Скульптура белка музеон в чем сидит
Перейти к содержимому

Скульптура белка музеон в чем сидит

  • автор:

Отзыв: Парк «Музеон» (Россия, Москва) — Необычный парк в центре Москвы, в котором собрана интересная коллекция современной и не очень скульптуры.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Ныне это крупнейший музей скульптуры под открытым небом у нас в стране. Всего в парке установлено около 700 работ и еще порядка 200 хранятся в запасниках. Вход на территорию абсолютно свободный. Ну а режим работы можно увидеть на фотографии ниже.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Вот еще один раритет советской эпохи.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Вдоль одной из аллей расположена целая галерея скульптурных воплощений лидеров советского государства. Причем на табличках можно ознакомиться с авторами этой нетленки.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

И Сталин здесь тоже присутствует. Понятно, не всем приятно его лицезреть, но все же, когда скульптуры стоят вот так в ряд, это не воспринимается как памятник, а просто как свидетельство ушедшей, к счастью, эпохи.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

И Леониды Ильичи тут присутствуют, причем не в единственном числе. Вот Брежнев читающий. Так и кажется, что вот-вот раздастся незабвенный голос: «Кхм кхм, дорогие товорищи. «)))

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

А вот Брежнев о чем то задумавшийся. Видимо о выполнении очередного пятилетнего плана за четыре года!

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Ну и основоположник всего, тоже в наличии, как же без него!

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Ну а вот экспонат, с которого и началась история этого музея под открытым небом, «Железный Феликс».

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Впрочем, советское время представлено не только подобными памятниками. Вот скульптура «Строительница» 1970 года Христофора Геворкяна.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Скульптура некоего Кирюхина под названием «Разооружение» 1987 года.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Целая аллея с бюстами советских времен, производит какое то странное впечатление, особенно на фоне монструозного недоделанного Колумба, в итоге превращенного в Петра 1-го, работы Церетели.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Но, конечно же советским временем, экспонаты «Музеона» не ограничиваются. Вот целая коллекция современной скульптуры, размещенная рядом со зданием ЦДХ.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Работа Смурова «Летят журавли», видимо навеяна одноименным фильмом.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

А вот воплощение Александра Сергеевича, как мне кажется, не самое удачное.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Есть скульптура и религиозного содержания.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

«Крестный путь» некоего Григорьева.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

А вот Святой Георгий на змее, на фоне того же Церителевского «шедевра». Интересно, что они поднимают одну и ту же руку.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Оригинальная скульптура борца сумо, причем выполненная женщиной, Мариной Левинской. Достаточно редкое для женщины занятие (я имею в виду скульптуру). Даже заинтересовался, и выяснил, что она в частности оформила фонтан «Адам и Ева» у станции метро «Новокузнецкая» в Москве.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

А вот и Михаил Юрьевич Лермонтов. Точно такой же памятник работы Комова установлен в Тарханах. Почему здесь абсолютно такой же, непонятно. Может авторская копия, предназначенная еще для какой то цели, но в итоге установленная в «Музеоне».

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

И достаточно авангардная скульптура представлена в парке. Не очень люблю подобную, но на фоне Церетели, и это смотрится вполне достойно.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

А вот еще одна своеобразная работа. Персонаж вполне узнаваемый -Дон Кихот, работы Николая Силиса.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Еще ряд работ, выставленных в парке.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

А это, не собака, как можно было подумать, а, как гласит надпись — Сфинкс.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Территория парка достаточно чистая и ухоженная, вдоль аллей установлено множество удобных скамеек. Есть кафе, кофейные автоматы, бесплатные приличные туалеты. Сам парк «Музеон» ныне входит официально в состав ЦПКиО.

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Ну и еще, очень понравились здесь белки, практически ручные. Посмотрите, какое чудо нам встретилось в парке!

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Парк Музеон (Россия, Москва) фото

Вот таким получилось посещение этого любопытного места, о котором я много слышал, но посетил только в уходящем году, хотя часто бывал в Москве. В целом от «Музеона» остались положительные впечатления.

Парк искусств Музеон, Москва — отзыв

Место для неспешных прогулок: набережная, скульптуры, ручные белки.

Всем привет. В один из погожих деньков выбрались мы с сыном погулять по центру Москвы. В этом году из дома практически и не выбирались: то карантин, то работа, то погода плохая, когда выходные выпадают. И вот все совпало, как нельзя лучше, и потянула я чадо гулять.

Первым делом отправились в Музеон, я там давно не была, а сын вообще ни разу.

Парк искусств МУЗЕОН – уникальный музей скульптуры под открытым небом. В коллекции — более 1000 скульптур: памятники советской эпохи и периода соцреализма, работы отечественных авангардистов и современных художников, а также паблик-арт.

Люблю это место за спокойную атмосферу, ухоженную территорию, прекрасный вид на реку и исторический центр города.

Мы ехал до станции метро Парк Культуры, оттуда до Музеона нескольк минут пешком. От моста идем через вернисаж.

Интересно. То одна, то другая картина привлекает внимание.

Тематика абсолютно разная: природа, животные, цветы, фантастические миры и многое другое.

Идем дальше. По правую руку видим здание Третьяковской галерей, где проходят выставки.

Наша первая цель находится прямо напротив входа.

Вот они: фонтаны, бьющие прямо из плитки.

нам очень повезло: этим утром в парке было еще очень мало людей. Обычно площадка с фонтанами не пустует, тут всегда людно и шумно. Мы же были вдвоем, вдоволь наплескались и сделали замечательные снимки на память.

От реки площадка отделена несколькими рядами деревьев.

В тени можно посидеть, любуясь видами и проплывающими мимо корабликами.

А мы идем дальше. Бросим последний взгляд на фонтаны и пошагаем бодрым шагом вглубь.

За что люблю Музеон, так это за то, что там чуть ли не каждый куст можно превратить в площадку для фотосесий. До чего хороши эти цветы!

Мы же двигаемся в сторону громады памятника Петру I работы Зураба Церителли.

Каждый раз с удовольствием его разглядываю. Да и вообще нравятся мне работы Церителли, есть в них что-то притягательное. Вот и этот памятник поистине монументален.

И виден издалека.

Сворачиваем с набережной на дорожку. Вот и первые скульптуры вблизи:

А это портрет Гриндберга:

Дед Мазай и зайцы:

Девочка с собачкой:

Не буду утомлять вас названиями и описаниями, давайте просто посмотрим.

У каждой даже самой маленькой скульптуры имеется табличка с названием и указанием автора. Все надписи читабельны.

Через некоторое время мы набрели на детскую площадку.

Удивительно, но детей немного. Видимо, сказывается будний день. А может, местные мамочки предпочитают гулять в другом месте.

За все время нам встретилась только одна шумная семья неславянской внешности. Разминувшись с ними, мы снова оказались в тишине и одиночестве.

И буквально в нескольких метрах от детской площадки встретились с белочкой.

Вот такая рыжая красотка бежала по траве от дерева к дереву:

Поначалу белка недоверчиво скакала по ветвям, но мы терпеливо приманивали ее и дождались. Пушистая красавица постепенно приближалась.

Часть орешков я положила на выступ коры. Оттуда она их и утащила весьма поспешно.

Съела за деревом и вернулась за добавкой.

Попробовав угощение, белка осмелела и стала подбираться ближе.

Пока не добралась до руки с орешками.

Приятно! Вроде мелочь, а так настроение поднимается!

Покормили белку, пойдем дальше. По дороге у нас политические деятели СССР. Конкретно это товарищ Л.И. Брежнев.

А на этой площадке собраны совершенно разные скульптуры. Многие без опознавательных знаков.

Часть из них на религиозную тематику:

Часть на военную:

Часть на литературную:

Обходим вокруг здание галереи. Тут совсем безлюдно.

Скульптуры в этой части парка в основном металлические. Ну, ооочень странные.

Зато здесь цветут восхитительные гортензии. Правда, и живности в них огромное количество, поэтому стоит соблюдать осторожность, если решите сфотографироваться рядом.

Парк оборудован туалетами, есть прокат электрических самокатов. В общем, все для комфорта посетителей.

piskunov_vitaly

Очерки осмысленных перемещений в пространстве

Москва. Парк «Музеон» и его скульптуры.

Парк искусств "Музеон", на мой субъективный взгляд, следует признать одним из лучших организационно-художественных проектов лужковской Москвы. Музей скульптуры под открытым небом — это то, чего в бывшем СССР не могло быть в принципе, тогда как в России 1990-ых, на всем пространстве которой вдруг разом заработало стремительное перемещение товаров с промежуточными стадиями складирования всего подряд в одном месте, идея "скульптурного резервуара", наверное, напрашивалась сама собой. Если кто не знает, после событий августа 1991 г. к Крымской набережной в районе ЦДХ дружно свозили чуть ли не со всей страны т.н. поверженных кумиров — гигантские (и не очень) памятники советским вождям. Тут они и валялись прямо на земле примерно до января 1992 г., когда мэрским постановлением был официально создан музей скульптуры под открытым небом, который чуть позже получит имя парка "Музеон". С того времени наполнение бывшего художественного "склада" существенно расширилось, — так что советская идеологическая скульптура, с которой всё началось, уже давно не занимает сколько-нибудь доминирующего положения в "Музеоне". Тут всё гораздо интереснее.

ФОТО 1. Н.Б. Бельченкова. "Мудрец" (2005, известняк). Кусочек Древнего Востока в центре Москвы.

ФОТО 2. Парк "Музеон" расположен, напомню, вдоль Крымской набережной. На противоположной стороне Москва-реки — храм Христа Спасителя. Если добираться сюда на метро, то лучше всего, наверное, выходить на станции "Кропоткинская", а потом переходить на эту сторону по Патриаршему мосту.

ФОТО 3. Главная доминанта места, отовсюду видный landmark — это стоящий на стрелке острова Балчуг Петр I З. Церетели.

ФОТО 4. К.Х. Шток. "Лежащая" (бронза). Эротика на гране весны.

ФОТО 5. Л.М. Баранов. "М.В. Ломоносов" (1975-1980, бронза)."Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит", — вспомнился мне вдруг известный ломоносовский афоризм.

ФОТО 6. "Науки юношей питают, // Отраду старым подают, // В счастливой жизни украшают, // В несчастной случай берегут" ("Ода на день восшествия на всероссийский престол Елисаветы Петровны").

ФОТО 7. А.М. Ненашева. "А.С. Пушкин" (1987, мрамор). "Два чувства дивно близки нам, // В них обретает сердце пищу: // Любовь к родному пепелищу, // Любовь к отеческим гробам".

ФОТО 8. Е.Б. Преображенская "А.Е. Ферсман" (1991, гранит). Алексндр Евгеньевич Ферсман (1883-1945) — известный советский минералог и геохимик. Скульптурный портрет в удачной художественной форме утрирует овальную, "высоколобую" голову академика РАН.

ФОТО 9. И.А. Тенет. "Фридерик Шопен" (1964, бронза). Портрет музыкального романтика.

ФОТО 10. Л.Г. Токмаджан. "Портрет Торосяна" (1970-ые, бронза). Торосянов в XX в. известно много. Здесь, кажется, представлен советский скульптор Азат Торосян.

ФОТО 11. С.А. Щербаков. "Скульптор Сотников" (1990, бронза). Алексей Георгиевич Сотников (1904-1989) — советский скульптор-анималист. В прикладном жанре прославился как изготовитель фигурок животных для Дулевского фарфорового завода.

ФОТО 12. А.М. Ненашева. "Солнышко" (1983, бронза). Отец и маленькая дочь гуляют на природе.

ФОТО 13. Л.Д. Михайлов. "Марья" (1985, известняк). Портрет русской крестьянки.

ФОТО 14. А.Н. Костромитин "Белка" (1963, бетон). Женщина с лицом белки.
IMG_9500.JPG

ФОТО 15. С.К. Малютов. "Большой мяч" (2007, гранит). Про привязанность к любимой игрушке.

ФОТО 16. Д.Е. Давыдов. "Кузнец" (2002, известняк). Архетипичный работник молота и наковальни.

ФОТО 17. Г.Ю. Глызина-Поливанова. "Прайд" (2004, гранит). Добрый хозяин львиного гарема.

ФОТО 18. А.М. Таратынов. Фрагмент скульптурной композиции "Дед Мазай и зайцы" (2010; бронза, медь). "Ужо тебе!" (аллюзия на пушкинский "Медный всадник").

ФОТО 19. Общий вид композиции.

Переходим к той части парка искусств, где выставлены советские скульптуры вождей.

ФОТО 20. Р.Е. Амбарцумян. "Я.М. Свердлов" (1978, бронза). Когда-то (до 1991 г.) этот памятник стоял на площади Свердлова, — как во времена СССР называлась нынешняя Театральная площадь.

ФОТО 21. Рядом со Свердловым — инсталляция Е.И. Чубарова под названием "Жертвы тоталитарного режима" (1980-ые; гранит, металл).

ФОТО 22. С.Д. Меркуров. "И.В. Сталин" (1938, гранит). Памятник был высечен и отшлифован для Советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г. Перед нами образцовая скульптура для больших интерьеров, выполненная на основе специально отлитой модели. Увеличенный ее вариант, составленный из гранитных блоков, был установлен над каналом имени Москвы в Дубне еще в 1937 г., а в 1939 г. тот же "меркуровский" Сталин из железобетона стоял уже и на ВСХВ.

Парк Музеон. Часть 1. Скульптуры

Микенас Ю. Й. Первые ласточки. 1964 г. Бронза

Микенас Ю. Й. Первые ласточки. 1964 г. Бронза

Всем доброго дня, дорогие друзья!

Среди множества изменений, положительных и не очень, происходящих в последние годы в Москве, следует отметить одну безусловно позитивную тенденцию: город повернулся лицом к реке. Часть набережных полностью отдана пешеходам и велосипедистам, и теперь, если есть силы и время, можно совершить длительную познавательную прогулку от Воробьевых гор до Новой Третьяковки или даже до храма Христа Спасителя. Воробьевская, Андреевская, Пушкинская, Крымская набережные проходят они мимо заказника Воробьевы горы, Нескучного сада, парка Горького, парка Музеон. Сегодня мне хотелось бы сказать несколько слов о парке Музеон, причем остановиться пока только на такой его особенности, как наличие большого количества произведений скульптуры. Формально и Нескучный сад, и Музеон являются теперь филиалами (подразделениями) парка Горького, но мало кто из москвичей и гостей столицы об этом вообще задумывается, эти парки воспринимаются как абсолютно самостоятельные локации.

Парк искусств «Музеон» ограничен со стороны Москвы-реки Крымской набережной, а с остальных сторон — улицей Крымский Вал (составная часть Садового кольца), Мароновским переулком (переходящим в 1-й Голутвинский) и 3-м Голутвинским перулком. Еще в 60-е годы на месте парка стояла малоэтажная застройка. В начале 70-х ее снесли, и приступили к строительству Центрального дома художника и нового здания Государственной Третьяковской галереи. Комплекс успешно возвели к 1979 году, но вся территория до набережной оставалась скучным пустырем. Тогда художники за следующее десятилетие создали полноценный парк, при содействии московских властей высадив деревья. Наступил август 1991 года с его разгулом демократии. Монументальные памятники, да и небольшие произведения скульптуры, «не вписывавшиеся в новую идеологию», стали повсеместно свергать, изымать и свозить в этот парк. Первоначально их просто сваливали на землю, но в январе 1992 года мэр столицы Юрий Лужков подписал постановление о создании Музея скульптуры под открытым небом. Первым гендиректором «Музеона» стал инженер и театральный деятель Михаил Михайлович Пукемо. Так началась новейшая история парка, он получил шанс для развития и превращения в интереснейший культурный объект. Здесь появились: экспозиция на военную тему; отдел, посвященный сталинским репрессиям; работы, никак не связанные с политикой, относящиеся к истории русской и мировой культуры.

Комплекс ЦДХ и Новой Третьяковки. Февраль 2017 г.

Комплекс ЦДХ и Новой Третьяковки. Февраль 2017 г.

Конечно, многие люди ходят не только на прогулки в парк «Музеон», но и на выставки. По 2019 год включительно в этом комплексе соседствовали ГТГ и ЦДХ (где, в частности, проходила книжная выставка Нон-фикшн, переместившаяся теперь в Гостиный двор, см. Праздник книги в Гостином дворе). Теперь все огромное здание принадлежит Новой Третьяковке, отчего «Музеон» по большому счету ничего не проиграл. Сегодня этот парк не только место хранения занятных артефактов, но и необычное выставочное пространство, площадка для показов редкого кино, театральных постановок и оригинальных музыкальных фестивалей, центр самообразования и большая творческая мастерская. Кстати, вопрос для эрудитов. Как вы думаете, каким образом оказалось возможным снять вот это фото выше, и именно в таком ракурсе?

Цигаль В. Е. Памятник Н. В. Томскому. 2000 г.

Цигаль В. Е. Памятник Н. В. Томскому. 2000 г.

Ну что же, а теперь предположим, что у нас нет сил и времени гулять по нескольким набережным Москвы-реки и наша цель сегодня — именно парк «Музеон» и Новая Третьяковка. Если мы не используем личный автотранспорт, то добираемся до метро «Октябрьская» и двигаемся пешком по Крымскому валу (другой вариант — от метро «Парк культуры» через Крымский мост). Первое произведение скульптуры нас поджидает уже у здания Центральной художественной школы при Академии художеств РФ. Это памятник скульптору Николаю Васильевичу Томскому, установленный к столетию со дня рождения мастера.

Бабурин М. Ф. Торжество труда (Наука и искусство). 1984–1987 гг. Бронза, литье, лепка

Бабурин М. Ф. Торжество труда (Наука и искусство). 1984–1987 гг. Бронза, литье, лепка

Бабурин М. Ф. Торжество труда (Мир земле). 1984–1987 гг. Бронза, литье, лепка

Бабурин М. Ф. Торжество труда (Мир земле). 1984–1987 гг. Бронза, литье, лепка

Подходим к воротам парка. Здесь установлены две монументальные композиции из эпохи позднего СССР — «Торжество труда». Михаил Бабурин был широко известен прежде всего как автор монумента «Дружба» в Уфе, созданного к 400-летию присоединения Башкирии к России.

Пушкин здесь похож на кого-то из персонажей русской литературы XIX в. — чиновника средней руки.

Пушкин здесь похож на кого-то из персонажей русской литературы XIX в. — чиновника средней руки.

А здесь поэт, как говорят, в натуральный рост, 166 см. Вы выше или ниже месье Пушкина, мадемуазель?

А здесь поэт, как говорят, в натуральный рост, 166 см. Вы выше или ниже месье Пушкина, мадемуазель?

Уже приступив к написанию этого поста, я вспомнил, что пропустил памятники Пушкину, расположенные внутри ограды, недалеко от входа. Досадно, исправлюсь! Правда, решение снимать скульптуры возникло спонтанно, ведь я спешил на одну из выставок в Новую Третьяковку, о чем тоже предстоит отдельный рассказ. Но не мог не «прихватить» хотя бы часть парка, воспользовавшись отличной погодой и приличным освещением. Конечно, очень скоро убедился, что потребуется еще одна, специальная и вдумчивая прогулка по парку. И непременно надо будет сделать еще один пост о разных уголках «Музеона». А пока. вот фотографии из архива (см. два кадра выше). Дело было полтора десятилетия назад, но маленькая Лида уже знала, кто такой Александр Сергеевич. Ладно, возвращаемся в наши дни.

Вучетич Е. В. Перекуем мечи на орала. 1957 г. Бронза

Вучетич Е. В. Перекуем мечи на орала. 1957 г. Бронза

Оригинал этой работы Евгения Вучетича установлен в Нью-Йорке у здания ООН. Здесь — уменьшенная копия.

Шервуд Л. В. Часовой. 1933 г. Бронза

Шервуд Л. В. Часовой. 1933 г. Бронза

Первоначально «Часовой» стоял перед входом в парк Центрального дома Красной армии (ныне это ЦД Российской армии, что на Суворовской площади; в старину весь комплекс был загородной усадьбой графа В. С. Салтыкова, затем его выкупили под Инвалидный дом для неимущих штаб- и обер-офицеров, позднее устроили Екатерининский институт благородных девиц). «Часовой» Шервуда — канонический образец соцреалистической скульптуры.

Переяславец М. В. Степан Супрун. 1982 г. Бронза

Переяславец М. В. Степан Супрун. 1982 г. Бронза

Степан Супрун — легендарная личность. Летчик-испытатель, настоящий ас, командир авиаполка, дважды Герой Советского Союза, погибший в июле 41-го. И жития его было всего-то 33 года.

Ястребенецкий Г. Д. Никто не забыт, ничто не забыто. 1975 г. Медь

Ястребенецкий Г. Д. Никто не забыт, ничто не забыто. 1975 г. Медь

Кремнева Л. Л. Песня о мире. 1987 г. Алюминий

Кремнева Л. Л. Песня о мире. 1987 г. Алюминий

Одинокая женщина, мать с мертвым младенцем и мужчина-инвалид — такой может быть цена любой войны.

Мухина В. И. Требуем мира. 1950 г. Бронза

Мухина В. И. Требуем мира. 1950 г. Бронза

Скульптурная композиция Веры Мухиной до 1994 года располагалась на ВДНХ. После расширения проспекта Мира ее передали в «Музеон» — как у нас частенько водится, особенно в эпоху перемен, в неполном виде. Отреставрировали ее только в 2013 году. Не будем забывать, что «Требуем мира» создана всего лишь через пять лет после Второй мировой, когда многие города и веси в Европе и Азии еще лежали в руинах. Более того, в самом разгаре была Холодная война, и весь мир уже успел понять, что такое ядерное оружие.

Вучетич Е. В. Стоять насмерть. 1967 г. Алюминий

Вучетич Е. В. Стоять насмерть. 1967 г. Алюминий

Копия знаменитой работы Вучетича, входящей в мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане.

Калёнкова Т. И. Александр Твардовский. 1987 г. Алюминий

Калёнкова Т. И. Александр Твардовский. 1987 г. Алюминий

Александра Трифоновича знают в основном как автора поэмы «Василий Теркин», а ведь он еще в течение шестнадцати лет был главным редактором журнала «Новый мир» (символ шестидесятничества!), дал путевку в жизнь многим советским писателям. Как хотите, не могу удержаться, в пандан к этой небольшой скульптуре покажу (снова фото из архива!) памятник Твардовскому.

Суровцев В. А., Суровцев Д. В. Памятник А. Т. Твардовскому. 2013 г.

Суровцев В. А., Суровцев Д. В. Памятник А. Т. Твардовскому. 2013 г.

. который стоит на Страстном бульваре, недалеко от места работы писателя, «Нового мира». Снимал я его в трех ракурсах, и везде очень печален Александр Трифонович. Конец всех и всяческих «оттепелей»?

Памятник Ф. Э. Дзержинскому. Скульптор Вучетич Е. В., архитектор Сперанский С. Б. (Объект культуры регионального значения. Охраняется государством). 1958 г.

Памятник Ф. Э. Дзержинскому. Скульптор Вучетич Е. В., архитектор Сперанский С. Б. (Объект культуры регионального значения. Охраняется государством). 1958 г.

Памятник Ф. Э. Дзержинскому с близкого расстояния.

Памятник Ф. Э. Дзержинскому с близкого расстояния.

. Снова переносимся в парк «Музеон». Вокруг этого экспоната сломано едва ли не больше всего копий. Памятник Дзержинскому был воздвигнут в 1958 году на Лубянской площади (в 1926-1990 годах площадь Дзержинского). Стоял Феликс Эдмундович гордый и одинокий на специальном островке в середине площади имени самого себя, посреди потоков городского транспорта, и ходу на этот островок простым смертным не было никакого. (А ведь в старину там располагался фонтан работы Ивана Витали, игравший роль водозаборного бассейна). За спиной у Дзержинского — старинное здание с рядами прямоугольных и полуциркульных окон, где некогда обитало страховое общество «Россия», а советское время размещалась штаб-квартира КГБ СССР. 22 августа 1991 года памятник весом 11 тонн свалили с постамента, вывезли с площади и бросили рядом с ЦДХ. Лишь в 2014 году он был полностью отреставрирован. В 2017 году появилась странная инициатива: ветераны УФСБ по Кировской области предложили перевезти монумент в Киров, вроде бы уже и спонсоры нашлись. Прошло четыре года, но воз и ныне там, с перевозом все тихо, и думаю, это хорошо. Напомню, что перед нами объект культуры регионального, т. е. московского городского значения. Поклонники ФЭД в регионах вполне могут заказать уменьшенную копию памятника. Однако не все так просто: буквально в последние год-два в различных СМИ все громче зазвучали голоса с предложением или даже требованием вернуть Железного Феликса на место, на площадь! Разумно ли это будет в условиях раскола и поляризации общества?

Потоцкий Г. В. Георгий Победоносец (Святой Георгий). 2010 г. Бронза

Потоцкий Г. В. Георгий Победоносец (Святой Георгий). 2010 г. Бронза

Наверное, автор этого блога ничего не понимает в современном прогрессивном искусстве («я художник, я так вижу»). Но вот такой Георгий вызывает однозначные ассоциации с тренером дельфинария верхом на дельфине.

Шакаров Г. Н. Господи, спаси. 1990 г. Алюминий

Шакаров Г. Н. Господи, спаси. 1990 г. Алюминий

Потоцкий Г. В. Андрей Сахаров. 2008 г. Бронза

Потоцкий Г. В. Андрей Сахаров. 2008 г. Бронза

Академик Андрей Сахаров, отец водородной бомбы, впоследствии один из лидеров диссидентского движения в СССР.

Меркуров С. Д. Памятник И. В. Сталину. 1938 г. Гранит

Меркуров С. Д. Памятник И. В. Сталину. 1938 г. Гранит

Эта скульптура из розового гранита — уменьшенная копия огромного памятника, возведенного на канале имени Москвы в районе Дубны. Копию представляли в экспозиции СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке, а затем вернули в Москву и установили в Парке им. Сталина (ныне Измайловский парк). Во время хрущевской оттепели памятник демонтировали и долго мурыжили по разным закоулкам, пока он не оказался в 1991 году в «Музеоне». У него нет носа и повреждены ступни. Полагаю, нельзя столь варварски относиться к произведениям искусства, кого бы они ни изображали. (Сразу вспомнилось, как в 2001 году в Афганистане бамианские статуи Будды были разрушены талибами.)

Чубаров Е. И. Памяти жертв сталинских репрессий. 1998 г. Гранит

Чубаров Е. И. Памяти жертв сталинских репрессий. 1998 г. Гранит

В 1998 году скульптор Евгений Чубаров создал композицию памяти жертв сталинских репрессий: 283 высеченных из камня головы уложены в огромную стену-решетку. Они символизируют репрессированных односельчан Чубарова. Виссарионыч не очень уютно себя чувствует с таким соседством, ну да что же теперь поделаешь!

Амбарцумян Р. Е. Памятник Я. М. Свердлову. 1978 г. Бронза.

Амбарцумян Р. Е. Памятник Я. М. Свердлову. 1978 г. Бронза.

Бронзовый Яков Михайлович стоял на Театральной площади (в 1919-1990 годах площадь Свердлова). В октябре 1991 года был демонтирован и перевезен в теперешний «Музеон».

Дюжев Б. И. Памятник М. И. Калинину. 1978 г. Бронза

Дюжев Б. И. Памятник М. И. Калинину. 1978 г. Бронза

Михаил Иванович Калинин, известный в советском фольклоре как «всероссийский/всесоюзный староста», всегда воспринимался как самый тихий и безобидный из советских вождей, временами — как печальник о народе и его защитник. Увы, и он подписывал расстрельные списки, а защитить он не смог даже собственную жену, Екатерину Лорберг, сидевшую в 1938-1945 году. Культ его личности (не очень большой по сравнению со Сталиным) тоже наличествовал, уже в 1931-м город Тверь переименовали в Калинин. Потом косяком пошли улицы в городах, поселки, предприятия. В 1946-м, сразу после смерти «рабоче-крестьянского президента», Совмин СССР распорядился о сооружении памятника, но что-то мешало ускориться. В 1968 Моссовет принял более конкретное постановление и выделил место: пересечение проспекта Калинина и улицы Семашко (названа в честь наркома здравоохранения). Однако только через десятилетие сдернули покрывало на открытии памятника. Помню, будучи студентом, неоднократно проходил мимо него, скажем, неспешно прогуливаясь от Ленинки до Московского дома книги. А в октябре 1991 года бронзовый Михаил Иванович был демонтирован и перевезен в теперешний «Музеон». Здесь он сидит себе тихонько под деревьями, никого не трогает, с речами не выступает. Проспекта Калинина в Москве больше нет, его «разрезали» на улицу Воздвиженка и Новый Арбат. Улица Семашко теперь Большой Кисловский переулок. Sic transit gloria mundi.

Меркуров С. Д. В.И. Ленин. 1939 г. Гранит

Меркуров С. Д. В.И. Ленин. 1939 г. Гранит

Меркуров С. Д. Карл Маркс. 1939 г. Гранит

Меркуров С. Д. Карл Маркс. 1939 г. Гранит

Еще две работы Меркурова, более камерные — Ленин и Маркс.

Бичуков А. А. Брежнев Л. И. 1981 г. Мрамор

Бичуков А. А. Брежнев Л. И. 1981 г. Мрамор

Орехов Ю. Г., Думанян В. Х. Портрет Л. И. Брежнева. 1970-е гг. Мрамор

Орехов Ю. Г., Думанян В. Х. Портрет Л. И. Брежнева. 1970-е гг. Мрамор

Дорогого Леонида Ильича Брежнева много не бывает. «Ну что, — устало спрашивает нас Генеральный секретарь ЦК КПСС, Маршал Советского Союза, и прочая, и прочая, — как там у вас? Все хорошо теперь, колбасы хватает, всех сортов?»

Томский М. В. Портрет А. Н. Косыгина. 1970-е гг. Бронза

Томский М. В. Портрет А. Н. Косыгина. 1970-е гг. Бронза

Алексей Николаевич Косыгин, творец экономических реформ и «золотых пятилеток», восьмой и девятой, в ходе которых произошло удвоение экономики СССР. Но реформы все-таки носили ограниченный характер, а постепенно и вовсе «ушли в песок» из-за саботажа значительной части партийно-государственного аппарата. Так называемый «поздний застой» являл собой довольно-таки печальное зрелище.

Тугаринов Д. Н. Эрьзя (Степан Нефедов). 2002 г. Бронза, гранит

Тугаринов Д. Н. Эрьзя (Степан Нефедов). 2002 г. Бронза, гранит

Ваятель Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов), представитель стиля модерн. Псевдоним скульптора означает принадлежность к одной из двух групп мордвы (эрьзя и мокша). В 1927-1950 годах работал в Аргентине. В 1951 году вернулся в СССР, получил мастерскую в районе Песчаных улиц в Москве. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1956). Памятник, увековечивший Эрьзю, выполнен, на мой взгляд, вполне в стиле его работ.

Пока не смог выяснить имена авторов и точное время создания «Соцсоревнования».

Щекотихин С. А. Монументальное панно-стела «СССР— оплот мира». 1960-1980-е гг. Сталь; ковка, резьба

Щекотихин С. А. Монументальное панно-стела «СССР— оплот мира». 1960-1980-е гг. Сталь; ковка, резьба

Эта конструкция, стоявшая на пересечении Ленинского проспекта и улицы Кравченко, претерпела удивительные метаморфозы. Полагают, что уже в 1961 году сооружение находилось на указанном месте, но тогда оно представляло собой просто окруженный красными флажками цветной герб СССР. Позднее, видимо к Олимпиаде-80, позади герба воздвигли мощный арматурный щит с лозунгом «СССР — единое союзное многонациональное государство». Вскоре власти приняли решение полностью заменить эту конструкцию на стелу с металлическим гербом, размещенным в ее верхней части. Радикальное обновление произошло в 1982-1983 годах, автором герба и стелы с лозунгом «Москва — столица СССР» стал московский скульптор С. А. Щекотихин. В 1988-м, накануне визита в Москву президента США Рональда Рейгана, лозунг заменили на соответствующий политической конъюнктуре «СССР — оплот мира» (тире почему-то отсутствовало). 1 ноября 1991 года герб и лозунг были демонтированы (СССР формально просуществовал еще два месяца!), а их место заняла реклама «Инкомбанка». Герб с лозунгом, без стелы отвезли на территорию «Музеона». В ходе дефолта 1998 года «Инкомбанк» приказал всем нам долго и счастливо жить, стелу же стали использовать для всевозможных рекламных билбордов. А летом 2014 года демонтировали и стелу как не соответствующую новым правилам установки и эксплуатации рекламных сооружений. (Изложил своими словами по данным вот этого интересного расследования: https://sazikov.livejournal.com/22169.html)

Угадайте, что это за локация. Территориально она расположена не слишком далеко от "Музеона".

Угадайте, что это за локация. Территориально она расположена не слишком далеко от "Музеона".

Удивительно, что во всей этой демократической катавасии уцелели памятник Карлу Марксу на Театральной площади и Ленину на Калужской (Октябрьской). Впрочем, работы Л. Е. Кербеля и его коллег считаются значимыми произведениями искусства. Кстати, монумент на Калужской открывал уже 1985 году М. С. Горбачев собственной персоной. Как мы знаем, «процесс пошел», но куда-то не туда, в сторону от задуманной магистрали.

Ну вот, и помните, что мечты сбываются, и этого надо бояться, а культура — это, оказывается, просто цемент, который все скрепляет (см. на фото выше). В заключение — небольшой опросник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *