Петровский путевой дворец
Туристы, да и многие москвичи, гуляющие возле Петровского дворца в Москве, не предполагают, что это не просто красивый дворец и элитная гостиница. Это архитектурный памятник русской славы, напрямую связанный невидимыми нитями судьбы с главной гордостью россиян как в 1774, так и в 2014 году. Но обо всем по порядку.
Триумф императрицы
1774 год, 10 июля – день победы Российской Империи над Турцией. Именно в этот день закончилась долгая и кровопролитная русско-турецкая война, и между странами был заключен мир, открывшей России выход в Черное и Средиземное море и покончивший с набегами ханов на окраинные земли. Поистине, великое завоевание. Не удивительно, что государыня и ее подданные ликовали. И вот императрица задумала на этом месте построить Петровский путевой дворец, в котором можно было бы отдохнуть по пути из Москвы в Петербург. Этот прекрасный путевой замок должен был увековечить все величие победы. А множественные башни, окружающие центральное здание, напоминали архитектуру русских православных храмов. Должны были быть во дворце и некоторые восточные мотивы, напоминающие о победе христиан над османами. Архитектор Матвей Казаков с огромным количеством умельцев, блестяще выполнили свою работу.
Петровский путевой дворец сейчас
Находится Петровский путевой дворец в районе метро Динамо на Ленинградском проспекте. Замок отреставрированный и ухоженный. Правительство Москвы использует его для проведения торжественный мероприятий и приемов.
Но не только официальные лица могут побывать в этом красивом дворце. Самые обычные туристы при желании могут попасть туда на экскурсии. Правда, приобретая билеты туда загодя, люди могут услышать, что иногда экскурсия переносится на другой день из-за приема высокопоставленных лиц. Это ничуть не отпугивает гостей столицы, наоборот, им еще любопытнее побывать там, где бывают такие важные персоны.
Получается, что Петровский путевой дворец дает соприкоснуться не только с былым, но и с современной историей, творящейся прямо у нас на глазах. Это удивительное ощущение, когда идешь по роскошным залам и понимаешь, что вот только вчера тут была почетная делегация, и происходили события, которые в будущем войдут в историю России.
Дорогу молодым
Не так давно столичные власти решили сделать подарок будущим молодоженам, и теперь несколько дней в месяц в Петровском путевом дворце проходят бракосочетания. Несмотря на всю свою старину, замок отреставрирован с использованием ультрасовременных технологий. Задействованы современные материалы, работает система «умный дом», есть подземный паркинг и отличная шумоизоляция. Удивительное переплетение достижений прошлого и настоящего!
«Сердце» дворца – центральный зал. Зайдя в него, дух перехватывает от красоты, обилия света и простора. Удивительно, что в помещении нет окон, кроме нескольких маленьких, находящихся под самым куполом, который реставрирован в своем первозданном виде. Глядя на купол, создается впечатление, что эта красота – лепнина. На самом деле, это роспись в особой технике, дающей иллюзию объема, хотя рисунок совершенно плоский…
Много людей видели стены Петровского дворца: любопытных туристов, счастливых молодоженов, умелых мастеров, сильных мира сего, послов, придворных дам, бравых генералов, царей и цариц. Видели эти стены и чужеземного завоевателя Наполеона, который из окон этого дворца в 1812 году смотрел на горящую столицу и тщетно ждал «Москвы коленопреклонённой с ключами старого Кремля». Вскоре завоеватель бежал из непокоренной России, спасая свою жизнь. А молчаливый свидетель, Петровский путевой дворец, снова и снова напоминает новым поколениям о сотнях тысяч храбрых воинов, обильно оросивших сухую крымскую землю своей горячей кровью.
Петровский путевой дворец
Петровский путевой дворец — красочный комплекс в районе метро «Динамо» на Ленинградском проспекте в Москве. Он был возведен в честь победы Российской империи над Турцией в 1774 году. Расположенный на въезде в столицу со стороны Санкт-Петербурга, дворец стилизован под классические русские храмы, но имеет явную перекличку с восточной культурой, что должно было напоминать проезжающим о победе над османами.
330 1 0 11 мин. на чтение
Характеристики Петровского путевого дворца
Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 55.793737 северной широты, 37.552163 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 40
Дата основания: 1776 год
Архитектурный стиль: псевдоготика
Архитектор: Матвей Казаков
Основатель: Екатерина II
Состояние: музейный комплекс
История Петровского путевого дворца
Название дворцу дал не Петербург. Для строительства была выбрана площадка рядом с селом Петровское — традиционным местом остановки купцов из Пскова, Твери и Нижнего Новгорода, приезжавших торговать в Москву. Слобода, которая носила соответствующее название — Тверская-Ямская, была самым удобным подъездным штабом непосредственно перед городской чертой. До Кремля от стен Путевого дворца чуть более 8 км.
Путевые дома для торговцев низшего и среднего ранга в этом месте были давно. Район села Всехсвятское и Ходынского поля облюбовали путешественники, искатели найма в Москве и иностранные послы. Возможность встречи с последними была еще одним фактором выбрать именно этот участок для монаршей резиденции на выезде. Негоцианскую перспективность этого маршрута отмечал и Петр Великий, прокладывая путь на Петербург.
В 1812 году красочными стенами и коридорами Путевого дворца довелось любоваться Наполеону Бонапарту. В этой местности он с войском ожидал, когда сдавшаяся Москва принесет ему ключи от города. В подъездном дворце он организовал свою ставку — стоял с частью армии и главными военачальниками. С балконов Путевого дворца он и увидел, как Москва горит и даже, если верить историкам, опалил волосы. Это упоминается и А. Пушкиным в «Евгении Онегине».
Проект роскошного комплекса был реализован в 1776—1780 годах архитектором Матвеем Казаковым. Приказ о строительстве, которое ознаменовало бы окончание кровопролитной Русско-турецкой войны 1768—1774 годов и окончательное закрепление на Черном море, отдала Екатерина Великая. Главная роль путевого дворца соответствовала его названию, — в стенах красочного замка знатные особы должны были останавливаться по пути в Северную столицу из Москвы.
Задача, поставленная перед зодчими, была сложной. Екатерина намекнула, что она русская, но корни немецкие. Архитектор должен был найти возможность соединить черты этих культур. Итоговый стиль принято называть неоготическим, хотя в нем есть элементы классицизма, восточной архитектуры, барокко и готики. Современники называли стиль дворца мавританским, а характеризуя дворец, сравнивали его с дневной иллюминацией.
В 1797 году Павел, сын Екатерины Великой, останавливался в Путевом дворце перед коронацией. Это событие положило начало традиции — все последующие российские императоры перед восшествием на престол останавливались на ночь в дворцовом комплексе на подъезде, а не непосредственно в Москве. В здании были созданы все условия и для отдыха, и для шумных пиров мечтавших о короне наследников.
При Николае I началась первая глобальная реконструкция дворца. Проект был создан Огюстом Монферраном, но окончательно его утверждал сам император, имевший инженерное образование Именно ему современные владельцы задания обязаны возможностью подключить помещения ко всем коммуникациям. Одновременно вокруг была разбита парковая территория, а непосредственно рядом построены увеселительные заведения. Отделкой руководил Иван Таманский.
В 1896 году этот парк стал свидетелем трагедии на Ходынском поле. По традиции остановившийся в здании накануне коронации Николай II не смог избежать давки в толпе. Жертвами паники стали около 1,5 тысячи человек из пришедших поздравить нового государя. В этом кровавом событии многие увидели дурное предзнаменование, которое в итоге привело к смерти всей царской семьи.
После национализации в корпусах дворца сначала разместили казармы пулеметного полка, потом летное училище. В годы, когда здание занимали будущие летчики Академии имени Жуковского, были сожжены и дорогие паркеты, и антикварная мебель. С конца 1960-х годов, когда здание снова попало в государственное ведение, здесь был размещен Дом приемов правительства Москвы. Чуть позже флигели были переданы в аренду частным лицам.
В 2014 году, после глобальной реконструкции с учетом современных технологий, комплекс стал гостиницей, где можно заказать бракосочетание. Для гостей оборудованы все условия, требующиеся для современного отдыха — паркинги, рестораны, высокий уровень обслуживания. По историческим интерьерам проводятся экскурсии. Периодически комплекс закрывается, — гостями дворца по-прежнему считают за честь стать высокопоставленные персоны.
Особенности архитектуры Петровского путевого дворца
Изначально автором проекта должен был стать знаменитый художник Василий Баженов. По приказу императрицы он создавал потешные замки для увеселений, — ярко раскрашенные дополненные многочисленными башенками постройки из дерева. Мечтая о новом дворце, Екатерина Великая видела его именно таким — подчеркнуто праздничным. Автором суждено было стать лучшему ученику Баженова — Матвею Казакову.
Архитектура поражает воображение. Классические формы с главным зданием, флигелями и подъездными путями, которые требовались для обеспечения главной задачи, архитектору удалось выполнить в совершенно уникальном стиле. Получив согласие реализовывать любую фантазию, художник начал возводить настоящий замок — со стилизованными бойницами, зубчатыми стенами и башенками. Для флигелей были выбраны черты мавританского стиля.
Если присмотреться, в оформлении есть и традиционно барочные формы — маски, лепнина, венки и рога изобилия. Но одновременно в оформлении крыльца проявляются черты славянского зодчества, — арки входа напоминают очертания терема или допетровского замка с высокими стрельчатыми окнами. Поддерживают такой свод бочкообразные колонны, также относящиеся к эпохе Ивана Грозного и строительства каменного Московского Кремля.
Такие же элементы можно рассмотреть и в учетных формах дымовых труб, но даже они украшены лепниной, а сверху увенчаны куполом. Последний символизирует воцарение Екатерины в Константинополе, ознаменовавшее, в свою очередь, разгром турецкой армии. Присутствовали византийские черты. Каждый из элементов был декорирован. В центральной части соблюдалась строгая симметрия.
Цветовая гамма постройки — розовые, золотые, красные и белые оттенки. Основные тона задавали белоснежный кирпич и красная кровля, дополненные золотыми орнаментами. Отдельно художник проработал и особенности территории. Благодаря расположению комплекс возвысился над пространством, став короной, увенчивающей окружающее пространство. Несмотря на наличие бойниц, о дворце как об укреплении никто не думал.
Залы и интерьеры Петровского путевого дворца
Рассчитывать, что внутренние интерьеры сохранились так же хорошо, как внешнее убранство, не приходится. Вандалы сделали то, что не позволил себе Бонапарт и войска фашистской Германии. Все деревянные элементы отделки были отправлены в печь. Та же участь постигла и книги. Большая часть экспозиций, посвященных дворцу, содержит только зарисовки и воспоминания о том, как здание выглядело изначально.
Не ставили задачи приблизиться к историческому облику и современные владельцы здания. Поэтому убранство, которое увидят посетители дворца, имеет крайне мало общих черт с изначальным. Белый зал, который служил местом аудиенции российских императоров, обставлен скромно. Поддерживающие своды колонны просто гладко побелены. Барельеф сохранился на барочной лестнице. Таманский восстановил ее образ в том виде, как ее представил заказчице сам архитектор Казаков.
Адъютантские залы и комнаты ожидания восстановлены по описаниям, мебель была привезена из других дворцов. Но от этих комнат ожидать пышности не приходится. Зато радует восстановленными интерьерами Купольный зал и расходящиеся от него гостиные — Розовая, Золотая, Зеленая и Голубая. Украшенные росписями ордера купола тоже не сохранились. О роскоши убранства можно судить только по барельефам, которые были сделаны уже Таманским.
Зато преображение самого купола даже эксперты называют лучшим из возможных вариантов. По задумке Казакова, он был украшен лепниной, как и стены гостиных, и поэтому казался монументальным и тяжелым. Замена барельефов на гризайль превратила его в шедевр — тончайшее кружево, в котором просвечивает небо. Джузеппе Анджолио, занимавшийся росписью, создал краской полную имитацию объема. Даже за сталинский период роспись не пострадала.
Золотая гостиная включает сочетание золота и белых стен. Основной элемент оформления — барельефы. Голубая, Розовая и Зеленая гостиные оформлены соответствующе названиям, но основной тон остался все-таки белым. Современные реставраторы постарались максимально точно воссоздать элементы обстановки — светильники, люстры, оконные рамы и обрамление зеркал.
Историческим комплексом считается и примыкающая ко дворцу территория. Это несколько аллей, ведущих к выполненной в том же стиле Благовещенской церкви. От усадеб, которые в свое время опоясывали территорию, практически ничего не осталось, хотя именно обязанность украшать пространство в прямой близости ко дворцу обеспечивала этой территории непередаваемый шик.
Режим работы и экспозиции Петровского путевого дворца
Одна из постоянных экспозиций посвящена Академии Жуковского, выпускником которой был Юрий Гагарин. Посетители также познакомятся с историей «кузницы сталинских соколов» и с документами, принадлежавшими первому космонавту. Остальные экспозиции, не считая самих интерьеров, временные. Посетить музей можно в качестве постояльца или экскурсанта. Первый вариант не дает права входа на историческую территорию.
Кроме гостиницы и ресторана, комплекс предоставляет услуги платных фотосессий и даже выездных бракосочетаний. При посещении музея из-за непосредственной близости правительственного объекта необходимо предъявлять оригиналы документов. Объект находится в пешей доступности от станции метро — «Петровский парк», автобусных остановок «Путевой Дворец» и «Красноармейская». Время работы касс — с 10 до 19 часов, в четверг — с 11.00 до 20.00. Отель при наличии мест заселяет круглосуточно.
Петровский путевой дворец
Правителям России частенько приходилось разъезжать между Петербургом и Москвой. Чтобы эти путешествия были более комфортными, на пути расположили несколько путевых дворцов – своеобразных станций для отдыха, обставленных с царской роскошью. Последним таким пунктом на пути из Петербурга в Московский Кремль стал Петровский путевой дворец. Кстати, второе его название – Подъездной дворец – связано именно с таким расположением.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Петровский путевой дворец
Основные моменты
Приказ о строительстве путевого дворца отдала Екатерина II. Она приурочила начало стройки к успешному завершению Русско-турецкой войны (1768-1774), так что первые камни фундамента были заложены примерно в 1776 году. В качестве площадки для строительства императрица выбрала пустырь, принадлежавший Высокопетровскому монастырю, но никак не использовавшийся. В роли главного зодчего выступил Матвей Казаков, хотя сперва эту должность дали Василию Баженову.
Судя по всему, в ходе строительства не было значительных отклонений от плана. Единственное различие между найденными чертежами и дошедшим до нас дворцом заключалось в количестве украшений – на фасаде планировали сделать обильный декор, но в итоге остановились на более сдержанном облике.
В 1999 году Петровский путевой дворец был признан памятником архитектуры и истории. Он хорошо сохранился и доступен для посещения.
Архитектурные особенности
Издалека дворец можно принять за привычную для того времени постройку рококо – на этот стиль намекает достаточно пестрое внешнее убранство и общая форма дворца. Но стоит присмотреться внимательнее, и дворец становится гораздо интересней.
В середине XVIII века Российская империя уже порядком устала от классицизма, рококо и пышных барочных поделок. За вдохновением архитекторы обратились к европейским Средним векам, обнаружив там готику, которой в чистом виде на территории России не было. Результатом таких находок стали здания, в которых слились воедино традиционная готика (с ее шпилями, звездчатыми сводами, витражными окнами) и древнерусское зодчество (с его многоглавием, резными элементами и куполами). Такой комбинированный стиль сейчас принято называть «русской псевдоготикой».
Петровский путевой дворец стал одним из самых зрелых псевдоготических строений. Ярким готическим элементом стали факельные колонны у главного фасада, а о древнерусском зодчестве напоминают известняковые орнаменты на кирпичных стенах, а также резные наличники. Но на этом стилистические слияния не закончились.
Общие пропорции дворца напоминают о классицизме – именно поэтому издалека путевой дворец не производит впечатления какого-то необычного строения; издали он кажется красивым, но вполне типичным европейским дворцом середины XVIII века. Оказавшись рядом с ним, оцените свои первые впечатления от общей панорамы, а затем подойдите к любому фасаду поближе и пересмотрите свои чувства. Вы наверняка заметите огромную разницу между первым и вторым впечатлением.
Многие архитектурные элементы и цветовые решения, например, белые контрастные детали фасада, перекликаются с Чесменской церковью в Петербурге – тоже, кстати, построенной по приказу Екатерины II и в честь победы над Османской империей в Чесменском бою. На самом деле, в годы правления императрицы было построено немало зданий подобного стиля, поэтому его иногда называют «екатерининской неоготикой».
История Петровского путевого дворца
Сразу после строительства дворец стали использовать по назначению – это была последняя остановка на пути в Московский Кремль из Петербурга. Несмотря на прекрасную архитектуру здания и его удачное расположение, сама Екатерина II останавливалась во дворце всего лишь два раза – на 4 дня в 1785 году и на 10 дней в 1787 году. Согласно преданию, в одно из своих пребываний во дворце Екатерина распустила свою стражу и свиту, заявив, что побудет «под охраной своего народа».
Помимо российских правителей, здесь останавливались приглашенные гости из других стран. Впрочем, не только союзники были постояльцами дворца-отеля. В 1812 году Наполеон останавливался во дворце на пять дней, уходя из горящей Москвы. «Петровский замок», упоминаемый в «Евгении Онегине» в связи с битвой за Москву с Наполеоном – это и есть Петровский путевой дворец. Французская гвардия не тронула здание, не стала разрушать его; правда, интерьерам все равно не повезло – крестьяне разграбили все ценное имущество, которое смогли найти в залах дворца. После войны здание сперва использовали в качестве холерного карантина, а затем восстановили интерьеры и фасады, чтобы снова сделать дворец резиденцией правящей семьи.
Вскоре после окончания войны вокруг Петровского дворца разбили обширный парк, где можно было найти самые разные развлечения: театр, цирк, аллею, рестораны. Известный критик Виссарион Белинский часто бывал здесь и признавал, что это одно из лучших мест в Москве. Вместе с развитием парковой зоны проводились обновления и самого дворца – его практически каждый год улучшали, изменяли, реставрировали.
Вплоть до революции в Петровском путевом дворце традиционно проходили торжественные ужины и балы, которые устраивали в честь восхождения на престол нового монарха. В частности, там же короновали Николая II. После коронации власти устроили праздник с раздачей подарков всем желающим; из-за этого случилась массовая давка, которая привела к гибели 1379 человек. По погибшим отслужили панихиду, но праздник не остановили. Эта давка на Ходынском поле значительно пошатнула и без того слабый авторитет императорской власти.
После революции дворцу нашли новое применение: его стали использовать в качестве лазарета. В нем же разместилось отделение милиции и Петровский районный комитет. В советское время Петровский путевой дворец практически не пострадал. Единственным исключением стало кратковременное размещение в левом крыле пулеметной команды в 1918 году, из-за которого были сломаны многие перегородки, уборные, а также сорваны обои.
Советские власти не могли определиться, что разместить в огромном здании. Сперва они переименовали его во Дворец Красной авиации и расположили здесь музей, затем тут обосновалась Военно-воздушная академия. Изначальное название вернул Юрий Лужков в 1998 году. После этого началась масштабная реставрация, целью которой было возвращение дворцу его изначального облика. Реставрация успешно завершилась к 2009 году.
Несмотря на то, что сам дворец ни разу не разрушали в ходе войны или революции, из-за богатой реставрационной истории до нас дошло не так много его исходных архитектурных и интерьерных элементов. В числе этих редких ценностей стоит отметить декоративное оформление Круглого зала и главную лестницу. С этими достопримечательностями вы сможете познакомиться во время экскурсии.
Что посмотреть
Сейчас Петровский путевой дворец – это не только примечательное историческое здание и памятник архитектуры, но и досугово-культурный центр. Здесь расположился отель, кафе и рестораны, оздоровительный комплекс и музей. Кроме того, это официальный Дом приемов мэрии Москвы, так что здание используют и в политических целях.
Первый этаж Петровского дворца отдан под музейный комплекс. Местный отель, с кафе и рестораном, занимает второй и третий этажи. Стоимость номера здесь, конечно, по карману далеко не каждому, поэтому в гостинице останавливаются, в основном, высокопоставленные гости столицы. Сейчас отель располагает 43 комнатами. Каждая из них обставлена в сдержанном ампире, но при этом оснащена по последнему слову техники: высокоскоростным интернетом, кабельным ТВ, прямой линией связи с обслуживающим персоналом.
А если вы планируете пышное свадебное торжество, то можете заказать в Петровском путевом дворце платный допуск для фотосессии. В съемке смогут участвовать до 6 человек (плюс фотограф). Фотографироваться можно будет как снаружи (на территории парадного двора), так и внутри (в парадных залах второго этажа). Разумеется, время будет ограничено – 1 час съемок обойдется в 15 000 рублей, и фотографа нужно искать самостоятельно. Несмотря на цену, услуга пользуется огромной популярностью у молодых пар. Еще бы – такие прекрасные декорации для свадебных снимков дорогого стоят!
Билеты и экскурсии
За экскурсии по Петровскому путевому дворцу отвечает Музей Москвы. В ходе часовой экскурсии (точное время – 1 час 15 минут) вам расскажут о самых интересных моментах в истории дворца, ходе его строительства, архитектурных особенностях и политическом значении как до революции, так и после.
Стоимость билетов начинается от 700 рублей, их нужно покупать заранее онлайн на сайте Музея Москвы. Чтобы попасть на экскурсию, нужно иметь при себе паспорт или свидетельство о рождении. Если вы приобретали льготный билет, то у вас заодно спросят документ, подтверждающий льготу.
Как добраться
Дворец расположен по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, 40.
Ближайшие станции метро – «Динамо» и «Петровский парк». От них до дворца рукой подать. «Петровский парк» и вовсе выведет вас прямо в парк при дворце. Если вам удобнее добираться на автобусе, то подойдут маршруты № 22, 105, 110, 384, м1, н1, н12, с356, т70 и т86.
Чтобы попасть на территорию Петровского путевого дворца, придется пройти через КПП. Заранее подготовьте паспорт, чтобы сотрудники смогли выдать вам временный пропуск.
Петровский путевой дворец в Москве
Рядом со стадионом «Динамо» и новостройками Москвы Петровский путевой дворец смотрится неожиданно: все вокруг этакое современное, хайтековское, стеклянно-металлическое — и вдруг краснокирпичный дворец с башнями и готическими сводами! Путевым он называется неспроста: именно тут, по пути из Санкт-Петербурга в Москву, останавливались наши императоры с императрицами, когда ехали на коронацию в Успенский собор Кремля. А еще дворец называли «иллюминацией в камне» — за архитектурную красоту. В этих же окрестностях в XIX веке появилась первая дачная «Рублевка»: вокруг дворца строились только очень богатые люди. От той «Рублевки» нам остались только воспоминания: на месте бывших дач построен комплекс «Динамо» и много чего еще, но дворец и часть парка с его прекрасной, а местами печальной историей — сохранились.
Адрес: Москва, Ленинградский проспект, 40 Координаты: 55.79366, 37.5526 Телефон: +7 (495) 480-85-26 Сайт: petroffpalacehotel.ru
История
История этого места начинается в XVII веке, когда было решено построить дворец для отдыха их величеств по дороге из Санкт-Петербурга в Москву. А добраться в то время из Питера в первопрестольную — это вам не на «Сапсане» долететь! Дорога занимала до двух недель и сильно изматывала путешественников. А если ты при этом — царственная особа, то уж точно не можешь появиться перед народом в помятом виде. Ну а поскольку у наших царей было принято короноваться исключительно в Москве, в Успенском соборе, то еще при Петре Первом, который перенес столицу в Санкт-Петербург, появилась идея построить на подъезде к первопрестольной домик, чтоб было где переодеться и отдохнуть с дальней дороги.
Окружающие дворец башенки отсылают к древнерусскому стилю и московскому Кремлю.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
У Петра руки до этого так и не дошли. Идею воплотила в жизни Екатерина Великая в 1776–1780-х годах. А поскольку строительство началось после победы над Турцией (и заключения Кючук-Кайнарджийского мира), то и «домик» вышел вполне себе приличным дворцом, демонстрирующим мощь России. Любители конспирологии видят в окружающих дворец башенках намек на восточные минареты — мол, это экивок в сторону побежденной Турции. На самом деле архитектор Михаил Казаков, которому поручили строительство путевого дворца, скорее всего, подразумевал в четырех больших башнях отсыл к древнерусскому стилю и московскому Кремлю.
Екатерина Вторая была тут дважды, остальные русские цари — как минимум по одному разу. Отсюда в 1886 году отправился на свою печально закончившуюся коронацию и Николай Второй. В одном из залов дворца вы увидите трогательную картину того времени: толпы народа стоят на Ходынском поле в ожидании праздника в честь коронации, еще не зная, что едва начнут раздавать подарки (а их было заготовлено аж 200 000 наборов), будет давка, погибнет больше 1300 человек. Так начнется царствование последнего русского царя…
В одном из залов дворца выставлена картина, изображающая трагедию на Ходынском поле.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
Дворец переживал и разорение (во время войны 1812 года тут останавливался Наполеон, а после его ухода царскую резиденцию не без удовольствия разграбили местные крестьяне), и переделку (во время Первой мировой тут был госпиталь, пациенты которого — солдаты — неслабо попортили интерьеры). После революции случилась смена хозяев: в 1920-х сюда въехала Военно-воздушная академия имени Жуковского. В конце XX века академия переехала, а здание передали московской мэрии. С тех пор тут устраивают приемы официальных делегаций, а в свободное время принимают туристов.
Во дворце останавливались царские особы, когда ехали на коронацию в Успенский собор Кремля.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН Популярное место для фотосессии — на фоне самого дворца.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН Среди экспонатов — старинные шахматы, которые высокопоставленные особы брали с собой в дорогу.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
Что еще посмотреть в Москве
Музей-заповедник Царицыно
Музей-заповедник Коломенское
Музей-усадьба Измайлово
Интересные факты
- Площадь Петровского дворца — 17060 кв.м, из них подземная часть — 6785 кв.м.
- Екатерина II, при которой и был построен дворец, останавливалась в нем дважды: в 1785 и в 1787-м, попробовав при этом отпустить слуг и «остаться под охраной своего народа». Народ, узнав об этом, так возжелал лицезреть императрицу, что едва не устроил давку. Больше Екатерина с подданными так не заигрывала.
- Большинство туристов, конечно, считает, что Петровский дворец обязан своим названием Петру Великому. Ведь именно Петр задумал построить дорогу между Питером и Москвой, по которой ездили бы туда-сюда русские цари. Однако название дворца отсылает нас к старинному Высокопетровскому монастырю (он находится в Москве на улице Петровке). Ему-то и принадлежали земли, на которых построили дворец. Поэтому он — Петровский.
- Во времена СССР во дворце располагалась Военно-воздушная академия имени Жуковского, в которой учились Гагарин, Терешкова и другие летчики, космонавты. Решение отдать дворец именно этой академии было принято неспроста: совсем рядом, на Ходынском поле, с 1910 года размещался первый в России аэродром. Здесь, кстати, обучался пилотному мастерству Юрий Гагарин.
Что посмотреть снаружи
Осмотрите живописные башни, украшенные моравскими звездами.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
Оцените мощь зубчатых башен вокруг дворца — и почувствуйте себя в средневековой крепости. Посмотрите также на многоконечные звезды на куполах. Это так называемая моравская звезда, символизирующая Вифлеемскую рождественскую звезду (название происходит от реформаторского религиозного движения «моравские братья»). Почему именно она поселилась тут, в Петровском дворце, в качестве украшения, непонятно. Но красиво.
Что посмотреть внутри
Вас проведут по всем пяти парадным залам (частные царские спальни не сохранились). В одном из них установлен макет дворца целиком. Тут же выставлены старинные шахматы, которые высокие особы брали с собой в дорогу, коротая путь из Санкт-Петербурга в Москву и обратно. На стенах горят лампочки заостренной формы, и свет их дрожит на стенах и зеркалах, имитируя отблеск настоящих свечей.
В одном из парадных залов выставлен макет дворца.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
Кстати о зеркалах — обратите на них внимание! Они закреплены довольно высоко над полом, так что вы еле дотянетесь, чтоб увидеть собственное отражение. Почему же так неудобно все устроено? А потому, что зеркала в ту пору вешали в залах не столько для самолюбования в них, сколько для того, чтобы там отражались свечи, создавая как можно больше света.
Главный зал расположен под куполом, который венчает дворец. По всей окружности купол изнутри украшает гризайль — роспись, имитирующая объем (внизу кажется, что это лепнина). Изображены вазы с цветами, стебли и листья, которые визуально превращаются в лиры. Узкие стрельчатые окошки, по образу и подобию готических церквей, рассеивают по залу потоки света. Старожилы Москвы вспоминают: в бытность летной академии тут, прямо под куполом, висел самолет!
Купол Петровского путевого дворца расписан техникой гризайль.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
А еще этот купол часто сравнивают с куполом Софийского собора в Константинополе. Мол, наш построен тут нарочно — чтобы напоминать поколениям о русской победе в Первой турецкой войне.
На втором этаже обратите внимание на лепнину: это правители Руси — Ольга, Владимир… А теперь смотрим вниз, под ноги, на паркет. Он появился во дворце только при Николае Первом, а до того времени под ногами знати были простые доски. Кстати, и удобств до времен Николая Первого тут не было — или ночной горшок, или — во дворе.
Паркет во дворце появился только при Николае Первом.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
Наполеоновская гостиная. Называется так потому, что рядом находились покои наших царей: Наполеон захотел поселиться именно в них (и прожил тут 4 дня, наблюдая за горящей столицей). Ну а вскоре французам пришлось бесславно бежать прочь и из Москвы, и из России.