Мариинский театр
Мариинский театр — визитная карточка Санкт-Петербурга и один из ведущих мировых музыкальных театров оперы и балета. История Мариинки тесно связана с Большим театром. Подаривший миру целую плеяду выдающихся артистов Государственный академический Мариинский театр открыл свои двери 14 октября 1860 года. Находится он на Театральной площади Петербурга. Имеет статус объекта культурного наследия народов РФ.
1 567 5 0 22 мин. на чтение
История Мариинского театра
Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой» был издан 12 июля 1783 года великой императрицей Екатериной II. Сделано это было не просто так: XVIII век считался временем сближения России с Европой и, как следствие, страна перенимала культурные традиции европейски столиц. День издания указа считается днём возникновения Мариинского театра — места, где рождаются таланты и всё вокруг меркнет перед искусством.
Мариинка берёт начало своей истории с образования петербургского Большого, или Каменного театра, который был основан в 1783 году согласно приказу Екатерины. Здесь шли музыкальные и драматические постановки. Выполненный в стиле классицизма, он имел самую современную по тем временам сцену, оснащённую по последнему слову техники. Но в 1811 году случилась катастрофа: прекрасное здание театра вместе со всем внутренним убранством было поглощено пожаром.
Театр реконструировали по новому проекту, и светская жизнь здесь закипела: конные экипажи подъезжали по сооружённому пандусу прямо к фронтону, откуда стоило сделать лишь пару шагов до театрального вестибюля. Здесь представители знати встречались для светского общения, своё вдохновение черпал сам Александр Сергеевич Пушкин, писавший в то время поэму «Евгений Онегин». Недаром главный её герой «скользит взглядом по ложам»: занимали их преимущественно дамы.
В Большом театре Петербурга ставили спектакли русской оперной труппы, которые затем были перенесены на сцену Театра-цирка, который находился напротив Большого. В последнем же в основном ставили произведения, в которых участвовали зарубежные актёры: итальянская и французская труппы. Шли здесь музыкальные, оперные выступления, инструментальные концерты и спектакли драмы.
Театр-цирк также постигла печальная участь: в 1859 году случившийся в нём пожар уничтожил практически всё здание. Архитектор Альберто Кавос сотворил новый проект для него, и на этом месте было построено чудесное сооружение, в котором открылся новый театральный сезон. Название «Мариинский» театр приобрёл в честь супруги императора Александра II, царствующей императрицы Марии Александровны.
Мария Александровна вообще слыла «покровительницей изящных муз». При её участии вершилось множество новаторских дел: был учреждён российский Красный крест, положено начало женскому образованию в стране. Именно под контролем императрицы с тех пор открылись в первый раз так называемые всесословные гимназии. Приложила Мария Александровна руку и к развитию искусства.
Великолепная публика собралась на открытии названного в её честь Мариинского театра и постановке оперы «Жизнь за царя», автором которой стал Михаил Глинка. Сам автор изначально хотел назвать произведение «Иван Сусанин», но цензор всех Императорских театров С. Гедеонов не позволил. Зато в советское время имя оперы заменили на то, которое и планировал Глинка. Эта великолепная опера имела большой успех у высокой публики.
Специально для пользования царской семьёй в театре была построена отдельная ложа. Она была роскошной. Украшала её монограмма, в которой живописно сочетались первые буквы имени императора Александра II и его супруги. Правда, уже в советское время монограмму сняли, заменив её на изображение серпа и молота, и вернули только в 1990-е годы. В царской ложе была сделана тайная дверь.
Вёл потайной ход оттуда прямиком в гримёрки артистов театра. Сделано это было с той целью, чтобы члены императорской семьи могли пройти к артистам после выступления и выказать им личную благодарность. Есть легенда, что тайную дверь частенько использовал император Николай I, который был без ума от игры своей любимой балерины, утончённой и изящной Матильды Кшесинской. Он проходил в её гримёрку и лично благодарил за выступление.
Первоначальное убранство зала также сияло великолепием. С момента открытия внутренний интерьер был практически сохранён до наших дней. Он представляет собой лепнину и скульптуры, украшавшие зал, мягкое сияние золота в декоре, драпировку и обивку кресел в цвете морской волны, создающие лирическое настроение и колорит. За короткий срок Мариинский театр обрёл бешеную популярность: к его дверям выстраивались очереди.
Особенно многочисленной публика была перед премьерами. Сцена Мариинки была признана одной из самых обширных в мире, зал также поражал своей вместимостью, насчитывая во время открытия целых 1600 мест. Полвека подряд театр сохранял свою популярность, ставя премьеры самых значимых опер в истории русского музыкального искусства. Это был золотой век Мариинского театра, и ему было чем гордиться.
«Борис Годунов» талантливейшего М. Мусоргского и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, оперы великолепного П. И. Чайковского «Иоланта», «Чародейка» и «Пиковая дама»; «Князь Игорь» А. Бородина — все эти произведения, блиставшие на сцене, приводили публику в полнейший восторг. До мурашек и слёз доводили публику знаменитые солисты: Николай и Медея Фигнеры, Леонид Собинов и Мария Славина, Фёдор Стравинский и, наконец, Фёдор Шаляпин.
Природный талант и необыкновенное трудолюбие сделали Шаляпина поистине народным любимцем и фаворитом публики. Тысячи людей собирались в Мариинском театре послушать его выступление в роли оперного певца, роль которого он вознёс до небес. Сочетание огромного таланта драматического артиста с невероятными, как казалось, вокальными данными было поистине феноменальным.
Фёдор Шаляпин был новатором и создателем «русского исполнительского стиля»; в своём образе он умело использовал свой талант, мимику, жесты и эффектные костюмы, добившись огромного успеха и всенародной любви. Когда свершилась Октябрьская революция 1917 года, Фёдор Иванович Шаляпин в течение двух лет поддерживал свой театр и коллег, возглавив его. И неизвестно, что бы было с театром, если бы не упорство и талант артиста.
В 1886 году вместо Большого театра была построена Санкт-Петербургская консерватория. Все спектакли перенесли в Мариинку. Требующиеся во II-й половине XIX века мероприятия по реконструкции Мариинского театра совершал Виктор Шрётер, бывший главным архитектором Императорских театров Петербурга. Он добавил к левой части главного корпуса трёхэтажное здание, в котором расположились репетиционные залы, мастерские и котельная.
Театр приобрёл и ещё один дополнительный зал под самой крышей. Именно сюда в 1909 году пришли для позирования и написания общего портрета Александр Блок, Фёдор Шаляпин, Иннокентий Анненский, а также Николай Гумилёв и Максимилиан Волошин. Но завершить работу над портретом, увы, не удалось: разразился конфликт между двумя последними участниками, который привёл к дуэли.
Именно в верхнем зале Мариинского театра, а точнее, в мастерской художника Головина, на глазах у всех Волошин дал Гумилёву пощёчину. Причиной была женщина, поэтесса Елизавета Дмитриева, от которой очарованный Гумилёв долгое время добивался взаимности. Но у Дмитриевой был кавалер, в то время служивший в армии, и за него решил ответить на ухаживания Гумилёва Волошин.
Публичная ссора привела к дуэли, состоявшейся на Чёрной Речке, но, к счастью, оба её участника остались живы: пистолет Гумилёва дал промашку, а оружие Волошина — осечку. Тем не менее, тот конфликт остался в истории Мариинского театра. Так же, как и история колокола, который играет роль артиста в труппе Мариинки и выступает в пьесах «Борис Годунов» и «Хованщина».
Во время Октябрьской революции этот колокол был сорван с церкви и сброшен в Крюков, один из питерских каналов. Пролежал он там достаточно времени, пока его не подняли со дна и не передали Мариинскому театру в качестве реквизита. Ходит в театре шутка, что с тех пор в труппе артистов стало на одного больше. Вот уже несколько десятилетий в колокол звонят на сцене при постановках пьес.
В 1920 году Мариинский театр был переименован. Объявленный в 1917-м государственным и переданный Наркомпросу, он стал называться Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ). Затем, в 1935 году, когда убили революционера С. М. Кирова, театр снова переименовали, дав имя Кировского. Тогда множество зданий, улиц и площадей в стране стало называться в честь Кирова.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, театр был эвакуирован в Пермь. Артисты выступали в госпиталях, давали свои спектакли, направленные на поднятие боевого духа советских солдат. Здание же театра в Санкт-Петербурге подвергалось вражеским налётам постоянно и было порядком повреждено, но всё же смогло устоять. А в 1944-м, когда сняли блокаду, труппа вернулась в родные театральные стены.
Традиционно сезон начался с оперы «Жизнь за царя». Но тогда она уже называлась «Иван Сусанин». Здание театра вновь подверглось капитальной реконструкции в 1970 году, выполненной по проекту Саломеи Гельфер. И тогда стал известен ещё один интересный факт: вскрытый пол оркестровой ямы почему-то был усыпан осколками битого хрусталя. Строителей эта находка повергла в недоумение: по какой причине он там находился, никому не было известно.
Причина открылась после того, как битый хрусталь собрали и выкинули как мусор. Капитальный ремонт был закончен, и в зале снова появились зрители. Они заметили, что звучание и акустика зала стали намного хуже. Оказалось, тогда, в XIX веке, осколки специально подкладывали для улучшения качества звука и акустического эффекта! Именно битый хрусталь создавал необходимое, идеальное звучание.
Сейчас Мариинский театр бережно сохраняет классические традиции русской школы, постановки незыблемой классики, балетный репертуар, заставляющий сердца ценителей прекрасного встрепенуться. Сильнейшее влияние оказывает на них таинство, начинающееся с момента поднятия тяжёлого занавеса, когда рождается сценическое действие. Раскрыть феномен балета и сцены возможно лишь в начале акта, но тайна остаётся тайной, когда занавес снова опускается.
Интересные факты о Мариинском театре
- В здании театра весьма примечательна огромная люстра, дающая необычайно яркий свет. Она была создана в 1860 году и весит рекордные 2,5 тонны. Ежегодно она снимается со своего крепления для прочистки хрустальных подвесок и замены перегоревших лампочек. Их количество тоже впечатляет: 2300 подвесок из хрусталя отражают свет от 230 лампочек. Люстра выполнена из бронзы и имеет три яруса.
- Также необычна и привлекает внимание зрителей своеобразная эмблема Мариинского театра — его занавес. Он был создан в 1914 году художником Александром Головиным. Рисунок занавеса искусно повторяет узор, который был на платье покровительницы искусств и супруги Александра II Марии Александровны, в честь которой назван театр. Это название, кстати, вернулось ему в 1992 году.
Репертуар Мариинского театра
Открытие Мариинского театра, состоявшееся в 1860 году, сопровождалось постановкой «Жизнь за царя» композитора Глинки под руководством К. Лядова, главного дирижёра русской оперы. Его сменил капельмейстер Эдуард Направник, отдавший Мариинскому театру целых полвека своей жизни. За эти годы театр развил и упрочил великую и первую русскую музыкальную сцену и её незыблемые традиции.
Это было золотое время Мариинки: полвека самых ярких и запоминающихся премьер, ставших наиболее значительными во всей истории оперной русской музыки. В их числе были такие шедевры, как «Майская ночь», «Псковитянка», «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Орлеанская дева», «Пиковая дама», «Чародейка» Чайковского, «Орестея» Танеева, великолепный «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Демон» Рубинштейна и др.
Репертуар театра пополнился свежими и яркими премьерами в начале XX века — незабываемыми операми Вагнера, в их числе тетралогия «Кольцо нибелунга», операми «Хованщина» Мусоргского и «Электра» Рихарда Штрауса. В 1847 году в Петербург случайно приехал в целом малоизвестный в то время танцовщик из Франции Мариус Петипа. Не планируя оставаться в России надолго, Петипа прожил здесь 63 года и стал «отцом русского балета».
В 1869-м Мариус Петипа возглавил балетную труппу Мариинки, продолжив славные традиции Артюра Сен-Леона и Жюля Перро. Тщательно сохраняя самобытность классики спектаклей «Эсмеральда», «Корсар» и «Жизель», он лишь бережно корректировал постановки. Танец слился с музыкой в произведении, поставленном Петипа, — хореографической композиции «Баядерка».
А счастливое знакомство Петипа с Чайковским способствовало рождению настоящей музыкально-хореографической поэмы «Спящая красавица». Слова Чайковского о том, что «балет — та же симфония», подтвердились Петипа уже после ухода композитора из жизни — совместная с Ивановым хореография подарила «Лебединому озеру» вторую жизнь на сцене Мариинского театра.
В творческом союзе Мариуса Петипа и Льва Иванова возник и «Щелкунчик» в великолепной хореографии. Постановка «Раймонды», балета Глазунова, упрочила славу Петипа как хореографа-симфониста. Он был новатором, творческие идеи которого с удовольствием подхватывались молодыми талантами — например, М. Фокиным, которым были поставлены на сцене Мариинского «Шопениана» музыки гениального Шопена, «Лебедь» Сен-Санса.
Современные и нашумевшие премьеры появляются и в 1930-е годы прошлого века. Это оперы — «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева, «Кавалер розы» и «Саломея» Рихарда Штрауса и др.; появляется на театральной сцене и новое направление хореографии — драмбалет. Его яркие примеры — это «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева.
21 июня 1941 года поздно вечером закончилась оперная премьера тогда уже Кировского театра. Это был «Лоэнгрин» Вагнера, прошёл его второй спектакль. Началась Великая Отечественная война, которая заставила труппу эвакуироваться в Пермь. Но с окончанием войны театральный сезон традиционно открывала опера Глинки «Иван Сусанин». В 1960-е годы состоялись потрясающие премьеры балетов «Спартак» Арама Хачатуряна, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева и др.
История Мариинского театра помнит премьеры опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» 1980-х годов. Эти постановки до сих пор сохраняются в нынешнем репертуаре театра. Появилось новое поколение талантливых артистов, которые раскрыли все грани театрального искусства. С 1988 года на место главного дирижёра театра пришёл Валерий Гергиев. Он смог открыть русскую музыку всему миру, является основателем многочисленных международных фестивалей.
Мариинский театр сегодня
Валерий Гергиев стал и руководителем Мариинки. По его инициативе театр получил новую сцену, на которой проходят самые смелые и актуальные театральные постановки. Сейчас театр развивается и процветает на радость любителей искусства и театралов. Филиалы Мариинского открыты в разных регионах нашей страны. На сцене театра каждый найдёт что-то своё: как незыблемую классику, что идёт в репертуаре десятки лет, так и новинки.
В наши дни Мариинский театр находится под патронажем Министерства культуры Российской Федерации. В театральную группу входят знаменитые на весь мир артисты: Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Юрий Марусин, Ольга Бородина и другие. Балетную труппу составляют такие известные артисты, как Диана Вишнёва и Данила Корсунцев, Ульяна Лопаткина и Тимур Аскеров, Виктория Терёшкина.
Регулярно на сцене Мариинки проходят постановки оперы и балета, которые доступны для всех: и взрослых, и детей. В их числе «Ромео и Джульетта», «Борис Годунов», «Царь Эдип», «Чародейка», «Фауст», «Садко», «Времена года», «Сон в летнюю ночь» и многие другие. Можно бесконечно наслаждаться игрой талантливейших артистов, получать удовольствие от прекрасного звука и акустики.
В театре ставят спектакли и цирковые представления, концерты и спектакли, конференции. Традиционно стены Мариинки собирают полные аншлаги. Классические европейские и русские оперные спектакли проходят на главной сцене на Театральной площади, со зрительным залом, вмещающим 1625 гостей-зрителей. Здание театра представляет собой памятник архитектуры.
Особенности архитектуры и интерьера Мариинского театра
Прекрасное сооружение, в котором расположен Мариинский театр, выполнено архитектором в стиле неоклассицизма. Его красота поражает. Построено было здание в 1859 году по проекту итальянского зодчего Альберто Кавоса. Позже к строению присоединился трёхэтажный корпус, дополнивший его ансамбль и предназначенный для мастерских, гримерок, репетиций.
Дополнительный зал, построенный под самой кровлей здания, появился позже. Это добавило главному фасаду монументальности. Затем появилась и башенка над куполом, искусно замаскировавшая вентиляционную трубу. Общая площадь театра составляет 1,25 га, зрительный зал занимает около 1300 кв. метров. Он представляет собой один из самых восхитительных и красивых театральных залов мира.
Убранство зрительного зала оставили таким же, каким он был изначально, ещё несколько веков назад. Поражают воображение посетителей лепнина и позолота, прекрасные скульптуры, что украшают интерьер. Также восстановили весь драгоценный декор построенной для императора царской ложи вместе с украшающей её монограммой. В ней восстановлены буквы государевых имён.
Огромная тяжелейшая люстра, освещающая зал Мариинки, сочетается с живописным расписным плафоном, рисунок на котором выполнен итальянским живописцем Дузи. Он искусно изобразил амуров, слившихся в танце вокруг двенадцати танцующих нимф. Вокруг размещены 12 круглых медальонов, которые содержат портреты самых знаменитых русских драматургов.
Имеются и филиалы Мариинского театра: открыты они во Владикавказе и Владивостоке. Новая сцена театра появилась в 2013 году. Также функционирует музей при театре, в котором представлены экспозиции архивных костюмов и декораций. Заинтересовавшийся гость театра может совершить увлекательную экскурсию в жизнь Мариинки по театральному закулисью в сопровождении экскурсовода.
Главная сцена, требующая ремонта, будет отреставрирована, по словам В. Гергиева, с сохранением своего неповторимого изящества. А созданная для нужд театра вторая сцена, расположившаяся на другом берегу Крюкова канала, построена по проекту французского архитектора Доминика Перро. Она называется Мариинка-2. После своего строительства она вызвала самые неоднозначные оценки.
Многие называют вторую сцену Мариинского театра «коробкой из бетона», сравнивают её с главным зданием и яростно критикуют. Другим нравится смелые и интересные решения в интерьере и экстерьере. Но вот что интересно: внутренняя обстановка помещений резко отличается от внешнего облика здания. Он был выполнен в современном стиле из бетона и мрамора. Для строительства Мариинки-2 снесли целый квартал.
Никто не останется равнодушным после посещения Мариинского театра. Её вековая история и стены видели множество оглушительных премьер, гениальных артистов, знаменитых мировых оперных певцов. Их выступления на сцене вызывают неподдельные, самые чистые эмоции. Архитектура театра сделала его достоянием и символом Северной столицы, её визитной карточкой.
Режим работы Мариинского театра
Мариинский театр находится на Театральной площади, д.1. О новых премьерах и расписании можно узнать на официальном сайте театра, там же доступны самые свежие новости из закулисной жизни. Билеты на интересные премьеры и постановки следует покупать заранее, так как цена может резко контрастировать. Самые недорогие по стоимости билеты раскупают в первую очередь, те, что остаются, могут быть весьма дорогими.
Стоимость билетов в кассе театра и на его сайте не отличается. Часы работы касс Мариинского театра — с 11:00 до 19:00, есть перерыв с 14:00 до 15:00. Предпочтителен дресс-код. Все, кто хочет окунуться в атмосферу театральной жизни и праздник искусства, который всегда дарит при посещении великолепная Мариинка, могут добраться сюда как на частном, так и на общественном транспорте — на метро, автобусе или такси.
КАК ДОЕХАТЬ
• В связи с усилением мер безопасности и проведением досмотра личных вещей, просим Вас приходить в театр заблаговременно.
• В связи с проведением строительных работ в подземном вестибюле станции метро «Театральная», ограничена парковка автотранспортных средств на Театральной площади.
Просим заранее учитывать это обстоятельство при планировании визита в театр.
От станций метро «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», «ГОСТИНЫЙ ДВОР», «АДМИРАЛТЕЙСКАЯ»
автобусы № 3, № 22 до остановки «Мариинский театр»
автобус № 27 до остановки «Театральная площадь»
От станций метро «САДОВАЯ», «СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ», «СПАССКАЯ»
автобус № 50 до остановки «Театральная площадь»
автобусы № 70, № 71 до остановки «Мариинский театр»
От станции метро «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
автобус № 50 до остановки «Театральная площадь»
автобусы № 70, № 71 до остановки «Мариинский театр»
От станции метро «БАЛТИЙСКАЯ»
автобусы № 70, № 71, № 100 до остановки «Мариинский театр»
От станции метро «НАРВСКАЯ»
автобус № 2 до остановок «Мариинский театр», «Театральная площадь»
автобус № 6 до остановки «Мариинский театр»
Мариинский театр в Санкт-Петербурге
Побывать в Петербурге и не посетить Мариинский театр было бы большой ошибкой. Это символ города и его визитная карточка, в репертуаре театра постановки, признанные взыскательной петербургской публикой, а также яркие премьеры. Спектакли театра считают классическим наследием. Только вот билеты на большинство из них нужно покупать сильно заранее — они заканчиваются буквально за несколько дней, несмотря на достаточно высокие цены.
Мариинский театр прекрасен не только с точки зрения репертуара. Его главная сцена на Театральной площади в Санкт-Петербурге — памятник архитектуры. Первый автор театрального здания — Антонио Ринальди. За прошедшие столетия внешний вид менялся, например, в начале 20-го века появилась знаменитая башенка на куполе — на самом деле она маскирует вентиляционную трубу. Тогда же был установлен и пышный занавес, который по сей день является официальной эмблемой театра.
С 1988 года Государственный академический Мариинский театр в Санкт-Петербурге находится под руководством Валерия Гергиева. При нем театру вернули прежнее название — в советские годы он был Кировским. Сейчас театр занимает не только здание на Театральной площади. У него есть вторая сцена (Мариинский-2) на улице Декабристов, а также Концертный зал на улице Писарева.
Адрес: Санкт-Петербург, Театральная площадь, 1
Координаты: 59.925612, 30.295961
Режим работы: 11:00-19:00
Официальный сайт: mariinsky.ru
История
Мариинский театр в Санкт-Петербурге ведет свою историю от 1783 года. Он был первым в свое роде — большое каменное здание, поразившее неискушенных горожан своими размерами, архитектурой, современной на тот момент сценой. Изначально Мариинский был расположен на Карусельной площади. Сейчас она — Театральная. Первая опера, которая прозвучала с этой сцены — Il Mondo della luna — «Лунный мир».
В начале 19 века театр был заметно переустроен как внешне, так и внутренне. Большой театр — тогда он назывался так — был архитектурной достопримечательностью Петербурга. Это время — его «золотой век», завсегдатаем театра был Пушкин, а одной из самых любимых опер публики был «Иван Сусанин» Кавоса. В это же время русский балет прославлял легендарный Шарль Дидло.
В 1830-х годах театр вновь переустраивают. Архитектор Альберто Кавос придает залу привычную форму подковы, теперь в него вмещается 2 тысячи зрителей. После реконструкции здесь дают премьерный спектакль — оперу Глинки «Жизнь за царя».
Известный нам сегодня Мариинский театр сменил несколько названий и был несколько раз реконструирован.
Фото: Александр КИРИЛЛОВ
Напротив Большого располагался так называемый Театр-цирк — туда со временем перенесли часть постановок. А когда он в 1859 году сгорел, Альберто Кавос построил на его месте новый театр, который и получил название Мариинского — в честь царствующей императрицы Марии Александровны. Театральный сезон в новом здании тоже открылся «Жизнью за царя».
С того момента Мариинский театр неоднократно реконструировался. В советское время, когда он стал Государственным академическим театром оперы и балета им. Кирова, на сцене появились современные оперы, а также драматические балеты. Во время Великой Отечественной войны театр эвакуировали в Пермь, и даже там, в эвакуации, были премьеры.
Одна из самых известных постановок театра — балет «Ундина».
Фото: globallookpress.com Если совершите прогулку на катере, сможете проплыть между основным зданием театра и зданием «Новой сцены».
Фото: globallookpress.com Второе здание театра — Мариинский-2 — открылось совсем недавно, в 2011 году.
Фото: Олег ЗОЛОТО, «КП»-Петербург» «Мариинский-2» вмещает в себя 2000 человека.
Фото: Олег ЗОЛОТО, «КП»-Петербург»
Что посмотреть
«Девушка с запада» — опера в трех действиях Джакомо Пуччини в постановке Aрно Бернара.
Премьера спектакля состоялась в мае 2019 года. В основе сюжета бродвейская пьеса Дэвида Беласко «Девушка с золотого Запада». Несмотря на то, что самой опере уже больше века, в России ее ставили лишь считанные разы. В основе сюжета любовный вестерн: владелица трактира Минни влюбляется в таинственного незнакомца, который оказывается главарем мексиканской банды разбойников. Его пытается поймать шериф, тоже влюбленный в Минни и собирающийся на ней жениться.
«Лебединое озеро» — балет на музыку Петра Чайковского. Хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова в редакции Константина Сергеева.
Если Мариинский театр — визитная карточка Петербурга, то «Лебединое озеро» — визитка самого театра. Его хореография неизменна уже почти 70 лет, последнюю редактуру в 1950-м сделал знаменитый артист балета Константин Сергеев, исполнивший в нем партию принца Зигфрида. Эта постановка сегодня считается классическим образцом. В 2019-м «Лебединое озеро» открывает новый театральный сезон исторической сцены.
«Бахчисарайский фонтан» — хореографическая поэма в четырех действиях.
Драматический балет был поставлен еще в 1934 году. Молодой балетмейстер Ростислав Захаров перенес на балетную сцену драматическую режиссуру. Это соответствовало духу времени: советское искусство за максимальную реалистичность. Захаров смог объединить красноречие танца с актерской выразительностью. С задачей тогда прекрасно справились Галина Уланова (Мария) и Константин Сергеев (Вацлав).
В 2019 году показы посвящены сразу двум значимым датам — 85-летию мировой премьеры балета и 80-летию со дня рождения народной артистки СССР Аллы Сизовой.
Мариинский театр в разное время года
Это только кажется, что летом театральная жизнь замирает. Да, многие театры уходят на каникулы, но не Мариинский. С мая по июль здесь традиционно проходит музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей», в котором принимают участие все площадки театра. Это не только новые постановки и репертуарные спектакли при участии именитых артистов, но и внушительная концертная программа с виртуозными инструменталистами.
Начало осени — открытие основного театрального сезона. Начинается череда музыкальных фестивалей: так, сезон 2019/20 откроется Международным органным фестивалем.
Весной проходит Международный фестиваль балета «Мариинский». А зимой на сцене Мариинского дают чудесные оперы, балеты, концерты, посвященные новогодним праздникам. Сказочный репертуар подбирают и к Масленице — ее в театре тоже отмечают большим фестивалем.
Где сделать красивое фото
Обязательно сфотографируйте знаменитую люстру Мариинского театра — лучший ракурс можно найти из бельетажа.
Фото: Ольга ТОЛКАЧЕВА
Классическая картинка: фото на Театральной площади, через дорогу от основного здания Мариинского театра. Мы также советуем сделать вечерний кадр, когда еще не совсем темно, но уже включена подсветка.
В самом театре идеальный кадр получится из бельэтажа или первого яруса, ровно напротив или чуть наискосок от сцены. Сразу будет понятен масштаб зрительного зала, а на снимке окажутся и знаменитая люстра, и занавес — символ театра.
Мариинский театр – визитная карточка Санкт-Петербурга: всё, что нужно узнать перед посещением
Один из великолепнейших музыкальных театров России Мариинский театр Санкт-Петербурга известен во многих уголках нашей планеты. На его подмостках блистали талантливые артисты балета и оперные исполнители – Рудольф Нуреев, Федор Шаляпин, Софья Преображенская, Матильда Кшесинская, Медея и Николай Фигнер и другие. К оформлению сценических декораций Мариинки причастны великие мастера – Александр Бенуа, Александр Головин, Константин Коровин.
История театра
Датой основания Мариинки считается 1783 год. Величественное здание возвели по проекту архитектора Ринальди. Театр открылся в октябре того же года премьерой оперы Джованни Паизиелло «Лунный мир».
В 1802-1803 годах сооружение претерпело конструктивные изменения внутреннего интерьера и пропорций фасада. Проект реконструкции создал архиектор Тома де Томон. Но в новогоднюю ночь 1811 года практически все здание уничтожил разрушительный пожар. Лишь в 1818 году залы театра вновь открыли свои двери.
В 1836 году состоялась еще одна перестройка театра под руководством Кавоса. Из пространства зрительного зала убрали колонны, ухудшающие акустику и обозрение, увеличили длину и высоту, а также придали ему очертания подковы. В ноябре театр открылся премьерой оперы Глинки «Жизнь за царя», ставшей ярким событием культурной жизни Санкт-Петербурга.
Со временем некоторые спектакли были перенесены на подмостки Александровского театра и Театра-цирка, находящегося напротив Большого. В результате пожара Театр-цирк был полностью разрушен, и на его месте в 1860 году архитектором Кавосом возведено нынешнее основное строение театра, получившего свое название по имени императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Утверждают, что занавес, созданный спустя полвека Головиным, содержит рисунок одного из ее праздничных платьев.
Мариинский театр за время своей более чем 200-летней истории развивал традиции первой музыкальной сцены России. Под управлением капельмейстеров Лядова, Направника созданы величайшие образцы оперного искусства – «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Майская ночь», «Снегурочка» Римского-Корсакова», «Пиковая дама», «Орлеанская дева», «Иоланта» Чайковского и другие. Петипа, возглавивший балетную труппу, создал замечательные спектакли – «Баядерка» Л.Минкуса, «Щелкунчик», «Лебединое озеро» П.Чайковского, ставшие классикой русского балетного танца. В советский период театр стал Государственным академическим и с 1935 года носил имя Кирова. В январе 1992 года ему возвращено историческое название.
В настоящее время театром руководит Валерий Гергиев, а в труппе выступают 70 обладателей звания «Заслуженный артист России» и 18 – звания «Народный артист России». Коллектив Мариинки уникален тем, что бережно хранит наследие театра и приумножает его новыми современными постановками. К примеру, «Жизель» на сцене идет с 1842 года, а балет «Раймонда» показан зрителю более 370 раз.
Архитектура
Здание театра отличается многофигурной формой. В результате перестройки, совершенной в 1885 году Виктором Шретером, к основному сооружению пристроен трехэтажный корпус для размещения репетиционных залов, мастерских, котельни и электростанции. В 1894 году изменен облик фасада, и строение приобрело нынешний величественно-монументальный вид. По периметру театра появился парапетный этаж с большими окнами, разделенными изящными пилястрами. Массивный купол увенчала аккуратная башенка со стройными кронштейнами и лирой с короной, ставшая визиткой Мариинки.
Зрительный зал включает нескольких ярусов и отличается непривычным сочетанием голубого и золотого оттенков в оформлении интерьера. Знаменитая хрустальная люстра содержит почти 23 тысячи подвесок и озаряется светом 200 лампочек. Знаменитый плафон, узнаваемый на всех рекламных буклетах Мариинки, украшают изображения амуров и нимф. Вокруг него размещены портреты известных русских драматургов – работы выполнил венецианский живописец Дузи.
В структуре Мариинского театра находится несколько площадок.
- Основная – историческая сцена на Театральной площади. На ней показывают классические спектакли русской и европейской оперы, а также балетные постановки.
- Мариинский-2 по улице Декабристов, 34 – новое здание, открытое в мае 2013 года, площадью почти 80 тыс. кв. м состоит из 7 надземных этажей и 3-х подземных ярусов. Зал на 1830 мест. На крыше здания обустроен амфитеатр для проведения фестиваля «Звезды белых ночей».
- Концертный зал по улице Декабристов, 37 открыт в ноябре 2006 года на месте сгоревших в пожаре Декорационных мастерских. Здание возведено по проекту французского архитектора Ксавье Фабра, сумевшего сохранить исторический фасад и дополнить его современным зданием с уникальными акустическими особенностями и технологиями.
- Приморская сцена – филиал Мариинки во Владивостоке.
- Национальный театр оперы и балета и государственная филармония во Владикавказе – филиал Мариинского театра в столице Северной Осетии.
Где находится
Адрес основного здания – Театральная площадь,1. Помещения Мариинского-2, Камерных залов и Концертного зала располагаются по улице Декабристов, 34, 37 и 39.
Как добраться
Станции метро поблизости – «Сенная площадь», «Спасская» и «Садовая».
Рядом с главным зданием и Мариинским-2 находятся остановки транспорта:
- автобусов – 2, 3, 6, 22, 27, 50, 70, 71;
- маршрутных такси – 1, 2, 6К, 62, 124, 169, 306, 350.
У здания Концертного зала останавливаются автобусы 2, 3, 6, 22, 27, 50, 71 и маршрутные такси 1, 2, 6К, 124, 169, 306.
Время работы
Вечерние представления в Мариинском театре начинаются в 19:00, 19:30 или 20:00 в зависимости от площадки, дневные спектакли, ориентированные в основном на юного зрителя, – в 12:00, 13:00 и 14:00.
Кассы открыты с 11:00 до 19:00 часов ежедневно, но в кассах Мариинского-2 и Концертного зала перерыв с 14:00 до 15:00.
Где купить билеты
Помимо касс театра, билеты можно приобрести:
- В кассе на 1 этаже сервис-центра Центральных железнодорожных касс, расположенных по адресу: Набережная канала Грибоедова, 24 с 10:30 до 21:00, в воскресенье до 16:00 часов, перерыв с 13:00 до 14:00.
- На 2 этаже Большого Гостиного Двора на углу Невской и Перинной линии. Каждый день с 11:00 до 21:00, обеденный перерыв с 14:30 до 16:00.
- На сайте театра ru, но продажа прекращается за пару часов до начала спектакля. Существуют и другие интернет-ресурсы, реализующие билеты в Мариинку, но они обойдутся зрителю дороже.
Стоимость билетов варьируется от 400 руб. до 10000 руб. в зависимости от выбранного спектакля и места в зале.
Видео
Мариинский театр всегда оставался центром притяжения культурной элиты не только России, но и всей Европы. Восхитительное убранство, изумительная акустика, труппа, состоящая из лучших артистов, тайны закулисья и сегодня влекут каждого гостя северной столицы.