Как доехать от оптиной пустыни до шамордино
Перейти к содержимому

Как доехать от оптиной пустыни до шамордино

  • автор:

Поездка в Шамордино: памятка для паломника

Шамордино

Этот монастырь в народе именуют Шамордино. Он возник едва не в чистом поле, поддерживаемый одним благословением прп. Амвросия да твердой надеждой на Божию помощь. После десятилетий гонений здесь уже более 30 лет снова звучат монашеские молитвы.

Почему Казанская Амросиевская пустынь называется Шамордино и куда падает ударение

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь – таково официальное название монастыря. Но народ называет ее Шамординской, или Шамордино. Это давняя народная традиция именовать монастыри по месту их расположения. А пустынь основана и находится сейчас в поселке, именуемом Старое Шамордино. Название поселения изначально – татарское, означающее «царь храбрых».

«Ордынское» происхождение имеет много российских дворянских родов – например, Измайловы, Аксаковы, Карамзины, Чаадаевы. В фамилии и названии села Шамордино ударение падает на первый слог.

Где находится

Пустынь расположена в Калужской области. Административно это – поселок Старое Шамордино Козельского района (деревня с названием Шамордино, позже возникшее поселение, находится рядом).

Расстояние от Москвы, Калуги, от Оптиной

  • в 280 км от столицы;
  • в 57 – от Калуги;
  • всего за 12 км от знаменитой Оптиной пустыни.

Шамордино

Шамордино на карте

Как добраться

Из Москвы до Козельска – районного центра – ходят автобусы, электрички. Можно также доехать на собственном автомобиле.

  • Автобус отправляется из Москвы от станции метро «Теплый стан». Автостанция расположена за 200 м от выхода из метро.
  • Электропоезда отходят от Киевского вокзала столицы, но непосредственно до Козельска на электричке не доехать – придется совершить пересадку в Калуге, где сесть на соответствующий рейсовый автобус.

В обоих случаях ехать прямо до Козельска необходимости нет: паломники обычно следуют до поселка Каменка, где находится указатель на Шамордино. Отсюда до пустыни уже 1 км, который можно пройти пешком.

Отправляющиеся на автомобиле обычно выезжают из Москвы по Киевскому шоссе. Можно выехать также по Калужскому, которое пересекается с Киевским близ г. Обнинска. Интернет-страница монастыря рекомендует водителям:

  • двигаясь по направлению к Калуге, проехать поворот на город;
  • затем ориентиром будет второй по счету автомобильный мост через трассу –проехав через него, паломник увидит указатель поворота на Козельск;
  • поворот на обитель следует после указателя г. Перемышля.

Шамордино летом

Где остановиться: гостиница

Монастырь имеет небольшой паломнический дом. Размещение бесплатно, однако паломниц просят приезжать, по возможности, до 16 ч. Для поселения нужно обратиться в иконную лавку при храме прп. Амвросия. Для заселения нужен паспорт. На интернет-странице обители оговаривается, что предупреждать о приезде заранее нет необходимости, так как места обычно есть. Необходимо иметь ввиду, что пустынь не имеет возможности:

  • размещать на ночь группы;
  • селить женщин с детьми, так как условия проживания очень скромные.

Кроме того, невозможно размещение на ночь мужчин.

Послушания

Приехавшие на несколько дней женщины должны участвовать не только в службах, но также нести послушания, как сестры обители.

Монастырский день начинается с утренней молитвы (6.30 ч.), затем следует литургия. После трапезы сестры, паломницы распределяются на послушания, которые продолжаются до 16 ч. Свободное время паломниц – лишь перед вечерним богослужением, а также с 20 до 23 ч., до отбоя. При обители имеется библиотека, которой могут пользоваться паломницы.

Шамордино

Начало Божественной литургии в Казанском соборе

Правила для посетителей

Шамордино – обитель строгого иноческого устава, который необходимо уважать, а также по силе соблюдать всем приезжающим. Здесь не нельзя:

  • слушать мирскую музыку, вообще нарушать тишину;
  • курить, пить спиртное;
  • без разрешения настоятельницы встречаться с сестрами монастыря, передавать им вещи, литературу;
  • приехавшим на несколько дней – отлучаться из обители без благословения.

Кроме того, необходимо иметь благопристойный внешний вид. Так, мужчин в шортах, майках, женщин в брюках, с непокрытой головой, накрашенных, сюда не допустят.

Расписание богослужений

Службы начинаются с рано, с 6 ч. утра, когда совершаются утренние молитвы, Полунощница, Часы. Примерно с 7 ч. – начало литургии.

По воскресным дням служится три литургии по разным храмам – с 3,6, 8 ч. утра.

Таким образом, пустынь – место, где можно вполне приобщиться к иноческому распорядку жизни, побывать на монастырских службах: неспешных, отрешающих от суеты мира.

Краткая история

Днем рождения обители считается праздник Покрова (14 октября) 1884 г. Первый период существования пустыни как сначала женской общины, затем – монастыря продолжается до закрытия обители 1919 г., второй – от ее возрождения до наших дней.

Шамордино

Создание

Политика властей со времени Петра I была, по сути, антимонастырской. Идея императора о «непрактичности» монастырей, не приносящих «пользы» (материальных выгод) обществу, государству, пустила глубокие корни.

Ко 2-й половине XIXв. существовал установившийся порядок открытия новых женских обителей:

  • сначала будущие сестры должны были создать женскую общину, несущую социальное служение и могущую себя содержать;
  • лишь после этого Синод с согласия самого царя благословлял преобразование ее в монастырь.

В реальности это значило: для открытия даже общины требовался немалый начальный капитал. Как правило, обеспечить его могли только богатые жертвователи, весьма неохотно дававшие деньги на подобные инициативы, потому количество женских монастырей составляло не более 20% от всех обителей страны – своего рода исключения из этих «правил».

Такова, например, Дивеевская община, руководимая сначала настоятелем Саровской обители старцем Пахомием, затем – прп. Серафимом Саровским. Подобным же образом на рубеже XIX-XX в. основал Иоанновский монастырь Петербурга прав. Иоанн Кронштадтский. Ну а Шамордино возникло по благословению духовника Оптиной – прп. Амвросия.

Прп. Амвросий Оптинский

Один из самых известных духовников Церкви того времени, иеросхимонах Амвросий прожил долгую непростую жизнь. Сын пономаря, внук священника, Александр Гренков (таково мирское имя старца) первоначально видел себя мирянином: окончил семинарию, учительствовал. Но с 1839 г. Господь призвал его к монашеству: молодой человек уехал послушником в Оптину пустынь, несколько лет находился под духовным руководством старцев Льва и Макария., пострижен здесь в мантию с 1842 г., а спустя три года стал иеромонахом.

св. прп. Амвросий Оптинский

Преподобный старец Амвросий Оптинский

С 1845 г. Господь попустил преподобному тяжелую болезнь, из-за которой святой практически не мог совершать богослужения. Его послушанием, которое он нес до кончины в 1891 г., стало старчество. Помимо того, что он был братским духовником, к нему ежедневном приезжало такое количество мирян, что он должен был принимать их в «хибарке» за стенами обители. Уже при жизни святой прославился прозорливостью, даром рассуждения, наконец, явными чудесами, являемыми через него Господом. Таков был духовный руководитель Шамординских сестер.

23 октября — День памяти Оптинского подвижника, старца Амвросия. Читайте также:

  • О чем молятся преподобному Амвросию Оптинскому
Основательница

Это монахиня Амвросия (Ключарева), духовная дочь старца. Чадом Оптинских отцов стала не только она, но также ее супруг. Оба по взаимному согласию выбрали иноческий путь. Именно она купила сельцо Калыгино рядом с Шамордино. Здесь стали жить две ее внучки, сироты Вера и Любовь, совсем маленькие, но благочестивые девочки, крестницы о. Амвросия. Скоро поселились рядом некоторых женщины из бывших крепостных Ключаревых. Они позже составят основу общины. В 1881 г. монахиня Амвросия скончалась, завещав имение для будущего женского монастыря.

Первые годы

Считается, что они были одним из самых сложных периодов жизни общины: не хватало самого необходимого, сестрам негде было жить, ведь все недвижимое имущество состояло в земле да небольшом доме, при котором была деревянная церквушка.

Современник вспоминает:

«Ни денег, ни имущества, никаких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось».

Ведь прп. Амвросий, несмотря на сложное положение общины, посылал сюда множество сестер. Среди них были работоспособные девушки, но были такие, которым самим нужна была духовная, физическая помощь.

За первые четыре (!) года существования общины было сделано, кажется, совершенно невероятное:

  • построены две часовни;
  • налажено хозяйство, появились мастерские – иконописная, швейная;
  • устроены ясли, богадельня (приют).

Кроме того, при общине – еще не монастыре! – построено несколько скитов. А количество сестер за эти первые годы перевалило далеко за 200.

Расцвет

Он приходится на рубеж XIX-XX вв. Именно тогда:

  • 8 июля 1901 г. община, наконец, стала монастырем с именованием Казанской Амвросиевой пустыни;
  • построен Казанский собор (освящен 24 октября 1902 г.);
  • количество сестер увеличилось до 800 (к 1918 г.).

Шамордино

Казанский собор. 2020 год

Настоятельницы

О первой из них прп. Амвросий говорил:

Духовная дочь старца, схимонахиня София (Болотова) в миру прожила замужем менее года – супруг скоропостижно скончался, осталась маленькая дочь. Приняв случившееся, как знак, София решает принять постриг. В 1884 г. ей, сразу по пострижении ставшей настоятельницей сестер, не было еще 40 лет. Но вот воспоминания о ней епископа Трифона (Туркестанова), также духовного чада о. Амвросия:

Матушка была настоятельницей только 4 года, после чего скончалась от болезни, постигшей ее от многочисленных трудов. Матушка канонизирована в 1987 г.

С 1888 г. м. Софию сменила другая благодатная подвижница, игумения Евфросиния (Розова). Именно при ней община стала монастырем, началось строительство собора. Еще при жизни о. Амвросия матушка ослепла, но за послушание старцу продолжила служение. Скончалась она в 1904 г., на 51 году иноческой жизни.

Послушницами Оптинских отцов были также схиигумении:

  • Екатерина (Самбикина) (1904-1911 гг.),
  • Ю Валентина (Розанцева) — последняя настоятельница перед закрытием монастыря с 1919 г.

Шамордино

После закрытия монастыря многие сестры поселились в городе Козельске и его окрестностях

Подвижники и подвижницы

Ныне обитель хранит память о других подвижниках благочестия, подвизавшихся здесь или связанных с монастырем. Среди них:

  • купец Сергей Васильевич Перлов, постоянный попечитель Шамордино, его жена Анна;
  • новомученицы, исповедницы советских лет, когда обитель была закрыта: монахиня Павлина (Сидорцева); 30 мужественных инокинь, отказавшихся работать на власть в Соловецком лагере, замученных за это.

Возрождение

Монашеская община восстановлена 3 мая 1990 г. Уже 27 мая того же года был вновь освящен храм иконы «Утоли моя печали».

Богадельня, храм «Утоли моя печали» и краешек сестринского корпуса. 2001 год

Современная жизнь

Сейчас пустынь – ставропигиальная, то есть подчиненная Патриарху. Только к 2019 г. ей вернули все отобранные после революции здания, которых насчитывается 22. Количество сестер сейчас уже более 100 человек.

Что посмотреть

Приезжающие сюда стремятся поклониться святыням, но просто «посмотреть» часто не получается: прикосновение к монашеской жизни изменяет душевное устроение. Для многих обитель становится духовным маяком, иные не раз возвращаются сюда не только как паломницы, но даже как трудницы.

Святыни

В обители также можно поклониться частицам мощей Оптинских старцев и еще 28 святых.

Иконы

Среди самых почитаемых:

  • Казанская икона Богородицы, которой посвящена пустынь; первоначальная святыня утрачена; ныне чудесами прославлен образ, изготовленный монахами Афона (1999 г.);
  • образ Богородицы «Спорительница хлебов»; первая икона такого рода написана братом первой настоятельницы, иконописцем монахом Даниилом.
Храмы и часовни

Шамордино

Шамордино. Храм в честь Пресвятой Троицы

Сейчас восстановлено 3 храма:

  • Казанский – соборный, вмещающий до 3000 молящихся;
  • Троицкий, некогда первых храм пустыни;
  • образа Богородицы «Утоли моя печали».

Кроме того, здесь есть первый в России храм прп. Амвросия, воздвигнутый на месте его кельи.

Источники

К их числу принадлежат три святых источника:

  • образов Богородицы «Казанская», «Живоносный источник»;
  • прп. Амвросия Оптинского.

Отзывы паломников

Приезжающие сюда единодушно отмечают красоту, уединенность, благодатность места, истинно христианскую любовь сестер, при которой вовсе не заметна строгость правил обители – напротив, они соблюдаются осознанно, с желанием.

«Спасибо большое Радость Бытия! Спасибо за изумительные Иконы вышитые мастерицами обители! Они несут благость восприятия мира и Божью Благодать! Процветания обители! Спасибо Богу за ВСЕ» (Ирина, стиль и орфография сохранены).

«Это нечто невероятное, приехал на вечернюю службу, и увидел огромный храм в лесу. Строгая дисциплина, послушницы, очень торжественно. Рекомендую всем православным побывать хотя бы раз. Внизу под горой есть купель, и святой источник»

Шамордино

Шамордино. Спуск к источнику

Случаи исцеления

О чудесах, происходящих здесь, паломники рассказывают немного. Может быть потому, что главное из них – чудо возрождения души на этом благодатном месте.

Раб Божий Александр в группе обители в социальной сети 2 ноября 2019 г. пишет:

А этот рассказ помещен на одном из светских, можно сказать, атеистических интернет-порталов:

«История реальная и произошла со мною в 2016 году в Калужской области. Никогда не разделял взгляды православия. А любимой фразой была: «Чудес не бывает».

С таким настроем я и приехал в монастырь Шамордино. Сам я желудочными и прочими внутренними недугами не хвораю. А тут, почти сразу после выезда, начал побаливать желудок. Не сильно, но крайне неприятно. В дороге погрыз печенюшек. Попил водички – боль не унималась. Давящая такая боль. Пока доехали до монастыря, давить начало сильнее. Погуляли по монастырю, по храму. Повпечатлялись. Решили: а пойдём к источникам! А к тем источникам – ещё вниз спускаться метров шестьсот…

Болело здорово – аж в глазах темнело порой. Думаю: неужто не спущусь, раз приехал? С остановками, но спустился. Благо: на всём маршруте имеются площадки для отдыха, на которых обустроены скамеечки. В общем, спустился. А обратно, думаю, как-нибудь выкарабкаюсь… к утру, но вылезу… Ну, думаю, попью водички и, с долгими перерывами, полезу наверх, к машине. Только надо попить «про запас». Попил. А боль возьми и утихни. Реально!

Перефразируя детского писателя: «Стала «вавка» затухать и затихла!» Да как так-то?! Но ещё полкружки воды набрал. Облокотился на перила… а вокруг – такая тишь, такая красотища! Дышится легко, солнышко греет. И – главное – никакой боли… Ушла и больше не возвращалась ни разу… тогда долго стоял с кружкой полной воды. Боялся отойти от живительного ключа.

Боялся, что через минуту, пять, десять — но боль вернётся обратно. Но время шло. А боль не возвращалась. Даже комары перестали звенеть над ухом. Я смотрел в лес, освещаемый последними закатными лучами. Лес улыбался мне…

Обратно поднялся на одном дыхании! С тех пор и пребываю в задумчивости: что ж это такое было-то? Можете сказать, мол, вера лечит. Но в том-то и дело: не было никакой веры – сплошная насмешка и скепсис. Теперь не знаю, как дальше зубоскалить-то?»

Место присутствия Бога и святых Его – таков Шамординский монастырь. Видимо, именно поэтому он поднялся здесь вопреки всем обстоятельствам, и столь же быстро возродился после десятилетий гонений. Приезжающие сюда возвращаются снова, если же нет – всю жизнь хранят память о чуде возрождения души, которое случилось здесь, или просто о прикосновении к прекрасному, настоящему, Божественному. Оно не может пройти бесследно.

Оптина Пустынь — Шамордино расстояние, маршрут на карте

Расстояние между Оптина Пустынь, Калужская область, Россия и Шамордино, Калужская область, Россия на автомобиле составляет — км , или миль. Чтобы на машине проехать это расстояние потребуется минута, или ч.

Маршрут на карте, схема проезда

Автомобильный маршрут Оптина Пустынь — Шамордино был создан автоматически. Дорога на карте показана голубой линией. Двигая маркеры, вы можете проложить новый маршрут через нужные вам точки.

Расстояние на самолете

Если вы решили отправиться в путешествие Оптина Пустынь Шамордино на самолете, то вам предстоит пролететь расстояние — 12 км или 7 миль. Оно отмечено на карте серой линией (между двумя точками по прямой).

Время полета

Примерное время полета Оптина Пустынь Шамордино на самолете с крейсерской скоростью 750 км/ч составит —

Направление движения

Россия, Оптина Пустынь — правостороннее движение. Россия, Шамордино — правостороннее движение.

Разница во времени

Оптина Пустынь и Шамордино находятся в одном часовом поясе. Между ними не существует разницы во времени (UTC +3 Europe/Moscow).

Интересные факты

Информация об альтернативных способах добраться добраться в пукнт назначения.

Свято-введенский Мужской Монастырь Оптина Пустынь – Шамордино

Важно. Изображение маршрута схематично и может быть использовано для наглядной демонстрации начального и конечного пункта маршрута. Кликните на изображение, чтобы открыть карту в новом окне и сохранить ее.

Расстояние: 69,2 км

Время в пути: 1 ч 11 мин.

Расход топлива: 6.9 л, стоимость: 242.2 рублей
(при расходе 10/100 км и стоимости топлива 35 руб/литр)

По дороге в Оптину-2

«Подбирались» мы к Оптиной через Шамордино. Именно туда мы поехали на второй день. Дорога всего ничего – 12 километров, но мы успели по пути поговорить об обители на реке Серёне и ее знаменитом основателе – старце Амвросии Оптинском.

Обитель милосердия – так называли раньше Шамордино. Амвросий Оптинский собирал здесь всех тех, кому больше некуда было идти.

«Ты, горемычная, хоть бы удавилась: тебе не грех», – говорила свекровь молодой, но больной вдове.

Слушая женщину, ставшую лишним ртом в семье, старец благословлял: «Ступай в Шамордино».

«Ну, этот хлам-то у нас сойдет», – сказал батюшка Амвросий о другой подопечной, брошенной супругом из-за болезни.

На шутку новая обитательница Казанской пустыни не обижалась: конечно, старец не относился к людям как к хламу. Каждый для него был дорог и важен. Вот хотя бы один эпизод, который можно найти в любой книге о батюшке: однажды к келье старца пришла женщина, которая выращивала у помещицы индюшек. И вот ведь напасть: индюшки начали колеть. Рассерженная хозяйка грозила расчетом. «Пожалей меня, родимый», – плакала крестьянка. В толпе начали смеяться: нашла, о чем просить старца! И зачем только отнимать его время такими пустяками? Амвросий же внимательно выслушал женщину, дал совет, как содержать птицу, благословил и отпустил. «В этих индюшках вся ее жизнь», – урезонил он насмешников.

26.jpg

А чего стоят знаменитые поговорки, которыми прп. Амвросий Оптинский с юмором, метко поучал народ:

«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного».

«Не хвались, горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь».

«Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог».

«Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото».

Эти афористичные высказывания «пришлись ко двору» и в 21-м веке. Появись гаджеты, но люди-то те же.

1.jpg

Знаменитый ансамбль из красного кирпича определяет облик Шамординской обители

Женская пустынь в Шамордино была основана под закат уходящего 19-го века, в 1884 году. Когда духовная дочь старца, помещица Ключарева (в иночестве Амвросия) по благословению покупала эту усадьбу, она думать не думала о монастыре. Немолодая уже женщина приобретала земли для своих осиротевших внучек-близнецов, Веры и Любы. Поэтому она подчас не понимала советов батюшки о том, где и что устроить. И хоть была уверена в успешной светской жизни своих внучек, первая хозяйка Шамордино завещала: в случае смерти девочек устроить в усадьбе женскую общину. Так оно и вышло. Через короткое время умерла монахиня Амвросия, и через год, в возрасте 12 лет, умерли от дифтерита в Оптиной пустыни, ее внучки. Здесь же, в обители, они и были похоронены, как и бабушка.

30.jpg

Могила монахини Амвросии (Ключаевой)…

29.jpg

…и ее внучек, Веры и Любы, в Оптиной

И так началась история знаменитой обители, где вскоре жили не две девочки, а десятки сирот, оставшихся без попечения родителей.

2.jpg

В Шамордино принимали всех: и калек, и убогих…

Вся тяжесть по устроению пустыни легла на плечи еще одной духовной дочери старца Амвросия, схимонахини Софии (Болотовой). 40-летняя игумения, происходившая из дворянской семьи, была правой рукой батюшки.

27.jpg

Матушка София

Она проявила недюжинные организаторские способности в деле устроения обители. Получив несколько изб и большое число ртов, неумолимо увеличивавшееся с каждым днем, она не падала духом. Находила благотворителей, меценатов, которых притягивала в Шамордино обаятельная личность матери Софии. Но не только «завхозом» была первая настоятельница: она задала своим подопечным высокую духовную планку. Ввела устав Оптиной пустыни в женской общине.

8.jpg

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери

9.jpg

К сожалению, эти тяготы подкосили здоровье матушки. Она умерла всего через четыре года. Народное почитание схимонахини Софии началось сразу же после ее смерти.

Второй настоятельницей пустыни стала Евфросиния (Розова). Как пишут «биографы» Оптиной пустыни, матушка не обладала такими блестящими организаторскими способностями, как ее предшественница, да и, к тому же, через некоторое время ослепла, а потому Амвросию Оптинскому пришлось взять на себя львиную долю хлопот по организации монастыря. Последние несколько месяцев своей земной жизни батюшка провел именно в Шамордино. Больному старцу было настолько плохо, что его невозможно было перевести в Оптину. А потому он жил здесь, чем вызвал гнев епархиального начальства: монах – и в женской обители! Грозный архиерей лично отправился в Шамордино из Калуги, чтобы разобраться во всем. Сестры трепетали, ожидая приезда Владыки: вот приедет – и что? А старец был невозмутим: «Ну, приедет – пропоет “Со святыми упокой”!» Он знал, что архиерей приедет уже к отпеванию.

5.jpg

6.jpg

Как и Оптина, женская Казанская пустынь в годы советской власти была превращена в руины. Здесь места живого не осталось. Но в 1990 году обитель начали возрождать. И уже подвижницы нашего времени приложили титанические усилия, чтобы вернуть к жизни это благодатное место.

7.jpg

Запах флоксов сопровождал нас всю поездку

Мы приехали в Шамордино в будний день, благодаря чему многочисленных паломников из Калуги и Москвы не было. Пусто было на залитом солнцем ухоженном монастырском дворе. Тихо было и в Казанском храме с его расшитыми бисером иконами Пресвятой Богородицы. Удивил и сам храм в форме базилики, нетипичной для Православия.

Начали знакомство с обителью мы со старого кладбища за алтарем, где упокоились первые настоятельницы.

3.jpg

Настоятельниц хоронили за алтарем Казанского храма

11.jpg

Справа – игуменский дом, слева – храм, построенный над хибаркой старца Амвросия

12.jpg

Пройдя по территории, мы дошли и до нового кладбища, где кроме монашеских могил есть и светские – здесь хоронили жителей окрестных деревень в советское время. Тут мы задержались у скромного белого деревянного креста, который стоит на могиле сестры Льва Николаевича Толстого Марии, насельницы Шамордино.

16.jpg

Один Бог знает, сколько воздыханий вознесла Ему монахиня о своем «Лёвушке». Но даже три личных встречи с Амвросием Оптинским, увы, не смогли переменить убеждений писателя.

«Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога», – говорил после одной из встреч Толстой. Впрочем, потом его отношение к старцу сменилось неприязнью.

«Очень горд», – резюмировал, в свою очередь, отец Амвросий.

Напомню, что к умиравшему писателю пытался попасть, чтобы причастить (взяв на себя грех, ведь Толстой был отлучен от Церкви), другой Оптинский старец – Варсонофий. Но родные не допустили монаха.

Задумались у могилы монахини Марии и мы.

15.jpg

И мимо храма, освященного, кстати, в честь самого Амвросия Оптинского, дошли до края крутого холма, с которого открывается потрясающий вид на луга.

13.jpg

14.jpg

Любуясь этим видом, узнали, что известный образ Пресвятой Богородицы, «Спорительница хлебов», был рожден именно здесь.

17.jpg

Возможно, глядя на эти бескрайние поля, старец Амвросий велел написать образ Богородицы, благословляющей сжатое поле и снопы ржи. Духовные чада батюшки, даже самый простой люд, прекрасно понимали смысл этой иконы: Богоматерь помогает им в тяжелых трудах на поле, в добывании хлеба насущного.

28.jpg

Воспев Богородицу, мы начали спускаться к знаменитому Шамординскому источнику. Это, конечно, не Бодбе в Грузии (вот где высота и крутизна!), но все же определенных физических усилий спуск, а особенно подъем, требуют. Источник с купелью весьма популярен и любим народом. Экскурсоводы рассказывают, что благочестивые паломники (а особенно паломницы) из Москвы категорически не желают покидать Шамордино без омовения. Их не смущает даже вероятность застрять в пробках и опоздать на метро. «Упираются рогом» и становятся в очередь, обычное явление в выходные.

Нам повезло больше: понедельник, и не надо спешить домой. А потому, разделившись – братья в одну сторону, сестры в другую, – мы отправились в купальню.

25.jpg

По дороге к источнику…

А дальше со мной произошло то, что я иначе, как ЧП, не называю. По легкомыслию своему спустилась я в купель в очках. И при первом же погружении с головой их, конечно же, смыло. Можете представить себе мое состояние! Дело даже не в том, что это половина моей месячной зарплаты. Страшно стало от абсолютной беспомощности: в поездку я отправилась без страховки в виде линз. И вот – полнейшая беспомощность! Паника, ужас! Пытаюсь нырять (в ледяной-то воде!), нащупать очки – бесполезно. К счастью, мои зоркие девчонки – спасибо им! – разглядели очки на одной из ступенек лестницы и указали, где их искать. Со второй попытки, наконец, я достала. Перекрестившись, окунулась еще раз.

4.jpg

Незабываемая Шамординская купель

Можете представить, в каком состоянии я не вышла – вылетела! – из купели! Конечно же, поделилась пережитым с нашими паломниками. Начали обсуждать случившееся, разумеется, ища духовную подоплеку. Что это было? Версии, надо сказать, были самые разнообразные: от необходимости «смыть беса» до дарованной мне возможности подольше находиться в благодатной воде источника. Но самый интересный вариант предложил отец Сергий.

«Тебе Богородица зрение вернуть хотела! Зачем искать очки начала? Оставила бы их там, вышла из купели и прозрела», – изрек он.

Мне лично такой мысли и в голову бы не пришло: не та, видимо, сила веры! Поэтому осталось только развести руками и улыбнуться. Потом «сарафанное радио» сообщило: источник, как говорят в народе, помогает от глазных болезней…

32.jpg

Но что могу сказать точно: потрясение в купели стало своеобразной «духовной перезагрузкой». Многие тяжелые мысли, лежавшие у меня на сердце, утонули в Шамординской купели.

10.jpg

Нижние Прыски

По дороге из Шамордино мы по просьбе отца Сергия заехали в село Нижние Прыски. Здесь на кладбище покоится старец Макарий (Болотов), состоявший в духовном общении с нашим отцом протодиаконом.

33.jpg

Найденная в Интернете фотография старца Макария

Не довелось отцам увидеться при жизни батюшки Макария, зато теперь, когда появилась такая возможность, отцу Сергию хотелось побывать хотя бы на его могиле, поклониться.

20.jpg

На могиле старца Макария

Кстати, внимательные читатели, наверное, заметили знакомую фамилию – Болотов. Да, схиархимандрит является родственником первой настоятельницы Шамординской обители, матушки Софии. Ее отец и прадед старца Макария были родными братьями. В этом роду было много священников, в том числе, например, знаменитый оптинский игумен Даниил, написавший по благословению батюшки Амвросия икону «Спорительница хлебов». Он являлся родным братом матушки Софии. Были в этой семье и новомученики. Вот какой славный род, давший столько замечательных людей, угодивших Богу! О Болотовых есть информация в Интернете – можно почитать.

19.jpg

В окрестностях Прысков

В Нижних Прысках еще продолжает служение ровесник отца Макария, 84-летний протоиерей Леонтий Никифоров, настоятель храма Преображения Господня. К сожалению, нам не удалось его увидеть, зато мы о нем услышали: прихожане очень любят своего батюшку, который, несмотря на тяжелые проблемы со здоровьем и преклонный возраст, продолжает окормлять своих духовных чад.

Преображенский храм никогда не закрывался. Отец Леонтий приехал сюда еще в 60-х и крестил-отпевал несколько поколений местных жителей. Говорят, когда протоиерей тихонько едет в Козельск на своей «Оке», народ кланяется, а автоинспекторы отдают честь…

18.jpg

Преображенский храм 18-го века, куда мы зашли, оставил очень приятное впечатление: во всем видна забота. Судя по всему, недавно завершен ремонт. Прихожане особо чтят чудотворную икону Богородицы «Умиление». Также местной достопримечательностью является икона Преображения, собранная из камня. Такого я еще никогда не видела.

21.jpg

У чудотворной иконы Богородицы «Умиление»

23.jpg

Икона Преображения из камня. Качество снимка плохое – все бликовало. Но, подумав, я все-таки решила разместить эту фотографию и подпись к иконе. Ну, где еще такое увидишь?

24.jpg

22.jpg

Отец Леонтий, кстати, много потрудился в деле восстановления Оптиной. В самое злое время, когда обитель пребывала в запустении, сельский священник по крупицам собирал сведения о старцах, узнавал о судьбах последних насельников. Расспросив еще живых свидетелей, нашел места захоронения старцев, в том числе Амвросия. На могиле последнего он насыпал холмик и старался ухаживать за этим местом.

Вот такая интересная история. Еще жив этот замечательный священник, и, если у кого-то будет возможность, – заезжайте в Прыски, соприкоснитесь с этим местом.

Кстати, визит в Прыски натолкнул вот на какую мысль: на Калужской земле практически в каждой деревне есть храм. Да и не какой-то маленький, а зачастую большой храм, да еще и находящийся в отличном состоянии. Для меня это, конечно, удивительно. В моей родной Томской области, которая больше по территории в несколько раз, всего два монастыря – один мужской и один женский. Может, поэтому сибиряки в массе своей достаточно равнодушно относятся к вере?

И еще. Оптина пустынь, являясь центром духовной жизни Калуги, связала воедино множество других храмов и обителей этой земли. Куда бы мы ни приезжали (а мы посетили с десяток мест за поездку, это точно), везде были моменты, так или иначе связанные с Оптиной: какие-то монастыри основаны благодаря Оптинским старцам, с кем-то Обитель делилась трудниками, когда была необходимость в физической силе, где-то шла обоюдная молитва и дружба. Вот уж воистину, яркая свеча освещает пространство вокруг себя.

Комментарии

Незарегистрированный
Ксения Михалина
протодиакон Сергий Шалберов

Я впервые услышал об отце Макарии от своего старого институтского друга Александра. И мне много раз предлагалось съездить к нему, но все по какой-либо причине поездка не получалась — а я оправдывался то безденежьем, то безвременьем, то болезнью. И перед близкой смертью схиархимандрит опять звал меня — и опять я смалодушничал. И, сейчас спустя много лет, вижу, что основная причина была во мне самом. Я интуитивно чувствовал, что старец может многое прозорливо увидеть, и — боялся, и стыдился, что откроется так тщательно скрываемая трупная чернота души. Но духовное окормление и старческое молитвенное заступничество все равно состоялось — Александр стал меж нами светлым ангелом-благовестником, крылатым летуном, духовным курьером и молитвенным соавтором-посредником. И сегодня, когда ощущаю бьющимся сердцем ласковое дуновение ангельских воскрылий, верю и надеюсь, что после его смерти связывающая нас молитвенная ниточка не прерывается — за каждой литургией я прошу местночтимого схиархимандрита Макария быть помощником, предстателем и ходатаем.

А у моего доброго друга судьба сложилась точно так, как предсказывал ему отец Макарий. И светлой памяти наставника он посвятил прекрасное стихотворение:

Горе мне, горе лютое,
В грешной душе зима —
Тянет в места безлюдные,
Тянет сойти с ума.

Где приложить мне силушку,
Что вся во мне кипит,
Долго ль в тоске — кручинушке
Маяться — не любить.

Шел я змеистой тропкою,
Плакался да тужил —
. Встречей одной короткою
Вся изменилась жизнь.

На безымянной станции,
Возле стальных путей,
Встретил честного старца я,
Врача судьбы моей.

В платьи он был монашеском,
Нес Православный крест —
Во имя Бога нашего,
Святитель здешних мест.

. В вечер Богоявления
Голову я склонил,
Божья благословения
Я у него просил:

— Тебе ль печаль не ведома,
Отче ты мой седой —
Но утиши беседою
Горячий ум младой.

Тобой — то горе знаемо,
Старче ты мой седой —
Прими же ты раскаянье
Страстной души младой.

В тебе любовь — то истинна,
А от меня — ушла —
Позволь же, Отче, высказать
Все, чем больна душа.

Ты же расстался с именем,
Ангельский принял лик —
Старче мой, помяни меня
В тихих словах своих.

. Старец седой жалел — молчал,
С миром благословил,
Приняв мою тоску — печаль,
Слово произносил:

— Храни мечту заветную,
Ту, что в тебе живет,
Знаю, Любовь ответную
Небо в тебе зажгет.

Встретишь сердца холодные —
Укрой их от беды,
Выйдешь в края безводные —
В них и расти сады.

Церкви стоят в руинах все —
Ты их и воскреси,
Все претерпи, да вынеси,
Душу свою спаси.

Прошлого песнь печальную
Больше не вороши,
Вспомни красу начальную
Бедной твоей души.

А времена последние
Лихом не помяни —
Божье благословение
В сердце своем храни.

Странны земные странствия —
С миром ты их пройди,
Доля твоя христианская
Вся еще впереди.

. С миром он отпустил меня
В бурные времена —
Знал Человек без имени
Божии имена.

Знал он, что Церковь Божия
Станет моей судьбой —
И долгий путь продолжил я
В мире с самим собой.

Шел я без слез — рыдания,
Стужи не замечал,
Знал, исполнялось давнее,
То, о чем я мечтал.

Незарегистрированный
Лидия17
протодиакон Сергий Шалберов

Схиархимандрит Макарий (Болотов) был носителем духовного опыта Глинской пустыни, ее пострижеником, проходил послушание у известных подвижников благочестия – схиархимандрита Прохора Почаевского и схимитрополита Зиновия (Мажуги). Cреди его предков были профессор СПб Духовной Академии В.В.Болотов, настоятельница Шамординской обители схиигумения София (Болотова), оптинский художник игумен Даниил (Болотов). Батюшка первым пришел на развалины Оптиной, чтобы вновь явить миру старчество, став её неофициальным духовником. В возрождение Оптиной тогда не верил почти никто, точных сведений о том, где и кто из старцев похоронен тоже не было. Однако отец Макарий от своих духовных наставников был повящен в схему захоронений Оптинских старцев. После официальной передачи пустыни первые шаги к восстановлению обители были чрезвычайно трудными, явилось множество желающих «погреть руки» на восстановлении монастыря, так архитектор, составлявщий смету реставрации обители, был убит — следствие не нашло виновника. К таким, недостойным строителям, свт. Игнатий (Брянчанинов) когда-то писал: "Монахи-капиталисты! послушайтесь Господа Бога вашего, призывающего вас к спасению из пропасти, в которой вы погрязли! послушайтесь, доколе имеете время для послушания!" Лукавый враг во все времена находил среди людей верных своих помощников и последователей. И, как обычно, на этом фоне появились завистники, недовольные что люди и днем, и ночью идут за советом к какому-то старцу, а не к ним, искусным богословам и сановитым церковным чиновникам. А батюшка не уставал обличать, напоминая, что "Церковь — это не стены и крыша, а вера и благодать" (свт. И.Златоуст). И сбылись пророческие слова, сказанные отцу Макарию схимонахиней Серафимой (Белоусовой): "Если будет в Оптиной отец родной, то будешь там жить, а будет отчим — из окна Оптину будешь видеть, а в нее не войдешь — глазам будет близко, а ногам ходить — склизко!". За горькое и неудобоприятное лекарство обличений отец Макарий стал в возрождающейся Оптиной неугоден, и к концу 1989 г. батюшка вынужден был покинуть Пустынь, переселившись в близлежащее село Нижние Прыски на другом берегу Жиздры. Уходя, он предсказал своему келейнику, тогда ещё послушнику о.Василию (Рослякову) скорую мученическую кончину — до ритуального сатанинского убийства на Святую Пасху оставалось чуть более трех лет.

С тех пор духовные чада о. Макария ездили к нему уже не в Оптину, а в Нижние Прыски, откуда потрапезничав (а готовил и кормил приехавших всегда он сам), тут же получали обязательное благословение в Оптину, приложиться к мощам старцев, и окунуться в источнике. При всем своем глубочайшем ведении многих недостатков у современного священноначалия, необходимость уважения их апостольской власти , соблюдение, хранение и сохранение их святительской славы и чести многократно подчеркивалось отцом Макарием — и не только на словах, но и самой его жизнью показывался пример послушничества.

. Похоронили его так, как он и завещал: под простым, без надписи, крестом; между мамой — схиигуменией Марией и схиигуменией Серафимой на кладбище в Нижних Прысках. А вскоре исполнилось одно из последних батюшкиных пророчеств: "Я через полгодика с собой ещё двух монахов возьму — пусть у Престола Божия предстатели будут о монашествующих и обители Богоспасаемой!", — точно через полгода, в автомобильной катастрофе погибли келейник батюшки о. Антоний и одна из преданнейших его духовных дочерей — монахиня Николая. Теперь в Присках целое "альтернативное" монашеское кладбище — одинаковые белые кресты без надписей, только у одного отца Макария неугасимо горит лампадка. А в Оптиной монахи избегают о старце открыто говорить, опасаясь прещений священноначалия, но многие ему тайно молятся.

Посмотрите же на жизнь приснопамятного отца Макария — на перенесённые им в застенках мучения; на многие годы скитальчества без угла и крова, на перенесенные поношения, предательства и неблагодарность окружавших его близких и знаемых; на болезни; на его смиренное терпение и святое перенесение попускаемых Богом искушений, прочитайте его отеческие наставления и воспоминания духовных чад— и просите его быть помощником, предстателем и ходатаем за нас, ленивых, гордых и грешных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *