Город который сравнивают с французским версалем
Перейти к содержимому

Город который сравнивают с французским версалем

  • автор:

Пригород Санкт-Петербурга, который Петр I построил во многом благодаря впечатлениям от французского Версаля, 8 букв

Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Пригород Санкт-Петербурга, который Петр I построил во многом благодаря впечатлениям от французского Версаля», 8 букв (первая — п, последняя — ф):

п е т е р г о ф

Другие определения (вопросы) к слову «петергоф» (26)

  1. город на северо-западе России, административно входящий в состав Санкт-Петербурга ◆  Я возвращался обессиленный за полночь, открывал в тревожном полусне самые лучшие доводы против политических противников, а часов в семь утра, иногда раньше, меня вырывал из сна ненавистный, невыносимый стук в дверь: меня вызывали на митинг в Петергоф или кронштадтцы присылали за мной катер. Л. Д. Троцкий, «Моя жизнь», 1929—1933

Значение слова

  1. город на северо-западе России, административно входящий в состав Санкт-Петербурга ◆  Я возвращался обессиленный за полночь, открывал в тревожном полусне самые лучшие доводы против политических противников, а часов в семь утра, иногда раньше, меня вырывал из сна ненавистный, невыносимый стук в дверь: меня вызывали на митинг в Петергоф или кронштадтцы присылали за мной катер. Л. Д. Троцкий, «Моя жизнь», 1929—1933

Петерго́ф (от немецкого Peterhof — «двор Петра», с 1944 по 1997 год — Петродворе́ц) — внутригородское муниципальное образование в составе Петродворцового района города федерального значения Санкт-Петербурга. Расположен на южном берегу Финского залива к западу от Санкт-Петербурга, в 29 км по железной дороге. Крупный туристский (ГМЗ Петергоф), научный и учебный центр (ПУНК и ВШМ СПбГУ, ВМИРЭ им. Попова, Военный институт железнодорожных войск и военных сообщений ВА МТО, факультет заочного обучения СПбУ МВД РФ, Кадетский корпус, учреждения допобразования детей и взрослых и др.).

На территории муниципального образования «Город Петергоф» расположена железнодорожная станция «Новый Петергоф» и три железнодорожных остановочных пункта, которые являются частью инфраструктуры Балтийской линии Октябрьской железной дороги и оборудованы двумя платформами пригородного сообщения. Названия этих пунктов в порядке их удалённости от Балтийского вокзала: «Михайловская Дача», «Старый Петергоф», «Университет». На территории муниципального образования также находится пристань (причал на Финском заливе).

Петергоф основан в 1710 году как императорская загородная резиденция, статус города — с 1762 года. В городе находится памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII—XIX веков — музей-заповедник «Петергоф». Наукоград (2005—2010).

Что общего у местечка Ружаны и французского Версаля

YouTube Instagram

Сегодня о городке на Брестчине с поэтичным названием говорят как о крохотном и тихом. Сюда приезжают, чтобы отдохнуть от суеты и окунуться в прошлое. Здесь можно увидеть один из крупнейших дворцовых комплексов Беларуси XVII-XVIII веков. Известная резиденция князей Сапег привлекает своей богатой историей и таинственностью.

Ружаны. Вид на местечко.

Если присмотреться к старинным фотографиям и открыткам, на которых изображены улицы и храмы местечка, можно увидеть надпись Rozana (Розанна). Именно таким было его первоначальное название. Местные жители рассказывают, что некогда здесь жил граф и было у него четверо детей: сын и три дочери. Когда они подросли, решил отец вдоль одной дороги выстроить сразу три города. Один из них — в честь старшей дочери Пружанны — Пружаны. По именам двух дочерей-близнецов Розы и Анны назвал городок Розанна (под влиянием польского языка впоследствии его переименовали в Ружаны). А в честь сына основал по соседству город Слоним.

В 1637 году при короле Владиславе IV Ружаны получили Магдебургское право и герб с изображением святого Казимира в венке из алых роз на серебряном поле.

Костел Святого Казимира. 1930-е годы.

Ружаны располагались на перекрестке значимых дорог и торговых путей. Это и определило насыщенную жизнь городка.

До Первой мировой войны здесь проживало более семи тысяч человек, сегодня — вдвое меньше.

Одна из достопримечательностей поселка — Троицкий костел. За свою четырехсотлетнюю историю не раз становился свидетелем пожаров и войн, но на удивление сохранился до наших дней. Храм внесен в Государственный список историко-культурных ценностей.

Вид на костел Святой Троицы и торговые ряды.

Недалеко от костела — Петропавловская церковь, построенная в 1675 году. Сначала была униатской, а в первой половине XIX века стала православной. Рядом с храмом сохранилось здание монастыря базилиан.

Православная церковь в Ружанах в начале ХХ века.

Визитная карточка местечка — дворец рода Сапег. Из-за войн и пожаров утонченный дворец с садами, парками, оранжереями был почти разрушен. Если углубиться в архивные источники, можно изумиться величию замка и его поразительной схожести с Версалем — роскошным дворцово-парковым ансамблем в пригороде Парижа.

Въездная брама Ружанского дворца рода Сапег. Начало ХХ века.

Историки утверждают, что первоначально план резиденции князей Сапег был подобен плану дворца в Ксенже-Вельким в Польше, возведенного мастером из Флоренции Санти Гуччи. По одной из версий, он либо его ученик и стал первым архитектором Ружанского «палаца».

Дворец был построен в стиле итальянского барокко. Об этом мы можем судить исходя из росписи «сграффито», которая сохранилась на стенах. Эту технику разработали флорентийские мастера. В центральной части двухэтажного замка с тремя каменными башнями находились зал и вестибюль с двухсторонней лестницей. В боковых частях — покои, кабинеты, архивы.

Особое место канцлер Великого Княжества Литовского Лев Сапега отводил библиотеке, в которой насчитывалось более трех тысяч книг. Среди них были произведения Аристотеля, Вергилия, Ливия, Овидия, Эразма Роттердамского, литература по юриспруденции, истории, поэзии, географии, теологии. За любовь к книгам Сапегу прозвали «первым ясновельможным библиофилом».

Во время войны собранный им «храм знаний» был эвакуирован. Но спустя годы сыну канцлера ВКЛ Казимиру Леону Сапеге удалось библиотеку вернуть. Затем ее часть он передал в Виленскую иезуитскую академию.

Все комнаты дворца были украшены лепниной, дорогими картинами, скульптурами. Под зданием располагались боевой арсенал, продукты, а также архив с государственными документами Великого Княжества Литовского. Ружаны в XVII веке стали центром политической жизни государства. Белорусский Версаль принимал тогда таких именитых гостей, как король Речи Посполитой Сигизмунд Старый, король Жигимонт III Ваза.

Лев Сапега, к слову, любил балы и большие застолья. В архивах сохранились описания того, с каким размахом он встречал гостей: «Четыре массивных кабана, представляющих четыре сезона; двенадцать жареных оленей, соответствующих двенадцати месяцам. Вокруг длинные пирожные, равные годовому количеству недель. Затем следовали 365 единиц выпечки, символизирующие годовое количество дней, 52 серебряных бочонка как соответствие 52 неделям, 365 бутылей венгерского вина. А для придворных слуг — целых 8700 литров меда, что соответствует числу часов в году».

Улица в Ружанах. 1916 г.

Младший научный сотрудник музея «Ружанский дворцовый комплекс рода Сапег» Елена Полещук рассказывает, что, несмотря на все указы владельцев местечка, люди свободно пользовались самыми разнообразными банкнотами. Это еще больше способствовало развитию торговли.

— В детстве местные ребята часто гуляли на развалинах Ружанского «палаца» Сапег, спускались в подвалы, расположенные под руинами главного корпуса, — рассказывает она. — Второй этаж подземелья был привычным местом для поиска раритетов. Там, кроме старинных монет, находили сохранившиеся в слоях пыли бумажные купюры. Многие из них были повреждены. На некоторых удавалось рассмотреть изображения коронованных особ.

Местные жители говорят, что, если спуститься на третий ярус подвала, можно увидеть массивную дверь. Именно за ней, вероятно, скрыт тоннель, который, по легенде, соединяет Ружанский и Коссовский замки. Ширина его была такой, что там могли разминуться две кареты, запряженные лошадьми.

Ружаны. Начало ХХ века.

К 1780 году Александр Сапега решает восстановить легендарный дворец своей семьи. Для этого нанял саксонского архитектора Яна Самюэля Беккера. Он преобразил замок настолько, что новое сооружение с театром, картинной галереей начали сравнивать с Версалем.

Дворец по замыслу Беккера делился на две части, в которых размещались театр и конный манеж, объединенные парадной лестницей. Театр имел глубокую сцену и несколько планов кулис, что давало возможность часто менять оформление во время спектакля. В качестве актеров задействовали местных жителей. Чтобы научить их итальянскому и французскому языкам, на которых исполнялись пьесы, в Ружаны приезжали мастера из Европы.

Когда приближаешься к разрушенным стенам некогда величественного дворца, чувствуешь дыхание времени. Понимаешь, насколько оно нам не подвластно. И ныне живущим остается бродить по лабиринтам таинственного прошлого, стремясь познать его глубинный смысл и передать потомкам.

В 1891 году почти весь центр Ружан был уничтожен пожаром. А через четыре года на местечко упал метеорит. Сегодня его можно увидеть в экспозиции музея «Ружанский дворцовый комплекс рода Сапег».

Версаль и Петергоф, в чем отличие?

Петергоф называют русским Версалем, копией Версаля. Это не совсем верно: у этих резиденций действительно много общего, но много и отличий. Давайте разберёмся.

Когда Пётр I наконец-то попал во Францию в 1717 году уже после смерти Людовика XIV, и дорвался до Версаля, Петергоф уже существовал. Его начали строить в 1714 году. Более того, не очень-то он ему и понравился, Версаль этот. Дворец для Петра был слишком большим, с его боязнью пространства он и в своём Петергофском дворце-то и не жил, если кто не знает, жил он в маленьком скромном павильоне Monplaisir («Мое удовольствие» по-французски) на самом берегу залива.

Петергоф - Большой Каскад - Фото: Bernard Poty

Большой же Дворец был построен «для гостей», знай наших, как говорится. А вот фонтаны-шутихи (не сохранились в Версале) настолько поразили его воображение, что скуповатый русский царь даже щедрые чаевые оставил слуге, который облил его водой, не считаясь с высоким рангом гостя.

Проект Нижнего парка в Петергофе по образцу Версальского «à la française» был поручен Жану-Батисту Леблону, французу, ученику знаменитого создателя версальских садов Андрэ Ленотра. Был бы жив Ленотр, Пётр бы и его пригласил, за ценой не постоял.

О фонтанах

Особое внимание Пётр уделял фонтанам, в Петергофе не использовали насосы, в этом его уникальность. Вода, питающая фонтаны, идёт самотеком, вот она, передовая по тем временам идея русских инженеров. В этом заключается, пожалуй, главное отличие Петергофа от Версаля. Задача, над которой бились французские инженеры в XVII веке, блестяще была решена русскими (и не только русскими, так как любил Пётр заграничных мастеров) инженерами XVIII века.

Фонтан - Версаль - Фото: Kira Poty

Так что нет, копию Петр не создавал, но идеей был вдохновлён (а кто, спрашивается, не был). Очень хотелось ему стать обладателем своего собственного Версаля. Архитекторам было приказано работать по «версальскому» образцу. Вот только ещё больше позолоты, ещё больше украшений, ещё больше фонтанов, чтобы ослепли иностранные послы, чтобы французский парк был ещё более французским, чем у самих французов. Затмить Версаль, затмить. Кстати, кто-то считает, что и удалось. Дело вкуса, как говорится.

Кстати, и посыл у этих двух резиденций совершенно разный: в Версале прославляется бог солнца Аполлон, недаром Людовика называют Король-Солнце, в Петергофе же основная идея — морская стихия. При Петре Россия становится морской державой.

О значении дворцов

Теперь несколько слов о значении дворцов, их важности не только в жизни их коронованных обитателей, но и в истории.

Версаль был олицетворением власти, это не летняя резиденция, на пару недель в году, там живет король, там двор, оттуда он правит Францией, там подписываются важнейшие договора. Больше ста лет вплоть до Великой Французской революции Версаль будет неофициальной столицей Франции. Позднее, там будет подписан мир после Франко-Прусской войны и знаменитый Версальский договор, результат Первой Мировой. А Петергоф с его уникальными фонтанами, если можно так выразиться, был все-таки летней резиденцией, делил и по сей день делит свою славу со Екатерининским дворцом.

Так что Версаль — это все-таки не о фонтанах. Версаль — это прообраз, матрица, первоисточник.

Версаль - Фонтан - Фото: Kira Poty

Ну, и напоследок несколько цифр:

  • Количество туристов в год: 7,7 млн в Версале / 5 млн в Петергофе
  • Длина фасада: 415 м Версаль. / 260 м Большой Дворец Петергофа
  • Площадь Зеркальной Галереи 770 м 2 / Площадь Тронного Зала 320 м 2
  • Площадь парка в Версале 815 га / в Петергофе 102 га.

Советы по посещению Версаля

И, в заключение, несколько советов по посещению Версаля:

  • Фонтаны Версаля работают в период с конца марта до конца октября.
  • По возможности, посещайте дворец с лицензированным гидом. С ним и во дворец войдёте гораздо быстрее и экскурсию он имеет право там проводить. Проверяют во дворце лицензии очень строго, так что не поленитесь, поинтересуйтесь ее наличием у Вашего гида.
  • Если все-таки поедете в Версаль сами по себе, без гида, будьте очень внимательны, посмотрите на официальном сайте дворца время работы фонтанов. Они работают не каждый день и по особому расписанию. Чтобы не было разочарования.

А про мою экскурсию по Версалю можно посмотреть на сайте: Экскурсия в Версаль (без очереди)

Версаль и Петергоф. Легенды и история

Зиновьев, И. С. Версаль и Петергоф. Легенды и история / И. С. Зиновьев, Е. В. Мартемьянова, В. Н. Токарева, В. А. Зендлер. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/young/archive/13/1038/ (дата обращения: 08.07.2023).

Петергоф (Россия)Версаль (Франция)

Если сравнивать стили Петергофа и Версаля, то можно заметить, что во многом они очень схожи. Поскольку Петергоф был по большей части скопирован с Версаля, то соответственно и архитектурные стили у них были примерно одинаковые. В Версале главным образом присутствовали стили классицизма и позже (в основном в парковой зоне) абсолютизма. Поскольку классицизм — это изображение мифологических сюжетов, то на фасаде здания можно увидеть различные сюжеты из истории Древней Греции. В Петергофе (частично скопированном с Версаля) были использованы несколько другие стили. Нельзя отрицать, что большая часть зданий выполнена в стиле классицизма, но также присутствует более практичный, но менее дорогой стиль — неоготика, а так же барокко и необарокко.

Версаль — это величественный дворец, который был построен с головокружительной роскошью. Над его созданием трудились архитекторы Луи Лево (1612–1670), Жюль Ардуэн-Монсар (1646–1748), Андре Ленотр (1613–1700) и др. Первое упоминание о Версале, как о местности, относится к 1037 году. Версаль заложил (если можно так сказать) Людовик XIII. Изначально Версаль представлял собой небольшой охотничий домик (на самом деле это был небольшой скромный замок) в котором можно было отдохнуть после одного из главных развлечений королевского двора — охоты. Этот замок был настолько мал, что в нём не было даже спальни для матери-королевы и жены-королевы.

Людовику XIV очень понравилось это место, но, разумеется, слишком скромный, по королевским меркам, охотничий домик, его не устроил. Король солнце, как называли Людовика XIV, затеял на его месте грандиозное строительство и превратил этот скромный замок в величественный дворец. Позднее, в 1664 году он перенес из Парижа в Версаль свою королевскую резиденцию. Идеалы государственности во Франции потребовали такие художественные формы при строительстве Версаля, чтобы они были сходны по своему величию с дворцами правителей Древнего Рима и Греции. Так как строгий стиль классицизма казался недостаточно пышным для Людовика XIV, было решено обратиться к стилю барокко. В результате получился «Большой королевский стиль», в котором сочетаются классические формы в архитектуре и садово-парковом искусстве с помпезностью барокко. В результате загородная резиденция короля стала воплощением «великого царства и синонимом абсолютизма».

Тем же целям служила солнечная символика, которая связывала образ короля солнца Людовика XIV с богом солнца Аполлоном. Эта аналогия прослеживается в убранстве внутренних интерьеров. Особый интерес представляют центральная часть версальского дворца, где находятся королевские покои, и знаменита Версальская галерея, выходящая на террасу. В Большие королевские покои вводит зал Геркулеса — главная придворная бальная зала. Огромная картина в потолке изображает «Апофеоз Геркулеса». Это полотно считается одним из самых грандиозных в мире: оно достигает 18 метром в высоту и 17 метров в ширину.

Но начинается анфилада королевских покоев с салона Изобилия. Свое название он получил из-за того, что являлся буфетной комнатой. На столах в этой комнате всегда стояли самые дорогие вина и экзотические фрукты. Также этот салон являлся салоном Медалей, в нем хранились всякие редкости, которые собирал король Людовик XIV. Дальше шел салон Дианы, названный так в честь римской богини охоты — Дианы. Салон бы довольно скромный и, как ни странно, являлся бильярдной короля (Людовику XIV очень любил этот вид развлечений). После салона Дианы шел салон Меркурия. Этот салон являлся спальней короля и олицетворял собой абсолютное богатство и величие. Посередине, под пурпурным бархатным пологом, стояла кровать. Сам полог, а также все одеяла и подушки были вышиты золотыми нитями. На их вышивку уходило 12 килограмм золота. И это лишь маленькая деталь, маленький штрих к портрету короля Людовик XIV. Все в этой комнате говорило о богатстве её владельца, все было из серебра и золота, начиная от столовых приборов и заканчивая чеканкой на кровати.

Самое удивительное помещение всего дворца — Зеркальная галерея. Зеркальную галерею проектировал знаменитый французский архитектор того времени — Жюль Ардуэн-Мансар. Жюль Ардуэн-Мансар (фр. Jules Hardouin-Mansart, урождённый Жюль Ардуэн; 1646–1708) — французский зодчий, придворный архитектор Людовика XIV, внучатый племянник Франсуа Мансара, один из крупнейших представителей стиля барокко во французской архитектуре.

В 1716 году Петр I выписал из Франции известного архитектора Александра Леблона, назначив его генерал-архитектором будущего Петергофа. Многие идеи воплотили в жизнь итальянские архитекторы — Бартоломео Карло Растрелли, Николо Микетти, мастера фонтанов — венецианцы Джулиано и Джованни Бараттини. Работы по возведению Петергофа велись со сказочной быстротой, и уже в августе 1725 года состоялось его торжественное открытие.

В годы правления Екатерины I и Анны Иоанновны в Петергофе претворялись в жизнь задумки и архитектурные усовершенствования Петра I. Когда на трон взошла Елизавета Петровна, она пригласила сына знаменитого Карло Растрелли, который к тому времени уже зарекомендовал себя, как блестящий архитектор. Франческо Растрелли возглавил работы по переустройству Петергофа. При нем были преобразованы Верхние палаты, оформлен Верхний сад. Также был возведен новый Елизаветинский корпус, который органично вошел в уже обустроенный Петергоф.

К началу 19 века в Петергофской слободе имелось полсотни домов обывателей и различные нежилые строения — конюшни, сараи и прочее. Александр I велел перестроить наиболее некрасивые постройки. Проекты для новых домов были разработаны В. П. Стасовым и другими. Преображенные здания послужили казармами для нескольких кавалерийских полков. При Николае I территория Петергофа были расширена за счет покупки земель к востоку от Нижнего парка. С 1826 года строения Петергофа дополняются двухэтажным Коттеджем, который принадлежал жене Николая I — Александре Федоровне. Позднее был выстроен Фермерский дворец и разбит Пейзажный парк. Воцарение Александра II ознаменовалось открытием железной дороги, которая соединила Петербург и Петергоф. История дворцового комплекса до 1917 года — это блестящая жизнь блестящих дам и кавалеров, членов царской фамилии и петербургских вельмож.

Интересные факты. Версаль.

1)        Итальянцы во Франции. Расходы на строительства Версаля (пожалуй, самой дорогой стройки своего времени) буквально опустошали государственную казну, а идеи Людовика XIV лишь ширились. Для сокращения расходов министр финансов Кольбер решил использовать только “отечественные” материалы. Но возникла проблема: в XVII веке монополия на изготовление зеркал принадлежала венецианцам и ревностно охранялась. Для Версаля требовалось множество зеркал. Тогда Кольбер переманил итальянских мастеров для работы во Франции. Узнав об этом, венецианцы пришли в бешенство и наняли наёмных убийц — чтобы те покончили с перебежчиками. Но остановить распространение технологии уже не удалось, во Франции благополучно наладилось собственное производство.

2)        Страна или дворец? Вот в чем вопрос. Печально, но сегодня зеркальная галерея уже не так красива (или, по крайней мере — пышна), как была некогда. Почему? Многие украшения переплавили! И сделали это не какие-то беспощадные вандалы, а сам Людовик XIV, идейный вдохновитель первоначальной роскоши. Серебряная мебель и бесчисленное множество других украшений, годами истощающих бюджет Франции, пали жертвой военных амбиций короля — их “переделали” в серебреные монеты для содержания армии. Такова была эпоха: щедро тратить, не думая о завтрашнем дне!

3)        Дипломатия и дворец. Людовик XIV использовал Зеркальную галерею для приёма послов с самого её завершения. И это было весьма ловким ходом — невероятный интерьер потрясал послов и, конечно, заставлял их испытывать уважение к владельцу дворца. Но, по-настоящему знаковые события в Зеркальной галерее произошли много позже, когда Версаль давно уже перестал быть королевским дворцом.

4)        Где мрамор? Большинство декоративных панелей и колонн, украшающих дворец, выглядят мраморными или выполненными из других ценных пород отделочных камней. Так изначально было задумано самим королем и его архитектором. Однако денег на это великолепие не хватило. Панели и колонны на самом деле вырезаны из дерева и покрыты искусной росписью. Их даже вблизи зрительно крайне сложно отличить от настоящих мраморных колонн.

5)        Версаль — бывшая резиденция французских королей, дворец, парк с фонтанами, Большой Канал, дворцы Большой и Малый Трианон и парк Марии-Антуанетты с селом в миниатюре.

6)        Версаль был самым большим дворцом в Европе, где могли одновременно разместиться 20 тысяч человек.

8)        Идея строительства Версаля возникла у короля из зависти, которую он испытал, увидев замок своего министра финансов Виконта Фуке в Во-ле-Виконт. Король Солнце отравил Фуке и отобрал его владения.

9)        Парк Версаля, на площади в 101 гектар, был создан на низком болотистом месте. Все было сделано заново, включая перепады рельефа, водоемы, зеленые насаждения.

10)    Первый охотничий домик с прилегающим садом был построен по воле Людовика XIII в тридцатых годах XVIII века. Строительство Версаля началось при Людовике XIV.

11)    В Салоне войны стены увешаны монументальными полотнами, которые восхваляют самые значительные военные победы Франции. Под огромными полотнами битв зрителям представлены черно-белые фотографии, показывающие всю страшную правду о горестях, смертях, голоде и разрухи.

12)    После поражения Франции во франко-прусской войне Версальский дворец с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером — Вильгельм I.

13)    В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор с побежденной Германией. Последствия Версальского договора были основой для возникновения нацизма в Германии и Второй мировой войны.

14)    После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения.

15)    Многие дворцы Европы были построены под влиянием Версаля: Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе и Гатчине и др.

16)    Во времена Короля Солнце вся мебель зала, включая кадки для растений и статуи, были отлиты из серебра.

17)    Рядом со спальней короля находился зал «Бычий глаз», где собирались придворные в ожидании пробуждения короля.

19)    В северо-западной части парка расположены два загородных дворца: Большой Трианон и малый Трианон. Большой Трианон был возведен для Людовика XIV, а Малый Трианон создавался для фаворитки Людовика XV, мадам Помпадур.

20)    Система водоснабжения фонтанов разрабатывалась во времена Людовика XIV, и действует до сегодняшнего дня. Фонтаны действуют с апреля по начало октября по субботам и воскресениям 1–2 часа. На зиму фонтаны закрываются, вода откачивается.

21)    В Версале есть свой Большой канал, целая система каналов, которую назвали «маленькой Венецией».

22)    Сады Версаля использовались для празднеств, во время которых ставили оперы Люлли и пьесы Расина и Мольера. Дворцово-парковый ансамбль был огромной сценой.

23)    Мария Антуанетта построила в Версале свой собственный театр и играла роли в пасторалях — представлениях, имитирующих крестьянскую жизнь.

24)    Строительство Версаля продолжалось в течение всего XVIII века.

25)    На строительстве Версаля работали 20 тысяч рабочих и 6 тысяч лошадей.

26)    Король-солнце Людовик XIV поместил в Версале символ солнца: аллеи Версаля расходятся из центра подобно лучам солнца, Аполлон — фонтан, из которого встает солнце и др.

27)    На первом этапе строительства дворца самым большим новшеством стала плоская крыша, созданная по желанию короля Людовика XIV. Плоские крыши были крайне неудобны, за ними нужно было постоянно следить, сливая воду, после дождя.

28)    9 парадных залов Версаля названы именами мифологических героев: залы Геркулеса, Венеры, Меркурия, Аполлона, Марса, Дианы и др.

30)    Вдоль галереи расположены 17 окон, напротив каждого — зеркало.

Петергоф. Здесь расположен дворец — коттедж. Этот дворец был очень интересным и в каком-то смысле даже мистическим местом. Петергоф известен большинству туристов по пышному дворцу и фонтанам. Мало кто знает об уютном красивом парке Александрия, в котором расположился дворец-коттедж — резиденция, где император Николай I и его супруга Александра Федоровна проводили лето. Существуют «призраки места», которые иногда возвращаются в любимые края. Говорят, Александра Федоровна любит посетить свой летний дворец. Дворец-коттедж построен в 1829 году в готическом стиле, который особенно любила императрица, увлекающаяся чтением английских готических романов.

Александра Федоровна интересовалась мистицизмом. Фрейлина Анна Тютчева вспоминала о моде на спиритические сеансы при дворе: «…по возвращении двора в Царское все здесь очень заняты вертящимися и пишущими столами. С ними производится множество опытов даже на вечерах у императрицы…. К одной из трех ножек стола привязан карандаш… весь вздор вертящихся столов занимает меня как игра…» «…Вечер у императрицы. Опять вертящиеся столы» Александра Федоровна получила прозвище Лалла-Рук, в честь героини романтической поэмы Томаса Мура. Молодые Александра и Николай играли в придворной постановке этой истории. По сюжету героиню-принцессу насильно выдают замуж за богатого принца, а она влюблена в простого певца. Но все заканчивается хорошо: певец и принц — один и тот же человек.

Пушкин, восхищавшийся императрицей, посвятил ей эти строки:

Подобна лилии крылатой,

Колеблясь входит Лалла-Рук

И над поникшею толпою

Сияет царственной главою

Звезда-Харита меж Харит

И взор смущённых поколений

Стремится ревностью горя

То на нее, то на царя…»

Возможно, призрак императрицы иногда возвращается в его комнаты, проверяет всё ли в порядке. К счастью, дворец не пострадал. Даже его интерьеры удалось сохранить. Может, сама душа императрицы смогла защитить свой любимый коттедж?

Беды и потрясения. Версаль самым серьезным образом пострадал во время французской революции 1789 года. Буря Великой революции не обошла стороной великий дворец. Свой отпечаток, хотя и менее разрушительный оставила Вторая мировая война. Петергоф также серьезно пострадал во время революции 1917 года, а потом пережил очень серьезные разрушения во время Великой отечественной войны. С 1941 по 1944 годы он был оккупирован фашистской армией. Были сильно повреждены не только сооружения, но и парковый ансамбль и фонтаны. Оккупанты сожгли Большой дворец, похитили скульптурный ансамбль большого каскада, разорили и вывезли более 30 тысяч предметов искусства. несмотря на нанесенный урон, реставрация началась уже в 1944 году. Реставрационные работы закончились в 2000 году, после чего Петергоф предстал во всем великолепии.

В настоящее время и Версаль, и Петергоф является национальным музеями-заповедниками. Франция и Россия считают их своими национальными достояниями, берегут и охраняют не только дворцы, но и парковые ансамбли. Петергоф и Версаль — наивеличайшие дворцы за всю историю человечества. Эти дворцы очень разные, но оба дворца играли одну роль. Их можно смело назвать гимнами абсолютной монархии. Они были созданы, чтобы показать величие и великолепие двух стран. И по сей день туристы приезжают со всего света, чтобы посмотреть на эти шедевры архитектуры. Мы должны беречь историю, чтобы она не превратилась в легенды. Берегите и любите историю. Она не должна стать мифом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *