Жилой дом на Котельнической набережной
Как строился жилой дом на Котельнической набережной
Формально строить жилой дом на Котельнической набережной начали только по окончанию Великой отечественной войны. Одно крыло было возведено еще в 30-х годах в качестве самостоятельного строения. В дальнейшем жилой дом на Котельнической набережной стал одной из семи Сталинских высоток, возведенных на стрелке реки Яузы и Москвы-реки.
Согласно замыслам архитектора, жилой дом на Котельнической набережной на левом берегу Москвы-реки должен был обозначить место впадения Яузы в ее русло и продолжить концепцию проектируемого 400-метрового Дворца Совета.
Одним из авторов проекта жилого дома на набережной был Д. Чечулин, которому было также доверено проектирование высотного здания в Зарядье. И что удивительно, государственную премию он получил не за жилой дом на Котельнической набережной, а за проект так и не построенного небоскреба в Зарядье.
Генеральный план реконструкции столицы 1935 года предусматривал возведение 9-12 этажных сооружений. Согласно проекту Д. Чечулина центральная часть дома на Котельнической набережной должна была составлять 25 этажей, что не только не вызвало протестов, а наоборот, архитектору было рекомендовано увеличить конструкцию до 26 жилых этажей без учета еще 6 технических.
Новый небоскреб, по замыслу проектировщиков, должен был просматриваться со всех наиболее значимых точек города. Как с другими сталинскими высотками в процессе проектирования и строительства высота жилого дома на Котельнической набережной увеличивалась неоднократно. В итоге высота составила 173 метра.
Вид с набережной
В художественном плане все сталинские небоскребы и жилой дом на Котельнической набережной не исключение, являются результатом смешивания совершенно разных и не похожих архитектурных решений, названных «сталинским ампиром». Композиция дома проложила мотивы Троицкой, Никольской и Спасской башен Московского Кремля. Главный корпус здания украшен резными башенками, ажурными арками, шатровыми навершиями со шпилями и конечно, центральным шпилем со звездой.
Благодаря элементам, типичным для строений исторической части столицы, жилой дом на Котельнической набережной архитектора Д. Чечулина на набережной вписался в силуэт города. Невзирая на размеры, небоскреб на набережной отчасти гармонирует с башнями Кремля, колокольней Ивана Великого, и стенами Новодевичьего монастыря.
В воспоминаниях архитектора не мало написано о периоде уничтожения старой части города. И то же время, как писал Д. Чечулин, громадные небоскребы как раз способствовали сохранению образа Москвы. Такое утверждение совершенно не соотносится со сносом исторических памятников – Сухаревской башни, Китайгородской стены и многих других.
План реконструкции города был рассчитан на 20–25 лет, но многим номенклатурным деятелям очень хотелось его ускорить и отчитаться о выполнении. Чечулин, в своей книге «Жизнь и зодчество» описывая историю реконструкции города, часто употребляет такие слова как «мне посоветовали», «мне было рекомендовано» и т.д. Причем никогда не указывается, кто посоветовал и кто порекомендовал.
Так свои воспоминая излагали большинство деятелей сталинской эпохи, не было нужды указывать на конкретных персон, все и так знали, что необсуждаемые указания мог давать только одни человек в стране. Хотя официально куратором строительства этого строения был товарищ Берия.
Иосиф Сталин лично указания архитекторам давал крайне редко. Чаще всего свои пожелания он высказывал через подчиненных. И несмотря на то что, это были пожелания, их неисполнение не сулило ничего хорошего.
Отличительной чертой всех сооружений сталинской эпохи является то, что все они напоминают большие праздничные торты. Это ярко выражено в архитектуре жилого дома на Котельнической набережной. Каждый ярус конструкции украшен многочисленными уникальными барельефами, скульптурами, обелисками и парапетами.
Верх главного объема и крыльев венчает множество небольших шпилей, наверший и башенок, что придает сооружению вид огромной короны. Особенно волшебно жилой дом на Котельнической выглядит ночью, когда зажигается электричество в комнатах, и сходство с короной дополняется ярким свечением, похожим на игру света в драгоценных камнях.
Жилой дом на Котельнической набережной
Стоимость квадратного метра
Строительство жилого дома на Котельнической набережной для элиты обошлось государству в весьма внушительную сумму. Себестоимость квадратного метра здания составила почти 5,5 тыс. рублей. Конечно, не так много, как стоимость Гостиницы Ленинградская. Для сравнения в начале 50-х годов автомобиль Москвич стоил 9 тыс. рублей, а зарплата квалифицированного инженера не больше 1 тыс. рублей в месяц.
Полезная площадь жилого дома на Котельнической в силу архитектурных особенностей была очень небольшая. Средняя 40-ка метровая квартира имела 20-ти метровый балкон или веранду. Вид с такого балкона поражал своим великолепием, но сама квартира совсем не вдохновляла.
При этом планировки квартир в старом довоенном корпусе были вполне обычные и практически не подверглись реконструкции. Работы над фасадом дома на Котельнической не смогли стереть разницу между довоенным и послевоенным корпусом.
В доме расположено почти 700 квартир от 2-ух до 5-ти комнатных. Для удобства в доме на Котельнической также располагались кинотеатр, магазины, кафе, почта и сберкасса. Многие из этих заведений работают и сегодня.
По замыслу архитектора все социально-бытовые учреждения должны были быть частью здания, чтобы жильцам не пришлось выходить на улицу. Эта идея социально-бытового комбината в каждом доме была частью светлой идеи коммунизма, всеобщего равенства и лозунга «от каждого по его способностям, каждому — по его труду».
Уже в процессе строительства проект был немного видоизменен: высота была увеличена, а площадь основания уменьшена, что несколько вытянуло пропорции здания. Пять нижних этажей сталинской высотки облицованы гранитом и образуют монументальный цоколь.
Одним из достоинств проекта является то, что силуэт, ступеньками поднимающейся к центру, удачно вписался ландшафт города. Здание завершает формирование пространства вдоль берегов Москвы-реки и связывает улочки, ведущие к набережной Яузе.
Открывающаяся с Боровицкого моста и со стен Кремля панорама высотного здания на набережной Москвы-реки, вошла в число визитных карточек столицы. Конечно, и без того узкая река Яуза, стала казаться еще более узкой, исчезла из панорамы Швивая горка, один из холмов исторического центра Москвы.
Строительство жилого дома на Котельнической набережной велось, так же как и других советских небоскребов, силами заключенных. Неограниченные человеческие ресурсы обеспечивались ведомством Л. Берии.
По мере возведения здания конвоиры все реже сопровождали строителей на верхние этажи, так как боялись «случайно» сорваться вниз. На технических этажах или подвалах еще можно встретить надписи, оставленные строителями в память о себе: «строили ЗЭКи», «10 отряд» и т.д.
Статуя на жилом здании на Котельнической набережной
Особенности квартир в жилом доме на Котельнической
В ходе возведения высотки на набережной были выявлены очень примечательные ошибки проектировщиков. Трехкомнатной квартире жилая площадь составляла всего 55 квадратных метра, а подсобные помещения еще 41 квадратный метр. Что вызвало массу возмущенных откликов со стороны руководящей элиты, которой посчастливилось заселиться в дом по адресу Котельническая набережная дом 1.
Кухня в каждой элитной квартире была оборудована новейшей техникой, которой не все жильцы умели пользоваться. Белый цвет, выбранный художниками для оформления кухни, был абсолютно не практичен и совершенно не отвечал цели создания уютной атмосферы.
Белый стол, стулья-табуреты, шкаф для посуды, холодильник и эмалированная раковина создавали впечатление больничной палаты или операционной, но никак кухни, на которой можно готовить вкусный ужин.
Ванная комната, которая сама по себе являлась роскошью, была оборудована калорифером для сушки белья, умывальником с раковиной и зеркалом, ящиком для хранения белья, и шкафчиком для зубных принадлежностей, косметики и парфюмерии.
Надо отметить, что при строительстве однотипные квартиры оборудовались и оформлялись тоже однотипно, за исключением отдельных незначительных мелочей. Отделка стен и потолков, мебель в кухне и комнатах, люстры и бра – все было одинаковым.
Передвигать или тем более менять их жильцам категорически запрещалось. Так как местоположение тех или иных элементов интерьера определялась не столько удобством для проживающих, сколько удобством для прослушивания.
Общепринятые «разговоры на кухне» в этих стенах были особенно небезопасны, стены были напичканы техникой, позволяющей вести тайное прослушивание, любой квартиры. Холлы подъездов больше напоминали театральные фойе.
Стены отделаны барельефами из тончайшего фарфора цвета чайной розы и слоновой кости, большими люстрами с хрустальными подвесками и настенными бра, имитирующими старинные бронзовые подсвечники.
Подобное расточительство, при страшном дефиците жилья в столице, могло бы вызвать возмущение у обывателей, но восхищаться всеми бытовыми достоинствами жилого дома на Котельнической набережной Москвы-реки было дозволено только избранным.
Жилой дом на Котельнической набережной. Парадный вход в Иллюзион
Знаменитые советские жильцы
В советском журнале, посвященному советской архитектуре, был посвящен абзац жильцам элитного дома: «Стоит над Москвой рекой белокаменный дом, в котором живут простые советские люди – рабочие и инженеры, врачи и артисты, архитекторы и пенсионеры… Невозможно представить, чтобы где-нибудь в Америке, Англии, Франции, любой капиталистической стране правительство построило такое здание и заселило бы его рабочими и специалистами…»
Состав жильцов позволял дому на Котельнической долгое время занимать одно из важнейших мест в Москве и первое из всех сталинских высоток. В доме на Котельнической проживали известные советские деятели науки и искусства, которых с большим трудом можно было отнести к «простым рабочим».
В разные годы в этом доме проживали звезды советского кино и театра. Фаина Раневская, известная актриса, снявшаяся более чем в 30 кинофильмах и сыгравшая несколько десятков ролей в театре, одна из тех, кто отмечал новоселье в образцовом доме. Удивительная история предшествовала ее заселению.
К актрисе, которой на тот момент уже исполнилось 70 лет, обратился молодой оперативный сотрудник КГБ с целью завербовать актрису. И как положено по инструкции провел с ней тонкую и деликатную беседу о работе иностранных агентов в СССР, про нехватку высококлассных агентов в КГБ и обязанность каждого порядочного гражданина помогать своей стране.
В ответ он услышал яркий монолог Фаины Георгиевны, в котором она выразила полную готовность сотрудничать, и единственным препятствием на этом поприще является тот факт, что она проживает в коммуналке и разговаривает во сне. Через месяц она расстилала скатерть в новой квартире на белоснежной кухне.
А еще через месяц в органы гос. безопасности поступил донос, в котором жильцы дома выражали обеспокоенность поведением некой актрисы, проживающей в их доме. Она ночами на пролет кричит о борьбе с империалистической угрозой и о своих возможностях уничтожить всех вражеских агентов, после того как она станет внештатным сотрудником КГБ.
После такого письма на Раневской был поставлен жирный крест. Как потом выяснилось, что донос написала она сама и за две бутылки водки уговорила местного слесаря отнести его в соответствующие органы. Сама актриса пояснила свой поступок очень просто: «…дать много органам я не могу, а мало мне не позволяет совесть – проклятое воспитание!».
Соседками Раневской были Нонна Мордюкова, Клара Лучко, актриса Марина Ладынина с супругом кинорежиссером Иваном Пыреьвым, поэт Александр Твардовский, писатель Константин Паустовский, и многие другие известные представители творческой интеллигенции. Сам архитектор Дмитрий Чечулин также жил в этом доме на набережной.
В корпусе «Б» на 6-ом этаже 12 лет жила великая балерина Галина Уланова. В 2004 году в ее квартире № 185 был открыт музей, в котором сохранена обстановка и собраны ее личные вещи. Музей состоит из четырех комнат с весьма скромной обстановкой.
Сохранилось огромное зеркало для постоянных тренировок. Балерина несмотря на возраст и состояние здоровья каждый день проводила у станка по несколько часов. Любимое кресло для чтения на том же месте. В спальне на тахте теплый махровый плед и рядом на тумбочке очки.
В прихожей лежит как будто забытый зонтик, а в гардеробе демисезонное пальто в клетку. По комнатам заботливо расставлены маленькие детали, создающие домашний уют. Складывается впечатление, что стоит немного подождать и Галина Сергеевна вернется в свою квартиру после очередного блистательного выступления на сцене Большого театра.
Современные актеры также с удовольствием покупают жилье в жилом доме на Котельнической набережной. Рената Литвинова российская актриса, телеведущая и режиссер соседствует с актером, музыкантом, шоуменом Дмитрием Нагиевым. Актер и писатель Ефим Шифрин даже свою книгу назвал «Дневник котельника».
Звезда на жилом здании на Котельнической набережной
Высотка на Котельнической в кино
В кинолентах советской эпохи элитный жилой дом на Котельнической набережной часто фигурирует как место жительства главных героев. В комедии «Верные друзья» Михаила Калатозова один из главных героев Академик Нестратов руководил строительством именно этой сталинской высотки, не выходя из кабинета. А его друзья детства искали его поднимаясь по строительным лесам.
Одним из знаменитых эпизодов является сцена, в которой молодые героини фильма «Москва слезам не верит» встречают никому неизвестного актера Иннокентия Смоктуновского на лестнице кинотеатра Иллюзион, расположенного в жилом доме на Котельнической. Все сцены в подъезде снимались именно в этом здании, тогда как по сюжету фильма профессор Тихомиров, проживал в высотке на площади Восстания (Кудринской площади).
В современны фильмах высотка также фигурирует как место действия. В нашумевшем телесериала «Бригада» главному герою Саше Белому и его супруге друзья по случаю свадьбы дарят квартиру как раз в жилом доме на Котельнической набережной, где в первый же день на них происходит покушение при помощи растяжки с гранатой.
Семья главного героя сериала телеканала ТНТ «Последний из Магикян» по сюжету проживает в квартире в жилом доме на Котельнической набережной.
Политические взгляды или банальное хулиганство
Не так давно жилой дом на Котельнической набережной стал известным не только в России, но и в других странах. В августе 2014 года неизвестный разместил украинский флаг на шпиле высотки и перекрасил половину звезды в желтый цвет, чтобы она соответствовала цветам флага Украины.
Фотографии высотки с двуцветным флагом разошлись в журналы и газеты как в России, так и за рубежом. Российские правоохранительные органы быстро установили личность руфера, в социальных сетях выступавшего как Мустанг. Им оказался гражданин Украины, таким неуместным способом пытавшийся выразить свои политические взгляды.
В дальнейшем появилась информация, что свои фотоматериалы патриотично настроенный гражданин Украины продал известному журналу за солидный гонорар. На запрос правоохранительных органов РФ о выдаче обвиняемого в хулиганстве руфера Украина ответила отказом, сообщив, что ее гражданин выполнял ответственное специальное задание на вражеской территории и за это награжден почетным знаком отличия.
Даже с учетом произошедшей неприятности, жилой дом на Котельнической набережной остается памятником сталинской эпохи и большой советской архитектуры.
Жилой дом на Котельнической набережной ночью. Салют
Как выглядят квартиры в знаменитой высотке на Котельнической набережной
Жилой дом на Котельнической набережной — знаменитая сталинская высотка, один из самых престижных объектов недвижимости столицы. В советское время здесь жила элита, сегодня многие квартиры сдаются или продаются. Давайте заглянем и рассмотрим их поближе
Жилой дом по адресу Котельническая набережная 1/15 хорошо знают не только москвичи. Это одна из семи знаменитых сталинских высоток, которые, согласно Генплану, должны были стать новыми архитектурными доминантами столицы. Высотка строилась в два захода — до Великой отечественной войны в 1938–1940 гг и после в 1948–1952 гг. Авторами проекта были архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский, а главным инженером — Л.М. Гохман.
Жилой комплекс на Котельнической — это настоящий «город в городе», центром которого является главный корпус в 32 этажа. Его высота вместе со шпилем составляет 176 метров, таким образом дом на Котельнической является третьим по высоте из семи высоток после главного здания МГУ и гостиницы «Украина». В боковых корпусах от 8 до 10 этажей. За домом скрывается тенистый, зеленый сквер с клумбами, пешеходным дорожками и фонтанами и собственный гаражный комплекс.
В знаменитой высотке на Котельнической продаются три квартиры. Рассматриваем каждую из них
Жилой дом на Котельнической набережной — одна из семи сталинских высоток в Москве. Она третья по высоте после Главного здания МГУ и гостиницы «Украина». В здании 32 этажа, высота центрального корпуса — 176 метров со шпилем. Дом был построен в 1952 году, это проект архитекторов Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского. Он расположен на месте слияния Яузы и Москвы-реки.
В здании 32 этажа, высота центрального корпуса — 176 метров со шпилем
Фото: Олег Федоров / CHITA.RU
В элитном советском небоскребе жили Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Фаина Раневская, Нонна Мордюкова, Александр Ширвиндт, Людмила Зыкина и множество других деятелей искусства и науки. По слухам, здесь владели квартирами бывший первый зампредседателя правительства РФ Игорь Шувалов и миллиардер Владимир Лисин.
Виды из окон на Москву-реку и Никольскую церковь
Высотка на Котельнической появлялась в фильмах «Покровские ворота», «Брат-2» и «Стиляги», здесь же снимали интерьеры квартиры профессора Тихомирова из фильма «Москва слезам не верит». Из окон дома (в зависимости от стороны, на которой они расположены) отлично просматриваются Никольская церковь, Москворецкая и Кремлевская набережные, парк «Зарядье», Собор Василия Блаженного и сам Кремль. Во время проведения парада 9 Мая жителям высотки четыре часа рекомендовали не открывать окна и не выходить на балконы.
Парадный вход в здание
На сайтах по продаже недвижимости сейчас совсем немного предложений именно из этого дома (его адрес — Котельническая набережная, д. 1/15). Жилье здесь, даже несмотря на его сумасшедшую стоимость, покупают довольно быстро. Рассказываем о трех квартирах, которые продаются в высотке на Котельнической прямо сейчас.
Вариант первый: роскошный ( рублей)
Трехкомнатная квартира расположена на пятом этаже высотки. Ее площадь — 96 квадратных метров. Есть гардеробная и два санузла. Высота потолков — 3,4 метра. Продавец рассказывает, что «двери, ручки, наличники, плинтусы, окна, книжные встроенные шкафы являются точными копиями исторических оригиналов. Восстановлена и реставрирована вся лепнина». Гостиная (в ней три больших окна) и столовая объединены проемом с раздвигающимися стеклянными дверьми.
Вариант второй: попроще (90 млн рублей)
Четырехкомнатная квартира расположена на пятом этаже. Ее площадь — 132 квадратных метра. Она находится в центральном подъезде, окна выходят на Кремль. Недавно закончен ремонт. Внутри всё очень лаконично: паркет, много дерева, современная мебель. Есть два санузла — гостевой и большой, с ванной.
Вариант третий: бюджетный (23 млн рублей)
Двухкомнатная квартира с нестандартной планировкой расположена на этаже. Ее площадь — 53 квадратных метра. Потолки — невысокие. Круглые окна выходят в сторону Кремля. Внутри вообще нет отделки — квартира по сути продается с голыми стенами. По словам продавца, она «хорошо подходит под кабинет или творческую мастерскую».
Ранее MSK1.RU рассказывал о том, как выглядели хрущевки в Москве полвека назад — в объективе американского историка. Смотрите наш фоторепортаж из исчезающего района Северное Измайлово, который скоро снесут по программе реновации. Мы также писали о продаже самой дешевой студии в Москва-Сити — на этаже башни «Федерация» (но есть нюанс), а наш эксперт оценил внешний вид пяти «реновационных» новостроек в разных частях Москвы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
Как живется в высотке на Котельнической набережной
С 2018 года я снимаю квартиру в высотке на Котельнической набережной в Москве.
Квартиры в этом здании считаются историческими: потолки здесь по 3,5 метра и украшены лепниной, а из окон открывается вид на Москву-реку и Яузу. Ходят слухи, что в доме живут много знаменитостей, а простому смертному сюда и не попасть. Но я не знаменитость и все равно здесь поселился.
Расскажу, как мне это удалось и какие плюсы и минусы у легендарной высотки. А еще поделюсь, кто же на самом деле мои соседи.
Главные новости — в нашем Телеграме
Что это за высотка
В Москве семь сталинских высоток, и моя — одна из них. Она находится в устье Яузы, где та впадает в Москву-реку.
Высотка состоит из нескольких корпусов. Я живу в главном — в нем 32 этажа. От него, как три луча, расходятся три боковых корпуса пониже, а от двух из них идут еще длинные 8—10-этажные крылья — они «смотрят» в сторону Кремля. Одно лежит на набережной Москвы-реки , а второе — на набережной Яузы.
Высотку строили с 1938 по 1952 год с перерывом на Великую Отечественную войну. Прообразом дома было Муниципальное здание Манхэттена в Нью-Йорке. Я видел его вживую: оно и правда похоже на мою высотку, но она намного помпезнее.
Дом на Котельнической построен в стиле сталинского ампира: это монументальное строение, облицованное розовым гранитом и керамическими блоками.
На фасаде много барельефов и горельефов на советскую тематику: здесь и счастливые советские граждане, и цветы, и знамена, и колосья как символ изобилия в СССР. А центральный корпус увенчан шпилем с золоченой звездой с серпом и молотом и украшен скульптурами советских рабочих.
В 2016 году фасад высотки отреставрировали, и сейчас она выглядит почти так же, как сразу после строительства.
Первые квартиры в высотке начали сдаваться в 1953 году. Они были с дорогим и красивым ремонтом: потолки украшала лепнина, а на полу лежал паркет. Мебель и техника тоже были самыми современными, только вот передвигать их жильцам запрещали. Говорят, это потому что в квартирах была прослушка, но точно никто не знает.
Я слышал, что квартиры в высотке распределяли по принципу «в нашем доме будут жить наши люди». В итоге их получали важные партийные деятели, сотрудники НКВД, видные работники культуры, а иногда и обычные люди. В разное время здесь жили режиссер Иван Пырьев, актрисы Нонна Мордюкова и Фаина Раневская, писатель Константин Паустовский, композитор Никита Богословский, балерина Галина Уланова, поэты Александр Твардовский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Роберт Рождественский.
Теперь многие квартиры здесь просто сдаются. В одной из них поселился и я — рассказываю, как это получилось.
Как я поселился в этой высотке
Еще пять лет назад я жил с женой в частном доме. Он был большой и современный, но находился за городом, в 30 километрах от Москвы, и мне это немного не нравилось. Вот когда я уезжал за границу, всегда снимал жилье в центре города. Люблю, когда можно выйти из дома и почти везде дойти пешком.
Поэтому, когда в 2018 году я развелся, то стал искать жилье внутри Садового кольца. Хотел пожить в центре Москвы и испытать то же ощущение, что и за рубежом. Еще мне были важны высокие потолки: у нас были такие в загородном доме и меня это сильно разбаловало.
Бюджет не позволял мне снять отдельную квартиру, и я искал комнату. Про жилье в высотках тогда не думал: мне казалось, что оно очень дорогое. Но однажды наткнулся на объявление в группе Flats for friends: кто-то срочно искал соседа в комнату в двухкомнатной квартире. И она была в высотке на Котельнической.
Я просмотрел квартиру, пообщался со вторым жильцом, и мне все понравилось. Будущий сосед обещал поговорить с другими претендентами и окончательно решить, с кем ему жить. Но уже через три дня написал, что я самый адекватный, и пригласил переехать. Так я и поселился в высотке.
Первые полтора года я жил в квартире с соседом: он в одной комнате, а я — в другой. На тот момент мы вдвоем платили за квартиру 70 000 Р . Потом он съехал, и я не стал искать нового соседа, а снял всю квартиру один. В 2020 году я уже мог себе это позволить. Сумму нынешней аренды я раскрыть не могу — об этом у нас есть договоренность с владельцем.
Я фотограф — поставил в гостиной фон, свет, стол и стал снимать дома, а не в студии. Так убедился, что квартира очень располагала людей: можно было выпить чаю, послушать музыку. Поэтому я не пожалел, что стал снимать ее без соседей.
Кто хозяин моей квартиры
Я впервые увидел хозяина своей квартиры спустя два месяца после того, как заселился. Он оказался очень интеллигентным человеком, ему около 80 лет. Насколько я знаю, квартиру получила его мама, когда власти СССР распределяли жилье для научных сотрудников. Не знаю, в чем она специализировалась, но в шкафах много литературы конца 19 века на английском, французском и немецком языках.
До пандемии хозяин квартиры приходил раз в месяц, чтобы списать показания счетчиков или просто поболтать. Его визиты меня не напрягали: он очень интересный и приятный в общении человек. А как-то он подарил мне на день рождения академический стол, который уже стоял в квартире.
Несколько раз он приносил мне книги, а спустя месяц мы вместе их обсуждали. Еще он всегда спрашивал, когда мне удобно, чтобы он пришел, и подстраивался под это время. Но сейчас мы не видимся: с тех пор, как началась пандемия, общаемся только через «Вотсап» и электронную почту.
Я стараюсь лишний раз не беспокоить владельца квартиры. Если в ней что-то ломается, чиню это сам: после жизни в загородном доме я многое умею. Например, как-то я полностью поменял подводы для воды в ванной, а до этого менял на кухне кран.
Хозяин квартиры тоже всегда идет мне навстречу. Когда я спросил, можно ли перекрасить стены, он не отказал, а обещал подумать, но потом началась пандемия, и мне стало не до этого. Зато когда я спросил, можно ли сверлить стены и вешать картины, он сразу был не против. Он понимает, что мне в его квартире комфортно и я хочу жить в ней долго. Поэтому, если я готов ее улучшить, для него это только плюс.
У нас доверительные отношения и в плане счетов за коммунальные услуги. Платежки приходят владельцу квартиры, и он просто присылает мне сумму, которую надо заплатить. В среднем выходит около 5000 Р в месяц. Дополнительно я плачу по 500 Р за интернет.
Кто мои соседи
Как и владелец моей квартиры, многие другие собственники тоже здесь не живут. Например, в моем центральном корпусе часть квартир сдана под офисы. На них нет никаких вывесок, поэтому я не знаю, что за компании там находятся. Но иногда мимо меня проходят интересные персонажи будто бы из 1990-х . К примеру, однажды я видел на мужчине малиновый пиджак.
Насколько я знаю, большинство жилых квартир находятся в крыльях высотки. Хотя на моем этаже еще как минимум две из четырех квартир точно не сдаются под офисы. До пандемии из одной часто выходила пожилая пара. Я здоровался с ними и спрашивал, не нужна ли им моя помощь. Но они оказались очень закрытыми и никогда ни о чем не просили.
В другой квартире жила женщина, настолько старенькая, что порой не могла найти свою дверь, и я ей помогал. Но в последнее время ее не видно.
Ходят легенды, что в высотке живут много знаменитостей. Отчасти это правда: как-то я видел интервью с артистом эстрады Ефимом Шифриным — он стоял на балконе в высотке и говорил, что здесь его квартира. Еще я знаю, что здесь живут ребята из кооператива «Черный» и парень, который собирает машины и появляется на их вечеринках. Я постоянно вижу во дворе его старые Ягуары и Мерседесы.
Но за четыре года я ни разу лично не встречал известных людей или не осознавал, что передо мной знаменитость. Возможно, дело в том, что дом огромный: в нем 700 квартир. И встретить здесь кого-то конкретного очень сложно.
Дальше расскажу, как попасть в дом и как выглядят мои подъезд и квартира.
Как попасть в дом
Во дворе дома установлен шлагбаум, чтобы люди не использовали его как бесплатную парковку. А так в парке во внутреннем дворе часто гуляют прохожие. Еще во дворе и на первом этаже много камер: только у входа я насчитал не меньше четырех. Но несмотря на камеры, в центральный корпус может попасть кто угодно. Ведь вход в него один, и на нем нет домофона: так сложилось исторически, на других подъездах он есть. Так что дверь почти всегда открыта.
Чтобы в дом не проходили зеваки, на первом этаже дежурят консьержи. Я видел около десяти: молодых, пожилых, мужчин и женщин. Думаю, они все живут в нашем доме. Некоторым понадобился целый год, чтобы запомнить, что я тоже здесь поселился.
Когда ко мне приходят гости, консьерж спрашивает у них номер квартиры и мою фамилию. А затем просит подойти к нужному лифту. Если гость не ответит на вопросы, консьерж может вызвать сотрудников ЧОПа: они сидят в одном из подсобных помещений, которых в здании немерено. Но на моей памяти до этого не доходило.
Один раз ко мне пришел знакомый с двумя высшими образованиями, но кавказской внешности. Видимо, он показался консьержу подозрительным. Тогда тот просто поднялся ко мне в квартиру вместе с гостем и проверил, действительно ли он пришел ко мне. А вот курьеров консьержи пропускают без проблем и даже объясняют им, куда идти.
Конечно, консьерж может отойти в туалет, и иногда в это время кто-то проскакивает в подъезд. Например, в солнечные теплые дни в дом часто пытаются попасть туристы. Так что в это время консьержи включают магнитный замок. Прежде чем открыть дверь, смотрят на посетителя через окно: если человек не уходит, то открывают и спрашивают, к кому он.
У жильцов нет ключей от этого замка — как-то ночью мне пришлось звонить консьержу и ждать, когда он откроет дверь.
Мой подъезд
Чтобы пройти в мой подъезд, нужно открыть красивые, но тяжелые двери. Когда меня навещает мама, то открывает их с трудом. К счастью, здесь принято придерживать двери, если видишь других жильцов.
Центральное фойе ухоженное и аккуратное. На потолке сохранилась мозаика, а на стенах — лепнина и мрамор. В 2016 году их отреставрировали. Думаю, если бы дом был музеем, то можно было бы сделать еще лучше, но и сейчас все выглядит отлично.
Через мой подъезд можно попасть в другие корпуса только на лифте: по лестницам это невозможно, потому что все переходы забаррикадированы. Так что их жильцы пользуются отдельными входами и своими лифтами.
Всего в подъезде десять лифтов, а на этажи боковых корпусов ведут шесть. Все лифты новые, но, как и везде, периодически ломаются. Зато в них играет музыка — классическая или мелодия из «Крестного отца».
Я же живу невысоко и предпочитаю пользоваться лестницами.
Моя квартира
Планировка. Моя квартира находится на одном из нижних этажей центральной части высотки. В ней высокие потолки — по 3,5 м, большая гостиная площадью 24 м² и спальня 18 м². Между комнатами есть дверь, плюс в них можно попасть из прихожей. Так что когда я говорю по телефону, то хожу в квартире по кругу.
Гостиная и спальня прямоугольные, а вот кухня в форме многоугольника. Это минус: для нее сложно подобрать мебель. Ванная тоже неправильной формы, зато большая — около 6 м². Туалет примерно 1,5 м², в нем же находятся счетчики на воду.
Еще в квартире есть большая кладовка площадью 2 м². А в спальне и прихожей — два встроенных шкафа. Но я не знаю, были ли они с самого начала или их установил хозяин квартиры.
За пределами квартиры есть еще две кладовки. В одной находятся домовые коммуникации, поэтому ее нельзя закрывать на ключ. Я прошу курьеров класть туда посылки, чтобы они не оставляли их прямо перед входом. А вторую кладовку я заполняю своими вещами и закрываю.
Ремонт. В квартире сделан бережный ремонт — например, сохранилась лепнина на потолке. Но в целом отделка — что-то среднее между современной и «бабушкиной». Здесь оциклевали и покрыли лаком паркет, а межкомнатные двери хозяин заменил на новые: старые были из массива, а эти — из более тонкого материала.
Но видно, что квартиру ремонтировали, чтобы сдавать. Например, как-то я зашел на сайт «Леруа Мерлена» и включил фильтр, чтобы сначала увидеть самые дешевые товары. Среди них оказалось несколько материалов из моей квартиры.
Во время капремонта дома в квартире поменяли стеклопакеты. Снаружи они выглядят как деревянные, чтобы не нарушать архитектурный облик здания. Но внутри — самый дешевый пластик. Даже когда окна закрыты, из щелей дует.
Мебель и техника. Когда я въехал, из нового в квартире были только кровать и прикроватные тумбочки. А все остальное — старое. Всю мебель надо реставрировать, но пока я только подкручиваю где-то дверцы.
Из техники здесь было все необходимое: холодильник, электрическая плита, духовка, посудомоечная машина, пылесос. Я заменил только стиральную машину: мне нужна была с сушкой. А телевизор убрал в шкаф и больше никогда не доставал.
Инфраструктура
Дом на Котельнической набережной задумывался как «город в городе», и его можно было вообще не покидать. Сейчас на территории по-прежнему есть все необходимое: зеленый двор для прогулок, подземная парковка под двором, «Пятерочка», почта, кинотеатр.
Двор высотки — это мини-сквер с клумбами. Но мне больше нравится не гулять там, а бегать вдоль набережной Яузы. На ней почти никогда нет людей, а если правильно выбрать время, то и машин бывает немного.
За продуктами я хожу в «Пятерочку». Она необычная: с восьмиметровыми потолками, огромными люстрами и лепниной. И именно она больше всего удивляет моих гостей. В центре Москвы чаще видят супермаркеты вроде «Азбуки вкуса», а тут — «Пятерочка». С низкими ценами, просроченными продуктами, классическим обслуживанием и бабушками из ближайших районов. Меня это не смущает, но во дворе я часто вижу курьеров как раз из «Азбуки вкуса». Думаю, многие мои соседи заказывают продукты там.
Из интересного в нашем здании находится кинотеатр «Иллюзион» — раньше он назывался «Знамя». Говорят, в советские годы только там можно было посмотреть фильмы без цензуры. А теперь там показывают и обычные современные фильмы, и архивные, и документалку. Например, недавно шел фильм про актрису Любовь Орлову. Билеты стоят от 300 до 1500 Р в зависимости от фильма, времени сеанса и зала. Самые дорогие места — в вип-залах.
Транспортная доступность
У моего дома отличная транспортная доступность: до станции метро «Таганская» всего 14 минут пешком, до «Китай-города» — 16 минут. Еще рядом находятся автобусные остановки «Швивая горка» и «Котельническая набережная».
На автобусе С755 можно добраться от моего дома до Софийской набережной возле Кремля, храма Христа Спасителя на «Кропоткинской», Новодевичьего монастыря, стадиона «Лужники» и Воробьевых гор. А автобус С856 идет аж до Коломенского и до Нагатинского затона.
Если перейти Астаховский мост и обойти Устьинский сквер, попадете на трамвайную остановку. Там останавливается трамвай № 39: на нем можно доехать до Чистых прудов, а по пути посмотреть Яузский и Покровский бульвары. А если ехать в другую сторону, доберетесь до Серпуховского вала и метро «Университет».
Плюсы жизни в высотке
Мне очень нравится моя квартира, и у меня прекрасные отношения с арендодателем. Но и у самого здания тоже много плюсов. Пусть это и наследие сталинской эпохи, но все-таки симпатичное. Мне приятно видеть свой дом из разных точек Москвы, и я рад, что отсюда можно дойти пешком в любую точку в центре. Так что автобусами и трамваями я пользуюсь редко.
В 2016 году во время капремонта здесь полностью заменили проводку и счетчики. Теперь, в отличие от других зданий сталинской эпохи, в моей высотке больше не выбивает пробки. Исключение — действительно опасные ситуации. Например, как-то ко мне приходил сантехник и случайно залил розетку водой. Тогда автоматы сработали.
Еще один плюс: это здание было первым в Москве, где сделали центральное отопление и горячее водоснабжение от городской теплосети. Летом у нас никогда не отключают воду, поскольку, как мне кажется, всегда есть вариант ремонта труб без полного перекрытия.
Но у высотки на Котельнической есть и минусы. Рассказываю о них подробнее.
Минусы жизни в высотке
Плохая шумоизоляция, потому что между этажами деревянные перекрытия. Подо мной никто не живет, а соседи сверху напоминают историю из мема: они делают все, что только можно, и я отчетливо это слышу. А если они ставят на пол колонки, то я могу угадать мелодию с трех нот. Я даже легко отличаю, когда они ходят на каблуках, когда в тапках, а когда босиком.
Расположение коммуникаций. Водные коммуникации идут внутри стен между квартирами. Часто их прорывает, и тогда заливает стены. Правда, когда такое происходит, я звоню в управляющую компанию и она быстро все ремонтирует.
Пыль. Мои окна выходят во двор, а не на проезжую часть, но в них все равно залетает много пыли, особенно летом. Думаю, это потому что дом в центре Москвы и у меня низкий этаж. Бороться с пылью помогают воздухоочиститель и робот-пылесос. Но когда я мою москитные сетки, с них стекает черная вода.
Насекомые. В центральном корпусе нет мусоропроводов — я выношу мусор во двор. Поэтому и тараканов здесь нет: я вижу их только во время дезинсекции в подвале. Видимо, они приходят к нам умирать. Неприятно только, что они не привычных размеров, а длиной по 2—3 см .
Но я слышал, что в крыльях здания мусоропроводы не только есть, но и находятся прямо в кухнях. Многие жильцы их заварили, но, по слухам, тараканов там видят гораздо чаще.
Перебои с мобильной связью есть на всех нижних этажах. Это связано с тем, что во дворе у нас Швивая горка, а с другой стороны — толстая стена. Поэтому чаще всего я созваниваюсь с кем-то через мессенджеры: подключаю телефон к вайфаю.
Сквозняки. Высотка находится на берегу двух рек и по форме напоминает колодец. Поэтому тут всегда сильный ветер. И если в жару это приятно, то зимой дойти до подъезда — то еще испытание.
Если открыть в моей квартире и дверь, и окна, то с подоконников улетит все, вплоть до цветов. И чем выше этаж, тем сильнее ветер. Однажды знакомая с верхнего этажа позвала меня в гости. В тот вечер кто-то из других гостей необдуманно открыл и входную дверь, и балкон одновременно. В итоге получился настоящий ураган.
Плюс у сквозняков только один: если на кухне что-то сгорело, можно быстро избавиться от запаха.
Солдаты во время майских праздников. Когда в мае идут репетиции парада, автобусы с войсками часто останавливаются возле высотки. Солдаты дежурят вокруг здания с собаками и пулеметами, и я чувствую себя как в оккупации. Это странные ощущения: просыпаться, выходить из дома и видеть сотню военных в камуфляже.
К счастью, они не обращают внимания на жильцов. Только один раз я нес много фотооборудования, и меня спросили, куда я иду. Я ответил, что домой. Когда мне не поверили, я предложил пройти со мной. От меня сразу отстали.
Много посторонних. Несмотря на старания консьержей, в парадной иногда можно встретить экскурсионные группы. А порой, чтобы выйти из дома, приходится ждать, пока снаружи снимут сцену кино или сериала. Например, недавно высотка появилась в фильме «Последний богатырь — 3». Съемки шли несколько лет назад.
Мне это неудобно: чаще съемки проходят, когда я куда-то спешу и опаздываю. Но я сам работаю в сфере продакшена, поэтому отношусь к этому с пониманием.
Еще во время выборов в холле высотки открывается избирательный участок, и в это время там тоже много посторонних. Правда, в эти дни нас охраняет Росгвардия, на стол ставят пироги, а на входе работает металлический детектор.
Стоимость квартир. Двушки в высотке стоят от 25 до 47 млн рублей в зависимости от ремонта и площади.
В итоге
Пока я не собираюсь переезжать из высотки на Котельнической набережной. Для меня ее плюсы перевешивают минусы, а в моей квартире мне удобно и жить, и работать.