Когда открылось метро в новосибирске
Перейти к содержимому

Когда открылось метро в новосибирске

  • автор:

История Новосибирского метрополитена

История строительства метрополитена в Новосибирске в чем-то типична для городов-миллионников России, в чем-то отлична от них. Новосибирск имеет титул столицы Сибири. Основанный на месте поселка мостостроителей он в течение уже первой четверти ХХ века стал крупнейшим центром за Уралом. Сейчас это третий по численности город в России. Динамизм его роста характеризуют такие факты: с момента основания до достижения миллионного уровня прошло всего 69 лет! Для сравнения – Чикаго для этого потребовалось 89 лет, Нью-Йорку – 250 лет, Москве – 700!

Миллионный житель появился на свет в Новосибирске в 1962 году. Однако даже по достижению этого уровня в утвержденном Советом Министров РСФСР в 1968 году очередном генеральном плане Новосибирска упоминания о метрополитене не было. Впрочем, с ростом населения города, экстенсивного развития промышленности, науки, больших объемов жилищного строительства возникали мощные внутригородские пассажиропотоки, которые не могли быть освоены наземным общественным транспортом — развитие транспортной инфраструктуры не поспевало за быстрым ростом крупнейшего мегаполиса на Востоке страны. Поэтому, несмотря на уже утвержденный генеральный план, решением городских властей в «Новосибгражданпроекте» была создана группа специалистов во главе с Вячеславом Борисовским, которые провели технико-экономические расчеты, обосновывающие необходимость строительства в городе метрополитена. Специалисты-транспортники и проектировщики проработали несколько вариантов схемы транспортного развития Новосибирска. По их расчетам уже к 1985 году при среднем количестве поездок одного жителя до 600 в год, обслуживание пассажиропотока объемом более одного миллиарда наземными видами транспорта не представлялось возможным. Итогом работы группы стала «Схема развития городского транспорта Новосибирска до 2000 года». В соответствии с этой комплексной схемой новосибирский метрополитен должен представлять собой три линии протяженностью 52 км с 36 станциями: Ленинская линия (18,6 км), Кировская (24,4 км), Дзержинская (10,8 км). Ленинская и Кировская должны были соединять право- и левобережье, Дзержинская проложена в правобережье. В местах пересечения линий намечалось создание пересадочных узлов (всего четыре: три в правобережной части города и один в левобережье). Это позволило бы делать не более одной пересадки при любом направлении поездки.

Выемка грунта из разрабатываемого тоннеля.

В феврале 1971 года Новосибирский горисполком, а затем и облисполком одобрили «Схему». Все материалы были направлены на экспертизу в Госплан РСФСР, Госстрой РСФСР и Госплан СССР.

В августе 1972 года в Новосибирске побывал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Во время заседания областного партийно-хозяйственного актива возник вопрос о строительстве метро. Генеральный секретарь пообещал, что этот вопрос рассмотрит вместе с правительством. Лишь 17 марта 1975 года увидело свет Постановление Совета Министров СССР № 582-Р. А 24 апреля 1975 года Совет Министров РСФСР утверждает технико-экономические обоснования проектирования и строительства в Новосибирске первой очереди метрополитена.

С самого начала прорабатывались два варианта трассировки пускового участка. Первый – практически полностью повторял существующую трассу. Второй вариант на правом берегу предусматривал строительство станции у железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный. Предполагалось, что от площади Ленина трасса проходила бы под Вокзальной магистралью в направлении железнодорожного вокзала, а затем поворачивала на северо-восток в направлении современной станции «Гагаринская» и далее к площади Калинина (нынешняя станция «Заельцовская») по линии существующей трассы. Между станциями «Вокзальная» (впоследствии здесь построена станция «Площадь Гарина-Михайловского» Дзержинской линии) и «Гагаринская» планировалось сооружение станции «Нарымская». Пересадочным узлом между Ленинской и Дзержинской линиями должна была стать «Вокзальная», а не «Красный проспект» как сейчас.

Схема двух вариантов трассировки первой очереди.

Таким образом, второй вариант трассировки линии подразумевал её прохождение через все основные городские транспортные узлы. Изначально приоритетным проектом был именно второй вариант, однако, при дальнейшем проектировании, этот вариант оказался слишком дорогим. В итоге, в целях экономии средств было решено остановиться на первом варианте. Проект первого пускового участка состоящего из 9 станций (включая не построенную станцию «Спортивная») был утверждён приказом Совета Министров СССР от 12 декабря 1978 года.

Новосибирский метрополитен запроектирован с неглубоким заложением станций с совмещением входов с городскими подземными переходами. Неглубокое заложение диктовалось относительно благоприятными геологическими условиями, удобством эксплуатации и значительным удешевлением стоимости строительства. Для станций были приняты два типа конструктивных схем – сводчатые и колонные. Каждая из станций имеет четыре входа-выхода, а часть входов должна быть встроена в стоящие рядом здания. Проектировщики предлагали несколько вариантов перехода через Обь. Рассматривались варианты подводного тоннеля, привязки трассы к опорам существующего Коммунального моста, отсыпки дамбы. Однако был принят вариант мостового перехода в 80 метрах южнее Коммунального моста.

Утверждённый Советом Министров СССР проект Новосибирского метрополитена готовился к воплощению в жизнь. Сметная стоимость строительства первой очереди оценивалась в 157,35 млн (советских) рублей, а первого пускового участка в 110,5 млн руб. Первая очередь включала в себя часть Ленинской линии от станции «Площадь Калинина» (сейчас «Заельцовская») до станции «Площадь Маркса» и участок Кировской линии (ныне Дзержинской) от станции «Вокзальная» (сейчас «Площадь Гарина-Михайловского») до станции «Сибирская». Затем из первой очереди был выделен пусковой участок «Красный проспект» — «Студенческая», состоящий из пяти станций.

12 мая 1979 года, на месте будущей станции «Октябрьская», была забита первая свая Новосибирского метро.

Строительство новосибирской подземки началось 12 мая 1979 года. После торжественного митинга на месте котлована будущей станции метро «Октябрьская» была забита первая металлическая свая-шпунт.

Строительство совмещённый тоннелей в районе станции «Речной вокзал».

Специалисты четвертого участка ТО № 2 треста «Ташметрострой» приступили к бетонированию портала на склоне долины речки Каменки для ввода горно-проходческой техники на перегоне станций «Октябрьская» — «Площадь Ленина». Первые тюбинги были также привезены из Ташкента. Для того чтобы развернуть масштабное строительство, предстояло создать мощную строительную базу. Поэтому уже осенью 1979 года был создан тоннельный отряд № 27.

Прокладка тоннеля прямоугольного сечения в пойме Каменки между станциями «Октябрьская» и «Площадь Ленина».

А 10 июня 1979 года начаты работы по строительству перегона между станциями «Октябрьская» и «Площадь Ленина». Параллельно велись работы по устройству котлована будущей станции. Участок этого перегона строился открытым способом. В отрытый котлован устанавливались цельносекционные железобетонные конструкции прямоугольного сечения. Прокладка трассы шла параллельно со строительством автомобильной эстакады в начале улицы Кирова.

Вид со стройплощадки станции «Октябрьская» в сторону «Площади Ленина». 1980-е.

В 1979 году были начаты работы на котлованах будущих станций «Октябрьская», «Площадь Ленина», «Студенческая». В конце августа 1980 года началась проходка первого перегонного тоннеля на участке «Октябрьская» — «Площадь Ленина». А уже 19 июня следующего года стало знаменательным для метростроителей и жителей города. Тоннельный отряд № 29 произвел первую сбойку. Это была крупная первая победа. На площади Ленина тогда состоялся митинг. Тоннельный перегон длиной 950 метров был пройден на месяц раньше срока.

Тоннелепроходческий щит в районе современной станции «Площадь Ленина».

А месяцем ранее стартовала проходка второго тоннеля на этом же перегоне. Здесь был задействован экспериментальный отечественный тоннелепроходческий щит КТ-5,6 Д-2 производства Ясиноватовского завода. Уже в феврале 1982 года на месяц раньше срока, предусмотренного графиком, им было пройдено 942 метра подземной трассы. На площади Ленина состоялась вторая сбойка. Тоннелепроходческий щит показал себя достойно и был рекомендован в серийное производство. Во время проходки отличилась бригада Г. Суняйкина. А через год группе метростроителей из Новосибирска за освоение механизированного горно-проходческого щита КТ-5,6 Д 2 были вручены золотые медали ВДНХ СССР. Затем этот щит прокладывал перегон «Площадь Ленина» — «Красный проспект».

Монтаж щита на строительстве перегонных тоннелей между станциями «Площадь Ленина» и «Октябрьская».

На левом берегу работы по прокладке тоннелей велись от ул. Горской до станции «Студенческая» в 1982-83 г.г. Одним из самых сложных оказался перегон от станции «Октябрьская» до «Речного вокзала», к которому проходчики тоннельного отряда № 33 приступили в июле 1984 года. По нормам на проходку 926-метрового участка отводился год. Только при этом условии запланированный пуск на конец 1985 года мог состояться. Работа была осложнена тем, что левый тоннель должен был проходить под жилыми домами, расположенными на пересечении улиц Кирова и Сакко и Ванцетти и Восход. Как оказывается, даже во времена плановой централизованной экономики субподрядчики срывали сроки выполнения работ. Только когда щит подходил к этим домам, и замаячила реальная угроза их разрушения, начинались работы по укреплению домов. Только 1 июня 1985 года проходка последнего тоннеля пускового участка была завершена.

Некоторые крепкие породы поддавались только взрыву. Применение буро-взрывного метода на строительстве метро.

Помимо будущих станций, работы были развернуты и на вспомогательных объектах: инженерном корпусе и метродепо. В июле 1979 года начался замыв поймы реки 1-я Ельцовка под метродепо. Для чего предстояло снести около 1200 частных домов, построить бетонный коллектор для речки Ельцовка и намыть более 400 тысяч кубометров песка, а также вывести более одного миллиона кубометров грунта с бортов оврага.

Самая крупная по размерам строительная площадка была развернута на перекрестке улицы Гоголя и Красного проспекта, здесь запроектирован пересадочный узел Ленинской и Дзержинской линий: были сразу раскрыты два котлована будущих станций «Красный проспект» и «Сибирская».

Работы нулевого цикла, начало устройства котлована станции «Сибирская». Начало 1980-х годов.

Но наиболее ответственным участком работ первого пускового комплекса стало возведение метромоста общей протяженностью всего комплекса 2145 метров. Технический проект мостового перехода был разработан институтом «Ленгипротрансмост». Особое место в новосибирском метро занимает метромост и эстакады. Общая длина этого сооружения 2 145 метров – или четвертая часть пускового участка. Сооружение этого уникального объекта было поручено опытному коллективу мостоотряда № 38 треста «Мостострой-2». Летом 1980 года на берегу Оби был вбит первый колышек с надписью: «Ось моста». А уже в августе начались строительные работы. Бригада лауреата премии Совета Министров СССР М.Долгих приступила к возведению русловых опор на реке Обь.

Строительство метромоста подходит к концу.

Опоры метромоста расположены по осям опор Коммунального моста. Поскольку первый автодорожный мост через Обь строился еще до возведения Новосибирской ГЭС, его опоры были рассчитаны на тяжелый ледовый режим, в отличие от них V -образные опоры метромоста легкие и изящные. Наибольшую сложность для строителей представляло сооружение эстакад, особенно левобережной (32 пролета по 33 метра каждый). Правобережная эстакада состоит всего из четырех пролетов. Для изготовления 33-метровых преднапряженных железобетонных балок пришлось на промышленной площадке мостоотряда № 38 построить специальный цех. Выпуск таких же балок освоил и Буготакский завод. Совместными усилиями все 210 балок были изготовлены. Их монтаж провела бригада А.Мельникова.

Конструкции метромоста в разобранном виде.

Правобережная часть эстакады.

Правобережная эстакада частично встроена в наземный вестибюль станции «Речной вокзал». Пролетные строения правобережной части состоят из шести железобетонных балок длиной от 16,5 до 33 метров. Переменная длина пролетов обусловлена особенностями городской планировки. Конструктивно эстакады представляют собой металлическую коробку, стены и крыша которой закрыты профнастилом – двухъярусной металлической ортотропной плиткой. В стенах эстакад по всей длине имеются оконные проемы размером 2х2 м.

Галереи моста изготавливались на заводе металлоконструкций объединения «Союзстальконструкция». Монтаж галереи доверили одной из лучших бригад треста «Сибстальконструкция», которую возглавлял Анатолий Лысенко.

Конструкция пролетных строений и метод надвижки впервые применялся в истории отечественного метростроения. Работы велись на берегу Оби и в жару, и в лютые морозы. Однажды из-за низкой температуры не выдержал металл аванбека – опережающей монтажной консоли. Пришлось его менять в экстренном порядке.

Происшествие во время надвижки конструкций метромоста: деформация аванбека.

Надвижка металлической части метромоста была завершена 31 января 1985 года. Пролетное строение весом 6 200 тонн легло точно на место, в соответствие с проектными решениями.

В ночь с 19 на 20 декабря было запланировано проведение испытаний конструкций метромоста. Было подготовлено четыре 5-вагонных состава. В каждый вагон загрузили по 640 мешков с песком. Вес мешка – 50 кг. Общий вес нагрузки на испытании на конструкции моста должен был составить 1 300 тонн. Погрузку мешков в вагоны осуществляли солдаты дисциплинарного батальона СибВО. Сначала поезда с грузом прошли несколько раз в одном и другом направлении. Затем пять поездов были равномерно расставлены по длине моста. Предварительно сотрудники лаборатории НИИЖТа установили приборы, фиксирующие параметры поведения стальных конструкций. Никаких отклонений от норм ими не было зарегистрировано. Комиссия дала разрешение на эксплуатацию метромоста.

Строительство левобережной эстакады.

В июне 1984 года началось устройство верхнего строения пути. В Новосибирском метрополитене уложены рельсы Р-65 длиной 25 метров. Использование такого типа рельсов позволяет уменьшить шум и вибрацию в тоннелях, снизить их износ. За короткий срок было сварено, перевезено и смонтировано порядка двух тысяч тонн рельсов.

Торжественная сварка последнего стыка пускового участка.

Строительство первого пускового участка, состоявшего из пяти станций, протяженностью 8,5 км длилось шесть с половиной лет. 28 декабря 1985 года Государственной комиссией был подписан акт о приеме в эксплуатацию пускового комплекса Новосибирского метрополитена. Но двери для пассажиров новосибирская подземка открыла только 7 января 1986 года.

Пробная габаритная обкатка метровагона под мотовозом по строящемуся метрополитену.

Торжественное прибытие сцепа из мотовоза и вагона на станцию «Октябрьская».

Ввод первого участка кардинально изменил схему движения городского наземного транспорта в Новосибирске. Конечные остановки многих автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов были привязаны к станциям метро. Крупными пересадочными узлами стали станция «Студенческая» в левобережной части города и станция «Красный проспект» в правобережье. Станция «Речной вокзал» была и вовсе спроектирована в едином комплексе с одноименной остановочной платформой пригородных электропоездов.

Первый поезд Новосибирской подземки.

Уже через двадцать четыре месяца новосибирские метростроевцы сдали второй участок. 31 декабря 1987 года было открыто движение между станциями «Сибирская» — «Площадь Гарина-Михайловского» Дзержинской линии. Первоначально движение здесь обеспечивал один состав по левому тоннелю.

Несмотря на начавшиеся трудности в экономике страны, строительство метро в Новосибирске продолжалось. В июле 1991 года был введен участок в левобережной части города: «Студенческая» — «Площадь Маркса», протяженностью 1,14 км.

Станция «Заельцовская». Перед открытием.

А 2 апреля 1992 года были введены в эксплуатацию станции «Гагаринская» и «Заельцовская». Таким образом, строительство первой очереди Новосибирского метрополитена было завершено. Длина путей в двухпутном исчислении составила 12,07 км с десятью станциями. В состав первой очереди входили метродепо «Ельцовское» с соединительной веткой протяженностью 1,8 км и инженерный корпус метрополитена.

Мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак и мэр Москвы Гавриил Попов на открытии станции «Заельцовская» 2 апреля 1992 года.

Завершение строительства первой очереди позволило метрополитену стать важнейшим звеном городской транспортной системы. Объем перевозок все эти годы динамично рос. В первый год работы метрополитеном воспользовалось 42 млн пассажиров, а в 1993-м — уже 117,5 млн, что составило более 15% всего объема внутригородских перевозок. Среднесуточный пассажиропоток составлял 250-300 тысяч пассажиров. Максимальная интенсивность движения – 17 пар поездов в час. По объемам перевозок Новосибирский метрополитен занял третье место в стране.

В 1990 году было начато строительство второй очереди Новосибирского метрополитена, включающей станции «Фрунзенская» (сейчас «Маршала Покрышкина»), «Березовая роща» и «Гусинобродская» («Золотая нива»), протяженностью 4,82 км. К столетию города в 1993 году предполагалось закончить строительство первого пускового комплекса протяженностью 2,25 км от станции «Сибирская» до станции «Березовая роща». Намечалось, что жители Новосибирска получат подарок от метростроевцев. Однако ни в 1993-м, ни в следующем 1994 году ввода в строй станций не произошло. Глубокий экономический кризис, разразившийся в стране в 90-х, поставил крест на сроках строительства.

Самый высокопоставленный пассажир Новосибирского метро Б.Н.Ельцин обсуждает планы метростроения с директором института «Новосибметропроект».

Самый высокопоставленный пассажир Новосибирского метро — первый президент России Борис Ельцин в вагоне Новосибирского метро.

Не решило проблему финансирования строительства метро и обращение напрямую к руководству страны. В 1996 году Президент России Борис Ельцин во время предвыборной поездки по Сибирскому региону посетил Новосибирск. Его обещание помочь Новосибирску так и осталось обещанием. При практически прекратившемся федеральном финансировании метростроения региональный и городской бюджеты также были не в состоянии выделять требуемых средств на продолжение строительства метро. В результате сроки сдачи отодвигались на неопределенное время. Более того, из-за отсутствия финансирования и в связи с этим ненадлежащего обслуживания в водонесущих грунтах застрял тоннелепроходческий щит, после чего строительство полностью остановилось, тем самым более чем на десятилетие закупорив одну из основных транспортных магистралей — улицу Гоголя.

Бетонирование стенок будущей станции «Красный проспект».

Оказавшись в такой ситуации было принято решение единственное достойное решение — открывать станции по отдельности. К 2000 году были найдены средства на достройку одной станции, которая вместо проектного «Фрунзенская» получила название «Маршала Покрышкина», она была введена в строй 28 декабря 2000. В пусковой комплекс был включен и правый тоннель протяженностью 1,58 км до станции «Площадь Гарина-Михайловского». Движение поездов по Дзержинской линии было организовано челночным способом.

В 2002 году в Новосибирске сменился генеральный подрядчик строительства метро. Был создан новосибирский филиал компании «Бамтоннельстрой». Эта подрядная организация приступила к сооружению двенадцатой по счету станции новосибирского метро – «Березовая роща». Первоначально планировалось открытие станции в конце 2004 года. Однако финансовые трудности отодвинули на полгода ввод станции в строй. Только 25 июня 2005 года в День города была открыта двенадцатая по счету станция Новосибирского метрополитена «Березовая роща».

Выход на «поверхность» тоннелепроходческого щита «Ловат».

Временная схема движения предусматривала движение одного поезда по левому тоннелю на участке «Площадь Гарина-Михайловского» — «Сибирская». Второй поезд обеспечивал челночное движение по правому тоннелю на участке от «Сибирской» до «Березовой рощи». В позднее вечернее время и рано утром движение на Дзержинской линии обеспечивалось одним составом. Только в конце 2006 года новосибирские метростроители закончили проходку левого тоннеля между станциями «Березовая роща» и «Маршала Покрышкина». Накануне праздника — День города – 23 июня 2007 года движение по второму тоннелю было открыто и на Дзержинской линии было организовано круговое движение.

Станция «Золотая Нива» в процессе строительства.

В мае 2007 года были возобновлено возведение третьей станции, входившей во вторую очередь Дзержинской линии, которое началось в 1993 году и спустя несколько лет было заморожено. На тот момент успели пройти всего 44 метра левого тоннеля и 7 метров — правого. Также как и «Берёзовую рощу», станцию строили не очень активно, но более-менее стабильно и 7 октября 2010 года на торжественном митинге по случаю открытия очередной станции метро губернатор Новосибирской области Василий Юрченко перерезал символическую красную ленточку. Однако, 26 октября 2010 по решению суда она была снова закрыта на достройку и повторно открыта 9 февраля 2011 года.

Строительство метро в городе, несмотря на отсутствие федерального софинансирования будет продолжено. Государственной экспертизой одобрен и получил положительное заключение проект продления Дзержинской линии.

Пассажиры первого «горячего» поезда до станции «Золотая Нива».

Прибытие первого поезда на станцию «Золотая Нива». До официального открытия осталось 7 дней.

Ежедневно Новосибирским метрополитеном пользуются порядка 200 тысяч пассажиров. Конкуренцию подземке составляют многочисленные частные автобусы, маршруты которых дублируют линии метро. Это сказывается на объемах перевозок, сократившихся более чем в полтора раза в сравнении с серединой 90-х годов. Но, несмотря на это Новосибирский метрополитен прочно удерживает третье место по объемам перевозок пассажиров среди метрополитенов в РФ. История продолжается.

Новосибирский Метрополитен

Новосибирский Метрополитен — Внеуличная, транспортная и преимущественно подземная система города Новосибирск, Российская Федерация. Открыт 7-го Января 1986-го года в составе участка Логотип метрополитена, официально опубликованный на сайте метрополитена. Схема метрополитена, с железной дорогой. SVG версия

Описание

Страна

Город Расположения

Дата открытия

Эксплуатант

Маршрутная сеть

Число линий

Число станций

Длина сети

Технические данные

Дневной Пассажиропоток

Годовой Пассажиропоток

Коллаж из станций метрополитена. Авторы указаны внизу по ссылке)

Содержание

История [ ]

В 1954 году при разработке градостроительного плана Новосибирска было разработано и предложено три различных варианта плана развития города, каждый из которых предполагал строительство метрополитена. Вновь вопрос о проектировании подземного метрополитена был поставлен в 1962 году при разработке нового плана развития Новосибирска. Город, будучи крупным центром промышленности, культуры и науки, быстро рос, а 9 июля 1962 года в Новосибирске родился миллионный житель, что давало право на строительство метрополитена. В 1968 году городские власти поручают разработку проекта метрополитена институту «Новосибгражданпроект» (до этого «Новосибпроект»). В конце 1970 года разработка «Схемы развития городского транспорта Новосибирска до 2000 года» была завершена и 15 февраля следующего года её передали на рассмотрение и согласование вначале в городской, а затем в областной исполком. Согласно разработанной в институте схеме, Новосибирский метрополитен включал три линии общей протяжённостью 52 км с 36 станциями. В местах пересечения линий были запланированы четыре пересадочных узла. После того, как идея строительства метро в Новосибирске получила одобрение союзных министерств и ведомств, а также лично Л. И. Брежнева, в августе 1972 года приехавшего в Новосибирск, дальнейшая разработка проекта была передана институту «Бакметропроект» — филиалу «Метрогипротранса». В 1974 году был разработан новый вариант технико-экономического обоснования. 12 декабря 1978 года проект первой очереди метрополитена протяжённостью 13,1 км с одиннадцатью станциями был утверждён Советом Министров РСФСР, а в союзном Совете Министров — месяцем ранее.

Датой начала строительства считается 12 мая 1979 года, когда состоялся торжественный митинг (в районе будущей станции «Октябрьская»), посвящённый началу возведения метрополитена, в ходе которого была забита первая свая. С начала 1980 года начались работы по первому участку Дзержинской линии, включавшему две станции: «Вокзальная» (ныне «Площадь Гарина-Михайловского») и «Нарымская» (ныне «Сибирская»). В 1983 году за одну смену туннелепроходчики построили 3,86 метра тоннеля от «Спортивной» в сторону «Студенческой», установив рекорд того времени. В следующем году он был побит — было пройдено четыре метра за смену. 28 декабря 1985 года Новосибирский метрополитен принят в эксплуатацию Государственной комиссией.

Спустя декаду после приёмки, 7 января 1986 года, метрополитен официально открывает свои двери для пассажиров. 31 декабря 1987 года в торжественной обстановке запущен первый участок Дзержинской линии из двух станций — «Сибирской» и «Площадь Гарина-Михайловского». 26 июля 1991 года принимается в эксплуатацию станция «Площадь Маркса», а 2 апреля 1992 года — станции «Гагаринская» и «Заельцовская». А следующая станция — «Маршала Покрышкина» была введена в эксплуатацию только 28 декабря 2000 года. А вместе с ней был запущен в эксплуатацию правый перегонный 1,58-километровый тоннель — до станции «Площадь Гарина-Михайловского». Следующая же станция, «Берёзовая роща», появилась только ещё через 5 лет, к 25 июня 2005 года. 7 октября 2010 года открыли станцию «Золотая Нива», и 26 октября она была закрыта по решению суда на 30 суток в связи с конструкционными проблемами. Инициатива по закрытию станции принадлежала Ростехнадзору. Станция с самого начала была открыта в усечённом виде — с одним перегонным тоннелем, правым. Повторно станцию открыли только 9 февраля 2011 года

Архитектура [ ]

Новосибирская организация Союза архитекторов СССР и исполнительный комитет городского совета народных депутатов объявляли открытый конкурс на проектные предложения по оформлению станций первой очереди. Объявленный конкурс, на оригинальный архитектурно-художественный облик станций, проходил с 1 марта по 31 мая 1980 года. Согласно условиям, для каждой станции оговаривалось соответствующее тематическое содержание.

В качестве отделочных материалов для оформления первых, построенных в 1985 году, станций применялись: гранит и мрамор, стекло, цветные цементы, художественная и облицовочная керамика. Для следующих станций применили Петенёвский мрамор (серо-кремовый) из Маслянинского района, а также минералы, добытые на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, в Средней Азии и в Грузинской ССР.

На последних двух пущенных в Новосибирском метрополитене станциях («Берёзовая роща», «Золотая Нива») строители применили современные материалы: алюминиевые панели, керамогранит, нержавеющая сталь, полимерные покрытия; алюминиевый сайдинг, металлопластиковые панели.

Линии [ ]

С 31-го Декабря 1987-го года метрополитен состоит из 2-ух линий — Ленинской и Дзержинской . [1] [2] .

Станции [ ]

Новосибирский метрополитен на 2020-ый год насчитывает 13 станций, из которых 8 — на Количество станций в районах города.

Районы. Количество станций. Станции. Центральный 4

В первоначальных планах авторы проекта предлагали построить станции под шестивагонные составы — с платформами длиной 120 метров. И у этой идеи нашлись сторонники, в том числе в союзных и республиканских органах власти. Но затем было решено уменьшить протяжённость — по финансовым соображениям. В конечном итоге решили вначале запустить четырёхвагонные составы, а длину платформ сделать под пять вагонов, чтобы в дальнейшем перейти на метропоезда с увеличенным количеством вагонов. Так длина всех станций стала 102 метра, а длина посадочных платформ — 100 метров (5 вагонов) — это стандарт де-факто, действующий ещё с момента строительства метрополитена. Ширина платформы — 10 м.

Платформы снабжены громкой связью, по которой осуществляются объявления (о случающемся следовании поезда без остановки, отсутствии посадки на прибывающий поезд, о возможных технических проблемах на линиях метро и пр.). Практически на всех станциях характерный звуковой сигнал извещает пассажиров о скором прибытии очередного поезда. На отрезках эскалаторного транспорта, а также на межстанционных переходах со сравнительно высокими пассажиропотоками звучат сообщения рекламного характера и напоминания о правилах пользования метрополитеном.

Спуск на подземные станции метрополитена и подъём на надземные осуществляется при помощи эскалаторов и лестничных маршей. В большинстве случаев эскалаторы двух- или трёхленточные. Эскалаторами оборудованы семь станций, а всего в ведении метрополитена находится 32 эскалатора.

Все подземные станции имеют как наземные, так и подземные вестибюли, часто совмещёнными с подуличными пешеходными переходами. Наземные вестибюли могут как представлять собой отдельные здания, так и быть встроенными в другие дома, или объединёнными с ними (например, вокзалы). Подземные вестибюли часто имеют выход на поверхность в виде лестничных пролётов, вырезанных посреди улицы, которые иногда закрываются остеклёнными павильонами. Один из вестибюлей станции «Красный проспект» также играет роль перехода с одной станции на другую.

Статистика [ ]

  • Самая глубокая станция — «Сибирская» (16 метров)
  • Станция, расположенная ближе всех к поверхности земли — «Речной вокзал» (наземно-подземная)
  • Самый длинный перегон — «Студенческая» — «Речной вокзал» (2967 метров, из которых 2145 метров перегона — метромост)
  • Самый короткий перегон — «Гагаринская» — «Заельцовская» (927 метров)
  • Самый длинный эскалатор — 150 ступеней, длина ленты — 30 метров («Сибирская»).
  • Самые старые из действующих эскалаторов расположены на двух станциях первого пускового участка Ленинской линии: «Речной вокзал» и «Октябрьская». Они были пущены в эксплуатацию в конце 1985 года.
  • Самый новый эскалатор расположен на станции «Золотая Нива». Он был запущен в 2012 году

Новосибирский Метромост [ ]

Между станцией «Речной вокзал» и «Студенческая», длина метромоста вместе с береговыми эстакадами составляет 2145 метров (из них 968 метров — русловая часть). На левом берегу на метромосту находится закрытая станция «Спортивная».

Строительство моста было продиктовано серьёзной транспортной проблемой Новосибирска, заключающейся в связи левого и правого берегов Оби. Изначально рассматривалось два варианта — подводный тоннель, либо метромост. Также предлагался и третий — протянуть метро по второму ярусу существующего Октябрьского моста, но резко против этого проекта выступили авторы и проектировщики этого моста.

Предпочтение было отдано строительству мостового перехода, поскольку этот проект оказался более дешёвым. Проект метромоста был разработан ленинградскими специалистами из Ленгипротрансмоста (ныне ОАО «Трансмост») в 1978 году. Сооружение моста продолжалось ровно пять лет — с февраля 1980 года по февраль 1985 года.

Новосибирский метромост состоит из трёх частей: небольшой галереи, соединяющей мостовой переход с надземной частью станции «Речной вокзал», собственно мостового перехода, серой железобетонной коробки, и зелёного короба-галереи от моста до обрыва в районе улицы Горской. Опоры моста имеют V-образный вид.

Обе галереи имеют остекление. В железобетонной коробке ранее также существовали окна-иллюминаторы, однако в середине 1990-х годов они были «прикрыты» защитными створками из-за сильного заноса моста снегом зимой и раздражения глаз машиниста и пассажиров от мелькания дневного света.

Подвижной состав и Депо [ ]

Электродепо [ ]

Обе линии метрополитена обслуживаются электродепо , съезды в которое расположены после станции » Подвижной состав [ ]

Новосибирский Метрополитен, как и другие метрополитены, открытые после 1970-го года эксплуатируют составы типа 81-717/714, построенные на Мытищинском и Ленинградском вагоностроительных Заводах. После развала СССР, с 2013-го года в метрополитене эксплуатируются составы типа Именные поезда. [ ]

За всю историю, в Новосибирском метрополитене эксплуатировалось 8 именных поездов, связанных с разной тематикой:

  1. Поезд, оформленный дизайнером IKEA — С 7-го ноября 2008-го года по 2009-ый год в метрополитене курсировал поезд, оформленный дизайнером IKEA. Снаружи, на дверях поезда были нанесены наклейки с логотипом компании. Интерьер каждого из 4-ех вагонов имел обивку диванов и стен, окрашенных в разные цвета, у каждого вагона был индивидуальный цвет и обивка. Также на окнах в вагонах были установлены занавески [3] .
  2. Поезд с панорамами города — С начала июня 2009-го года до середины месяца работал состав, оформленный ко дню города. На стенах в салоне поезда были размещены фотографии со станциями метро и панорамами города [4] .
  • Поезда-музеи:
    • Экспозиция «Новониколаевск — Новосибирск» — 28 декабря 2010 года на Дзержинскую линию вышел четырёхвагонный поезд-музей. В каждом из вагонов описан определённый период из истории города: «Так начинался Новосибирск» (1893—1920), «Будни великих строек» (1920—1940), «Город, войною опалённый» (1941—1975), «Новосибирск, устремлённый в будущее» (1976 — настоящее время). Последний был приурочен к 25-летнему юбилею метрополитена.
      • Экспозиция истории Академгородка — В конце 2011 года один из вагонов поезда-музея («Новосибирск, устремлённый в будущее») был переоформлен. Новой темой стала история Новосибирского Академгородка, начиная с его появления в 1957 году. Внутри вагона были размещены архивные фотографии, фотопортреты учёных и интересные факты из истории Академгородка.
        • Экспозиция Новосибирской ГТРК — В июле 2012 года в вагоне поезда-музея была открыта экспозиция, посвящённая 55-летнему юбилею Новосибирской ГТРК. В историческом вагоне присутствовали в том числе и фотографии первых работников телестудии.
          • Экспозиция к юбилею филармонии и области — В октябре 2012 года в передвижном поезде-музее была открыта новая экспозиция, приуроченная к 75-летию региона и Новосибирской государственной филармонии. В вагоне, посвящённом филармонии, присутствовали большие фотографии Новосибирского академического симфонического оркестра: под управлением дирижёра Арнольда Каца (1990 года) и современные — с главным дирижёром Гинтарасом Ринкявичусом. В другом вагоне поезда (тема «Годы великих строек»), размещавшем до этого хронику 1920-х годов, было также произведено переоформление. Теперь в нём представили хронику следующего десятилетия: фото крайисполкома, стоквартирного дома, пассажиров первого трамвая в городе, купола будущего оперного театра и портреты тогдашнего городского руководства.
            • Экспозиция «Наш Покрышкин» — 1 марта 2013 года в третьем вагоне поезда-музея была открыта экспозиция, посвящённая 100-летию маршала и Трижды Героя Советского союза, прославленного лётчика Александра Покрышкина. До этого в вагоне был зал о Великой Отечественной войне [ .
            • Вагон о мини-футбольном клубе «Сибиряк» — 7 мая 2012 года в метро был запущен электропоезд с вагоном, посвящённым мини-футбольному клубу «Сибиряк». В вагоне была размещена информация об истории клуба, детско-юношеской спортивной школе, игроках клуба, ближайших матчах и тренерском штабе.
            • Вагон с фотографиями сирот — В начале ноября 2012 года на Ленинскую линию вышел вагон, стены которого оформлены 55 фотографиями детей-сирот до 15 лет, находящимися в доме малютки и детских домах. Фотографии были снабжены контактными телефонами. В случае усыновления, по словам организаторов акции, фотографию поменяют на другую.

            Перспективы [ ]

            Ленинская линия. [ ]

            В настоящее время планируется расширение Ленинской Линии дальше на запад, к площади Станиславского, а дальнее — на 2 станции в том же направлении — «Пермская» и «Южная» [5] . Также есть планы продлить линию на 3 станции на север, к аэропорту «Новосибирск-Северный» [6] [7] . Также, к 2022-ому году между » [8] .

            Дзержинская линия. [ ]

            В ближайшее время планируется сооружение двух станций — «Гусинообродская» и «Волочаевская» в восточном направлении с электродепо [9] [10] . Также согласно генплану 1996-го и 2000-го годов [1] [2] линия должна пересечь Обь и пройти через Речной Порт до севера Ленинского Района.

            Новые линии и генеральные планы. [ ]

            Кировская Линия [ ]

            По генпланам 1996-го года [1] и 2000-го года [2] планируется строительство трёх новых линий — Кировской с 8 станциями и электродепо, которая будет связывать южную часть Кировского района, рядом с микрорайоном «Южно-Чемским» с Ленинской линией, железнодорожной станцией «Новосибирск-Западный» и севером Ленинского района.

            Октябрьская линия. [ ]

            Октябрьская линия по генпланам должна связать остановочный пункт «Камышенская» с Дзержинской Линией и аэропортом «Новосибирск-Северный», где также планируется пересадочный узел с Ленинской линией

            Первомайская линия. [ ]

            Первомайская Линия по генплану шла от остановочного пункта «Первомайская» до «Дунайской», далее доходила до станции » Примечания [ ]

            35 лет новосибирскому метро. Как его строили впечатляющие кадры из прошлого и воспоминания очевидцев

            В этот день назад в новосибирский метрополитен спустились первые пассажиры. С тех пор уже выросло целое поколение горожан, которым трудно себе представить Новосибирск без подземки. Обозреватель НГС Стас Соколов, который сам отработал в метро почти , изучил историю появления метрополитена в Новосибирске и вместе со старожилами вспомнил, как строились первые линии и как менялся город с появлением новых станций.

            Начало строительства: эпоха заборов

            О строительстве в Новосибирске метрополитена впервые задумались в 1954 году, когда этот вид транспорта был внесен в план (точнее, в несколько альтернативных планов) развития города. Тогда предполагалось, что метро свяжет удаленные промышленные зоны, протянувшись от авиационного завода им. Чкалова аж до Сибсельмаша. Однако реальное проектирование подземки началось только в конце годов, после того как население города перевалило за один миллион жителей.

            По одному из первоначальных проектов линия метро должна была пройти под Вокзальной магистралью

            По одному из первоначальных проектов линия метро должна была пройти под Вокзальной магистралью

            Фото: Слава Степанов

            Первоначальный проект был более чем амбициозным: он включал три линии общей протяженностью более с 36 станциями. Вера в это светлое будущее была так сильна, что схемы со всеми этими существующими только в проекте станциями еще долго висели в вагонах, сея неразбериху среди пассажиров.

            Инфографика: Илья Циммерман, Николай Гурьянов

            Новосибирску повезло, что после обсуждений и споров было принято решение не рыть глубоких тоннелей, а проложить пути, по сути, в глубоких траншеях, которые будут потом перекрыты плитами и засыпаны грунтом. Это существенно снизило и стоимость, и время строительства, потому что сложись иначе — и вообще не факт, что в непростые уже годы новосибирскую подземку успели бы доделать в принципе.

            Площадь Ленина в начале <nobr годов

            Площадь Ленина в начале годов

            Фото: Музей истории новосибирского метрополитена

            Для города годы строительства метро стали эпохой заборов. Красный проспект, проспект и площадь Маркса, улица Кирова — все эти магистрали были превращены в череду глубоких траншей. Общественный транспорт пустили по параллельным улицам, и совсем тихие тогда Серебренниковская и Советская стали на все годы строительства непривычно оживленными.

            Сегодня такое строительство было бы уже физически невозможным. Даже временное перекрытие любой из этих улиц вызывает транспортный коллапс. И неудивительно, к началу строительства метро в Новосибирске было около 10 легковых автомобилей на 1000 жителей (с учетом такси и служебного транспорта) — за этот показатель вырос почти в .

            Площадь Карла Маркса в период строительства

            Площадь Карла Маркса в период строительства

            Фото: Музей истории новосибирского метрополитена

            Кроме проблем с транспортом, строительство метро запомнилось горожанам вырубкой центральной аллеи, которая (как и сегодня) тянулась вдоль всего Красного проспекта. Огромные деревья пришлось убрать полностью.

            — Как раз напротив нашего дома росли березы. И когда началась стройка, то первым делом спилили все эти деревья. Мне было жалко их до слез, — вспоминает специалист по коммуникациям Светлана Албаут, которая жила в доме на Красном проспекте. — Но, с другой стороны, я поняла, что это шанс. Наш папа очень любил баню, а тут целая улица завалена березовыми ветками — делай веники сколько хочешь. Мы с сестрой были младшими школьниками и невероятно гордились, что смогли сделать отцу такой нужный подарок. Он тоже очень растрогался. Правда, веники эти потом втихаря выкинул: париться березой, которая стояла посреди городской улицы, это не очень правильное решение.

            Новосибирцы изучают план будущего метро. На нем <nobr линии</nobr> и больше <nobr станций</nobr>

            Новосибирцы изучают план будущего метро. На нем и больше

            Фото: Музей истории новосибирского метрополитена

            Разрытая по всему центру земля принесла в город огромное количество пыли, вспоминает бывший новосибирец Алексей Ревякин. А выстроившиеся вдоль всей линии будущего метро заборы удлинили привычный путь горожан.

            Предприниматель Николай Гинзберг рассказывает, что строительство совпало с его учебой в музыкальной школе, ходить до которой ему приходилось несколько остановок пешком — все пути объезда перекрыло строительство станции «Красный проспект».

            Впрочем, метро всё равно ждали как чуда — с наземным транспортом тогда в Новосибирске было туго. Предприниматель Юрий Верещагин до сих пор помнит «битвы» на остановке на Коммунальном мосту:

            — Когда человек двести-триста хочет сесть в один автобус, то и бока мяли, и женщины кричали, и мужики не выдерживали.

            Однако запуск подземки всё время откладывали. На заборе, огораживающем строительную площадку, был лозунг: «Слово Родине даем, в сентябре метро сдаем!», — вспоминает специалист по коммерческой недвижимости Максим Марков. — Правда, потом в него заметно вносились корректировки — «октябре», «ноябре», «декабре».

            Инфографика: Илья Циммерман, Николай Гурьянов

            Открытие: война берегов

            Чуть раньше официального запуска станции открылся подземный переход на Красном проспекте — нескольким счастливчикам удалось через него попасть на новенькую и пока безлюдную станцию.

            — Каждый день я поглядывала на эти двери, иногда специально переходила с одной стороны улицы на другую. И вот в один прекрасный день мне показалось, что вход открыт. Я потянула на себя тугую дверь и оказалась на станции. Турникеты еще не работали, никого из сотрудников тоже почему-то не оказалось на месте, и я спустилась на станцию, куда через какое-то время пришел настоящий поезд и открыл двери. И я зашла туда и каталась туда-сюда какое-то время. Больше всего мне тогда было жалко, что у меня нет с собой фотоаппарата и я не смогу доказать знакомым, что первой оказалась в метро. Сейчас бы залепила там селфи и собрала кучу лайков, — с улыбкой вспоминает Светлана Албаут.

            История подземелья. Как строился Новосибирский метрополитен?

            Из 36 станций возвели только 13

            Новосибирск с 60-х годов по численности населения был и остаётся третьим городом в стране. С момента основания Новосибирску понадобилось всего 69 лет, чтобы стать городом-миллионником! (Это произошло в 1962 году.) Для сравнения, чтобы перевалить за миллионный барьер, Нью-Йорку потребовалось 250 лет, а Москве – 700! Поэтому строительство метрополитена было только делом времени.

            Спасение под землёй

            Из-за колоссального роста населения городская транспортная инфраструктура не поспевала за растущим, как на дрожжах, пассажиропотоком. К тому же стремительно развивалась наука и промышленность – всё это давало большие перспективы для дальнейшего роста.

            Как пояснил специалист, при понижении атмосферного давления на территорию региона происходит приток холодных масс воздуха.

            «Почти на всех остановках транспорта собирались десятки человек, – рассказывает пенсионерка Светлана Соколова. – Когда подходил автобус, люди просто стервенели: чтобы утрамбовать пассажиров, оставшиеся на улице мужчины разбегались и со всего маху врезались в висящих на подножке людей. Самое интересное, что никто в автобусе не возмущался. На работу приезжали мятыми, с оторванными пуговицами и с оттоптанными ногами».

            А когда происходили природные катаклизмы – сильный гололёд – и транспорт вставал намертво, людям приходилось идти несколько километров пешком (в том числе через мост в сильный мороз). Ведь опоздание в советское время грозило серьёзными неприятностями.

            Поэтому специально созданная группа специалистов во главе с руководителем отдела транспортных проблем института «Новосибгражданпроект» Вячеславом Борисовским провела необходимые расчёты и доказала местной власти, что у мегаполиса без метрополитена нет будущего.

            Новые станции метро необходимы растущему городу

            Летом, в августе 1972 года в Новосибирск прибыл генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, который пообещал рассмотреть вопрос о строительстве метрополитена. Но Совет министров РСФСР утвердил проектирование и строительство первой очереди метрополитена только спустя 3 года.

            Грандиозная стройка

            Строительство началось 12 мая 1979 года, и к декабрю уже вовсю кипела работа над будущими станциями «Октябрьская», «Площадь Ленина» и «Студенческая». И хотя был практически закрыт весь центр города, что доставляло много неудобств, никто на это не жаловался – очень ждали метро.

            студенты и школьник могут воспользоваться своими проездными картами

            Переход через Обь сначала предполагали сделать под водой тоннелем или привязать трассу к опорам Коммунального моста. Но в конце концов решили построить мостовой переход. Проектированием метромоста через реку Обь занимались специалисты институтов «Ленгипромост» и «Новосибметропроект». Летом 1980 года на берегу Оби вбили первый колышек с надписью: «Ось моста», а в августе начались строительные работы. Общая длина этого сооружения 2,1 км. В Новосибирске конструкцию пролётных строений и метод надвижки применили впервые в истории отечественного метростроения.

            В ночь с 19 на 20 декабря 1985 года провели испытание конструкций метромоста: четыре состава по 5 вагонов общим весом 1,3 тысячи тонн несколько раз проехали с одного берега на другой. Затем 5 поездов остановились и некоторое время постояли на самом мосту. Только после этого комиссия дала разрешение на эксплуатацию метромоста.

            Аттракцион для поцелуев

            С помощью романтичного поступка мужчина надеялся вернуть девушку

            Цены на проезд снова хотят повысить.

            Строительство второй очереди началось в 1990 году, в которую входили станции «Фрунзенская» (сегодня – «Маршала Покрышкина»), «Берёзовая роща» и «Гусинобродская» (сегодня – «Золотая нива»). В 1993 году планировалось завершить переезд от станции «Сибирская» до станции «Берёзовая роща». Но из-за разразившегося в 1993 году экономического кризиса строительство этой линии пришлось заморозить. Далее подземку строили очень медленно: каждая очередная станция появлялась только через 5 лет. Долгожданная тринадцатая – «Золотая нива» – открыла двери для пассажиров только 9 февраля 2011 года и стала последней на сегодняшний день. Строительство станции «Спортивная», как и других линий метрополитена, до сих пор только на бумаге и в мечтах сибиряков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *