Нижний новгород бор что посмотреть
Перейти к содержимому

Нижний новгород бор что посмотреть

  • автор:

21 достопримечательность города Бор

Для осмотра достопримечательностей Бора лучше и проще спуститься из Нижнего Новгорода по канатной дороге. От нижегородского кремля через 15 минут окажетесь в центре, что позволит посмотреть интересные, на мой взгляд, места города за один день.

#1 Музей военной техники под открытым небом

Музей под открытым небом

Находится справа от канатной дороги за ДК «Теплоход». Создание площадки имеет знаковое событие для города и жителей. Горьковская область во время Второй Мировой Войны поставляла фронту до трети вооружений. Её называли «арсеналом Великой Победы». Торжественное открытие состоялось в августе 2013, а в 2015 экспозиция пополнилась новыми экспонатами.

Если задержаться на истории «Теплохода» – нужно рассказать еще о паре объектов, имеющих художественную ценность. Если осматривали музей, заметили ДК.

#2 ДК «Теплоход»

ДК Теплоход

Об этой достопримечательности Бора можно сказать, что строили её на месте Крестовоздвиженской церкви, в которой с 1936 находился клуб рабочих. Воздвигнут в 1959 по типовому проекту тех времен в стиле неоклассицизма.

Если экстерьер клуба особо не примечателен, но интерьеры стоит посмотреть. Много лепнины, зеркал, бра, люстры из бронзы.
Второй объект, а точнее, несколько зданий, располагаются на территории современной верфи и отнесены к памятникам культурного наследия регионального значения.

#3 Здания завода Сироткина «Теплоход»

Нижегородский Теплоход

Дмитрий Сироткин – личность для Нижегородской области уникальная. Более подробно о житие, быте и значении для общества я писал в статье о Нижнем Новгороде.
Напомню, что Сироткин был судоходным магнатом и владел пароходством «Волга», включающая нефтеналивной флот, куда входили суда трех волжских и одной каспийской компаний.

Обладая коммерческой чуйкой, харизмой и даром убеждения доказал своим компаньонам полезность постройки собственного предприятия и строить суда не на сторонних верфях, а на своих.
Мануфактуру построили быстро (в 1912), в пригороде и нарекли «Нижегородский Теплоход». Со стапелей сходили нефтеналивные баржи и буксиры.

По российским или советским меркам того времени, на верфи Сироткина была самая высокая производительность труда. Ибо судил Дмитрий Васильевич по совести, а не за почести. Если что не так, рабочих отправляли за ворота без разговоров. За опоздание, споры с мастерами, почту инструмента нещадно штрафовали.

В 1913 Сироткин, большинством голосов, был избран главой города. На этом посту он развернул бурную деятельность, но разговор сейчас не об этом.
Интересный факт. В современных реалиях, можно считать его родителем импортозамещения на Руси.

Верфь

Совершенно бесплатно на территории современного производства можно изучить архитектуру Сироткинских:

  • Здания управления
  • Корпуса производства судов
  • Чугунолитейный цеха
  • Водонапорную башни
  • Электрической станции

Можно сказать – Сироткин – сам является, в какой-то степени, достопримечательностью причем, двух городов сразу – Бора и Нижнего Новгорода. Если говорить об архитектуре прошлых столетий, обратимся к жилому кварталу на пересечении улиц Профсоюзной и Щербакова.

#4 Жилой район

Жилой квартал

Для любителей советских архитектурных решений, посещение этого квартала будет интересным. Здания постройки 50х годов, относятся к памятникам архитектуры, достаточно хорошо сохранились, в них до сих пор живут люди.

Из несохраненного – фасады с цветным орнаментом, уберечь от влияния времени не удалось.

Но остались ажурные балконы, поддерживаемые колоннами, декор в виде лепнины, пилястры. Говоря простым рабочим языком – пилястры – это недоколонны, являющие собой выступы прямоугольного сечения. Короче, надо видеть.

Недалеко от ДК и жилых кварталов, располагается главная военная достопримечательность Бора.

#5 Площадь Победы

Мемориал

Располагается по обе стороны Октябрьской улицы, создавалась этапами с 1965 по 1981. Является визитной карточкой.

В малой части, на северной стороне, горит вечный огонь, на другой мемориальный комплекс, состоящий из 4-х композиций: стелы, скульптурной группы, аллеи героев и чашы слез.

Стела отливалась на известном уже «Нижегородском Теплоходе» и установлена к 20-летию Победы в 1965.
Изначально у подножия установили ящик с землей с мест боёв. В основание 19-тонного памятника вшита капсула со списком (12 тысяч имён) погибших на полях сражений жителей.

Скульптурная группа создана львовскими архитекторами и показывает вклад в победу над врагом воинов и тружеников тыла – фигуры кузнеца и солдат, уходящих на фронт. Большие габариты выбраны совсем не из-за соображений гигантизма. Размер символизирует ту неоценимую помощь, который внесли простые люди, приближая конец войны.

На Аллее героев фотографии 9 борчан – награжденных орденами героев Советского Союза.

Чаша слез в наше время используется как клумба для цветов. Изначально в этот бассейн капала вода, символизируя скорбь по погибшим.

# 6 Памятник Сталину

Памятник Сталину

Если идти по Луначарского, налево от станции канатной дороги, встретите памятник Иосифу Виссарионовичу. Я бы не останавливал на нем внимание, если бы не интересный факт.
Это единственный памятник вождю в Нижегородской области, установленный в 2020 без ведома администрации.

А не снесли его потому, что земля под ним принадлежит частному лицу – предпринимателю Зотову. Чтобы не было попыток вандализма, огорожен забором и находится под наблюдением. Выполнен из бетона, покрашен в бронзовый цвет. Высота 3 метра.

Двигаясь по улице в сторону краеведческого музея, всё равно будете проходить мимо двухэтажного строения из красно-розового кирпича, изрядно потрепанного погодой и временем.

#7 Дом Гоголева

Дом Гоголева

Как я понимаю, история его жизни похожа на анекдот про миллионера:
– Как вы стали миллионером?
– Купил яблоко за рубль, продал за два. Снова купил уже два яблока по рублю и продал за два, а потом умер мой дядя и оставил мне большое наследство.

Коренной борчанин, в лавке отчима занимался продажей гвоздей и коромысел для взвешивания. А в 1892 унаследовал перевоз через Волгу. Это когда желающие перебраться на другой берег платили деньги за переправу на пароме.

Тут, как говорится, фишка и поперла. В 1912 Гоголев начинает заниматься продажей угля, железа и цемента. Во время революции стал кадетом. В 30-х годах принадлежавшие ему особняки отобраны советской властью.

#8 Краеведческий музей

Музей

Располагается напротив дома Гоголева в бывшем особняке Старова. Рекомендую обратить внимание на эту борскую достопримечательность как снаружи, так и внутри.

Александр Лукоянович Старов – личность, как и Гоголев, по местным меркам, не однозначная. С младых лет попал в тюрьмы. Когда откинулся, активно занялся игрой в карты на деньги, в чем изрядно преуспел и пустил «заработанный» капитал на открытие конторы по торговле мукой и рыбой. Причем, магазин и склады находились на первом этаже.

Дабы обелить себя и свой бизнес стал жертвовать средства Успенскому храму, Пикинской пожарной дружине, открыл школу для девочек. Музей считается основной исторической достопримечательностью и это по праву, скажу я вам.

В особняк Старова экспозиция переехала в 1992. Музейный фонд насчитывает более 11 000 экспонатов основного хранения и свыше 6 000 единиц научно-вспомогательного фонда.
Кроме постоянных экспозиций, состоящих из фото, нумизматики, предметов быта, прикладного искусства, живописи и прочего, действуют временные выставки полотен художников разной степени известности, фотографий.

На двух этажах располагаются 16 залов.
Отделы музея:

  • Природа Борского района
  • История с древнейших времен
  • Старинный быт
  • Посвящение руководителю ядерного центра в Сарове, борчанину Негине Е.А.
  • Борчане в ВОВ
  • Шаляпин и Горький на Моховых горах

Выше я упомянул пожарную дружину. В ста метрах по улице Ленина находится пожарная каланча. Две причины, чтобы обратить на неё внимание.

#9 Пожарная каланча

Каланча

Первая – это огромное значение постройки каланчи для безопасности поселения на рубеже 1890-1900 годов. Напомню, что на Руси того времени строили преимущественно из дерева и соломы.

В общем, из всего того, что хорошо горит. В 1893 случился большой пожар и выгорело 226 хозяйств. На новое жилье собирали всей Нижегородской губернией. Было решено создать пожарную дружину и построить некое подобие пожарной станции.

Понятное дело, строили каланчу из кирпича, который предоставили предприниматели. Внутрь встроили бак на 2000 ведер, примерно 20 000 литров. Смотровую площадку с дежурным и сигнальный колокол.
Рядом возвели ангар типа сарай для хранения всего необходимого для тушения пожаров и конюшню.

Существовала дружина на пожертвования тамошних олигархов, платы для услуги, например, прочистку дымоходов. Сами пожарные работали на добровольных началах.

В 2000 началась борьба истории и современности. В планах владельцев земельного участка стоял снос каланчи и постройка на ее месте торгового центра.
В схватке «борчане vs предприниматели» победил компромисс. Исторический объект встроили в торговый центр. Хорошо это или плохо, я не могу сказать.

Газгольдер в Вене

В Европе есть чем-то похожая достопримечательность. В австрийской Вене старые газовые хранилища переделали в торговые центры и жилой квартал. Архитектурный облик оставили как есть, ибо историческая ценность, внутри разместили магазинчики.

#10 Дом Московцевых

Дом Москвовцевых

Связь в том, что ТЦ возведен впритык к объекту культуры регионального значения. А.И.Московцев слыл активным гражданином и предпринимателем. Свое состояние нажил, торгуя мукой, молочными продуктами и бакалеей. После упоминавшегося ранее пожара, жилье отстроено на том же месте. На первом этаже располагались лавки, на втором жилые покои.

Выстроено из кирпича с лицевой вкладкой в стиле одноименной эклектики. До нашего времени в своем первозданном виде сохранились фасады – основной и дворовый, перекрытия первого этажа системы «Монье», печь и частично карнизы на втором этаже.

Далее пройдемся по местам жительства еще нескольких известных людей и перейдем к архитектуре религиозной.

#11 Особняк Шерстнёва

Дом Шерстнёва

Еще один образец кирпичного стиля рубежа 19-20 вв. По традиции первый этаж отдавался под торговлю, второй для жизни.

Историческая особенность. Стать купцом на Руси – не просто быть богатым. Требовалось вступать в купеческое сословие. Так вот, борские предприниматели не спешили стать таковыми. Не стал выбиваться из общего строя и Шертнев. Типа, ваше купечество нам даром ни нать и за деньги не нать. Родился и умер простым крестьянином.

Сейчас в здании гостиничный комплекс и ресторан. Прекрасная возможность совместить полезное с приятным – отдохнуть в знаменитом особняке в исторической части Бора.

#12 Дом Макурина

Дом Макурина

Напротив гостиницы находится хорошо отреставрированное двух этажное здание из кирпича – особняк Макурина – памятник архитектуры.
Если бы администрация так же хорошо, как ремонтирует, сохраняла исторические данные о знаменитых зданиях, было бы замечательно. Про Макурина известно лишь, что жил такой человек. Все.

Строение возведено во второй половине 19 века. Отличительные особенности – отсутствие богатого орнамента в экстерьерах здания. Присутствие прямоугольных и квадратных форм. Интересен с точки зрения стиля отделки, тем более, идти никуда не надо, перешел на другую сторону от владения Шерстнева и ты на месте.

#13 Дом Зашиваловых

Зашиваловы

Через квартал стоит еще один образец жития известного борчанина. Информации сохранилось мизер. Известно только, что занимался он торговлей и извозом. В народе часть улицы, где находится особняк называли «калашным» – из-за лавок, продающих хлебобулочные изделия как то – калачи, крендели, булки, баранки.

Сегодня это памятник местного значения, загаженный вывесками контор, арендующих помещения внутри.

#14 Дом Державиных (священника)

Дом Священника

Интересен, как минимум тем, что построен из кирпича в 1860х годах, еще до пожара, когда постройки на Бору были преимущественно деревянными. Сам хозяин – Отец Василий был последним настоятелем Николо-Знаменского храма. Проживал с женой и шестью детьми.

Священником в храме прослужил всего пять лет. В 1915 приехал в город, а в 1930 был арестован и сослан в Архангельск. Вернуться оттуда Василию было не суждено.

С тремя сыновьями Василия советская власть обошлась так же жестоко.
Старший Николай был сослан на Соловки. По истечение 5 лет отсидки, по каким-то причинам, власти не хотели выпускать сына священника. Только благодаря ходатайствам жены, был отпущен на свободу через 6 месяцев позже срока.

В 1937 при получении паспорта подвергся аресту и дальнейшая судьба его неизвестна. Среднего и младшего сыновей – Михаила и Павла расстреляли в том же году.
Раз речь зашла о священнослужителях, перейду к описанию религиозных достопримечательностей города Бор.
Начать хочется о самой крупной и известной.

#15 Духовно-просветительский центр «Сергиевская слобода»

Духовно-Просветительский центр

Комплекс посвящен Сергию Радонежскому. Сам центр очень молодой, создан в 2014 к 700-летию Сергия Радонежского. База, на которой он был открыт – Знаменский и Сергиевский храмы, очень даже историческая.

Кроме церквей на территории расположены церковная лавка, православная гимназия имени Дмитрия Донского, музей Радонежского, православный детский сад, игровой городок и памятник.
Чистая и ухоженная территория, где приятно просто погулять с детьми.

В музее выставлены фотографии о строительстве центра, репродукции картин Васнецова, Корина, Сурикова и пр. Конечно же, представлена экспозиция о Сергие Радонежском.

#16 Церковь Иконы Божией Матери Знамение (Знаменская)

Знаменский храм

Первые упоминания датируются 1533, как о церкви Николы Чудотворца на Никольской слободе. Позже построен каменный храм Иконы Божией Матери Знамение с сохранением Никольского придела. Именно поэтому сейчас церковь имеет двойное название Николо-Знаменская.

Рекомендуем посетить сам храм и как и духовный центр. Уникальность этого религиозного места и достопримечательности в девяти приделах.

При советской власти, в 1931, был закрыт, помещения отданы под хлебозавод. В 2010 начался период реставрации и восстановления. Сейчас церковь такая, какую мы можем видеть.
Из святынь: иконы святителя Луки Крымского, святого великомученика Пантелеимона с частичками мощей.

#17 Церковь Сергия Радонежского (Сергиевская)

Сергиевская церковь

Богослужения в храме возобновились не так давно, с 1995. Долгое время церковь была в запустении. Начало свое берет с 1647, когда постройка была деревянной. Через сотню лет возвели здание из камня с трапезной, потом колокольню.

В 30х годах была закрыта и отдана под склад, позже в ней разместился дом пионеров. Передана Епархии в 1991, в начале 2000х снова закрыли, но уже для ремонта. Восстановление велось по дореволюционным эскизам и документам.

Сегодня в храме три престола: во имя преподобного Сергия Радонежского, в честь Живоначальной троицы и Преображения Господня.

#18 Памятник Георгию Победоносцу

Памятник

Установлен на территории «Сергиевской слободы» и входит в состав мемориала. Скульптор Ирина Макарова. Отлита композиция на заводе в подмосковном Жуковском. Открыт в августе 2018 к 80-летию присвоения населенному пункту статуса города.

Вокруг памятника оборудована площадь с лавочками для отдыха, на которой проводятся различные официальные городские мероприятия.

#19 Успенская церковь

Церковь Успения

Немного особняком, от сосредоточия религиозных достопримечательностей стоит Успенская церковь, что по улице Интернациональной.
Возведена в 1820-26 годах на средства помещицы Муравьевой. Архитектура – классицизм. Состоит из трапезной, колокольни и пятиглавого четверика. Три престола: Успения Божией Матери, в честь вмч. Екатерины, Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста).

Внутри иконостас в четыре яруса, создан и расписан художниками из Палеха что во Владимирской области.
Как водится, с приходом советской власти, церковь была закрыта и переделана под школьные мастерские. В начала 90-х передана Епархии.

Любителям заброшек есть что посмотреть. Расскажу о двух достопримечательностях связанных с одной известной фамилией того времени.

#20 Дом Марачевых

Дом Марачева

На самом деле, зданий Марачёва – два. Это те, что сохранились как-то до наших дней. Расположены напротив друг друга по улице Ленина, 70 и 71.
Непосредственно жильё Александра Степановича по нечетной стороне. Он плохо сохранился и представляет собой, практически, заброшку. Более интересен особнячок напротив – построенный промышленником для сына Николая. За двором насыпной сад и искусственный спуск к реке.

В 1894 Марачёв старший открыл производство, о котором позже. Сделали прямой спуск к реке, а землю использовали для сада. Проходом пользуются и по сей день. Ведет он на площадь Георгия Победоносца.

#21 Завод Марачёва

Развалины завода

Радуйтесь любители классических заброшек – развалины – услада для глаз и возможность окунуться в историю промышленности нижегородщины.
В 1894 Александр Степанович и сотоварищи основали на берегу Везломы кузнечно-механический завод «А.С. Марачёв и братья Носовы», через некоторое время ставший крупным предприятием в губернии.

Я так подозреваю, что Марачёв, как говорится, «просек фишку» – назревал бум пароходства, Сироткин строил новые верфи. Наладили выпуск якорей для речных и морских судов и деталей паровых машин. Продукция производства попала в тренд. Ежегодно на гора выдавалось 7000 пудов железных изделий.

Вскоре у Марачёва завод экспроприировали и переименовали в «Металлист». Несмотря на тяжёлое название – выпускались железные кровати с шишечками сверху. Помните такие? Наверное, были в почти в каждой квартире СССР.

За сим прощаюсь, хорошего отдыха!

Как вы могли заметить, в моем экскурсе 21 достопримечательность, а не 33 как обычно. В свой список внес только заслуживающие осмотра, на мой взгляд, места. Конечно, можно было притянуть за уши и набрать нужное количество. Но не хочется утомлять вас писаниной ради писанины.

Город Бор Нижегородской области: достопримечательности и что посмотреть

Город Бор Нижегородской области

Бор – один из известных российских городов, расположенный на левом берегу Волги, прямо напротив него размещается ещё один широко известный туристический центр – Великий Новгород. Бор входит в группу самых красивых городов области, а своё название он получил в честь старого соснового бора, который спускается до самых берегов Волги.

В связи с тем, что город является одним из наиболее экологически чистых во всей области, то он часто принимает гостей, увлекающихся спортивным туризмом или ездой на лошадях. Да и, вообще, это идеальное место для всех, кто отдает предпочтение активному отдыху.

Малиновский Скит

Малиновский Скит

Малиновский Скит был построен ещё в начале 18 века. Как известно, построен он был обычными русскими ремесленниками, которые съезжались в окрестности современного Бора, скрываясь от церковной реформы.

Относительно названия строения, то в этой ситуации существует две версии:

  1. Название связано с огромным количеством малины, которая ранее росла возле постройки.
  2. Название произошло от известного «малинового» звона колоколов.

В былые времена служители Малиновского Скита постоянно конфликтовали с государством и официальной церковью, поскольку все обряды, которые там проводились, считались устаревшими.

Пережить тяжелый период храму помогали частные лица, например, купец Петр Бугров, постоянно посещающий храм вкладывал в его развитие огромные деньги. После своей смерти Бугров и его жена были похоронены на территории храма. Сын Бугров в 20 столетии финансировал постройку нескольких подобных храмов, которые стали приютом для многих бездомных людей.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Построена церковь была в 1825 году по приказу одной из тайных советниц Е.Ф. Муравьевой. Ранее постройка была деревянной, как большинство церквей того периода, что привело к серьезному пожару. Храм пришлось отстраивать практически с нуля, в честь чего он и приобрел второй престол во имя Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого.

Была ещё одна перестройка, в результате которой была выстроена уже не деревянная, а каменная церковь. Это привело к появлению третьего престола – великой мученицы Екатерины.

В 1938 году церковь закрыли, а постройку использовали в роли склада для зерна. В послевоенный период здесь функционировала автомобильная мастерская, затем мастерская для школьников и спортивный зал.

В конце 20 века верующие собрали деньги, и церковь снова начала свою работу. В ней бесперебойно проводятся службы с 1991 года.

Церковь Параскевы Пятницы

Церковь Параскевы Пятницы

Постройка церкви проводилась в 1895 году, в начале 21 века её реставрировали. На данном этапе времени на территории церкви размещена колокольня и трапезная, а на самом здании размещены два шатра с главками.

Свое название церковь приобрела в честь Параскевы Пятницы – покровительницы домашних животных и полей. Согласно легендам её иконы избавляют верующих от душевных терзаний и физических увечий.

Моховые горы

Моховые горы

Моховые горы являются территорией ранее функционирующего парка. Поблизости размещены дачи, где любили отдыхать такие известные личности, как писатель Максим Горький и певец Федор Шаляпин. Совсем недавно на территории Моховых гор были установлены памятники эти личностям.

Набережная города

Набережная города

Как уже известно, город Бор, размещён на берегу реки Волга и именно с набережной города можно лучше всего рассмотреть её величие. За последние несколько лет в реконструкцию набережной было вложено много сил и финансов, поэтому сейчас эта часть города радует туристов ухоженными дорожками, наличием зелёных газонов, скамейками, ну и, конечно же, прекрасным пейзажем. С набережной можно во все краска рассмотреть Нижегородский Кремль.

Борский краеведческий музей

Борский краеведческий музей

Музей размещён в здании, относящемся к памятникам архитектуры. Ранее территория музей являлась особняком богатого купца Старова, строительство здания было произведено в 1912 году.

Музей постоянно организовывает в своих владениях различные мероприятия – выставки, лекции, музыкальные и литературные вечера.

внутри музея

Сам музей функционирует с 1962 года, именно в то время власти дали согласии на создание новой экспозиции, но её пополнение осуществлялось не за счёт государства, а за счёт простых людей. В 2011 году здание было отнесено к муниципальным строениям.

Одними из самых известных композиций музея являются «История Бора с древнейших времен» и «Природа Борского района».

Мемориал Победы

Мемориал Победы

Мемориал был установлен в честь победы в Великой Отечественной войне, а размещен он на одноименной улице. Памятник находится на довольно габаритном возвышении, рядом с которым горит Вечный огонь.

На скульптуре можно увидеть солдат и людей, трудящихся в тылу – представлены фигуры уходящих на фронт воинов и кузнеца.

Возложение цветов на памятник осуществляется не только в праздничные дни, поэтому возле скульптуры всегда находится большое количество подношений в виде цветов от местных жителей.

Станция канатной дороги «Борская»

Станция канатной дороги «Борская»

Является конечной станцией железной дороги Великого Новгорода. Открытие станции произошло 9 февраля 2012 года. Данная станция считается попыткой местных властей снизить количество пробок на автомобильной дороге, при этом обеспечив людей необходимым транспортом.

Внутри станции размещено большое количество лавочек, что делает ожидание транспорта более комфортным. Вагоны для перевозки крытые. Несмотря на всю свою ценность в транспортной сфере станция является ещё и украшением города.

Здание было сооружено в стиле модерн. Благодаря большому количеству стёкол и плавности линии здание кажется каким-то «парящим».

Музей боевой техники

Музей боевой техники

По своим габаритам и количеству содержащейся в музее военной техники он является довольно небольшим, но для провинциального городка он является гордостью. Особенно интересно это место маленьким детям, которые всегда в восторге от увиденной техники.

Вся бытовая техника размещена на специальном постаменте, расположенном на Площади Свободы. Среди экспонатов, выставленных на площадке, особенно стоит выделить 85 миллиметровую пушку Д-44, танк Т-62 и бронетранспортер БТР-1.

nord_ursus

Нижний Новгород стоит на высоком правом берегу Волги. И если смотреть на великую реку прямо из центра старинного города, то хорошо виден её низкий левый берег, где далеко до горизонта простираются заливные луга и леса. А ещё там можно увидеть город Бор — спутник Нижнего с населением 78 тысяч жителей, стоящий напротив него, через реку. Интересная особенность расположения этого города — сложная транспортная доступность: мост через Волгу находится в 10 километрах ниже по течению, а по прямому маршруту летом действует паромная переправа. Для возможности быстрого перемещения между Нижним и Бором в 2012 году была открыта канатная дорога через Волгу — уникальный в своём роде вид общественного транспорта в России. Именно канатная дорога сделала Бор широко известным среди туристов. Которые, как правило, ограничиваются поездкой на канатке в две стороны без прогулки по городу. Я же покажу не только канатную дорогу, но и сам город Бор.

В Бор мы с Андреем andrew_rewsr ездили в последний день нашего февральского путешествия в Нижний Новгород. Конечно, и для нас канатная дорога стала поводом для поездки в заволжский город-спутник, но город мы тоже решили основательно осмотреть.

2. На канатке мы лишь возвращались обратно, в направлении "туда" поехав на электричке (то есть в итоге мы сделали круг). В восемь часов утра у перрона Московского вокзала нас ждала электричка до станции Моховые Горы. Именно это и есть ЖД станция на Бору (здесь принято говорить именно так, а не "в Бору"). До конечной станции она будет ехать 40 минут.

3. Первые километры мы едем по Нижегородскому ходу Транссиба и, покидая город, выезжаем на железнодорожный мост через Волгу. Параллельно идут два автомобильных моста, один из которых ещё строится.

4. Перебравшись на левый берег Волги, мы формально уже въехали в черту города Бор, но фактически до города здесь ещё довольно далеко. За мостом — станция Толоконцево, где от магистрали отходит ветка на Моховые Горы (подробнее смотрите карту Нижегородского ЖД узла). Электричка меняет направление движения: хотя вообще-то есть прямой выход на Моховые Горы со стороны моста, но сделано это ради заезда электрички в Толоконцево, а оно дальше ответвления.

5. Короткая ветка Толоконцево — Моховые Горы — однопутная, построена в 1929 году (через 2 года после завершения Нижегородского хода Транссиба), и строилась она в первую очередь как подъездной путь к борским заводам. Идёт она в основном среди окраин города и каких-то дач. Из примечательного — новодельная церковь рядом с платформой Спортивная.

6. А вот и конечная — станция Моховые Горы. Она совсем небольшая, и по виду даже не скажешь, что это главная станция города с почти 80-тысячным населением.

7. На станции есть бывший вокзал. Видимо, сохранился с 1929 года. Сейчас это, похоже, здание дежурного.

8. Есть здесь и более современный вокзал. Из-за обшивки не понять, новый он или позднесоветский.

9. Выходим в город — прежде всего, на привокзальную улицу Крупской. Интересно, что подразумевается под "родиной Октября"? Особенно интересно это сочетается с магазином "Ноябрь" внизу кадра.

10. Как уже сказано, на Бору мы были в последний день путешествия, и в последний день длинных февральских выходных. И именно тогда нам заметно повезло с погодой. Если предыдущие дни были пасмурными, с серым небом и околонулевой температурой, то сегодня было солнечно, и слегка подморозило (примерно -8 градусов). Свои недостатки, впрочем, у этого тоже были, — вчерашняя слякоть превратилась в гололёд, а ещё со стороны Волги периодически дул холодный ветер.

11. С первых же минут на Бору мы видим интересные образцы сталинской архитектуры:

Бор как город возник в советскую эпоху. Прежде на месте города были лишь заволжские сёла, взиравшие с другого берега на старинный Нижегородский кремль, но в начале 20 века эти сёла слились в Борскую слободу — своего рода, предместье Нижнего, в 1911 году здесь был основан судостроительный завод (ныне верфь "Нижегородский теплоход"). После революции промышленное развитие продолжилось, — появились силикатный и стекольный заводы, небольшой металлургический завод "Красная Рамень" (до наших дней не дожил). Всё это привело к тому, что в 1938 году Бор стал городом, насчитывая к тому моменту уже 25 тысяч жителей.

12. Некоторые сталинки в этом городе вполне достойны уровня областного центра. Это самый центр Бора. В девять часов утра выходного дня здесь было малолюдно.

14. Так мы вышли на площадь Победы — главную площадь города, на которую в почти буквальном смысле ведут все дороги. На переднем плане виден обелиск Великой Отечественной войне.

15. Чуть дальше — ещё один военный мемориал:

16. Ещё на площади есть сталинский ДК "Теплоход" и памятник Ильичу:

17. С другой его стороны — небольшой музей военной техники под открытым небом. На переднем плане стоит танк Т-62, за ним — БМП-1 и макет рубки подводной лодки.

18. Самолёт МиГ-21:

19. Профессиональное суеверие насчёт слова "последний" проявилось даже здесь. Но явно не к месту: самолёт поставлен на вечную стоянку, — стало быть, его последний полёт был действительно последним.

20. На другой стороне площади народу было уже побольше:

21. И здесь же, рядом, начинается канатная дорога, и находится её станция Борская (станция на другом конце называется, соответственно, Нижегородская). Но к канатке вернёмся позже, уже в конце.

22. А в основном центр Бора примерно такой:

24. Больница поблизости от центра:

25. Немало в городе и частного сектора, оставшегося, вероятно, ещё от сёл, которые были на месте города.

26. Вообще надо сказать, что Бор город неоднородный и сильно разбросанный по площади. Численность населения 78 тысяч жителей складывается за счёт конгломерата центра города, нескольких разобщённых районов и посёлков.

27. Довольно необычные балконы у этой пятиэтажки:

28. А это место — второй центр притяжения Бора, торговый. Здесь находится рынок и несколько торговых центров. Надо сказать, что для города такого размера их здесь немало. Бор вообще оставляет впечатление зажиточного города.

29. До появления города на этом месте находилось село Мухино.

30. И о нём сохранилось напоминание в виде Успенской церкви, построенной в 1820-е годы:

31. А местами осколки старого села явно проступают в современной городской застройке:

32. А это купеческий дом 1912 года. Ныне — краеведческий музей.

33. И другие купеческие домики начала прошлого столетия. Они уже напоминают о временах, когда нынешний город был Борской слободой. В конце этой улицы видна Знаменская церковь, построенная ещё в 1794 году.

35. В некоторых местах старая Борская слобода сохранилась в почти цельном виде.

36. Ещё два торговых центра. Один большой и современный, а другой — в типовом здании кинотеатра.

37. По соседству — городская администрация:

38. А это уже показанная Знаменская церковь. Построена она в 1790-е годы, но в нынешнем виде она почти новодельная, так как в постсоветские годы возвращена Церкви была в полуразрушенном состоянии.

39. Рядом находится вторая церковь — Сергия Радонежского, ещё более ранняя (1757 год). В паре они образуют ансамбль.

40. На церковной территории меня впечатлила детская площадка в виде корабля. Видно, что судостроительные традиции на Бору живы!

41. Улица Максима Горького ведёт на северо-запад города, к выезду в сторону Нижнего:

42. У одного из домов стоит памятник Анатолию Ванееву — деятелю революционного движения (до революции не дожил), сподвижнику Ленина. Родом он был из Нижнего Новгорода. Кстати, заранее мы об этом памятнике не знали и издалека долго гадали, кто это (наиболее подходящей кандидатурой был Калинин).

43. А немного отойдя от главных улиц в сторону берега Волги, можно лицезреть интересный вид на Нижний Новгород, который отлично просматривается на другом, высоком берегу реки. На переднем плане — заснеженная волжская пойма.

44. Взглянем с приближением. По откосу волжского берега спускается стена Нижегородского кремля. Хорошо видны и постройки внутри кремля. В том числе Михаило-Архангельский собор.

45. Левее видна Чкаловская лестница, Георгиевская и Пороховая башни кремля, слева от которых — площадь Минина и Пожарского. Всё-таки чем особенно интересен Нижний, — в нём самый центр города расположен одновременно на его краю.

Те же места с близкого расстояния — здесь.

46. А это многоэтажные районы города. На переднем плане видна канатная дорога, в том числе и едущие по ней пассажирские кабинки.

Ознакомившись с основной частью Бора, мы сели на городской автобус и поехали к Борскому стеклозаводу, чтобы осмотреть его довольно интересный соцгород. Это обособленная часть города, живущая немного своей жизнью.

47. Борский стеклозавод — наиболее крупное предприятие города, которому, в первую очередь, Бор обязан своим благополучием. Завод был основан в 1934 году, и в наше время производит в основном стёкла для автомобилей. По статистике, стёклами производства БСЗ оснащены около 80% автомобилей, выпускаемых в странах СНГ. Так что если вы ездите на современной отечественной машине, то высока вероятность, что на этом фото вы видите завод, где сделаны её стекла.

48. Заводоуправление с советскими буквами и центральная проходная:

49. Советское панно рядом с управлением:

50. А соцгород выглядит примерно так. Между прочим, его главная улица носит звучное название Стеклозаводское шоссе.

51. Дом культуры стеклозавода. Возле него мы видели народные гуляния, — там праздновали Масленицу. Через несколько минут после создания этого снимка у фасада ДК сожгли чучело.

52. У входа в ДК была и рукописная афиша:

53. Сталинская застройка соцгорода и гуляющие горожане:

54. Современный воинский мемориал на фоне завода. Вечный огонь, как видим, над землёй. Необычное решение.

55. Это старая часть соцгорода. Приятные глазу сталинки, в том числе и явно довоенные. Наверное, летом этот район утопает в зелени.

56. Барачные дома из дранки здесь тоже есть. Но содержат их в более-менее приличном виде.

57. И в целом район стеклозавода выглядит уютным:

58. Есть здесь и типичные для почти любого соцгорода послевоенные двухэтажки:

59. В кадр попал городской автобус. ЛиАЗы на Бору встречаются довольно часто.

60. На двух домах сохранились интересные советские мозаичные панно:

61. Жаль, что мозаика постепенно осыпается.

62. А это уже более поздняя часть соцгорода:

63. Ещё один военный мемориал:

64. А это школа. Перед ней — памятник пионеру-герою Вале Котику, погибшему в 1944 году.

Погуляв по району Стеклозавода, мы снова сели на автобус и вернулись в центр. Теперь с городом нам предстояло прощаться, но впереди была главная его достопримечательность, ради которой большинство туристов и посещает этот город, ей, собственно, и ограничиваясь. Речь, как уже говорилось в самом начале, о канатной дороге. Она появилась совсем недавно: строительство её началось в 2010 году, а открытие состоялось в 2012.

66. Вот так выглядит станция Борская, симметричная Нижегородской. Справа видны кассы. Проезд в одну сторону стоит 90 рублей. Дорого, конечно, но очень удобно, — даёт возможность переместиться в самый центр Нижнего Новгорода за считанные минуты, без долгой дороги через мост, которая, к тому же, нередко сопровождается стоянием в пробках (если не на электричке).

67. Получив билеты (внешне выглядят как обычный чек), поднимаемся и проходим через турникеты.

68. За турникетами — небольшая полукруглая платформа, у которой и останавливаются кабинки. Вместимость каждой из них — примерно 6 человек.

69. Кабинок много, и ждать приходится не больше пяти минут. Вот и мы отправляемся. В кадре видно разделение платформы на зоны высадки (справа) и посадки (слева).

70. Едем! Бор остаётся позади.

71. А впереди, пока ещё вдалеке, — Нижний Новгород. Светит яркое солнце, которое в конце февраля начинает всё более ощутимо пригревать.

Видео. Здесь видно, как мы поднимаемся на самую высокую опору канатной дороги. Кстати, соседи по кабинке, чьи голоса слышны за кадром, были из Москвы. В выходные дни заметную часть пассажиропотока канатки составляют туристы.

72. Под нами уже русло замёрзшей Волги. Хорошо видна дамба, которая по весне защищает Бор от половодья.

73. Виды на Бор и заволжские дали открываются превосходные. Хорошо видны Знаменская и Сергиевская церкви.

74. Ну а потом мы оказываемся в Нижнем. На склоне речного берега хорошо виден Вознесенский Печерский монастырь.

75. Приехали. Дорога заняла примерно 12 минут. Станция Нижегородская полностью идентична Борской.

76. Общим планом:

И напоследок — немного видов на Бор из Нижнего. Виды очень интересные, — Бор с высокого берега просматривается как на ладони. Снимки сделаны от Вознесенского Печерского монастыря.

77. Уже знакомый нам ансамбль из двух церквей. На переднем плане видна канатка.

78. Многоэтажные районы, которые мы не посещали. В кадре в основном советские дома, но на Бору много и новостроек, — город активно строится.

79. Хорошо видна и промзона. Это, вроде, завод "Нижегородский теплоход".

80. А это — хорошо знакомый нам стеклозавод:

81. И другие районы Бора. Ну и, конечно же, природа. Вид из самого центра Нижнего на дали заволжских лесов очень радует глаз. Особенно в хорошую погоду. Там ­— манящая своими лесами заволжская часть Нижегородской области, интересный край, который я ещё надеюсь хорошо изучить.

Про Бор на этом всё. Как уже сказано, это был последний день поездки, и, вернувшись из Бора, мы с Андреем погуляли ещё по центру Нижнего (впервые, кстати, после первого дня попав в Верхнюю часть города), посидели в кафе, потом погуляли в районе вокзала, а там уже и стемнело, и настало время садиться на поезд до Питера. Но ещё днём ранее мы съездили в Арзамас — интересный город на юге Нижегородской области. Именно о нём я расскажу в следующий раз, что будет завершением февральского нижегородского цикла.

  • 1

Сейчас жителям Бора стало намного легче, когда ввели новый мост через Волгу.
Но вообще Канатка — это самый быстрый способ добраться до центра города.

Единственное, что в сильный ветер ехать на ней не особо комфортно — кабинку раскачивает туда-сюда)))

Замечательно вы пишите. И радостно, и вроде как сам побывал :).

Edited at 2017-09-23 11:31 am (UTC)

При мне была такая очередь, что не стал стоять. Так и не прокатился на канатке пока

Edited at 2017-09-23 06:38 pm (UTC)

Родина Октября это Россия. Точнее, в СССР так называли СССР 🙂

А вдруг война? И сотни самолётов с постаментов взмоют в небо! :))

Меня ещё умиляет, когда матёрый наставник отчитывает подчинённого «чтоб это было КРАЙНИЙ раз. «

Типа, даёт право на ошибку.)))

Фоток-то нафигачил!
Но я со второго раза осилил.))) А главное, увидел много новых для себя мест Бора.
И узнал некоторые дома. Например, жёлтый теремок.
Я его тоже фоткал: https://cap-kraken.livejournal.com/79810.html

«Родина октября» рядом с ноябрём — это сильно.)))) Стеклозаводское шоссе — тоже круто!

В доме как на 27 хотел бы иметь квартиру. Мечтаю о такой огроменной лоджии.((

Ну это проблемы для тех, у кого мегатупящие тормозные компы, как у меня, например.))) Но у меня с мобилы всё шустрее прогрузилось. Домашний вай-фай решает! 🙂

А чего ты так резко вдруг на Нижний Новгород переключился? Ещё будет про сибирский вояж?

Ага, тоже иногда так делаю. БАМовский тур вообще Таиландом разбавил.)))

А так-то всегда легче по горячим следам писать. А то спустя время уже сложнее собираться с мыслями и вообще заставлять себя что-то творить 🙂 Да и забывается уже что-то.

Да, борская канатка — место в известной степени легендарное!) Я бы тоже с большим интересом на ней прокатился!

Тоже, кстати, обратил внимание на возможную, если тут именно это слово наиболее уместно, зажиточность Бора по критерию то и дело попадавшихся в кадр крупных и недешёвых автомобилей.
И тут, кстати, возникает интересный для меня вопрос. Дело в том, что ты тут вполне логически обоснованно пишешь, что главный фундамент благосостояния Бора — стеклозавод. Но всегда ли именно крупные предприятия оказываются для города таковыми? Уверен, что ты и сам это понимаешь, и всё же уточню: я сейчас не троллю, мне этот вопрос правда интересен, и сейчас я не думаю, что он всегда имеет именно линейное решение. Дело в том, что в том же Тольятти, по данным программы «Большой тест-драйв», работало на ВАЗе пару лет назад процентов 30 населения города, что, мягко говоря, не совсем много для вроде как градообразующего предприятия. Можно предположить, что определяющую роль тут играют налоги, и вот тут я совсем не силён, но, однако, разве налоги не идут в облцентр и сразу в центр федеральный, лишь потом частично перераспределяясь и возвращаясь? Иными словами, можем ли мы уверенно говорить и сегодня об определяющей роли для не самых крупных городов массивных производств? Всегда ли это так? Что скажешь?

Что касается кораблика на территории храма — думаю, это может быть ещё и намёком на корабль как древний символ Церкви. Если и правда так — здорово, символ получился многомерным, а исполнение — полезным и отличным!

Да, согласен с тем, что налоги и зарплаты — процессы параллельные. Они часто бывают связаны в любом случае, разумеется, но далеко не всегда прямо — в том числе и на это я как раз и хотел обратить внимание в своём комментарии.

С другой стороны, зарплаты, как и вообще бюджет (т.е. опись доходов и расходов) любого предприятия, тем более — крупного, зависит от множества факторов. И, в том числе, важно, сколько налогов оно платит, и какая часть из них остаётся непосредственно в городе, в котором предприятие расположено, поскольку ведь в том числе и из этих денег строятся те самые школы, больницы и детсады и платятся зарплаты их сотрудникам. И если остаётся их крайне мало — это тоже важный показатель, но тут надо разбираться в экономике на должном уровне, как и в законодательстве, потому ничего дельного сказать не могу — это с моей стороны чистой воды теория даже не о Боре, а вообще о ситуации в целом. Впрочем, даже с таких абстрактных позиций не могу не добавить ещё то, что, в случае убыточности предприятия, эта прибыль для региона и вовсе оказывается мнимой, поскольку зарплата сотрудникам компенсируется дотациями извне, в то время как самому городу как общности от этого пользы остаётся не то, чтобы много (если я хоть немного понимаю, как это работает — что, повторюсь, не факт).

Ты вполне логично и обоснованно расписал, как мне представляется, распределение занятости в подобных городах, а ведь вообще-то немалая часть даже не только моногородов живёт, пожалуй, по такой схеме — только там роль одного завода исполняет их ряд или целая отрасль. Проблема, по идее, заключается в том, что, кроме работников указанной профильной сферы (ну и, возможно, чиновников и сотрудников силовых ведомств, что, разумеется, тоже объяснимо), остальное население такого города, нередко и правда занятое в муниципальном труде, получает зарплаты, не то, что несопоставимые с качественными автомобилями, но мало сопоставимые со сколько-нибудь достойным существованием в принципе, с моей точки зрения. Условные названные тобой учителя, врачи и воспитатели получают даже в столицах не миллионы, выполняя важнейшие социальные функции, в регионах они и вовсе больше за чёрный хлеб работают. И их проблема местными доходами или доходами внешними решается не особенно, вне зависимости от того, есть ли в регионе указанные крупные предприятия или нет. Впрочем, связано это не с обсуждаемой темой, пожалуй, да и вообще вопрос это широкий, но как заметку на полях решил его тут тоже отметить.

Ну и да, мне как профану всегда было плохо понятно, почему условные Казань или Тюмень вылизаны и хорошеют год от года, а Омск с его нефтепереработкой выглядит, по словам многих очевидцев, решительно непотребно — едва ли тут дело в отсутствии нужных заводов. Но едва ли и только в нежелании обустраивать эти города — есть ведь, наверное, и более существенные и трудноразрешимые проблемы. Но положение действительно сильно неравномерное.

P. S. Что-то у нас в последнее время комменты огромными стали) Впрочем, это и интересно)

в случае убыточности предприятия, эта прибыль для региона и вовсе оказывается мнимой, поскольку зарплата сотрудникам компенсируется дотациями извне, в то время как самому городу как общности от этого пользы остаётся не то, чтобы много

Да, скорее всего, так и есть. Такая же ситуация, например, с военными городками, где «градообразующим предприятием» (насколько уместен здесь этот термин) является военная база или часть, которая живёт на государственном обеспечении (то есть является заведомо убыточной), но у людей, которые на ней служат, зарплаты достаточно большие

кроме работников указанной профильной сферы (ну и, возможно, чиновников и сотрудников силовых ведомств, что, разумеется, тоже объяснимо), остальное население такого города, нередко и правда занятое в муниципальном труде, получает зарплаты, не то, что несопоставимые с качественными автомобилями, но мало сопоставимые со сколько-нибудь достойным существованием в принципе

Насчёт существования может быть и преувеличение, но в целом действительно проблема есть. В моногородах, как правило, сильное расслоение между теми, кто работает на градообразующем предприятии, и теми, кто на нём не работает. В результате — рынок труда в городе ограниченный и узкопрофильный, и поэтому даже при успешно работающем градообразующем предприятии нередко наблюдается устойчивый отток населения из города (яркие примеры — Кирово-Чепецк, Березники, Усть-Илимск, города Кузбасса). В ХМАО и ЯНАО, которые хорошо живут благодаря нефти и газу, в самих нефтегазовых структурах работает не такой уж большой процент населения, и эти люди часто там предмет зависти остальных)) При том, что и у остальных там зарплаты высокие по средним российским меркам. С врачами и учителями и прочими сотрудниками бюджетных организаций всё несколько сложнее, если речь идёт о северных городах (а моногорода многие на Севере), — поскольку они бюджетники, то выплата северных для них соблюдается всегда. Поэтому бывает парадоксальная, на первый взгляд ситуация, — врачи в Воркуте или Норильске нередко получают больше, чем, если не в Петербурге, то в городах Ленобласти. Такая же ситуация, кстати, в РЖД, — в Карелии и Республике Коми (не говоря уже про БАМ) машинисты получают больше, чем в Петербурге и Москве

Насчёт Казани, Тюмени и Омска, — я думаю, тут, наверное, многое зависит от местных властей. Правда, про Омск могу сказать, что не так уж и плохо он выглядит. Хотя надо учитывать, что он всё равно беднее Казани и Тюмени. Как ни странно, внешнее состояние города не всегда зависит от его благополучия. Например, из регионов России, где я бывал, по ухоженности райцентров едва ли не лидером является Псковская область, несмотря на то, что это один из самых бедных регионов страны. В то же время, относительно благополучный Торжок, судя по фотографиям (сам я пока там не был), пребывает в сильном запустении; то же можно сказать про сибирский Бийск. А ещё мне подобным контрастом запомнились соседние города Шарья (Костромская область) и Котельнич (Кировская). Второй беднее, но заметно ухоженнее. Так что тут всё довольно непонятно, на самом деле

Туристическая информация о городе Бор и его достопримечательностях

Бор (Bor) – город рядом с Нижним Новгородом на противоположном (левом) берегу реки Волги, считается городом-спутником Нижнего Новгорода (Бор на карте). Он хорошо связан транспортным сообщением с центром Нижнего: есть канатная дорога (является своего рода достопримечательностью для туристов), ходят автобусы и маршрутки, построены автомобильные мосты через Волгу.
Население Бора вместе с входящими в него деревнями менее 80 тысяч человек, при этом это один из крупнейших по площади городов в Нижегородской области. В Боре развита промышленность и транспорт, а также он может быть интересен для туристов, посещающих нижний Новгород.

Храм в Сергиевской слободе, г. Бор

  • В местном музее
  • Старый дом в г. Бор

Немного истории

Бор – старинный населенный пункт. Еще задолго до образования села Бор в XIV веке и интенсивного заселения современной территории города в XVII веке здесь существовало несколько отдельных сел и слобод, а еще раньше обитали финно-угорские племена. В XIX веке здесь начала активно развиваться промышленность и судостроение, еще больший толчок к развитию получив с приходом советской власти. В итоге рабочий промышленный поселок лишь в 1938 году получил статус города. К сожалению, от богатой и протяженной истории города почти ничего не осталось, а только несколько старинных храмов и частные домовладения традиционной архитектуры постройки на рубеже XIX-XX веков.

Отдых в городе Бор

Бор нельзя назвать привлекательным местом для туристов, поэтому его посещают только попутно в виде отдельной достопримечательности во время отдыха в Нижнем Новгороде. Интересная для туристов историческая часть города с несколькими достопримечательностями очень компактная, и всю ее осмотреть можно за половину дня. Поэтому смысла рассматривать Бор, как отдельное туристическое место, куда стоит приехать и остановиться на несколько дней, мы бы рекомендовать не стали: просто нечем будет заняться. Тем более что даже вариантов разместиться для туристов здесь можно пересчитать по пальцам одной руки.

Системы поиска и бронирования отелей даже не выделяют Бор в виде отдельного города, поэтому для поиска размещения нужно задавать в поиске Нижний Новгород, и затем уже выбирать отели по карте в нужном месте. Искать и бронировать отели советуем на этих сайтах:

Однако не стоит считать, что Бор – это почти деревня. На слиянии улиц Интернациональная и Пушкина находится условный центр города с крупными торговыми центрами, рынком, ресторанами и кафе. Есть даже мировые сетевые рестораны быстрого питания, куда можно заскочить во время прогулки по достопримечательностям.

Набережная города Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Моховые горы

Моховые горы

Моховые горы являются территорией ранее функционирующего парка. Поблизости размещены дачи, где любили отдыхать такие известные личности, как писатель Максим Горький и певец Федор Шаляпин. Совсем недавно на территории Моховых гор были установлены памятники эти личностям.

На сегодняшний день Моховые горы считаются музейно-рекреационным комплексом, в котором довольно часто проводят различные культурные мероприятия, к примеру, Шаляпинское чтение. Благодаря живописной природе является идеальным местом для прогулок и фотографирования.

Как и на чем добраться в Бор

Поскольку в городе Бор туристы обычно редко останавливаются для ночевки, оптимальней всего посетить его в виде однодневной экскурсионной туристической поездки из Нижнего Новгорода. Лучше всего это сделать с экскурсиями, которые предлагаются в турагентствах на улицах города и сайтах поиска и бронирования экскурсий онлайн:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *