Саморы машела кто это
Перейти к содержимому

Саморы машела кто это

  • автор:

Гибель президента Саморы Машела

Самора Машел стал в 1975 году первым президентом Народной Республики Мозамбик. 14 миллионов мозамбикцев видели в Саморе живое воплощение единства нации, отождествляли себя с ним. Для него мир всегда представлял главную цель деятельности как на национальном, так и на международном уровне. Он и погиб, выполняя миссию мира.

В роковой воскресный вечер 19 октября 1986 года самолет Ту-134А приближался к Мапуту; на борту — возвращавшиеся из Замбии, с совещания глав «прифронтовых» государств, президент Машел и его советники. Советскому экипажу, работавшему в Мозамбике уже три года, предстояло совершить 66-ю посадку в местном аэропорту. Из предыдущих посадок по крайней мере две трети приходилось на ночное время. Экипаж строго следовал заданным курсом, бортовые системы работали нормально, погода благоприятная. Внезапно за 96 км до посадки самолет отвернул на 37 градусов вправо и 10 минут спустя столкнулся с горой в провинции Наталь Южно-Африканской Республики. Вместе с президентом погибли 34 пассажира и 5 членов экипажа.

Самора Машел — ярый противник апартеида и расизма, насаждаемого ЮАР. Разумеется, отношения между соседними странами сложились весьма напряженные. По сообщению агентства ЮПИ, когда уцелевший после катастрофы офицер личной охраны президента Фернанду Мануэл Жоау добрался до ближайшей деревни и позвонил в полицию с просьбой оказать помощь пострадавшим, та приехала не сразу. Только через шесть часов узнали об авиакатастрофе в Мозамбике. Более того, по координатам, сообщенным юаровцами, следовало, что самолет разбился на территории государства Свазиленд.

Оператор телекомпании «Телесине» сказал, что уцелевшие пассажиры были очень удивлены поведением прибывших к месту аварии полицейских. Вместо того чтобы оказать стонущим, истекающим кровью раненым первую медицинскую помощь, они спросили: «Это обломки президентского самолета?» «Да, — ответили немногие из тех, кому посчастливилось выжить. — Вот здесь — тело президента».

Полисмены, не обращая внимания на раненых, осматривали руины, забирали все, что попадалось, — дипломатическую почту, документацию, деньги. Восьмерых пассажиров из-за черного цвета кожи в ЮАР лечить не стали. Медицинская помощь на самом высоком уровне оказана лишь 37-летнему бортмеханику Новоселову — единственному, кто уцелел из экипажа (ушиб мозга, переломы ребер, ключицы, правой ноги). За ним ухаживали несколько медсестер, его навестил министр иностранных дел ЮАР Рулоф Бота. Через несколько дней советского бортмеханика переправили в Мапуту, а затем в Ленинград.

Владимир Новоселов в авиации работал не первый год. Заочно окончил Московский институт инженеров гражданской авиации; с 1978 года — бортинженер; налетал более 6 тысяч часов. В 1985 году, когда в Мозамбике заболел бортмеханик президентского самолета Ту-134, руководство Ленинградского объединенного отряда сразу остановилось на кандидатуре Новоселова.

С мая 1985 года Владимир работал в Мапуту. Вскоре приехали Надя, дети Лена и Антон; так началась для них новая жизнь. Экипаж президентского Ту-134 очень дружный: командир Юрий Новодран, в авиации двадцать пять лет; второй — Игорь Картамышев; штурман Олег Кудряшов; радист — Анатолий Шулипов. Все они не только летали вместе, — дружили семьями; жили в одном доме, в одном подъезде.

Экипаж Новодрана — оперативный: только президента Мозамбика Самору Машела он перевозил за последние месяцы девять раз. Часто летали министр обороны, министр иностранных дел, другие видные деятели партии Фрелимо, члены правительства. География полетов Ту-134А была столь же широка, как и сама Африка: Ангола, Замбия, Танзания, Зимбабве, словом, «горячие точки» континента.

19 октября взлет Ту-134 оказался последним. В чем причина катастрофы?

«Я уверен, что это не авария — диверсия. Юаровцы ее спланировали заранее, — говорил журналистам Владимир Новоселов. — Им мешал Самора Машел, президент. Встреча Машела с президентами Заира, Анголы и Замбии носила конфиденциальный характер. В пункт N слетелось несколько машин других президентов. Самора Машел вышел из Ту-134 и пересел на другой самолет. Вечером того же дня, часов в шесть, он прибыл в Лусаку. Выглядел сильно уставшим, но, как и всегда, не подавал виду: шутил, смеялся. Я не припомню рейса, когда этот подвижный неунывающий человек не зашел бы к нам в пилотскую и не спросил о делах, настроении экипажа.

Самолет набрал нужную высоту и взял курс на Мапуту. Вместе с экипажем на борту находились 43 человека. Над Замбией стрелка высотомера показывала 11400 метров. Когда пересекли границу Мозамбика, Ту-134 снизился до 10600 метров. Новодран дал команду радисту Толе Шулипову запросить аэропорт Мапуту.

«Чарли-найн, чарли-альфа-альфа, — выговаривал в эфир радист позывной нашего самолета. — Разрешите снижение».

Погода самая что ни на есть летная. Как сейчас помню рваные, жидкие облака, огни африканских поселков. Подчеркиваю: облака не были ни дождевыми, ни, как утверждают юаровцы, грозовыми. Мапуту лежал впереди слева. Где-то совсем недалеко, справа по борту, проходила граница Мозамбика с ЮАР.

Новодран попросил второго пилота осмотреть правую полусферу. «Все в порядке, командир», — успокоил его Игорь. Мы медленно снижались. Высота 5200, 3000… До Мапуту оставалось 113 километров. Новодран выключил автопилот и уже вел самолет «руками». Юрий Викторович отличный летчик. Даже штурман Кудряшов и радист Шулипов, у которых за плечами по 13—14 тысяч часов летного времени, и те не припомнят командира более опытного, чем Новодран.

Наш самолет шел курсом 170 градусов. Шасси пока не выпускали, закрылки тоже. К предпосадочной прямой готовы не были — рано.

Высота меньше 1000 метров. Последнее, что запомнил, — цифру 970 на приборе. И больше ничего…»

Через несколько минут Ту-134 разбился.

Вскоре после авиакатастрофы в ЮАР выдвинули версию, будто у некоторых членов экипажа обнаружен в крови алкоголь. Позже министр иностранных дел Р. Бота был вынужден признать: ложную версию придумали местные авиаэксперты.

Поскольку упавший на южноафриканскую территорию самолет Ту-134А эксплуатировался Мозамбиком, а изготовлен в Советском Союзе, в соответствии с действующими положениями Международной организации гражданской авиации расследование велось на трехсторонней основе, то есть ЮАР с участием представителей Мозамбика и СССР.

Все собранные материалы доказывали, что на протяжении полета самолет Ту-134А его силовые установки, системы, узлы, агрегаты, а также бортовое пилотажно-навигационное и радиотехническое оборудование находились в исправном состоянии. Экипаж следовал строго по выбранному курсу, с отклонением от оси трассы в пределах не более 4—6 км, что вполне допустимо. Трехсторонняя комиссия в своем докладе констатировала: «В течение полета в работе систем самолета поломок и неисправностей не было».

Нормальные метеорологические условия: «Прогнозируемая погода была благоприятной для выполнения полета… Фактическая информация о погоде совпала с метеосводкой», — отмечала комиссия.

Что касается действий экипажа, то изучение материалов расследования подтверждает: на протяжении всего полета он находился в работоспособном состоянии, полностью контролировал ситуацию, четко вел связь с диспетчером аэропорта Мапуту, адекватно реагировал на пилотажно-навигационную информацию, поступавшую на борт.

Все члены экипажа имели квалификацию специалистов 1-го класса; их подготовка, психофизическое состояние, накопленный опыт выполнения международных полетов, а также полетов по трассам Мозамбика, с посадками в аэропорту Мапуту, в том числе в ночных условиях, соответствовали самым строгим требованиям. Это подтвердила и трехсторонняя комиссия.

Экспертами расшифрованы записи бортовых средств объективного контроля («черные ящики»); изучен радиообмен экипажа самолета и диспетчера службы УВД международного аэропорта Мапуту; проанализированы данные радиолокационной проводки самолета; осуществлены лабораторные работы. Помимо всего этого, комиссия осмотрела место происшествия на территории ЮАР, неподалеку от мозамбикской границы; исследовала детали потерпевшего катастрофу Ту-134А, его системы и агрегаты; получила свидетельские показания.

Собранные за несколько недель многочисленные материалы совместно обсуждены, систематизированы и согласованы. Однако при подписании 16 января трехстороннего протокола по докладу о полученной информации представители ЮАР, словно бы «забыв» о принятых ранее на себя обязательствах следовать процедурам ИКАО, категорически отказались продолжить работу в рамках совместной комиссии по подготовке заключительного отчета.

В связи с этим советская сторона внесла в протокол от 16 января 1987 года официальное заявление. В нем указывается, что в полном соответствии с требованиями ИКАО необходимо провести совместную разработку анализа и заключения по результатам расследования. Параграф 6.11, приложение 13 к Чикагской конвенции 1944 года Гласит: «Государству, проводящему расследование, следует направлять проект окончательного отчета всем странам, которые принимали участие в расследовании, с предложением высказать свои существенные и обоснованные замечания по этому отчету по возможности скорее». Вместо этого власти ЮАР в одностороннем порядке приняли решение о подготовке заключительного акта не совместной комиссией, а судом, начавшим свои слушания 20 января в столице ЮАР.

Председатель йоханнесбургской комиссии по расследованию причины катастрофы Сесил Марго, представители Англии и США, в частности астронавт Фрэнк Борман, заявили, что самолет отклонился от курса из-за ошибки экипажа, настроившего бортовое навигационное оборудование на радиомаяк свазилендского аэропорта Матсапа (вместо радиомаяка аэропорта Мапуту).

Советская сторона провела собственную оценку всех обстоятельств происшествия и пришла к заключению, что причиной отклонения самолета от курса явилась работа ложного радионавигационного маяка, расположенного за пределами аэропорта Мапуту (считается, что это была преднамеренная и тщательно спланированная акция с целью уничтожения Саморы Машела).

За полетом Ту-134А пристально наблюдали радары ВВС ЮАР с самого момента его взлета в Лусаке. Если самолет не был сбит с курса электрорадиомаяком, то почему ВВС этой страны не предупредили экипаж о нарушении самолетом государственной границы?

Итак, материальная часть, то есть воздушное судно, функционировало нормально; опытный экипаж здоров; полет осуществлялся в обычных метеоусловиях. Что же заставило президентский Ту-134А, летевший в Мапуту, за 96 км до посадки неожиданно отвернуть на 37 градусов вправо?

Проанализировав записи бортового речевого самописца, специалисты трехсторонней комиссии выделили ключевую фразу, проливающую свет на происшедшее событие. В ответ на замечание командира корабля в связи с отворотом самолета вправо штурман в своем докладе заявил: «УОК туда показывает». УОК — это высокочастотный всенаправленный радиомаяк, и, судя по всему, информация от него была принята бортовыми навигационными системами самолета. Лабораторные исследования электронных блоков подтвердили, что бортовая курсовая система была настроена строго на частоту маяка аэропорта Мапуту. Именно на этой частоте более мощным ложным маяком передавалась заведомо неправильная информация, что и привело к изменению курса самолета; в результате на высоте 665 м, в горной местности он столкнулся с землей.

На одном из заседаний суда в Йоханнесбурге утверждалось, что если экипаж и поверил другому маяку, то это был маяк в местечке Матсапа (Свазиленд). Однако частота, на которой работал официально зарегистрированный свазилендский маяк, совсем иная, чем у мапутского.

Проведенный советскими специалистами расчет зоны распространения радиоволн маяка в Свазиленде показывает, что маяк мог бы взаимодействовать с самолетом на расстоянии не более 135 км, что связано с затенением маяка горами. А Ту-134А в момент отклонения с установленного курса находился от Матсапы на расстоянии 202 км и его бортовое оборудование технически не могло воспринимать свазилендский сигнал.

Имеются ли объективные свидетельства того, что действовал ложный УОК? По сообщению мозамбикской стороны, вечером 19 октября из города Бейра в Мапуту на 50 минут позже Ту-134А летел рейсовый самолет «Боинг-737-200» мозамбикской авиакомпании ЛАМ. Как и президентский самолет, он отклонился от трассы вправо и следовал параллельным курсом в направлении точки происшествия. Однако после того как зона аэропорта Мапуту была объявлена закрытой, диспетчер возвратил «Боинг» в Бейру. По заявлению экипажа, он полностью доверял показаниям бортовых навигационных средств, настроенных на УОК Мапуту, и продолжал бы полет, не внося никаких корректив в курс следования.

«Совокупность всех обстоятельств гибели самолета не оставляла сомнений, что это был результат диверсии, — заявил заместитель министра гражданской авиации СССР Иван Федотович Васин. — Преднамеренное воздействие эффективных наземных радиотехнических средств, расположенных за пределами аэропорта Мапуту, привело к отклонению самолета от заданного курса и столкновению его с землей на южноафриканской территории».

По словам южноафриканского журналиста Жака Дю-При, пытавшегося самостоятельно расследовать обстоятельства катастрофы, вполне возможно, что где-то в районе Мбузини был действительно установлен радиомаяк, который посылал в эфир ложные сигналы. Эти сигналы и сбили с толку опытных советских пилотов. Дю-При разговаривал с местными крестьянами, первыми оказавшимися на месте катастрофы. В своих рассказах они упоминали об армейской палатке, разбитой на горе, в которую врезался самолет: она размещалась на расстоянии примерно 150 м от останков самолета. По показаниям очевидцев, стоянка покинута на следующий день после катастрофы…

Читайте также

Кто из американских политиков занимал обе высшие государственные должности (вице-президента и президента США), не будучи избранным ни на одну из них?

Кто из американских политиков занимал обе высшие государственные должности (вице-президента и президента США), не будучи избранным ни на одну из них? В октябре 1973 года в связи с отставкой вице-президента Спайро Агню лидер республиканцев в палате представителей Джералд

Миллионы президента Крюгера

Миллионы президента Крюгера До сих пор некоторые люди верят в огромное богатство, составленное из слитков золота, якобы спрятанное бурами где-то в Южной Африке в последние дни существования Трансваальской республики. Из-за давности событий многие посчитали эту историю

Гибель S-36

Гибель S-36 20 января 1942г. подводная лодка S-36 (SS-141) следовала в надводном положении со скоростью около 12 узлов курсом на Сурабаю (остров Ява). При проходе Макасарского пролива в 04:04 она наскочила на риф Така-Баканг. Причиной аварии явились сравнительно сильное течение,

Гибель Магеллана

Гибель Магеллана Моряки были настолько слабы, что вели себя с туземцами мирно и кротко. А те кормили и лечили белокожих пришельцев. За девять дней, пока плавучий лазарет стоял на рейде у острова Гуам все его обитатели были вылечены.Флотилия продолжила плавание и еще один

Так ли неотвратима гибель?

Так ли неотвратима гибель? Важно реально оценивать опасность. С ней, к примеру, как–то и не вяжется представление о вулканических грязевых потоках. А они, как оказывается, намного опаснее лав и имеют на своем счету в сто раз большее количество жертв. Потоки, насыщенные

Ирли Стивен Пресс-секретарь президента США Франклина Делано Рузвельта и президента США Гарри С. Трумэна

Ирли Стивен Пресс-секретарь президента США Франклина Делано Рузвельта и президента США Гарри С. Трумэна Стивен Ирли, талантливый и известный американский журналист был пресс-секретарем двух президентов Соединенных Штатов Америки. Он был первым пресс-секретарем в

Якушкин Дмитрий Дмитриевич Пресс-секретарь президента РФ Бориса Николаевича Ельцина, заместитель руководителя администрации президента РФ

Якушкин Дмитрий Дмитриевич Пресс-секретарь президента РФ Бориса Николаевича Ельцина, заместитель руководителя администрации президента РФ Якушкин Дмитрий Дмитриевич был пятым и последним пресс-секретарем первого президента Российской Федерации Б. Ельцина.

Люди президента

Люди президента Я была с президентом во все его критические дни. Виктория Митина, зам. главы администрации президента (о Ельцине) («Итоги», 1997, № 47) Лучше быть головой мухи, чем задницей слона. Управделами президента Павел Бородин, отвечая на вопрос, не подумывает ли он о

11.2.5. Гибель цветов

11.2.5. Гибель цветов Участь цветов, а от них урожай ягод в сильной степени зависит от погоды, которая может вредить во всех состояниях цветка от начала его распускания до разрастания завязи в ягоду. В первом состоянии, когда бутоны цветов начинают распускаться, вред

Кто такой Самора Машел и почему в Москве в честь него назвали улицу?

Кто такой Самора Машел и почему в Москве в честь него назвали улицу?

Бывали ли вы когда-нибудь на улице Саморы Машела? А знаете кто это? И почему в Москве, пусть и на окраине города, есть этот топоним?

В 1988 году в нашем городе, на юго-западной окраине, появилась эта улица. Расположена она между улицей Академика Опарина и Ленинским проспектом. Названа в честь Саморы Мойзеша Машела (1933—1986), первого президента Мозамбика, председателя Фронта освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО).

После революции 1975 года Самора Машел стал первым президентом этой небольшой африканской республики. Он происходил из племени шангаан, его родители были простыми крестьянами. Получил образование в четыре класса церковно-приходской школы, долгое время работал в больнице в столице Мозамбика Мапуту. Затем увлекся социалистическими взглядами марксистско-ленинской школы. Прошел школы партизан в Танзании и Алжире. Долго боролся за независимость своей страны, не всегда «правильными» методами. Много писали о том, как лютовал его соратник, генерал Жасинту Велозу (белый португалец, бывший военный лётчик, перешедший на сторону ФРЕЛИМО в 1963 году), проводивший от лица ведомства по Национальной безопасности, которое возглавлял, массовые политические репрессии. Все это не помешало Саморе Машелу стать обладателем Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».

Он неоднократно бывал в Москве, общался с Брежневым и Андроповым, бывал и в других странах социалистического лагеря.

В 1986 году произошло печальное событие, известное как «Катастрофа Ту-134 в Драконовых горах». Это авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 19 октября 1986 года на территории ЮАР. Авиалайнер Ту-134А-3 авиакомпании LAM Mozambique Airlines совершал рейс по маршруту Мапуту—Лусака—Мбала—Мапуту, но при заходе на посадку в пункте назначения врезался в холм в горах Лебомбо в 35 километрах от Мбузини. Из находившихся на его борту 44 человек (35 пассажиров и 9 членов экипажа) выжили 10; среди погибших были действующий президент Мозамбика Самора Машел и ряд чиновников. И в Мозамбике, и за его пределами распространено стойкое убеждение, что катастрофа была подстроена спецслужбами ЮАР. Самолетом управлял советский экипаж. Согласно одной из версий, спецслужбы привезли в горы подменный радиомаяк, указавший ложные координаты цели и дистанции до земли.

Выводы авиационной комиссии повесили вину на пилотов в 1987 году, а уже в 1988 в Москве появилась улица имени первого президента Мозамбика.

К улице примыкает территория Российского университета дружбы народов, который в 1961 году получил имя Патриса Лумумбы — первого премьер-министра Демократической республики Конго. Народное его название — «Потри свою Лумумбу». Почему так и чем замечателен этот революционный деятель — расскажу как-нибудь в следующий раз.

Самора Машел
Samora Moises Machel

Государственный деятель Мозамбика.
Первый президент независимого государства Мозамбик (1975-1986).
Мозамбикский военачальник, революционер. Придерживался социалистических взглядов.
Обладатель Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».

Самора Мойзеш Машел родился 29 сентября 1933 года в городе Мадрагоа, Мозамбик. Мальчик вырос в крестьянской семье, принадлежавшей к этносу шангаан. Отец работал в Южной Африке, вернувшись на Родину, стал лидером афро-христианской секты. Парень окончил четыре класса начальной школы, непродолжительное время учился в средней школе. Четыре года обучался в католической семинарии. До 1963 года работал в больнице Мапуту.

В 1963 году Самора Машел отправился в Танзанию, где послан леворадикальной политической организацией Мозамбика ФРЕЛИМО в Алжир для овладения методами партизанской войны. Вернувшись, создал первый лагерь партии для подготовки повстанцев.

Через три года Машел стал секретарем политической организации. Затем в 1968 году занял пост главнокомандующего армией Мозамбика. После того, как 3 февраля 1969 года Эдуардо Мондлане оказался убит посланной по почте бомбой в своем доме в Дар-эс-Саламе, Машел, Уриа Симанго и Марселину душ Сантуш взяли на себя управление ФРЕЛИМО. Однако борьба за власть продолжалась, и Машел с Сантушем сместили Симанго.

В 1970 году Машела утвердили руководителем ФРЕЛИМО. Политик способствовал утверждению в качестве партийной идеологии марксизма-ленинизма, в частности, тезиса о переходе к социализму, минуя капитализм. В 1971 году посетил с делегацией Советский Союз, Болгарию, Румынию, Германскую Демократическую Республику. В Китае Самора встречался с Чжоу Энлаем. В Москве к политику относились настороженно, считая его прокитайским деятелем. При советской и китайской военной помощи ФРЕЛИМО удалось к 1973 установить контроль над частью территории северного Мозамбик.

К 1974 году ФРЕЛИМО уже угрожал центральному Мозамбику, а в апреле после революции в Португалии к власти пришло новое правительство, решившее предоставить Мозамбику независимость. Об этом Машел вел переговоры с президентом Португалии Мариу Соарешем.

Мозамбик 25 июня 1975 года получил независимость от Португалии и в этот же день Самора Машел занял пост Президента страны. Правительство национализировало землю, почти всю торговлю и промышленность, поощряло поспешный, чуть ли не поголовный отъезд из страны белых поселенцев. Глава государства предоставил базы и военную помощь партизанам, которые в 1980 покончили с режимом белого меньшинства в Зимбабве и боролись за ликвидацию режима апартеида в Южной Африке.

Политический контроль осуществляла однопартийная система ФРЕЛИМО. Национальная служба народной безопасности, во главе которой стоял давний сподвижник Машела генерал Жасинту Велозу, проводила политические репрессии.

Во внешней политике Самора Машел поддерживал отношения с социалистическими странами. Встречался с Фиделем Кастро, Тома Санкарой, Менигусту Хайле Мариамом, Леонидом Брежневым, Юрием Андроповым, Эрихом Хонеккером, Тодором Живковым, Юмжагийном Цэдэнбалом, Ким Ир Сеном, Николае Чаушеску и Михаилом Горбачевым. Имел встречу также с президентом Соединенных Штатов Америки Рональдом Рейганом.

Политик посетил также Францию, Великобританию, Бельгию, Нидерланды. Государства стали основным покупателем мозамбикского сизаля. Также не порывал связей с бывшей метрополией и в 1983 году, посетив Португалию, заключил с ней договор о сотрудничестве. Оказывал поддержку Роберту Мугабе, мотивируя это нежеланием видеть в Зимбабве «русские танки».

С внутренней политикой дела обстояли хуже. Обстановку усугубляла партизанская война против правительства, которую вело «Мозамбикское национальное сопротивление» РЕНАМО, в северных провинциях. Эта оппозиционная организация выступала против курса социалистической ориентации Мозамбика и за введение многопартийной системы.

Президент Самора Машел 19 октября 1986 года возвращался с саммита в Лусаке, где вел с южноафриканским правительством переговоры по вопросам апартеида. Президент вылетел в сопровождении нескольких десятков чиновников и девяти членов экипажа из СССР. В 18:46 самолет вышел на связь с диспетчерским центром аэропорта Мапуту. Бортовой радист сообщал о прохождении радиомаяка Курла, о расчетном времени прибытия, о готовности снижения. В 19:10 штурман, сославшись на радионавигационную систему, изменил курс. В 21:21 по местному времени самолет врезался в скалу. В результате трагедии из 44 человек, погибли 34, среди которых президент Мозамбика Самора Машел, из экипажа выжил Владимир Новоселов.

Трагическая авиакатастрофа стала крупнейшей в истории Мозамбика. Официальной причиной катастрофы власти ЮАР объявили ошибку Советского экипажа, который вместо полета по приборам перешел на визуальный полет и снижался в темноте при высокой облачности.

После гибели Машела главой государства стал Жоакин Алберту Чиссано, правительство которого с 1989 года начало проводить курс, направленный на либерализацию экономики и общественно-политической жизни страны. Фактически, этот курс начался еще при Машеле.

Вдова Саморы Машела Граса Машел вышла замуж за первого чернокожего президента ЮАР Нельсона Манделу после развода последнего с Винни Манделой.

oper_1974

Прозвищем Машелы Саморы было "Чёрный Сталин". Машел, Самора (1933-1986) — политический деятель Мозамбика, первый президент независимого государства, маршал.
Тома Санкара (1949 — 1987) — государственный и военный деятель Буркина-Фасо, президент страны в 1983-1987 годах. Придерживался революционных марксистских взглядов и был одним из теоретиков панафриканизма. За свои левые убеждения, революционную деятельность и амбициозность прозван "африканским Че Геварой".

Cu-PXd7WIAAJv-C.jpg

Правительство Машела национализировало землю, почти всю торговлю и промышленность, поощряло поспешный, чуть ли не поголовный отъезд из страны белых поселенцев. Машел предоставил базы и военную помощь партизанам, которые в 1980 покончили с режимом белого меньшинства в Южной Родезии (ныне Зимбабве) и боролись за ликвидацию режима апартеида в Южной Африке.
Поддерживал отношения с социалистическими странами. Встречался с Фиделем Кастро, Тома Санкарой (установил с ним связи ещё в бытность последнего премьер-министром Верхней Вольты),Менигусту Хайле Мариамом, Леонидом Брежневым, Эрихом Хонеккером, Тодором Живковым, Юмжагийном Цэдэнбалом, Ким Ир Сеном, Николае Чаушеску и Михаилом Горбачёвым.
Машела называл социалистические страны «естественными союзниками». Имелись, однако, противоречия. Так, Мозамбик добивался полноправного членства в СЭВ, чему противились Чехословакия и Венгрия. Это, а также появление ядерного оружия у ЮАР, привело к тому, что мозамбикское рукаводство стало искать сближания с Западом.

4510cb1d5ab71fe22de280ca776fe7a8.jpg

На фоне нарастающей напряженности Машел погиб в авиационной катастрофе после визита в Замбию. Самолет Машела, пилотируемый советским экипажем, разбился на территории ЮАР. Международная комиссия, расследовавшая катастрофу, пришла к выводу о том, что её причиной была ошибка экипажа. Именем Саморы Машела названа улица в Москве.
После гибели Машела главой государства стал Жоакин Алберту Шисану, правительство которого с 1989 года начало проводить курс, направленный на либерализацию экономики и общественно-политической жизни страны. Фактически этот курс, в частности поощрение частного сектора, начался ещё при Машеле.
Вдова Саморы Машела Граса Машел вышла замуж за первого чернокожего президента ЮАР Нельсона Манделу после развода последнего с Винни Манделой.

view.jpg

33-летний Тома Санкара захватил власть в 1983 году в результате военного переворота, получившего народную поддержку, и имел цель побороть широко распространенную коррупцию и влияние бывшей колониальной державы — Франции.
После прихода к власти приступил к реализации широкомасштабной амбициозной программы социальных и экономических реформ, не имевшей аналогов на континенте. Чтобы подчеркнуть независимость и возрождение страны, изменил название страны с Верхней Вольты (которое дали французские колонизаторы) на Буркина-Фасо ("Страна достойных людей").
Проводил антиимпериалистическую внешнюю политику: государство отказалось от любой иностранной помощи, объявило государственные долги одиозными и пыталось добиться их сокращения, провело национализацию всей земли и минеральных ресурсов, препятствовало влиянию МВФ и Всемирного банка.
Внутренняя политика была направлена на предотвращение возможного голода путём создания самодостаточного сельского хозяйства и проведения земельной реформы.
Проведена общенациональная кампания по повышению грамотности и вакцинация более 2,5 млн детей против менингита, кори и жёлтой лихорадки, что способствовало снижению детской смертности.
Была также проведена кампания по посадке более 10 миллионов деревьев для остановки опустынивания саванны Сахель; удвоению производства пшеницы путём перераспределения земли от крупных землевладельцев к крестьянам; приостановлено действие сельского подушевого налога; запущена программа по модернизации автомобильных и железных дорог чтобы "связать страну воедино".

snk7.jpg

На местном уровне Санкара призвал каждую деревню построить медицинские диспансеры. Более 350 общин построили школы своими силами. Он также поддерживал права женщин и объявил вне закона женское обрезание, насильственные браки и полигамию, назначая женщин на высшие государственные должности и призывая их работать и посещать школы, даже при наличии беременности.
Революционные программы Санкары и антиимпериалистическая политика сделали его иконой для многих африканских бедняков. Он был популярен среди неимущих слоёв населения собственной страны.
Но его политика пошла наперекор интересам различных групп, в том числе небольшого, но влиятельного среднего класса Буркина-Фасо; племенных лидеров, которых он лишил традиционного права на использование принудительного труда и сбора дани, а также Франции и её союзника Кот-д’Ивуара.
В конечном итоге в 1987 году, на фоне экономических проблем и падения его популярности, он был свергнут и убит в результате профранцузского военного переворота, организованного Блэзом Компаоре. За неделю до своего убийства он заявил: "Революционеры могут быть убиты, но вам не убить идеи".

sankara.jpg

"Наша революция в Буркина Фасо зиждется на всей полноте человеческого опыта со времён первых шагов человечества. Нам хочется быть наследниками всех революций мира, всех освободительных движений народов "Третьего мира".
Мы вынесли уроки из Американской революции. Французская революция научила нас правам человека. Великая Октябрьская революция принесла победу пролетариату и сделала возможным свершение мечты Парижской Коммуны о справедливости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *