Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта
Среди всех достопримечательностей Суздаля есть музей, который посещают почти все туристы, приезжающие в столицу Золотого кольца, а некоторые даже по несколько раз. Речь идет о музее деревянного зодчества и крестьянского быта, который расположился на берегу реки Каменка, прямо напротив Суздальского кремля. Идея подобного музея не нова, таких экспозиций много и в России, и в Мире. Достаточно вспомнить лишь пару из них: «Витославлицы» (Новгородская область), «Семёнково» (Вологодская область), «Кижи» (Карелия), «Костромкая слобода» (Костромская область), «Этыр» (Болгария), «Словинская деревня» (Польша), «Пирогово» (Украина) и еще несколько десятков музеев под открытым небом. История суздальского музея насчитывает уже более 50 лет, за это время историкам и исследователям удалось собрать неплохую коллекцию деревянных строений из Владимирской области, которая показывает посетителям, как был устроен быт крестьян.
Музей деревянного зодчества в городе Суздаль
История создания музея деревянного зодчества в Суздале
Как мы уже сказали выше, история музея зодчества в Суздале началась в середине XIX столетия. В 1960-х был создан проект музея, и его автором и идейным вдохновителем стал Валерий Михайлович Анисимов, член-корреспондент Академии Архитектурного Наследия. Он не только исследовал деревянное зодчество Владимирской области, но и сам лично принимал участие в реставрации более чем полусотни памятников архитектуры. Место для музея выбрали непростое: на высоком берегу Каменки, недалеко от исторического центра города, на том месте, где когда-то стоял один из первых суздальских монастырей — Дмитровский, который до наших дней не сохранился. Основу музея составили церкви, дома и хозяйственные постройки, привезенные со всех уголков Суздальского района. Вот уже более 50 лет музей деревянного зодчества и крестьянского быта привлекает туристов, которые хотели бы своими глазами увидеть, как устроена классическая суздальская деревня, а посмотреть там есть на что.
Вход в музей зодчества в Суздале
Никольская деревянная церковь (церковь Николы из села Глотово)
Как это ни странно, но экспонат, положивший начало музею деревянного зодчества в Суздале, находится за пределами основной его территории. Никольская деревянная церковь была привезена и установлена в 1960 году на территории кремля, невероятно органично вписавшись в окружающий пейзаж, как будто всегда здесь и находилась. Храм входит в число редких памятников деревянной архитектуры.
Никольская деревянная церковь из деревни Глотово
Храм был возведен в 1766 году в деревне Глотово Юрьев-Польского района, и как было принято в то время, строилась она полностью из дерева. О таких зданиях говорят, что они построены «без единого гвоздя», но не учитывают тот факт, что в строительстве используются деревянные средства крепления, что фактически является теми же самыми гвоздями, просто деревянными.
В 1960 году без согласования с властями искусствовед и историк А.Д. Варганов ради спасения уникального храма от разрушения сначала разобрал его, а затем перевез в Суздаль, где совместно с реставратором М.М. Шароновым возродил церковь к жизни. Казалось бы, люди сделали доброе дело — спасли храм от разрушения, но руководству это не понравилось и Варганова вызвали «на ковер», где ему пришлось оправдываться.
Церковь стала первой постройкой музея зодчества в Суздале
Амбары на сваях в музее деревянного зодчества в Суздале
На подъезде к музею, прямо напротив кассы, есть еще один экспонат музея, на который стоит обратить внимание — это три амбара на сваях, стоящие на берегу реки Каменка. По некоторым данным они были построены в XVII веке, по другим в XIX, в деревне Польцо Муромской области. Такие сооружения не редкость для средней полосы России, так как обычно большинство деревень возникало на берегах рек, которые весной разливаются. Чтобы спасти зерно от влаги, крестьяне строили «избушки на курьих ножках», которые во время половодья оставались над водой.
Амбары на сваях в Суздале
Если все предыдущие экспонаты находились за пределами территории музея, то сейчас мы отправляемся непосредственно внутрь, чтобы посмотреть, что еще можно в нем увидеть. Все экспонаты музея можно условно разделить на три части: церкви, дома и хозяйственные постройки.
Церкви в суздальском музее деревянного зодчества
В музее три церкви: Никольская (о которой рассказано чуть выше), Преображенская и Воскресенская, и есть еще небольшая часовня XIX века. Каждая из построек интересна по-своему и, безусловно, заслуживает внимания.
Преображенская церковь
Одним из главных и значимых объектов в музее зодчества считается Преображенская церковь. Изначально храм был построен в 1756 году в селе Козлятьево Владимирской области, средства на ее строительство были выделены княжной Евдокией Поливановой.
Преображенская церковь Суздальского музея зодчества
В 1966 году церковь разобрали и перевезли в Суздаль, где она стала экспонатом музея деревянного зодчества и настоящим украшением города. В 2011 году Преображенский храм чуть не сгорел — во время грозы в купол церкви ударила молния, в результате частично была уничтожена верхняя часть храма. Для того, чтобы ее восстановить, потребовалось полсотни плотников и 6 месяцев работы.
Купол деревянной Преображенской церкви до пожара
Место, на котором стоит храм Спаса Преображения, выбрано неслучайно. Мы уже писали, что музей находится на месте бывшего Дмитровского монастыря, основанного в XVI веке, но первая святая обитель здесь появилась почти на 500 лет раньше. В XI веке на берегу Каменки был основан Печерский монастырь, сведений о котором сохранилось крайне мало, известно лишь, что он был уничтожен во время татарского нашествия.
Но вернемся в XVII век, когда главным храмом Дмитриевского монастыря стала деревянная церковь, построенная в 1617 году, и которую через 70 лет перестроили на более просторную по указанию митрополита Иллариона. Дмитриевская церковь простояла еще почти 100 лет и была перестроена в камне, а в 1936 году и храм, и колокольню разобрали. Как и много веков назад, на этом месте сейчас снова возвышается храм, который является настоящим украшением музея деревянного зодчества в Суздале.
Храм Спаса Преображения в музее зодчества в Суздале
Воскресенская церковь
Воскресенская церковь — второй храм суздальского музея деревянного зодчества, он на 20 лет младше Преображенского (1776 год) и родом из села Патакино. Она была привезена в Суздаль почти одновременно с Преображенской, в конце 60-х годов девятнадцатого столетия.
Воскресенская церковь в музее деревянного зодчества в Суздале
Внутри храма стоит обратить внимание на иконостас, который вырублен только с применением топора, а вот иконы написаны в XIX веке и большой исторической ценности не представляют, хотя, безусловно, очень красивы.
Интерьер Воскресенской церкви
Деревянная часовня XIX века
На входе в музей деревянного зодчества и крестьянского быта стоит обратить внимание на небольшую деревянную часовню. По своему возрасту она гораздо моложе храмов, ее срубили в 1880 году в селе Бедрино Ковровского района Владимирской области.
Жилые дома в музее деревянного зодчества в Суздале
Отдельную часть экспозиции музея занимают всевозможные жилые постройки. Здесь можно увидеть дома, в которых жили люди в XVIII-XIX веках (да и сейчас живут), а также сравнить, чем отличались дома богатых крестьян, холопов и купцов.
Дом с мезонином семьи Евграфовых из деревни Тынцы
Один из первых домов, которые видят туристы, посещая музей деревянного зодчества и крестьянского быта, это дом с мезонином. Именно в таких избах жили крестьяне в деревне во второй половине XIX века. Как правило, такой дом предназначался для двух семей, и посередине здания хорошо видно, что состоит он из двух срубов (клетей), а вот крыша у них единая. Такие постройки с мезонином до сих пор можно встретить во многих деревнях центральной России. Непосредственно этот дом принадлежал семье Евграфовых и находился в деревне Тынцы, а в музей Суздаля переехал в 1975 году. Сейчас в нем располагается администрация музея.
Дом крестьянина-середняка Волкова
Еще одной типичной постройкой русской деревни является дом крестьянина-середняка Волкова, возведенный во второй половине XIX века. Хозяйство людей среднего достатка, как правило, было не очень большим, и включало в себя еще двор, где располагалась живность и хранился инвентарь. Сам же дом был разделен на три части: изба (жилые комнаты), сени и клеть (неотапливаемая пристройка). Жилое помещение — небольшое, но здесь особенно хорошо видно, как рационально используется все пространство.
Небольшая по площади изба обычно сочетала в себе одновременно и спальню, и гостиную, и детскую, и кухню. Такие дома обычно строили для себя небогатые крестьяне. Они не могли позволить себе наемную силу, поэтому все строительство велось самостоятельно. Помогали и соседи, поэтому каждый дом подобного типа имеет свое неповторимое резное украшение. Этот образец крестьянского дома приехал в суздальский музей деревянного зодчества из деревни Илькино, и считается что его срубил основатель деревни Илья Волков «без единого гвоздя».
Интерьер избы крестьянина-середняка
Дом зажиточного крестьянина
Но больше всего посетители обращают внимание на большой двухэтажный рубленный дом зажиточного крестьянина Кузовкина. Строение является типичным образом богатого семейства, и в таких домах, как правило, весь первый этаж отдавался под производство (ткацкая мастерская, булочная, гончарная), а второй этаж занимали жилые комнаты.
Дом зажиточного крестьянина в музее Суздаля
В музее зодчества в Суздале полностью воссоздан интерьер такого дома. Посетители могут рассмотреть как хозяйственную часть двора, так и жилые помещения с мастерской. Дом был перевезен в музей из деревни Лог Вязниковского района Владимирской области.
Хозяйственная часть дома зажиточного крестьянина
Дом купца Агапова
Дом купца Агапова вошел в состав музея совсем недавно, в январе 2011 года, и сейчас внутри него располагается экспозиция «Суздальское купечество, портрет в интерьере». Дом является типичной постройкой XVIII века, но в отличие от всех остальных экспонатов музея, собранных со всей Владимирской области, это строение изначально было возведено в Суздале на этом самом месте.
Другие деревенские дома музея зодчества в Суздале
Есть в музее еще два дома, оба относятся к XIX веку. Один из них привезен из деревни Васенино, а второй — из Каменево, и представляют собой типичные образцы деревенского жилья.
Палисадник и скамейка перед типичным деревенским домом
Хозяйственные постройки в суздальском музее зодчества
Неотъемлемой частью крестьянского быта русской деревни также являются всевозможные хозяйственные постройки: овины, амбары, всевозможные колодцы, скотные дворы и мельницы, о них мы и расскажем в этом разделе нашей статьи.
Часть хозяйственного двора в деревне
Ветряные мельницы
Самыми впечатляющими хозяйственными постройками суздальского музея деревянного зодчества являются мельницы. Две огромные башни притягивают к себе внимание еще из далека. Обе ветряные мельницы были построены в XVIII веке в селе Мошок Владимирской области.
Ветряные мельницы из села Мошок
Как говорят экскурсоводы, вплоть до середины 50-х оба ветряка находились в рабочем состоянии и выполняли свои непосредственные обязанности — мололи муку, и только после того, как в село провели электричество, их заменили. В XVIII-XIX веках это был самый распространенный вид мельниц во всей Владимирской области, но до наших дней сохранились только эти два образца.
Ветряная мельница в суздальском музее деревянного зодчества
Если вам повезет и внутренние помещения мельниц будут открыты, то внутри можно увидеть как все устроено: куда засыпалось зерно и где потом забирали готовую муку.
Амбар-лабаз из села Мошок
Вместе с мельницами из села Мошок в музей деревянного зодчества приехал и амбар-лабаз, именно в таких хозяйственных постройках хранили муку. Как правило, их строили за пределами села, чтобы в случае пожара уберечь свои запасы.
Овины-зерносушильни
Если говорить о переработке зерна в деревне, то нельзя не упомянуть и овины-зерносушильни. Как правило, в овинах сушили снопы. Устройство таких зданий довольно простое: на первом этаже ставилась печь из камня, а на втором — раскладывались снопы. Печка топилась — хлеб сушился. Обычно было достаточно ночи, чтобы все высушить.
Во избежание пожара, овины ставили на окраине участка, так, чтобы они не соприкасались с другими постройками. В XIX веке после появления молотилок такая обработка снопов стала не нужна, и их повсеместно стали убирать. Но два образца удалось найти в деревне Никитино и привезти их в музей зодчества в Суздале.
Черная баня во дворе зажиточного крестьянина
Во дворе зажиточного крестьянина Кузовкина, о котором мы рассказывали чуть выше, есть небольшая постройка, которая тоже является настоящим памятником деревянного зодчества — это черная баня.
От обычной бани, которые можно встретить в деревнях в наше время, ее отличает отсутствие дымохода. Состоит она из двух помещений: предбанника с лавками и самой бани, где установлена печь.
Колесный колодец
В музее деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале представлено несколько видов деревенских колодцев, но самый яркий и запоминающийся из них, безусловно, колесный — огромная махина с колесом мало кого оставляет равнодушным. Такие колодцы нетипичны для деревни, обычно их устанавливали в городах или богатых монастырях. Если подобные колесные конструкции и встречались в деревнях, то довольно редко: как правило, только в тех случаях, когда водоносные пласты залегали довольно глубоко.
Колесный колодец в музее зодчества в Суздале
Колодец-ворот
Еще один колодец носит название колодец-ворот. Воротом называется деревянное бревно с ручкой, на которое наматывается цепь с привязанным к ней ведром. Такие колодцы в XIX-XX веке были популярны не только во Владимирской области, но и по всей стране. У нашего дедушки в Харьковской области до сих пор такой стоит в самом центре деревни, и является главным источником питьевой воды для всех окрестных жителей.
Колодец-журавль
Гораздо реже встречаются колодцы-журавли, такой обычно можно было увидеть во дворе дома зажиточного крестьянина. Они самые простые в устройстве и их, обычно, ставили в своих дворах богатые люди, чтобы не пользоваться общественным. Но у него есть и свои минусы: если его глубина более 5 метров, то процесс получения воды становился очень непростым, практически невозможным.
Вот и все экспонаты, которые можно увидеть в музее деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале. Их не очень много, но все они настоящие памятники архитектуры, которые стоит увидеть, чтобы понять, как жила русская деревня в XVII-XIX веках.
Полезная информация о музее деревянного зодчества Суздаля
По традиции, мы не можем закончить статью без полезной информации, которая пригодится вам для посещения музея: часы работы, цена билета, как добраться, где заказать экскурсию и как найти официальный сайт.
Как добраться до музея деревянного зодчества в Суздале
Музей деревянного зодчества и крестьянского быта находится по адресу: ул. Пушкарская, 27Б. Для тех, кто едет на авто и въезжает в Суздаль со стороны Владимира, то с трассы М7 вы попадаете на улицу Ленина, по которой едете прямо, перед мостом через Каменку поворачиваете на лево (это и будет улица Пушкарская), а дальше уже не заблудитесь. Если вы прогуливаетесь по Суздалю пешком, то от Суздальского кремля можете дойти до музея по небольшому пешеходному мостику через Каменку.
Часы работы
У музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале есть два режима работы: летний и зимний. Летний длится с 25 апреля по 1 сентября, а зимний — все остальное время. Летом музей работает ежедневно с 9:00 до 19:00, санитарный день — последняя среда месяца. В период с 01.06 по 31.08 по субботам музей открыт до 21:00 (вход и продажа билетов прекращается за полчаса до закрытия). В зимнее время он открыт с 9:00 до 16:00 каждый день кроме среды, а последний вторник месяца музей закрыт на санитарный день.
Цена билета
Входной билет для взрослых стоит 250 рублей, в него включено не только посещение территории музея деревянного зодчества, но и внутренние экспозиции: интерьер избы зажиточного крестьянина, интерьер избы крестьянина-середняка, интерьер Воскресенской церкви, интерьер мельницы, а также экспозиция в доме купца Агапова. Для студентов, учащихся (с 16 лет) и пенсионеров цена билета 100 рублей.
Экскурсии в музей деревянного зодчества, мастер-классы, сувениры
Если вам необходимо экскурсионное обслуживание, то можно обратиться в кассу и взять с собой гида. Мы несколько раз брали гида с английским для наших иностранных друзей — остались очень довольны. Стоит еще отметить, что на территории музея есть сувенирные магазины, где продаются товары местных умельцев.
Народный промысел на продажу
В выходные на территории музея деревянного зодчества проводятся мастер-классы, например, по гончарному искусству, но все это, конечно же, стоит дополнительных денег.
Мастер-класс от суздальских гончаров
Официальный сайт музея
Отдельного официального сайта музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале нам найти не удалось, но вся информация, которая касается посещения и выставок находится на сайте Владимиро-Суздальского музея заповедника http://www.vladmuseum.ru.
Вместо заключения
Казалось бы, ничего необычного в музее нет — типичный музей, которых довольно много по всей России (тот же Костромской может похвастаться гораздо более богатой коллекцией экспонатов), но так получилось, что мы посетили этот музей уже, наверное, раз пять.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru.
Мы часто привозим иностранных друзей в Суздаль, и все они остаются в полном восторге именно от посещения музея деревянного зодчества. Видимо, есть в нем какой-то свой особенный шарм, притягивающий туристов.
Музей деревянного зодчества Витославлицы в В. Новгороде
В субботу в очередной раз решили съездить в Новгород и осмотреть музей деревянного зодчества «Витославлицы», который находится в 10 км от Новгородского Кремля. В прошлую нашу поездку в Новгород мы осмотрели только Кремль с музеем и торговую сторону. В «Витославлицах» я уже была, только это было лет 20 назад, а сейчас настало время показать русское деревянное зодчество детям, да и за 20 лет многое в музее изменилось.
Создание музея деревянного зодчества «Витославлицы» началось с середины XX века. По сравнению с другими европейскими странами это поздно. Первый подобный музей – «Скансен» был открыт в Стокгольме в 1891 году.
По инициативе архитектора Л.Е. Красноречьева вблизи Новгорода спланировали обширную площадку для размещения музея под открытым небом, за несколько месяцев из деревень Новгородской области на нее перевезли 20 памятников деревянной архитектуры. Официальной датой открытия музея считается 5 июня 1964 года. В 2014 году музею исполнилось 50 лет. Сейчас на территории музея располагается уже 38 памятников деревянного зодчества.
Многочисленные экспонаты знакомят посетителей с жизнью, бытом, трудом новгородских крестьян в прошлом, архитектурно-строительными традициями. Тем кто не доволен своей жизнью очень рекомендую пройтись по крестьянским избам конца XIX века, каких-то 100-150 лет тому назад жизнь была совсем другой.
Дорога от Санкт-Петербурга в Великий Новгород отличная. По две полосы в каждую сторону с железобетонным разделителем посредине (200 км). Доехали за 2,5 часа. Пробок на дороге нам не встретилось.
Стоимость билетов
200 руб. – взрослый и 140 руб – детский. В хозяйственный двор предлагается приобрести дополнительные билеты по 70 руб. Но взглянув на эту ферму, мы решили туда не ходить. Двор очень маленький и там паслась всего 1 лошадь с жеребенком.
Музей деревянного зодчества внедряет новые технологии, установлены электронные считыватели билетов. При входе выдают план осмотра музея.
От центральной аллеи можно пойти направо и налево. Налево пойдешь – крестьянские избы XIX найдешь, направо пойдешь церковные постройки найдешь.
Усадебный дом А.А Орловой-Чесменской.
Мы сначала пошли направо. И первым увидели Усадебный дом А.А Орловой-Чесменской. С ним связана интересная история. Графиня А.А. Орлова была дочерью того самого Григория Орлова, который помог Екатерине II взойти на российский престол. Графиня была богатейшей невестой России, но посвятила всю свою жизнь искуплению грехов своего отца. Она поселилась вблизи Юрьева монастыря и отдала большую часть своего приданого на благотворительность.
Усадебный дом А.А Орловой (нач. XIX века)
Сейчас в усадебном доме графини Орловой располагается администрация музея и выставочные залы.
В церкви, во время нашего визита в музей деревянного зодчества, входить было нельзя. Все они были закрыты. На информационном табло при входе висит объявление, какие дома на территории музея можно посетить, я так понимаю список может меняться в зависимости от обстоятельств.
В 12 часов дня на территории музея почти никого не было а к 14 часам стало намного оживленнее.
Никольская церковь (1688 г.) из деревни Тухоля Крестецкого района
Никольская церковь (1688 г.) из деревни Тухоля Крестецкого района
Церковь Успения (1595 год) из с. Курицко Новгородского района
Амбар выглядит новехонько, я все таки думаю деревянные детали время от времени просто заменяют новыми, дерево склонно к гниению, никакой пропитки или покраски на всех строениях музея я не заметила, сохранить деревянный дом в таких условиях не представляется возможным. В деревнях владельцы старых домов в качестве ремонта просто заменяют нижние венцы время от времени, тут похоже весь амбар пересобрали из новых бревен и досок.
Амбар (1896 год) из Иверского монастыря в Валдае
В Бергене на знаменитой набережной внесенной в список всемирного достояния ЮНЕСКО, например, все деревянные дома чем-то пахнут, очевидно это пропитка от гниения, а в «Витославлицах» следов пропитки и покраски мы не заметили.
Никольская церковь (1642 год) из деревни Мякишево Хвойнинского района
По музею прохаживаются сотрудники, одетые в русские народные костюмы
Общий вид налево от входа
Далее речь пойдет о крестьянских избах, это показалось мне наиболее интересным в этом музее.
Изба В.А, Туницкого
Постройка на подклети с галереей «прикольком», с двухярусным хозяйственным двором, топилась «по-черному». Перевезена и реставрирована в 1975 году.
Многие дома топились «по-черному», т.е. дым выходил через дыру в потолке, соответственно верхние венцы были сильно закопчены. И копоть оседала на всех предметах в доме, сейчас все помыто, достоверность бытия в такой избе несколько утрачена.
Большинство домов построены на так называемых подклетях. Это такой первый этаж дома, там размещались хозяйственные принадлежности, зимой там держали мелкий скот.
Изба В.А, Туницкого (1870-1890-е годы) из деревни Пырищи Крестецкого района
Жилая комната расположена на втором этаже. Как правило в доме была всего одна комната, разграниченная на зоны. На фотографии ниже бабий кут, т.е. кухонный угол, мужчины туда не входили. В XIX веке было строгое разделение обязанностей на мужские и женские.
Кухонная утварь в избе Туницкого
Стол и иконы в главной и единственной жилой комнате избы
Гараж на первом этаже дома Туницкого
Изба М.Д. Екимовой
Постройка на подклети, с хозяйственным двором и сенником на конюшне, топилась по-черному. Перевезена и реставрирована в 1969-1971 году.
Изба М.Д. Екимовой выглядит богаче по внутреннему и внешнему убранству, но топилась так же «по-черному». В каждом доме дежурит сотрудник музея и рассказывает интересные подробности о жизни крестьян. Топка печки «по-черному» была такой народной традицией, все к ней привыкли и не помышляли об ином, хотя сейчас нам это кажется диким.
Изба М.Д. Екимовой (1882 год) из деревни Рышево Новгородского района
В избе есть гармонь, швейная машинка, такие вещи свидетельствуют о достатке выше среднего.
Передний угол в избе Екимовой
Кухонная утварь в избе Екимовой
Хозяин этого дома занимался изготовлением детских кроваток. Бизнес шел хорошо, судя по обстановке. Во всех домах спальные места располагались на полатях, их видно на фотографии ниже, это такая полка-антресоль под потолком. На полатях спала вся семья, а детей в крестьянских семьях было много.
Полати и детская кроватка в избе Екимовой
Изба Шкипарева П.А.
Изба Шкипарева П.А. из д. Частова Новгородского района 80-е годы XIX века. Постройка на подклети с галерей «прикольком», балконом, двухъярусным хозяйственным двором, топилась «по-черному». Перевезена и реставрирована в 1975 году.
Изба Шкипарева П.А.
Изба Шкипарева П.А. убрана для обряда крещения. После крещения младенца полагалось положить на шкуру под иконы, а под шкуры нужно было положить всяких предметов для привлечения удачи в жизни.
Изба Царевой Е.Н.
Изба Царевой Е.Н. из д. Пырищи Крестецкого района первая половина XIX века. Постройка на подклети с галерей прикольком, балконом, двухъярусным хозяйственным двором, топилась по-черному. Перевезена и реставрирована в 1978-80 годах.
Изба Царевой Е.Н.
Стол накрытый к Пасхе (изба Царевой)
В каждой избе, проводится своя тематическая выставка. В избе Царевой Е.Н. тема выставки Пасха. Стол накрыт традиционными пасхальными блюдами, рядом демонстрируются детские игры на пасхальную тему.
Пасхальная детская игра – у кого яичко дальше укатится
Изба Утенковой К.А.
Изба Утенковой К.А. из д. Устье-Кировское Пестовского района 70-80 е XIX века. Постройка типа брус на низком подполье, с клетью, рублена из ели. Перевезена в 1993 году и реставрирована в 2002-2005 годах. В избе Утенковой проходила тематическая выставка деревенская свадьба.
Резные украшения на избе Утенковой
Стол убранный для свадебного в избе Утенковой
Невесте полагалось вышить собственноручно себе приданое и подарки для родни своего будущего мужа.
Приданное, изба Утенковой
Единственная традиционная кровать в избе Утенковой, в остальных избах были полати
Дом Добровольских
Дом Добровольских из д. Вотроса Пестовского района 1880 г., начало XX века. Представляет собой тип «избы-двойни», включающий в себя зимнюю и летнюю избы. Между избами «передние» сени. Зимняя традиционно рублена «четырехстенком», летняя изба – «пятистенок». Перевезена 2004 году. Реставрирована в 2013-2014 годах.
Дом Добровольских
Дом Добровольских
Выставка в доме Добровольских на тему валяния валенок и шерстобитного производства.
Шерстобитный и шерстоваляльный промыслы в избе Добровольских
Шерстобитный и шерстоваляльный промыслы в избе Добровольских
Овин (кон. XIX нач. XX века) из деревни Вахонькино Кадуйского района Вологодской области
Церковь Рождества Богородицы (1531 года) из с. Передки Боровичского района
Церковь Успения (1599 год) из дер. Никулино Любытинского района
Больше всего нам понравилось изучать крестьянский быт, очень поучительное зрелище. Всего на осмотр музея деревянного зодчества в Новгороде мы потратили около 2-х часов, окунулись в другую эпоху, другую жизнь. Погода была отличной, получили большое удовольствие от осмотра, всем рекомендуем этот музей. Рядом расположен бутик отель Юрьево Подворье и ресторан в нем, тихое спокойное место на природе вдали от городской суеты.
Добавить в Пинтерет
Сохранить в Пинтерест
Музей деревянного зодчества где находится
МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
Для того чтобы владимирские памятники народной архитектуры обрели вторую жизнь в Музее деревянного зодчества в Суздале, была выполнена большая работа. Со второй пол. 1950-х гг. архитекторами, реставраторами, музейными сотрудниками проводились экспедиции по выявлению и описанию наиболее характерных памятников деревянного зодчества.
Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта возник в 1960-х гг. Автором его стал В.М. Анисимов, сотрудник реставрационной мастерской. Музей решили разместить на берегу Каменки на окраине Суздаля, на месте несохранившегося Дмитриевского Печерского монастыря, одного из самых ранних в Суздале — XI в. До революции здесь стояла пара церквей — Димитриевская (1773 г.) с колокольней 1812 г. и «теплый» Георгиевский храм (1751 г.).
Церковь Димитрия Солунского
В 1968 г. исполком областного Совета народных депутатов принимает решение о создании в Суздале Музея деревянного зодчества Владимирской области, после чего процесс выявления таких памятников значительно активизировался. Многие объекты решением областного исполуома ставились на учет и охрану как памятники деревянного народного зодчества.
Было обследовано более 60 населенных пунктов Владимирской области. Выявлены 38 построек, из которых 11 рекомендованы к перевозке в музей, остальные – к сохранению на месте. Каждая постройка,планируемая к перемещению, была на месте подробно изучена, описана, сфотографирована.
Проходило довольно длительное время от выявления памятника до его перевозки, реставрации и установки в Суздале, например, от выявления Преображенской церкви в селе Козлятьево Кольчугинского района до окончания ее восстановления и реставрации в Суздале прошло 10 лет.
Автором генерального плана Музея деревянного зодчества в Суздале и проектов реставрации многих памятников музея стал архитектор Владимирской реставрационной мастерской Валерий Михайлович Анисимов. Общее научное руководство осуществлял главный архитектор Владимирской реставрационной мастерской Игорь Александрович Столетов. Разборку и восстановление большинства объектов музея выполнили под руководством прораба Михаила Михайловича Шаронова плотники Суздальского участка мастерской – Юрий Семенович Кисляков, Владимир Алесеевич Кокин, Герман Григорьевич Ветошкин, Александр Васильевич Андрианов, Анатолий Николаевич Назаров. За большой вклад в реставрацию суздальских памятников М.М. Шаронов в 2006 г. удостоен звания почетного гражданина Суздальского района.
Процесс перевозки, восстановления и реставрации в музее владимирских памятников деревянного зодчества в основном происходил в 70-х гг. ХХ в. Из разных сел Суздальского района сюда свезли уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки. Пустовавшее место на высоком берегу Каменки снова заполнилось творениями человеческих рук.
Это своеобразная деревня, в которой сконцентрировано все, что дошло до нас из XVIII-XIX вв., не сгорело при пожарах, не было разобрано на дрова или разломано в трудные годы. Улицы деревни составляют привезенные из деревень дома и постройки, а доминируют над всем высокие купола деревянных церквей и крылья ветряных мельниц.
В настоящее время на территории музея (4.2 га) расположено 18 памятников народной архитектуры, включающих церковные, жилые и хозяйственные постройки из 13 населенных пунктов Владимирской области.
Музей деревянного зодчества дает представление не только о сельской архитектуре, но и о быте русских крестьян.
Касса музея
Часовня из деревни Бедрино
Часовня из деревни Бедрино Судогодского района Владимирской области. XIX в.
Образец культовых построек типа ротонды.
Часовня из деревни Бедрино
Воскресенская церковь с колокольней
Воскресенская церковь с колокольней — памятник архитектуры XVIII в., образец традиционной для Владимирской губернии церковной деревянной архитектуры, представляет собой трехчастную клетскую постройку «корабельного» типа (все составные части расположены по одной оси, вид сбоку напоминает очертания корабля), или, иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Такие храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей, увенчанный небольшой главкой. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатер с полицей и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.
Церковь, возведенная «усердием прихожан» в 1776 г., до перемещения в музей являлась кладбищенским храмом села Патакино Камешковского района (бывший Владимирский уезд) и была приписана к Троицкой каменной церкви того же села. В кон. XIX в. Воскресенская церковь была отремонтирована на средства прихожан. До закрытия в 30-х гг. ХХ в. в Воскресенской церкви отпевали покойников и по праздникам проходили службы.
Церковь упоминается в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии», составленном В.Г. Добронравовым в 1893 г.
1967 г. – выявление памятника, обследование, обмеры.
1968 г. – постановка на охрану решением исполкома областного Совета народных депутатов № 1122 от 4 октября, решение о перемещении в музей.
1969-1970 гг. – разборка, перевозка в Суздаль, восстановление и реставрация на территории Музея деревянного зодчества.
1983 г. – очистка подполья, антисептирование и перестилка полов.
2004 г. – капитальная реставрация-переборка с заменой сгнившего материала (работы выполнены ОАО «Суздальреставрация»).
2006 г. – реконструкция интерьера сельского храма. В церкви восстановлен интерьер с характерным для сельского храма небольшим мконостасом.
2008 г. – освящение алтаря церкви.
Деревянные храмы внутри, как правило, отличались лаконичностью и относительной простотой убранства, которое главным образом было сосредоточено на иконостасе, где ряды чудесных икон, играющих яркими красками, кое-где тронутых золотом, удачно сочетаются со строгими иссиня-серыми бревнами стен.
Дом зажиточного крестьянина из деревни Лог
Дом зажиточного крестьянина из деревни Лог Вязниковского района Владимирской обл. XIX в. Двухэтажный, с резным карнизом городского типа, с крытым двором.
Верхний этаж был жилым, нижний — занимала «ткацкая светелка», рабочее помещение для наемных ткачих. Домашнее ткачество было одной из форм рыночного хозяйства в период развития капитализма в России. На первом этаже — ткацкая мастерская. Здесь трудились наемные работники. В помещении мы видим два ткацких стана, самопрялку, приспособления для перематывания нитей.
ИЗБА — жилая часть крестьянского дома. После отмены крепостного права в 1861 г. крестьянское хозяйство теряет свой замкнутый полунатуральный характер, втягивается в сферу действия акпиталистических отношений, что способствует дифференциации крестьянства на бедное, среднее и зажиточное. На бытовую культуру крестьян, особенно зажиточных, начинает активно влиять город. Наряду с тем, что изба сохраняет традиционную планировку и обстановку (встроенные лавки, полати, печь слева от двери), в ней можно видеть целый ряд предметов городской культуры (швейная машина, лампа — «молния», зеркало и др.).
Второй этаж сохраняет традиционную планировку крестьянского жилища XIX в.: изба — сени — клеть. В избе характерная для того времени обстановка: встроенные лавки, полати, печь слева от двери.
Обстановка дома свидетельствует о проникновении отдельных элементов городского быта в крестьянское жилище. Керосиновая лампа, швейная машина «Зингер», стулья, вместо привычного коника поставлена деревянная резная кровать — символ достатка и благополучия.
Сани
Плуг и соха
Второй этаж
Русская печь
Бабий кут
Передний, «красный» угол
Первый этаж.
Сени и ткацкая светелка.
Ткацкая светелка – промысловая мастерская по изготовлению разных видов тканей ручной работы. Во Владимирской губернии во 2-й пол. XIX в. из местных промыслов самых распространенных был ткацкий. Зажиточные крестьяне устраивали у себя на дому ткацкие светелки. Часто сырье брали в раздаточных конторах на фабриках, туже же сдавали готовую продукцию, иногда работали из своего сырья, а готовые ткани продавали на местных рынках. Работать в светелке нанимались крестьянки из бедных семей. Тяжелые условия труда, длинный рабочий день, низкие расценки на готовую продукцию характеризовали работу в светелках.
В сенях на сновальной стене перематывали нитки, в бочках красили, применяя в основном естественные красители, в самой светелке на ручных ткацких станках ткали готовое полотно.
Дом из села Илькино
Дом из села Илькино Меленковского района Владимирской обл. XIX в.
Типичное жилище крестьянской семьи среднего достатка. Фасад украшен глухой резьбой. В доме воссоздан интерьер.
Слева от входа — русская печь. Она служила для отопления жилья, приготовления пищи, на печи спали. Перед печью — бабий кут, где хозяйка готовила еду и где хранилась кухонная утварь. Справа от двери находится коник — мужская лавка, где работал хозяин дома: чинил обувь или конскую упряжь, столярничал. По диагонали от печи — передний, «красный» угол, в котором стоит стол, над ним иконы. Вдоль стен — широкие лавки, сидя на которых вечерами женщины пряли лен или занимались рукоделием.
Сени — неотапливаемая часть дома — соединяли избу с клетью, защищали жилое помещение от холода. Сени использовались для хранения громоздких хозяйственных вещей, орудий труда, различной домашней утвари.
Клеть — неотапливаемое помещение полужилого, хозяйственного назначения — служила для хранения имущества и некоторых запасов продуктов, летом использовалась как дополнительное жилое помещение.
Двор — комплекс подсобных хозяйственных построек — расположен параллельно дому. Во дворе хранится хозяйственный инвентарь: борона, соха, телега и другие предметы.
ИЗБА — жилая часть крестьянского дома. Характерным для интерьера избы является наличие встроенной мебели, которая рубилась вместе с домом: лавки, полати, полки. Настил над дверью — полати, где спали дети. Лавка справа от двери – «коник», где спал, работал, хранил инструменты хозяин. Вдоль стен — неподвижные лавки, над ними – «полицы». На лавке вдоль правой стены работали женщины. Лавка идущая вдоль фасадной стены — парадная «красная». Подвижной мебели мало: скамья, стол. Главный элемент интерьера — печь: пространство между нею и фасадной стеной — «бабий кут». По диагонали от печи – «красный угол», украшенный иконами. Некоторое количество покупных фабричных изделий (зеркало, самовар) указывает на определенный достаток хозяина.
Ясли
Бабий кут
Передний, «красный» угол
Русская печь
Дом с мезонином
Дом с мезонином
Дом с мезонином из села Тынцы Камешковского района Владимирской обл.(2-я пол. XIX в.). Состоит из двух срубов под одной крышей. Был предназначен для двух семей.
Мезонин — верхний полуэтаж — включает элементы классической архитектуры в сочетании с русской народной резьбой.
Дом с мезонином. Ворота во двор.
Дом с мезонином. Вход с левой стороны.
Дом из села Каменево
Магазин сувениров «Русский лубок»
Дом из села Каменево Камешковского района (XIX в.) — типичный деревенский дом. На лобовой доске, украшенной глухой резьбой, вырезана дата: «1861».
Дом из села Васенино
Дом из села Васенино
Дом из села Васенино Вязниковского района (XIX в.) — типичный образец крестьянского жилища. Фасад украшен традиционной резьбой по дереву.
Русская печь
Бабий кут
Бабий кут
Рукомойник
Передний, «красный» угол
Санки
Коромысло
Крестьянская бытовая керамика. Кон. XIX – нач. ХХ вв.
Дом из села Васенино
Деревянные качели
Колесный колодец
Колесный колодец из села Кольцово Селивановского района Владимирской обл. Сер. XIX в. Колодцы такого типа назывались «ступальными». Для подъема воды внутрь колеса, оборудованного ступенями, входил человек и, ступая как по лестнице, раскручивал его. В колодец опускались попеременно две большие бадьи.
Ветряные мельницы
Ветряные мельницы из села Мошок Судогодского района Владимирской обл. XVIII в.
В XVIII – нач. ХХ вв. этот тип мельниц — восьмигранный сруб на четверике — был преобладающим во Владимирской губернии. Верхняя часть конструкции с крыльями поворачивалась к ветру с помощью длинной жерди – «воротила».
Привезенные в Суздаль из села Мошок Судогодского района, ветряки XVIII в. стали настоящим украшением Музея деревянного зодчества.
В мельнице представлены традиционные предметы интерьера: деревянные и металлические меры для зерна и муки, льняное масло в стеклянной бутыли для смазывания механизма, деревянные лопаты и совки, фонарь, грохот и сито, мешки с мукой.
Интерьер создавался в соответствии с тем, как он изображался в художественной литературе, на живописных полотнах. В основу этой научной работы легли воспоминания старожилов, собранные и записанные сотрудниками музея-заповедника.
Макет мельницы в разрезе
Макет мельницы в разрезе выполнен мастером из Суздаля Куликовым В.Е.
Овины — зерносушильни
Овины — зерносушильни из села Никитино Селивановского района Владимирской области (XIX в.).
Овин — двухъярусное сооружение, в нижней части которого находилась печь, а вверху — площадка для снопов.
Амбар — лабаз из села Мошок Судогодского района Владимирской области (XIX в.). Типичный образец для Владимирского края хозяйственной постройки для хранения зерна и других продуктов.
Мастерская плотника
Почти каждый русский крестьянин умел работать топором, который на протяжении многих столетий оставался главным плотницким инструментом. Кроме топора у плотника были пилы, рубанки, скобели и другие инструменты.
Плотники так умели сплачивать (отсюда и плотник) бревна в срубы, что даже лезвие ножа не проходило между ними. Рядовой плотник мог не только срубить дом, но и сделать для него мебель: столы, лавки, посудные полки и т.д.
На выставке можно увидеть основные плотницкие инструменты XIX – нач. ХХ вв.
Ключи и замки
Крестьянский хозяйственный инвентарь. Кон. XIX – нач. ХХ вв.
Беспородные, домашние гуси широко распространены в средней полосе России (Гусака зовут Гаврюша).
Колодец-ворот
Колодец-ворот (реконструкция) – самый распространенный тип колодца на рубеже XIX-ХХ вв. во Владимирской области.
Баня черная из с. Новоалександрово Суздальского района 2-ой пол. XIX в. Баня отапливалась небольшой печью без трубы, дым выходил через отверстие над дверью. Такие бани назывались «черными» — наиболее распространенный тип деревенской баня во Владимирской губернии. Перевезена и установлена в 1972 г.
Преображенская церковь
Деревянная Преображенская церковь
Преображенская церковь была построена в 1756 г. в селе Козлятьево Покровского уезда Владимирской губернии (сейчас Кольчугинский район) на средства местной помещицы Феодосии Никитичны Поливановой, демонстрировал финансовые возможности и вкусы заказчицы.
Красивая постройка в три яруса, центр которой состоит из трех восьмериков друг на друге, увенчанных просто и в то же время изящно луковичной главкой, покрытой лемехом. Два боковых придела также завершают похожие, чуть меньшие главки. Пристройки, окружающие церковь, украшены бочарным покрытием, а на легкую галерею, приподнятую над землей и крепящуюся прямо к стене пристройки, ведет простое изящное крыльцо. Учитывая эти особенности церкви, можно предположить, что в ее сооружении участвовали северные мастера.
В храме три престола: главный – Преображения Господня, в приделах – святого Николая Чудотворца и преподобного Симеона Столпника.
Церковь упоминается в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» 1897 г.
1959-1960 гг. – выявление памятника, обследование, обмеры, фотофиксация.
1960 г. – постановка на охрану решением исполкома областного Совета № 754 от 5 октября, принятие ррешения о перемещении в Суздаль в целях сохранности.
Зима 1965 г. – разборка, перевозка в Суздаль.
1965-1969 гг. – восстановление и реставрация в Суздале на месте утраченной в 1930-х гг. каменной Дмитриевской церкви.
1988 г. – вторая реставрация, проведение химзащитных мероприятий.
2004-2005 гг. – третья реставрация, укрепление несущих конструкций, установка внутри деревянного опорного каркаса (исполнитель работ ОАО «Ресма», г. Москва).
21 июля 2011 г. – пожар от двойного попадания молнии в крест, утрата центральной главки, верхнего восьмерика и части кровель.
Июль-декабрь 2011 г. – восстановление и реставрация после пожара.
Сельхозяйственные культуры и травы
Сельхозяйственные культуры и травы традиционные для Владимирской губернии XIX века.
Беседка около дома купцов Агаповых
Дом купцов Агаповых (XVIII в.)
Дом купцов Агаповых
В январе 2012 г. к территории музея присоединили дом купцов Агаповых, в котором разместилась экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере». На первом этаже дома, где располагалась кузница, сейчас представлены рабочие инструменты кузнеца и изделия кузнечного промысла. На втором этаже воссоздан интерьер купеческого дома кон. XIX в. — гостиная и кабинет, представлены документы и предметы быта.
См. Дом купцов Агаповых. Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере».
Три амбара на сваях XVII в. из с. Польцо
Музей летом становится местом проведения разнообразных праздников. Один из самых известных и оригинальных — «День Огурца», проходящий в июле, во время сбора огурцов. О распространенности этого овоща на суздальской земле писал ключарь Рождественского собора Ананий Федоров, первый городской историк: «Во гpаде Суждале по добpоте земли и по приятности воздуха луку, ческноку, а наипаче огурцов пpеизобильно». На празднике выступают лучшие областные фольклорные коллективы, можно принять участие в играх или просто найти оригинальные сувениры и попробовать огуречные (и не только) блюда.
См. День огурца в Суздале.
Праздник народных ремесел на Троицу в Суздале.
Широкая Масленница
25 февраля 2017 года в музее деревянного зодчества прошли традиционные гусиные бои — одно из самых зрелищных масленичных мероприятий. Приехало существенно больше людей, чем в прошлом году.
Церковь Николы / Никола Кремлевский
Деревянная церковь Николы
К музею деревянного зодчества фактически относится и стоящая за его пределами, на территории Кремля, церковь Николы из с. Глотово Юрьев-Польского района (1766 г.); более того, именно с ее «переезда» в Суздаль и началась организация музея.
Сказочное путешествие в мир деревянного зодчества
Мечтаете поехать всей семьёй на природу, чтобы весело провести там время и набраться ярких впечатлений? Советуем посетить Музей деревянного зодчества им. В. П. Грошева. Он находится в деревне Лункино Клепиковского района Рязанской области.
- ремёсла
- деревянное зодчество
- резьба
Путь к возрождению старых ремёсел
Музей деревянного зодчества создали в 1997 году. Его основатель – Владимир Павлович Грошев (1940–2009 гг.) – профессор, доктор экономических наук, бывший ректор Академии им. Плеханова. В настоящий момент музей возглавляет его дочь, Татьяна Грошева.
– Папа родом из Оренбургской области. Но Мещера стала ещё одной его малой Родиной. Отец был горячо влюблён в неё. Он решил создать в Мещере музей, в котором захотел возродить старые ремёсла: резьбу по дереву, лозоплетение и роспись по дереву. И у него это получилось.
Татьяна Грошева
В итоге, музей основали в деревне Лункино, на лесной полянке, которая раньше была собственностью местного колхоза.
– Музей родился из частной коллекции деревянных скульптур, собранной папой. Русские резчики по дереву покорили отца своим мастерством. Он привлекал их к работе в музее, ради чего, кстати, и создал межрегиональную школу мастеров.
Татьяна Грошева
Что в настоящее время представляет собой музей деревянного зодчества? А это огромный комплекс. Он включает в себя большую поляну площадью 3,5 га (гуляй – сколько хочешь!); 3 музейных здания, в которых находятся удивительные сказочные экспонаты; действующий детский игровой комплекс «Мещёрская сказка»; зона отдыха с уютной беседкой на 40 человек с мангалом и жаровыми самоварами. Да, ещё есть сувенирная лавка с обширной сувенирно-подарочной продукцией ручной работы.
Всё многообразие стилей резьбы
Но приезжают гости, конечно, в основном для того, чтобы посмотреть именно на экспонаты, коих в музее – 3,5 тыс. Они представляют всё многообразие стилей резьбы: контурная, плоскорельефная, геометрическая, рельефная, кудринская, богородская резьба, стиль «Татьянка», объёмная резьба, малая пластика. Есть точеные изделия, маркетри, есть изделия из капа и сувеля, корнепластика, инкрустация можжевеловыми спилами и ценными породами дерева, также есть абстрактные малые формы и изделия из лозы и соломки.
– Особенно мы любим показывать нашим гостям зал корнепластики. Это такой вид работы с деревом, когда художник идёт за природным материалом. Ищет в переплетении корней или в наростах на дереве скрытый образ, расшифровывает послание от самой природы. Экспонаты этого зала очень необычные, они обладают особой экспрессией и выразительностью.
Татьяна Грошева
Очень оживляются маленькие посетители музея в зале, где выставлены работы Виктора Михайловича Крестьянинова, русского Энди Уорхола. Популярный американский художник и скульптор призывал своих собратьев по цеху не презирать вкусы простых людей, и уважать садовых гномиков, побивших все рекорды популярности у обывателя. Виктор Крестьянинов свободно и вдохновенно создавал небольшие композиции, напоминающие фигурки для сада, но выполнены они с совершенно виртуозным мастерством. В этом зале посетителю неудержимо хочется потрогать шляпки грибов, усики жука, шерстку мышонка, сидящего возле гриба, потому что даже не верится, что всё это – дерево. В этом же зале – работы юных учеников Виктора Михайловича.
Отдельный зал музея занимает эксклюзивный макет старой Москвы времён Юрия Долгорукого, созданный народным мастером Виктором Бахаревым. Размер макета 4 на 6 метров. Основной материал, из которого собран макет – это камыш. Мастер работал над этим макетом 6 лет.
– Мы гордимся, что именно у нас находится эта композиция.
Татьяна Грошева
Комар стал хозяином Мещеры
Сама экспозиция музея размещена в 15 залах, а на просторной поляне вокруг музея стоят около 1000 садово-парковых скульптур, каждая высотою от 1 до 6 метров. Все выполнены на высокохудожественном уровне. Но больше всего в музее гордятся работами, которые создали мастера из самых разных уголков России. Кроме того, есть в экспозиции и работы умельцев из Японии, Испании, Таиланда, Белоруссии.
– Особенно любим посетителями… комар. Не маленький комарик, как в стихах Чуковского, а огромный деревянный исполин, считающийся хозяином Мещеры. Почему не медведь? Об этом вы узнаете сами, если окажетесь без специального антимоскитного спрея в мещерском лесу, вечером, в середине июня.
Татьяна Грошева
К слову, и комар, и другие скульптуры – часть большого парка. Он устроен вокруг музея. По словам Татьяны Грошевой, этот парк постарались так вписать в природный ландшафт, чтобы он не диссонировал с красотой заповедного леса и находящегося неподалёку озера.
Есть на территории музея и павильон, в котором собраны старинные предметы быта жителей Рязанского края. Местные жители очень поддержали новый музей. Приносили сохранившиеся в семьях предметы станинного быта, одежды, домашней утвари. Особой популярностью у посетителей, особенно у юных, пользуются жернова для помола. Дети выбирают зерно или крупу, высыпают его в мельницу и начинают молоть своими силами, вращая жернова.
Дети пробуют силы в резьбе
Кстати, о детях. Владимир Грошев, основатель музея, мечтал не просто сохранить традиционные народные промыслы, связанные с резьбой по дереву, но и передать секреты мастерства подрастающему поколению.
– В этом и состоит уникальность его проекта: дети, посещающие музей, получили возможность попробовать свои силы в резьбе по дереву, росписи по дереву и лозоплетению. Дети видят работы в экспозиции музея, знакомятся с авторами этих работ, и под их же руководством, в небольшой мастерской при музее, позже погружаются в увлекательный процесс резьбы по дереву.
Татьяна Грошева
Результаты мастер-классов превосходят все ожидания. Дети перенимают традиции ремесла, но каждый раз создают нечто своё, яркое, индивидуальное. Некоторые работы юных резчиков по дереву стали частью музейной экспозиции. Особенно популярны у посетителей работы «Братец Иванушка», «Улитка», «Поцелуй».
А самое интересное: присутствие работ сверстников в экспозиции неизменно производит большое впечатление на юных посетителей музея, и, конечно, подталкивает к тому, что тоже рискнуть попробовать свои силы на новом необычном поприще.
– Вот поэтому часть экспозиции музея знакомит посетителей не с результатами, а с этапами обработки дерева, с применяемыми для этого инструментами, с особенностями и многообразием пород дерева. Посетителям важно подержать в руках обработанные фрагменты разных древесных пород, попробовать на ощупь фактуру стружки разных пород дерева.
Татьяна Грошева
Но попробовать свои силы модно не только в резьбе по дереву. В музее также проводят мастер-классы по росписи по дереву, лозоплетению, изготовлению тряпичных кукол…
Музей, где всё для людей
Если вы вдруг устали, это не повод покинуть музей. Вас ещё ждёт много чего интересного. К примеру, можно посетить павильон, где висят традиционные костюмы Рязанской губернии. Смело наряжайтесь и фотографируйтесь (пусть потом друзья, увидев, завидуют).
Прекрасный фон для эффектных фотографий многие парковые скульпторы музея. К услугам посетителей ступа бабы Яги с задорным слоганом и мётлы разного фасона, а также повозки, лошадки, скамейки необычной формы и многое другое.
И не забудьте сфотографироваться с настоящими животными музея. Да-да, там есть свой мини-зоопарк, в котором живут кролики, куры, фазаны и т.д. А хотите попробовать себя в роли звонаря? Не удивляйтесь, но в музее есть и такая возможность. На его территории стоит Церковь Равноапостольного князя Владимира и мученицы Маргариты – это и экспонат, и действующий храм. Под присмотром матушки, обеспечивающей порядок в храме, можно позвонить в колокола!
Если совсем закончились силы, можно, наконец, посетить уютную беседку, где мангал и где можно попить чай из жаровых самоваров на сосновых шишках. Музей, где всё для людей. Не удивительно, что ежегодно его посещают больше 10 тыс. человек. В этом месте отдыхаешь и душой, и телом. И каждый член семье может найти для себя что-то интересное.
Но если ещё есть желание продолжить путешествие, тогда можете посетить в г. Спас-Клепики музей-филиал С.А. Есенина, а также национальный парк «Мещёра», где вам предложат экскурсии, кемпинг, пройтись по эко-тропе Паустовского. А в селе Ершово можно покататься на лошадях, на осликах и на пони.
Как проехать из Рязани
Направление – Касимов, Владимир. На машине: доехать до Спас-Клепиков, по объездной до перекрёстка с круговым движением – повернуть налево на Егорьевск. Проехать 3 км до озера и по главной дороге налево до указателя «Музей резьбы по дереву», свернуть направо к музею.
На автобусе: с автовокзала Приокский на Спас-Клепики. Пересадка на автобус на Шатуру или на Москву – 10 км до музея, или на такси.
Как проехать из Москвы
На машине: Егорьевкое шоссе 167 км до указателя на трассе «Музей резьбы по дереву».
На автобусе: со Щелковского автовокзала на Спас-Клепики, не доезжая 7 км до города, выйти на указателе «Музей резьбы по дереву», налево 600 м пешком по прекрасному лесу.
Адрес музея
Рязанская область, Клепиковский район, д. Лункино. Телефоны: +7 (951)-103-35-39, +7 (965)-711-10-74.
Где пообедать
2. Кафе «Старый хутор» (+7-915-616-73-55, +7-920-994-75-34).
4. Кафе на берегу озера в паркп-отеле «Паруса» (+7-910-57-57-888).
5. Ресторан базы отдыха «Полушкино» (+7-915-623-86-11).
6. Банкетный комплекс «Престиж-холл» (+7-915-600-74-99).
7. Ресторан «Сердце Парижа» парка-отеля «Фестиваль» (+7-930-870-00-00).