Храмы на Ваганьковском кладбище
Храм был заложен в 1819 году вместо обветшавшего первоначального деревянного храма святителя Иоанна Милостивого, построенного в 1773 году, на месте которого была сооружена и находится по сей день часовня-ротонда. Над проектом работал архитектор Афанасий Григорьев. Строительство осуществлялось на средства купцов Болотновых и продолжалось на протяжении 12-ти лет.
Главный престол храма был освящён 26 сентября 1831 года святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским, в честь Обновления (освящения) храма Воскресения Христова во Иерусалиме. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением Словущим» и означает, что он «словет», или «слывет», Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова. Престолы приделов трапезной части храма были освящены в 1824 году в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (южный), и мученицы Акилины (северный).
Архитектурный стиль храма Воскресения Словущего – «зрелый ампир» ‑ стиль, завершивший эпоху русского классицизма в архитектуре. Четверик храма венчает купольная световая ротонда с небольшим глухим барабаном. С запада к нему примыкают трапезная и высокая трехъярусная колокольня. Фасады отличаются характерной для ампира сдержанностью в трактовке деталей. Боковые фасады приделов акцентированы четырехколонными тосканскими портиками из белого камня. Вход оформлен двухколонными белокаменными портиками «в антах». Ордерная тема продолжена в обрамлении окон. Прямоугольные проемы вписаны в арочные ниши и фланкированы ионическими колоннами, поддерживающими легкие антаблементы. Архитектурный ансамбль храма является объектом культурного наследия.
В 1864 году храм Воскресения Словущего был расширен за счет пристройки еще двух приделов к главному алтарю. Северный придел был освящен в честь святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, а южный — в честь преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского.
Храм никогда не закрывался. Даже после революции 1917 года он остался открытым для верующих. В 1922 году в рамках программы изъятия церковных ценностей большевики национализировали более 18 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. С 1922 по 1944 годы храм находился в руках обновленцев. В 1945 храм был возвращен Московской Патриархии.
В настоящее время при храме действует воскресная школа: детская группы и «дискуссионный клуб» для взрослых. Открыта трапезная для паломников. Проводятся огласительные беседы перед таинствами Крещения и Венчания.
СВЯТЫНИ ХРАМА
Иконы с частицами святых мощей: святителя Николая Чудотворца, святителя Иоанна Милостивого (в алтаре главного придела), святителя Луки Крымского и мч. Авраамия Болгарского.
Мощевик с частицами святых мощей Оптинских старцев.
Икона Божией Матери «Взыскание погибших», афонская икона Божьей Матери «Всецарица».
Скульптурный деревянный образ главы честного славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Чтимая икона святителя Николая в приделе свт. Иоанна Милостивого.
Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мантии (в алтаре главного придела).
Икона преподобного Зосимы Ворбозомского.
Икона блж. Матроны Московской с частицей гроба.
Икона Новомучеников Ваганьковских
Икона с изображением святых, в честь которых освящены приделы храма Воскресения Словущего.
Храмовая икона Обновления (освящения) храма Воскресения Христова во Иерусалиме.
Икона священномученика Неофита (Любимова) – настоятеля Ваганьковского храма с 1902 по 1914 гг.
БОГОСЛУЖЕНИЕ
Богослужения совершаются ежедневно. В будни и по субботам начало в 8.00, по воскресным дням – в 9.00 водосвятный молебен, в 9.30 часы, в 10.00 Божественная Литургия. Ежедневно после Литургии совершается Панихида (кроме дней, когда поминовение усопших не совершается по Уставу). В период с Димитриевской Родительской субботы по день Пятидесятницы по воскресным дням ранняя Божественная Литургия в 7.00 в приписном храме апостола Андрея Первозванного. По Родительским субботам (включая малые Родительские в период Великого поста) ранняя Божественная литургия в 7.00 в приделе прп. Феодора Сикеота, поздняя Литургия в главном приделе в 10.00.
Воскресное всенощное бдение по субботам в 16.00. Накануне дней памяти особо чтимых святых, икон Богоматери и великих праздников совершается Всенощное бдение в 17.00.
Каждую субботу (кроме периода Великого поста) в 15.30 совершается молебен перед чтимой иконой святителя Луки Крымского с частицей его святых мощей.
По воскресным дням (кроме дня Святой Пасхи и Антипасхи) в 12.00 совершается панихида у могилы протоиерея Валентина Амфитеатрова (21-й участок Ваганьковского кладбища).
Храм апостола Андрея Первозванного (приписной к храму Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище)
Адрес: 123022, Москва, улица Сергея Макеева, 15с2
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1824 году на Ваганьковском кладбище при храме Воскресения Словущего была построена богадельня и церковно-приходская школа. Позже, в 1916 году, школа была перестроена в храм, который освятили в том же году в честь святого апостола Андрея Первозванного. Эта церковь является единственным храмом Андрея Первозванного, построенным в Москве до революции.
С 1922 года, когда главный храм Воскресения Словущего был захвачен обновленцами, по 1924-25 гг. Андреевский храм стал прибежищем для духовенства Патриаршей Церкви. К 1925 году храм закрыли. Сначала в здании церкви размещалось общежитие, затем — различные кладбищенские службы. В советское время оба флигеля Ваганьковского кладбища были взяты под государственную охрану. В начале лета 1989 года было решено передать здание Русской Православной Церкви. Реставрационные работы продолжались в течение трёх месяцев и уже 21 октября 1989 года храм был освящён архиепископом Зарайским Алексием (Кутеповым).
СВЯТЫНИ ХРАМА
Икона свт. Алексия, митроп. Московского, и апостола Андрея Первозванного с частицей его св. мощей.
Иконы Божией Матери: «Умиление» Ярославская, Тихвинская, Смоленская, Феодоровская, Аравийская или Арапетская «О, Всепетая Мати».
Икона преподобного Сергия Радонежского (устроена в память о Сергии Васильевиче Обидине, скончавшемся 30 сентября 1889 года и погребенном на Ваганьковском кладбище).
Икона свт. Николая Чудотворца (в притворе, ростовая, прежде была на внешней стене Никольского придела Храма Воскресения Словущего).
БОГОСЛУЖЕНИЕ
В храме апостола Андрея Первозванного совершаются ранние Божественные Литургии в 7.00 по воскресным дням (за исключением летнего периода) и большая часть отпеваний в течение года. В день апостола Андрея Первозванного, 13 декабря, совершается Всенощное бдение (накануне в 17.00), Божественная Литургия и Крестный ход.
Храм великомученика Георгия Победоносца и священномученика Валентина Римлянина, пресвитера (крестильный, приписной к храму Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище)
Адрес: 123022, Москва, улица Сергея Макеева, 15с2
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Храм Вмч. Георгия Победоносца и сщмч. Валентина пресвитера был сооружен в историческом здании воскресной школы и богадельни при храме Воскресения Словущего. Освящен в 1991 году. Чин освящения совершил Первый Викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, митрополит Истринский Арсений.
В 2003 году в храме был сооружен мраморный баптистерий для совершения Таинства Крещения взрослых полным погружением.
СВЯТЫНИ ХРАМА
Икона Пророка Илии в старинном киоте.
Икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в старинном киоте.
БОГОСЛУЖЕНИЕ
В Георгиевском храме совершается Таинство Крещения. В дни памяти вмч. Георгия Победоносца (6 мая) и сщмч. Валентина Римлянина, пресвитера (19 мая), совершается Всенощное бдение (накануне в 17.00), Божественная Литургия и Крестный ход.
ДУХОВЕНСТВО
Игумен ПЕТР (Еремеев Руслан Николаевич), настоятель.
Родился 2 декабря 1973 года.
Образование: Московская Духовная Академия, кандидат богословия; Софийский Государственный Университет, доктор богословия.
06 декабря 1998 г. рукоположен в иеромонаха.
13 июня 2013 г. назначен настоятелем и председателем Приходского совета храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.
Протоиерей Михаил Вячеславович МЕЛЬНИКОВ.
Родился 6 марта 1961 года
Образование: Московская Духовная семинария.
12 февраля 1985 года рукоположен в сан диакона.
25 декабря 1989 года рукоположен в сан иерея.
Протоиерей Сергий Васильевич СЕКРИЙ.
Родился 6 июня 1978 года.
Образование: Московская Духовная академия, кандидат богословия.
18 января 2003 года рукоположен в сан диакона.
16 июня 2003 года рукоположен в сан иерея.
Иерей Сергий Иванович МАТЮШИН.
Родился 4 марта 1974 года.
Образование: Московская Духовная академия, кандидат богословия.
18 января 2000 года рукоположен в сан диакона.
21 июля 2005 года рукоположен в сан иерея.
Диакон Герман Васильевич ДЕМИДОВ.
Родился 25 сентября 1973 года.
Образование: Московская Духовная академия, кандидат богословия.
15 марта 2013 года рукоположен в сан диакона.
Диакон Владимир Сергеевич ПРАВДОЛЮБОВ.
Родился 9 марта 1983 года.
Образование: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, магистр богословия.
9 октября 2011 года рукоположен в сан диакона.
СХЕМА ПРОЕЗДА
Проезд до ст. метро «Улица 1905 года», первый вагон из центра, далее по ул. Большая Декабрьская до пересечения с ул. Сергея Макеева, проход через главный вход на территорию Ваганьковского кладбища.
Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище
Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище обладает мощной энергетикой, в нем проводят отпевания умерших, поминальные службы, соборование, но не делают крещение и венчание. Светлый и уютный храм верующие посещают, чтобы поставить свечи, заказать панихиду за упокой родных и близких, почтить память многих знаменитых людей, погребенных в некрополе.
Как строился Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском святом кладбище
Строительство храма Божиего Воскресения на Ваганьковском старом кладбище по плану архитектора Афанасия Григорьева началось в 1819 году. Купцы Болотновы 12 лет жертвовали средства на возведение церкви на Ваганьково. Святыню заложили в восточной части кладбища неподалеку от сооруженной в 1773 году церкви святителя Иоанна Милостивого. Постройка здания была закончена к осени 1831 и митрополит Филарет (Дроздов) провел обряд освещения. Божий храм назвали в память освящения церкви святого Воскресения Христова в Иерусалиме в IV веке.
Строительство вели в лидирующей манере позднего классицизма. Главенствующую часть завершает освещенная благодаря окнам ротонда и округлый купол с вознесшимся крестом. С западной стороны пристроены трапезная и устремленная ввысь колокольня с тремя ярусами.
В центральной части Ваганьковского городского кладбища портал обрамляют двухколонные белокаменные галереи. Ортогональные отверстия окон сооружены в форме ниш и обрамлены ионическими колоннами, на которые опираются легкие перекрытия.
В 1864 году к центральному алтарю храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище добавили две пристройки. Одна посвящена памяти прежнего Баженовского храма в честь святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, а вторую освятили преподобному Феодору Сикеоту, епископу Анастасиупольскому.
Духовная жизнь при храме Воскресения Словущего на Ваганьковском приходском кладбище
Храм прежде освящался 26 сентября 1831 года и ежегодно он отмечает свой праздник — Пасхальное богослужение, которое никогда не прерывалось. После революционных событий храм не закрывался, а начиная с 1944 он собирает общину из прихожан ликвидированных московских приходов.
Похороны на месте Ваганьковском старом кладбище при храме святого Воскресения почти не проводят, церковный приход и духовенство составляют списки, почивших в некрополе.
Поминальную панихиду совершают в дни памяти погребенных: в день рождения и кончины. Приходом постоянно ведется розыскная работа по воскрешению имен и биографий похороненных людей. В памятные дни клир приглашает к участию в богослужениях и поминкам по умершим бывших сослуживцев, отправляет письма с приглашением принять участие в литургии, совершающейся на местах погребений, родственникам и близким. В храме блаженного Воскресения на Ваганьковском городском кладбище проводится общая панихида, но по просьбе родных персональный молебен отправляется на могилу погребенного. Священник беседует с приглашенными, подсказывая, как важно хранить в памяти светлый облик умершего, соблюдать традиции постоянного моления о нем.
При приходе работает воскресная школа, дискуссионный клуб, проводят образовательные встречи, можно ознакомиться с расписанием православных экскурсий по кладбищу. В 2018 году здание возвратили в ведение Русской православной церкви.
Известные священнослужители церкви Воскресения Словущего
Среди огромного количества захоронений некрополя есть такие, к которым постоянно идут посетители. Приходят поклониться протоиерею Валентину Амфитеатрову. Его могила затерялась среди воинских братских могил времен Великой Отечественной войны. Ему установлены два креста: каменный и деревянный. Под каким из них покоится тело священнослужителя неизвестно, но православные паломники постоянно посещают оба с надеждой на его помощь.
Почитают прихожане захоронение на Ваганьковском городском кладбище при храме святого Воскресения блаженного Николая. Праведник стал юродивым ради веры и на собранные деньги кормил семьи нескольких бедных человек.
На Ваганьковском святом кладбище при церкви Божиего Воскресения находятся могилы православного духовенства:
- настоятеля кремлевского Успенского собора протопресвитера Николая Любимова;
- великого архидиакона Константина Розова;
- архиепископа Макария Можайского (Диева);
- костромских епископа Арсения (Крылова);
- архиепископа Доната (Щеголева).
В 2004 году на Ваганьковском приходском кладбище при церкви Воскресения была похоронена профессор Валентина Ильинична Пузик, советский ученый в области фтизиатрии, тайно служившая схимонахиня Игнатия. Принявшая монашество, она всю трудовую деятельность усиленно боролась за здоровья граждан, рассматривала свою работу как послушание.
На Ваганьковском святом кладбище при церкви Воскресения расположена могила профессора Московской консерватории, православного композитора и знаменитого регента Павла Григорьевича Чеснокова.
Какое место занимает церковь Вознесения Словущего среди остальных православных храмов
Храм на Ваганьковском кладбище имел подвижническую жизнь, ему не мешали послереволюционные действия по борьбе с религией. Иерей Сергей Матюшин проводит паломнические экскурсии по территории некрополя, чтобы напомнить живущим о тех, кто посвятил свою жизнь вере.
Для свободного посещения выставлены:
- Частица туфли от святителя Спиридона. Святыня в церкви блаженного Воскресения доступна каждому посетителю, православный верующий может преклониться, произнести молитвы о здравии, обратиться за заступничеством в жизненных затруднениях.
- Икона Смоленской Божией Матери.
- Надгробная икона преподобного Зосимы Ворбозомского. На ней святой изображен в полный рост, до этого образ располагался над местом упокоения.
- Частицы мощей апостола Андрея Первозванного и мученика Андроника, находящиеся на престольном кресте.
- Частица святых мощей архиепископа луки Крымского (Войно-Ясенецкого) закреплена в особо почитаемой иконе храма, располагается на Ваганьково постоянно.
Храмовая икона новомучеников Ваганьковских расположена в окладе в главной части храма Божиего Воскресения.
На изображении воссозданы лики:
- священномученика епископа Прилуцкого Василия (Зеленцова);
- преподобномученика иеромонаха Макария (Моржова);
- монаха Дионисия (Петушкова);
- священномученика диакона Николая Аристова;
- мученика Петра Юдина;
- мученика Игнатия Маркова.
Во времена гонений их расстреляли, затем они были погребены в совместном захоронении на Ваганьковском кладбище при храме святого Воскресения. Здесь изображен образ священномученика протоиерея Неофита (Любимова), служившего настоятелем храма Воскресения в 1903-1914 гг.
Как добраться к храму Воскресения Словущего на Ваганьковском старом кладбище
Церковь на Ваганьковском приходском кладбище располагается по официальному адресу:
123022, г. Москва, ул. Сергея Макеева, 15.
Часы работы церкви Воскресения: ежедневно 8:00–17:00.
метро »Улица 1905 года» первый вагон из центра
троллейбус 35, остановка Ваганьково.
Паломнические экскурсии: тел. +7 (916) 425-86-98
Полный перечень храмов и церковь
В комплексе Ваганьковского приходского кладбища при церкви Воскресения входят сооружения.
Храм Андрея Первозванного — единственная церковь, посвященная великому апостолу в дореволюционной России. Построенная по замыслу архитектора А.Григорьева, располагается по адресу: улица Сергея Макеева, дом 15. При возведении был флигелек, там находилась часовня, потом школа для прихожан. В 1916 году было проведено освящение перестроенного здания. Общество трезвости подарило икону апостола Андрея, в подвале оборудовали купель для совершения обряда крещения. Во времена безбожия храм закрыли, вернули его прихожанам в 1989 году. Идут службы, проводятся уроки православной культуры, просвещения и песнопения.
Напротив Ваганьковского кладбища при храме Божиего Воскресения расположена Армянская церковь, возведенная в 1808-1815 годах. Вокруг нее находится Армянское кладбище, которое считается филиалом Ваганьковского.
Армянская церковь на Ваганьковском кладбище расположена по адресу: г. Москва, улица Сергея Макеева, дом 12.
Храм святителя Николая на Трех Горах или в Новом Ваганькове — храм Русской православной церкви, находящийся по адресу: г. Москва, Нововаганьковский переулок, д. 9.
Сооружен реликварий с частицей мощей святого Николая Мирликийского, икона Чудотворца с частицей мощей, икона святой мученицы Татианы с частицей мощей, образ святого великомученика и целителя Пантелеймона.
В храме блаженного Воскресения на Ваганьковском старом кладбище существуют престолы в честь святителя Николая чудотворца и мученицы Акилины.
На Ваганьковском кладбище
До 60-х годов прошлого века Ваганьковское кладбище было крупнейшим в столице (в настоящее время оно меньше почти в 3,5 раза, чем Хованское). Появилось оно в 1771 году — одновременно с Рогожским кладбищем и по той же причине, что и Рогожское – для погребения умерших от чумы.
Здесь располагаются три храма: Воскресения Словущего, апостола Андрея Первозванного (единственный в столице, посвящённый этому апостолу), вмч. Георгия Победоносца, а также часовня во имя св. блгв. князя Александра Невского. Во время учёбы в светском ВУЗе в 70-е годы прошлого века, я неоднократно бывал в храме Воскресения Словущего. Любитель престольных праздников, я посетил тогда этот храм на все его престольные праздники (в храме их пять). Настоятелями в то время были прот. Николай Смирнов (я учился у него в Московских Духовных школах, где он преподавал историю Русской Церкви), и о. Валентин Парамонов (к нему я приезжал перед поездкой на его малую родину в Вологодскую область).
Вскоре после открытия Даниловой обители, когда в нём ещё не совершались Литургии, я побывал на службе в Воскресенском храме. Вдвоём с пономарём храма на колокольне устроили торжественный трезвон. Три года назад звонница была полностью обновлена, каждые четверть часа вызванивается красивая мелодия. Внутри храма есть две старинные иконы Богородицы – Казанская и Смоленская, частица мощей свт. Луки Крымского и другие святыни.
В 1916 году, незадолго до Октябрьского переворота, справа от входа на кладбище был устроен храм во имя св. ап. Андрея Первозванного – для отпевания усопших. Особенностью этого храма является то, что алтарь находится с северной стороны (по вынужденным обстоятельствам). В 1918 году в сентябре месяце настоятель храма прот. Неофит Любимов по обвинению в служении панихиды по свергнутому царю был расстрелян. Когда в храме обосновались обновленцы (власти отдали им на «окормление» кладбищенские храмы столицы, приписав их к храму Христа Спасителя, находившегося в руках обновленцев), «староцерковники» после это ещё пару лет служили в Андреевском храме.
На Ваганьковском кладбище рядом с храмом Воскресения Словущего в большей степени, чем у других кладбищенских храмов, погребено обновленческих деятелей: «архиепископ» Георгий Жук (его кафедра была здесь же; он из женатого духовенства – отец 18 детей), «архиепископ» Вениамин Муратовский (один из главных организаторов обновленческого движения), профессор С. Зарин (он написал магистерскую диссертацию об аскетизме, редактировал «Вестник» обновленческого Синода, в последние годы жизни был секретарём обновленческого «первоиерарха»), епископ Евдоким Мещерский (до уклонения в раскол он был ректором Московской Духовной академии, у обновленцев был «митрополитом») и др. В конце 1943 г. причты московских обновленческих церквей (кроме Пименовского) принесли покаяние в грехе своего пребывания в расколе. В настоящее время все храмы на Ваганьковском кладбище приписаны к Высокопетровскому монастырю.
В 20-30 годы множество захоронений духовенства, дворянства, купечества было уничтожено или осквернено. До Бутово и «Коммунарки» Ваганьково было основным местом погребения расстреливаемых в московских тюрьмах людей. Среди них епископ Василий (Зеленцов) (известна его критика Декларации митрополита Сергия), епископ Максим (Жижиленко) (около 2-х лет он возглавлял оппозицию «непоминающих» в Москве и области) и ещё ряд духовных лиц и мирян. Все они были причислены к лику святых (имеется икона Новомучеников Ваганьковских). Во время войны немало фашистских бомб попало на кладбище. В 1941-1942 гг. здесь появились захоронения погибших воинов и горожан.
Из погребённых на Ваганьково можно ещё вспомнить великого архидиакона Константина Розова (он умер в 1923 году от миокардита в возрасте 49 лет); настоятеля Успенского собора в Кремле протопресвитера Николая Любимова (+1924 г.); ближайшего помощника митрополита Николая (Ярушевича) архиепископа Макария (Даева) (+1960 г.). Из тех, кто погребён ближе к нашему времени – протоиерея Глеба Каледу (+1994 г.); протоиерея Александра Ветелева (+1976 г.); духовного писателя протоиерея Михаила Труханова (+2006 г.). Из мирян – церковного композитора П.Г. Чеснокова (+1944 г.), А.Ф. Лосева (монаха Андроника, +1988 г.); Н.С. Капчука (+2018 г.) — в 28 лет он стал старостой Богоявленского Елоховского собора и был в этом качестве 46 лет. Русских живописцев – В.А. Тропинина (+1857 г.) и В.И. Сурикова (+1916 г.), создателя знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля (+1872 г.). Конечно же, выдающегося русского поэта С.А. Есенина (+1925 г.) и В.С. Высоцкого (+1980 г.) (за свою жизнь он создал около тысячи песен; очередь, двигавшаяся ко входу Театра на Таганке попрощаться с актером, растянулась на 9 километров). Погребён Высоцкий на центральной площади некрополя (за это решение смотритель кладбища поплатился должностью). В красном углу в спальне певца на Малой Грузинской находилось несколько икон, в частности, Казанская и два восьмиконечных медных креста, Библия, молитвослов, церковный календарь. Есть данные, что Высоцкого крестил православный священник во время его поездки в Армению. На гранитном постаменте креста на могиле Игоря Талькова эпитафией выгравирована цитата из его песни: «И поверженный в бою, я воскресну и спою». Могила певца находится рядом с захоронением трёх погибших в августе 1991 года.
Наиболее известное захоронение на Ваганьково — отца Валентина Амфитеатрова. На месте его вероятного погребения установлен высокий восьмиконечный крест с голубцом. Таких крестов на кладбище мы больше не видели. В отличие от старообрядческих кладбищ, где под крестами такой формы стоящих рядами, погребены стар и мал, богатый и бедный, знатный и простец, здесь, на Ваганьково пестрота надгробий невообразима. На могилах известных деятелей отечественной культуры и спорта можно видеть их изваяния, на которых они читают книги, держат футбольные мячи, играют на музыкальных инструментах и т. д. Как — будто создатели этих изваяний действительно хотели увековечить своих кумиров, но как поётся в песне – «Нет на земле ничего постоянного…»
Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836 – 1908) был погребён рядом с любимой супругой Елизаветой (+ 1880 г.). К могилке пастыря-утешителя всегда стекался народ, и по его молитвам происходило множество исцелений и чудес. В одном из воспоминаний о праведнике мы читаем: «О. Валентин служит необыкновенно хорошо, говорит доходящие до сердца проповеди и с любовным вниманием вникает в чужое горе и радуется чужими радостями, как своими собственными».
У могилы о. Валентина Амфитеатрова я совершил заупокойную литию по старому чину, после чего с пришедшими прихожанами про себя помолился о благополучном разрешении судебной тяжбы в связи с покушениями на целостность нашей земли истцов из Дома на набережной. Помолились также у захоронений блаженных схимонахини Матроны, Митрофана и Николы.
Для поминальных трапез и вообще для всех желающих на территории кладбища действует обширная трапезная палата.
В храме св. вмч. Георгия устроен баптистерий. Спрашиваю сотрудницу – землячку, уроженку Донбасса: «Часто ли бывают крещения?» — «За последнее время крестили одного взрослого и одного младенца. Гораздо чаще бывают отпевания». Вспомнил, что на моей малой родине городе Артёмовске Луганской области за время «незалэжности» население уполовинилось – с 14500 человек до 7500, а с началом военных действий в 2014 году вообще упало до 2000 человек. Увы, тает Русский мир…
Воскресенский храм на Ваганьковском кладбище
Воскресенский храм на Ваганьковском кладбище возведён в 1824 г. Кроме главного престола, освящены приделы в честь преподобного Феодора Сикеота, святого Иоанна Милостивого, святого Николая Чудотворца и мученицы Акилины. В советское время богослужения в храме не прекращались.
Адрес храма на Ваганьковском кладбище:
г. Москва, ул. Сергея Макеева, д. 15, строение 1.
Особенности храма:
Особо чтимые святыни храма — икона Божией Матери «Смоленская», икона преподобного Зосимы Ворбозомского.
Как доехать до храма на Ваганьковском кладбище
Общественный транспорт
Метро:
От станции «Улица 1905 года» пройти 600 м к храму
Автомобиль:
С Садового кольца (Новинский бульвар) на Проточный переулок, Смоленскую наб. и Краснопресненскую наб., затем вправо, на ул. 1905 года. Через 2 км съезд влево, к ул. Сергея Макеева и храму.
Ваганьковское кладбище на карте
Схема Ваганьковского кладбища
Телефон
+7 (499) 253 87 56.
В храме можно заказать требы. Для тяжелобольных совершаются таинства:
- исповедь;
- соборование;
- причастие в больнице или на дому.
С содействием Ritual.ru при подготовке православного погребения можно передать записку об упокоении, заказать службы и требы:
- отпевание на дому и в храме;
- заочное отпевание в случае, если тело умершего отсутствует;
- панихиду;
- сорокоуст.
Комплект для православных похорон:
Покрывало (саван), венчик на голову, крест нательный, крест в руку, лист с разрешительной молитвой, восьмиконечный надгробный крест.
Отпевание в храме — средний размер пожертвования
По устоявшемуся обычаю на отпевание принято делать посильное добровольное пожертвование. Средняя сумма составляет 2 – 5 тысяч рублей.