пляжных…
Обновлено: 4 Мар, 2019 Вена – музейная столица Центральной Европы, сосредоточила на…
Обновлено: 17 Ноя, 2019 Центр искусств королевы Софии – один из самых…
Музей Прадо
Музей Прадо – это одна из главных достопримечательностей и ценностей Мадрида. Также это один из крупнейших музеев во всем мире, который вмещает в себя коллекцию из более чем 8600 предметов искусства. Основную коллекцию музея составляют полотна европейских художников, написанные в XVI-XX веках. В Прадо широко представлены полотна Гойи, Рубенса, Эль Греко, Тициана, а также Босха. Музей содержит самую большую коллекцию картин этих художников из всех, что существуют в мире. Кроме того, в Прадо можно увидеть работы Ван Дейка, Рафаэля, Риберы, Мурильо, Тинторетто, Сурбарана, Веронезе.
На протяжении столетий коллекционеры из правящей династии собирали живописные полотна и другие предметы искусства, и благодаря их богатейшей коллекции и появился музей Прадо.
Открыт музей был в ноябре 1819 года, тогда он носил название – Королевский музей живописи. Здесь были выставлены лучшие образцы коллекции испанских королей. Первую выставку составляли 311 картин, которые располагались в трех комнатах. Зрителям представили только полотна художников испанской школы, хотя королевская коллекция включала работы многих живописцев Европы. В последующие годы выставка регулярно пополнялась новыми произведениями искусства. Многие работы перешли туда из музея Тринидада, который прекратил свое существование в 1872 году, потому что Прадо полностью поглотил его коллекцию.
Также Прадо поглотил музей Троицы после того как была свергнута Изабелла II, королева Испании. Теперь музей назывался уже не Королевский, а Национальный, и он оставался таковым до 1920 года, когда ему официально было присвоено современное название.
Кроме коллекции музея Троицы Прадо пополнился коллекцией Музея современного искусства. Также музей пополнялся зарубежными коллекциями и частью коллекции Иконографического музея, который был временно создан в одном здании с Прадо в 1879 году, но просуществовал всего 10 лет.
В последующие годы музей пополнялся благодаря стабильной работе депозитария, куда регулярно передавались на хранение картины, бывшие собственностью государственных учреждений, частных лиц, а также консульств и посольств Испании в зарубежных странах.
В конце XIX века музей Прадо находился в весьма плачевном положении – правительство не оказывало ему поддержки, а меры безопасности практически не соблюдались. После нескольких пожаров местные жители потребовали принятия срочных мер по улучшению состояния музея. И только к 2000-му году музей был полностью оснащен всем необходимым оборудованием, была реконструирована крыша, а само здание расширено.
В настоящее время коллекция музея представлена испанской, французской, немецкой, итальянской, фламандской и британской школами живописи. Также в Прадо находится огромная коллекция декоративного искусства, рисунков и эстампов, выдающиеся римские и греческие скульптуры. Ни в одном музее мира не найти такого огромного количества работ, выполненных знаменитыми живописцами минувших эпох.
Этот день в истории: когда открылся знаменитый Музей Прадо в Мадриде?
В 1819 году 19 ноября в Мадриде в специально выстроенном великолепном дворцовом здании открылся Музей Прадо.
Первоначально он назывался Королевским музеем науки и искусства, в коллекции которого насчитывалось 311 картин. И только после национализации в 1868 году музей переименовали в Музей Прадо.
В его коллекции множество шедевров во всех жанрах живописи. Здесь есть собрания испанских королей, картины Босха, Веласкеса, Гойи, Рубенса, Суврбарана, Тициана, Эль Греко, Пикассо и других великих мастеров. Всего тут более 8600 полотен. Периодически картины из музея экспонируются на выставках в других странах.
Сегодня Национальный музей Прадо является одним из символов Испании. Это один из крупнейших и значимых музеев европейского изобразительного искусства.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Масштабный потоп в Одессе: 117 лет назад ливень едва не затопил город
3 июня 1906 года в Одессе разразилась небывалая гроза. Она сопровождалась сильным ливнем, который затопил подвальные этажи во многих одесских домах. Стихия бушевала над городом всего два часа, но наделала столько бед, что устранять их последствия пришлось несколько дней.
«Тройной рельс»: 89 лет назад в Одессе открыли первую такую трамвайную линию
30 мая 1934 года в Одессе вступила в эксплуатацию первая ширококолейная линия трамвая. Это был 29-й маршрут, на линии которого курсировали семь моторных вагонов с прицепами.
Искусство во время войны: как сейчас живет Одесский художественный музей? (видео)
Война с россией не смогла задушить украинскую культуру, а даже наоборот, стала толчком для ее бурного развития. Национальное искусство наполнилось новыми смыслами, а травматичный опыт трансформировался в яркие и глубокие работы художников. Все это больше года фиксировали украинские музеи, чья работа также серьезно изменилась после 24 февраля. В Международный день музеев, 18 мая, мы поговорили с Одесским художественным музеем (ОХМ) о том, что происходит с современным искусством в Украине и как от войны спасают произведения минувших веков.
День депортации 18 мая: крымские татары отмечают трагическую годовщину
В этот день, 18 мая, наряду с Днем музеев и Днем вышиванки, в Украине отмечается и скорбная дата: День памяти жертв геноцида крымскотатарского народа. А после аннексии Крыма россией в 2014 году и последующего полномаштабного вторжения на территорию нашей страны в 2022-м этот день приобрел особое значение, ведь путинский режим «отметился» новые преступлениями как против украинцев, так и крымских татар.
Зигмунд Фрейд: что связывает известного психоаналитика с Одессой
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года. Достоверно известно, что его бабушка и его самый знаменитый пациент были родом из Одессы.