Литературоведы пытаются разгадать тайну рождения Александра Грибоедова
В начале Чистопрудного бульвара стоит памятник Александру Грибоедову. Почему именно здесь, а не перед сохранившимся особняком на Новинском бульваре, 17, где автор «Горе от ума» прожил в детстве и юности десять лет, выбрали ему место? Годом его рождения в разных источниках называют пять дат. Какая из них верная.
Три великих поэта XIX века родились в Москве.
Пушкин появился на свет 6 июня 1799 года.
Лермонтов — 15 октября 1814 года.
Грибоедов — 15 января неизвестно, в каком году.
Поэтому памятник в Москве открыли, приурочив не ко дню рождения, а к 130-й годовщине со дня гибели. В этой дате никто не сомневается. Гибель поэта – посла в Персии, растерзанного толпой религиозных фанатиков, потрясла Россию.
Годом его рождения в разных источниках указывают пять дат: 1790, 1792, 1793, 1794 и 1795 год. При зачислении на государственную службу в первом формулярном списке, автобиографии Грибоедов указал 1795 год. Во втором формулярном списке значится — 1794. Булгарин, друг писателя, опубликовавший первый акт «Горя от ума», привел 1793 год. Другой известный литератор и ученый? член-корреспондент Академии наук Сенковский в «Энциклопедическом словаре» приводит этот же год. Писатель и издатель Греч считал годом рождения – 1792 год. Все это ошибки.
Грибоедов, подозреваемый в заговоре декабристов, был арестован и доставлен в Петербург. Следственной комиссии он сообщил: родился в 1790 году. Эту дату я считаю самой верной, потому что она подтверждается многими обстоятельствами его жизни.
Мать Грибоедова с Александром на руках вышла замуж в 1791 году за отставного секунд-майора Сергея Грибоедова, дворянина без состояния, необразованного, профессионального картежника и любителя выпить. Спустя год она родила дочь Марию, о чем свидетельствует запись в метрической книге храма Спаса Преображения на Песках. Храм сохранился на Арбате в Спасопесковском переулке.
Нашлась и другая запись в метрической книге церкви Успения Пресвятой Богородицы на Остоженке за январь 1795 года: «Января 13 в доме Прасковьи Ивановны Шушириной, у живущего в её доме секунд-майора Сергея Ивановича Грибоедова родился сын Павел, крещён сего месяца 18 дня. Восприемником был генерал-майор Николай Яковлевич Тиньков». Не могла Анастасия Федоровна Грибоедова в одном году родить двух сыновей. Павел умер младенцем, его судьба покрыта мраком. Метрику его приписали пятилетнему Александру.
Тайна его рождения тщательно скрывалась. Если бы стало известно, что он появился на свет до замужества матери, то считался бы бастардом, рожденным вне закона, и в таком случае лишался бы дворянства. Только когда на дипломатической службе Грибоедов получил чин коллежского асессора и вместе с ним право на потомственное дворянство, он стал называть истинный год рождения.
В забытом романе «Село Михайловское» Варвары Миклашевич, хорошо знавшей автора «Горя от ума», прототипом главного героя послужил Грибоедов, На вопрос «а который тебе год» герой отвечает: «Матушка мне считает восемнадцать лет, но я не верю женской хронологии, я думаю, что мне гораздо больше».
Кто отец Александра Грибоедова?
Сыном секунд-майора Грибоедова он быть не мог. Версия в его отцовстве отвергается единодушно всеми литературоведами.
Одна из научных сотрудниц музея-усадьбы «Хмелита» отцом Грибоедова назвала его дядю Алексея Фёдоровича. Более того, предположила: «Матерью младенца Настасья Фёдоровна была лишь по семейному уговору, согласившись выступить в этой роли после своего замужества, а жениха ей как раз в это время подбирали». Другой исследователь ее поддержал, полагая, что в пользу этой версии «говорит «особая любовь и постоянное внимание дядюшки к племяннику, проживание Настасьи Фёдоровны с детьми в его имении «Хмелита» почти каждым летом. И, конечно, подарок братом московского дома сестре в Большом Девятинском переулке».
Да, дом в Москве на углу Большого Девятинского переулка и Новинского бульвара подарен сестре Алексеем Федоровичем. Но это обстоятельство о его отцовстве ничего не доказывает. Опровергает невероятную версию сам Грибоедов, представив в негативном свете дядю в образе Фамусова в «Горе от ума» и в черновых записях о своем дяде:
«Вот характер, который почти исчез в наше время, но двадцать лет тому назад был господствующий, – характер моего дяди. Историку предоставляю объяснить, отчего в тогдашнем поколении развита была повсюду какая-то смесь пороков и любезности; извне – рыцарство в нравах, а в сердцах – отсутствие всякого чувства. Тогда уже многие дуэлировались, но всякий пылал непреодолимой страстью обманывать женщин в любви, мужчин – в карты или иначе; на службе начальник уловлял подчиненного в разные подлости обещаниями, которых не мог исполнить, покровительством, не основанным ни на какой истине; но зато как и платили их светлостям мелкие чиновники, верные рабы-спутники до первого затмения. Объяснимся круглее: у всякого была в душе бесчестность и лживость на языке. Кажется, ныне этого нет, а, может быть, и есть, но дядя мой принадлежит к той эпохе. Он, как лев, дрался с турками при Суворове, но потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образец его нравоучений: „Я, брат…“.
В Москве после рождения, как явствует из записей в метриках, жил Александр с матерью и сестрой Марией на Арбате и на Остоженке. В подаренном дядей особняке семья жила с 1800 года. В нем получал Александр домашнее образование. С ним занимались иностранные гувернеры, учителя самого высокого ранга профессора Московского университета. Музыке, игре на фортепиано учил известный в России пианист-виртуоз Джон Филд,
Первым воспитателем биографы называют педанта Ивана Даниловича Петросилекса, учёного-энциклопедиста, который «оттолкнул от себя живого и пытливого воспитанника». В историю он вошел как автор трехтомного каталога университетской библиотеки, изданного в Москве
Вторым гувернером служил воспитанник Геттингенского университета Богдан Иванович Ион. Он был не только желанным воспитателем, но с годами стал другом Грибоедова. Ион жил в семье, сопровождал ученика на лекции. Благодаря домашнему образованию Александр говорил по французски, по немецки, по английски и поитальянски. В оригинале читал латинских классиков, С Грибоедовым дома занимался профессор Московского университета, приглашенный в Россию из Германии, Иоганн Теофил Буле.
Как вспоминал один из соучеников, «благодаря знанию древних языков, Грибоедов почти один из русских был в состоянии следить за лекциями немецких профессоров, читавших по-латыни».
Александр радовал гувернеров, но не рос вундеркиндом, не поступил в Московский благородный пансион чуть ли не ребенком, как можно прочесть в его легендарных биографиях.
Согласно общепринятой дате рождения — 1795 год, при поступлении в Московский благородный пансион в 1803 году, ему было бы всего 8 лет. А при зачислении в Московский университет якобы 11 лет. Не мог профессор Буле, как пишут, учить ребенка философии. Не мог Александр в этом возрасте сочинять пародию «Дмитрий Дрянской» на пьесу «Дмитрий Донской» драматурга Озерова.
Занятия на словесном отделении Московского университета закончил со степенью кандидата словесных наук. На философском факультете вольнослушателем изучал юриспруденцию и получил степень кандидата права. Но ни в армию, ни служить, как сокурсники, не пошел. Мысль о том, что тайна незаконного рождения может открыться, побуждала занимался математикой и естественными науками, чтобы получить степень доктора наук и с ней — вожделенное потомственное дворянство…
Когда началась Отечественная война, ушел недоучившийся кандидат наук в Московский гусарский полк. В битвах этот полк не участвовал. В армейской среде корнет Грибоедов попал в круг «юных корнетов из лучших дворянских фамилий». Среди них встретил друга на всю жизнь Степана Бегичева. «Ты, мой друг, — писал ему Грибоедов, — поселил в меня или, лучше сказать, развернул… любовь к добру; я с тех пор только начал дорожить честностью и всем, что составляет истинную красоту души, как с тобою познакомился, и — ей-Богу! — когда с тобою несколько побываю вместе, становлюсь нравственно лучше, добрее. Мать моя тебя должна благодарить.»
Александр служил по протекции матери адъютантом генерала Кологривова — «для производства письменных дел». Вспоминая то время, Грибоедов писал: «Я в этой дружине всего побыл 4 месяца, а теперь 4-й год как не могу попасть на путь истинный».
Оба друга не раз сходили с «пути истинного». Когда в Брест-Литовские их не пригласили на бал, они верхом на лошадях въехали по лестнице на второй этаж в зал, где польские дамы и русские офицеры танцевали под музыку полкового оркестра. Об этой дерзкой проделке сохранилось воспоминание: «Появление всадников вызвало веселый переполох, хотя Кологривов был им мало доволен, находя кавалерийское мастерство более полезным в другом месте. Он сделал друзьям выговор за их выходку и начал думать, что Грибоедов дурно влияет на Степана, хотя тот старше. Он решительно не понимал, как этот молодой человек, при его гибком уме и строгом воспитании, может быть таким отчаянным повесой. Александр уже приобрел среди приятелей лестную репутацию «пасынка здравого рассудка».
Вот еще одна история: «Александр пришел с Бегичевым на службу в католический монастырь. Степан остался внизу, а Грибоедов забрался на хоры, к органисту, выгнал его и сам уселся за инструмент. Органист, конечно, не осмелился протестовать. Некоторое время Александр играл положенные духовные мелодии со всем своим великим мастерством — и вдруг в самый торжественный момент службы в величественном органном звучании под сводами костела грянула русская плясовая «Камаринская»».
Почему он решил играть эту музыку?
В давние времена в Камаринскую волость Речи Посполитой стекались беглые крепостные из России, о которых в народной песне пелось:
— Ах, ты, сукин сын, камаринский мужик!
Ты куда это вдоль улицы бежишь?
— А бегу я для похмелки в кабачок,
Без похмелки жить не может мужичок! …
Наверное, Грибоедов не только играл, но и пел куплеты этой лихой песни.
После раздела Польши католическое духовенство конфликтовало с русским правлением, и Грибоедов напомнил полякам, кто в доме хозяин. «Дерзость на этот раз понравилась генералу, и он предоставил своему адъютанту делать все, что заблагорассудится».
В гусарском полку, как и в университете, Грибоедов сочинял стихи. В июне 1814 года написал пространное «Письмо из Бреста-Литовского к издателю», опубликованное журналом «Вестник Европы». Вдохновлено оно, как писал автор, праздником, «который давали командующему кавалерийскими резервами, генералу Кологривову, его офицеры…. Поводом к празднеству было награждение, полученное генералом Кологривовым: ему пожалован орден святого Владимира I степени».
И к генералу строй предстал
Пиитов всякого сословья;
Один стихи ему кладет
В карман, другой под изголовье;
А он – о доброта! какой примеров нет —
Все оды принимает,
Читает их и не зевает.
Эта зарисовка в стихах и прозе стала первым опубликованным сочинением Грибоедова. К письму издателю он приложил 1000 рублей и просил передать их пострадавшим от пожара Москвы.
Стараниями матери Александр, знавший европейские языки, зачисляется переводчиком в Коллегию иностранных дел. В столицу, как писали: «он принес из военной жизни репутацию отчаянного повесы, дурачества которого были темою множества анекдотов, а в Петербурге снискал славу отъявленного и счастливого волокиты, гонявшегося даже и за чужими женами».
За кем «волочился» Грибоедов – неизвестно. Влюбился он в красавицу балерину Екатерину Телешову:
О, кто она? — Любовь, харита,
Иль пери для страны иной
Эдем покинула родной,
Тончайшим облаком обвита?
И вдруг — как ветр ее полет!
Звездой рассыплется, мгновенно
Блеснет, исчезнет, воздух вьет
Стопою свыше окрыленной.
В письме к Степану Бегичеву влюбленный в Екатерину признался: “Долго я жил уединенно от всех, вдруг тоска выехала на белый свет — куда как не к Шаховскому. В три, четыре вечера Телешева меня с ума свела, и тем легче, что в первый раз и сама свыклась с тем чувством, от которого я в грешной моей жизни чернее угля выгорел”.
Эта любовь обожгла несколько лет спустя после приезда в Петербург, где началась светская жизнь, встречи с друзьями, приемы и балы, посещение масонской ложи, театров, увлечение балетом Большого театра, где царила Авдотья Истомина, Одна из первых балерина стала танцевать на пуантах, вызывая восторг в зале. Влюбленный в нее Пушкин увековечил красавицу в «Евгении Онегине»: не могу отказать себе в том, чтобы не процитировать:
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет»
Жила Истомина открыто с кавалергардом Василием Шереметевым, на его содержании, до тех пор, пока после очередной ссоры не уехала к подруге. После спектакля за кулисами, увидев Истомину в печали, Грибоедов пригласил ее «на чашку чая» в квартиру, где жил вдвоем с другом. Им был граф Завадовский, безнадежно влюбленный в красавицу. Когда Истомина через несколько дней вернулась к Шереметеву, он, приставив в порыве ревности пистолет к ее голове, приказал: «Говори правду, или не встанешь с места — даю тебе на этот раз слово. Ты будешь на кладбище, а я в Сибири».
После ее признания состоялась так называемая «четверная дуэль» когда первыми стреляются дуэлянты — Шереметев и Завадовский, а продолжают поединок секунданты — Грибоедов и Якубович. То, что случилось дальше, потрясло Петербург. Граф Шереметев погиб.
После ареста и разбирательства обстоятельств Завадовский уехал в Англию, Секунданта Якубовича, обязавшегося стреляться с Грибоедовым, с понижением в чине из гвардии перевели в армейский полк и сослали на Кавказ.
Грибоедов, тяготясь чувством вины и ощущая возникшую неприязнь в обществе, после хлопот матери уехал служить на Кавказ. Там в Тифлисе «четверная дуль» продолжилась. Грибоедов стрелять не стал, Якубович попал в кисть левой руки…
Знавший хорошо обстоятельства «четверной дуэли» Пушкин в «Путешествии в Арзрум» объяснил случившееся: «Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие могучих страстей и пылких обстоятельств. Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь».
В Москве Грибоедов появился пять лет спустя после дуэли. В родном доме с матерью жить не захотел, поселился во дворце на Мясницкой улице, 42, в одном из самых лучших творений Матвея Казакова. Заказал ему проект здания возведенный из купцов в потомственное дворянство Иван Барышников. Поставщик провианта армии, торговавший хлебом, стал обладателем четырех тысяч крепостных и полмиллиона рублей. Известность принесла ему крупнейшая коллекция живописи и галерея, где хранилась картина Рафаэля, картины Брюллова. Портреты семьи много лет писал Тропинин.
Дочь Барышникова вышла за Степана Бегичева, поселившегося в доме тестя. В этом дворце Грибоедов провел около года, не желая жить с Анастасий Федоровной, души в нем не чаявшей. Он понимал, чем обязан матери, но жил у друга, которому объяснил свое решение: «Прекрасно быть опорою отцу и матери в важных случаях жизни, но внимание к их требованиям, часто мелочным и нелепым, стесняет живое, свободное, смелое дарование. Как ты об этом думаешь?»
Не терпел и мучительной опеки родного дяди, пытавшегося вразумлять племянника. Степан Бегичев наблюдал: «Как только Грибоедов замечал, что дядя въезжал к ним во двор, чтобы вести его на поклон к какому-нибудь князю Петру Ильичу, раздевался и ложился в постель. «Пойдем», – приставал дядя. «Не могу, дядюшка, то болит, другое болит, ночь не спал», – хитрил Грибоедов».
Племянница Бегичева вспоминала: «Мне было всего 12 лет, когда я провела зиму в Москве у моего дяди Степана Никитича Бегичева, у которого тогда, в 1823 году, жил его друг А. С. Грибоедов. Они оба имели большое влияние на мое умственное развитие. Слова А. С. Грибоедова, говорившего мне: «Лиза, не люби света и его побрякушек; будь деревенской девушкой, ты там будешь больше любима, а главное, научишься сама лучше любить»…
В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию «Горе от ума» и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Тогда по вечерам раздавались его чудные импровизации на рояли, и я, имея свободный доступ в его кабинет, заслушивалась их до поздней ночи. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки…»
На Мясницкой завершается сочинение «Горе от ума». В доме Барышникова великий драматург и музыкант прожил лучшие дни. Этот дом расположен вблизи Чистопрудного бульвара. Вот почему перед ним выбрали место памятнику Грибоедову. Создали его скульптор Аполлон Мануйлов, известный монументами Ленину в разных городах, и архитектор Александр Заварзин, соавтор памятников Чайковскому, Горькому, Энгельсу в Москве.
… Провожаемый Степаном Бегичевым Грибоедов уехал министром-резидентом, послом в Персию. По пути остановился в Тифлисе. Там за него вышла замуж княгиня Нина Чавчавадзе, дочь генерала. С собой, предчувствуя грозящую беду, муж не взял юную жену.
Памятник Грибоедову
Это место попало в скандальные хроники: в 1918 году здесь стоял вызвавший море негодования памятник М. Бакунину.
В 1959 году на Чистых прудах открыли памятник А.С. Грибоедову по проекту А.А. Мануилова. Поэт стоит на постаменте-колонне в окружении героев «Горя от ума».
Памятник Грибоедову появился в Москве в год 130-летия со дня его гибели в Персии. 30 января 1829 года бунтовщики убили всех, кто был в посольстве. Тело Грибоедова удалось опознать только следу от дуэли на кисти левой руки. Памятник поэту поставили на Чистопрудном бульваре, хотя родился он в доме на Новинском.
А еще 100 лет назад на этом месте поставили памятник по проекту скульптора М. Ковалева. 8-метровая фигура из железобетона, держащая в руках свою голову, была посвящена основоположнику анархизма Михаилу Бакунину.
Футуристичную скульптуру не поняли: лошади шарахались от нее как от огня, анархисты устроили акцию протеста с требованием убрать памятник, а рабочие написали статью в газету с заголовком «Уберите чучело!». В итоге памятник Бакунину не простоял и месяца.
Чистопрудный бульвар. Чистые пруды памятник грибоедову выход из метро Чистые пруды памятник грибоедову как доехать
Александр Сергеевич Грибоедов трагически погиб в возрасте 34 лет. В воспоминаниях современников он – человек высокообразованный и эрудированный, приятный в общении и невероятно талантливый. Все мы знаем Александра Сергеевича как выдающегося писателя. Но на самом деле литература для Грибоедова всегда была лишь хобби, а основным занятием являлась работа на госслужбе. Этот удивительный человек был убит религиозными фанатиками по нелепой случайности, во время разгрома российского посольства в Персии. Памятник Грибоедову на «Чистых прудах» в Москве был воздвигнут и торжественно открыт в 1959 году, к 130-й годовщине гибели выдающегося деятеля. Авторы скульптуры: А. А. Завардин и А. А. Мануйлов. Место для монумента выбрано неслучайно. Некоторое время Александр Сергеевич проживал в доме неподалеку от места установки данной достопримечательности. Интересный факт: даже не все коренные жители столицы знают, что когда-то вместо скульптуры А. С. Грибоедова на Чистопрудном бульваре стояла статуя М. Бакунина. Однако первоначальный монумент просуществовал совсем недолго и вскоре был замен новым памятником.
По местам: Памятник Абаю Кунанбаеву
The Village начинает серию материалов о памятниках, которые появились в Москве за последние десять лет. В первом выпуске — монумент казахскому поэту и просветителю Абаю Кунанбаеву на Чистых прудах.
До 1917 года памятники в Москве ставили редко, но после Октябрьской революции началось создание пантеона героев новой советской империи. Ленин и Сталин, Маркс и Энгельс, стахановцы, маршалы, революционеры — за советский период в городе появилось около 800 монументов. В новейшее время наступила полная неразбериха, и теперь сложно сказать, сколько памятников установили за последние 20 лет. The Village решил узнать историю некоторых из них: кому они посвящены, как появились и почему стоят на этом месте. В первом выпуске — памятник казахскому поэту и просветителю Абаю Кунанбаеву на Чистых прудах.
Я с утеса кричал, Мне простор отвечал — Отвечали горы и дол.
Но услышав звук, Я искал вокруг: Как, откуда тот звук пришел? Был всё тот же утес иной, — Отклик есть, но отклик пустой.
— Абай Кунанбаев
ПАМЯТНИК АБАЮ КУНАНБАЕВУ
Адрес: Чистопрудный бульвар Год установки: 2006 Скульптор: Марат Айнеков
Увековечить память казахского поэта решили в 2006 году президенты Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев: в центре Астаны как раз появился памятник Пушкину, и нужен был ответный дипломатический шаг. Чистые пруды выбрали не случайно: рядом находится посольство Казахстана. Однако жителям окрестных домов идея не понравилась, начался сбор подписей против монумента. В числе противников был режиссёр Георгий Данелия, чьи окна выходят на бульвар.
Дебаты не прекращались до самого открытия монумента, который возвели всего за два месяца. Президенты результат одобрили. «Символично, что это происходит именно здесь, в центре столицы России, искренним другом которой всегда был Абай Кунанбаев», — сказал Назарбаев на открытии. «Памятник великому сыну казахского народа в историческом центре Москвы станет ярким символом искренней дружбы между нашими народами», — заявил в ответ Путин.
Казахской стороне памятник обошёлся в 1,25 миллиона долларов. У ног поэта скульптор Марат Айнеков изваял две каменные фигуры, надпись на постаменте гласит: «Вечны слова бессмертного творца». Этим летом рядом с Кунанбаевым стали устраивать акции участники движения «Защитники Защитников Химлеса». До этого популярностью у митингующих памятник не пользовался: акции на Чистых прудах по традиции проходили у ног Грибоедова.
Описание монумента А. С. Грибоедову на «Чистых прудах»
Если вы выйдете на Чистопрудный бульвар из метро «Чистые пруды», памятник Грибоедову не заметить будет просто невозможно. Бронзовая скульптура литератора установлена на высоком постаменте-колоне. Фигура Александра Сергеевича выполнена в полный рост, он одет по моде начала XIX века. На литераторе классический костюм и стильный плащ. Выражение лица писателя задумчивое и достаточно серьезное. Внимания заслуживает и постамент, на котором стоит памятник Грибоедову на «Чистых прудах». Его нижняя часть стилизована под сцену, на которой стоят фигуры главных действующих лиц пьесы «Горе от ума». Сегодня вокруг памятника разбита благоустроенная зона отдыха с цветочными клумбами и скамейками. С наступлением темноты здесь включается вечернее освещение.
Жители протестуют против установки памятника Абаю на Чистых прудах в Москве
Монументально-пространственную композицию с памятником Абаю Кунанбаеву решили возвести в рекордные сроки. Добротная табличка на заборе, окружающем строительную площадку, сообщает: начало работ 3 февраля 2006 года, окончание — 21 марта. «Однако еще не все потеряно», — утверждает Екатерина Бермант, член инициативной группы по сбору подписей против установки памятника на Чистых прудах. Ведь спасли же жители района Патриарших прудов свой заповедный уголок Москвы, не дали установить там композицию на тему булгаковского «Мастера».
Екатерина Бермант говорит: «Абай Кунанбаев, безусловно, человек заслуженный. Наверное, в Москве должен стоять ему памятник, потому что он призывал своих сограждан к европейской культуре и всячески их туда вовлекал. Я готова его памятник где-нибудь увидеть, но не на Чистых прудах. Не потому, что он там чужероден, а потому что в принципе Чистые пруды — это один из последних кусочков старой Москвы, не испоганенный монументальной пропагандой нашего московского правительства.
На вопрос «Как должен выглядеть этот памятник?» Екатерина Бермант ответила: «Говорят, что это будет какая-то голова на стелле. Его внешний вид все равно будет нехорош. Хорошего в Москве не строят. Меня больше пугает слово «монументальная композиция», потому что сразу встает перед глазами Парк Победы, это ужас. Но он все-таки далеко от центра, это уже фактически не Москва. А Москву бы хотелось оставить хоть немножечко такой, какой ее помнят мамы, папы, бабушки, дедушки, чтобы наши дети тоже помнили этот город таким неиспорченным, пригодным для жизни. Сейчас собралось уже достаточное количество подписей, достаточное количество активных людей, которые готовы встать в пикеты. Я уже даже немножко боюсь, потому что разбуженная призывами — не только моими — общественность, она уже кричит о том, что мы будем совершать акты вандализма, мы будем обливать его краской. А это уже просто совсем безобразие, но остановить подобные вещи будет невозможно. В результате будут обижены казахи, которых совершенно обижать не нужно. Мало того, у нас есть обращение жителей Алма-атинской улицы города Москвы, что у нас скверик есть прекрасный, давайте поставим там. У нас будет благоустроенный сквер и всем будет хорошо, там будут скамейки, там будет монументальная композиция, по ней будут лазить дети. Тем более что любую отдаленную улицу Москвы ни один памятник не испортит. Он будет там стоять, вписываясь в эту, в общем, довольно безликую городскую среду. А в сложившийся исторический ансамбль не нужно напихивать памятники, как изюм в булку».
В самое ближайшее время, сообщает Екатерина Бермант, письмо с требованием сохранить Чистопрудный бульвар в его нынешнем виде будет направлено мэру российской столицы Юрию Лужкову и президенту республики Казахстана Нурсултану Назарбаеву.
Памятник Грибоедову на «Чистых прудах»: как добраться на общественном транспорте?
Благодаря своей высоте этот монумент замечательно виден с большого расстояния. Своим ходом до памятника проще всего доехать на метро. Очень часто в современных путеводителях данную достопримечательность можно найти обозначенную как: «Чистые пруды», памятник Грибоедову». Выход из метро ближайший к монументу находится на Чистопрудном бульваре. Точный адрес достопримечательности: Чистопрудный бульвар, 6.
Отзывы туристов и жителей Москвы о достопримечательности
На величественную скульптуру А. С. Грибоедова на Чистопрудном бульваре приезжают посмотреть многие гости столицы. Памятник притягивает всех ценителей творчества писателя, интересен он и с художественной точки зрения. Москвичи часто используют его как ориентир и назначают встречи «у Грибоедова». Особой популярностью пользуется этот монумент у влюбленных. Сложно точно сказать, откуда взялась традиция назначать в этом месте романтические свидания. Вероятно, причиной тому сама атмосфера района Чистых прудов, располагающая к прогулкам и беседам. Сам образ Александра Сергеевича сложно назвать романтическим. В браке со своей женой Ниной Грибоедовой-Чавчавадзе он прожил счастливо совсем недолго. При этом вдова выдающегося деятеля была известна тем, что носила траур по трагически погибшему мужу всю жизнь и так и не встретила нового спутника жизни. Туристы из других городов и стран, посетившие памятник Грибоедову на «Чистых прудах», отмечают красоту и оригинальность исполнения данной скульптуры. Отдельного внимания заслуживает сам постамент, украшенный изображениями героев гениального произведения писателя. Увидеть собственными глазами данный памятник обязательно стоит. Что особенно приятно, благодаря расположению монумента его посещение легко сочетать с экскурсиями к другим достопримечательностям или развлекательной прогулкой по Москве.
LiveInternetLiveInternet
Памятник поэту и драматургу Александру Сергеевичу Грибоедову появился в Москве в 1959 году (скульптор Аполлон Мануйлов), в годовщину 130-летия со дня его трагической гибели в Персии. 30 января 1829 года тысячи взбунтовавшихся персов перебили всех, находившихся в посольстве. Тело Грибоедова было настолько изуродовано, что опознали его только по следу на кисти левой руки, полученному во время дуэли с Якубовичем в 1818 году.
Памятник на Чистопрудном бульваре представляет собой фигуру Грибоедова, установленную на постаменте-колонне, благодаря чему образ драматурга выглядит величественно и парадно. В нижней части постамента авторы разместили героев не просто самой известной пьесы писателя «Горе от ума», а той, благодаря которой, Грибоедова часто называют «писателем одной книги».
Александр Сергеевич был яркой и многогранной личностью: блестящий литератор, талантливый пианист, умелый дипломат. Хотя его жизненный путь был достаточно короток, но все же он сумел оставить значительный след в истории государства Российского. Помимо ума, Грибоедов обладал аристократической внешностью, был элегантен и статен. Его жена – Нина Чавчавадзе – до конца своих дней носила траурное одеяние в память о нем.
Посидев по делу декабристов в Петропавловской крепости, Грибоедов вернулся на службу в Министерство иностранных дел, став главным дипломатом при своем родственнике (муже кузины) – кавказском наместнике Иване Паскевиче. Именно Грибоедов подготовил завершивший войну с Персией Туркман-чайский мирный договор 10 февраля 1828 года, предусматривавший передачу России Эриванского (современная Армения) и Нахичеванского ханств, а также выплату контрибуции в 10 куруров, что было эквивалентно примерно 20 тоннам золота.
Грибоедов доставил в Петербург текст мирного договора и был осыпан наградами, получив, помимо ордена Святой Анны 2-й степени и денежной премии, повышение до должности полномочного министра (посла) в Персии. В этом качестве ему предстояло выдавить из персов последние два курура контрибуции, что Александра Сергеевича отнюдь не порадовало. Для выплаты предшествующей суммы наследник престола Аббас-мирза заложил драгоценности своих жен и наложниц, не говоря уж о том, что рядовых персиян обдирали как липку.
Но Аббас был лицом заинтересованным, поскольку именно он проиграл войну в качестве главнокомандующего и до выплаты первых восьми куруров русские просто не выводили войска из принадлежавшей ему провинции Северный Азербайджан. Учитывая поставленную задачу, Грибоедов отправлялся в Персию с плохими предчувствиями, которые, правда, не помешали ему жениться на прелестной 16-летней княжне Нине Чавчавадзе. Ее он оставил в Тебризе, где тогда базировались все дипломатические миссии, а сам отправился в Тегеран, как оказалось, навстречу смерти.
Вручив Фетх Али-шаху верительные грамоты, Грибоедов не собирался задерживаться в персидской столице. Но ему все же пришлось выступить с резкими заявлениями, требуя не только погашения контрибуции, но и скорейшего возвращения ранее плененных подданных Российской империи, включая армян, всего несколько месяцев назад бывших подданными персидскими. Этот пункт и погубил Грибоедова.
Вечером 26 января 1829 года, за пять дней до запланированного отъезда, к Грибоедову явился евнух шахского гарема, урожденный армянин Мирза-Якуб, выразивший желание вернуться на родину. Понятно, что евнух знал многое о тайнах шахского двора, но и Грибоедов догадывался, что с этим «ходячим компроматом» из Тегерана его вряд ли выпустят. И он предложил Якубу явиться на следующий день утром, хорошенько подумав. Якуб ушел, а утром вернулся. Отвергнуть его просьбу Грибоедов не мог и предоставил убежище.
Теперь, чтобы убить евнуха, персам оставалось уничтожить все российское посольство. Такую акцию можно было представить как спонтанное народное выступление, вызванное оскорблением иранских обычаев. Однако громить «гяуров» из-за какого-то евнуха горожане были не готовы. И тогда приближенный шаха Аллаяр-хан (которого сам Грибоедов числил в своих личных врагах) неожиданно отправил в посольство двоих своих армянских наложниц, выразивших желание вернуться на родину.
Такой «подарок» был откровенной провокацией. Однако, разглядев ловушку, Грибоедов все же последовал должностной инструкции и букве Туркманчайского договора и взял наложниц под защиту. Утром 30 января главный мулла Тегерана Мирза-Месих в своей проповеди заявил, что русские насильно увели из гарема двух женщин, после чего наэлектризованная толпа атаковала посольство.
Из всех сотрудников уцелел только первый секретарь Иван Мальцев, который подкупил нескольких стражников и то ли отсиделся в небольшой комнатке, то ли вообще был закатан в стоявший в углу ковер. 35 казаков конвоя чуть ли не целый час обороняли здание, пока все не погибли.
С час казаки наши отстреливались, тут повсеместно началось кровопролитие. Посланник, полагая сперва, что народ желает только отобрать пленных, велел трём казакам, стоявшим у него на часах, выстрелить холостыми зарядами, и тогда только приказал заряжать пистолеты пулями, когда увидел, что на дворе начали резать людей наших. Около 15 человек из чиновников и прислуги собрались в комнате посланника и мужественно защищались у дверей. Пытавшиеся вторгнуться силою были изрублены шашками, но в это самое время запылал потолок комнаты, служившей последним убежищем русским: все находившиеся там были убиты низверженными сверху каменьями, ружейными выстрелами и кинжальными ударами ворвавшейся в комнату черни. Начался грабёж: я видел, как персияне выносили на двор добычу и с криком и дракою делили оную между собою. Деньги, бумаги, журналы миссии — всё было разграблено…»
В резне убили 37 русских и 19 тегеранцев. На другой или на третий день после этого побоища изуродованные трупы убитых вывезли за городскую стену, бросили в одну кучу и засыпали землёй. Чуть позже среди груды тел удалось найти Грибоедова. Его тело удалось опознать лишь по той самой травме, некогда полученной во время дуэли с Якубовичем.
Тело Грибоедова отправили в Тифлис, где он и был похоронен, согласно его желанию, 18 июня 1829 года. Супруга Грибоедова, Нина Александровна, на которой он женился незадолго до трагедии, поставила на могиле часовню, а в ней — памятник. Монумент украсили надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской; но для чего пережила тебя любовь моя?»
Скрипя зубами, Паскевич в письме Аббасу-мирзе, заявил, что «нет другого средства загладить плачевную утрату, как просить Великого Государя моего о прощении за неслыханный поступок тегеранской черни». Аббас-мирза послал в Петербург своего сына Хозрева. Извинения были принесены, официально названные виновники наказаны.
Среди поднесенных царю подарков был и знаменитый алмаз «Шах», оцениваемый примерно в один курур. Зато персы добились прощения оставшихся двух куруров контрибуции. Так что даже с учетом стоимости подаренного алмаза один курур они сэкономили и никакого штрафа за убийство Грибоедова не заплатили.
Могила А.С. Грибоедова — Пьедестал из черного мрамора и бронзовое изваяние плачущей вдовы, охватившей руками крест
Памятник Грибоедову в Москве
Памятник Грибоедову в Москве — красивый монумент, посвященный русскому дипломату, поэту и драматургу, стоящий в самом начале Чистопрудного бульвара. Александр Сергеевич Грибоедов родился в Москве, и памятник на его родине появился в 1959 году.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Памятник Грибоедову в Москве
Общая информация
Открытие монумента приурочили к 130-летию безвременной гибели Грибоедова. В 1829 году он и другие сотрудники российского посольства в Тегеране были зверски убиты толпой религиозных фанатиков. Чтобы сгладить политические последствия произошедшей трагедии, персидский шах отправил в Санкт-Петербург своего внука и преподнес российскому императору Николаю I драгоценный алмаз «Шах». Вдова драматурга Нина Александровна Грибоедова-Чавчавадзе прожила в глубоком горе и не снимала траурной одежды в память о муже до конца своей жизни.
Талантливому скульптору Александру Аполлоновичу Мануйлову удалось изобразить статность и аристократические черты лица Грибоедова – человека, прожившего недолгую жизнь, но оставившего неизгладимый след в русской истории и литературе. Вместе с Мануйловым над выразительным монументом работал архитектор Александр Алексеевич Заварзин. Памятник Грибоедову в Москве установили на Чистых прудах, потому что в 1823-1824 годах он жил недалеко от этого места – в доме № 43 по Мясницкой улице.
Ростовая бронзовая фигура Грибоедова возвышается на высоком постаменте, похожем на колонну. Его основание оформлено небольшими скульптурами, которые изображают героев знаменитой грибоедовской комедии «Горе от ума». Вокруг постамента можно увидеть полуоткрытый театральный занавес. Монумент имеет высоту около 9 метров и красиво подсвечивается по вечерам.
Как добраться
Памятник Грибоедову в Москве находится в историческом центре города, возле выхода из станций метро «Чистые пруды», «Тургеневская» и «Сретенский бульвар». Рядом с ним делают остановку трамваи № 3, 39 и А.