Москва леонтьевский переулок что интересного
Перейти к содержимому

Москва леонтьевский переулок что интересного

  • автор:

Леонтьевский переулок

Хороша Москва своими переулками. Теми, которые вроде как и в самом центре, но туристы туда забредают редко. Даже когда готовишь маршрут, намечаешь основные достопримечательности для осмотра, вдруг неожиданно попадаются такие изюминки. Там тихо и спокойно, особенно в воскресное утро. Не зря в таких переулках селились члены Политбюро. народные артисты и простые маршалы. Но не будем забегать вперёд. В этот раз приглашаю прогуляться по Леонтьевскому переулку, который расположен между Тверской и Большой Никитской и проходит практически параллельно Тверскому бульвару. От шумной и суетной Тверской переулок защищён монументальными сталинками, стоит в него свернуть, и ты попадаешь в другой мир.
Название переулка возникло в 1720-х годах по фамилии домовладельца — кавалерийского бригадира (впоследствии генерал-аншефа) Михаила Ивановича Леонтьева. До этого переулок назывался Шереметевский (под этим именем показан на планах конца XVII в.) — также по домовладельцу. В 1938—1994 годах назывался улицей Станиславского, в честь режиссера Константина Сергеевича Станиславского, жившего на этой улице.

Я немного промахнулся и свернул с Тверской чуть раньше, попал в Малый Гнездниковский переулок. Он совсем коротенький, и пока я выбирался Леонтьевский, мне попалась пара примечательных зданий.

2. Дом Спиридонова 1895-го года постройки.

3. Бывшая городская усадьба Кондиковых – Орловых – Г. М. Лианозова.

В 1917 году особняк арендовал некий Чибрарио де Годен, представитель кинофирмы «Транс-Атлантик», и с того времени судьба здания тесно связано с кинематографией. В 1918 году тут находились кинофотоотдел при Наркомпросе, а затем Совкино, министерство кинематографии. В 1925 году старый особняк был надстроен ещё двумя этажами, но сохранил эклектический фасад. Наверху, вероятно, тогда же появилась фигура рабочего с молотом в правой руке и катушкой кинопленки в левой. То есть, кино ты можешь снимать, но молот из рук не выпускай. В 1925–1932 годы здесь размещалось Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Совкино» (с 1972 года – Госкино СССР), где работали В. В. Маяковский, В. Я. Брюсов, А. С. Серафимович и др. Сейчас здесь министерство культуры.

Пока я выяснял у местного жителя как лучше пройти на Леонтьевский, его собака умудрилась вылизать мне ладонь левой руки, так что дальше я пошёл с чистыми руками.

4. Этот дом мог бы быть типичным образцом послепожарной застройки Москвы, если бы не одно но.

В 2005 году по распоряжению Лужкова здание было снесено под строительство «многоэтажного офисного центра класса „A“ общей площадью 6 650 м² с трехуровневой подземной парковкой». Фасад восстановлен в 2008 году.

5. А вот так это выглядит "в комплексе". Как говорится, могло быть и хуже, к примеру бетонно-стеклянная коробка. А этот хоть и сильно загромождает пространство, но общий стиль портит не очень сильно.

6. Угол Большого Гнездниковского и Леонтьевского украшает бывший доходный дом Лутковского.

Построен в 1905-06 гг., архитектор И. П. Машков.
Здесь в 1882 году, случилось необыкновенное событие — первая трансляция из Большого театра. Газета «Московский листок» сообщала, что общество спасения на водах решило улучшить свое шаткое финансовое положение тем, что установило несколько платных телефонных наушников на квартире одного из своих членов в Леонтьевском переулке, а в Большом театре — два микрофона: «Открывая станцию в Москве, подобно тому, как это сделано в Париже и Петербурге, Общество имело в виду познакомить публику с замечательным открытием нашего времени, а именно: с возможностью по проволокам, при помощи электричества и соответствующих аппаратов, слышать на расстоянии музыку, пение и разговор почти с одинаковой отчетливостью, как на месте их происхождения». Плата за прослушивание была установлена рубль за 10 мин. Первой транслировалась опера Верди «Риголетто», потом «Фауст», «Ромео и Джульетта», «Демон», «Жизнь за царя». Новинка имела успех, скопление экипажей слушателей было таким большим, что полиции пришлось устанавливать порядок в переулке. Всего тогда сделали 12 трансляций, но в дальнейшем они уже не повторялись — качество все-таки было далеко от идеала.

Напротив дома Лутковского в в здании начала 19-го века находится посольство Украины. Здание расположено в глубине за забором и деревьями. но в отсутствии листвы на деревьях его нормально видно. Но вдоль забора. с пристрастием рассматривая меня, прогуливался полицейский, и фотографировать я постеснялся.

7. Здание городского училища заложено в 1892-м году по проекту Д.Н. Чичагова. Оно называлось Капцовским (по фамилии купца А.С. Капцова, пожертвовавшего 190 тыс. руб. в память своего отца на его постройку)

8. Но увы и ах, от этой красоты мало что осталось.

В 1952-м году бывшее училище улучшилось на два этажа и приобрело новый фасад. Позади него сохранилось здание женского училища имени А.М. Капцовой архитектора М.К. Геппенера (1897 г.) в характерной для него обработке фасада кирпичом белого и красного цветов. Сейчас в здании школа № 1520 имени Капцовых.

9. А кто в этом виноват? А виноваты в этом шведы, кто же ещё? Всё, тупик, приехали.

10. В этом относительно небольшом переулке находятся целых 4 посольства. Вот в этом интересном здании сейчас размещается посольство Азербайджана.

Изначально это были два дома — двухэтажный дом майора Челищева и дом вдовы профессора университета Давыдовой. В 1905-м году из двух домов сделали дом меблированных комнат с романтическим названием "Малый Париж".

11. Фасад был оформлен в стиле модерн.

12. Обильная лепнина, затейливо извилистые балконные решётки.

13.

14. К посольству примыкает уютный скверик с двумя памятниками и беседкой в восточном стиле.

15. Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (1141—1209) — персидский поэт, крупнейший поэт-романтик и мистик, который привнес в средневековую персидскую эпическую поэзию разговорную речь и реалистический стиль и создал новый стандарт литературного произведения.

Думаю, что известен он только узким специалистам.

16. Ну а кто этот красивый азербайджанец, думаю, никому объяснять не надо.

17. Самая моя любимая в его исполнении.

18. Так получилось, что памятник великому певцу установлен между домом, где он жил и посольством Азербайджана.

19. Это вообще был дом народных артистов. Кроме Магомаева здесь жили Светланов, Шмыга, Федосеев, Синявская и др.

В основе дома постройка 1820-го года, но после он ещё пять! раз перестраивался.

20. "Культурный характер" дома подчёркивают фигуры у центрального подъезда.

21. Бубен что ли в руках?

22. Сатир?

23. Напротив "дома народных артистов" стоит такой на первый взгляд непримечательный домик.

Но, если внимательнее присмотреться, видно, что между окнами большие расстояния, значит комнаты в нём большие. Потолки тоже высокие. У дома три крыла, одна квартира занимает весь этаж крыла. Учитывая его расположение в тихом переулочке в центре и явно советскую "архитектуру", понимаешь, что это дом для слуг народа. Но не для простых членов ЦК КПСС. Первый этаж дома практически весь увешан мемориальными досками. Судя по датам жизни, дом построен в 1966-м году.

24. Вот, к примеру, товарищ Романов — член Политбюро, один из претендентов на партийный престол после смерти Брежнева.

Поговаривали, что только фамилия помешала ему занять вакантное место генсека. "Россией опять правит Романов".

25. Или вот уроженец деревни Старые Громыки знаменитый "Мистер Нет", возглавлявший МИД рекордные 28 лет. Именно он выдвинул в 1985-м году на пленуме ЦК Горбачёва на пост генсека.

26. А это вообще рекордсмен всех времён и народов, проработавший на должности министра с 1941-го по 1984-й год. Правда, сменил он три министерства — вооружений, оборонной промышленности и обороны. Обладатель 11-ти. орденов Ленина.

Здесь же жил Черненко, министр финансов Гарбузов, предсовмина РСФСР Соломенцев, председатель Моссовета Промыслов, племянница Ленина Ольга Ульянова, маршал Еременко и ещё один коммунистический генсек, но только уже испанский — пламенная Долорес Ибаррури.

27. Следующий дом с лепниной, имитирующей резьбу по дереву.

28. Напротив располагается самый длинный дом переулка.

А почему он такой длинный? А потому, что построен он совсем недавно, в 2006-м году. На этом месте находились владения предка Л.Н. Толстого князя П.И. Горчакова. На первом этаже размещался популярный антикварный магазин А.Н. Ерыкалова. Дом № 11 снесён в 2003 году для строительства элитного жилого дома. Находившийся на этом месте дом № 13 принадлежал родителям Н.С. Мартынова, друга и будущего убийцы М.Ю. Лермонтова. До ссоры Лермонтов часто бывал в этом доме. В середине 19 века здесь жили декабрист З.Г. Чернышёв, знаменитый инженер, спроектировавший московский водопровод, А.А. Дельвиг, известный скрипач и педагог И.В. Гржимали, оперная певица Е.А. Лавровская. Перед разрушением в 2003 году здание было исключено из списка «вновь выявленных объектов культурного наследия» в связи «с полной физической утратой».

29. Особняк Ивана Викуловича Морозова – памятник творчеству трех знаменитых архитекторов: Каминского, Шехтеля и Эрихсона

Небольшая усадьба в стиле эклектики в середине Леонтьевского переулка – особняк директора правления Товарищества мануфактур «Викулы Морозова с сыновьями».
Он стоит на большом участке, который ранее занимала усадьба генерал-аншефа М. Леонтьева, того самого, по фамилии которого и был назван переулок. На одной части владения архитектор А. Каминский в 1884 году выстроил в стиле эклектики красивый особнячок для купчихи Каратаевой. В начале 1890-х годов дом купил Викула Елисеевич Морозов для своих сыновей Ивана и Елисея. В 1895 году Иван Викулович женился на Варваре Вороновой, артистке балета Большого театра, одной из самых красивых женщин Москвы.

30.

Обновлять и приспосабливать интерьеры для новой семейной жизни пригласили молодого, но уже знаменитого архитектора Федора Шехтеля. Он оставил внешний эклектичный декор особняка, сделанный Каминским. Акцентом центральной композиции фасада является маскарон бородатого античного божества, степенного старца, которого за усы тянут игривые путти. От Каминского в особняке еще осталась парадная лестница. Шехтель отделал заново все парадные помещения в разных архитектурных стилях, как тогда было принято: деревянная столовая, классический большой белоколонный бальный зал, рокайльная гостиная. Кабинет хозяина украшали картины Шишкина и множество бронзовых лошадей. Иван Морозов увлекался бегами и держал хорошую конюшню. Справа Шехтель сделал небольшую приватную зону – садик для гуляния детей в саду. Сзади особняка была сделана пристройка. В 1905 году архитектор А. Эрихсон заново отделал лестницу особняка в стиле модерн.
После революции и до войны больше 20 лет тут было посольство Германии. Во время Великой Отечественной войны – Совинформбюро. Отсюда предавались сводки боев и побед. После войны сюда въехало посольство ГДР. В перестроечные годы тут было посольство Кубы и банк. Потом – ВАО «Интурист» и магазин путешествий.
Дом не утратил своих чудесных интерьеров, созданных тремя великими архитекторами: А. Каминским, Ф. Шехтелем и А. Эрихсоном.

31. Бывший доходный дом 1986-го года постройки. Архитектор Каминский. В 1912-м надстроили ещё 3 этажа, что, несомненно сильно попортило внешний вид дома.

32. Дом, в котором Станиславский прожил свои последние 17 лет.

33. Этот дом надо рассмотреть подробнее. Дело в том, что в его основе лежат палаты 17-го века. Они уже достаточно сильно вросли в культурный слой, но угадываются по форме окон.

34. Во дворе палаты откопаны сильнее.

35. Здесь, судя по всему, был арочный вход в палаты.

С начала 18-го века до его середины палаты принадлежали графу И.П. Толстому, затем капитан-поручику Измайловского полка П. Хлопову. Скорее всего, он и предпринял коренную перестройку палат в начале 19-го века, при которой они приняли нынешний вид. Протяженный по переулку фасад имеет центральный ризалит с тремя овальными окнами посередине, фланкированный боковыми ризалитами с пилястровыми ионическими портиками. Парадная анфилада комнат получила прекрасную темперную роспись потолков, сохранившуюся до сих пор. От Хлоповых дом перешел к генерал-майору Н. Ермолову, дяде знаменитого полководца А. Ермолова.
Прославил дом его последний жилец. Сюда был вынужден переехать со своей семьей и мебелью в 1921 году известный режиссер К. Станиславский, выселенный из своего дома на Большой Каретной. Последние 17 лет жизни, до 1938 года, он жил и работал в этом доме. В то время он часто болел, почти никуда не выходил. Но летом в хорошую погоду иногда во двор под деревья выносили ему стол, где он мог работать над рукописями и встречать гостей. Кабинет Станиславского находился на втором этаже за массивной дубовой дверью, заказанной еще для родительского дома у Красных ворот. Рядом – переделанный из бальной залы белоколонный зал с небольшой сценой, где часто проводились репетиции МХАТа и его музыкальной студии, бывали многочисленные ученики и почитатели режиссера. В 1948 г. стараниями дочери Станиславского Киры в доме был создан мемориальный музей. Экспозиция включает жилые комнаты Станиславского и его жены, артистки МХАТ М. Лилиной, "Онегинский зал", "Синее фойе" и другие помещения. Постоянно экспонируется выставка историко-театральных коллекций Станиславского: предметы старины, мебель, книги, сценические костюмы, театральные реликвии, фотоснимки.
Серьёзная реставрация была проведена в 2011-14 годах. В 2015 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За лучший проект реставрации объекта культурного наследия".

36. Напротив особняк ещё одного Алексеева. (думаю, что моим читателям не надо напоминать настоящую фамилию Станиславского)

Красивый голубенький особняк с дамами, смотрящими на прохожих с сандриков окон, построен в начале 1880-х годов архитектором Д. Чичаговым для одного из самых известных в роду Алексеевых, Николая Александровича, московского городского головы. Особенно хороши металлические решетки ворот, входа и ограды. Н. Алексеев приходился двоюродным братом Станиславскому, но жили они напротив друг друга в разные времена.
В 30 лет Николай Александрович был уже главой правления Торгового и промышленного товарищества «Владимир Алексеев». Управлял крупными предприятиями в Пушкине, Харькове и Подмосковье. С 1881 Н. Алексеев выбран гласным Московской городской думы. В ноябре 1885, в 33 года, избран городским головой Москвы и был, пожалуй, самым популярным руководителем на этом посту. Он обладал большим организаторским талантом. До него бюджет старой столицы всегда был дефицитным и покрывался из «центра». Благодаря ему Москва получила водопровод и канализацию. Две знаменитейшие водонапорные башни у Крестовской заставы были оплачены Алексеевым лично. По его инициативе все скотобойни были выведены из города и сконцентрированы в Калитниках? (нынешний Микояновский мясокомбинат)?. Завершена постройка Исторического музея и построено здание Городской думы (впоследствии музей Ленина).

37.

Николай Александрович был попечителем нескольких начальных учебных заведений, при нем было выстроено 30 городских училищ. Именно при Н. Алексееве (1892) П. Третьяков (его родственник) передал в дар городу свою галерею. Он был инициатором и создателем одной из самых известных психиатрических больниц. Деньги собирались по подписке с московских благотворителей. По иронии судьбы, именно душевнобольной застрелил Алексеева 9 марта 1893 в его думском кабинете. Умирая, он завещал 300000 рублей на содержание больницы. Две первые очереди Алексеевской больницы открылись после его гибели — в 1894 и 1896. Алексеев был похоронен в Новоспасском монастыре; в советские времена его могилу, как и все монастырское кладбище, уничтожили.
После смерти Николая Александровича домом продолжала владеть его вдова Александра Владимировна. Она также выделяла средства на благотворительность, входила в попечительские советы московских школ и больниц. Всего супруги Алексеевы передали на благотворительность свыше двух миллионов рублей. После ее смерти особняк купил Иван Миндовский, а потом Шамси Асадуллаев и его наследники.

Сейчас в особняке располагается представительство ООН в России, по сути посольство, третье в переулке.

38. Четвёртое посольство, греческое, занимает дом Мещерских.

Светло-желтый особняк в стиле ампир с лепными медальонами и барельефами кажется чуть ли не самым новым домом в этой части Леонтьевского переулка. Однако внешность обманчива — здесь в основе настоящий XVIII век. В 1812 году жительница этого дома составляла записки о днях оккупации Москвы французами.
С 1737 по 1745 год участком владел князь Мещерский. При нём уже существовал стоящий торцом к переулку дом в стиле барокко, со сводами в первом этаже. Дом был построен в начале XVIII века.
В 1812 году здание обгорело снаружи. Его восстановили новый хозяин, полковник Н. А. Волков. Заново были отделаны интерьеры, фасады дома стали классическими. Между старых ризалитов поместили колоннаду портика из спаренных колонн, фланкированных квадратными пилонами. Эффектным фоном для неё стала затенённая лоджия. В композицию парадного двора усадьбы входила находившаяся к югу от него, на соседнем участке церковь Николы в Хлынове (Снесена в 1930-х годах). Небольшой ансамбль из храма с куполом на широком барабане и дома с мощным портиком производил сильное впечатление. Во владении Волковых дом оставался до 1848 года.
В 1858 году дом купила Аграфена Фёдоровна Закревская (1800-1879). Она была дружна с поэтами А.С. Пушкиным, Е.А. Баратынским, П.А. Вяземским и отличалась своевольным характером, экстравагантностью и желанием помогать людям. Полной противоположностью был её муж, граф Арсений Андреевич Закревский, московский генерал-губернатор. Он страдал мелочной регламентацией всего в городе, даже не подвластного ему по закону и был известен как выдающийся самодур. Дом был куплен А.Ф. Закревской на собственные деньги в ожидании отставки мужа и переезда из резиденции генерал-губернатора (Тверская, 14). Закревские оборудовали в 1862 году в дальнем ризалите домовую церковь. После смерти супруга в 1865 году А.Ф. Закревская предпочитала жить в Италии. После её смерти наследники быстро продали дом.
Владение сразу же купил купец – меховщик Пётр Павлович Сорокоумовский (1842-1922). Он заново отделал интерьеры дома. В залах повесили специально изготовленные в Венеции люстры и разместили коллекцию живописи Айвазовского, Тропинина, Левитана. Новый хозяин не имел права содержать в своём доме церковь и её упразднили. Иконостас был подарен новому храму при комплексе зданий Вспомогательного Общества купеческих приказчиков (Большая Серпуховская, 44). П.П. Сорокоумовский скончался и был похоронен в Ницце. После 1917 года в здание въехал Центральный Дом работников просвещения.

39. А вообще-то посетить Леонтьевский переулок меня сподвигло вот это здание в русском стиле.

40. Причём, если на кадре выше можно видеть русский стиль начала 20-го века, то это здание — хоть и переделанные, но настоящие двухэтажные каменные палаты сподвижника императора Петра I, стольника Автонома Головина.

В 1871 году старинное здание приобрёл Анатолий Иванович Мамонтов, брат известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. При нём здесь были открыты издательство и типография, где, в частности, печатались детские книжки с иллюстрациями известнейших художников – В. Васнецова, В. Серова, С. Малютина. Здание типографии – современный дом № 5 по Леонтьевскому переулку – было построено по проекту архитектора В. А. Гартмана.

41. Только вот я не удосужился сфотографировать здание типографии, поэтому поставлю фото из Викимапии.

В самом начале ХХ столетия одно большое владение было поделено два, и правая его часть (дом № 7) перешла к известному промышленнику, коллекционеру, Сергею Тимофеевичу Морозову. Морозов был большим ценителем народного промысла, что на столетия предопределило историю этого дома. Именно благодаря ему здание приобрело тот облик, который нам известен сегодня. По проекту архитектора С.У. Соловьева старинные палаты были перестроены на манер древнерусских теремов, и подарены Морозовым Кустарному музею, который был основан в 1885 году и находился в то время на Большой Никитской улице. Сюда поступало множество произведений искусства, среди которых резные прялки, коромысла, скульптуры птиц и животных. Так началась длинная история коллекционирования резных изделий. Кстати, именно в Кустарном музее в 1898 году появилась на свет первая русская красавица матрёшка, над которой работал художник Сергей Малютин.
К началу 1910-х годов Кустарный музей возглавил работу по сохранению и развитию художественных промыслов по всей России, участвовал в организации выставок и ярмарок. Сегодня в здании Музей народного промысла. Его фонд насчитывает около пятидесяти тысяч экспонатов, здесь представлена крестьянская резьба, роспись по металлу, дереву, камню и кости. Каждый может познакомиться с народной одеждой, расшитой кружевом, изделиями городского и промышленного искусства, коллекцией современных отечественных художественных промыслов и многим другим.

42. В 1911 году по инициативе Сергея Тимофеевича архитекторами Эрихсоном и Башкировым к зданию был пристроен дополнительный объём с «древнерусским» крыльцом, где был открыт магазин, торговавший изделиями народных промыслов.

Интересны архитектурные особенности постройки: вход представляет собой необычное крылечко с колонками-бочонками, а крышу здания венчает флюгер с игрушечным изображением. Визитной карточкой музея является вестибюль, украшенный керамическим камином, выполненный по эскизам М.А. Врубеля.

43. Заканчивается Леонтьевский переулок зданием ТАСС, построенным в 1970-е годы.

На мой взгляд, достаточно удачное архитектурное решение. Здание кажется 4-5 этажным, а по факту в нём 8-10 этажей. Здание как будто состоит из поставленных друг на друга телевизоров, каждый такой "экран" объединяет окна двух этажей.

44. Эмблема конторы.

На этом прогулка по Леонтьевскому переулку завершена. Гуляйте по Москве и заходите в переулки!

Использована историческая информация с сайта "Узнай Москву".

moscow_walks

Интересно возвращаться в места, знакомые и любимые с детства. И поэтому снова я на своей родной территории — внутри Бульварного кольца, но теперь я знаю гораздо больше об этих местах. Если побродить по улочкам и переулочкам центра Москвы, то ещё можно найти приметы той самой прежней Москвы, хотя, конечно, и потери в этих местах очень большие. Но зато многие дома с историей приводятся в порядок и выглядят наряднее, чем прежде. Вот и в Леонтьевском переулке можно увидеть остатки былой роскоши дореволюционной России.

1. В XVII — начале XVIII веков местность между Тверской и Большой Никитской улицами стала вполне аристократическим районом. До этого называвшийся Шереметевским переулок (по фамилии жившего здесь боярина и оружейничего Шереметева) стали называть Леонтьевским, теперь по фамилии домовладельца М.И. Леонтьева, как было принято в те времена.


Вид на Леонтьевский переулок в сторону Тверской

2. В 1938 году переулок был переименован в улицу Станиславского, в честь 75-летия театрального режиссёра, создателя знаменитой актёрской системы, популярной во всём мире. Народный артист жил много лет в этом переулке. В 1994 году переулку было возвращено его историческое название. К сожалению, в 2000-е годы несколько исторических зданий в переулке были разрушены, а на их месте возведены новоделы.


Начало Леонтьевского переулка, нечётная сторона — здание ТАСС (дом №1) , типография А.И. Мамонтова (дом №5), Кустарный музей С.Т. Морозова (дом №7), Дом городского головы Н.А. Алексеева (дом №7)

3. В настоящее время в самом начале переулка по чётной стороне — дом №2 в плачевном состоянии, его дальнейшая судьба мне неизвестна. А дом этот имеет свою историю. В основе этого доходного владения (2-я половина XIX века, архитектор М.И. Никифоров) — городская усадьба П.А. Позднякова-Юсупова. Дом был внесён архитектором М.Ф. Казаковым в "Альбомы партикулярных зданий" — лучших гражданских зданий Москвы. В 1812 году в здании размещался французский театр, в котором неоднократно бывал на концертах Наполеон. Рядом на месте дома №2а раньше находился флигель усадьбы князей Мещерских. В этом доме жила народная артистка РСФСР М.П. Лилина, будущая жена К.С. Станиславского. Сейчас на этом месте построен элитный жилой дом.

4. Конечно, доходный дом с историческим прошлым заслуживает бережного к себе отношения. Надеюсь, что городские власти это понимают.

5. Следующий дом по чётной стороне №4 — роскошный особняк, просто дворец, расположенный торцом к переулку. Это главный дом городской усадьбы князей Мещерских, построенный в середине XVIII века. Фасад особняка, выходящий во двор, украшает колоннада портика из 12 дорических колонн, сгруппированных попарно, и лоджия, украшенная барельефом.

6. Свой ампирный вид дом приобрёл в 1817-1823 годы. В эти годы усадьбой владела жена капитана лейб-гвардии Семеновского полка Екатерина Волкова. С 1858 года хозяйкой дома была графиня А.Ф. Закревская, жена московского генерал-губернатора Арсения Закревского, печально прославившегося в Москве своим самоуправством. С 1880-х годов до 1917-го дом принадлежал богатым меховщикам Сорокоумовским.

7. В советское время дом тоже переходил из рук в руки — что здесь только не размещалось: Московский коммунальный музей, Дом работников просвещения, а затем редакция "Учительской газеты". Сейчас в этом особняке находится посольство Греции.


Торец дома №4, выходящий на переулок. Ограда относится к XIX веку


Вид на особняк с противоположной стороны из двора Кустарного музея

12. Дом №6 был построен в конце XVII века и принадлежал сначала капитан-поручику Измайловского полка П.С. Хлопову. От Хлоповых дом перешел к генерал-майору Н.А. Ермолову, дяде знаменитого полководца А.П. Ермолова, участвовавшего в конце XVIII века в сражениях русско-турецкой и русско-шведской войн. Самым известным жильцом дома был К.С. Станиславский. В 1921 году он с семьей переехал в этот дом, где жил и работал в течение 17 лет. В настоящее время в этом здании находится дом-музей К.С. Станиславского.

13. Напротив усадьбы князей Мещерских — несколько интересных зданий в псевдорусском стиле, дома №№ 5 и 7, которые изначально были одним владением. На этом месте стояли двухэтажные каменные палаты сподвижника Петра I — стольника А. Головина.

14. В 1871 году этот участок приобрел А.И. Мамонтов, брат известного предпренимателя и мецената С.И. Мамонтова. Новый владелец основал типографию и издательство, в котором впервые появились детские книжки с рисунками Валентина Серова, Василия Поленова, Виктора Васнецова, Сергея Малютина. Проект здания для типографии Мамонтов заказал одному из ведущих архитекторов того времени, строившему в "русском" стиле, В.А. Гартману.

17. Правый участок с нынешним домом №7 перешел в собственность к промышленнику и коллекционеру С.Т. Морозову. Сергей Тимофеевич был большим ценителем народных поделок и решил создать в этом доме Кустарный музей. Он заказал проект реконструкции дома известному архитектору С.У. Соловьеву. Старинным палатам придали вид древнерусского терема. В 1911 году здание приросло дополнительным строением с крыльцом в древнерусском стиле, архитекторы А.Э. Эрихсон, В.Н. Башкиров, при участии М.А. Дурнова. О Кустарном музее уже писала в http://galik-123.livejournal.com/67476.html

18. Два отдельных строения были соединены крытой галереей.

19. По чётной стороне дом № 8 сначала был двухэтажным. Построен в 1897 году архитектором А.С. Каминским для жены потомственного почетного гражданина В.Б. Спиридоновой, известной в Москве благотворительницы, на средства которой была возведена богадельня на Петербургском шоссе. В 1912 году надстроен тремя этажами. В 1920-х годах в доме размещался "Дом художественного воспитания".

20. Дом №9 — это особняк одного из самых передовых городских голов в Москве Н.А. Алексеева, построенный в 1880-е годы архитектором Д.Н. Чичаговым. Этот Алексеев происходил из большого рода купцов и предпринимателей Алексеевых. Родоначальником был Алексей Петрович, женатый на дочери конюха графа П.Б. Шереметева. Род Алексеевых дал много замечательных имён России: Константин Алексеев — знаменитый Станиславский, и его братья и сестры были актерами, режиссерами, музыкантами. Двое Алексеевых были городскими головами. В Москве Алексеевым, кроме всего прочего, принадлежала золототканительная фабрика, позднее ставшая кабельным заводом "Электропровод".

21. Н.А. Алексеев был одним из самых уважаемых городских голов Москвы. Обладая большим организаторским талантом, он сумел сделать для московского городского хозяйства много полезного. При нём начались работы по сооружению Мытищинского водопровода, устройству канализации. Он сумел привлечь частные пожертвования для строительства множества городских учреждений, в том числе более десяти больниц.
В 2007 году был проведён капитальный ремонт здания с заменой перекрытий и кровли. В настоящее время здесь размещается Представительство ООН в Москве.

23. Дома №6 и №9 находятся напротив друг друга.

24. Раньше на месте домов №10 и 12 находилась большая усадьба. В начале XVIII века она принадлежала генерал-аншефу М.И. Леонтьеву, по фамилии которого и назывался переулок. После того как сгорели в 1812 году деревянные хоромы, участок разделился на две части.

25. В 1830-1848 годы в доме №10 жил А. А. Прокопович-Антонский, ректор Московского университета. Он долгое время руководил и Благородным пансионом, при нем пансион стал одним из лучших российских учебных заведений. В 1882 году в доме останавливался во время приезда в Москву знаменитый путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай.

DSCF1457.jpg

Дворик дома №10 по Леонтьевскому переулку — усадьбы И.В. Морозова

26. В 1884 году дом №10 приобрел современный вид. Он был построен для И.В. Морозова архитекторами А.С.Каминским и А.Э.Эрихсоном. Интерьеры усадьбы были выполнены в 1895 году по рисункам архитектора Ф.О.Шехтеля.

28. В 1920-х — начале 1940-х годов в доме помещалось германское посольство. Впоследствии здесь располагалось Совинформбюро, где составлялись сводки боев и побед в Великой Отечественной войне. С 1949 года в доме работало посольство Германской Демократической Республики, а потом здесь находились посольские учреждения Кубы и банк.

31. На месте дома №11 ранее находились владения предка Л.Н. Толстого князя П.И. Горчакова. На первом этаже размещался популярный антикварный магазин А.Н. Ерыкалова. Дом снесён в 2003 году для строительства "элитного жилого дома".

32. Вид в сторону Большой Никитской — дома №№ 11 и 10.

33. Дом №12 — доходный дом А.А. Олениной, в которую был влюблен Александр Пушкин, с уникальным лепным декором в русском стиле, имитирующим резьбу по дереву. Был перестроен в 1896 году архитектором А.П. Белоярцевым. В этом доме в 1900-х годах жил композитор Р.М. Глиэр.

34. Наличники второго этажа и карниз сооружения

37. Дом №14 был доходным домом с 1820-х годов, несколько раз перестраивался. Сейчас выглядит как абсолютный новодел. Дом расположен напротив сквера посольства Азербайджана.

40. Дом №16 — это бывший доходный дом (антикварный магазин "Луксор"). В 1806 году на этом месте был двухэтажный каменный дом майора А.И. Челищева, который несколько раз достраивался — в 1874 году и в 1905 году. При перестройке дома для меблированных комнат появился третий этаж и современный фасад в стиле модерн. Сейчас в этом здании находится посольство Азербайджана.

DSCF0313.jpg

41. Четырёхэтажный дом №21 с по нечётной стороне Леонтьевского переулка тоже был построен как доходный дом Н.С. Лутковского в 1905-1906 годах архитектором И.П. Машковым. Домовладелец Н.С. Лутковский был предводителем дворянства города Ржева и владел доходным домом в Москве. Известен забавный случай, когда он был задержан в Москве как японский шпион. В ежедневной политической газете "Голос Москвы", которая выходила с 23 декабря 1906 (5 января 1907) по июнь 1915, было опубликовано следующее сообщение : "В 11 ч. утра на Ходынском поле , по распоряжению командира пулеметной роты 1 гренадерского Екатеринославского полка задержан, как японский шпион, неизвестный мужчина. Вскоре выяснилось, что задержанный ржевский предводитель дворянства Н.С. Лутковский, домовладелец г. Москвы. После извинения за причиненные ему неприятности Лутковский был немедленно освобожден."


Дома №№ 21 и 23 по нечетной стороне, вид в сторону Большой Никитской

42. Дом №23 — памятник истории и культуры "Дом причта церкви Николы в Гнездиках", первая треть XIX века.

44. Находившийся на месте строения №25 дом являлся образцом послепожарной застройки Москвы начала XIX века. Здесь жили: знакомый А.С. Пушкина декабрист И.Н. Горсткин, известный архитектор и археолог А.А. Мартынов, актриса Малого театра Г.Н. Федотова, писатель Б.А. Пильняк. В 2005 году по распоряжению мэра Москвы Ю.М. Лужкова здание было снесено под строительство "многоэтажного офисного центра класса „A“ общей площадью 6 650 м² с трёхуровневой подземной парковкой".


Через арку в конце Леонтьевского переулка можно выйти на Тверскую улицу.

Леонтьевский переулок

Из серии — переулки Москвы. Переулок, идущий параллельно Тверскому бульвару от Большой Никитской до Тверской улицы.

Леонтьевский переулок – это название середины XVIII века было дано переулку по фамилии домовладельца, генерала-аншефа М.И. Леонтьева. До этого переулок назывался Шереметевским — по дому жившего здесь боярина Шереметева. М.И. Леонтьев впервые упоминается в качестве домовладельца в этом переулке в 1725 году. Леонтьевы были самыми крупными домовладельцами (им принадлежали нынешние участки под домами № 8—12 и 27). В 1938 году переулок был переименован в улицу Станиславского, который жил в этом переулке, а в 1994 году переулку возвращено его историческое название.

Леонтьевский пер., 5 — Бывшая типография А.И. Мамонтова

Бывшая типография А.И. Мамонтова. Арх. В.П. Гартман. 1872. Фото 2023.

Бывшая типография А.И. Мамонтова. Арх. В.П. Гартман. 1872. Фото 2023.

В 1871 году участок, на котором мы сейчас видим великолепное здание, приобрел Анатолий Мамонтов, брат известного в истории русского искусства Саввы Мамонтова, со стоявшими там торцом к переулку двумя каменными барскими палатами (дома № 5 и 7), принадлежавшими когда-то сподвижнику Петра I стольнику Автоному Головину. Типография была построена в 1872 году архитектором В.А. Гартманом — одно из немногих дошедших до нас творений этого архитектора. Правда она была немного перестроена в 1896 году архитектором И.А. Иванов-Шицом. Гартман перестроил фасады зданий, придав им псевдорусский стиль, насытив их исполненной в кирпиче орнаментальной пластикой, мотивы которой почерпнуты в рисунках народных вышивок. Дома эти – ныне один из редких сохранившихся памятников архитектуры 1870-х годов, отмеченный поисками национального стиля.

Кстати, Анатолий Мамонтов основал и типографию, и издательство, в котором впервые появились детские книжки с рисунками В.Серова, В.Поленова, А.Васнецова, С.Малютина.

В начале 2023 года была завершена реставрация типографии с восстановлением композиционного решения и архитектурно-художественного оформления фасадов на время постройки — 1872, 1896. Восстановили также деревянные ворота типографии.

Бывшая типография А.И. Мамонтова. Арх. В.П. Гартман. 1872. Ворота типографии.

Бывшая типография А.И. Мамонтова. Арх. В.П. Гартман. 1872. Ворота типографии.

Гартман Виктор Александрович (1834–1873) — архитектор, художник, орнаментист, был одним из родоначальников псевдорусского стиля в архитектуре. Родился в Санкт-Петербурге, в семье чиновника-француза, который работал штаб-лекарем в Калинкинской больнице. В 1852–1861 гг. — вольноприходящий ученик петербургской Академии художеств. В 1864–1868 гг. бывал за границей, посещал Италию, Францию, Германию, где изучал художественные и технические особенности архитектурных памятников. К сожалению, многие работы не сохранились или вообще не реализованы, или были лишь временными, например, выставочные павильоны, которые уничтожались по завершению выставки. Стоит отметить тот факт, что при строительстве типографии А.И. Мамонтова, Виктор Гартман не составлял никаких предпроектов, а забирался на леса и выкладывал украшения своими руками. «Картинки с выставки» — широко известная сюита М.П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями была создана в 1874 г. в память о друге Мусоргского архитекторе В.А. Гартмане.

Леонтьевский пер., 7 — Музей кустарных изделий

Музей кустарных изделий, левая часть. Арх. С.У. Соловьев, 1902-1903. Фото 2023.

Музей кустарных изделий, левая часть. Арх. С.У. Соловьев, 1902-1903. Фото 2023.

В 1902 году дом № 7 перешел к меценату и любителю русского народного искусства Сергею Тимофеевичу Морозову, который, по проекту архитектора Сергея Соловьева, перестроил в 1902-1903 гг. старинные палаты (принадлежавшими когда-то сподвижнику Петра I стольнику Автоному Головину) на манер древнерусских теремов и подарил их Кустарному музею. Вход в здание был отмечен крыльцом с колонками-бочками. Четырехскатная крыша крыльца увенчана резным флюгером с изображением игрушки — прославленных богородских «кузнецов». В музей поступало множество произведений искусства, среди которых резные прялки, коромысла, скульптуры птиц и животных. Так началась длинная история коллекционирования резных изделий. Кстати, именно в Кустарном музее в 1898 году появилась на свет первая русская красавица матрёшка, над которой работал художник Сергей Малютин. Кустарный музей был не только собирателем, хранителем и популяризатором изделий народных промыслов, но и их продавцом.

Музей кустарных изделий, правая часть. Арх. А.Э.Эрихсон и В.Н.Башкиров. 1911.

Музей кустарных изделий, правая часть. Арх. А.Э.Эрихсон и В.Н.Башкиров. 1911.

К основному зданию в 1911 г. было пристроено помещение для магазина по проекту архитекторов А.Э. Эрихсона и В.Н. Башкирова при участии М.А. Дурнова. Вестибюль магазина был украшен керамическим камином, сделанным по эскизу М.А. Врубеля. Что с камином Врубеля в настоящее время – не знаю. Сейчас здесь Музей народного искусства.

Музей кустарных изделий. Крыльцо с колонками-бочками и флюгер с изображением богородских кузнецов. – Декор оконного проема. Фото 2023.

Музей кустарных изделий. Крыльцо с колонками-бочками и флюгер с изображением богородских кузнецов. – Декор оконного проема. Фото 2023.

Ранее на этом месте стоял дом, где во флигеле жила известная актриса Малого театра Г.Н. Федотова, которую посетил И.С. Тургенев в свой приезд в Москву в 1879 году.

Магазин Кустарных изделий в 1925 году.

Магазин Кустарных изделий в 1925 году.

Леонтьевский пер., 4 – Бывшая городская усадьба князей Мещерских. С 1737 по 1745 годы участком владел князь Мещерский. При нем уже существовал стоящий торцом к переулку дом в стиле барокко, со сводами в первом этаже — дом был построен в начале XVIII века. В 1812 году здание обгорело снаружи. Его восстановили уже новые хозяева — полковник Н.А. Волков с супругой Е.А. Волковой. Заново были отделаны интерьеры, а фасады дома стали ампирными, архитектором указывается Афанасий Григорьев (1823). Между старых ризалитов на фасаде поместили колоннаду портика из 12 дорических колонн, сгруппированных попарно, за которыми расположена глубокая лоджия. Несмотря на протяженность портика, он изящен и представителен.

Бывшая городская усадьба князей Мещерских (Е.А. Волковой). Середина XVIII века, перестроена в 1817-1823 гг. Фасад, обращенный во двор. В советское время этот вход был замурован.

Бывшая городская усадьба князей Мещерских (Е.А. Волковой). Середина XVIII века, перестроена в 1817-1823 гг. Фасад, обращенный во двор. В советское время этот вход был замурован.

В композицию парадного двора усадьбы входила находившаяся к югу от него, на соседнем участке, церковь Николы в Хлынове (снесена в 1930-х годах). Небольшой ансамбль из храма с куполом на широком барабане и дома с мощным портиком производил сильное впечатление.

Дом Сорокоумовских и Церковь св. Николая Чудотворца в Хлынове. Фото 1880-1909.

Дом Сорокоумовских и Церковь св. Николая Чудотворца в Хлынове. Фото 1880-1909.

Во владении Волковых дом оставался до 1848 года. В 1858 году дом купила Аграфена Федоровна Закревская. Она была дружна с поэтами А.С. Пушкиным, Е.А. Баратынским, П.А. Вяземским и отличалась своевольным характером, экстравагантностью и желанием помогать людям. Полной противоположностью был ее муж, граф Арсений Андреевич Закревский, московский генерал-губернатор. Он страдал мелочной регламентацией всего в городе, даже не подвластного ему по закону, и был известен как выдающийся самодур. После смерти супруга в 1865 году А.Ф. Закревская предпочитала жить в Италии. После ее смерти наследники быстро продали дом. Владение приобрел купец-меховщик Петр Павлович Сорокоумовский. При нем были заново отделал интерьеры дома по проекту архитектора Александра Каминского. В залах повесили специально изготовленные в Венеции люстры и разместили коллекцию живописи Айвазовского, Тропинина, Левитана. В 1888 году было перестроено восточное крыло особняка. По проекту архитектора А.С. Каминского вместо домовой церкви на втором этаже устроена парадная столовая с камином.

Бывшая городская усадьба князей Мещерских (Е А. Волковой). Фасад, обращенный в переулок. Фото 2023.

Бывшая городская усадьба князей Мещерских (Е А. Волковой). Фасад, обращенный в переулок. Фото 2023.

Фасад особняка со стороны переулка богато декорирован ампирным деталями. Плоский центральный ризалит украшен рельефами, по сторонам от него размещены эдикулы. Ограда особняка относится к XIX в.

Бывшая городская усадьба князей Мещерских (Е А. Волковой). Ампирный декор: панно - содружество муз с тремя грациями.

Бывшая городская усадьба князей Мещерских (Е А. Волковой). Ампирный декор: панно — содружество муз с тремя грациями.

В советское время особняк был отведен под Московский коммунальный музей, который даже занял уже часть его, но, в конце концов, отдан под дом работников просвещения (позже здесь находилась редакция «Учительской газеты»). Сейчас — посольство Греции.

В 2015 году закончилась масштабная реставрация особняка и его интерьеров. Все интерьеры парадных комнат — подлинные, конца XIX века. Интерьеры здания богато оформлены лепниной, относящейся к середине и концу XIX века, а от эпохи ампира сохранился плафон парадной лестницы, где широкий световой проём окружён балюстрадой. До сих пор парадные залы частично украшают люстры, привезенные из Венеции, в сохранности и колотый вручную паркет XIX века. Говорят, что в личных комнатах посла отлично сохранилась печь XIX века.

Леонтьевский пер., 9 — Дом городского головы Н.А. Алексеева

Дом городского головы Н.А. Алексеева. Арх. Д.Н. Чичагов. 1882-1886. Фото 2018.

Дом городского головы Н.А. Алексеева. Арх. Д.Н. Чичагов. 1882-1886. Фото 2018.

Дом городского головы Н.А. Алексеева построен в 1882-1886 годах архитектором Д.Н. Чичаговым. В 2007 г. был проведён капитальный ремонт здания с заменой перекрытий и кровли. Фасады главного дома здания богато оформлены декоративными элементами. Архитектурное решение хозяйственного флигеля и ограды с воротами соотносится с главным домом в результате применения повторяющихся декоративных деталей на фасадах обоих зданий и частей ограды. В советские годы особняк был национализирован, в нем размещались различные конторы. Внутреннее пространство неоднократно перегораживалось и перестраивалось. В 2007 году в здании были восстановлены исторические интерьеры. В настоящее время – это представительство ООН в Российской Федерации.

Дом городского головы Н.А. Алексеева. Хозяйственный флигель и ворота.

Дом городского головы Н.А. Алексеева. Хозяйственный флигель и ворота.

Николай Александрович Алексеев (1852-1893) — предприниматель, общественный деятель, благотворитель. Он был, возможно, самым популярным городским головой Москвы. Человек умный, деловой, он обладал большим организаторским талантом. При нем началось энергичное развитие московского городского хозяйства. Алексеев превратил Москву из «большой деревни» в европейскую столицу. Алексеев руководил работами по сооружению нового Мытищинского водопровода, устройству канализации. Он сумел привлечь частные пожертвования для строительства множества городских учреждений. Только за счет них, не истратив ни копейки из скудных городских средств, Алексеев сумел построить и оборудовать более десяти больниц. Н А. Алексеев был выбран на пост городского головы в 1885 г., а 14 марта 1893 г. убит в своем кабинете. Его двоюродный брат — К.С. Алексеев (Станиславский), основатель МХТ.

Леонтьевский пер., 6 — Дом-музей режиссёра К.С. Станиславского

Дом-музей режиссёра К.С. Станиславского. В основе палаты XVII века.

Дом-музей режиссёра К.С. Станиславского. В основе палаты XVII века.

Основу особняка составляют палаты конца XVII в. Со двора хорошо виден их декор, открытый при реставрации 1980-х годов, когда был отрыт от культурного слоя первый этаж палат. Видна и арка парадного входа.

Основа дома - палаты XVII века. Вид со двора.

Основа дома — палаты XVII века. Вид со двора.

С начала XVIII века до его середины палаты принадлежали графу И.П. Толстому, затем капитан-поручику Измайловского полка П. Хлопову. Скорее всего, он и предпринял коренную перестройку палат в начале ХIХ века, после которой они приняли нынешний вид. Протяженный по переулку фасад имеет центральный ризалит с тремя овальными окнами посередине, фланкированный боковыми ризалитами с пилястровыми ионическими портиками. Парадная анфилада комнат получила прекрасную темперную роспись потолков, сохранившуюся до сих пор. От Хлоповых дом перешел к генерал-майору Н. Ермолову, дяде знаменитого полководца А. Ермолова. Он участвовал во многих сражениях русско-турецкой и русско-шведской войн в конце XVIII века.
Но самым известным жильцом этого дома, конечно, был Константин Сергеевич Станиславский. Ему исполнилось 58 лет, когда он с семьёй переехал сюда в 1921 году. В течение 17 лет он жил и работал в этом доме. На втором этаже за дубовой массивной дверью, заказанной ещё для его дома у Красных ворот, находился кабинет Станиславского. Рядом — белый с колоннами зал, где часто проводились репетиции. Сюда приходили многочисленные ученики и почитатели великого режиссера. В 1948 году стараниями дочери Станиславского в доме был создан мемориальный музей.

Дом-музей режиссёра К.С. Станиславского. Онегинский зал.

Дом-музей режиссёра К.С. Станиславского. Онегинский зал.

Дом-музей режиссёра К.С. Станиславского.

Дом-музей режиссёра К.С. Станиславского.

Леонтьевский пер., 8 — Бывший доходный дом был построен в 1897 году архитектором А.С. Каминским для жены потомственного почетного гражданина В.Б. Спиридоновой, известной в Москве благотворительницы, на средства которой была возведена богадельня на Петербургском шоссе.

Доходный дом Спиридоновой. Арх. А.С. Каминский. 1897. Фото 2023.

Доходный дом Спиридоновой. Арх. А.С. Каминский. 1897. Фото 2023.

В 1912 году надстроен тремя этажами. В 1920-х годах в доме размещался «Дом художественного воспитания».

Леонтьевский пер., 11 — Жилой дом 2006 года

Жилой дом 2006 года.

Жилой дом 2006 года.

На этом месте находились владения предка Л.Н. Толстого князя П.И. Горчакова. На первом этаже размещался популярный антикварный магазин А.Н. Ерыкалова. Дом был снесён в 2003 году для строительства элитного жилого дома. Находившийся на этом месте дом № 13 принадлежал родителям Н.С. Мартынова, друга и будущего убийцы М.Ю. Лермонтова. До ссоры Лермонтов часто бывал в этом доме. В середине XIX века здесь жили декабрист З.Г. Чернышев, знаменитый инженер, спроектировавший московский водопровод, А.А. Дельвиг, известный скрипач и педагог И.В. Гржимали, оперная певица Е.А. Лавровская.

Леонтьевский пер., 10 – Усадьба Каратаевых-Морозовых

Усадьба Каратаевых-Морозовых. Арх. А. Каминский. 1884. Фото 2023.

Усадьба Каратаевых-Морозовых. Арх. А. Каминский. 1884. Фото 2023.

Особняк стоит на большом участке, который ранее занимала усадьба генерал-аншефа М. Леонтьева, по фамилии которого и был назван переулок. На одной части владения архитектор А. Каминский в 1884 году выстроил в стиле эклектики красивый особнячок для купчихи Каратаевой. В начале 1890-х годов дом купил Викула Елисеевич Морозов для своих сыновей Ивана и Елисея. В 1895 году Иван Викулович женился на Варваре Вороновой, артистке балета Большого театра, одной из самых красивых женщин Москвы. Обновлять и приспосабливать интерьеры для новой семейной жизни пригласили молодого, но уже знаменитого архитектора Федора Шехтеля. Он оставил без изменения внешний эклектичный декор особняка, сделанный Каминским.

Усадьба Каратаевых-Морозовых. Маскарон степенного старца, которого за усы тянут игривые путти.

Усадьба Каратаевых-Морозовых. Маскарон степенного старца, которого за усы тянут игривые путти.

Акцентом центральной композиции фасада является маскарон бородатого античного божества, степенного старца, которого за усы тянут игривые путти.

Усадьба Каратаевых-Морозовых. Барельеф из грифонов, которые держат лавровую ветвь - символ успеха.

Усадьба Каратаевых-Морозовых. Барельеф из грифонов, которые держат лавровую ветвь — символ успеха.

От Каминского в особняке еще осталась парадная лестница. Шехтель отделал заново все парадные помещения в разных архитектурных стилях, как тогда было принято: деревянная столовая, классический большой белоколонный бальный зал, рокайльная гостиная. Кабинет хозяина украшали картины Шишкина и множество бронзовых лошадей — Иван Морозов увлекался бегами и держал хорошую конюшню.

Усадьба Каратаевых-Морозовых. Парадная лестница.

Усадьба Каратаевых-Морозовых. Парадная лестница.

Деревянная столовая. Арх. Ф.Шехтель.

Деревянная столовая. Арх. Ф.Шехтель.

В деревянной столовой находится камин с вензелем с буквами «К» и «М» — инициалы самых известных владельцев усадьбы Каратаевой и Морозова. Камин создавался Шехтелем при Морозове, удивительно, что в вензеле упомянули и предыдущую владелицу. А маска над камином перекликается с масками на фасаде здания.

В 1905 году архитектор А. Эрихсон заново отделал лестницу особняка в стиле модерн. После революции больше 20 лет тут было посольство Германии. Во время Великой Отечественной войны – Совинформбюро. Отсюда предавались сводки боев и побед. После войны сюда въехало посольство ГДР. Дом не утратил своих чудесных интерьеров, созданных тремя великими архитекторами: А. Каминским, Ф. Шехтелем и А. Эрихсоном. Фото интерьеров особняка — с сайта: https://artmoskovia.ru/glavupdk-pri-mid-rossii-zavershilo-restavraciju-gorodskoj-usadby-g-a-karataevoj-i-v-morozova-v-leontevskom-pereulke.html.

В 2019 году закончился комплексный капитальный ремонт с элементами реставрации и реконструкции особняка. Работы велись на объекте почти четыре года – и это была первая комплексная реставрация в истории здания. При реставрации интерьеров обнаружилось немало интересных деталей: к примеру, изначальные цветовые решения и уникальная цветочная роспись на потолке одного из залов – букеты, собранные в соответствии с так называемым языком цветов.

Усадьба Каратаевых-Морозовых. Потолок рокайльного зала. Арх. Ф.Шехтель.

Усадьба Каратаевых-Морозовых. Потолок рокайльного зала. Арх. Ф.Шехтель.

Леонтьевский переулок и окрестности

Леонтьевский переулок и окрестности 1 Есть в Москве улицы, подобные Арбату или Тверской, где практически в каждом доме проживала знаменитость или происходило нечто достойное внимания. Но есть улицы и переулки не столь известные, но не менее интересные. Именно таков Леонтьевский. Здесь в разные годы жили городской голова Николай Алексеев и его кузен Константин Станиславский. Отсюда в июне 1941 депортировали сотрудников германского посольства, а наполеоновские генералы и маршалы аплодировали здесь актерам французской труппы. Множество поводов задуматься о нашей истории и национальном характере получим мы, гуляя по Леонтьевскому переулку.

На экскурсии вы узнаете: Леонтьевский переулок и окрестности 3
• где был построен первый московский небоскреб;
• на какую полку попадали запрещенные фильмы и каким образом их оттуда вытаскивали;
• кто устроил взрыв в Леонтьевском переулке;
• какие чудачества позволяли себе жившие на Тверской улице московские губернаторы;
• где жил «провинциал-фискал» Григорий Арасланов;
• что означает выражение «кустарь-одиночка без мотора»?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *